Указ 233 о пенсионном обеспечении


Изменения в законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение, все еще вызывают у белорусов вопросы. В каком возрасте я уйду на пенсию? Сколько я буду получать? Как рассчитывается пенсия и что влияет на ее размер? Есть ли у меня льготы и надбавки? Вместе с заместителем председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома – начальником управления пенсий и пособий Алиной Воронюк мы разложили по полочкам все эти моменты. Кроме того, рассмотрели основные изменения пенсионного законодательства, которые вступили в силу в этом году.



Пенсионный возраст и страховой стаж в 2020 году

Пенсионный возраст в Беларуси в 2020 году для женщин составляет 57 лет, а для мужчин 62 года. Ежегодно до 2022-го он будет увеличиваться на полгода. И к 2022 году женщины будут выходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины – в 63 года. Вместе с пенсионным возрастом увеличивается и необходимый страховой стаж для получения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет. В этом году он составляет 17,5 года, а к 2025-му достигнет 20 лет. Те, кто не набрал нужный страховой стаж, могут рассчитывать только на социальную пенсию, сейчас это 119,94 рубля.


– Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством), – отмечает Алина Воронюк.

Кроме того, с 1 августа 2017 года Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж. В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.



Страховой стаж нужно «оплачивать»

В стаж, необходимый для назначения пенсии, не будут засчитаны периоды работы, когда страховые взносы в Фонд социальной защиты населения работодатель не уплачивал или уплачивал в неполном объеме.

– Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников – 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж, – объясняет специалист.

То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются. Чтобы оградить себя от таких неприятных «сюрпризов» при оформлении пенсии, интересуйтесь информацией об уплате работодателем обязательных страховых взносов на ваше имя. По этому вопросу можно обратиться в районный отдел Фонда по месту жительства или по месту нахождения организации.



Включается ли в страховой стаж советский стаж

– В Советском Союзе наемные работники подлежали государственному социальному страхованию, взносы на социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями, организациями. Соответственно, время работы в период СССР или так называемый «советский стаж» включается в стаж работы с уплатой страховых взносов, необходимый для назначения трудовой пенсии, – поясняет Алина Воронюк.

Какие виды пенсий существуют

Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

Самый большой удельный вес в общей численности пенсионеров составляют получатели трудовой пенсии по возрасту – 81 процент, 11 процентов получают пенсии по инвалидности, по 3 процента – пенсии по потере кормильца и социальные пенсии, 2 процента – пенсии за выслугу лет. Согласно данным комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома средний размер трудовой пенсии по возрасту в области в феврале текущего года составляет 439,40 рубля.



– В назначении досрочных пенсий по возрасту и за выслугу лет с января 2020 года произошли существенные изменения. Президент 17 января подписал указ № 15, согласно которому работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, которые выработали до 1 января 2009 г., то есть до введения профессионального пенсионного страхования, не менее половины требуемого льготного стажа, вместо досрочной профессиональной пенсии может быть назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсия за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» из средств общей пенсионной системы.

До вступления в силу указа действовала норма, согласно которой при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа ему назначалась досрочная профессиональная пенсия до достижения пенсионного возраста. Формировалась она исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

Как определяется размер пенсии

Здесь стоит обратить внимание на два критерия: стаж и заработок до обращения за назначением пенсии.

В стаж, кроме периодов работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов включаются также период службы в Вооруженных Силах СССР и Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности) или за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Засчитываются также периоды получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования в дневной форме; пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.



– Среди последних изменений – нормы указа Президента Республики Беларуси от 10 февраля 2020 года №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно документу с 1 января 2020 года военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному пенсионному страхованию. Уплата взносов на пенсионное страхование в бюджет фонда социальной защиты населения за указанных военнослужащих будет производиться за счет средств республиканского бюджета за периоды срочной военной службы, начиная с 1 января 2020 г. и позднее (независимо от даты начала прохождения срочной военной службы). С учетом этого в страховой стаж для назначения трудовой пенсии будут включаться только периоды срочной военной службы после 1 января 2020 г. и позднее, за которые были уплачены взносы в бюджет фонда, – дополняет Алина Воронюк.

Периоды срочной военной службы, протекавшей до 1 января 2020 г. и не сопровождавшиеся уплатой взносов, будут по-прежнему включаться только в общий стаж работы для назначения пенсии и исчисления ее размера.

Чем подтверждается трудовой стаж? Основным документом является трудовая книжка. При отсутствии трудовой в подтверждение периодов работы до 1 января 2003 г. принимаются справки, выданные работодателями (их правопреемниками) или архивными учреждениями на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащие сведения о периодах работы. При этом периоды работы с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. дополнительно должны быть подтверждены справкой о заработной плате с указанием информации об уплате обязательных страховых взносов.



При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам и отсутствии архивных данных периоды работы до 1 июля 1998 г. могут устанавливаться комиссией по назначению пенсии на основании показаний не менее двух свидетелей. При этом свидетели должны не только знать заявителя по совместной работе, но и располагать документами о своей работе за то время, в отношении которого они свидетельствуют. Установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Периоды работы после 1 января 2003 г. подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Запрос этих сведений осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите без участия заявителя (при обращении его за назначением пенсии).

В 2020 году пенсия исчисляется исходя из заработка за последние 26 лет стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.



Заработок ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике, а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин.

Если нет документов о зарплате

– На практике часто бывают ситуации, когда документы о заработке не сохранены по вине работодателя. Выход из такой ситуации есть: работник вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработка за конкретный период в определенном размере. Вступившее в законную силу решение суда представляется в органы по труду, занятости и социальной защите для решения пенсионного вопроса. Кроме того, пенсионер вправе обратиться в суд с иском к работодателю о возмещении причиненного ущерба в связи с недополучением по вине работодателя пенсии в полном объеме (если это имело место) за период до установления судом юридического факта получения им заработной платы, – пояснила Алина Воронюк.

Как рассчитывается пенсия для ИП или самозанятых

Индивидуальные предприниматели каждый месяц, помимо подоходного налога, платят взнос в фонд социальной защиты населения. Минимальная планка – 35 процентов от минимальной заработной платы по стране. В IV квартале 2019 года эта сумма равнялась 115,5 рубля. С января 2020 года минимальная зарплата по стране выросла до 375 рублей, поэтому и размер минимального взноса увеличился до 131,25 рубля. При таком показателе за год индивидуальный предприниматель направит в фонд соцзащиты 1575 рублей. Меньше этой суммы заплатить нельзя, больше – можно.

Для чего нужны эти выплаты? Они аналогичны страховым взносам, которые работодатель уплачивает за работников. Поэтому, если ИП работал весь год и исправно платил взносы, эти 12 месяцев засчитываются ему в страховой стаж.



Представим, что человек практически всю жизнь проработал ИП вплоть до пенсии, уплачивая взнос по минимальному порогу. В таком случае индивидуальный коэффициентзаработка у него будет небольшой, а данный показатель напрямую влияет на размер пенсии.

Что касается самозанятых граждан (ремесленники, фотографы), то они имеют право не платить страховые взносы. Однако в таком случае ими не будет формироваться страховой стаж, а без этого они рискуют остаться без пенсии. Если ремесленник захочет платить страховые взносы, то они должны быть не менее 29 процентов минимальной зарплаты по стране. На данный момент это 108,75 рубля.

Куда обращаться за назначением пенсии

Статьей 75 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» определен порядок обращения за назначением пенсии. Согласно данному порядку работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Неработающие граждане подают заявление о назначении пенсии сами в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства (регистрации). Обратиться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Президент Республики Беларусь подписал Указ от 29.06.2017 № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан».

В целях повышения уровня социальной защиты отдельных категорий граждан документом, в частности, установлено, что трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (страховой стаж) не менее 10 лет:

  • гражданам, имеющим стаж работы, предусмотренный в статье 51 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон), не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. Напомним, что согласно указанной норме Закона в стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда согласно законодательству о государственном социальном страховании. При этом, если среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены обязательные страховые взносы, за календарный год (либо менее календарного года, если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков обязательных страховых взносов либо другие подобные обстоятельства) оказался ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, указанные периоды засчитываются в стаж работы с применением поправочного коэффициента. Поправочный коэффициент рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) лица на среднеарифметическую величину минимальной заработной платы за соответствующий период уплаты обязательных страховых взносов;
  • гражданам, проходившим военную службу (службу в военизированных организациях) и имеющим стаж работы, предусмотренный в статье 51 Закона, не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, включая не менее 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях). При этом под военной службой (службой в военизированных организациях) понимаются периоды военной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных войсках и органах пограничной службы Республики Беларусь, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в органах государственной безопасности, Службе безопасности Президента Республики Беларусь и иных воинских формированиях, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также службы в Вооруженных Силах, органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР, за исключением периодов военной службы (службы в военизированных организациях), приходящихся на период нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми.

Определено, что право на трудовую пенсию по возрасту в соответствии с указанным выше порядком предоставляется гражданам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, при отсутствии требуемого страхового стажа, установленного в абзаце втором части первой статьи 5 Закона, и не имеющим права на пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17.12.1992 «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

Также установлено, что периоды ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению медико-реабилитационной экспертной комиссии или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, засчитываются в стаж работы до достижения лицами, осуществлявшими уход, возраста, дающего право на социальную пенсию (мужчины – 65 лет, женщины – 60 лет), при соблюдении иных условий, предусмотренных в пункте «д» части второй статьи 51 Закона.

Финансирование расходов на выплату пенсий, назначенных в указанном выше порядке, в части, не обусловленной имеющимся у пенсионера страховым стажем, будет производиться за счет средств республиканского бюджета.

Основные положения Указа № 233 вступают в силу с 1 августа 2017 г.

29 июня 2017 года Александр Лукашенко подписал указ № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан». Меняет ли документ что-то для людей, достигших пенсионного возраста, и повышает ли социальную защищённость определённых категорий граждан и, в частности, женщин — об этом соосновательница и директорка «Центра по продвижению прав женщин – Её права» Александра Дикан.


– К сожалению, никаких положительных моментов в данном указе относительно положения женщин, кроме улучшения пенсионной ситуации у военных, мы не видим. Государство совершило удачную для него попытку всех перехитрить. Давайте разберемся, почему, – предлагает экспертка.

До 2016 года граждане получали трудовую пенсию по достижении пенсионного возраста при наличии 20 (женщины) и 25 (мужчины) лет общего трудового стажа и 10 лет страхового стажа. А в соответствии с подписанным 31 декабря 2015 года Указом № 534 на начало 2017 года человек мог получить трудовую пенсию по достижении пенсионного возраста, если имеет 16 лет страхового стажа (к 2025 году для этого уже нужно будет иметь 20 лет страхового стажа). Важно понимать, что в данный страховой стаж не включили такие периоды жизни, как учёба в высшем / среднем специальном учебном заведении, уход за детьми до трёх лет, уход за лицом с инвалидностью / лицом старше 80 лет, служба в армии.

– Этот указ отличался своим дискриминационным подходом, когда работа людей, выполняющих социально значимые функции в обществе, просто перестала учитываться в страховом стаже при начислении трудовой пенсии, – отмечает Александра Дикан. – И что же сделало государство? Понимая, что не может предоставить аргументов в свою защиту по поводу дискриминационности Указа № 534, чиновники подумали и приняли «прекрасное решение», ещё больше завинтив гайки и запутав людей: понизить страховой стаж и включить туда указанные выше периоды жизни, но только для тех, у кого общий трудовой стаж насчитывает 35 лет у женщин и 40 – у мужчин. То есть повысить общий трудовой стаж аж на 15 лет!

То есть теперь (на момент 2017 года) для получения трудовой пенсии по достижении пенсионного возраста вам надо:

либо иметь 16 лет страхового стажа, куда не включены период ухода за детьми и т.д. (Указ № 534);

либо иметь 10 лет страхового стажа с включенными периодами (уход за детьми до трёх лет, др.) и 35/40 лет общего трудового стажа. (Указ № 233)

То есть если у вас не хватает страхового стажа по предыдущему Указу, вы можете попробовать посчитать их по-новому.

– Предполагаем, что государственные служащие понимали, когда подготовили указ № 233, что их цель – не сделать пенсионное законодательство более справедливым и социально ориентированным, а утихомирить людей и всё равно не выплатить пенсии тем, кто их лишился по Указу № 534, сохранив деньги в бюджете, – комментирует экспертка «Её права» – Ведь какой смысл уменьшать страховой стаж на 5–10 лет и включать туда периоды социально значимой работы, если общий трудовой стаж увеличен аж на 15 лет? За счёт чего люди сейчас возьмут ещё 15 лет трудового стажа? Придраться к чиновникам уже сложнее – они же включили социально значимые функции в страховой стаж… А то, что для этого надо на 15 лет больше работать, уже мало кого волнует.

Как отмечает Александра Дикан, новый указ, как и предыдущий, вызывает огромное количество опасений: ведь государство не объясняет, откуда берутся эти цифры по увеличению стажа, на основе чего делаются такие заключения, проводилось ли какое-то предварительное исследование, есть ли обоснование у нового решения. Многие вопросы остаются открытыми. Целесообразно ли это? Не пострадает ли от этого население пенсионного возраста?

В ситуации экономического кризиса людей пенсионного возраста мало кто хочет держать на работе, урезая пенсионерам возможности донабрать дополнительные годы. Для кого-то это в принципе невозможно. К примеру, женщинам-матерям в многодетных семьях: для того, чтобы вырастить двух и более детей, многие женщины принимают решение уйти в домохозяйки и воспитывать детей, а их мужья – зарабатывать деньги. Вырастив троих детей, у женщины-домохозяйки по Указу № 233 почти набирается 10 лет страхового стажа, но вот где ей еще взять 35 лет трудового стажа, вместо 20-ти? Получается, что, начиная с совершеннолетия, нужно всю жизнь что-то делать, чтобы получить трудовую пенсию. Не учитывается то, что человек может несколько лет взять перерыв, либо заболеть и проходить лечение и реабилитацию, к примеру.

– Мы считаем, что во много рамки нового указа перекликаются с новой риторикой государства о тунеядстве: законодательные рамки, когда для получения трудовой пенсии надо работать 35/40 лет (то есть всю жизнь) служат на укрепление послания государства о том, что все должны работать всю жизнь, то есть речь о понуждении к трудовой деятельности, – говорит экспертка.

В большинстве случаев также у обратившихся в «Её права» 10 лет страхового стажа набиралось и без включения туда социально значимых периодов – им, как правило, не хватало всего нескольких лет на 2017 год. Но конечно, на 2025 год 20 лет страхового стажа набрать будет ещё сложнее. Либо 35 лет общего трудового стажа.

Ни в одном из указов также не учитывается декретный отпуск по уходу за четвёртым ребёнком, ни в какой стаж эти три года не включаются, что является абсолютно дискриминационным моментом.

В целом получается, что Указ № 233 никак положительно не повлиял на социальное положение определённых граждан, в особенности – женщин. Новый указ всё так же косвенно скрыто дискриминирует людей (в частности, женщин), ухаживающих за людьми с инвалидностью / старше 80 лет и находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет. Государство в Указе № 233 лишь удачно для него завуалировало то, что «сказало» в Указе №534.

– Мы с сожалением понимаем, что с каждым годом женщин, подпадающих под действие 534-го и 233-го Указов, будет становиться все больше. А это значит, что будет становиться всё больше пенсионеров и пенсионерок без средств к существованию и возможности достойно жить в Беларуси. К большому сожалению, изменения в пенсионном законодательстве последних лет являются поражением социально-экономических прав в Беларуси, где социальное благополучие и гарантии провозглашены лишь на бумаге и не реализуется на практике, – резюмировала экспертка.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан

Принят Государственной Думой 20 мая 2011 года

Одобрен Советом Федерации 25 мая 2011 года

(В редакции федеральных законов от 03.12.2012 № 243-ФЗ, от 02.07.2013 № 174-ФЗ, от 06.03.2019 № 25-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

1. Гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается страховая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент. (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 174-ФЗ, от 06.03.2019 № 25-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

2. Нетрудоспособным членам семей лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается страховая пенсия по случаю потери кормильца в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". (Часть введена - Федеральный закон от 02.07.2013 № 174-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 06.03.2019 № 25-ФЗ)

1. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 06.03.2019 № 25-ФЗ)

2. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 06.03.2019 № 25-ФЗ)

3. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 06.03.2019 № 25-ФЗ)

4. Определение величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды службы (работы), указанные в настоящем Федеральном законе, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации одновременно с установлением лицам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, страховой пенсии по старости (страховой пенсии по инвалидности), а нетрудоспособным членам их семей страховой пенсии по случаю потери кормильца на основании документов, необходимых для установления страховой пенсии, перечень которых утверждается в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". (В редакции Федерального закона от 06.03.2019 № 25-ФЗ)

5. В случае реализации лицом, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, права на пенсию за выслугу лет, пенсию по инвалидности, финансируемые за счет средств федерального бюджета, возникшего после назначения ему страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности с применением положений настоящего Федерального закона, по его выбору периоды службы (работы) (часть периодов), учтенные в соответствии с настоящим Федеральным законом при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента, могут быть включены в выслугу лет (стаж работы) для назначения указанных пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности. В этом случае право на страховую пенсию по старости, страховую пенсию по инвалидности и их размеры пересматриваются в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона и настоящей статьей исходя из периодов службы (работы), не включенных в выслугу лет (стаж работы) для назначения пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности. (В редакции Федерального закона от 06.03.2019 № 25-ФЗ)

6. В случае реализации лицом из числа судей, пребывающих в отставке, права на ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячное денежное содержание по инвалидности, возникшего после назначения ему страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности с применением положений настоящего Федерального закона, выплата пенсии прекращается. (Часть введена - Федеральный закон от 06.03.2019 № 25-ФЗ)

Объем средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в целях установления страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности лицам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, а нетрудоспособным членам их семей страховой пенсии по случаю потери кормильца, определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". (В редакции Федерального закона от 06.03.2019 № 25-ФЗ)

Краткое содержание:


Понижающий военные пенсии коэффициент в очередной раз заморожен

Действие части 2 статьи 43 закона о военных пенсиях в очередной раз приостановлено, теперь до 1 января 2022 года.

Понижающий военные пенсии коэффициент сохранен на уровне 2019 года, то есть составляет 73,68%.

Таким образом, надежды военнослужащих и военных пенсионеров на то, что понижающий коэффициент в связи с достижением стопроцентного уровня уйдет в небытие, не оправдываются.

При этом следует подчеркнуть, что в 2012 году государством гарантировалось ежегодное повышение понижающего коэффициента минимум на 2%. Однако в последние 4 года указанные гарантии не выполняются, о них предпочитают не вспоминать.

Кроме того, в ноябре 2020 года Минфин выступил с инициативой о снижении уровня понижающего коэффициента на 20% (со 100 до 80) ( Подробнее >>> ).

Индексация военных пенсий в 2021 году не соответствует указу Президента

Индексация военных пенсий будет проведена с 1 октября 2021 года на 3,7% в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц. Вместе с тем с учетом требований Президента размер индексации должен быть не менее 5,7%.

Экскурс в историю пенсионного обеспечения военнослужащих: что гарантировало государство

Напомним, что понижающий военные пенсии коэффициент в 54% был введен с 1 января 2012 года. Тогда государством гарантировалось ежегодное увеличение понижающего коэффициента не менее чем на 2% с учетом уровня инфляции до достижения максимального стопроцентного уровня (ч. 2 ст. 43 закона № 4468-I 1993 года).

Кроме того, указом Президента № 604 2012 года Правительству было предписано

ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции ( Подробнее >>> ).

В ответе комитета Госдумы по обороне на открытое письмо военного пенсионера, обратившегося за разъяснениями в связи с введением понижающего коэффициента, сказано:

"С 1 января 2012 года будет предусмотрена индексация военных пенсий дважды в год – с 1 января каждого года и со дня увеличения окладов денежного содержания военнослужащих, что, по нашему мнению, не может рассматриваться как нарушение прав военных пенсионеров.
Новый порядок исчисления пенсий позволит поддерживать материальное обеспечение военных пенсионеров на должном уровне за счет ежегодного гарантированного увеличения размеров военных пенсий, в том числе и независимо от индексации денежного довольствия военнослужащих" ( Подробнее >>> ).

Как государство выполняло обещания, данные военным пенсионерам

Перейдем к простому арифметическому анализу изменения размера военных пенсий с 2012 года:

  • 2012 год: размер понижающего коэффициента (далее – РПК) – 54%. Индексация военных пенсий не проводилась;
  • 2013 год: РПК увеличен на 4,05% и составил 58,05%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 7,5%, что выше уровня инфляции 2012 года (6,58), однако ниже 8,58% (6,58% + 2%, согласно указу);
  • 2014 год: РПК увеличен на 2% и составил 60,05%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 3,45%, что практически в 2 раза ниже уровня инфляции 2013 года (6,45), и, естественно, ниже 8,45 (согласно указу);
  • 2015 год: РПК увеличен на 6,73% и составил 66,78%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 11,21%, что ниже уровня инфляции 2014 года (11,36), и ниже 13,36 (согласно указу);
  • 2016 год: РПК увеличен на 2,67% и составил 69,45%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 4%, что ниже уровня инфляции 2015 года более чем в три раза (12,9), и ниже 14,9 (согласно указу);
  • 2017 год: РПК увеличен на 2,78% и составил 72,23%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 4%, что ниже уровня инфляции 2016 года (5,4), и ниже 7,4 (согласно указу);
  • 2018 год: РПК заморожен на уровне 2017 года, то есть составил 72,23%. На 4% увеличено денежное довольствие военнослужащих, что повлекло за собой увеличение размера пенсий на 4%, что выше уровня инфляции 2017 года (2,5), но ниже 4,5 (согласно указу);
  • 2019 год: РПК увеличен на 1,45%, что ниже установленного законом уровня в 2%, и составил 73,68%. На 4,3% увеличено денежное довольствие военнослужащих. Это в совокупности повлекло за собой увеличение размера пенсий на 6,1%, что выше уровня инфляции 2018 года (4,3), но ниже 6,3 (согласно указу);
  • 2020 год: РПК вновь заморожен, то есть остался на уровне 2019 года в размере 73,68%. На 3% увеличено денежное довольствие военнослужащих. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 3%, что соответствует уровню инфляции 2019 года (3,0), но ниже 5,0 (согласно указу);
  • 2021 год: РПК вновь заморожен, то есть остался на уровне 2019 года в размере 73,68%. В октябре планируется увеличение денежного довольствия военнослужащих на 3,7%. Это повлечет за собой увеличение размера пенсий на 3,7%, что соответствует уровню инфляции сентября 2020 года (3,7), но традиционно ниже установленного Президентом уровня (5,7).

Из анализа приведенных цифр следует

Во-первых, государством не выполняются гарантии, данные военнослужащим и военным пенсионерам о ежегодном повышении понижающего коэффициента минимум на 2%. С 2018 года понижающий коэффициент трижды замораживался, а в 2019 году составил менее 2% (1,45).

Во-вторых, вопреки требованиям указа Президента, Правительством ни разу не обеспечено ежегодное увеличение военных пенсий не менее чем на 2% сверх уровня инфляции.

В-третьих, принцип индексации военных пенсий дважды в год (в связи с увеличением понижающего коэффициента и повышением денежного довольствия), о котором заявляли в комитете Госдумы по обороне, забыт. Такая индексация была проведена лишь в 2019 году. В остальные годы индексация либо проводилась однократно, либо дважды в год, но за счет поэтапного увеличения РПК.

Вместе с тем в очередном ответе комитета по обороне сказано, что требования ч. 2 ст. 43 закона о военных пенсиях не нарушены, поскольку РПК сейчас составляет 73,68%. И если бы его увеличивали на 2% в год, а не больше, как это было в 2013–2017 годах, то размер РПК составил бы в 2020 году всего 70% ( Подробнее >>> ).

Однако это лукавство. Сослагательное наклонение в данном случае не применимо. Увеличение РПК происходило в соответствии с законом о военных пенсиях, предусматривающим возможность такого увеличения более чем на 2% с учетом уровня инфляции. При этом в законе не сказано, что в случае, если в текущем году РПК увеличен более чем на 2%, то в следующем году он может быть заморожен.

Почему Правительство и Госдума не выполняют гарантии, которые были даны военным пенсионерам

Все мы прекрасно понимаем, что федеральный бюджет не резиновый, а военная пенсия влечет за собой существенные расходы. Однако замалчивание проблемы, связанной с невыполнением государством взятых на себя обязательств, вызывает множество вопросов.

В ноябре 2020 года за принятие ФЗ “О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" проголосовало 292 депутата, против – 94, воздержалось – 3.

Печальная для военных пенсионеров статистика.

Также на тему о военных пенсиях и других гарантиях военнослужащим читайте:

Почему военных, обучающихся на платной основе, лишают права на учебный отпуск Подробнее >>>

Социальные гарантии и льготы военнослужащих и сотрудников ОВД предлагают сократить Подробнее >>>

Военная пенсия: что важно знать о назначении пенсии за выслугу лет и иных видов пенсий военным Подробнее >>>

Военная пенсия по инвалидности: на что обратить внимание Подробнее >>>

Если статья оказалась полезной, проголосуйте "Да"

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Мне эта тема безразлична

Свое мнение по этому вопросу я оставлю в комментариях

27.10.2020


Госдума согласилась еще на год приостановить действие закона об индексации пенсий военным пенсионерам. Как передает корреспондент РИА «Новый День», сегодня на пленарном заседании нижней палаты парламента оппозиция предупредила представителей «Единой России» и правительство, что речь идет об особом контингенте, который обеспечивает «основные несущие конструкции государства», однако эти заявления услышаны не были.

Как пояснил первый заместитель министра финансов РФ Леонид Горнин, правительство предлагает приостановить действие нормы закона о пенсионном обеспечении военных и приравненных к ним лиц до 1 января 2022 года. «Размер денежного довольствия, которое учитывается при исчислении военной пенсии, с 1 января 2021 года предложено установить на уровне 73,63% от размера указанного денежного довольствия», – уточнил он.

Чиновник заверил, что законопроект не нарушает взятые государством в 2012 году обязательства по увеличению военных пенсий, поскольку «темпы роста с 2012 года по уровню индексации выполнялись на 100%». По его словам, в проекте федерального бюджета на следующий трехлетний период военные пенсии с 1 октября 2021 года увеличиваются на 3,7% синхронно с повышением денежного довольствия военнослужащих и силовиков.

«Военная пенсия увеличивается на сумму одна тысяча сто рублей в месяц, хотя гражданская увеличивается относительно 2020 года на тысячу рублей, – сообщил Горнин. – Это позволит сохранить существующее превышение военных пенсий, которые в 2021 году составят около 30 тысяч рулей, над гражданскими практически в 1,8 раза». В 2022-23 годах военные пенсии с 1 октября повысятся еще на 4%, заверил замминистра финансов.

Такие планы правительства вызвали критику представителей фракции КПРФ. «Насколько я понимаю, это вы в седьмой раз предлагаете отложить индексацию пенсий и не выполнять указ президента уже четвертый год подряд о том, что плюс 2% должно быть к индексации пенсий. Вы так неуважительно относитесь к указам, или в чем причина?», – поинтересовался депутат Николай Коломейцев. Представитель минфина РФ пояснил, что правительство с большим уважением относится ко всем нормам, однако заморозка закона в данном случае ничего не нарушает. «Мы те обязательства, которые были приняты государством, выполняем в полном объеме и даже с некоторым перевыполнением», – сообщил он.

Тем не менее, за пенсионеров военных и силовых ведомств вступился бывший сотрудник КГБ, депутат от «Справедливой России» Николай Рыжак, который напомнил, с какими категориями населения они имеют дело. «Это представители основных несущих конструкций государства, – обратил внимание парламентарий. – Это Нацгвардия, внутренние войска, военнослужащие, представители других правоохранительных структур. Мы что, надеемся на их лояльность, или на их сверхвыдержку, или на их политическую зрелость?»

Между тем, как выяснилось, военные пенсионеры уже недовольны существующей ситуацией с пенсиями. Как сообщил депутат от ЛДПР Андрей Андрейченко, во время его встреч на региональной неделе представители ветеранских организаций сообщили, что направляли обращения депутатам Госдумы. «Люди сейчас этим недовольны, у них сейчас очень много финансовых проблем. Большое недовольство зреет у людей», – предупредил он.

Несмотря на выступления оппозиции, фракция партии политического большинства поддержала в первом чтении инициативу правительства: за законопроект проголосовали 296 парламентариев, против 88 и двое воздержались.

Москва, Татьяна Дорофеева

Москва. Другие новости 27.10.20

«Если мы не справимся. » Попова не исключила новых ограничений из-за коронавируса. / «Я считаю, что должен извиниться»: глава комитета Госдумы признал ошибку и назвал введенную маркировку лекарств «вредительской». / Международное право отходит на второй план: Госдума одобрила пакет поправок, связанных с реформой Конституции. Читать дальше

Читайте также: