Указ президента о пенсиям в азербайджане

Рассказываю, сколько получают пенсионеры, в каком возрасте положена пенсия и сколько лет нужно работать, чтобы заработать хотя бы минималку.

По состоянию на 1 января 2020 года в Азербайджане числилось 1270,6 тысяч пенсионеров, что составляет 12,8% населения страны. Для сравнения – у нас пенсионеров почти треть, 46 миллионов.

Если хотите больше достоверной информации о трудовой, социальной и пенсионной системах Азербайджана, рекомендую не гуглить и не читать байки в соцсетях, а посмотреть сайт Министерства труда и социальной защиты населения Sosial.gov.az. Там есть и законодательство, и новости, и фото-отчеты… Например, вот такие квартиры дали бесплатно инвалидам Карабахской войны буквально месяц назад:

Не уверен, есть ли подобная практика в России. В остальном – многие социальные схемы такие же, как и у нас. Есть программа поддержки самозанятости, пособия на детей, звания «Ветеран труда», бесплатные путевки для отдельных категорий граждан…

Но некоторые моменты в корне отличаются от того, что мы видим в нашей стране. Расскажу подробнее о трех ключевых особенностях пенсионной системы, а потом покажу, сколько денег получают пенсионеры в Азербайджане.

Пенсионный возраст поднимают не так, как у нас

В Азербайджане решили пойти по европейскому пути и уравнять время выхода на пенсию для мужчин и женщин – сделать 65 лет для всех. Поднимали шустро, по полгода в год.

Сейчас мужчины могут отправиться на заслуженный отдых в 65 лет. У женщин процесс растянется до 2027 года, с 1 июля 2020 года оформление пенсии доступно в возрасте 62 лет.

Нетипичное для страны с арабским уклоном поведение, правда? В той же Турции, с которой Баку любит пример брать, с прекрасным полом так не поступают.

Но у азербайджанских пенсий еще одна особенность, которая может нивелировать негативное восприятие подъема пенсионной планки для женщин.

Хочешь раньше на пенсию? Рожай детей!

Для женщин, родивших и вырастивших до 8-летнего возраста не менее 5 детей, пенсионный возраст снижается на год за каждого ребенка. 10 детей – на 10 лет раньше пенсия.

Мне кажется, такая практика пригодилась бы и в России. Только начинать не с 5 детей, а с двух-трех. В наше время поднять даже троих детей в семье – это подвиг.

И вот все бы вроде хорошо, сладкая морковка такая висит… Рожай детей, заботься о них, а государство тебе раннюю пенсию даст… Но не так все просто.

В Азербайджане более жесткие требования по трудовому стажу, чем в РФ

Дело в том, что получить трудовую пенсию можно только с полностью выработанным стажем. Минимум – 25 лет. Причем как для мужчин, так и для женщин. Если у дамы есть пятеро детей, но не набралось 25 лет оплачиваемой работы, ранняя трудовая пенсия ей не светит, только пособие по старости.

Если ко времени стандартного выхода на пенсию трудового стажа недостаточно, ее не будет. Вместо трудовой пенсии будет социальная помощь – ее выплачивают мужчинам с 67 лет, а женщинам с 62 лет.

Сколько платят?

Пособие по старости – фиксированное. Иногда его увеличивают отдельным Указом президента. Например, с 1 апреля 2019 года его размер составляет 130 манатов. На наши деньги – 6 тысяч рублей.

Трудовая пенсия – по-разному. Чем больше стаж, чем больше было страховых отчислений – тем больше денег. Если по страховой схеме на пенсионном счете не собралось достаточно средств, государство доплачивает до минимальной пенсии.

Согласно соответствующим поправкам в Закон Азербайджанской Республики «О трудовых пенсиях», минималка стабильно повышается. С 1 октября 2019 года минимальная трудовая пенсия выросла до 200 манатов (это 80% от МРОТ). На наши деньги – 9230 рублей.

Средняя трудовая пенсия недалеко ушла от минимальной – 300 манатов на начало 2020 года (13840 рублей). К концу этого года азербайджанские власти планируют довести ее объем до 350 манатов.

Цены на некоторые продукты я показывал в статье о зарплатах в Азербайджане . Поверьте, на эти деньги там вполне можно жить.

Законодательная база социального обеспечения

Законодательство Азербайджанской Республики о социальных услугах включает в себя Конституцию, настоящий Закон, международные договоры, и иные нормативно-правовые акты Азербайджанской Республики.

Закон Азербайджана «Об индивидуальных счетах в системе государственного социального страхования» был утвержден президентом 27 ноября 2001 года. Данный закон предоставил полномочия Государственному фонду социальной защиты для осуществления индивидуального учета в системе государственного социального страхования/

  • Закон «О социальном страховании» от 18.02.1997
  • Указ Президента Азербайджанской Республики «О повышении размера социальных пособий» от 19.01.2016 №747
  • Указ Президента Азербайджанской Республики «О повышении размера социальных пособий» от 29.08.2013 №973
  • Закон Азербайджанской Республики «О трудовых пенсиях» от 07.02.2006
  • Закон «О занятости» от 02.07.2001
  • Закон «О профилактике инвалидности и ограничения возможностей здоровья детей, реабилитации и социальной защите инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья» от 25.08.1992 №284
  • Распоряжение Президента Азербайджанской Республики «О повышении базовой части трудовых пенсий» от 16.01.2016 №1704
  • Распоряжение Президента Азербайджанской Республики «Об индексации страховой части трудовых пенсий» от 25.01.2016 №1721
  • Концепция Реформы системы пенсионного обеспечения в Азербайджанской Республике в 2014-2020 годах, утв. Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 04.11.2014 №827
  • Положение о критериях определения инвалидности и ограниченности возможностей здоровья, утв. Постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 30.12.2015 №413
  • Указ Президента Азербайджанской Республики «О повышении Пенсии Президента Азербайджанской Республики для инвалидов войны» от 19.01.2016 №746
  • Указ Президента Азербайджанской Республики «О повышении Пенсии Президента Азербайджанской Республики получающим социальное пособие по инвалидности I группы в случае, если инвалидность возникла по причинам, связанным с общим заболеванием, заболеванием в период военной службы, производственной травмой и профессиональной болезнью, пребыванием в зоне военных операций, ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС»
  • Решение Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 03.02.2016 №31
  • Постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики «Об утверждении размера минимального пособия по безработице и пособия, выдаваемого гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации» от 23.06.2004 №86

На основании статьи 35 Конституции Азербайджанской Республики, каждый имеет право свободно выбирать себе на основе своей способности к труду вид деятельности, профессию, занятие и место работы.

Закон Азербайджанской Республики «О пенсионном обеспечении граждан» не касается пенсионеров, лишенных свободы.

Государственное регулирование

Под руководством Государственного фонда социальной защиты страны составляются программы социального обеспечения, а Министерство труда и социальной защиты населения осуществляет программы социального страхования .

Изменения в системе социальной защиты начались с реализации «Концепции пенсионной реформы в Азербайджанской Республике», утвержденной Указом Президента Азербайджанской Республики от 17 июля 2001 года.

8 июня 2010 года была принята Военная доктрина, главной целью которой являлось развитие системы социальной защиты и улучшение жизненных условий военнослужащих.

Положение о критериях определения инвалидности и состояния здоровья было утверждено Постановлением Кабинета министров Азербайджана от 30 декабря 2015 года.

Кабинет министров внес ряд поправок в «Правила подачи заявки на целевую государственную социальную помощь, ее назначение, выпуск и отказ от выдачи» решением от 11.02.2016.

9 января 2013 года Президент Азербайджана подписал Приказ «О дополнительных мерах по предоставлению социальных услуг детям-инвалидам и лицам, находящимся в опасной социальной ситуации, которые не достигли подросткового возраста». В 2013 году Министерство труда и социальной защиты населения утвердило 17 приоритетных проектов. В ходе реализации проектов в 2013 году 800 детей в возрасте до 18 лет получали социальные, психологические, юридические и реинтеграционные услуги.

1 февраля 2007 года Президентом Азербайджанской Республики – Ильхам Алиевым был подписан Указ «О допол­ни­тель­ных мерах по повышению социальной защиты населения», согласно которому сумма социальных пособий была повышена на 25%. За последние несколько лет указанная сумма повысилась в 2,6 раза. С принятием Закона «О пособиях» было начато применение индексации социальных пособий не меньше одного раза в год.

С весны 2006 года было начато применение программы по адресной социальной защите, в рамках которой материальная помощь была оказана около 50 тысяч семей. В следующем году было выделено 68 миллион манатов. Сумма материальной помощи малообеспеченным семьям также была повышена.

Управление Социального Обеспечения создано на основании Указа Президента Азербайджанской Республики № 462 от 27 сентября 2006г.

«План действий Министерства труда и социальной защиты населения Азербайджанской Республики на 2014 год» был подготовлен и реализован для обеспечения реализации «Государственной программы по деинституционализации и альтернативной помощи в Республике.

Летом 2014 года между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики было заключено соглашение о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения. Было обусловлено сотрудничать с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь. Соглашение касалось всех видов пенсионного обеспечения.

Медицинская социальная экспертиза и реабилитационная подсистема (TSERAS) была создана в централизованной информационной системе Министерства труда и социальной защиты населения Указом Президента от 14 сентября 2015 года «Об улучшении системы оценки ограничений инвалидности и возможностей в области здравоохранения».

Проект Twinning «Развитие социальных услуг», организованный Министерством труда и социальной защиты населения при финансовой поддержке Европейского союза, был проведен в период с 1 июня 2015 года по 31 мая 2017 года.

В марте 2017 года Президент Ильхам Алиев подписал распоряжение о учреждении Комиссии по регулированию и координации трудовых отношений в связи с применением Указа «Об утверждении «Стратегических дорожных карт национальной экономики и основных секторов экономики».

Одним из положений Концепции развития «Азербайджан – 2020: Взгляд в будущее» являются:

  • развитие человеческого потенциала и создание эффективной системы социальной защиты,
  • усовершенствование системы социальной защиты
  • Приказом Президента Азербайджанской Республики, в стране поручению был утвержден критерий нуждаемости для определения размера адресной социальной помощи на 2018 год. Были изучены темпы роста среднемесячной зарплаты в 2017 году и выработан алгоритм увеличения пенсий с начала 2018 года.

Фонд Социальной Защиты


Виды государственных пенсий

а) трудовые (социального страхования) пенсии:

  • по возрасту (по старости),
  • по инвалидности,
  • по случаю потери кормильца,
  • за выслугу лет

б) социальные пенсии.

Социальные пособия состоят из ежемесячных (возрастная пенсия, пенсия для инвалидов, для детей в возрасте до 18 лет с инвалидностью) или единовременных платежей (для родителей новорождённых детей, способных работать, для похорон, поддержки лечения жертвам радиации, аварий (ежегодно)) в целях социальной помощи лицам с разными категориями.

В 2012 году трудовую пенсию получали в целом 1.277.596 человек.

Пенсионный возраст

Ссылаясь на международный опыт, в министерстве решили стимулировать конкурентоспособность населения на рынке труда. Если говорить проще, в стране подняли пенсионный возраст с 61-63 до 65 лет. В течение последующих лет возраст выхода на пенсию будет повышаться в Азербайджане постепенно, прибавляя по шесть месяцев каждый год, пока не достигнет планки в 65 лет.

В настоящее время возраст выхода на пенсию для женщин составляет 61,5 года, а для мужчин — 64,5 года.

При этом обозначены несколько категорий граждан, которые могут претендовать на пенсию гораздо раньше. Например, это матери-героини (при наличии пяти и более детей), женщины, воспитывающие детей-инвалидов, а также люди с ограниченными возможностями здоровья.

Условия получения пенсии в Азербайджане

На сегодняшний день в Азербайджане насчитывается порядка 1,3 млн пенсионеров, львиная часть которых, а это 58,5%, являются как раз получателями пенсии по возрасту, а остальные виды пенсионного обеспечения предназначены для инвалидов и людей, потерявших кормильца, или главу семейства.

При каких условиях возникает право на пенсионное пособие по возрасту:

  • Когда женщины достигают 61 года, а мужчины 64 лет – такой возрастной минимум действителен с 2019 года.
  • Наличие пенсионного капитала либо минимального трудового стажа в размере 25 лет. Пенсионный капитал складывается из тех страховых отчислений, которые производились работодателем или самим работником. Если накопленные средства не обеспечивают получение минимальной пенсии, установленной законодательством, то расчеты будут основываться на доходах за время трудовой деятельности.

Размер пенсии в Азербайджане

В стране имеется установленный размер пенсии, который положен практически всем гражданам. Средним числом выплат является 226,8 манат. Однако правительство принято закон о том, чтобы повысить сумму, так как данная сумма не является достаточной для нормального проживания пенсионеров. Итак, теперь в 2019 году размер пенсии будет увеличен в среднем на 240 манат.

Минимальный размер

Также в Азербайджане имеется минимальные выплаты, который положен тем людям, которые не выполнили определенные условия для получения средней. Она составляет 110 манат. Но в текущем 2019 году было решено увеличить данные выплаты 5.7%, и теперь размер минимальной пенсии будет составлять 116 манат.

Средний размер

В Азербайджане проживает большое количество пенсионеров, которые не по каким-либо причинам не смогли выполнить требуемые условия для того, чтобы получать достойную пенсию. Количество пенсионеров достигло больше миллиона людей, что представляет собой весьма большое количество. И главной задачей государства в таком случае обеспечить всех как минимум средними или минимальными выплатами.

Средний размер пенсионных выплат уже повышался ранее в прошлом году на 8.4%, но государство решило на этом не останавливаться и было принято увеличить пенсию в текущем году и теперь сумма среднего размера выплат равна сумме 249,1 манат.

Формирование пенсионных выплат


Пенсионные выплаты в Азербайджане полностью являются ответственностью государства. В стране не работают частные Пенсионные фонды. Трудящиеся граждане обязаны платить отчисления в фонд социальной защиты.

При этом существует проблема «серых» заработных плат — такие выплаты работниками скрываются от государства и, следовательно, не облагаются налогом.

Для получения полной пенсии необходимо иметь стаж и направлять отчисления на индивидуальный счёт в Госфонде. При соблюдении этих условий пенсионные выплаты будут складываться из трёх долей:

  1. Базовой
  2. Накопительной
  3. Страховой

Средства на выплату базовой части пенсии поступают из государственного бюджета. В свою очередь, эти средства взимаются из взносов трудящихся граждан в Госфонд. Таким образом, базовая часть пенсии сегодняшних пенсионеров финансируется работоспособным населением.

Именно этот факт является главной слабостью азербайджанской пенсионной системы. Мировой процесс старения населения наблюдается и в Азербайджане. Трудоспособных граждан становится меньше, а лиц послепенсионного возраста — больше.

Специалисты отмечают, что стабильной можно считать ситуацию, когда количество работников в три раза превышает количество пенсионеров. В Азербайджане это соотношение равняется 1,5 к 1 и продолжает падать. В СМИ нередко появляются сообщения о недостатке средств на счетах Государственного фонда.

Госфонд отвечает и за выплату накопительной и страховой части пенсий. Деньги на них направляются из тех же средств, полученных от обязательного страхования. Накопительная часть выплачивается с индивидуального счёта в Госфонде.

Период пенсионного обеспечения

В среднем продолжительность жизни после выхода на пенсию определяется в рамках 12 лет. Согласно официальной статистике, сравнивая показатели 2018 года с 2010 годом, продолжительность жизни населения увеличилась на 2,2, а в сравнении с 1990 годом — на 4,7 года. То есть это время значительно превышает установленные 12 лет.

Социальные пособия по возрасту

Государство гарантирует материальное обеспечение всех своих пожилых граждан. В случае отсутствия у них трудовой деятельности люди могут претендовать на социальное пособие, выдаваемое по возрасту. В настоящее время его получают женщины с 62 и мужчины — с 67 лет.

При этом в Милли Меджлис направлен пакет предложений по снижению возрастной планки социального пособия, приравняв его к пенсионному возрасту — 65 лет. Недавно законопроект получил одобрение парламентариев во втором чтении.

Можно ли уйти на пенсию раньше срока?

Предоставляет государство и право выйти на заслуженный отдых досрочно. Право на такую привилегию имеют:

  • матери, у которых на попечении ребенок с ограниченными возможностями здоровья старше 8 лет;
  • многодетные женщины, родившие и воспитавшие до восьмилетнего возраста 5 и более детей;
  • мужчины, попавшие в такие же условия, в случае смерти супруги или лишения ее родительских прав.

На первый взгляд звучит неплохо, но, как полагается, есть и свои оговорки: например, для досрочного выхода на пенсию должен быть наработан 25-летний трудовой стаж или сумма накопленных на индивидуальном пенсионном счете средств должна обеспечить получение минимальной пенсии.

Пенсия по старости

Пенсия по старости – это ежемесячные денежные выплаты гражданам для компенсации утраченного дохода. Для получения данной пенсии необходимо наличие взносов в государственную систему обязательного социального страхования. Согласно изменениям, внесенным в Закон «О трудовых пенсиях», пенсионный возраст будет увеличиваться ежегодно на шесть месяцев для мужчин до 2021 года (с 63 до 65 лет), женщин - до 2027 года (с 60 до 65 лет). Граждане имеют право на трудовую пенсию по возрасту, независимо от страхового стажа, если личный пенсионный капитал обеспечивает пенсию в размере не менее ее минимальной суммы либо при наличии не менее 25-летнего страхового стажа (за исключением лиц, которым трудовая пенсия по возрасту назначена до 1 января 2017 года). Предусматриваются также досрочные пенсии для тех, кто работал в течение длительного времени во вредных или опасных условиях труда, или женщин с пятью детьми. С 2019 года государственное пособие по возрасту составило 130 манатов, а для женщин с 5 детьми - 55 манатов на каждого ребенка.

Трудовая пенсия по возрасту рассчитывается по сложной формуле и состоит из трех элементов: минимальной, страховой, накопительной (индивидуальный пенсионный счет) частей. Каждый компонент имеет свои правила подсчета. С октября 2019 года минимальная сумма трудовой пенсии установлена в размере 200 манатов. Предполагается индексация этой суммы до 230 манатов. Страховая и накопительная части пенсии выплачиваются из средств обязательного государственного социального страхования. Страховая часть рассчитывается на основе страховых взносов в рабочем году в размере 25% заработной платы (22% платится работодателем, 3% – работником).

Источники: Концепция Реформы системы пенсионного обеспечения в Азербайджанской Республике в 2014-2020 годах; Закон Азербайджанской Республики «О трудовых пенсиях» от 07.02.2006 №54-IIIГ; ст. 4 и 6 Закона Азербайджанской Республики «О социальном страховании» от 18.02.1997 №250-IQ; Распоряжение Президента Азербайджанской Республики «Об индексации страховой части трудовых пенсий» от 07.02.2019 , Указ Президента Азербайджанской Республики от 15.04.2019 № 640, Распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 25.02.2019

Пенсия по Случаю Потери Кормильца

Пенсия по случаю потери кормильца – ежемесячная денежная выплата, выплачиваемая из средств государственного фонда социальной защиты в связи со смертью кормильца нетрудоспособным членам семьи, являвшимся его иждивенцами. Данная пенсия назначается в случае, когда умерший кормилец обладал требуемым законодательством трудовым (страховым) стажем либо осуществлял определенный вид деятельности (работа, служба и т.д.) независимо от её продолжительности. Это означает, что кормилец имел трудовой (страховой) стаж, необходимый для назначения пенсии по инвалидности. При его отсутствии размер пенсии рассчитывается пропорционально фактической продолжительности стажа. Государственное пособие по потере кормильца с 2019 года составляет 80 манатов на каждого иждивенца.

Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца являются смерть (по причине трудового увечья, профессионального или общего заболевания, несчастного случая) либо пропажа без вести кормильца. По законодательству под «кормильцем» понимается только муж, поэтому в случае смерти матери на детей не назначается пенсия по потере кормильца. Существует законопроект, согласно которому получатель указанной пенсии будет вправе перейти на другие виды пособий при разделе пенсии по потере кормильца между не более чем двумя членами семьи.

Сумма страховой части трудовой пенсии по потере кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи устанавливается путем деления суммы, рассчитанной в соответствии с формулой исчисления страховой части трудовой пенсии по инвалидности, на число нетрудоспособных членов семьи. В случае, если общая сумма трудовой пенсии нетрудоспособных членов семьи по потере кормильца составляет меньше минимальной суммы трудовой пенсии, она выплачивается с доведением до данной суммы.

Источники: ст. 43-46 Закона Азербайджанской Республики «О трудовых пенсиях» от 07.02.2006 №54-IIIГ; Указ Президента Азербайджанской Республики от 15.04.2019 № 640, Распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 25.02.2019

Пенсия по инвалидности

Право на пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Первая группа инвалидности устанавливается бессрочно. Также в особых случаях бессрочными могут быть вторая и третья группы инвалидности, но обычно они устанавливаются на 5 лет. Если инвалидность второй группы назначалась беспрерывно в течение 10 лет, инвалидность третьей группы – беспрерывно в течение 15 лет, то данная категория лиц имеет возможность получить статус инвалида бессрочно. Пенсионерам по старости инвалидность устанавливается бессрочно вне зависимости от группы инвалидности.

Для получения пенсии по инвалидности необходимо иметь не менее пяти лет страхового стажа плюс четыре месяца страхового стажа за каждый полный год работы начиная с возраста 15 лет. Пенсия выплачивается в зависимости от группы инвалидности: I группа инвалидности – невозможность выполнения любого вида работы и необходимость постоянного ухода; II группа инвалидности – невозможность выполнения какого-либо вида работы, однако, не требует постоянного ухода; III группа инвалидности – невозможность выполнения обычной работы.

Пенсия по инвалидности рассчитывается для инвалидов I группы при наличии 4-месячного страхового стажа за каждый полный год трудоспособного возрастного периода, если страховой стаж в целом составляет не менее 5 лет. Трудовая пенсия по инвалидности инвалидам II и III групп рассчитывается при наличии указанного страхового стажа с условием, что пенсионный капитал в страховой части личного счета обеспечивает пенсию в размере не менее минимальной суммы трудовой пенсии.

Если лицо, которому назначена пенсия по инвалидности, продолжает работать, то осуществляется перерасчет страховой части трудовой пенсии на основании пенсионного капитала, накопленного в период с назначения ему пенсии до даты увольнения и страхового стажа.

Предусмотрены следующие размеры социального пособия по инвалидности:

I группа инвалидности: 150 манатов + 100 манатов (ежемесячная президентская пенсия) + 50 манатов (ежемесячная президентская пенсия для ухаживающих) базовая часть – 65 манатов; надбавка – 6,5 манатов ;

II группа инвалидности : 130 манатов базовая часть – 55 манатов; надбавка – 5,5 манатов ;

  • III группа инвалидности:110 манатов.
  • Другие меры социальной защиты инвалидов устанавливаются Законом Азербайджанской Республики «О профилактике инвалидности и ограничения возможностей здоровья детей, реабилитации и социальной защите инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья».

    Источники: Закон Азербайджанской Республики «О профилактике инвалидности и ограничения возможностей здоровья детей, реабилитации и социальной защите инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья» от 25.08.1992 №284; Закон Азербайджанской Республики «О трудовых пенсиях» от 07.02.2006 №54-IIIГ; п. 4.1-4.3 Положения о критериях определения инвалидности и ограниченности возможностей здоровья; Указ Президента Азербайджанской Республики от 15.04.2019 № 640, Распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 25.02.2019

    Ваша консультация противоречит практике, применяемой ПФР РФ. Согласно письму УПФР РФ по СПб и ЛО № Ю-7648-11/8398-19 от 20.05.2019 г. моим родителям, гражданам РФ, состоявшим на консульском учете в Посольстве РФ а Азербайджане с 2012 г. (на момент выхода на пенсию), отказали в получении пенсии по старости в Калиниском ОПФР, на основании отсутствия основания для получения таковой (СНиЛС, ИНН, внутренние паспорта РФ, а так же постоянную регистрацию на территории СПб они имеют). В названном письме ПФР указал, что мои родители имеют вид на жительство в РФ, однако, перечень, указанный в вышеприведенных скобках соответствует тому, что они являются полноценными Гражданами РФ. С 2012 г. они получали пенсию в Азербайджане до мая текущего года, когда истек срок действия азербайджанских банковских карт и Министерство Труда и социальной защиты населения Азербайджана отказало им в получении пенсии. Результат: пожилые люди остались без денежных средств. При обращении в исполнительный орган Министерство Труда и социальной защиты населения Азербайджана была получена рекомендация об обращении в Калининское отделение ПФР по СПб и ЛО с целью запроса пенсионных дел в Азербайджан и выплаты соответствующих сумм в рублевом эквиваленте на территории РФ. На такое обращение ПФР ответил отказом в отправке запроса с рекомендацией самостоятельного решения собственных проблем, выдав справку о том, что мои родители не получают пенсий и пособий на территории РФ. Прошу дать комментарии и рекомендации в решении этого вопроса.

    19 Июня 2019 12:41

    Ответы юристов ( 1 )


    В настоящее время действует Соглашение

    О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения

    в рамках Постановления Правительства РФ

    от 31 октября 1998 года N 1270

    О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения

    СОГЛАШЕНИЕ между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения

    согласно которому следует:

    «граждане» — лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации или Азербайджанской Республики, на которых распространяется законодательство этих государств в области пенсионного обеспечения;
    Статья 2
    Пенсионное обеспечение граждан, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они постоянно проживают. Статья 3
    Настоящее Соглашение распространяется на все виды государственного пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством каждого из государств, Статья 7
    1… выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданином подано соответствующее заявление в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.По новому месту жительства пенсионера пенсия назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты по прежнему месту жительства

    Это означает. что Ваши родители при наличии постоянного жительства в РФ, что подтверждается видом на жительство, имеют право на получение пенсионного обеспечения в рамках законодательства РФ, при этом они также вправе обратиться в ПФР РФ по вопросу назначения им пенсий, приема заявления и документов, направления соответствующего запроса в пенсионный орган по прежнему месту жительства в Азербайджане.

    При этом, как указано в приведенном соглашении выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданином подано соответствующее заявление в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а уже по новому месту жительства пенсионера пенсия назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты по прежнему месту жительства.

    С 2012 г. они получали пенсию в Азербайджане до мая текущего года, когда истек срок действия азербайджанских банковских карт и Министерство Труда и социальной защиты населения Азербайджана отказало им в получении пенсии.

    Т.е. пенсия по прежнему месту жительства уже им была прекращена, для этого необходимо взять подтверждающий документ или запросить его самостоятельно направив письмо обращение, получить справку подтверждающую прекращение пенсии и уже на основании этой справки и необходимых документов и заявления вновь обратиться в ПФР РФ по месту жительства в РФ.

    ПФР РФ обязан принять все документы и заявление, рассмотреть их и вынести решение, при необходимости направить соответствующий официальный запрос.

    Порядок регулируется согласно Приказу Минтруда и соцзащиты РФ

    от 17 ноября 2014 года N 884н

    Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

    Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

    3. Граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее — установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии

    22. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

    в) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;

    е) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации;

    Необходимый перечень документов утвержден в рамках Приказа Минтруда и соцзащиты РФ

    от 28 ноября 2014 года N 958н

    Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению

    Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению

    Моя мать, гражданка РФ, получала пенсию в Азербайджане, после смерти мужа приехала на ПМЖ в РФ. В пенсионном фонде заставили отказаться от пенсии в Азербайджане, послали запрос - на пенсионное дело и не получает ли она там пенсию (с какого числа не получает), после получения, заставили делать перевод (хотя документы были на русском языке и пришли на адрес ПФ). После этого приняли документы и проигнорировав информацию в затребованных документах назначили пенсию. Период пока шёл запрос пенсию ни Азербайджан ни Россия не оплатили. Насколько это правильно?


    Да, законен. Между Российской Федерацией и Азербайджаном отсутствуют международные договоры, которые регулировали бы порядок получения пенсии гражданином другого государства при переезде на ПМЖ в РФ.

    Поэтому действует порядок о том, что прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония) гражданам, учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 г., независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    При исчислении расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств до 1 декабря 1991 года.

    То есть назначение пенсии без информации о стаже работы и сведений о заработной плате - сотрудниками пенсионного фонда РФ было бы невозможно.


    Вот в связи с тем что нет международного договора, которым были бы предусмотрены за чей счет выплачивается пенсия на это время - каждая страна руководствуется своим законодательством. В частности по законодательству РФ пенсия назначается со момента обращения, под которым понимается представление всех необходимых для исчисления и назначения пенсии документов.

    Может законодательство Азербайджана предусматривает возможность выплаты пенсии до даты получения ее в РФ - Вам это стоит узнать у азербайджанских адвокатов.


    Законно, что пенсия назначается со дня подачи заявления Вами лично в письменном виде. Говорить сейчас "у меня его раньше не приняли". Сложно прокомментировать. Все устные переговоры с сотрудниками какого либо органа потом никуда не пришьешь.


    Но ведь есть трудовая книжка, справка о заработной плате т.е. весь пакет документов кроме этого запроса. Почему нельзя получать пенсию и в Азербайджане за те 10-15 лет которые она там отработала? А время пока шёл запрос из одного государства в другое. Его гражданин никак не может ускорить или предвидеть заранее, Выходит те 2 месяца он без пенсии? Спасибо за быстрый ответ.


    Извините, возможно я не правильно высказал вопрос. Имеется ввиду, уже после назначения пенсии в РФ оплата периода пока шёл запрос (2 месяца), и прекращения выплат со стороны Азербайджана. А заплатили только на момент обращения Т.е. когда пришёл запрос в ПФ и принято заявление.

    Не устные, имеется ксерокопия запроса ПФ на которой стоит дата его "отсылки" ( начало октября) , имеется письмо которое пришло на запрос, естественно с датами и зарегистрированное (ноябрь). Вот за эти 2 месяца и хотелось бы получить оплату. мы ведь не виноваты, что у ПФ такие недоверчивые (а мне кажется и некомпетентные) сотрудники. А если они в Китай захотели бы запрос послать?

    В посольстве РФ юрист предварительно просмотрела остальные документы и сказала, что их вполне достаточно для назначения пенсии. Понятно что договора нет. И после 91-го года стаж не идёт. Но из-за "рвения" некоторых сотрудников (вполне возможно законного) не хотелось бы терять эти деньги.

    Поэтому вопрос: можно ли что то сделать реально или лучше не "трепать нервы".


    Я гражданин Азербайджана, имею вид на жительство в РФ, могу ли я перевести пенсию из Азербайджана в Россию?


    Безусловно можете. Это Ваше право. Переводите пенсионное дело в РФ.


    Я имею гражданство РФ и Азербайджана. Получаю пенсию и тут и там. Грозит мне что либо?


    В РФ-до 6 лет лишения свободы в Баку-до пятнадцати.


    Я гр.Азербайджана а у меня внж рф с 2013 года я могу оформит себе пенсию по инвалидности. У меня два инфаркта миокарда.


    Если на МСЭ Вы будете признаны инвалидом. То Вы вправе получать пенсию по инвалидности. Вопрос направление на МСЭ - решает лечащий врач.

    Всего доброго. Спасибо, что выбрали наш сайт.


    Признание инвалидом на территории Российской Федерации подтверждается выпиской из акта освидетельствования, выдаваемого федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

    Так как Российская Федерация не имеет международных договоров (соглашений) о взаимном признании граждан инвалидами и национальное законодательство иностранных государств, в том числе бывших республик СССР, может предусматривать отличный от законодательства РФ порядок, то вопрос об инвалидности должен быть решен в соответствии с нормами российского законодательства.

    Согласно Федеральному закону № 181-ФЗ* признание лица инвалидом осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии с Правилами признания лица инвалидом.**

    Медико-социальная экспертиза граждан проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное место жительства за пределы РФ).

    Таким образом, граждане, переехавшие на постоянное место жительство в Российскую Федерацию из иностранного государства (в том числе из стран СНГ), будут иметь право на установление пенсии по инвалидности и другие меры социальной поддержки, при условии признания их инвалидами в порядке, установленном законодательством РФ.

    Единственным исключением, не требующим прохождения переосвидетельствования на территории Российской Федерации, являются граждане, инвалидность которым была установлена на территории республик СССР до его распада, то есть до 8 декабря 1991 года.

    Выплата пенсии по инвалидности иностранным гражданам продолжается по прежнему месту проживания до возникновения права на пенсию того же вида на территории Российской Федерации.

    Читайте также: