Указ президента кыргызстана о пенсии


УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

«О внесении изменения в Указ Президента Кыргызской Республики от 01.01.01 года № 000 «О базовой части пенсии»

В целях обеспечения оптимального использования бюджетных средств Кыргызской Республики постановляю:

1. Внести в Указ Президента Кыргызской Республики от 01.01.01 года № 000 «О базовой части пенсии» следующее изменение:

- абзац седьмой пункта 4 признать утратившим силу.

2. Правительству Кыргызской Республики привести свои решения в соответствие с настоящим Указом.

3. Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2014 года.

Кыргызской Атамбаев

Лаврова _______________________ «______» июля 2013 г.

Справка обоснование

к проекту Указа Президента Кыргызской Республики «О внесении изменения в Указ Президента Кыргызской Республики от 01.01.01 года № 000 «О базовой части пенсии»

В целях оказания поддержки пенсионерам в условиях преодоления рисков и угроз, обусловленных воздействием мирового финансового кризиса, и выполнения норм Закона Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» Указом Президента Кыргызской Республики от 01.01.01 года № 000 «О размере базовой части пенсии» предусмотрен перевод финансирование базовой части пенсий на республиканский бюджет в следующие сроки и размеры:

- с 1 января 2010 года - 20 процентов от годовой потребности средств, направляемых на выплату базовой части пенсии;

- с 1 января 2011 года - 40 процентов от годовой потребности средств, направляемых на выплату базовой части пенсии;

- с 1 января 2012 года - 60 процентов от годовой потребности средств, направляемых на выплату базовой части пенсии;

- с 1 января 2013 года - 80 процентов от годовой потребности средств, направляемых на выплату базовой части пенсии;

- с 1 января 2014 года и в последующие годы - 100 процентов от годовой потребности средств, направляемых на выплату базовой части пенсии.

Так, за счет средств республиканского бюджета на расходы по выплате базовой части пенсии было профинансировано:

- в 2010 году (20%) на сумму 1058,3 млн. сомов;

- в 2011 году (40%) на сумму 2812,3 млн. сомов;

- в 2012 году (60%) на сумму 5232,4 млн. сомов.

- на 2013 год предусмотрено (80%) - 7202,0 млн. сомов.

В настоящее время размер базовой части пенсии составляет 1500 сомов, или поддерживается согласно Закону Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» на уровне не ниже 12 процентов средней заработной платы за истекший год, и финансируется за счет средств республиканского бюджета в размере 80 процентов от годовой потребности средств, направляемых на выплату базовой части пенсии и за счет страховых взносов в Социальный фонд Кыргызской Республики в размере 20 процентов.

В 2014 году прогнозная численность пенсионеров составит 542,4 тыс. человек. При переводе с 1 января 2014 года базовой части пенсии на республиканский бюджет в размере 100%, потребность в бюджетных ассигнованиях в 2014 году составит 8853,1 млн. сомов, а в случае замедления темпов перевода на 10 процентов, потребная сумма составит 7967,8 млн. сомов.

Для финансирования базовой части пенсии в 2014 году в размере 100% от годовой потребности, доходная часть проекта республиканского бюджета на 2014 год не располагает достаточной суммой.

Это связано с углублением экономического кризиса в регионе и замедлением темпов экономического роста, отмечаются риски в обеспечении стабильности макроэкономических показателей экономики и устойчивости бюджета.

Прогнозируется увеличение уровня инфляции в 2014 году от 7,4% до 9,2%. Предполагается, что сложившаяся ситуация, приведет к замедлению реальных темпов роста экономики в 2014 году до уровня 6,9 процентов, по сравнению запланированным уровнем 2013 года 7,8 процентов. Замедление темпов экономического роста в стране повлияет негативно на объемы доходов бюджета.

Учитывая сложную экономическую ситуацию и ожидаемые сокращения доходов бюджета, безусловно, возникает необходимость повышения эффективности управления ресурсами бюджета Кыргызской Республики и оптимизации расходов.

Учитывая постоянный и значительный объем дефицита республиканского бюджета, профицит бюджета Социального фонда Кыргызской Республики и в соответствии с поручением Президента Кыргызской Республики от 01.01.2001 года № Инт-3037, сроки и размеры перевода финансирования базовой части пенсии на 2014 год предлагается пересмотреть и установить постановлением Правительства Кыргызской Республики с 1 января 2014 года 90 процентов от годовой потребности средств, направляемых на выплату базовой части пенсии, а в 2015 год и последующие годы - 100 процентов от годовой потребности.

Одновременно сообщаем, что принятие данного проекта Указа не повлечет за собой социальных, правовых, правозащитных, гендерных и коррупционных последствий.

На основании вышеизложенного, данный проект Указ вносится на согласование.

Министр финансов

Кыргызской Республики О. Лаврова

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

«О финансировании базовой части пенсии»

В целях обеспечения оптимального использования бюджетных средств Кыргызской Республики и выполнения норм Закона Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» постановляю:

1. Министерству финансов Кыргызской Республики:

- перевести финансирование базовой части пенсий, установленной законодательством Кыргызской Республики, на республиканский бюджет и обеспечить выделение денежных средств Социальному фонду Кыргызской Республики в размерах и сроки, указанные ниже :

с 1 января 2014 года - 90 процентов от годовой потребности средств, направляемых на выплату базовой части пенсии;

с 1 января 2015 года и в последующие годы - 100 процентов от годовой потребности средств, направляемых на выплату базовой части пенсии.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

Премьер-министр

Кыргызской Сатыбалдиев

Лаврова _______________________ «______» июля 2013 г.

Справка обоснование

к проекту постановления Правительства Кыргызской Республики «О финансировании базовой части пенсии»

В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики от 01.01.01 года № 000 «О размере базовой части пенсии», поэтапный перевод финансирования базовой части пенсий на республиканский бюджет был произведен в 2010 году в размере 20 процентов от годовой потребности средств, направляемых на выплату базовой части пенсии, или за счет средств республиканского бюджета была выделено 1058,3 млн. сомов, в 2011 году (40%) - на сумму 2812,3 млн. сомов, в 2012 году (60%) - на сумму 5232,4 млн. сомов и на 2013 год предусмотрено (80%) - 7202,0 млн. сомов.

В 2014 году прогнозная численность пенсионеров составит 542,4 тыс. человек. При переводе с 1 января 2014 года базовой части пенсии на республиканский бюджет в размере 100%, потребность в бюджетных ассигнованиях в 2014 году составит 8853,1 млн. сомов, а в случае замедления темпов перевода на 10 процентов, потребная сумма составит 7967,8 млн. сомов.

Для финансирования базовой части пенсии в 2014 году в размере 100% от годовой потребности, доходная часть проекта республиканского бюджета на 2014 год не располагает достаточной суммой.

Это связано с углублением экономического кризиса в регионе и замедлением темпов экономического роста, отмечаются риски в обеспечении стабильности макроэкономических показателей экономики и устойчивости бюджета.

Прогнозируется увеличение уровня инфляции в 2014 году от 7,4% до 9,2%. Предполагается, что сложившаяся ситуация, приведет к замедлению реальных темпов роста экономики в 2014 году до уровня 6,9 процентов, по сравнению запланированным уровнем 2013 года 7,8 процентов. Замедление темпов экономического роста в стране значительно повлияет негативно на объемы доходов бюджета.

Учитывая сложную экономическую ситуацию и ожидаемые недопоступления средств в доходную часть республиканского бюджета, безусловно, возникает необходимость повышения эффективности управления ресурсами бюджета Кыргызской Республики и оптимизации расходов.

Кроме того, прогнозируемый объем дефицита республиканского бюджета на 2014 год составит 16,2 млрд. сомов.

На основании вышеизложенного, а также в соответствии с пунктом 3 Протокола совещания у Премьер-министра Кыргызской Республики от 24 июля 2013 года №20-106, сроки и размеры перевода финансирования базовой части пенсии на 2014 год предлагается пересмотреть настоящим проектом постановления Правительства Кыргызской Республики. При этом установив следующие сроки и размеры:

- с 1 января 2014 года 90 процентов от годовой потребности средств, направляемых на выплату базовой части пенсии;

- с 1 января 2015 года и в последующие годы – 100 процентов от годовой потребности.

Одновременно сообщаем, что принятие данного проекта постановления не повлечет за собой социальных, правовых, правозащитных, гендерных и коррупционных последствий.

На основании вышеизложенного, данный проект постановления вносится на согласование.

Министр финансов

Кыргызской Республики О. Лаврова



Инициатором предложения о внесении изменений в действующее пенсионное законодательство был депутат парламента Аалы Карашев. Его законопроект вынесли на общественное обсуждение в апреле 2017 года. Документ, как объяснял народный избранник, стал ответом на многочисленные жалобы киргизстанцев, выходящих на пенсию по возрасту на общих основаниях. Все дело в справках, которые должны собрать люди. Наибольшие проблемы вызывают сведения от работодателей о страховых взносах. Эта информация используется для расчета суммы пенсии.

По словам парламентария, люди жаловались, что зачастую получить справки там, где они когда-то работали, не представляется возможным, эти организации уже не существуют. И в архивах найти данные не удается.



Аалы Карашев предложил обязать Социальный фонд заниматься поиском и получением информации об уплате страховых взносов. Такова была одна из главных целей законопроекта. Документ в ходе обсуждения в парламенте претерпел несущественные изменения, но его общая концепция осталась прежней - как можно меньше справок. Депутаты в итоге одобрили, а глава государства затем подписал нормативно-правовой акт.

Таким образом изменения внесены в несколько статей закона "О государственном пенсионном страховании", и касаются они не только определения ответственного за сбор данных об уплате страховых взносов. Еще одним важным моментом является придание большего значения трудовой книжке (ТК) в процессе оформления пенсии. Но обо всем по порядку.

Наибольшей правке подвергся четвертый пункт восьмой статьи закона. В нем теперь содержится информация и о новой роли ТК, и об упомянутой обязанности Социального фонда. В частности сказано: "Периоды страхового стажа, приобретенного до введения персонифицированного (индивидуального) учета граждан Киргизской Республики (до 1996 года. - Прим. ред.). подсчитываются на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или компетентными органами. После - на основании личных страховых счетов. Основным документом, подтверждающим страховой стаж работы до введения персонифицированного учета, является трудовая книжка", - говорится теперь в статье.



Почему в закон внесли изменение, касающееся ТК? Речь в этом случае идет о страховом стаже. По словам депутата Аалы Карашева, с учетом сложившихся реалий наибольшие трудности при оформлении пенсий испытывают граждане, которые работали в учреждениях и на предприятиях, уже прекративших свое существование. К их числу относятся "коллективные и совместные хозяйства, промышленные и иные предприятия бывшего СССР, коммерческие и другие организации". Раньше, если заявитель не мог предоставить документального подтверждения уплаты страховых взносов работодателями до 1996 года, он рисковал лишиться так называемых реальных периодов своей трудовой деятельности в страховом стаже при том что в книжке они указаны.

Теперь Социальный фонд республики для исчисления страхового стажа должен будет опираться, в первую очередь, на информацию в ТК. Но, подчеркнем, это касается периода до введения в стране системы персонифицированного учета граждан. Она, повторим, начала действовать в 1996 году. Это база данных, в которой под персональными номерами (ПИНами) открываются счета, накапливающие сведения о заработной плате, начисленных и уплаченных работодателями страховых взносах.

Что касается новой обязанности Соцфонда, то в ведомстве корреспонденту "РГ" дали следующее разъяснение: "Ранее граждане Киргизии должны были предоставлять в Социальный фонд сведения об уплате страховых взносов от всех работодателей или от компетентных органов за весь период трудовой деятельности. В соответствии с внесенными в закон изменениями граждане при подаче заявления на назначение пенсии предоставляют только трудовую книжку и сведения о зарплате. Обязательства по подтверждению уплаты страховых взносов возлагаются на фонд и его региональные органы".



Кроме того, закон "О государственном пенсионном социальном страховании" дополнили статьей, обязывающей Соцфонд КР в течение месяца после назначения пенсии предоставить ее получателю протокол для ознакомления с тем, как была рассчитана выплата. В документе также указываются зачтенные периоды страхового стажа и сумма принятой к учету среднемесячной заработной платы.

Внесенные изменения также предоставили право получателю, в случае несогласия с размером пенсии, обращаться в комиссию Социального фонда по оценке документов или в суд. Но юристы, между тем, советуют киргизстанцам при увольнении с места работы все равно просить работодателя предоставить справки и о заработной плате, и о страховых взносах. Так надежнее.

Пенсия в Киргизии состоит из трех частей: базовой, то есть гарантированной, которую граждане страны получают по возрасту (женщины выходят на пенсию в 58 лет, мужчины - в 63 года), первой страховой (начисляется пенсионерам, имеющим страховой стаж до 1996 года), второй страховой (начисляется с учетом суммы накопленных взносов с 1996 года).

По данным Соцфонда КР, на первое января 2018 года численность пенсионеров в рес-публике составила 633 тысячи 800 человек, средний размер пенсии - 5412 сомов.
Ежемесячно работодатели и работники перечисляют 27,25 процента от суммы заработной платы в Соцфонд.

Пенсионное обеспечение граждан стран-участниц Содружества Независимых Государств регулируется cоглашением о гарантиях в области пенсионного обеспечения, заключенным в 1992 году. После переезда пенсионера в государство СНГ выплата ему пенсии по прежнему месту жительства прекращается, а ее размер пересчитывается в соответствии с законодательством государства, где он теперь проживает.

В странах ЕАЭС - России, Киргизии, Казахстане, Беларуси, Армении - тем временем продолжается работа над рассмотрением проекта договора о пенсионном обеспечении трудящихся стран Евразийского экономического союза. Большая часть документа согласована. Неурегулированными остаются некоторые вопросы, в частности исчисление величины индивидуального пенсионного коэффициента, используемого в Российской Федерации с 2015 года.

Эксперты называют договор о пенсионном обеспечении трудящихся стран интеграционного объединения одним из самых важных среди нормативно-правовых актов ЕАЭС. После того как он вступит в силу, киргизстанцам будет засчитываться стаж легальной работы в России, Казахстане, Армении и Беларуси, и они смогут получать полноценные пенсии на родине.

Договор предполагает введение принципа пропорциональности. Это означает, что трудовые мигранты, являющиеся гражданами республики и работающие на легальной основе в России, Казахстане, Беларуси или Армении, делают отчисления в пенсионные фонды этих стран. По возвращении их на родину и достижении ими соответствующего возраста накопления будут экспортироваться, к примеру, из России и добавляться к "местной" пенсии.



Инициатором предложения о внесении изменений в действующее пенсионное законодательство был депутат парламента Аалы Карашев. Его законопроект вынесли на общественное обсуждение в апреле 2017 года. Документ, как объяснял народный избранник, стал ответом на многочисленные жалобы киргизстанцев, выходящих на пенсию по возрасту на общих основаниях. Все дело в справках, которые должны собрать люди. Наибольшие проблемы вызывают сведения от работодателей о страховых взносах. Эта информация используется для расчета суммы пенсии.

По словам парламентария, люди жаловались, что зачастую получить справки там, где они когда-то работали, не представляется возможным, эти организации уже не существуют. И в архивах найти данные не удается.



Аалы Карашев предложил обязать Социальный фонд заниматься поиском и получением информации об уплате страховых взносов. Такова была одна из главных целей законопроекта. Документ в ходе обсуждения в парламенте претерпел несущественные изменения, но его общая концепция осталась прежней - как можно меньше справок. Депутаты в итоге одобрили, а глава государства затем подписал нормативно-правовой акт.

Таким образом изменения внесены в несколько статей закона "О государственном пенсионном страховании", и касаются они не только определения ответственного за сбор данных об уплате страховых взносов. Еще одним важным моментом является придание большего значения трудовой книжке (ТК) в процессе оформления пенсии. Но обо всем по порядку.

Наибольшей правке подвергся четвертый пункт восьмой статьи закона. В нем теперь содержится информация и о новой роли ТК, и об упомянутой обязанности Социального фонда. В частности сказано: "Периоды страхового стажа, приобретенного до введения персонифицированного (индивидуального) учета граждан Киргизской Республики (до 1996 года. - Прим. ред.). подсчитываются на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или компетентными органами. После - на основании личных страховых счетов. Основным документом, подтверждающим страховой стаж работы до введения персонифицированного учета, является трудовая книжка", - говорится теперь в статье.



Почему в закон внесли изменение, касающееся ТК? Речь в этом случае идет о страховом стаже. По словам депутата Аалы Карашева, с учетом сложившихся реалий наибольшие трудности при оформлении пенсий испытывают граждане, которые работали в учреждениях и на предприятиях, уже прекративших свое существование. К их числу относятся "коллективные и совместные хозяйства, промышленные и иные предприятия бывшего СССР, коммерческие и другие организации". Раньше, если заявитель не мог предоставить документального подтверждения уплаты страховых взносов работодателями до 1996 года, он рисковал лишиться так называемых реальных периодов своей трудовой деятельности в страховом стаже при том что в книжке они указаны.

Теперь Социальный фонд республики для исчисления страхового стажа должен будет опираться, в первую очередь, на информацию в ТК. Но, подчеркнем, это касается периода до введения в стране системы персонифицированного учета граждан. Она, повторим, начала действовать в 1996 году. Это база данных, в которой под персональными номерами (ПИНами) открываются счета, накапливающие сведения о заработной плате, начисленных и уплаченных работодателями страховых взносах.

Что касается новой обязанности Соцфонда, то в ведомстве корреспонденту "РГ" дали следующее разъяснение: "Ранее граждане Киргизии должны были предоставлять в Социальный фонд сведения об уплате страховых взносов от всех работодателей или от компетентных органов за весь период трудовой деятельности. В соответствии с внесенными в закон изменениями граждане при подаче заявления на назначение пенсии предоставляют только трудовую книжку и сведения о зарплате. Обязательства по подтверждению уплаты страховых взносов возлагаются на фонд и его региональные органы".



Кроме того, закон "О государственном пенсионном социальном страховании" дополнили статьей, обязывающей Соцфонд КР в течение месяца после назначения пенсии предоставить ее получателю протокол для ознакомления с тем, как была рассчитана выплата. В документе также указываются зачтенные периоды страхового стажа и сумма принятой к учету среднемесячной заработной платы.

Внесенные изменения также предоставили право получателю, в случае несогласия с размером пенсии, обращаться в комиссию Социального фонда по оценке документов или в суд. Но юристы, между тем, советуют киргизстанцам при увольнении с места работы все равно просить работодателя предоставить справки и о заработной плате, и о страховых взносах. Так надежнее.

Пенсия в Киргизии состоит из трех частей: базовой, то есть гарантированной, которую граждане страны получают по возрасту (женщины выходят на пенсию в 58 лет, мужчины - в 63 года), первой страховой (начисляется пенсионерам, имеющим страховой стаж до 1996 года), второй страховой (начисляется с учетом суммы накопленных взносов с 1996 года).

По данным Соцфонда КР, на первое января 2018 года численность пенсионеров в рес-публике составила 633 тысячи 800 человек, средний размер пенсии - 5412 сомов.
Ежемесячно работодатели и работники перечисляют 27,25 процента от суммы заработной платы в Соцфонд.

Пенсионное обеспечение граждан стран-участниц Содружества Независимых Государств регулируется cоглашением о гарантиях в области пенсионного обеспечения, заключенным в 1992 году. После переезда пенсионера в государство СНГ выплата ему пенсии по прежнему месту жительства прекращается, а ее размер пересчитывается в соответствии с законодательством государства, где он теперь проживает.

В странах ЕАЭС - России, Киргизии, Казахстане, Беларуси, Армении - тем временем продолжается работа над рассмотрением проекта договора о пенсионном обеспечении трудящихся стран Евразийского экономического союза. Большая часть документа согласована. Неурегулированными остаются некоторые вопросы, в частности исчисление величины индивидуального пенсионного коэффициента, используемого в Российской Федерации с 2015 года.

Эксперты называют договор о пенсионном обеспечении трудящихся стран интеграционного объединения одним из самых важных среди нормативно-правовых актов ЕАЭС. После того как он вступит в силу, киргизстанцам будет засчитываться стаж легальной работы в России, Казахстане, Армении и Беларуси, и они смогут получать полноценные пенсии на родине.

Договор предполагает введение принципа пропорциональности. Это означает, что трудовые мигранты, являющиеся гражданами республики и работающие на легальной основе в России, Казахстане, Беларуси или Армении, делают отчисления в пенсионные фонды этих стран. По возвращении их на родину и достижении ими соответствующего возраста накопления будут экспортироваться, к примеру, из России и добавляться к "местной" пенсии.

По закону Кыргызской Республики “О государственном пенсионном социальном страховании” назначаются 3 вида пенсий:

б) по инвалидности;

в) по случаю потери кормильца.

Право оформить пенсию по возрасту на льготных услвоиях имеют :

1) занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда –по Списку N 1:

мужчины - по достижении 53 лет и при общем страховом стаже работы не менее 20 лет, из них не менее половины требуемого страхового стажа на указанных работах;

женщины - по достижении 48 лет и при общем страховом стаже работы 15 лет, из них не менее половины требуемого страхового стажа на указанных работах.

При наличии стажа работы менее половины требуемого страхового стажа по Списку N 1 возраст, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, уменьшается на один год за каждый полный год указанной работы.

2) занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда - по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее - Список N 2), утверждаемому Правительством Кыргызской Республики:

мужчины - по достижении 58 лет и при общем страховом стаже работы не менее 25 лет, из них не менее половины требуемого страхового стажа на указанных работах;

женщины - по достижении 53 лет и при общем страховом стаже работы не менее 20 лет, из них не менее половины требуемого страхового стажа на указанных работах;

работницы текстильных производств, занятые на станках и машинах, - по списку производств и профессий, утверждаемому Правительством Кыргызской Республики, - по достижении 53 лет и при страховом стаже на указанных работах не менее 20 лет.

Важно: Назначение и выплата пенсий по Списку N 2 и работницам текстильных производств производятся работодателем по месту выработки большей части льготного стажа и до достижения работником общеустановленного возраста выхода на пенсию в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи за счет средств работодателя.

В случае ликвидации, реорганизации предприятия выплата пенсий лицам, выработавшим необходимый стаж работы по Списку N 2, и работницам текстильных производств производится органами Социального фонда при условии капитализации и передачи средств, предназначенных на выплату этих пенсий.

Иные условия выхода на пенсию по возрасту и стажу

Раньше установленного законом срока выхода на пенсию по возрасту имеют право:

  1. Лица (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, а также военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению в этот период работ, связанных с ликвидацией последствий указанной аварии, независимо от места дислокации и выполняемых работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходившие службу в зоне отчуждения, имеют право на пенсию по возрасту:

а) участники 1986-1987 годов:

мужчины - по достижении 53 лет и при страховом стаже 20 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения;

женщины - по достижении 48 лет и при страховом стаже 15 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения;

б) участники 1988-1989 годов:

мужчины - по достижении 58 лет и при страховом стаже 25 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения;

женщины - по достижении 53 лет и при страховом стаже 20 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.

  1. Лицам, больным гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональным карликам пенсия по возрасту устанавливается:

мужчинам - по достижении 45 лет и при страховом стаже 20 лет;

женщинам - по достижении 40 лет и при страховом стаже 15 лет.

  1. Лицам, проживавшим и работавшим в условиях высокогорья (перечень населенных пунктов).

а) мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 20 календарных лет в условиях высокогорья и имеют общий страховой стаж соответственно 25 и 20 лет;

б) женщинам, родившим трех и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста, - по достижении 45 лет и при страховом стаже 20 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в условиях высокогорья.

  1. Лицам, проживавшим и работавшим в отдаленных и труднодоступных зонах (перечень населенных пунктов)

мужчинам - по достижении 60 лет, женщинам - по достижении 55 лет, если они проработали соответственно не менее 25 и 20 календарных лет в отдаленных и труднодоступных зонах.

  1. Женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 53 лет и при страховом стаже 15 лет.

Матери инвалидов с детства, воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 53 лет и при страховом стаже 20 лет.

  1. Работники, высвобождаемые с предприятий, учреждений и организаций в связи с их реорганизацией, ликвидацией, осуществлением мероприятий по сокращению численности штата, имеют право на пенсию:

мужчины, достигшие ко дню высвобождения 61 года, - при страховом стаже 25 лет;

женщины, достигшие ко дню высвобождения 56 лет, - при страховом стаже 20 лет.

Назначение этих пенсий производится при условии внесения работодателем в Социальный фонд средств на выплату пенсии до достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию.

Шаг №1

Для оформления пенсии на льготных условиях необходимо обратиться с заявлением о назначении пенсии в территориальное управление Социального фонда по месту Вашего жительства.

Застрахованные лица, имеющие право на пенсии по Списку N 2, за особые условия труда и работники текстильных производств, обращаются с заявлением о назначении пенсии в администрацию предприятия по месту выработки большей части льготного стажа, а с заявлением с заявлением о назначении второй страховой части пенсии СП2 обращаются в территориальное управление Социального фонда по месту жительства.

В заявлении о назначении пенсии установленного образца должен быть указан персональный идентификационный номер удостоверения социальной защиты застрахованного лица и данные паспорта .

К заявлению обязательно прилагаются докуметы необходимые для назначения пенсии:

  • для граждан, имеющих официальный статус беженца, - удостоверение беженца;
  • для иностранных граждан, постоянно проживающих на территории КР, - вид на жительство, выданный органом внутренних дел КР.

2) трудовая книжка;

3) диплом об окончании СУЗа или ВУЗа (учеба принимается до 19.02.1999 года. очное обучение);

4) военный билет;

5) для женщин - свидетельство о рождении на детей;

6) для лиц, работавщих 1992-1992гг. на частных предприятиях или занятых индивидуальной трудовой деятельностью, - справки, об уплате страховых взносов за этот период, выданные органами СФ;

7) справки о заработной плате за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.1996г.;

8) сообщения о занятости и заработной плате за период с 1 января 1996 года, выданные работодателями;

9) свидетельство о регистрации или расторжении брака, при наличии документов, выданных на другую фамилию;

10) две фотографии размером 3x4 см для получения пенсионного удостоверения;

11) документы, подтверждающие право на получение надбавок;

  • удостоверение участника ВОВ или инвалида ВОВ, или приравненных к ним лиц;
  • удостоверение "Участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС";
  • удостоверения "Почетный донор КР", "Почетный донор Киргизской ССР", "Почетный донор СССР";
  • справка о реабилитации, выданная судебными или иными государственными органами (органы прокуратуры или национальной безопасности);
  • справка лечебного учреждения о нуждаемости в постороннем уходе за одиноким инвалидом II группы; при этом факт одинокого проживания подтверждается справкой с места жительства и актом обследования;
  • документы, подтверждающие награждение матерей орденами "Мать-героиня" СССР и "Баатыр эне" КР;

Для пенсий по возрасту на льготных условиях дополнительно предоставляются слеюущие документы:

  1. по Спискам N 1 и N 2 - справки, подтверждающие льготный характер труда. В справке должны быть указаны: периоды работы, засчитываемые в специальный стаж, профессия или должность, характер выполняемой работы, в какой раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номер включается этот период работы, первичные документы, на основании которых выдана данная справка. В случае необходимости, предоставляются доказательства работы в особых условиях труда с результатами аттестации рабочих мест.
  1. для назначения пенсии лицам, проживающим в условиях высокогорья, - справки местной госадминистрации или айыл окмоту о месте расположения предприятия, организации, где проходила трудовая деятельность, а женщинам - дополнительно также свидетельства о рождении трех детей и документы, подтверждающие их воспитание до восьмилетнего возраста (паспорта детей, справки с места жительства, выданные айыл окмоту, домоуправлениями);
  1. для назначения льготной пенсии многодетной матери - свидетельства о рождении пяти детей и документы, подтверждающие их воспитание до восьмилетнего возраста (паспорта детей, справки с места жительства, выданные айыл окмоту, домоуправлениями);
  1. для назначения льготной пенсии матери инвалида с детства справки врачебно-консультационной комиссии лечебно-профилактических учреждений Министерства здравоохранения Кыргызской Республики, или справка Медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК) об установлении инвалидности, а также документы, подтверждающие его воспитание до восьмилетнего возраста (паспорт ребенка, справки с места жительства, выданные айыл окмоту, домоуправлениями);
  1. для лиц, высвобождаемых с предприятий в связи с их реорганизацией, ликвидацией, сокращением численности штата, - копия платежного поручения о перечислении в Социальный фонд денежных средств на выплату досрочной пенсии до достижения работником общеустановленного возраста выхода на пенсию;
  1. для лиц, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов), и диспропорциональных карликов - справки врачебно-консультационной комиссии лечебно-профилактических учреждений Министерства здравоохранения Кыргызской Республики;
  1. для назначения пенсии летному и летно-испытательному составу документы о налете часов и документы эксплуатанта воздушного транспорта, подтверждающие перечисление средств, покрывающих расходы на выплату пенсии.

Шаг №2

Если у Вас отсутствует удостоверение социальной защиты (персональный идентификационный номер) Вам необходимо обратиться в органы Социального фонда для его получения путем прохождения регистрации в системе персонифицированного (индивидуального) учета граждан Кыргызской Республики в целях обязательного социального страхования.

Шаг №3

В случае, если в представленных документах для назначения пенсии и в данных персонифицированного учета отсутствуют необходимые данные для назначения пенсии, территориальное управление Социального фонда, назначающее пенсию даст Вам разъяснения о документах, которые необходимо представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения разъяснений о дополнительных документах, днем обращения за пенсией будет считаться день приема Вашего заявления о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления данного заявления.

Важно: Управления Социального фонда обязаны консультировать и оказывать помощь Вам в получении и оформлении необходимых документов для назначения пенсии.

Шаг №4

После назначеня пенсии необходимо выбрать каким способом вы будете получать пенсию, доставку пенсии на дом работником почтового отделения, в отделении почты, в банке или путем перечисления на карт-счет в банке.

Получение пенсии с доставкой на дом или в почтовом отделении - в случае получения пенсии с доставкой на дом или самостятельно через почтовое отделение “Кыргыз почтасы” каждому пенсионеру устанавливается дата получения пенсии в соответствии графиком доставки, при этом выплата пенсии может быть позднее даты установленной в графике. Выплата пенсии будет производится с 10 по 25 число каждого месяца. Дата выдачи пенсий может меняться.

Важно: В случае если пенсию не будет получена вами в течении 6 месяцев подряд, выплата пенсии будет приостановлена, для возобновления выплаты пенсии необходимо будет обращаться с заявлением в социальный фонд по месту жительства (по месту нахождения пенсионного дела).

Получение пенсии в банке - выплата пенсии в банках производится с 10 числа каждого месяца, за исключением дней, когда эта дата выпадает на выходные и праздничные дни. Зачисление пенсии на счет пенсионера производится банком не позднее дня, следующим за днем поступления денежных средств и списков пенсионеров с указанием суммы к зачислению от территориальных органов Социального фонда КР. Снять свои деньги с банковского счета можно в любой день после их зачисления.

Получение пенсии через карт-счет в банке – Вы можете оформить банковскую карту в любом банке и снимать денежные средства через банкомат. Получать пенсию через банковскую карту позволяет вам снимать денежные средства в любом размере и в удобное для вас время. Деньги можно снимать также находясь в другом городе или селе, где имеется банкомат банка в котором вы обслуживаетесь.

Важно: Для пенсионеров получающих пенсии через банки существует требование, одни раз в 6 месяцев пенсионеры должны повторно подавать заявление в социальный фонд о перечислении пенсии на банковский счет. Данная мера установлена законом Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» и помогает установить жив ли пенсионер, сам ли он получает пенсию или по его банковской карте, без ведома пенсионера за него снимают пенсионные средства иные лица. (ссылка на заявление)

Если Вы хотите сменить способ доставки пенсии, необходимо письменно уведомить об этом территориальное управление Социального фонда КР по месту нахождения пенсионного дела. В случае, если хотите перейти на обслуживание в коммерческий банк, необходимо предварительно выбрать банк через который Вам удобнее или выгоднее получать пенсию, заключить договор с банком, имея при себе паспорт и пенсионное удостоверение и только после этого с данными банковского счета подойти в территориальное управление Социального фонда КР по месту нахождения пенсионного дела и подать заявление о зачислении пенсии на вновь открытый банковский счет. (см. ниже ссылка на заявление)

Выплата пенсии по месту фактического проживания или по месту прописки - выплата пенсии производится как по месту прописки пенсионера, так и по месту фактического проживания. В случае если вы проживаете не по месту регистрации у вас могут возникнуть проблемы при решении вопросам пенсии и появиться необходимость ехать в место, где находится ваше пенсионное дело, что приносит много прьлем и хлопот. Поэтому если вы долгое время проживаете в другом районе не по месту вашей прописки, вы можете перевести пенсионное дело по месту вашего фактическкого проживания. Для перевода пенсионного дела необходимо обратиться с заявлением в территориальное управление Социального фонда по месту прописки или фактического проживания с заявлением и приложить справку с фактического места жительства, копию паспорта и пенсионного удостоверения. (см.ниже ссылка на заявление) Примечание: При переводе пенсионного дела регистрации по фактическому месту жительства не требуется.

Где можно получить информацию о порядке обращения за назначением пенсии:

  • Социальный Фонд Кыргызской Республики и его территориальные подразделения. (ссылка на адреса и телефоны http://socfond.kg/ru/contacts/ )
  • На сайте Социального фонда Кыргызской Республики http://socfond.kg/ru/
  • По телефону для справок: 0 (312) 54-33-16; 0 (312) 57-66-61;
  • Call-центр: 1202

Куда можно обратиться с вопросами и жалобами?

  1. При возникновении спорных вопросов вы можете обратиться к руководству территориального подразеделения Социального фонда или в Социальный фонд Кыргызской Республики.
  2. Письменную жалобу можно подать в территориальное подразделение Социального фонда и в Социальный фонд Кыргызской Республики. Жалоба должна содержать ФИО получателя услуги, адрес проживания, номер телефона, а также суть претензии, подпись получателя услуги и дату. Срок рассмотрения письменного обращения и направления ответа Вам не должен превышать 14 дней со дня его регистрации.

Важно: уполномоченный сотрудник обязан зарегистрировать жалобу в течении 1 рабочего дня и направить на рассмотрение руководству. Срок рассмотрения вашей письменной жалобы и получения ответа на нее не должен превышать 14 дней со дня его регистрации.

Ссылки:

  1. Закон Кыргызской Республики “О государственном пенсионном социальном страховании» от 21 июля 1997 года N 57
  2. Положение о порядке обращения за назначением и перерасчетом пенсии, перехода с одного вида пенсии на другой, Утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики от 12 января 2005 года N 10
  3. Перечень документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, перехода с одного вида пенсии на другой, Утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 12 января 2005 года N 10
  4. Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, Утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 1 июля 1996 года N 298
  5. Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, Утвержден постановлением Правительства Кыргызской Республики от 1 июля 1996 года N 298
  6. Постановление Правительства Кыргызской Республики “Об утверждении Перечня населенных пунктов, расположенных в условиях высокогорья, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение” г.Бишкек, от 3 мая 2013 года N 235
  7. Постановление ЗС Жогорку Кенеша КР от 11 декабря 1996 года З N 579-1 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, расположенных в высокогорных и отдаленных зонах Кыргызской Республики".

Читайте также: