Указ 137 о пенсионном обеспечении

Краткое содержание:


Понижающий военные пенсии коэффициент в очередной раз заморожен

Действие части 2 статьи 43 закона о военных пенсиях в очередной раз приостановлено, теперь до 1 января 2022 года.

Понижающий военные пенсии коэффициент сохранен на уровне 2019 года, то есть составляет 73,68%.

Таким образом, надежды военнослужащих и военных пенсионеров на то, что понижающий коэффициент в связи с достижением стопроцентного уровня уйдет в небытие, не оправдываются.

При этом следует подчеркнуть, что в 2012 году государством гарантировалось ежегодное повышение понижающего коэффициента минимум на 2%. Однако в последние 4 года указанные гарантии не выполняются, о них предпочитают не вспоминать.

Кроме того, в ноябре 2020 года Минфин выступил с инициативой о снижении уровня понижающего коэффициента на 20% (со 100 до 80) ( Подробнее >>> ).

Индексация военных пенсий в 2021 году не соответствует указу Президента

Индексация военных пенсий будет проведена с 1 октября 2021 года на 3,7% в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц. Вместе с тем с учетом требований Президента размер индексации должен быть не менее 5,7%.

Экскурс в историю пенсионного обеспечения военнослужащих: что гарантировало государство

Напомним, что понижающий военные пенсии коэффициент в 54% был введен с 1 января 2012 года. Тогда государством гарантировалось ежегодное увеличение понижающего коэффициента не менее чем на 2% с учетом уровня инфляции до достижения максимального стопроцентного уровня (ч. 2 ст. 43 закона № 4468-I 1993 года).

Кроме того, указом Президента № 604 2012 года Правительству было предписано

ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции ( Подробнее >>> ).

В ответе комитета Госдумы по обороне на открытое письмо военного пенсионера, обратившегося за разъяснениями в связи с введением понижающего коэффициента, сказано:

"С 1 января 2012 года будет предусмотрена индексация военных пенсий дважды в год – с 1 января каждого года и со дня увеличения окладов денежного содержания военнослужащих, что, по нашему мнению, не может рассматриваться как нарушение прав военных пенсионеров.
Новый порядок исчисления пенсий позволит поддерживать материальное обеспечение военных пенсионеров на должном уровне за счет ежегодного гарантированного увеличения размеров военных пенсий, в том числе и независимо от индексации денежного довольствия военнослужащих" ( Подробнее >>> ).

Как государство выполняло обещания, данные военным пенсионерам

Перейдем к простому арифметическому анализу изменения размера военных пенсий с 2012 года:

  • 2012 год: размер понижающего коэффициента (далее – РПК) – 54%. Индексация военных пенсий не проводилась;
  • 2013 год: РПК увеличен на 4,05% и составил 58,05%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 7,5%, что выше уровня инфляции 2012 года (6,58), однако ниже 8,58% (6,58% + 2%, согласно указу);
  • 2014 год: РПК увеличен на 2% и составил 60,05%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 3,45%, что практически в 2 раза ниже уровня инфляции 2013 года (6,45), и, естественно, ниже 8,45 (согласно указу);
  • 2015 год: РПК увеличен на 6,73% и составил 66,78%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 11,21%, что ниже уровня инфляции 2014 года (11,36), и ниже 13,36 (согласно указу);
  • 2016 год: РПК увеличен на 2,67% и составил 69,45%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 4%, что ниже уровня инфляции 2015 года более чем в три раза (12,9), и ниже 14,9 (согласно указу);
  • 2017 год: РПК увеличен на 2,78% и составил 72,23%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 4%, что ниже уровня инфляции 2016 года (5,4), и ниже 7,4 (согласно указу);
  • 2018 год: РПК заморожен на уровне 2017 года, то есть составил 72,23%. На 4% увеличено денежное довольствие военнослужащих, что повлекло за собой увеличение размера пенсий на 4%, что выше уровня инфляции 2017 года (2,5), но ниже 4,5 (согласно указу);
  • 2019 год: РПК увеличен на 1,45%, что ниже установленного законом уровня в 2%, и составил 73,68%. На 4,3% увеличено денежное довольствие военнослужащих. Это в совокупности повлекло за собой увеличение размера пенсий на 6,1%, что выше уровня инфляции 2018 года (4,3), но ниже 6,3 (согласно указу);
  • 2020 год: РПК вновь заморожен, то есть остался на уровне 2019 года в размере 73,68%. На 3% увеличено денежное довольствие военнослужащих. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 3%, что соответствует уровню инфляции 2019 года (3,0), но ниже 5,0 (согласно указу);
  • 2021 год: РПК вновь заморожен, то есть остался на уровне 2019 года в размере 73,68%. В октябре планируется увеличение денежного довольствия военнослужащих на 3,7%. Это повлечет за собой увеличение размера пенсий на 3,7%, что соответствует уровню инфляции сентября 2020 года (3,7), но традиционно ниже установленного Президентом уровня (5,7).

Из анализа приведенных цифр следует

Во-первых, государством не выполняются гарантии, данные военнослужащим и военным пенсионерам о ежегодном повышении понижающего коэффициента минимум на 2%. С 2018 года понижающий коэффициент трижды замораживался, а в 2019 году составил менее 2% (1,45).

Во-вторых, вопреки требованиям указа Президента, Правительством ни разу не обеспечено ежегодное увеличение военных пенсий не менее чем на 2% сверх уровня инфляции.

В-третьих, принцип индексации военных пенсий дважды в год (в связи с увеличением понижающего коэффициента и повышением денежного довольствия), о котором заявляли в комитете Госдумы по обороне, забыт. Такая индексация была проведена лишь в 2019 году. В остальные годы индексация либо проводилась однократно, либо дважды в год, но за счет поэтапного увеличения РПК.

Вместе с тем в очередном ответе комитета по обороне сказано, что требования ч. 2 ст. 43 закона о военных пенсиях не нарушены, поскольку РПК сейчас составляет 73,68%. И если бы его увеличивали на 2% в год, а не больше, как это было в 2013–2017 годах, то размер РПК составил бы в 2020 году всего 70% ( Подробнее >>> ).

Однако это лукавство. Сослагательное наклонение в данном случае не применимо. Увеличение РПК происходило в соответствии с законом о военных пенсиях, предусматривающим возможность такого увеличения более чем на 2% с учетом уровня инфляции. При этом в законе не сказано, что в случае, если в текущем году РПК увеличен более чем на 2%, то в следующем году он может быть заморожен.

Почему Правительство и Госдума не выполняют гарантии, которые были даны военным пенсионерам

Все мы прекрасно понимаем, что федеральный бюджет не резиновый, а военная пенсия влечет за собой существенные расходы. Однако замалчивание проблемы, связанной с невыполнением государством взятых на себя обязательств, вызывает множество вопросов.

В ноябре 2020 года за принятие ФЗ “О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" проголосовало 292 депутата, против – 94, воздержалось – 3.

Печальная для военных пенсионеров статистика.

Также на тему о военных пенсиях и других гарантиях военнослужащим читайте:

Почему военных, обучающихся на платной основе, лишают права на учебный отпуск Подробнее >>>

Социальные гарантии и льготы военнослужащих и сотрудников ОВД предлагают сократить Подробнее >>>

Военная пенсия: что важно знать о назначении пенсии за выслугу лет и иных видов пенсий военным Подробнее >>>

Военная пенсия по инвалидности: на что обратить внимание Подробнее >>>

Если статья оказалась полезной, проголосуйте "Да"

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Мне эта тема безразлична

Свое мнение по этому вопросу я оставлю в комментариях

В Беларуси повышается пенсионный возраст

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 11 апреля подписал указ №137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».

Документ направлен на совершенствование пенсионного обеспечения в изменяющихся социально-демографических условиях. Указом предусматривается с 1 января 2017 года поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет; аналогичное увеличение (на 3 года за 6 лет) возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет; соразмерное общегражданскому постепенное повышение предельного возраста состояния на военной службе военнослужащих.

В соответствии с указом рекомендовано руководителям организаций (независимо от форм собственности) шире применять практику участия нанимателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии.

Минтруда и соцзащиты: повышение пенсионного возраста предусмотрено для всех категорий граждан

Повышение пенсионного возраста предусмотрено для всех категорий граждан в целях обеспечения одинакового, равного подхода. Такая информация содержится в комментарии к указу Президента от 11 апреля 2016 года №137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», опубликованном на сайте Министерства труда и социальной защиты.

Одновременно с повышением общеустановленного пенсионного возраста предусматривается повышение пенсионных возрастов для назначения льготных (досрочных) трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет в соответствии с законами от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении», от 6 января 2009 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», от 15 июня 2006 года «О занятости населения Республики Беларусь», от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь», а также для назначения ежемесячного денежного содержания по указу Президента от 30 ноября 2006 года №705 «О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих». Пенсионные возраста, дающие право на указанные виды пенсий и ежемесячное денежное содержание, повышаются ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Указом также рекомендуется руководителям организаций (независимо от форм собственности) с учетом имеющихся финансовых возможностей шире применять практику участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии.

Программы, предоставляемые страховыми организациями на финансовом рынке Беларуси, позволяют формировать дополнительную к государственной пенсии пенсионную выплату, т.е. больший пенсионный достаток. Формирование дополнительной пенсии возможно непосредственно самим гражданином или его работодателем (корпоративное страхование).

Также указом регулируется вопрос повышения предельного возраста состояния на военной службе, отдельные вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих.

ИНТЕРВЬЮ: Решение по пенсионному возрасту нельзя было больше откладывать — Ковальков

Главная социальная интрига последнего времени разрешилась — в Беларуси принято решение о повышении пенсионного возраста. Таким образом, с 2017 года пенсионная система вступает в следующую — историческую, иначе не скажешь — фазу своего развития. К этой новой реальности нужно готовиться всем — обществу, экономике, государству. В интервью корреспонденту БЕЛТА заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков рассказал, кого коснутся новации в первую очередь, какие проблемы предстоит решить, чем обусловлено повышение возраста выхода на пенсию и каких рисков это позволит избежать.

— Валерий Валерьевич, правительством были предложены три варианта. Оптимальным признан тот, который закреплен в указе Президента о совершенствовании пенсионной системы. С 1 января 2017 года пенсионный возраст постепенно — ежегодно на 6 месяцев — повышается для мужчин до 63 лет, для женщин — до 58 лет. Почему сохранена пятилетняя гендерная разница пенсионных порогов? Надо признать, что этот вопрос вызывал даже более острые дискуссии на форумах, чем собственно повышение пенсионного возраста.

— В этих дискуссиях противники сохранения пятилетней разницы приводили лишь один аргумент — демографическую статистику о большей продолжительности жизни женщин. А при принятии этого варианта были учтены положения Конституции, национального законодательства об особой заботе государства о женщинах и их повышенной социальной защите. Что же до демографии, то продолжительность жизни мужчин растет — и даже более высокими темпами, чем женщин. Эта позитивная тенденция сохранится и в будущем — таковы прогнозы экспертов.

— Сколько мужчин и женщин, по оценке, выйдут на пенсию на полгода позже? Какова экономия средств от этой меры?

— Об экономии не может быть речи. Мы не можем допустить снижения размеров пенсий.

За последний год численность жителей Беларуси, достигших возраста 55/60 лет, увеличилась более чем на 40 тыс. (статистика касается состоящих на учете в органах по труду, занятости и соцзащите). Сейчас насчитывается 2 млн 354 тыс. таких пенсионеров. Если бы не было принято решение о повышении пенсионного возраста, то в 2018 году их численность увеличилась бы до 2 млн 445 тыс. — это плюс 90 тыс. человек. Дополнительно на выплату пенсий нужно было бы изыскать в 2018 году значительный объем средств — порядка 3,5% от сегодняшних расходов на пенсионное обеспечение, в 2019-м — 5,2%, в 2020-м — 6,9%, а в 2030-м — почти 20%.

Теперь о количестве тех, кого затронет новая норма. Ежегодно это будет около 100 тыс. человек. За 2015 год органы по труду, занятости и соцзащите назначили 134,7 тыс. новых пенсий, из них 104,8 тыс. пенсий по возрасту. Для простоты счета — в год назначается более 100 тыс. пенсий по возрасту. При повышении пенсионного порога на полгода половина от этого количества ежегодно будут выходить на пенсию на полгода позже, чем сейчас, вторая половина — на год позже.

— Очень многие люди не понимают, что означает на практике ежегодный полугодовой шаг…

— Женщины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1962 года, и мужчины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1957 года, смогут реализовать свое право на пенсию с июля по декабрь 2017 года — они уйдут на пенсию в 55 лет 6 месяцев и 60 лет 6 месяцев соответственно. Их ровесники, чей день рождения выпадает на второе полугодие 1962 и 1957 года, выйдут на пенсию уже во второй половине 2018 года — в 56/61 год.

Женщины, родившиеся в первом полугодии 1963 года, и мужчины, родившиеся в первом полугодии 1958 года, смогут выйти на пенсию во втором полугодии 2019 года — в возрасте 56 лет 6 месяцев и 61 года 6 месяцев. Те женщины и мужчины, кто родился во втором полугодии 1963 и 1958 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2020 года — в 57/62 года.

Женщины, которые родились в первом полугодии 1964 года, и мужчины, которые родились в первом полугодии 1959 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2021 года — в 57 лет 6 месяцев и 62 года 6 месяцев. Женщины и мужчины, которые родились во втором полугодии 1964-го и 1959-го, выйдут на пенсию во втором полугодии 2022 года — в 58/63 года.

Поэтапное повышение пенсионного возраста закончится, когда во второй половине 2022 года на пенсию выйдут мужчины, родившиеся во втором полугодии 1959 года, и женщины, родившиеся во второй половине 1964 года.

При этом следует обратить внимание, что возраст выхода на пенсию будет зависеть не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии. Так, если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года (например, в декабре), обратится за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018 года), а позднее, скажем, в феврале 2019 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году (56 лет 6 месяцев), то есть не ранее июня 2019 года.

— Интересно, какой возраст будет считаться предпенсионным? Сейчас это 53 года — для женщин, 58 лет — для мужчин, а в последующие годы?

— По мере повышения пенсионного возраста будет соответственно увеличиваться и предпенсионный возраст.

— Какие предусмотрены гарантии занятости для работников предпенсионного возраста? И сдвинутся ли «возрастные» границы этих гарантий вместе с повышением пенсионного порога?

— В указе №180 содержатся так называемые охранные нормы для работников предпенсионного возраста — контракты с мужчинами и женщинами этого возраста должны заключаться как минимум до общеустановленного пенсионного возраста 55/60 лет. Поскольку эти нормы уже скорректированы, возраст для гарантий по занятости также увеличится.

— Как новый пенсионный возраст и плавные темпы его введения (по 6 месяцев с 1 января каждого года) увязаны с емкостью рынка труда?

— Принятый вариант повышения пенсионного возраста не приведет к росту напряженности на рынке труда.

Как известно, после назначения пенсии большинство граждан продолжают работать еще около 5 лет. Сегодня трудятся 663 тыс. пенсионеров, или 25% от их общей численности. По статистике, в первый год после назначения пенсии продолжают трудовую деятельность почти 68% женщин и более половины мужчин. Через пять лет после назначения пенсии продолжают работать 40% женщин и 30% мужчин.

То есть занятость среди новых пенсионеров достаточно высокая. Учитывался и выход выпускников на рынок труда: от 95,8 тыс. человек в 2017 году до 78,3 тыс. человек в 2020-м. Кроме того, в соответствии с указом №78 планируется ежегодно создавать 50 тыс. рабочих мест за счет новых предприятий и производств. По оценкам, все эти слагаемые позволят сохранить возможности занятости и для молодежи, и для старшего поколения.

— А сохранятся ли пенсионные льготы?

— Да, в Беларуси сохраняются действующие пенсионные льготы по раннему выходу на пенсию социально уязвимых граждан, за работу в неблагоприятных условиях труда, а также госслужащим и военнослужащим. При этом пенсионный возраст для льготных (досрочных) пенсий увеличится соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста. Тем самым будет обеспечен одинаковый, равный подход ко всем категориям.

Впереди масштабная работа по реализации положений указа, ведь пенсионный возраст и статус пенсионера затрагиваются во многих сферах общественной жизни и государственного регулирования.

— Какой ожидается результат от повышения пенсионного возраста до 58/63 лет?

— Численность населения в трудоспособном возрасте фиксируется на сегодняшнем уровне (около 5,5 млн человек). Число занятых в экономике до 2020 года сохраняется практически на 100-процентном уровне к 2015 году (99,6%). Удерживается действующее соотношение численности людей трудоспособного возраста и старше трудоспособного до 2027 года (2,3 к 1).

— По мнению Президента, не стоит ограничиваться принимаемыми в государственной пенсионной системе мерами, повышением пенсионного возраста. Какие новации еще нас ожидают?

— Скорее, не новации, а развитие действующих подходов. В частности, речь идет о добровольном пенсионном страховании. Во многих развитых странах (Австрии, Бельгии, Канаде, Чехии, Великобритании, США, Франции, Германии, Италии, Испании, Ирландии, Венгрии, Словении, Новой Зеландии, Греции) широко распространены дополнительные корпоративные пенсии от работодателей, они стали весомой добавкой к государственным пенсиям. Причем эта практика настолько развита и привычна для работников и работодателей, что воспринимается как обязательный накопительный элемент пенсионной системы. И это притом что государственные пенсионные системы в этих странах не включали и не включают обязательного накопительного уровня.

Целесообразность расширения практики участия нанимателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии предусмотрена и указом о совершенствовании пенсионной системы.

То есть работодатели, которые имеют финансовые возможности, должны активнее использовать такие подходы. Немаловажная роль здесь отводится профсоюзным организациям.

— Нашу пенсионную систему люди частенько критикуют, это не секрет. Однако субъективное восприятие и реальная оценка — вещи разные, поскольку точки отсчета отнюдь не всегда совпадают.

— Национальная пенсионная система соответствует общепризнанным в международной практике критериям.

Уже более десяти лет соотношение средней пенсии по возрасту и средней зарплаты (так называемый коэффициент замещения) поддерживается на уровне не менее 40%. А это рекомендация Международной организации труда (МОТ). Постепенно увеличивается соотношение пенсий и бюджета прожиточного минимума (БПМ) пенсионера. На конец 2000 года пенсию в размере ниже БПМ получал каждый третий пенсионер, сегодня — менее 1%.

На выплату пенсий в Беларуси в последние годы направляется около 10% ВВП, что сопоставимо со средними расходами в развитых государствах.

— Обратная сторона социальных гарантий — нагрузка на экономику.

— Любая пенсионная система неразрывно связана с демографической ситуацией, рынком труда и занятостью, экономикой страны. Сегодня перед Беларусью, как, впрочем, и другими европейскими государствами, стоит задача адаптировать пенсионную систему к демографическим изменениям. Нужно настроить систему таким образом, чтобы, с одной стороны, она предоставляла социально приемлемые пенсии, с другой — была посильной для экономики и не ограничивала экономический рост.

Многое уже сделано. Скажу больше — уже несколько лет идет пенсионная реформа. Адаптация пенсионной системы к новым реалиям проводится спокойно, постепенно, с закреплением принципов «Пенсия должна зарабатываться», «Чем больше стаж и заработок, тем выше пенсия», «Чем позже назначается пенсия, тем она выше». И эти принципы поддерживаются нашими гражданами.

Одним из первых заметных шагов стало совершенствование подходов к предоставлению — ранней пенсии за работу во вредных условиях труда. Кстати, в других странах пошли на достаточно жесткие решения: досрочные пенсии были либо отменены, либо сокращен круг работников, имеющих на них право. В Беларуси же применен максимально мягкий подход — создана отдельная дополнительная профессиональная пенсионная система.

Так, с 1 января 2009 года в республике введено профессиональное пенсионное страхование (ППС) работников, занятых в неблагоприятных условиях труда. Для досрочных пенсий таких работников работодателем формируются отдельные средства. Тем самым досрочные пенсии по условиям труда постепенно выводятся за рамки общей пенсионной системы. И значит, общие пенсионные средства не будут тратиться на досрочные пенсии.

В результате численность досрочных пенсий в общей системе снижается. Если до введения ППС льготной была каждая четвертая новая пенсия, то на конец 2015 года — только каждая седьмая. Кроме того, общей системе стали возмещаться расходы на досрочные пенсии: если в 2009 году возмещение из средств ППС составляло лишь 2,7%, то в 2014 году — уже 9,4%. Сегодня молодые работники уже могут выбрать: формировать право на досрочную пенсию или — вместо этого — получать доплату к текущему заработку в размере целевых взносов (введено с 2013 года). К слову, эта возможность широко используется.

Существенно увеличен минимальный стаж работы с уплатой взносов, необходимый для назначения пенсии, — с 5 до 15 лет 6 месяцев. К 2025 году он будет постепенно доведен до 20 лет (повышается ежегодно на полгода). Тем самым практически уравниваются периоды формирования права на пенсию и ее получения.

При этом сохранен прежний 5-летний стаж для социально уязвимых категорий — многодетных матерей с пятью детьми, инвалидов с детства и их родителей и др.

На пять лет повышен пенсионный возраст для тех, кто не отработал минимального страхового стажа. С 2015 года введено правило об исчислении размера пенсии с обязательным учетом сведений о заработке по данным персонифицированного учета. Это способствует легализации доходов.

Чтобы стимулировать людей к зарабатыванию пенсии, усилено влияние на ее размер каждого года длительного стажа, высокого заработка граждан. В результате максимальный размер пенсии по возрасту у неработающего получателя (при стаже 40/45 лет, индивидуальном коэффициенте заработка 5,0 и выше) превышает минимальный размер этой пенсии в 3,1 раза, а социальную пенсию тех, кто не выработал стаж, — в 6,1 раза.

Чтобы работники могли больше повлиять на размер будущей пенсии, увеличена «премия» за отложенный выход на пенсию. Отказ от пенсии на 5 лет позволяет увеличить ее в среднем в 1,7-1,8 раза.

— Принятых мер оказалось недостаточно?

— Предстоящие демографические изменения будут очень интенсивными. Поэтому нужны более серьезные меры. За последние десятилетия возрастная структура населения Беларуси кардинально изменилась. Удельный вес людей пенсионного возраста в общей численности населения увеличился с 13,6% в 1960 году почти до 25% в 2015 году и, по оценке, к 2030 году составит 30%. Это будет происходить на фоне снижения численности населения в трудоспособном возрасте. Так, с 2017 по 2020 год численность лиц, достигающих возраста 55/60 лет, будет в 1,5-1,6 раза превышать число молодых людей, достигающих 16 лет (трудоспособного возраста).

Сейчас на 100 работников приходится 61 пенсионер. Если бы решение о повышении пенсионного возраста не было принято, то в 2020 году на 100 работников приходилось бы 66 пенсионеров, а в 2030 году — уже 78.

Следует также учитывать и позитивную тенденцию роста продолжительности жизни в Беларуси. При этом, безусловно, увеличивается и период получения пенсии. За последние 8 лет период получения пенсии у мужчин увеличился на 1 год, у женщин — на 2 года 3 месяца. Естественно, растут и пенсионные расходы.

Приведу статистику, которая, полагаю, будет многим интересна, поскольку сама по себе содержит ответы на многие вопросы. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин — 68,5 года, но при этом после достижения 60-летнего возраста мужчины живут в среднем еще 15,5 года, после достижения 70 лет — 10,2 года. Ожидаемая продолжительность жизни для женщин — 78,6 года, а для достигших 55-летнего возраста — 26 лет, для достигших 60 лет — 21,8 года, для достигших 70 лет — еще 14 лет. Цифры говорят сами за себя.

С учетом демографических прогнозов важно сохранить количество граждан в трудоспособном возрасте и стабилизировать (то есть не увеличивать) число пенсионеров. Это позволит не допустить снижения уровня пенсий — без перекладывания ответственности, связанной с чрезмерной нагрузкой по содержанию пенсионеров, на наших детей.

Хочу подчеркнуть: решение по пенсионному возрасту нельзя было больше откладывать. Упустив этот момент сейчас, впоследствии мы не смогли бы уже повышать пенсионный возраст плавно и постепенно.


Каковы самые главные изменения?

1 Индексация текущих пенсий

Сначала - о нынешних пенсионерах. Сэкономленные финансовые ресурсы направлены на повышение пенсий неработающим пенсионерам. Январскую пенсию они получили с учетом индексации на 7,05 процента.

При этом уже второй год индексация страховых пенсий происходит на месяц раньше, чем обычно: не с 1 февраля, а с 1 января. И с этого года такой порядок становится постоянным, он закреплен законодательно.

Много вопросов возникает по поводу величины прибавки после индексации. Средняя страховая пенсия по старости выросла на 1 тысячу рублей - с прошлогодних 14 414 до 15 430 рублей. При этом у каждого пенсионера прибавка к пенсии рассчитывалась индивидуально, напомнили в Пенсионном фонде. Чем выше приобретенные у гражданина в течение трудовой жизни пенсионные права (стаж, заработок, страховые взносы, количество пенсионных коэффициентов), тем больше размер страховой пенсии и, следовательно, сумма прибавки к ней после индексации.

В таблице наглядно показаны суммы увеличения пенсии после индексации в зависимости от суммы, которую пенсионер получал в 2018 году.

Для тех, кто продолжает работать и после оформления пенсии, порядок ее пересмотра остался прежним: пенсию таким гражданам выплачивают в назначенном в момент ее оформления размере, без учета ежегодной индексации, а пересчитывают в августе. Увеличение индивидуально у каждого и зависит от размера зарплаты конкретного пенсионера и суммы перечисленных за него страховых взносов в Пенсионный фонд в предыдущем году. Когда пенсионер окончательно оставляет работу, Пенсионный фонд одномоментно пересчитывает его пенсию, увеличивая на суммарный коэффициент индексации - сразу за все годы "переработки".

Что касается ЕДВ (ежемесячной денежной выплаты), которую вместе с пенсией получают некоторые льготные категории, она, как и в предыдущем году, будет проиндексирована с 1 февраля.

2 Дополнительная прибавка селянам



У селян, отработавших в сельском хозяйстве не менее 30 лет, помимо общей со всеми индексации с 1 января произошло увеличение фиксированной выплаты к пенсии на 25 процентов. С 1 января фиксированная выплата к страховой пенсии составляет у всех пенсионеров 5334 рубля, а у бывших работников сельского хозяйства соответственно на 1333 рубля больше. Эта добавка будет выплачиваться в дополнение к уже проиндексированной пенсии. В итоге сельские жители получат двойную прибавку.

Важный момент: чтобы иметь право получать повышенный размер фиксированной выплаты, пенсионер должен жить в сельской местности (если переехал в город и зарегистрирован по новому адресу - значит, сельским жителем он уже быть перестал).

Кто считается "отработавшим в сельском хозяйстве"? Правительство утвердило своим постановлением список работ, производств, профессий, всего более 500 пунктов. В него включены работники сельхозпредприятий, колхозов, фермерских хозяйств, МТС, сельхозартелей, а также руководящее звено: директора совхозов, председатели колхозов, руководители цехов и бригад и т.д. Попали в список и смежные специальности: инженеры-гидротехники, мелиораторы, землеустроители, энергетики и т.д. Главное - чтобы местом их работы было именно сельхозпредприятие.

Перерасчет Пенсионный фонд произвел всем сельским пенсионерам автоматически - на основании данных в пенсионном деле. Если у кого-то возникли сомнения или вопросы - за разъяснениями можно обратиться в клиентскую службу ПФР.

3 Как будет увеличиваться пенсионный возраст

"РГ" много об этом писала, но вопросов от наших читателей приходит очень много. Женщины 1963 года рождения и мужчины 1958 года - это те возраста, которые оформляли выход на пенсию по прежним нормам (55 лет и 60 соответственно) в 2018 году. С 2019 года повышать возраст выхода на пенсию будут постепенно - по году за год, пока не будет достигнута верхняя "планка" - 60 лет у женщин и 65 у мужчин. Произойдет это в 2023 году, когда закончится переходный период.

При этом в первые два года - в 2019 и 2020 году - по предложению президента будет действовать льготный порядок повышения: пенсию можно оформить на полгода раньше вновь установленного возраста. Подробности - в таблице.


4 Кому сохранят досрочные пенсии

Некоторым категориям пенсионеров сохранен прежний возраст выхода на пенсию. Как и раньше, право на досрочную пенсию имеют так называемые "списочники" - работники вредных и опасных производств.

Кроме того, сохранены льготы некоторым социально уязвимым категориям граждан. Так, не повышается возраст выхода на пенсию у представителей коренных народов Севера, а также тех, кто получает страховые пенсии по социальным причинам (это некоторые виды заболеваний).

Расширены льготы для многодетных матерей. Право на досрочную пенсию (по сравнению с новым пенсионным возрастом для женщин 60 лет) получили мамы троих детей (родившие и воспитавшие их минимум до восьмилетнего возраста) - они смогут оформить пенсию на три года раньше, то есть в 57 лет. Если у женщины четверо детей - оформление пенсии может быть на четыре года раньше общеустановленного возраста - в 56 лет. А мамы пятерых детей будут выходить на пенсию по-прежнему в 50 лет (то есть на 10 лет старше нового пенсионного возраста).

5 Как защитят предпенсионеров

Понятно, что, поскольку в связи с повышением возрастной планки на пенсию в ближайшие годы будет выходить меньше пенсионеров, количество работающего населения будет расти. В минтруде не ожидают в связи с этим серьезных обострений на рынке труда. Тем не менее принято несколько законодательных норм в защиту трудовых прав работников старшего, точнее, предпенсионного возраста.

Во-первых, сам предпенсионный возраст определен теперь как пять лет до момента возникновения права на пенсию (в том числе в некоторых случаях - досрочную).

Во-вторых, предпенсионеров защитили от необоснованных увольнений. За это (как и за отказ в приеме на работу) теперь введена уголовная ответственность. Со стороны работодателя отвечать будут ответственные должностные лица, такие поправки внесены в Уголовный кодекс РФ. По решению суда допустивших нарушение могут наказать штрафом до 200 тысяч рублей либо обязательными работами сроком на 360 часов.

В-третьих, решено дать возможность работникам старших возрастов (начиная с предпенсионного) позаботиться о сохранении здоровья. Ежегодно предпенсионеры смогут получить у работодателя два свободных от работы оплачиваемых дня для прохождения диспансеризации - профилактического посещения врачей, выполнения анализов и диагностических исследований. Все остальные работники получили такое же право, но только один день и раз в три года. Оплата за такие дни рассчитывается исходя из среднего заработка работника.


6 Какие меры будут действовать в случае потери работы

Если предпенсионер все же потеряет работу, у него есть несколько возможностей поправить свое материальное положение при поддержке государства.

В региональных службах занятости с нынешнего года для предпенсионеров предназначены специальные обучающие программы. Это и освоение новых профессий, и переподготовка и повышение квалификации в своей или смежной области. Главная цель - повысить конкурентоспособность зрелых кадров по сравнению с молодежью.

Интересный момент: пройти обучение смогут не только безработные граждане (вставшие на официальный учет в службе занятости). Переподготовка возможна и "на опережение", без потери работы - в службе занятости обязаны принять и помочь даже в том случае, если предпенсионер сохраняет рабочее место, но хочет укрепить свои позиции или, к примеру, сменить род деятельности.

7 Студенты-предпенсионеры получат стипендию

Если органы службы занятости направляют предпенсионера на переобучение, ему положена стипендия:

если с момента увольнения до начала учебы прошло менее 12 месяцев и при этом до увольнения на предприятии предпенсионер отработал не менее 26 недель, - стипендия выплачивается в размере 75 процентов от среднего заработка за последние три месяца работы (но не выше и не ниже максимального и минимального размера пособия по безработице с учетом районного коэффициента);

если до увольнения гражданин отработал менее 26 недель, стипендия выплачивается в размере пособия по безработице, положенного конкретному человеку на день, предшествующий началу обучения;

если после увольнения прошел год и более или если гражданин был уволен из-за нарушения трудовой дисциплины, стипендия выплачивается в размере минимального пособия по безработице с учетом районного коэффициента;

если гражданин проходит переобучение потому, что не может справляться с прежними обязанностями из-за потери здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, ему выплачивается средняя зарплата за последние три месяца работы (но не более максимального пособия по безработице).

8 Когда выплачивается пособие по безработице

Тут порядок для уволенных предпенсионеров и других безработных примерно одинаков, но гражданам старших возрастов теперь предоставлены некоторые преимущества.

Пособие по безработице при постановке на учет в службу занятости рассчитывается исходя из среднего заработка на последнем месте работы за три месяца перед увольнением.

В первые три месяца пособие составляет 75 процентов средней зарплаты; следующие три месяца - 60 процентов. Но не выше утвержденного максимального размера пособия и не ниже его минимальной величины. При этом пособие выплачивается не более шести месяцев в течение года. Для тех, кто впервые ищет работу либо не работал больше года, а также в случае, если был уволен "по статье", пособие выплачивается только три месяца в течение года и в размере минимальной утвержденной суммы.


9 Дополнительные преференции предпенсионерам

Что касается граждан предпенсионного возраста, который, напомним, с нынешнего года составляет пять лет до момента возникновения права на назначение пенсии, они получили некоторые привилегии.

Так, по сравнению с "обычными" безработными, срок выплаты пособия у предпенсионеров увеличен вдвое: он составляет максимум 12 месяцев в течение 18 месяцев.

Более того, этот срок может быть увеличен: если у предпенсионера большой стаж работы (более 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, либо выработан стаж, достаточный для оформления досрочной пенсии), - срок выплаты пособия увеличивается на две недели за каждый год сверх 25 и 20 лет стажа для мужчин и женщин соответственно.

При этом также введено ограничение по максимальной продолжительности выплаты пособия: не более 24 месяцев в течение 36 месяцев.

Размер пособия у предпенсионеров тоже более выгодный.

в первые три месяца после постановки на учет в качестве безработного он составляет 75 процентов среднего заработка по последнему месту работы;

в следующие четыре месяца - выплачивают 60 процентов среднего заработка;

в дальнейшем пособие составляет 45 процентов средней зарплаты.

При этом также действует ограничение по максимальному размеру пособия. Этот норматив ежегодно утверждает правительство. В 2019 году максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста составляет 11 280 рублей.

10 На пенсию можно выйти досрочно

Наконец, если безработного предпенсионера не удается трудоустроить, орган занятости может выдать ему представление для оформления страховой пенсии досрочно. Но не ранее чем за два года до наступления общеустановленного пенсионного возраста. При этом гражданин должен иметь достаточную продолжительность страхового стажа: у мужчин стаж должен составлять минимум 25 лет, а у женщин - не менее 20 лет.

Как получить "сельскую" надбавку, если профессия не указана в перечне

Здравствуйте! У меня вопрос по "сельской" надбавке. Подпадают ли под категорию работников сельского хозяйства, дающую право на надбавку к пенсии, летчики сельскохозяйственной авиации? В перечне, утвержденном правительством, я такой категории не нашел.

Granits56@mail.ru

В "Списке работ, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии…" (утвержденном постановлением Правительства РФ №1440 от 29 ноября 2018 года) специальность "летчик сельскохозяйственной авиации" не указана.

Но тем же 1440-м постановлением правительства предусмотрено, что Министерство труда и социальной защиты РФ по представлению Министерства сельского хозяйства РФ и по согласованию с Пенсионным фондом может устанавливать "тождество работ, производств, профессий, должностей, специальностей", предусмотренных утвержденным списком, если какие-либо сельскохозяйственные работы, производства, профессии, должности и специальности имели "иные наименования". Как пояснили в Пенсионном фонде, это даст возможность получить надбавку пенсионерам, которые реально подпадают под условия для повышения фиксированной выплаты, но записи об их месте работы и роде деятельности, зафиксированные в документах о трудовой деятельности, были сформулированы по-другому.

Могут ли отменить уже назначенную пенсию

Я на пенсии по северному стажу, но по возрасту мне надо еще работать три года. Не отменят ли мне льготную пенсию по северному стажу? Продолжаю работать.

Для людей, которым пенсия назначается досрочно за работу на Крайнем Севере и в приравненных районах, со следующего года возраст выхода на пенсию начнет постепенно увеличиваться. Однако если пенсия уже назначена, пенсионер продолжит получать выплаты, невзирая ни на какие изменения.


Когда начнет действовать пенсионная льгота для мам троих детей

Меня зовут Людмила, я 1966 года рождения, у меня трое детей (родились в 1986,1989,1991 годах), стаж 22 года. Когда я выйду на пенсию? По новой пенсионной сетке - в 58 лет, но так как я имею троих детей - вроде как бы в 55. Так ли это? Прошу разъяснения.

Людмила Невельская

По новому закону женщины 1966 года рождения действительно выходят на пенсию в 58 лет. Этого возраста они достигнут в 2024 году. Однако, если женщина воспитала троих детей до 8 лет и у нее есть не менее 15 лет стажа, она имеет право досрочно выйти на пенсию как многодетная мама на три года раньше нового пенсионного возраста, то есть в 57 лет (а не в 55, как вы решили). Такая льгота начнет действовать с 2023 года, поскольку до этого времени многодетные мамы смогут выходить на пенсию в более раннем возрасте (в 2019-м и первом полугодии 2020 года - в 55 лет и 6 месяцев, во втором полугодии 2021-го и первом полугодии 2022 года - в 56 лет и 6 месяцев) по общим основаниям так же, как и другие женщины. Таким образом, вы сможете оформить досрочную пенсию как мать троих детей в 2023 году, когда вам исполнится 57 лет. Женщинам с четырьмя детьми тоже будет предоставлено право досрочно выйти на пенсию. Сделать это они смогут на четыре года раньше нового пенсионного возраста, в 56 лет. Первым годом, в котором заработает эта льгота, станет 2021-й. Также напомним, что женщины, воспитавшие пятерых детей, имеют право получать пенсию уже с 50 лет. Эта льгота действует сегодня и сохранится в дальнейшем.

Изменится ли размер пенсии при переезде

Как узнать, не урежут ли пенсию при переезде в другой регион, например, с Дальнего Востока на юг или запад России? В местном отделении Пенсионного фонда не могу добиться четкого ответа на этот вопрос!

При переезде в другой регион, за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, пенсионер продолжает получать положенную ему пенсию в установленном размере. Ее размер может увеличиться/уменьшиться только за счет прожиточного минимума пенсионера (касается неработающих пенсионеров), установленного в том или ином регионе. К примеру, пенсионеру была назначена пенсия в размере 7 тысяч рублей, но размер ее был увеличен до 9 тысяч в соответствии с прожиточным минимумом, установленным в регионе его проживания. При переезде доплата к пенсии (к тем 7 тысячам рублей) либо увеличится, либо уменьшится в зависимости от прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе, куда он собирается переехать.

Второй момент касается переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей либо в эти районы.

1. Пенсия назначалась гражданину, проживающему в районах Крайнего Севера и приравненных местностях, и была увеличена на соответствующий районный коэффициент. В этом случае при переезде из района Крайнего Севера (приравненной к нему местности), пенсия на этот установленный коэффициент уменьшается. При переезде в район Крайнего Севера (приравненную к нему местность) пенсия будет увеличена.

2. Также пенсия в повышенном размере может быть назначена гражданину при выработке специального северного стажа. В этом случае при назначении пенсии увеличивается непосредственно фиксированная выплата, и при переезде размер пенсии не изменяется.

Читайте также: