Указ 137 от 11 апреля года о совершенствовании пенсионного обеспечения

Что происходит в Бресте


Прислать новость


Рубрики новостей

  • Брест. Общество
  • Брестская крепость
  • Беловежская пуща
  • Бизнес, экономика
  • Городские заметки
  • Граница, таможня
  • Интернет, технологии
  • История Бреста
  • Культура, отдых
  • Медицина и здоровье
  • Официально
  • Праздники,события
  • Природа. Экология
  • Происшествия. ДТП
  • Спорт
  • Транспорт
  • Фотографии и видео Бреста
  • Разное. Обо всем

Транспорт Бреста





Выберите район

  • Барановичский
  • Березовский
  • Ганцевичский
  • Дрогичинский
  • Жабинковский
  • Ивановский
  • Ивацевичский
  • Каменецкий
  • Кобринский
  • Лунинецкий
  • Ляховичский
  • Малоритский
  • Пинский
  • Пружанский
  • Столинский


Указ №137 подписан. С 2017-го в Беларуси повышается пенсионный возраст

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 11 апреля подписал Указ № 137 ”О совершенствовании пенсионного обеспечения“.


«Документ направлен на совершенствование пенсионного обеспечения в изменяющихся социально-демографических условиях», — сообщили в пресс-службе белорусского лидера.

Указом предусматривается с 1 января 2017 г. поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет; аналогичное увеличение (на 3 года за 6 лет) возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет; соразмерное общегражданскому постепенное повышение предельного возраста состояния на военной службе военнослужащих.

В соответствии с Указом также рекомендовано руководителям организаций (независимо от форм собственности) шире применять практику участия нанимателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии.

Указ № 137 от 11 апреля 2016 г. О совершенствовании пенсионного обеспечения

В целях совершенствования пенсионного обеспечения в изменяющихся социально-демографических условиях:

1. Установить, что начиная с 1 января 2017 г.:

1.1. общеустановленный пенсионный возраст (статья 11 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года ”О пенсионном обеспечении“ (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 17, ст.275) повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 лет, женщинами – 58 лет;

1.2. возраст, дающий право на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет, назначаемую до достижения общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с законодательными актами, на пенсию за выслугу лет по Закону Республики Беларусь от 14 июня 2003 года ”О государственной службе в Республике Беларусь“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 70, 2/953), а также на ежемесячное денежное содержание по Указу Президента Республики Беларусь от 30 ноября 2006 г. № 705 ”О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 201, 1/8123), повышается ежегодно 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности;

1.3. предельный возраст состояния на военной службе (службе в военизированных организациях) военнослужащих (сотрудников) в воинских (специальных) званиях до подполковника включительно повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Указанное повышение предельного возраста состояния на военной службе (службе в военизированных организациях) не распространяется на военнослужащих (сотрудников), признанных военно-врачебной комиссией по состоянию здоровья негодными (не отвечающими специальным требованиям) к военной службе (службе в военизированных организациях) по занимаемым должностям, категории которых утверждаются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

2. Совету Министров Республики Беларусь совместно с Государственным секретариатом Совета Безопасности Республики Беларусь и иными заинтересованными в шестимесячный срок:

2.1. обеспечить подготовку и внесение в установленном порядке предложений о приведении законодательных актов в соответствие с настоящим Указом, а также приведение других актов законодательства в соответствие с данным Указом;

2.2. принять иные меры по реализации настоящего Указа.

3. Рекомендовать руководителям организаций (независимо от форм собственности) с учетом имеющихся финансовых возможностей шире применять практику участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии.

4. До приведения в соответствие с настоящим Указом акты законодательства действуют в части, не противоречащей настоящему Указу.

Действие настоящего Указа не распространяется на условия назначения пенсий за выслугу лет лицам, уволенным с военной службы (службы в военизированных организациях), приказ об увольнении которых издан до вступления в силу настоящего Указа.

5.Настоящий Указ вступает в силу после его официального опубликования.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко






Вопрос: "На какую материальную помощь могут расчитывать многодетные семьи?". Ответ



11 апреля 2016г. Президентом Республики Беларусь принят Указ №137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» (далее – Указ). Указом предусматривается повышение общеустановленного пенсионного возраста с 1 января 2017г. ежегодно на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 года, женщинами 58 лет.


Повышение пенсионного возраста будет осуществляться постепенно, с 1 января каждого года – на шесть месяцев, одновременно для обоих полов, с сохранением действующей пятилетней разницы в пенсионных возрастах у мужчин и женщин (подпункт 1.1 пункта 1 Указа).

Год обращения за пенсией

Общеустановленный пенсионный возраст

для мужчин

для женщин

60 лет 6 месяцев

61 год 6 месяцев

62 года 6 месяцев

55 лет 6 месяцев

56 лет 6 месяцев

57 лет 6 месяцев

Необходимо отметить, что повышение пенсионного возраста предусмотрено для всех категорий граждан в целях обеспечения одинакового, равного подхода. Одновременно с повышением общеустановленного пенсионного возраста предусматривается повышение: пенсионных возрастов для назначения льготных (досрочных) трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет в соответствии с законами Республики Беларусь от 17 апреля 1992г. «О пенсионном обеспечении», от 6 января 2009г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», от 15 июня 2006г. «О занятости населения Республики Беларусь», от 14 июня 2003г. «О государственной службе в Республике Беларусь», а также для назначения ежемесячного денежного содержания по Указу Президента Республики Беларусь от 30 ноября 2006г. №705 «О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих». Пенсионный возраст, дающий право на указанные виды пенсий и ежемесячное денежное содержание, повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности (подпункт 1.2 пункта 1 Указа).

Указом также рекомендуется руководителям организаций (независимо от форм собственности) с учетом имеющихся финансовых возможностей шире применять практику участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии (пункт 3 Указа).Законодательством Республики Беларусь предусмотрено добровольное страхование дополнительной пенсии. Программы добровольного страхования дополнительной пенсии, предоставляемые страховыми организациями на финансовом рынке Беларуси, позволяют формировать дополнительную к государственной пенсии пенсионную выплату, т.е. больший пенсионный достаток. Формирование дополнительной пенсии возможно непосредственно самим гражданином и (или) его работодателем (корпоративное страхование).

Одновременно с вопросом повышения пенсионного возраста Указом регулируются вопрос повышения предельного возраста состояния на военной службе (службе в военизированных организациях), а также отдельные вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих (сотрудников военизированных организаций) (подпункт 1.3 пункта 1 и пункт 4 Указа).

Сопровождение вопросов, касающихся прохождения военной службы (службы в военизированных организациях) и пенсионного обеспечения военнослужащих (сотрудников военизированных организаций), осуществляется соответствующими силовыми министерствами и ведомствами.

Время выхода на пенсию в зависимости от даты рождения рассчитано в таблице:

Дата рождения

Время выхода на пенсию

Пенсионный возраст, лет

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

С 1 января
по 30 июня
1957 года

С 1 января
по 30 июня
1962 года

С 1 июля
по 31 декабря
2017 года

С 1 июля
по 31 декабря
1957 года

С1 июля
по 31декабря
1962 года

С 1 июля
по 31 декабря
2018 года

С 1 января
по 30 июля
1958 года

С1 января
по 30июня
1963 года

С1 июля
по31 декабря
2019 года

С 1 июля
по 31декабря
1958 года

С 1 июля
по 31 декабря
1963 года

С 1 июля
по 31 декабря

С 1 января
по 30 июня
1959 года

С 1 января
по 30 июня
1964 года

С 1 июля
по 31 декабря
2021 года

С 1 июля
по 31 декабря
1959 года
и младше

С 1 июля
по 31 декабря
1964 года
и младше

С 1 июля
2022 года

В итоге поэтапное повышение пенсионного возраста закончится во второй половине 2022 года. Далее все будут выходить на пенсию в возрасте 58 / 63 лет.

При этом возраст выхода на пенсию будет зависеть не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии.

НАПРИМЕР: Если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года (к примеру, в декабре), обратится за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018 года), а позднее, скажем, в феврале 2019 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году (56 лет 6 месяцев), то есть не ранее июня 2019 года.

Управление по труду, занятости и социальной защите
Новополоцкого городского исполнительного комитета

В Беларуси повышается пенсионный возраст

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 11 апреля подписал указ №137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».

Документ направлен на совершенствование пенсионного обеспечения в изменяющихся социально-демографических условиях. Указом предусматривается с 1 января 2017 года поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами — 58 лет; аналогичное увеличение (на 3 года за 6 лет) возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет; соразмерное общегражданскому постепенное повышение предельного возраста состояния на военной службе военнослужащих.

В соответствии с указом рекомендовано руководителям организаций (независимо от форм собственности) шире применять практику участия нанимателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии.

Минтруда и соцзащиты: повышение пенсионного возраста предусмотрено для всех категорий граждан

Повышение пенсионного возраста предусмотрено для всех категорий граждан в целях обеспечения одинакового, равного подхода. Такая информация содержится в комментарии к указу Президента от 11 апреля 2016 года №137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», опубликованном на сайте Министерства труда и социальной защиты.

Одновременно с повышением общеустановленного пенсионного возраста предусматривается повышение пенсионных возрастов для назначения льготных (досрочных) трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет в соответствии с законами от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении», от 6 января 2009 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», от 15 июня 2006 года «О занятости населения Республики Беларусь», от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь», а также для назначения ежемесячного денежного содержания по указу Президента от 30 ноября 2006 года №705 «О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих». Пенсионные возраста, дающие право на указанные виды пенсий и ежемесячное денежное содержание, повышаются ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Указом также рекомендуется руководителям организаций (независимо от форм собственности) с учетом имеющихся финансовых возможностей шире применять практику участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии.

Программы, предоставляемые страховыми организациями на финансовом рынке Беларуси, позволяют формировать дополнительную к государственной пенсии пенсионную выплату, т.е. больший пенсионный достаток. Формирование дополнительной пенсии возможно непосредственно самим гражданином или его работодателем (корпоративное страхование).

Также указом регулируется вопрос повышения предельного возраста состояния на военной службе, отдельные вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих.

ИНТЕРВЬЮ: Решение по пенсионному возрасту нельзя было больше откладывать — Ковальков

Главная социальная интрига последнего времени разрешилась — в Беларуси принято решение о повышении пенсионного возраста. Таким образом, с 2017 года пенсионная система вступает в следующую — историческую, иначе не скажешь — фазу своего развития. К этой новой реальности нужно готовиться всем — обществу, экономике, государству. В интервью корреспонденту БЕЛТА заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков рассказал, кого коснутся новации в первую очередь, какие проблемы предстоит решить, чем обусловлено повышение возраста выхода на пенсию и каких рисков это позволит избежать.

— Валерий Валерьевич, правительством были предложены три варианта. Оптимальным признан тот, который закреплен в указе Президента о совершенствовании пенсионной системы. С 1 января 2017 года пенсионный возраст постепенно — ежегодно на 6 месяцев — повышается для мужчин до 63 лет, для женщин — до 58 лет. Почему сохранена пятилетняя гендерная разница пенсионных порогов? Надо признать, что этот вопрос вызывал даже более острые дискуссии на форумах, чем собственно повышение пенсионного возраста.

— В этих дискуссиях противники сохранения пятилетней разницы приводили лишь один аргумент — демографическую статистику о большей продолжительности жизни женщин. А при принятии этого варианта были учтены положения Конституции, национального законодательства об особой заботе государства о женщинах и их повышенной социальной защите. Что же до демографии, то продолжительность жизни мужчин растет — и даже более высокими темпами, чем женщин. Эта позитивная тенденция сохранится и в будущем — таковы прогнозы экспертов.

— Сколько мужчин и женщин, по оценке, выйдут на пенсию на полгода позже? Какова экономия средств от этой меры?

— Об экономии не может быть речи. Мы не можем допустить снижения размеров пенсий.

За последний год численность жителей Беларуси, достигших возраста 55/60 лет, увеличилась более чем на 40 тыс. (статистика касается состоящих на учете в органах по труду, занятости и соцзащите). Сейчас насчитывается 2 млн 354 тыс. таких пенсионеров. Если бы не было принято решение о повышении пенсионного возраста, то в 2018 году их численность увеличилась бы до 2 млн 445 тыс. — это плюс 90 тыс. человек. Дополнительно на выплату пенсий нужно было бы изыскать в 2018 году значительный объем средств — порядка 3,5% от сегодняшних расходов на пенсионное обеспечение, в 2019-м — 5,2%, в 2020-м — 6,9%, а в 2030-м — почти 20%.

Теперь о количестве тех, кого затронет новая норма. Ежегодно это будет около 100 тыс. человек. За 2015 год органы по труду, занятости и соцзащите назначили 134,7 тыс. новых пенсий, из них 104,8 тыс. пенсий по возрасту. Для простоты счета — в год назначается более 100 тыс. пенсий по возрасту. При повышении пенсионного порога на полгода половина от этого количества ежегодно будут выходить на пенсию на полгода позже, чем сейчас, вторая половина — на год позже.

— Очень многие люди не понимают, что означает на практике ежегодный полугодовой шаг…

— Женщины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1962 года, и мужчины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1957 года, смогут реализовать свое право на пенсию с июля по декабрь 2017 года — они уйдут на пенсию в 55 лет 6 месяцев и 60 лет 6 месяцев соответственно. Их ровесники, чей день рождения выпадает на второе полугодие 1962 и 1957 года, выйдут на пенсию уже во второй половине 2018 года — в 56/61 год.

Женщины, родившиеся в первом полугодии 1963 года, и мужчины, родившиеся в первом полугодии 1958 года, смогут выйти на пенсию во втором полугодии 2019 года — в возрасте 56 лет 6 месяцев и 61 года 6 месяцев. Те женщины и мужчины, кто родился во втором полугодии 1963 и 1958 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2020 года — в 57/62 года.

Женщины, которые родились в первом полугодии 1964 года, и мужчины, которые родились в первом полугодии 1959 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2021 года — в 57 лет 6 месяцев и 62 года 6 месяцев. Женщины и мужчины, которые родились во втором полугодии 1964-го и 1959-го, выйдут на пенсию во втором полугодии 2022 года — в 58/63 года.

Поэтапное повышение пенсионного возраста закончится, когда во второй половине 2022 года на пенсию выйдут мужчины, родившиеся во втором полугодии 1959 года, и женщины, родившиеся во второй половине 1964 года.

При этом следует обратить внимание, что возраст выхода на пенсию будет зависеть не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии. Так, если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года (например, в декабре), обратится за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018 года), а позднее, скажем, в феврале 2019 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году (56 лет 6 месяцев), то есть не ранее июня 2019 года.

— Интересно, какой возраст будет считаться предпенсионным? Сейчас это 53 года — для женщин, 58 лет — для мужчин, а в последующие годы?

— По мере повышения пенсионного возраста будет соответственно увеличиваться и предпенсионный возраст.

— Какие предусмотрены гарантии занятости для работников предпенсионного возраста? И сдвинутся ли «возрастные» границы этих гарантий вместе с повышением пенсионного порога?

— В указе №180 содержатся так называемые охранные нормы для работников предпенсионного возраста — контракты с мужчинами и женщинами этого возраста должны заключаться как минимум до общеустановленного пенсионного возраста 55/60 лет. Поскольку эти нормы уже скорректированы, возраст для гарантий по занятости также увеличится.

— Как новый пенсионный возраст и плавные темпы его введения (по 6 месяцев с 1 января каждого года) увязаны с емкостью рынка труда?

— Принятый вариант повышения пенсионного возраста не приведет к росту напряженности на рынке труда.

Как известно, после назначения пенсии большинство граждан продолжают работать еще около 5 лет. Сегодня трудятся 663 тыс. пенсионеров, или 25% от их общей численности. По статистике, в первый год после назначения пенсии продолжают трудовую деятельность почти 68% женщин и более половины мужчин. Через пять лет после назначения пенсии продолжают работать 40% женщин и 30% мужчин.

То есть занятость среди новых пенсионеров достаточно высокая. Учитывался и выход выпускников на рынок труда: от 95,8 тыс. человек в 2017 году до 78,3 тыс. человек в 2020-м. Кроме того, в соответствии с указом №78 планируется ежегодно создавать 50 тыс. рабочих мест за счет новых предприятий и производств. По оценкам, все эти слагаемые позволят сохранить возможности занятости и для молодежи, и для старшего поколения.

— А сохранятся ли пенсионные льготы?

— Да, в Беларуси сохраняются действующие пенсионные льготы по раннему выходу на пенсию социально уязвимых граждан, за работу в неблагоприятных условиях труда, а также госслужащим и военнослужащим. При этом пенсионный возраст для льготных (досрочных) пенсий увеличится соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста. Тем самым будет обеспечен одинаковый, равный подход ко всем категориям.

Впереди масштабная работа по реализации положений указа, ведь пенсионный возраст и статус пенсионера затрагиваются во многих сферах общественной жизни и государственного регулирования.

— Какой ожидается результат от повышения пенсионного возраста до 58/63 лет?

— Численность населения в трудоспособном возрасте фиксируется на сегодняшнем уровне (около 5,5 млн человек). Число занятых в экономике до 2020 года сохраняется практически на 100-процентном уровне к 2015 году (99,6%). Удерживается действующее соотношение численности людей трудоспособного возраста и старше трудоспособного до 2027 года (2,3 к 1).

— По мнению Президента, не стоит ограничиваться принимаемыми в государственной пенсионной системе мерами, повышением пенсионного возраста. Какие новации еще нас ожидают?

— Скорее, не новации, а развитие действующих подходов. В частности, речь идет о добровольном пенсионном страховании. Во многих развитых странах (Австрии, Бельгии, Канаде, Чехии, Великобритании, США, Франции, Германии, Италии, Испании, Ирландии, Венгрии, Словении, Новой Зеландии, Греции) широко распространены дополнительные корпоративные пенсии от работодателей, они стали весомой добавкой к государственным пенсиям. Причем эта практика настолько развита и привычна для работников и работодателей, что воспринимается как обязательный накопительный элемент пенсионной системы. И это притом что государственные пенсионные системы в этих странах не включали и не включают обязательного накопительного уровня.

Целесообразность расширения практики участия нанимателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии предусмотрена и указом о совершенствовании пенсионной системы.

То есть работодатели, которые имеют финансовые возможности, должны активнее использовать такие подходы. Немаловажная роль здесь отводится профсоюзным организациям.

— Нашу пенсионную систему люди частенько критикуют, это не секрет. Однако субъективное восприятие и реальная оценка — вещи разные, поскольку точки отсчета отнюдь не всегда совпадают.

— Национальная пенсионная система соответствует общепризнанным в международной практике критериям.

Уже более десяти лет соотношение средней пенсии по возрасту и средней зарплаты (так называемый коэффициент замещения) поддерживается на уровне не менее 40%. А это рекомендация Международной организации труда (МОТ). Постепенно увеличивается соотношение пенсий и бюджета прожиточного минимума (БПМ) пенсионера. На конец 2000 года пенсию в размере ниже БПМ получал каждый третий пенсионер, сегодня — менее 1%.

На выплату пенсий в Беларуси в последние годы направляется около 10% ВВП, что сопоставимо со средними расходами в развитых государствах.

— Обратная сторона социальных гарантий — нагрузка на экономику.

— Любая пенсионная система неразрывно связана с демографической ситуацией, рынком труда и занятостью, экономикой страны. Сегодня перед Беларусью, как, впрочем, и другими европейскими государствами, стоит задача адаптировать пенсионную систему к демографическим изменениям. Нужно настроить систему таким образом, чтобы, с одной стороны, она предоставляла социально приемлемые пенсии, с другой — была посильной для экономики и не ограничивала экономический рост.

Многое уже сделано. Скажу больше — уже несколько лет идет пенсионная реформа. Адаптация пенсионной системы к новым реалиям проводится спокойно, постепенно, с закреплением принципов «Пенсия должна зарабатываться», «Чем больше стаж и заработок, тем выше пенсия», «Чем позже назначается пенсия, тем она выше». И эти принципы поддерживаются нашими гражданами.

Одним из первых заметных шагов стало совершенствование подходов к предоставлению — ранней пенсии за работу во вредных условиях труда. Кстати, в других странах пошли на достаточно жесткие решения: досрочные пенсии были либо отменены, либо сокращен круг работников, имеющих на них право. В Беларуси же применен максимально мягкий подход — создана отдельная дополнительная профессиональная пенсионная система.

Так, с 1 января 2009 года в республике введено профессиональное пенсионное страхование (ППС) работников, занятых в неблагоприятных условиях труда. Для досрочных пенсий таких работников работодателем формируются отдельные средства. Тем самым досрочные пенсии по условиям труда постепенно выводятся за рамки общей пенсионной системы. И значит, общие пенсионные средства не будут тратиться на досрочные пенсии.

В результате численность досрочных пенсий в общей системе снижается. Если до введения ППС льготной была каждая четвертая новая пенсия, то на конец 2015 года — только каждая седьмая. Кроме того, общей системе стали возмещаться расходы на досрочные пенсии: если в 2009 году возмещение из средств ППС составляло лишь 2,7%, то в 2014 году — уже 9,4%. Сегодня молодые работники уже могут выбрать: формировать право на досрочную пенсию или — вместо этого — получать доплату к текущему заработку в размере целевых взносов (введено с 2013 года). К слову, эта возможность широко используется.

Существенно увеличен минимальный стаж работы с уплатой взносов, необходимый для назначения пенсии, — с 5 до 15 лет 6 месяцев. К 2025 году он будет постепенно доведен до 20 лет (повышается ежегодно на полгода). Тем самым практически уравниваются периоды формирования права на пенсию и ее получения.

При этом сохранен прежний 5-летний стаж для социально уязвимых категорий — многодетных матерей с пятью детьми, инвалидов с детства и их родителей и др.

На пять лет повышен пенсионный возраст для тех, кто не отработал минимального страхового стажа. С 2015 года введено правило об исчислении размера пенсии с обязательным учетом сведений о заработке по данным персонифицированного учета. Это способствует легализации доходов.

Чтобы стимулировать людей к зарабатыванию пенсии, усилено влияние на ее размер каждого года длительного стажа, высокого заработка граждан. В результате максимальный размер пенсии по возрасту у неработающего получателя (при стаже 40/45 лет, индивидуальном коэффициенте заработка 5,0 и выше) превышает минимальный размер этой пенсии в 3,1 раза, а социальную пенсию тех, кто не выработал стаж, — в 6,1 раза.

Чтобы работники могли больше повлиять на размер будущей пенсии, увеличена «премия» за отложенный выход на пенсию. Отказ от пенсии на 5 лет позволяет увеличить ее в среднем в 1,7-1,8 раза.

— Принятых мер оказалось недостаточно?

— Предстоящие демографические изменения будут очень интенсивными. Поэтому нужны более серьезные меры. За последние десятилетия возрастная структура населения Беларуси кардинально изменилась. Удельный вес людей пенсионного возраста в общей численности населения увеличился с 13,6% в 1960 году почти до 25% в 2015 году и, по оценке, к 2030 году составит 30%. Это будет происходить на фоне снижения численности населения в трудоспособном возрасте. Так, с 2017 по 2020 год численность лиц, достигающих возраста 55/60 лет, будет в 1,5-1,6 раза превышать число молодых людей, достигающих 16 лет (трудоспособного возраста).

Сейчас на 100 работников приходится 61 пенсионер. Если бы решение о повышении пенсионного возраста не было принято, то в 2020 году на 100 работников приходилось бы 66 пенсионеров, а в 2030 году — уже 78.

Следует также учитывать и позитивную тенденцию роста продолжительности жизни в Беларуси. При этом, безусловно, увеличивается и период получения пенсии. За последние 8 лет период получения пенсии у мужчин увеличился на 1 год, у женщин — на 2 года 3 месяца. Естественно, растут и пенсионные расходы.

Приведу статистику, которая, полагаю, будет многим интересна, поскольку сама по себе содержит ответы на многие вопросы. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин — 68,5 года, но при этом после достижения 60-летнего возраста мужчины живут в среднем еще 15,5 года, после достижения 70 лет — 10,2 года. Ожидаемая продолжительность жизни для женщин — 78,6 года, а для достигших 55-летнего возраста — 26 лет, для достигших 60 лет — 21,8 года, для достигших 70 лет — еще 14 лет. Цифры говорят сами за себя.

С учетом демографических прогнозов важно сохранить количество граждан в трудоспособном возрасте и стабилизировать (то есть не увеличивать) число пенсионеров. Это позволит не допустить снижения уровня пенсий — без перекладывания ответственности, связанной с чрезмерной нагрузкой по содержанию пенсионеров, на наших детей.

Хочу подчеркнуть: решение по пенсионному возрасту нельзя было больше откладывать. Упустив этот момент сейчас, впоследствии мы не смогли бы уже повышать пенсионный возраст плавно и постепенно.


Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 11 апреля подписал указ №137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».

Документ направлен на совершенствование пенсионного обеспечения в изменяющихся социально-демографических условиях. Указом предусматривается с 1 января 2017 года поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами – 58 лет; аналогичное увеличение (на 3 года за 6 лет) возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет; соразмерное общегражданскому постепенное повышение предельного возраста состояния на военной службе военнослужащих.

В соответствии с указом рекомендовано руководителям организаций (независимо от форм собственности) шире применять практику участия нанимателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии.

Актуальное интервью

Главная социальная интрига последнего времени разрешилась – в Беларуси принято решение о повышении пенсионного возраста. Таким образом, с 2017 года пенсионная система вступает в следующую – историческую, иначе не скажешь – фазу своего развития. К этой новой реальности нужно готовиться всем – обществу, экономике, государству. В интервью корреспонденту БЕЛТА заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков рассказал, кого коснутся новации в первую очередь, какие проблемы предстоит решить, чем обусловлено повышение возраста выхода на пенсию и каких рисков это позволит избежать.

– Валерий Валерьевич, правительством были предложены три варианта. Оптимальным признан тот, который закреплен в указе Президента о совершенствовании пенсионной системы. С 1 января 2017 года пенсионный возраст постепенно – ежегодно на 6 месяцев – повышается для мужчин до 63 лет, для женщин – до 58 лет. Почему сохранена пятилетняя гендерная разница пенсионных порогов? Надо признать, что этот вопрос вызывал даже более острые дискуссии на форумах, чем собственно повышение пенсионного возраста.

– В этих дискуссиях противники сохранения пятилетней разницы приводили лишь один аргумент – демографическую статистику о большей продолжительности жизни женщин. А при принятии этого варианта были учтены положения Конституции, национального законодательства об особой заботе государства о женщинах и их повышенной социальной защите. Что же до демографии, то продолжительность жизни мужчин растет – и даже более высокими темпами, чем женщин. Эта позитивная тенденция сохранится и в будущем – таковы прогнозы экспертов.

– Сколько мужчин и женщин, по оценке, выйдут на пенсию на полгода позже? Какова экономия средств от этой меры?

– Об экономии не может быть речи. Мы не можем допустить снижения размеров пенсий.

За последний год численность жителей Беларуси, достигших возраста 55/60 лет, увеличилась более чем на 40 тыс. (статистика касается состоящих на учете в органах по труду, занятости и соцзащите). Сейчас насчитывается 2 млн 354 тыс. таких пенсионеров. Если бы не было принято решение о повышении пенсионного возраста, то в 2018 году их численность увеличилась бы до 2 млн 445 тыс. – это плюс 90 тыс. человек. Дополнительно на выплату пенсий нужно было бы изыскать в 2018 году значительный объем средств – порядка 3,5% от сегодняшних расходов на пенсионное обеспечение, в 2019-м – 5,2%, в 2020-м – 6,9%, а в 2030-м – почти 20%.

Теперь о количестве тех, кого затронет новая норма. Ежегодно это будет около 100 тыс. человек. За 2015 год органы по труду, занятости и соцзащите назначили 134,7 тыс. новых пенсий, из них 104,8 тыс. пенсий по возрасту. Для простоты счета – в год назначается более 100 тыс. пенсий по возрасту. При повышении пенсионного порога на полгода половина от этого количества ежегодно будут выходить на пенсию на полгода позже, чем сейчас, вторая половина – на год позже.

– Очень многие люди не понимают, что означает на практике ежегодный полугодовой шаг…

– Женщины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1962 года, и мужчины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1957 года, смогут реализовать свое право на пенсию с июля по декабрь 2017 года – они уйдут на пенсию в 55 лет 6 месяцев и 60 лет 6 месяцев соответственно. Их ровесники, чей день рождения выпадает на второе полугодие 1962 и 1957 года, выйдут на пенсию уже во второй половине 2018 года – в 56/61 год.

Женщины, родившиеся в первом полугодии 1963 года, и мужчины, родившиеся в первом полугодии 1958 года, смогут выйти на пенсию во втором полугодии 2019 года – в возрасте 56 лет 6 месяцев и 61 года 6 месяцев. Те женщины и мужчины, кто родился во втором полугодии 1963 и 1958 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2020 года – в 57/62 года.

Женщины, которые родились в первом полугодии 1964 года, и мужчины, которые родились в первом полугодии 1959 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2021 года – в 57 лет 6 месяцев и 62 года 6 месяцев. Женщины и мужчины, которые родились во втором полугодии 1964-го и 1959-го, выйдут на пенсию во втором полугодии 2022 года – в 58/63 года.

Поэтапное повышение пенсионного возраста закончится, когда во второй половине 2022 года на пенсию выйдут мужчины, родившиеся во втором полугодии 1959 года, и женщины, родившиеся во второй половине 1964 года.

При этом следует обратить внимание, что возраст выхода на пенсию будет зависеть не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии. Так, если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года (например, в декабре), обратится за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018 года), а позднее, скажем, в феврале 2019 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году (56 лет 6 месяцев), то есть не ранее июня 2019 года.

– Интересно, какой возраст будет считаться предпенсионным? Сейчас это 53 года – для женщин, 58 лет – для мужчин, а в последующие годы?

– По мере повышения пенсионного возраста будет соответственно увеличиваться и предпенсионный возраст.

– Какие предусмотрены гарантии занятости для работников предпенсионного возраста? И сдвинутся ли «возрастные» границы этих гарантий вместе с повышением пенсионного порога?

– В указе №180 содержатся так называемые охранные нормы для работников предпенсионного возраста – контракты с мужчинами и женщинами этого возраста должны заключаться как минимум до общеустановленного пенсионного возраста 55/60 лет. Поскольку эти нормы уже скорректированы, возраст для гарантий по занятости также увеличится.

– Как новый пенсионный возраст и плавные темпы его введения (по 6 месяцев с 1 января каждого года) увязаны с емкостью рынка труда?

– Принятый вариант повышения пенсионного возраста не приведет к росту напряженности на рынке труда.

Как известно, после назначения пенсии большинство граждан продолжают работать еще около 5 лет. Сегодня трудятся 663 тыс. пенсионеров, или 25% от их общей численности. По статистике, в первый год после назначения пенсии продолжают трудовую деятельность почти 68% женщин и более половины мужчин. Через пять лет после назначения пенсии продолжают работать 40% женщин и 30% мужчин.

То есть занятость среди новых пенсионеров достаточно высокая. Учитывался и выход выпускников на рынок труда: от 95,8 тыс. человек в 2017 году до 78,3 тыс. человек в 2020-м. Кроме того, в соответствии с указом №78 планируется ежегодно создавать 50 тыс. рабочих мест за счет новых предприятий и производств. По оценкам, все эти слагаемые позволят сохранить возможности занятости и для молодежи, и для старшего поколения.

– А сохранятся ли пенсионные льготы?

– Да, в Беларуси сохраняются действующие пенсионные льготы по раннему выходу на пенсию социально уязвимых граждан, за работу в неблагоприятных условиях труда, а также госслужащим и военнослужащим. При этом пенсионный возраст для льготных (досрочных) пенсий увеличится соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста. Тем самым будет обеспечен одинаковый, равный подход ко всем категориям.

Впереди масштабная работа по реализации положений указа, ведь пенсионный возраст и статус пенсионера затрагиваются во многих сферах общественной жизни и государственного регулирования.

– Какой ожидается результат от повышения пенсионного возраста до 58/63 лет?

– Численность населения в трудоспособном возрасте фиксируется на сегодняшнем уровне (около 5,5 млн человек). Число занятых в экономике до 2020 года сохраняется практически на 100-процентном уровне к 2015 году (99,6%). Удерживается действующее соотношение численности людей трудоспособного возраста и старше трудоспособного до 2027 года (2,3 к 1).

– По мнению Президента, не стоит ограничиваться принимаемыми в государственной пенсионной системе мерами, повышением пенсионного возраста. Какие новации еще нас ожидают?

– Скорее, не новации, а развитие действующих подходов. В частности, речь идет о добровольном пенсионном страховании. Во многих развитых странах (Австрии, Бельгии, Канаде, Чехии, Великобритании, США, Франции, Германии, Италии, Испании, Ирландии, Венгрии, Словении, Новой Зеландии, Греции) широко распространены дополнительные корпоративные пенсии от работодателей, они стали весомой добавкой к государственным пенсиям. Причем эта практика настолько развита и привычна для работников и работодателей, что воспринимается как обязательный накопительный элемент пенсионной системы. И это притом что государственные пенсионные системы в этих странах не включали и не включают обязательного накопительного уровня.

Целесообразность расширения практики участия нанимателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии предусмотрена и указом о совершенствовании пенсионной системы.

То есть работодатели, которые имеют финансовые возможности, должны активнее использовать такие подходы. Немаловажная роль здесь отводится профсоюзным организациям.

– Нашу пенсионную систему люди частенько критикуют, это не секрет. Однако субъективное восприятие и реальная оценка – вещи разные, поскольку точки отсчета отнюдь не всегда совпадают.

– Национальная пенсионная система соответствует общепризнанным в международной практике критериям.

Уже более десяти лет соотношение средней пенсии по возрасту и средней зарплаты (так называемый коэффициент замещения) поддерживается на уровне не менее 40%. А это рекомендация Международной организации труда (МОТ). Постепенно увеличивается соотношение пенсий и бюджета прожиточного минимума (БПМ) пенсионера. На конец 2000 года пенсию в размере ниже БПМ получал каждый третий пенсионер, сегодня — менее 1%.

На выплату пенсий в Беларуси в последние годы направляется около 10% ВВП, что сопоставимо со средними расходами в развитых государствах.

– Обратная сторона социальных гарантий – нагрузка на экономику.

– Любая пенсионная система неразрывно связана с демографической ситуацией, рынком труда и занятостью, экономикой страны. Сегодня перед Беларусью, как, впрочем, и другими европейскими государствами, стоит задача адаптировать пенсионную систему к демографическим изменениям. Нужно настроить систему таким образом, чтобы, с одной стороны, она предоставляла социально приемлемые пенсии, с другой – была посильной для экономики и не ограничивала экономический рост.

Многое уже сделано. Скажу больше – уже несколько лет идет пенсионная реформа. Адаптация пенсионной системы к новым реалиям проводится спокойно, постепенно, с закреплением принципов «Пенсия должна зарабатываться», «Чем больше стаж и заработок, тем выше пенсия», «Чем позже назначается пенсия, тем она выше». И эти принципы поддерживаются нашими гражданами.

Одним из первых заметных шагов стало совершенствование подходов к предоставлению – ранней пенсии за работу во вредных условиях труда. Кстати, в других странах пошли на достаточно жесткие решения: досрочные пенсии были либо отменены, либо сокращен круг работников, имеющих на них право. В Беларуси же применен максимально мягкий подход – создана отдельная дополнительная профессиональная пенсионная система.

Так, с 1 января 2009 года в республике введено профессиональное пенсионное страхование (ППС) работников, занятых в неблагоприятных условиях труда. Для досрочных пенсий таких работников работодателем формируются отдельные средства. Тем самым досрочные пенсии по условиям труда постепенно выводятся за рамки общей пенсионной системы. И значит, общие пенсионные средства не будут тратиться на досрочные пенсии.

В результате численность досрочных пенсий в общей системе снижается. Если до введения ППС льготной была каждая четвертая новая пенсия, то на конец 2015 года – только каждая седьмая. Кроме того, общей системе стали возмещаться расходы на досрочные пенсии: если в 2009 году возмещение из средств ППС составляло лишь 2,7%, то в 2014 году – уже 9,4%. Сегодня молодые работники уже могут выбрать: формировать право на досрочную пенсию или – вместо этого – получать доплату к текущему заработку в размере целевых взносов (введено с 2013 года). К слову, эта возможность широко используется.

Существенно увеличен минимальный стаж работы с уплатой взносов, необходимый для назначения пенсии, – с 5 до 15 лет 6 месяцев. К 2025 году он будет постепенно доведен до 20 лет (повышается ежегодно на полгода). Тем самым практически уравниваются периоды формирования права на пенсию и ее получения.

При этом сохранен прежний 5-летний стаж для социально уязвимых категорий – многодетных матерей с пятью детьми, инвалидов с детства и их родителей и др.

На пять лет повышен пенсионный возраст для тех, кто не отработал минимального страхового стажа. С 2015 года введено правило об исчислении размера пенсии с обязательным учетом сведений о заработке по данным персонифицированного учета. Это способствует легализации доходов.

Чтобы стимулировать людей к зарабатыванию пенсии, усилено влияние на ее размер каждого года длительного стажа, высокого заработка граждан. В результате максимальный размер пенсии по возрасту у неработающего получателя (при стаже 40/45 лет, индивидуальном коэффициенте заработка 5,0 и выше) превышает минимальный размер этой пенсии в 3,1 раза, а социальную пенсию тех, кто не выработал стаж, – в 6,1 раза.

Чтобы работники могли больше повлиять на размер будущей пенсии, увеличена «премия» за отложенный выход на пенсию. Отказ от пенсии на 5 лет позволяет увеличить ее в среднем в 1,7-1,8 раза.

– Принятых мер оказалось недостаточно?

– Предстоящие демографические изменения будут очень интенсивными. Поэтому нужны более серьезные меры. За последние десятилетия возрастная структура населения Беларуси кардинально изменилась. Удельный вес людей пенсионного возраста в общей численности населения увеличился с 13,6% в 1960 году почти до 25% в 2015 году и, по оценке, к 2030 году составит 30%. Это будет происходить на фоне снижения численности населения в трудоспособном возрасте. Так, с 2017 по 2020 год численность лиц, достигающих возраста 55/60 лет, будет в 1,5-1,6 раза превышать число молодых людей, достигающих 16 лет (трудоспособного возраста).

Сейчас на 100 работников приходится 61 пенсионер. Если бы решение о повышении пенсионного возраста не было принято, то в 2020 году на 100 работников приходилось бы 66 пенсионеров, а в 2030 году – уже 78.

Следует также учитывать и позитивную тенденцию роста продолжительности жизни в Беларуси. При этом, безусловно, увеличивается и период получения пенсии. За последние 8 лет период получения пенсии у мужчин увеличился на 1 год, у женщин – на 2 года 3 месяца. Естественно, растут и пенсионные расходы.

Приведу статистику, которая, полагаю, будет многим интересна, поскольку сама по себе содержит ответы на многие вопросы. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин – 68,5 года, но при этом после достижения 60-летнего возраста мужчины живут в среднем еще 15,5 года, после достижения 70 лет – 10,2 года. Ожидаемая продолжительность жизни для женщин – 78,6 года, а для достигших 55-летнего возраста – 26 лет, для достигших 60 лет – 21,8 года, для достигших 70 лет – еще 14 лет. Цифры говорят сами за себя.

С учетом демографических прогнозов важно сохранить количество граждан в трудоспособном возрасте и стабилизировать (то есть не увеличивать) число пенсионеров. Это позволит не допустить снижения уровня пенсий — без перекладывания ответственности, связанной с чрезмерной нагрузкой по содержанию пенсионеров, на наших детей.

Хочу подчеркнуть: решение по пенсионному возрасту нельзя было больше откладывать. Упустив этот момент сейчас, впоследствии мы не смогли бы уже повышать пенсионный возраст плавно и постепенно.

Читайте также: