Указ ельцина о пенсиях

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 23 мая 2013 г. N 507 в наименование внесены изменения

Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 467
"О доплате к пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР

С изменениями и дополнениями от:

29 августа 1996 г., 15 июня 1999 г., 23 мая 2013 г., 31 декабря 2014 г.

ГАРАНТ:

См. Правила установления и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 3 июня 2017 г. N 678

О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности РФ и государственные должности федеральных государственных служащих см. разъяснение Минтруда РФ и Минюста РФ, утвержденное постановлением Минтруда РФ и Минюста РФ от 9 апреля 1996 г. N 19

В целях обеспечения социальных гарантий лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР, постановляю:

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 23 мая 2013 г. N 507 в пункт 1 внесены изменения

1. Утвердить перечень должностей в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР для установления ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим указанные должности (далее именуется - перечень должностей в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР), согласно приложению N 1.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 31 декабря 2014 г. N 835 в пункт 2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

2. Установить ежемесячную доплату к пенсии, назначенной на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", лицам, проживающим на территории Российской Федерации и замещавшим на постоянной основе должности, предусмотренные перечнем должностей в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР, за исключением лиц, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение либо в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации установлена ежемесячная доплата к пенсии.

Ежемесячная доплата к пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии, фиксированной выплаты к ней, повышений фиксированной выплаты и ежемесячной доплаты к пенсии составляла: при замещении должностей, предусмотренных названным перечнем, менее одного года - 45 процентов, от одного года до трех лет - 55 процентов и свыше трех лет - 75 процентов месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 1999 г. N 1234 утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 23 мая 2013 г. N 507 в пункт 3 внесены изменения

3. Утвердить перечень государственных должностей Российской Федерации, применительно к денежному вознаграждению по которым исчисляется ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР (далее именуется - перечень государственных должностей Российской Федерации), согласно приложению N 2.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 23 мая 2013 г. N 507 пункт 4 изложен в новой редакции

4. Выплата ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности, предусмотренные перечнем должностей в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР, приостанавливается в период прохождения ими государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы. После увольнения с государственной службы Российской Федерации либо освобождения названных лиц от указанных должностей выплата им ежемесячной доплаты к пенсии возобновляется либо устанавливается вновь в соответствии с настоящим Указом по их заявлению.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 23 мая 2013 г. N 507 в пункт 5 внесены изменения

5. Установить, что лицам, замещавшим должности, предусмотренные перечнем должностей в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР, размер ежемесячной доплаты к пенсии пересчитывается с соблюдением правил, установленных пунктом 2 настоящего Указа, при увеличении в централизованном порядке месячного денежного вознаграждения по государственным должностям, предусмотренным перечнем государственных должностей Российской Федерации, со дня увеличения (индексации) указанного денежного вознаграждения.

ГАРАНТ:

О пересчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, и лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР см. Указы Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 862, от 29 марта 2001 г. N 374, от 21 января 2003 г. N 65, от 12 июня 2006 г. N 604, от 2 ноября 2006 г. N 1221, от 8 мая 2007 г. N 591, от 29 мая 2007 г. N 682, от 22 января 2008 г. N 66, от 17 июля 2008 г. N 1103, от 17 декабря 2008 г. N 1793, от 27 октября 2012 г. N 1457

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 23 мая 2013 г. N 507 в пункт 6 внесены изменения

6. Правительству Российской Федерации:

принять меры по реализации предусмотренных настоящим Указом социальных гарантий;

обеспечить в установленном порядке выделение средств на выплату ежемесячных доплат к пенсиям, предусмотренных настоящим Указом.

7. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.

1 апреля 1996 г.

Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 467 "О доплате к пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР"

Текст Указа без приложения опубликован в "Российской газете" от 4 апреля 1996 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 апреля 1996 г. N 15, ст. 1579

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Указ Президента РФ от 31 декабря 2014 г. N 835

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Указ Президента РФ от 23 мая 2013 г. N 507

Указ Президента РФ от 15 июня 1999 г. N 756

Указ Президента РФ от 29 августа 1996 г. N 1279

Посмотрел фильм «Свой человек в России» на телеканале travel + adventure. И меня как пенсионера зацепила фраза ведущего Гая Мартина, типа: «при Ельцине пенсионеры получали 7 долл. в месяц, а пришел Путин, стали получать по 400 долларов, конечно он стал очень популярным, он и сейчас популярен, хотя у власти уже около 20-ти лет». Трудно сказать, откуда ведущий Гай Мартин выхватил подобные цифры и насколько они достоверны.

Как известно, Борису Ельцину и его премьеру Егору Гайдару досталась разоренная коммунистами Россия, когда золотовалютные резервы к январю 1992 года были исчерпаны до нуля. А дальше при освобождении регулируемых цен возникла жуткая инфляция, масштаб которой можно оценить 1000-кратной деноминацией российского рубля 1 января 1998 года. С тех пор, по моей оценке, рубль обесценился еще на 2 порядка.

Для тех, кто забыл или не знал, напомню, что после распада СССР гиперинфляция и скачущий курс доллара поставили пенсионеров на грань выживания. Так, в 1995 году средняя пенсия составляла около 48 долларов в месяц, при этом её могли ещё и задержать. После обвала рубля в 1998 году стало ещё хуже. На момент ухода Ельцина в отставку средний российский пенсионер получал всего лишь 29 долларов в месяц.

С 2000 по 2012 год средние пенсии в долларовом исчислении выросли более чем десятикратно, с учётом инфляции – более чем в пять раз. Если в 1999 году средняя пенсия составляла мизерные 449 рублей, то уже 2000 году она поднялась до 700 рублей, в 2005 году выросла до 2364 рублей, а в 2010 достигла отметки в 7476 рубля. На 2013 год, как я уже говорил, средняя пенсия составляет 10400 рублей.

По данным Википедии, средняя пенсия в 2018 г составляла 13360 руб, или 210 долл. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Доходы_населения_России).

А дальше начинается самое интересное – жуткое расслоение населения по уровням зарплат и пенсий. В той же ссылке Википедии приводятся подробные данные по зарплатам, но ничего не говорится о расслоении по пенсиям. А я это почувствовал в 2008-м, по достижении пенсионного возраста. Из будущего автобиографического очерка «Пенсионер»:

Почувствуй разницу!

Когда я оформлял в 2008-м документы на пенсию, то нечаянно получил возможность сравнить ее убогий размер (4,5 тыс. руб.) с будущей пенсией тогдашних депутатов Госдумы – 60 тыс. рублей! Эта информация возникла случайно в дискуссии на телевизионной передаче Владимира Соловьева «К барьеру», когда на нее пришли два депутата и представитель Ассоциации игорного бизнеса, довольно-таки старый еврей. Я затем проверил эту информацию у тогдашнего главного редактора «Мировой энергетики» Татьяны Худяковой. По ее словам, депутаты Госдумы имели право на такую скандально высокую пенсию уже после отработки половины своего тогдашнего официального депутатства в четыре года! Большинство же рядовых пенсионеров вкалывает всю жизнь, чтобы заработать жалкую подачку типа моей первоначальной пенсии.

Уже одно это сопоставление показывает, насколько фальшивы велеречивые речи представителей властей по поводу их заботы об обычных пенсионерах. Поистине, до сих пор актуальны слова Карла Маркса: «Бюрократия имеет в своем обладании государство, , и это есть ее частная собственность».

А вот продолжение сюжета. В конце 2013-го моя пенсия (с «лужковской надбавкой») составляла около 12 тысяч рублей. Алексей Навальный обещал летом 2013-го, в случае избрания его мэром Москвы, увеличить пенсию горожан до 16 тыс. рублей, но сей вариант, как известно, реализован не был (мэром остался Сергей Собянин, а наши пенсии – прежними, даже с учетом ежегодных «индексаций»).

А вот денежное содержание депутатов Госдумы (как и федеральных министров), по указу президента №742 от 30 сентября 2013 г., возросло с 1 сентября до 250 тысяч, а через год – возрастет до 330 тысяч рублей! В денежное содержание входит ежемесячное денежное вознаграждение (ЕДВ), ныне 52 тыс. рублей, и ежемесячное денежное поощрение – 202 тысячи. Следовательно, согласно нынешнему законодательству, размер депутатской пенсии, который надо вычислять от 55% до 95% от ЕДВ (в зависимости от длительности срока исполнения полномочий), составит уже в конце 2013-го от 29 тыс. до 49 тыс. рублей.

Здесь наблюдается формальное противоречие по сравнению с уровнем, нечаянно раскрытым еще в 2008-м «старым евреем» из Ассоциации игорного бизнеса – 60 тыс. рублей. Но, скорее всего, у бывших «народных избранников», уже пенсионеров, имеются различные надбавки, по аналогии с «лужковской надбавкой» для рядовых москвичей. За сложностью и запутанностью сюжета отсылаем читателя к Федеральному закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», где по крайней мере упоминаются сии многочисленные надбавки, правда, работающим чиновникам предлагается выбрать лишь одну из них. То есть суммарная пенсия бывших депутатов, по сравнению с планкой 2008 года, по-видимому, окажется выше. Нехило!

В конце октября 2013-го лидер ЛДПР Владимир Жириновский высказывал недоумение по поводу регулярного повышения зарплат депутатам, заявляя, что «70 процентов депутатского корпуса работают очень плохо, ничего не делают». «Сейчас повышают зарплату в два раза, так кто же уйдет? Сиди, ничего не делай – 300 тыс. рублей, весной уже будет 400 тыс., полмиллиона – и балдей, ничего не делай», – заявлял В. Жириновский. Теперь же, в начале ноября 2013-го (когда стало известно о вышеупомянутом указе президента) некоторые комментаторы предложили ввести поминутный учет пребывания «народных избранников» в здании на Охотном ряду (когда проходят пленарные заседания) и соответственно корректировать их «денежное содержание». Действительно на пленарных заседаниях обычно можно наблюдать не более четверти-трети депутатов (остальные шляются неизвестно где, и при голосовании кнопки за них нажимают соратники по фракциям)!!

Последний, но весьма показательный пример. Как известно, в 2010-м президент [Дмитрий Медведев] отрешил от должности мэра Москвы в связи с утратой доверия. Причины такого решения по поводу одного из высших функционеров партии власти – это отдельная, большая тема. Я же здесь хочу обратить внимание читателя на весьма нехилое социальное обеспечение Юрия Лужкова – пенсионера:

“Поскольку официальный запрос «Ведомостей» о доходах Лужкова в аппарат мэра и правительства Москвы остался без ответа, за точку отсчета мы взяли расходы на функционирование главы города. Согласно прошлогоднему отчету об исполнении бюджета столицы они составили 3,957 млн. руб. Таким образом, ежемесячное денежное вознаграждение московского мэра составляет 395 700 руб. [господа журналисты из «Ведомостей», все-таки в году 12 месяцев, а не 10! – М.К.]

Согласно ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» общая сумма пенсии не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального госслужащего. С учетом этого Лужков может рассчитывать на пенсию в размере около 247 тыс. руб. По данным Росстата средний размер назначенной ежемесячной пенсии в июле 2010 г. составил 7588 руб. Согласно закону «О государственных должностях города Москвы» экс-мэру также положена единовременная выплата по уходу на пенсию. Она установлена в размере десятикратного денежного вознаграждения, установленного по замещаемой должности. В случае Лужкова это около 3,3 млн. руб.

Помимо этого, как бывшему мэру Москвы Лужкову положена медстраховка, обязательное государственное страхование на случай причинения вреда жизни и здоровью на сумму 15-летнего денежного вознаграждения, бесплатные путевки в санатории с возмещением расходов за проезд. Бесплатными лекарствами при амбулаторном лечении и бесплатной стоматологией получают право пользоваться не только Лужков, но и члены его семьи.

По закону «О государственных должностях города Москвы» Лужкову также положена государственная дача, охрана, правовая защита, специальная связь, транспортное обслуживание, возмещение расходов по пользованию залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов, а также дополнительная медстраховка и обязательное государственное страхование на сумму, равную 12-кратному размеру установленной общей суммы пенсии и доплаты к ней на случай причинения вреда жизни и здоровью. ” – «Ведомости», 30 сентября 2010 г.

В 2018 году диспозиция насчет «денежного содержания» и пенсий депутатов Госдумы, по сравнению с рядовыми пенсионерами, сильно не изменится, хотя оба показателя у первых и у последних абсолютно подрастут. См. «Госдума обнародовала размер пенсий и зарплат депутатов» от 5 июля 2018 года (ria.ru/politics/20180705/1524001015.html).

Тут можно много чего еще нанизывать, но и так уже ясно: Владимир Владимирович может пользоваться особенной популярностью среди вышедших на пенсию федеральных министров, депутатов Государственной думы и Совета Федерации, высокопоставленных судей, генералов и адмиралов (всех силовых ведомств). Ну и более низкий должностной слой: федеральные чиновники, местные губернаторы, чиновники и депутаты законодательных собраний, старшие офицеры и так далее тоже могут благодарить Владимира Владимировича за будущую «счастливую старость».

Что касается фильма «Свой человек в России», то это не более чем «ист-поп» (по аналогии с науч-попом).


В соответствии с российским законодательством, президенту страны, прекратившему исполнение своих полномочий, установлен ряд правовых, социальных и иных гарантий.

После отставки первого президента России Бориса Ельцина исполняющий обязанности главы государства Владимир Путин подписал указ от 31 декабря 1999 года "О гарантиях президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи". 12 февраля 2001 года президент РФ Владимир Путин подписал одноименный Федеральный закон, уточняющий указ 1999 года. В июле 2007 года и в декабре 2010 в закон были внесены изменения.

Закон устанавливает гарантии главе государства, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности, либо досрочно в случае отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои обязанности. Кроме того, закон предоставляет гарантии и членам семьи экс-президента.

В соответствии с законом, экс-президент РФ получает за государственный счет право на охрану ФСО в местах его постоянного или временного пребывания, специальную связь, транспортное обслуживание. Для продолжения активной деятельности закон выделяет ему аппарат помощников со специально оборудованным служебным помещением. За бывшим президентом остаются спецполиклиники и больницы, госстраховка жизни и здоровья за счет федерального бюджета. Одна из государственных дач отдается ему в пожизненное пользование. Бывший глава государства до конца жизни получает ежемесячно 75 проц. месячного оклада президента.

Выплата денежного содержания приостанавливается, если экс-президент снова займет государственную должность РФ / премьер-министр, губернатор, госслужащий и пр./.

Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Его нельзя привлекать к уголовной и административной ответственности за деяния, которые он совершил в период своего президентства. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру. Исключение составляют тяжкие преступления в период исполнения президентских полномочий, если по факту совершения таких преступлений возбуждено уголовное дело. В случае возбуждения уголовного дела в отношении бывшего президента председатель Следственного комитета направляет представление в Госдуму. Если Госдума дает согласие на лишение неприкосновенности экс-президента, то постановление направляется в Совет Федерации, который рассматривает в трехмесячный срок вопрос о лишении неприкосновенности, принимает постановление и извещает о нем председателя Следственного комитета.

Неприкосновенность президента, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, транспортные средства, связь, личные документы, багаж, переписку.

При жизни экс-главы государства его жена и близкие родственники могут проживать на госдаче, им предоставляется охрана, остается то же медицинское обслуживание, которым они пользовались прежде. После его смерти членам семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной 6-кратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день его смерти. Родные продолжают пользоваться служебным автотранспортом и правом на медобслуживание в течение пяти лет со дня смерти главы семьи.

Экс-президент СССР Михаил Горбачев, на которого не распространяется данный закон о гарантиях, получает пенсию как обычный госслужащий.

Первый президент России Борис Ельцин поселился на даче в Барвихе в 1997 году и после отставки дача была закреплена за ним в пожизненное пользование. Все расходы взял на себя федеральный бюджет. Объект включает в себя ряд строений на территории 66 га. После смерти Бориса Ельцина дача в Барвихе была оставлена его семье.

Второй президент России Владимир Путин после 2008 года оставил за собой подмосковную резиденцию Ново-Огарево, где он поселился еще в начале своего президентства в 2000 году. В Ново-Огареве есть здания для официальных встреч, гостевой дом с кинозалом, спортзал, бассейн. В распоряжении Путина, как экс-президента, имеется возможность пользоваться трехпалубным теплоходом "Россия". Бронированный Mercedes Pullman также остался за ним.

В США после ухода из Белого дома президент лишается президентского иммунитета. Экс-президент до конца жизни пользуется привилегиями. Ему выплачивается пенсия, выделяются средства на содержание помощников, советников и обслуживающий персонал. В течение 10 лет он пользуется услугами охраны, связи, имеет льготы при пользовании транспортом и медобслуживанием. Право на охрану имеют также несовершеннолетние дети вышедшего в отставку президента.

Во Франции бывший президент может остаться на государственной службе и стать пожизненным членом Конституционного совета, по своим функциям отчасти напоминающим российский Конституционный суд. Членство в Конституционном совете дает отставным президентам юридическую неприкосновенность при условии, что они откажутся от политической деятельности и не будут претендовать на выборные должности. В этом случае доход экс- президента составляет 70 тысяч франков ежемесячно /пенсия плюс оклад/, ему предоставляются бесплатное жилье, охрана и два автомобиля с водителями.

Президент Чехии получает пенсию и сумму на содержание своей канцелярии /в общей сумме это около 3500 евро/. Уголовное преследование за преступления, совершенные в период пребывания в должности, не осуществляется.

В Германии бывший президент получает ежемесячное "почетное содержание", равное зарплате в полном объеме, в настоящее время это примерно 200 тыс евро в год. Кроме того, экс-президент получает в пожизненное пользование автомобиль с водителем, рабочий кабинет и ассистентов. Таким образом, общая сумма, выделяемая из бюджета на содержание бывшего главы государства составляет около 280 тыс евро в год.

21 сентября 1993 года президент Борис Ельцин подписал указ "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" N1400. Конституционный суд под председательством Валерия Зорькина немедленно признал этот указ неконституционным. Верховный совет принял решение об отрешении главы государства от должности. Временно исполняющим обязанности президента стал Александр Руцкой. До расстрела Белого дома оставалось меньше двух недель. Специальный корреспондент ИД "Ъ" ИЛЬЯ БАРАБАНОВ попытался выяснить, могли ли конфликтующие стороны в последний момент прийти к мировому соглашению или же силовая развязка затянувшегося кризиса была неизбежной.

По данным социологов, спустя 20 лет после октябрьских событий 1993 года большинство россиян полагает, что правда в том конфликте была на стороне Верховного совета (ВС). Так, по данным ФОМ, считает 20% респондентов. Лишь 9% россиян уверены, что прав в той ситуации был президент Борис Ельцин. На вопрос: на чьей стороне были ваши симпатии в октябре 1993 года, 16% опрошенных говорят, что на стороне ВС, 14% — что на стороне команды президента. 20 лет назад перевес был на стороне президента. По данным Службы изучения общественного мнения Бориса Грушина, в сентябре 1993 года, к середине первого президентского срока господина Ельцина, на вопрос о том, кому граждане в целом доверяют, они отвечали так: 14,2% респондентов доверяли Съезду народных депутатов, 15,2% — Верховному совету, 26,9% — Борису Ельцину. Это означает, что о полном или частичном недоверии главе государства говорили 63,2% опрошенных, тогда как ВС и съезду не доверяли по 71% россиян.

"Круглый номер для указа"

В книге "Записки президента" Борис Ельцин вспоминал, что работу над указом N1400 начал в первых числах сентября, когда в связи с ухудшением здоровья находился в своей резиденции в Барвихе. Одним из первых работу над документом начал президентский помощник Виктор Илюшин. Авторы книги "Эпоха Ельцина" (в авторском коллективе бывшие помощники Бориса Ельцина Юрий Батурин, Михаил Краснов и Георгий Сатаров, пресс-секретарь президента Вячеслав Костиков, экс-вице-премьер Александр Лившиц и другие) упоминают любопытный эпизод. Президент пригласил одного из членов своей команды к себе и показал черновик документа. "Характерным почерком Ельцина, крупными буквами было написано несколько пунктов: "распустить съезд и Верховный совет", "распустить Конституционный суд", "генеральный прокурор подчиняется президенту". "Знаете, Борис Николаевич,— ответил собеседник,— эта штука, конечно, посильнее, чем "Фауст" Гете, но, мне кажется, здесь еще должны поработать специалисты"",— описывают авторы книги этот диалог с оставшимся анонимным членом команды.

Через несколько дней к работе подключили помощника главы государства по правовым вопросам Юрия Батурина. Сомневаясь по поводу того или иного абзаца, как вспоминает глава Службы безопасности президента Александр Коржаков в разговоре с "Ъ", Борис Ельцин обращался к разным людям из своего окружения за советами. Сам господин Коржаков, по его словам, таким образом, посоветовал главе государства многое из того, что вошло в итоге в текст новой российской Конституции. Начальник СБ принимал участие и в работе над указом N1400: "Параллельно с этим шла работа по формированию Совета федерации. В первом варианте сенаторов должны были выбирать. То, что в итоге его решили формировать из губернаторов и председателей региональных заксобраний — моя идея".

17 сентября Виктор Илюшин позвонил в канцелярию президента и сказал ее заведующему Виктору Семенченко: "У тебя есть на подходе какой-нибудь круглый номер для указа?" "Номер 1400 подойдет?" — спросил господин Семенченко.— "Подойдет. Зарезервируй".


Хотя Конституционный суд во главе с Валерием Зорькиным (в центре) принял решение о неконституционности указа №1400, Владиславу Ачалову (слева) это не помогло удержаться на посту министра обороны в правительстве, сформированном Александром Руцким

Фото: Николай Малышев/Фото ИТАР-ТАСС

21 сентября указ был подписан. В 17:00 в Кремле началась запись видеообращения президента, которое прозвучало в 20:00. Спустя час Валерий Зорькин объявил о начале экстренного заседания Конституционного суда, на котором должны были рассмотреть конституционность президентского указа.

"Президент России наконец совершил то, чего довольно давно ждали и его сторонники, и противники. В соответствии с подписанным им вчера указом об изменениях и дополнениях в действующую Конституцию прекращается осуществление всех функций Съезда народных депутатов и Верховного совета. Выборы в новый парламент — Федеральное Собрание — назначены на 11-12 декабря этого года. Таким образом, хотя в указе президента это и не оговаривается, до выборов в России введено президентское правление",— сообщала на следующий день газета "Коммерсантъ".

В следующем номере газеты публиковались уже выдержки из заключения Конституционного суда, который на ночном заседании с 21 на 22 сентября девятью голосами против четырех постановил, что президентский указ и его обращение к нации противоречат целому ряду статей Конституции и "служат основанием для отстранения президента России Бориса Ельцина от должности". Член КС Гадис Гаджиев в беседе с "Ъ" после заседания даже назвал руководителя аппарата президента Сергея Филатова "государственным преступником". "Был неправ,— заявил господин Гаджиев корреспонденту "Ъ" 20 лет спустя.— Если говорил такое, приношу извинения. В тот день я был на лекции в МГУ. В аудиторию заглянул водитель, попросил выйти, рассказал о подписанном указе и об экстренном заседании КС. Мы собрались ближе к ночи и торопились рассмотреть это дело". По мнению господина Гаджиева, решение КС было все-таки скоропалительным, вместе с тем он уверен: "Даже если бы мы взяли отсрочку в три-четыре дня, решение было бы тем же: очевидно, что президент превысил тогда свои полномочия".

Неоднозначную реакцию решение президента вызвало и в регионах. Как писал "Коммерсантъ" (см. номер от 13 сентября 1993 года), большинство регионов выступили за консолидацию, заявив, что конфронтация ветвей власти не должна выходить за пределы Москвы. Однако в целом ряде регионов между законодательной и исполнительной властью произошел раскол. Бориса Ельцина однозначно поддержали в Архангельске и Петропавловске-Камчатском. Губернатор Приморского края Евгений Наздратенко заявил, что президенту давно надо было принять такое решение. Глава Хабаровского края Виктор Ишаев предложил подумать о необходимости переизбрания всех ветвей власти. Вместе с тем законодатели на Сахалине, в Новосибирске, Липецке и Хакасии президента категорически не поддержали. В Москве и Челябинске произошел раскол: исполнительная власть указ поддерживала, а законодательная выступила против. В национальных республиках, Татарстане, Удмуртии и Чечне, поспешили заявить о главенстве местных конституций на этих территориях и не стали вмешиваться в московские конфликты.


Уже через несколько часов после обращения Бориса Ельцина к нации на экстренном заседании ВС Александр Руцкой принял полномочия и.о. президента

Фото: РИА НОВОСТИ

В 23:00 21 сентября доступ к Белому дому был блокирован. Часом ранее на экстренном заседании президиума Верховного совета Александр Руцкой принял полномочия и. о. президента. Впереди были сложные переговоры с участием патриарха Алексия II в Свято-Даниловом монастыре.

Почти все участники тех событий уверены, что к моменту подписания указа N1400 противоборствующие стороны настолько увлеклись личным противостоянием, что не смогли бы сесть за стол переговоров, чтобы решить конфликт мирным путем. "Если бы такая возможность была, ее попытались бы использовать,— говорит Гадис Гаджиев.— Но стороны были недоговороспособны. И ответственность за это, думаю, в большей мере лежит на тех, кто сидел тогда в Белом доме". Председатель ВС Руслан Хасбулатов c этим категорически не согласен: "Если бы Ельцин за день пригласил меня к себе и сказал, что намерен подписать такой указ, мы бы договорились. Я не цеплялся за свою должность и предотвратил бы вселенский позор". По словам господина Хасбулатова, он постоянно посылал в Кремль сигналы о готовности начать переговоры, но не смог добиться личной встречи ни с президентом, ни с премьер-министром Виктором Черномырдиным. "Мы предлагали: давайте вместе пойдем на выборы,— утверждает Руслан Хасбулатов.— Досрочные выборы президента и парламента могли бы разрешить ситуацию". Депутат ВС Сергей Бабурин также уверен, что стороны могли уладить тогда конфликт мирным путем, если бы Борис Ельцин согласился на досрочные выборы. По его словам, "нулевой вариант", предполагающий единовременную отставку главы государства и роспуск парламента, мог разрешить ситуацию мирным путем. Тем более что еще за несколько дней до подписания указа Борис Ельцин говорил о своей готовности к досрочным президентским выборам. "Большинство депутатов склонялось к тому, что можно самораспуститься,— утверждает господин Бабурин.— Но все, кто знал Ельцина, понимали, как только он начинал что-то одобрять — значит, этого не будет. Так что в его отставку никто не верил". Он вспоминает, как полугодом ранее, в марте 1993 года, Борис Ельцин подписал указ "Об особом порядке управления страной", также выступив с телеобращением, в котором объявил о приостановке действия Конституции, но спустя несколько дней ситуацию отыграл. "Тогда единство разных ветвей власти помогло снять напряженность, и осенью нам казалось, что эти уроки не прошли зря, что мы многому научились и сумеем преодолеть кризис,— говорит Сергей Бабурин.— Времени найти компромисс хватало. Была активная позиция регионов, требовавших остановить бардак. Были переговоры в Свято-Даниловом монастыре. Но фактически в стране осуществлялся переворот, во главе которого стояла одна группировка".

Вице-президент Александр Руцкой, напротив, уверен, что именно в марте была пройдена точка невозврата: "Противостояние двух ветвей власти обрело необратимый процесс полного невосприятия друг друга". По словам господина Руцкого, в марте он, как и Руслан Хасбулатов в сентябре, попытался объяснить президенту неверность его действий, но глава государства общаться не захотел. По мнению Александра Руцкого, избежать октябрьской развязки можно было лишь в том случае, если бы еще 26 марта на внеочередном Съезде народных депутатов Борису Ельцину был бы объявлен импичмент. "Но трусость одних, боязнь потерять кормушку других, предательство третьих не позволило отстранить от власти Ельцина",— резюмирует экс-вице-президент.

"Если бы Ельцин с Хасбулатовым сели и по-человечески поговорили, крови, конечно, можно было бы избежать, но они настолько разругались к осени, что у одного взяло верх его царское самолюбие, а у другого — чеченско-кавказское",— говорит Александр Коржаков. По его словам, оцепление вокруг Белого дома можно было держать не один месяц, могли бы дать плоды и переговоры с участием патриарха. "Но Ельцин спешил принять новую Конституцию, для чего и был выпущен указ,— говорит он.— Депутаты же, со своей стороны, ежедневно штамповали свои пояснения и дополнения к старой Конституции. Доходило до того, что заведующая кремлевской библиотекой жаловалась мне, что даже у них нет полной версии Основного закона, так как в него постоянно вносятся поправки". По словам Александра Коржакова, если бы кровавой развязки кризиса удалось избежать, новая Конституция была бы куда демократичнее: "Не было бы абсолютной президентской власти". Экс-глава президентской администрации Сергей Филатов также полагает, что к сентябрю 1993 года "абсолютно было потеряно доверие друг к другу между первыми лицами, это недоверие породило страх, который не позволил договориться". "У Верховного совета было свое оружие, своя охрана, возможность объявить импичмент, а у Ельцина не было ничего, и на все предложения начать переговоры с Хасбулатовым он отвечал: "Он врет, я не хочу никаких дел с ним иметь"",— вспоминает господин Филатов. Он напоминает, что на мартовском Съезде народных депутатов для объявления импичмента президенту не хватило несколько десятков голосов. "На приближающемся съезде, который должен был состояться в ноябре-декабре, импичмент был бы объявлен, но Ельцин бы власть все равно не отдал,— уверен Сергей Филатов.— Итоги апрельского референдума давали президенту моральное право распустить парламент, если бы в мае были объявлены досрочные выборы в парламент, все прошло бы бескровно".

По данным Росстата, в 2020 году средний размер пенсий по старости для неработающих пенсионеров в России составляет 15878,4 рублей. Но из чего складывается эта средняя температура по больнице?

В советские времена не было больших различий между пенсиями высших должностных лиц страны, работников правоохранительных органов и других граждан. Сегодня премьеры, спикеры Госдумы и сенаторы, министры и депутаты, уходя на пенсию, сохраняют большую часть своего дохода. Бывшим президентам гарантировано пожизненное содержание в размере 75% от зарплаты действующего главы государства. Процентную привязку пенсий госслужащих к зарплатам законодательно закрепил президент России Борис Ельцин в 1995 г.

«Неравенство в пенсиях госслужащих, лиц, замещающих госдолжности, и остальных граждан в России возникает из-за доплат, которые появились еще в 90-х. Цель инициативы тогда была – наоборот, понизить пенсионный возраст, чтобы ускорить выход на заслуженный отдых приближающихся к высокому возрасту высших должностных лиц, чтобы без проволочек и оперативно освобождать места для новых кадров. Стимулировать этот процесс решили таким вот образом – гарантированной высокой пенсией», - рассказывает о возникновении привилегий в пенсиях чиновников директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков.

Позже ввели возможность при помощи спецраспоряжений переносить сроки ухода на заслуженный отдых отдельных, еще востребованных служащих, достигших пенсионного возраста, а теперь отпала и высокая потребность в замещении кадров, считает эксперт.

Пенсии в цифрах

Так сколько же будут получать нынешние высшие чиновники, когда уйдут со своих постов?

В расчетах помог разобраться ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

Экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, по достижению пенсионного возраста могут рассчитывать на трудовую пенсию – в среднем это 17-18 тысяч рублей. Но эта устойчивая часть – лишь меньшая доля в их ежемесячном обеспечении. Все экс-премьеры претендуют на доплату к пенсии в размере 55-75% от зарплаты действующего председателя правительства. Минимальную доплату получают проработавшие на госдолжностях от 1 до 3 лет, максимальную – более 3 лет. Не полагаются доплаты премьерам и другим высшим чиновникам, трудившимся менее года.

Согласно последней обнародованной Декларации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов Правительства РФ, среднемесячный доход премьер-министра Д. Медведева в 2018г. составлял 826,5 тыс.руб., соответственно все экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты в диапазоне 454,6-619,9 тыс. руб. Сведения по зарплате Михаила Мишустина в должности председателя правительства еще не публиковались. Теоретически на премьерскую надбавку к пенсии претендуют восемь человек – Сергей Степашин (68 лет), Виктор Зубков (78 лет), Михаил Касьянов (62 года), Михаил Фрадков (69 лет) продолжает занимать госдолжность, поэтому пока доплату к пенсии не получает.

Пенсии руководителей палат парламента

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» №3 ФЗ от 1994г. фактически приравнивает спикеров обоих палат к премьерскому статусу, в том числе по объему социальных гарантий и пенсионного обеспечения.

На 75% от зарплаты могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы - Валентина Матвиенко (71 год), Сергей Нарышкин (65 лет, ныне директор Службы внешней разведки РФ), в нескором будущем – Вячеслав Володин. У всех стаж работы в этой должности больше 3 лет. Но все же пенсии спикеров палат парламента должны быть меньше премьерской – трудовая часть их пенсии поглощается доплатой, а не суммируется с ней. На премьерскую доплату к пенсии сегодня формально могут претендовать экс-председатели Совета Федерации Владимир Шумейко (75 лет) и Егор Строев (83 года) и экс-спикеры Госдумы Иван Рыбкин (73 года) и Борис Грызлов (69 лет).

Пенсии министров

Для министров действует другая система расчета пенсий. В отличие от экс-президентов, экс-премьеров и бывших глав нижней и верхней палат парламента, чья пенсия более чем в половинной доле привязана к зарплате действующих высших должностных лиц, пенсия министров скорее привязана к стажу. Главам министерств помимо трудовой пенсии 17-18 тыс. руб. тоже положена доплата в 55-75% от вознаграждения действующего министра. Но чтобы ее заработать, удержаться в кресле министра надо минимум три года, для максимальной надбавки – более 6 лет. Так, денежное вознаграждение министра сегодня составляет 840,8 тысяч руб. в месяц, соответственно, те, кто пробыл министром от 3 до 6 лет, получает 55% от его зарплаты. Проработавший министром от 6-10 лет, получает максимальные 75% к пенсии, то есть 630,6 тыс. рублей.

Депутатские пенсии

Депутаты и сенаторы на законодательном уровне приравнены к федеральным министрам. Их зарплата в 2020 году приблизилась к 400 тыс. руб. – что в 10 раз выше средней зарплаты по стране.

Пенсия президента

Бывшему президенту России, отошедшему ото всех государственных должностей гарантируется пожизненное содержание из расчета 75% от зарплаты действующего главы государства – в настоящее время это более 536 тыс.руб. (Согласно «Сведениям о доходах, имуществе, принадлежащем Президенту Российской Федерации на праве собственности, вкладах в банках, ценных бумагах, обязательствах имущественного характера», опубликованном на официальном сайте Кремля, среднемесячный доход президента Владимира Путина составляет 720,5 тыс. руб.). На такие же доплаты может претендовать и Дмитрий Медведев как бывший президент, он выходит на пенсию через 11 лет. В настоящее время в России нет бывших президентов-пенсионеров. Первому президенту СССР Михаилу Горбачеву с 1994 года назначена пенсия в размере 40 минимальных окладов труда.

Вопреки расхожему мнению, в правительстве Михаила Мишустина сегодня работающих пенсионеров можно перечитать по пальцам. К черте пенсионного возраста приближается заместитель председателя российского правительства – полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев (64 года). Из действующих министров пенсионного возраста достигли всего двое – глава МИД Сергей Лавров (70 лет) и министр обороны Сергей Шойгу (65 лет). Самому премьеру Михаилу Мишустину 54 года. Самым молодым министрам – Александру Козлову (по развитию Дальнего Востока и Арктики), Антону Котякову (труда и социальной защиты), Ольге Любимовой (культуры) по 39 лет. Средний возраст российского правительства – 51 год.

На два года старше – нижняя палата Российского парламента. Средний возраст депутатов Госдумы седьмого (текущего) созыва – 53 года. Однако к пенсионному возрасту уже подобрались трое из восьми зампредов: Александр Жуков (64 года), Иван Мельников (69 лет), Алексей Гордеев (65 лет).

Не молодеют, однако, лидеры системной оппозиции: Геннадию Зюганову - 76 лет, Владимиру Жириновскому – 74 года, Сергею Миронову - 67 лет.

Не так много пенсионеров в губернаторском корпусе: глава Дагестана Владимир Васильев – 70 лет, глава Мордовии Владимир Волков - 65 лет, глава Красноярского края Александр Усс – 65 лет, глава Белгородской области Евгений Савченко - 70 лет, глава Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова - 64 года.

Значительно старше – верхняя палата российского парламента. Четверть всех членов Совфеда уже могли бы выйти на пенсию, не случись пенсионной реформы – их возраст перевалил за 60. Спикеру Валентине Матвиенко – 71 год. Из шести зампредов двое достигли пенсионного возраста – Галина Карелова (70 лет), Юрий Воробьев (72 года).

Все перечисленные слуги и избранники народа пока предпочитают пенсиям работу, но после выхода на заслуженный отдых их доходы снизятся минимально.

«Высшие должностные лица у нас хоть и граждане России, но порядок пенсионного обеспечения предусмотрен для них особый, отдельными актами они вывели себя в отдельную когорту пенсионеров. Своя рука – владыка, как говорится. На отдых по возрасту уходят с 55-75% от уровня денежного содержания на момент выхода на пенсию. На мой взгляд, это совершенно неправильно, не должно быть никаких особых условий для госслужащих, - комментирует экономист Игорь Николаев. - Во-первых, нарушается единство системы государственного пенсионного обеспечения. Ввели балльную систему для россиян, тогда пусть все - и чиновники, и номенклатура тоже получают свои пенсии в общем порядке. Более высокая пенсия им итак будет выплачиваться за счет прежних более высоких зарплат, и не нужно дублировать здесь поощрения по одному и тому же параметру (параметру "высокая зарплата"). Во-вторых, необоснованное, чудовищное неравенство всегда снижает авторитет власти. И судя по тому, что пенсии высших должностных лиц и особый порядок их начислений у нас стараются не афишировать, наверху это прекрасно понимают».

История вопроса

Как же образовалась пропасть в пенсиях у высших чиновников и всех остальных граждан, даже тех же бюджетников, только нижнего и среднего звена? И что сегодня делать с этой «ошибкой прошлого»?

У этого вопроса - долгая история, комментирует доктор экономических наук, профессор, член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер

- Опускаем военную службу (там своя отдельная система) и сосредотачиваемся на гражданских служащих – министры, сенаторы, депутаты. На самом деле, все они при достижении пенсионного возраста точно также, как и все остальные граждане получают обычную страховую пенсию, которая зависит от заработка – это в среднем 14-15 тысяч рублей по стране. Пропасть возникает из-за целого ряда надбавок, которые зависят от категории службы, оклада, стажа, наград и так далее.

Законодательно доплаты были закреплены в 90-ые годы при Борисе Ельцине, до этого, в советское время, чиновники всесоюзного и республиканского уровня получали персональные пенсии, которые были всего в 2-3 раза выше пенсий сограждан. Персональные пенсии были связаны с работой в КПСС и других органах тогдашней власти и были отменены как класс с исчезновением СССР. В 90-ые годы, когда топ-менеджмент и коммерсанты стали впервые иметь довольно высокие доходы, их доходы в те годы влегкую могли достигать $5-10 тыс. в месяц, встал вопрос – а как привлекать на госслужбу квалифицированные кадры и стимулировать их работу? Работа на госслужбе не считалась престижной. Перспективные люди скорее шли в бизнес или уезжали за границу. Сами зарплаты были реально низкими, их особо не повышали, рассказывает профессор, сам работавший в то время в экономическом блоке советского правительства.

Как решать этот кадровый вопрос? В 90-е годы вышли первые указы Ельцина о доплатах к пенсиям госслужащих, в том числе высшим должностным лицам. Госслужащий получал право на существенную надбавку к пенсии, если он отработал на государство не менее 15 лет и ушел на заслуженный отдых со службы. Это был своего рода хороший отложенный бонус. Хотя тех, кто получает эти надбавки не так и много – несколько десятков тысяч человек. По образцам федерального центра подкорректировали пенсии и для чиновников в регионах. Как эпидемия, в 2000-х это пошло по всей стране. Вдобавок Управделами Президента сохранило "кремлевскую медицину" - хорошее бесплатное медицинское обслуживание для федеральных госслужащих.

В тучные 2000-е было принято решение ощутимо повышать зарплату госслужащим, особенно чиновникам высшего и среднего уровней. Сегодня в типовом министерстве его руководитель получает зарплату раз в 10 выше специалиста этого же ведомства низшего звена. По мере продвижения по службе зарплата растет экспоненциально. Почему было принято такое решение? Доходы от нефти и газа увеличились, у государства появилась возможность предложить конкурентную в сравнении с коммерческим сектором зарплату.

«Вот здесь была сделана ошибка. В тот момент было политически неверным шагом оставлять ельцинскую систему надбавок к пенсиям высших должностных лиц и других чиновников. Ведь зарплаты руководителей выровнялись по своему уровню с высшим звеном бизнес-сектора и стимулировать больше стало нечего. В отличие от 90-х госслужба считается престижной, молодые люди мечтают поступить на нее. Стабильность, даже в любой кризис, в любой коронавирус, продвижение по карьерной лестнице, обрастание знакомствами, возможность со службы уйти на хорошее место в бизнесе благодаря этим связям. Поэтому дополнительные пенсионные стимулы уже не нужны. Надо пенсионные «бонусы» отменять», - подчеркивает Гонтмахер.

При выходе на пенсию высшие чиновники из-за своих высоких зарплат - а это сотни тысяч рублей в месяц - и без того гарантированно получают свою трудовую часть в 25-30 тысяч, что в 2 раза выше, чем в среднем остальные граждане. Но раз долгие трудовые годы твоя зарплата в десятки раз выше зарплат остальных людей, раз у тебя льготы, наверно, ты можешь откладывать со своей огромной зарплаты и на достойную старость? Можно просто посчитать. Если у вас зарплата несколько сотен тысяч рублей в месяц, к пенсии можно обрасти недвижимостью, например, двумя квартирами – одну из них на пенсии можно сдавать. Плюс, у вас наверняка есть сбережения. Если автомобиль - служебный, жилье – тоже, а у высших чиновников еще и в собственность несложно бесплатную квартиру получить, на всё это дело ты не тратился, ипотеку полжизни не платил, значит, миллион долларов вполне мог накопить. Если положить их на депозит даже под один процент в год – это $10.000 в год процентов или 50-60 тысяч рублей надбавки к пенсии ежемесячно. Простейшее управление своими доходами во время трудовой жизни позволяет высшим чиновникам легально накопить на достойную старость.

Как устранить неравенство в пенсиях?

«Как было бы логично, на мой взгляд, поступить? Необходим своего рода общественный договор. Сейчас зарплата у высших должностных лиц - несколько сотен тысяч рублей в месяц. Вообще-то она соразмерна той ответственности и тем функциям, которые они должны выполнять, я опускаю сейчас дискуссию о качестве работы нынешней Госдумы или кабмина. Но в соответствии с теми функциями, которые выполняются на этих должностях – ненормированный рабочий день, интенсивный труд, публичность и так далее – эти цифры вполне адекватные. Но, в конце концов, вместо надбавок государство за счет того же бюджета вполне могло бы своих служащих через негосударственные пенсионные фонды (НПФ) застраховать. Вы выходите на пенсию – получаете свою обычную трудовую пенсию и дополнительно страховую выплату из НПФ, которая обеспечена взносами государства и отчислениями из зарплаты самого чиновника. Вот вам и вполне достойная пенсия», - комментирует эксперт.

Пока же реализуется сценарий плохой. Высшие должностные лица выходят на пенсию с трудовой частью (ту, что получают все пенсионеры) + 55-75% от должностного оклада. К этому положены еще другие надбавки. Очень многое здесь делается в ручном режиме. Министр отработал на своей должности несколько лет и на пенсии может получать 200-250 тысяч рублей в месяц.

Обычные пенсионеры, те кто отработали по 25-30 и более лет, остро ощущают это неравенство. Вопрос: «А за что они получают такие пенсии?» витает в воздухе. Людей эта несправедливость очень дразнит. После 2014 года Президент урезал зарплаты чиновникам на 10%, а надо было бы лучше доплаты к пенсиям убрать – с точки зрения общественного мнения это было бы оценено. Принятие решения об отмене пенсионных надбавок высшим должностным лицам и прочим чиновникам – вопрос чисто политический, считает Гонтмахер.

«Что делать? Во-первых, усилием политической воли надо эти «сословные» надбавки ликвидировать. Во-вторых, в странах, где есть нормальная конкурентная политическая система и оппозиция, сменяемость власти, демократия, честные выборы, все подобные привилегии у чиновников вычищены уже давно. А у нас в России, которая столь неудачно еще в 90-е пыталась стать цивилизованной страной, эти привилегии, только-только отмененные после конца СССР, снова стали отрастать, как отрастают в любой недемократической стране», - отмечает эксперт.

Еще одна привилегированная группа граждан

Политолог Екатерина Шульман обращает внимание на то, что помимо высших должностных лиц в России есть куда более многочисленная группа людей, социальное и пенсионное обеспечение которых сильно отличается от соцгарантий остальных граждан.

Неравенство в нашей системе пенсионного обеспечения действительно чрезвычайно велико, но оно не сводится к тому, что высшие должностные лица получают пенсию больше, чем все остальные. Нельзя сказать, что, если раскулачить их всех, то остальным пенсионерам сразу же станет хорошо. С точки зрения баланса Пенсионного фонда, они погоды не делают, отмечает она.

«Во время пенсионной реформы прошлого года у нас вылезла наружу проблема более существенная. Есть довольно многочисленная категория граждан, на которую повышение пенсионного возраста не распространилось. Они выходят на пенсию гораздо раньше остальных, им засчитывается в стаж служба в армии, время учебы, а если ты еще и работал на территориях, приравненных к северным (а это, например, Красноярский край), или какой-то другой географический бонус – то свободен уже в 35, как балерина. У них и размер пенсий гораздо выше, чем у остальных граждан. Они обслуживаются в системе богатой ведомственной медицины – существующей совершенно параллельно с системой страховой медицины (как обязательного, так и добровольного медицинского страхования). Обслуживаются в ней бесплатно, в том числе после выхода на пенсию. И это не высшие чиновники, которых сотни на всю страну, это сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, следственного комитета, судов и спецслужб, и их уже миллионы. Получать большие пенсии они могут при нынешней средней ожидаемой продолжительности жизни 40 лет – больше, чем работали. Это реальный сценарий, который касается миллионов наших сограждан, а не нескольких сотен депутатов, сенаторов, президента и премьера. Это сословное неравенство, которое закреплено в законе», - говорит Екатерина Шульман.

«Люди, приписанные к определенным ведомствам, живут и обеспечиваются по одним правилам и стандартам, а все остальные, получающие трудовую или социальную пенсию, – по другим. Это действительно большая несправедливость, которая воспринимается как нечто естественное, потому что привычна людям еще с советских времен. Но советских времен уже нет, и все живут в довольно жестоком монополистическом капитализме, а некоторые люди продолжают жить в мире, где есть бесплатная медицина, служебное жилье, которое легко становится частной собственностью, где досрочно выходят на пенсию, получают многочисленные льготы. Всё это очень напоминает феодальную систему, в котором есть податное сословие – те, что платят налоги, а есть те, кто налогов не платит, а только пользуется благами за счет других», - рассуждает Екатерина Шульман.

Читайте также: