Указе президента республики беларусь о совершенствовании пенсионного обеспечения






Вопрос: "На какую материальную помощь могут расчитывать многодетные семьи?". Ответ



11 апреля 2016г. Президентом Республики Беларусь принят Указ №137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» (далее – Указ). Указом предусматривается повышение общеустановленного пенсионного возраста с 1 января 2017г. ежегодно на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 года, женщинами 58 лет.


Повышение пенсионного возраста будет осуществляться постепенно, с 1 января каждого года – на шесть месяцев, одновременно для обоих полов, с сохранением действующей пятилетней разницы в пенсионных возрастах у мужчин и женщин (подпункт 1.1 пункта 1 Указа).

Год обращения за пенсией

Общеустановленный пенсионный возраст

для мужчин

для женщин

60 лет 6 месяцев

61 год 6 месяцев

62 года 6 месяцев

55 лет 6 месяцев

56 лет 6 месяцев

57 лет 6 месяцев

Необходимо отметить, что повышение пенсионного возраста предусмотрено для всех категорий граждан в целях обеспечения одинакового, равного подхода. Одновременно с повышением общеустановленного пенсионного возраста предусматривается повышение: пенсионных возрастов для назначения льготных (досрочных) трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет в соответствии с законами Республики Беларусь от 17 апреля 1992г. «О пенсионном обеспечении», от 6 января 2009г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», от 15 июня 2006г. «О занятости населения Республики Беларусь», от 14 июня 2003г. «О государственной службе в Республике Беларусь», а также для назначения ежемесячного денежного содержания по Указу Президента Республики Беларусь от 30 ноября 2006г. №705 «О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих». Пенсионный возраст, дающий право на указанные виды пенсий и ежемесячное денежное содержание, повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности (подпункт 1.2 пункта 1 Указа).

Указом также рекомендуется руководителям организаций (независимо от форм собственности) с учетом имеющихся финансовых возможностей шире применять практику участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии (пункт 3 Указа).Законодательством Республики Беларусь предусмотрено добровольное страхование дополнительной пенсии. Программы добровольного страхования дополнительной пенсии, предоставляемые страховыми организациями на финансовом рынке Беларуси, позволяют формировать дополнительную к государственной пенсии пенсионную выплату, т.е. больший пенсионный достаток. Формирование дополнительной пенсии возможно непосредственно самим гражданином и (или) его работодателем (корпоративное страхование).

Одновременно с вопросом повышения пенсионного возраста Указом регулируются вопрос повышения предельного возраста состояния на военной службе (службе в военизированных организациях), а также отдельные вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих (сотрудников военизированных организаций) (подпункт 1.3 пункта 1 и пункт 4 Указа).

Сопровождение вопросов, касающихся прохождения военной службы (службы в военизированных организациях) и пенсионного обеспечения военнослужащих (сотрудников военизированных организаций), осуществляется соответствующими силовыми министерствами и ведомствами.

Время выхода на пенсию в зависимости от даты рождения рассчитано в таблице:

Дата рождения

Время выхода на пенсию

Пенсионный возраст, лет

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

С 1 января
по 30 июня
1957 года

С 1 января
по 30 июня
1962 года

С 1 июля
по 31 декабря
2017 года

С 1 июля
по 31 декабря
1957 года

С1 июля
по 31декабря
1962 года

С 1 июля
по 31 декабря
2018 года

С 1 января
по 30 июля
1958 года

С1 января
по 30июня
1963 года

С1 июля
по31 декабря
2019 года

С 1 июля
по 31декабря
1958 года

С 1 июля
по 31 декабря
1963 года

С 1 июля
по 31 декабря

С 1 января
по 30 июня
1959 года

С 1 января
по 30 июня
1964 года

С 1 июля
по 31 декабря
2021 года

С 1 июля
по 31 декабря
1959 года
и младше

С 1 июля
по 31 декабря
1964 года
и младше

С 1 июля
2022 года

В итоге поэтапное повышение пенсионного возраста закончится во второй половине 2022 года. Далее все будут выходить на пенсию в возрасте 58 / 63 лет.

При этом возраст выхода на пенсию будет зависеть не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии.

НАПРИМЕР: Если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года (к примеру, в декабре), обратится за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018 года), а позднее, скажем, в феврале 2019 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году (56 лет 6 месяцев), то есть не ранее июня 2019 года.

Управление по труду, занятости и социальной защите
Новополоцкого городского исполнительного комитета

В целях повышения уровня пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих длительный стаж работы, и оптимизации пенсионных расходов:

1. Установить, что:

1.1. трудовая пенсия, назначенная в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года ”О пенсионном обеспечении“ (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 17, ст.275) (далее – Закон), увеличивается:

мужчинам за каждый полный год стажа работы (статьи 51 – 53 Закона) сверх 25 лет, а также стажа работы с особыми условиями труда (пункт ”а“ части первой статьи 12 и статья 13 Закона) сверх 10 лет – на один процент среднемесячного заработка (статья 56 Закона), но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту. При этом для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы более 35 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера (статья 70 Закона) (далее – средняя заработная плата работников), а для лиц, имеющих стаж работы 45 лет и более, увеличение в размере не ниже указанного устанавливается начиная с 26-го года стажа работы;

женщинам за каждый полный год стажа работы сверх 20 лет, а также стажа работы с особыми условиями труда сверх 7 лет 6 месяцев – на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту. При этом для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы более 30 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 30 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников, а для лиц, имеющих стаж работы 40 лет и более, увеличение в размере не ниже указанного устанавливается начиная с 21-го года стажа работы.

Увеличение производится в пределах 45 лет стажа работы у мужчин и 40 лет у женщин.

Увеличение пенсий в соответствии с настоящим подпунктом производится при исчислении пенсии по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет (часть вторая статьи 23, часть вторая статьи 31 и часть третья статьи 50 Закона);

1.2. лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, пенсии дополнительно увеличиваются на 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5 процента среднемесячного заработка (либо на 0,7 процента средней заработной платы работников – в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45-й год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40-й год включительно у женщин;

1.3. трудовая пенсия исчисляется из откорректированного фактического заработка, определенного в соответствии с Законом, за последние 21 год подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. Начиная с 1 января 2016 г. указанный 21-летний период увеличивается ежегодно на один год до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы. При этом периоды, предусмотренные в части второй статьи 51 Закона, учитываются при исчислении пенсии при условии, что они не совпадают с периодами работы и иной деятельности с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;

1.4. при исчислении пенсий (статья 56 Закона) заработок в пределах от 130 до 400 процентов (до 500 процентов – при стаже работы 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин) средней заработной платы работников учитывается в размере 10 процентов. Лицам, занятым на подземных работах и работах на поверхности, связанных с подземными работами (абзацы первый – третий пункта ”а“ части первой статьи 12 и часть первая статьи 15 (список № 1) Закона), этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а лицам, длительное время занятым на подземных и открытых горных работах (статья 13 Закона), – в размере 30 процентов;

1.5. обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь для работодателей и работающих граждан начисляются на выплаты, предусмотренные в абзаце втором статьи 2 Закона Республики Беларусь от 29 февраля 1996 года ”Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь“ (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1996 г., № 7, ст.93; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 86, 2/979), не превышающие пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

1.6. социальные пенсии (кроме пенсий детям-инвалидам, инвалидам, в том числе инвалидам с детства, и детям в случае потери кормильца (пункт ”а“ части третьей статьи 35 Закона) назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области социального (пенсионного) обеспечения, достигшим возраста: мужчины – 65 лет, женщины – 60 лет.

2. Внести в пункт 1 Указа Президента Республики Беларусь от 3 сентября 2013 г. № 389 ”О некоторых вопросах пенсионного обеспечения и социального страхования“ (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.09.2013, 1/14480) следующие изменение и дополнение:

слова ”условии уплаты обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты“ заменить словами ”наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь“;

дополнить пункт словами ”, а с 1 января 2015 г. – не менее 15 лет“.

3. Пенсии, назначенные до 1 января 2015 г., подлежат пересмотру в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 настоящего Указа, а назначенные до 1 января 2016 г. – в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.4 пункта 1 настоящего Указа (при соблюдении условий, установленных в этих подпунктах).

4. Финансирование расходов по реализации положений, содержащихся в подпунктах 1.1, 1.2 и 1.4 пункта 1 настоящего Указа, осуществляется за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

5. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом.

6. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:

6.1. подпункты 1.1, 1.3, 1.5, 1.6 пункта 1 – с 1 января 2015 г.;

6.2. подпункты 1.2, 1.4 пункта 1 – с 1 января 2016 г.;

6.3. иные положения этого Указа – после его официального опубликования.

8 декабря 2014 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения». Указ предусматривает комплекс мер, направленных на повышение уровня пенсий граждан, достигших общеустановленного пенсионного возраста, исчисленных при длительном стаже работы, усиление мотивации работников к более длительной легальной трудовой деятельности и ограничение иждивенческих установок.

1. Указом с 1 января 2015 года предусмотрено повышение пенсий лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, исчисленным при длительном стаже работы с невысокими заработками. Для этого увеличивается минимальная стоимость (цена) одного года стажа работы сверх 35 лет у мужчин и 30 лет у женщин, достигших общеустановленного пенсионного возраста. Минимальная стоимость для исчисления размера пенсии будет составлять не менее чем 0,7 процента средней зарплаты работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера.
Справочно: В номинале из расчета средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера с ноября 2014 г. (5625309 руб.), цена одного года стажа сверх 35/30 лет будет составлять не менее 39,4 тыс. рублей (в настоящее время минимальная стоимость одного года стажа – 14,7 тыс. рублей).
Согласно п.п. 1.1 пункта 1 Указа лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющим стаж работы более 35 лет у мужчин и 30 лет у женщин, пенсии
увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 35/30 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера (далее – «минимальная база»), а для лиц, имеющих стаж
работы 45 лет и более у мужчин и 40 лет и более у женщин, увеличение в размере не ниже указанного устанавливается, начиная с 26/21 года стажа работы. Увеличение производится в пределах 45 лет стажа работы у мужчин и 40 лет у женщин.
Увеличение пенсии по данной норме будет производиться при исчислении пенсий по возрасту (статья 23 Закона), пенсий по инвалидности в размере пенсии по возрасту (часть вторая статьи 31 Закона) и пенсий за выслугу лет (часть третья статьи 50 Закона). С учетом данной нормы с 1 января 2015 года будут пересчитаны размеры всех ранее назначенных пенсий лицам, имеющим длительный стаж работы и невысокие заработки. В целях повышения уровня пенсий с 1 января 2015 года увеличивается предельная величина средней заработной платы для уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда с 4-х до 5-кратной средней заработной платы работников в
республике.
С 1 января 2016 года лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, пенсии дополнительно увеличиваются на 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5 процента среднемесячного заработка (либо «минимальной базы» — в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45 год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40 год включительно у женщин.
Уточнение! Данное увеличение будет дополнительным к увеличению, которое вводится с 1 января 2015 года. В результате с учетом нормы об изменении с 1 января 2015 года «минимальной базы» увеличение пенсии с 1 января 2016 года за каждый год стажа сверх 40/35 лет будет дифференцировано и составит: за 41/36 год — 1,1% заработка/«минимальной базы» (в номинальном выражении — не менее 43,3 тыс. рублей), за 42/37 год – 1,2% (не менее 47,3 тыс. рублей), за 43/38 год – 1,3 % (не менее
51,2 тыс. рублей), за 44/39 год –1,4% (не менее 55,1 тыс. рублей), 45/40 год – 1,5% (не менее 59,1 тыс. рублей). Кроме того, с 1 января 2016 года лицам со стажем работы 36 лет у мужчин и 31 год у женщин при исчислении трудовой пенсии будет учитываться заработок в размере до 5-кратной средней заработной платы работников в республике.
Справочно: В настоящее время предельная величина заработной платы для исчисления пенсии составляет 4 средние заработные платы, что соответствует индивидуальному коэффициенту фактического заработка пенсионера 4,0. Согласно Указу начиная с 1 января 2016 года при исчислении пенсий заработок (второе предложение части второй статьи 56 Закона) в пределах от 130 до 400 процентов (до 500 процентов – при стаже работы 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у
женщин) средней заработной платы работников учитывается в размере 10 процентов. Лицам, занятым на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами (абзацы первый — третий пункта «а» части первой статьи 12 и часть первая статьи 15 (список № 1) Закона), этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а лицам, длительное время занятым на подземных и открытых горных работах (статья 13 Закона), — в размере 30 процентов.
Справочно: Порядок определения заработка не свыше 130 процентов средней заработной платы работников в республике, установленный первым предложением части второй статьи 56 Закона, не изменяется. Пенсии, назначенные до 1 января 2016 г., подлежат пересмотру в соответствии с вышеприведенными нормами при соблюдении установленных условий.
2. В целях усиления мотивации работников к более длительной легальной трудовой деятельности и ограничения иждивенческих установок с 1 января 2015 года: — увеличивается с 10 до 15 лет минимальный стаж работы с уплатой страховых взносов в бюджет фонда, необходимый для пенсии по возрасту и за выслугу лет по нормам статей 11, 13, 15,24, 47-49-2 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», статей 32-33 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» и статьи 54 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»;
Справочно: Прежние требования по страховому стажу сохранены для назначения пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца. Для этих пенсий достаточно факта (одного дня) уплаты страховых взносов. Также прежние условия по минимальному 5-летнему стажу работы с уплатой обязательных взносов в бюджет фонда
сохранятся для назначения пенсий по возрасту для родителей инвалидов с детства, многодетных матерей, инвалидов с детства и др. (статьи 17-22 Закона “О пенсионном обеспечении”).
— предусматривается обязательный учет при исчислении пенсии заработной платы (дохода) по данным индивидуального (персонифицированного) учёта плательщиков страховых взносов в бюджет фонда.
Согласно Указу в 2015 году трудовая пенсия будет исчисляться из откорректированного фактического заработка, определенного в соответствии с Законом, за последние 21 год подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. Начиная с 1 января 2016 г. указанный 21-летний период увеличивается ежегодно на один год до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы. При этом периоды, предусмотренные в части второй статьи 51 Закона (периоды обучения, получения пособия по безработице, ухода за детьми и др.), будут учитываться при исчислении пенсии при условии, что они не будут совпадать с периодами работы и иной деятельности с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда;
— изменяются условия для назначения социальной пенсии гражданам, не выработавшим минимальный (15-летний, а для отдельных категорий – 5-летний) страховой стаж и не получающим пенсии из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области социального (пенсионного) обеспечения. Указанная пенсия будет назначаться мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам – 60 лет. При этом для социально уязвимых категорий
граждан (дети-инвалиды, инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети в случае потери кормильца) сохраняются прежние условия назначения социальной пенсии.


— Татьяна Викторовна, насколько знаю, в первую очередь новшества касаются многодетных матерей. Что указ изменит в их пенсиях?

— Первое новшество в пенсионной системе касается матерей, родивших четверых и более детей, которые не работали в связи с уходом за малолетними детьми. Периоды декретного отпуска будут засчитываться в общий стаж работы в пределах 12 лет, а не 9, как сейчас. Норма указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2021 года. Пенсии будут перерассчитывать с учетом данной нормы с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке. Для этого нужно будет подать заявление и документы, подтверждающие рождение четверых и более детей и воспитание их до трехлетнего возраста в орган по труду, занятости и социальной защите.

— А страховой стаж не изменится?

— Для мам, родивших четверых детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, он уменьшается. Трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста будет назначаться при наличии общего стажа не менее 20 лет, в том числе не менее 10 лет — с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Сейчас такие мамы получали трудовую пенсию на общих основаниях. Например, в текущем году трудовую пенсию назначали при наличии страхового стажа не менее 17 лет и 6 месяцев.

— Кого еще коснутся изменения при начислении пенсий?

— Расширяется круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца и условия, при которых она назначается. При осуществлении ухода за детьми умершего кормильца, не достигшими трех лет, она назначается:

- лицам, которым по месту работы предоставлен отпуск по уходу за ребенком умершего кормильца, до достижения им возраста 3 лет (при условии, что они не выполняют работу по гражданско-правовому договору, не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности);

- лицам, которые являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности, но приостановили соответствующую деятельность на период осуществления ухода за ребенком умершего кормильца до достижения им трехлетнего возраста;

- бывшему супругу (бывшей супруге) умершего кормильца при условии невступления в новый брак.

— Предусмотрены ли какие-то новшества для людей с инвалидностью?

— Да, есть они и для этой категории граждан. Если человек являлся инвалидом I и II групп не менее 10 лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста, то страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях, будет снижаться на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности. А когда время пребывания на инвалидности I и II групп составляет не менее 21 года, трудовая пенсия будет назначаться при наличии страхового стажа не менее 5 лет. Одновременно для указанной категории лиц снижено требование к общему стажу: для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет.

Также на 5 лет снижен общий стаж инвалидам с детства I и II групп для назначения досрочной пенсии по возрасту по статье 22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Социальная пенсия лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, матерям и (или) отцам детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имевших третью и (или) четвертую степень утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы, если родитель (родители) осуществлял уход за ними не менее 20 лет, назначается в размере 130 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера.

— Как быть, если все же страхового стажа для назначения пенсии не хватает?

— Будет назначена трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже. Сюда подпадают мужчины, достигшие возраста 65 лет и женщины — 60 лет при наличии не менее 10 лет страхового стажа. Пенсия будет назначаться в размере 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера. За каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия будет дополнительно увеличиваться на 3% указанной величины, но не более чем до 100 процентов этой величины.

К сведению, в 2021 году для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях в полном размере потребуется наличие страхового стажа не менее 18 лет.

— Куда обращаться за перерасчетом пенсий?

— Напомню, трудовые пенсии, назначенные до 1 января 2021 г., будут перерассчитываться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер обратился за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке. Всех, кого коснулся Указ, и кто имеет право на перерасчет пенсии согласно ему, просим обращаться в отдел пенсий и пособий (кабинет № 4, телефон 6-59-01) управления по труду занятости и социальной защите Волковысского райисполкома по адресу: ул. Жолудева, д. 24. В первую очередь, обращаем внимание на это женщин, осуществлявших уход за детьми до 3 лет более 9 лет в общей сложности, женщин, родивших четверых и более детей и воспитавших их до 8-летнего возраста, родителей детей-инвалидов.


Президент подписал указ о совершенствовании пенсионного обеспечения.

В Беларуси повышается пенсионный возраст

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 11 апреля подписал указ №137 "О совершенствовании пенсионного обеспечения".

Документ направлен на совершенствование пенсионного обеспечения в изменяющихся социально-демографических условиях. Указом предусматривается с 1 января 2017 года поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев общеустановленного пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами - 58 лет; аналогичное увеличение (на 3 года за 6 лет) возраста, дающего право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет; соразмерное общегражданскому постепенное повышение предельного возраста состояния на военной службе военнослужащих.

В соответствии с указом рекомендовано руководителям организаций (независимо от форм собственности) шире применять практику участия нанимателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии.

Минтруда и соцзащиты: повышение пенсионного возраста предусмотрено для всех категорий граждан

Повышение пенсионного возраста предусмотрено для всех категорий граждан в целях обеспечения одинакового, равного подхода. Такая информация содержится в комментарии к указу Президента от 11 апреля 2016 года №137 "О совершенствовании пенсионного обеспечения", опубликованном на сайте Министерства труда и социальной защиты.

Одновременно с повышением общеустановленного пенсионного возраста предусматривается повышение пенсионных возрастов для назначения льготных (досрочных) трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет в соответствии с законами от 17 апреля 1992 года "О пенсионном обеспечении", от 6 января 2009 года "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий", от 15 июня 2006 года "О занятости населения Республики Беларусь", от 14 июня 2003 года "О государственной службе в Республике Беларусь", а также для назначения ежемесячного денежного содержания по указу Президента от 30 ноября 2006 года №705 "О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих". Пенсионные возраста, дающие право на указанные виды пенсий и ежемесячное денежное содержание, повышаются ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Указом также рекомендуется руководителям организаций (независимо от форм собственности) с учетом имеющихся финансовых возможностей шире применять практику участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии.

Программы, предоставляемые страховыми организациями на финансовом рынке Беларуси, позволяют формировать дополнительную к государственной пенсии пенсионную выплату, т.е. больший пенсионный достаток. Формирование дополнительной пенсии возможно непосредственно самим гражданином или его работодателем (корпоративное страхование).

Также указом регулируется вопрос повышения предельного возраста состояния на военной службе, отдельные вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих.

ИНТЕРВЬЮ: Решение по пенсионному возрасту нельзя было больше откладывать - Ковальков

Главная социальная интрига последнего времени разрешилась - в Беларуси принято решение о повышении пенсионного возраста. Таким образом, с 2017 года пенсионная система вступает в следующую - историческую, иначе не скажешь - фазу своего развития. К этой новой реальности нужно готовиться всем - обществу, экономике, государству. В интервью корреспонденту БЕЛТА заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков рассказал, кого коснутся новации в первую очередь, какие проблемы предстоит решить, чем обусловлено повышение возраста выхода на пенсию и каких рисков это позволит избежать.

- Валерий Валерьевич, правительством были предложены три варианта. Оптимальным признан тот, который закреплен в указе Президента о совершенствовании пенсионной системы. С 1 января 2017 года пенсионный возраст постепенно - ежегодно на 6 месяцев - повышается для мужчин до 63 лет, для женщин - до 58 лет. Почему сохранена пятилетняя гендерная разница пенсионных порогов? Надо признать, что этот вопрос вызывал даже более острые дискуссии на форумах, чем собственно повышение пенсионного возраста.

- В этих дискуссиях противники сохранения пятилетней разницы приводили лишь один аргумент - демографическую статистику о большей продолжительности жизни женщин. А при принятии этого варианта были учтены положения Конституции, национального законодательства об особой заботе государства о женщинах и их повышенной социальной защите. Что же до демографии, то продолжительность жизни мужчин растет - и даже более высокими темпами, чем женщин. Эта позитивная тенденция сохранится и в будущем - таковы прогнозы экспертов.

- Сколько мужчин и женщин, по оценке, выйдут на пенсию на полгода позже? Какова экономия средств от этой меры?

- Об экономии не может быть речи. Мы не можем допустить снижения размеров пенсий.

За последний год численность жителей Беларуси, достигших возраста 55/60 лет, увеличилась более чем на 40 тыс. (статистика касается состоящих на учете в органах по труду, занятости и соцзащите). Сейчас насчитывается 2 млн 354 тыс. таких пенсионеров. Если бы не было принято решение о повышении пенсионного возраста, то в 2018 году их численность увеличилась бы до 2 млн 445 тыс. - это плюс 90 тыс. человек. Дополнительно на выплату пенсий нужно было бы изыскать в 2018 году значительный объем средств - порядка 3,5% от сегодняшних расходов на пенсионное обеспечение, в 2019-м - 5,2%, в 2020-м - 6,9%, а в 2030-м - почти 20%.

Теперь о количестве тех, кого затронет новая норма. Ежегодно это будет около 100 тыс. человек. За 2015 год органы по труду, занятости и соцзащите назначили 134,7 тыс. новых пенсий, из них 104,8 тыс. пенсий по возрасту. Для простоты счета - в год назначается более 100 тыс. пенсий по возрасту. При повышении пенсионного порога на полгода половина от этого количества ежегодно будут выходить на пенсию на полгода позже, чем сейчас, вторая половина - на год позже.

- Очень многие люди не понимают, что означает на практике ежегодный полугодовой шаг.

- Женщины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1962 года, и мужчины, родившиеся в период с 1 января по 30 июня 1957 года, смогут реализовать свое право на пенсию с июля по декабрь 2017 года - они уйдут на пенсию в 55 лет 6 месяцев и 60 лет 6 месяцев соответственно. Их ровесники, чей день рождения выпадает на второе полугодие 1962 и 1957 года, выйдут на пенсию уже во второй половине 2018 года - в 56/61 год.

Женщины, родившиеся в первом полугодии 1963 года, и мужчины, родившиеся в первом полугодии 1958 года, смогут выйти на пенсию во втором полугодии 2019 года - в возрасте 56 лет 6 месяцев и 61 года 6 месяцев. Те женщины и мужчины, кто родился во втором полугодии 1963 и 1958 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2020 года - в 57/62 года.

Женщины, которые родились в первом полугодии 1964 года, и мужчины, которые родились в первом полугодии 1959 года, выйдут на пенсию во втором полугодии 2021 года - в 57 лет 6 месяцев и 62 года 6 месяцев. Женщины и мужчины, которые родились во втором полугодии 1964-го и 1959-го, выйдут на пенсию во втором полугодии 2022 года - в 58/63 года.

Поэтапное повышение пенсионного возраста закончится, когда во второй половине 2022 года на пенсию выйдут мужчины, родившиеся во втором полугодии 1959 года, и женщины, родившиеся во второй половине 1964 года.

При этом следует обратить внимание, что возраст выхода на пенсию будет зависеть не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии. Так, если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года (например, в декабре), обратится за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018 года), а позднее, скажем, в феврале 2019 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году (56 лет 6 месяцев), то есть не ранее июня 2019 года.

- Интересно, какой возраст будет считаться предпенсионным? Сейчас это 53 года - для женщин, 58 лет - для мужчин, а в последующие годы?

- По мере повышения пенсионного возраста будет соответственно увеличиваться и предпенсионный возраст.

- Какие предусмотрены гарантии занятости для работников предпенсионного возраста? И сдвинутся ли "возрастные" границы этих гарантий вместе с повышением пенсионного порога?

- В указе №180 содержатся так называемые охранные нормы для работников предпенсионного возраста - контракты с мужчинами и женщинами этого возраста должны заключаться как минимум до общеустановленного пенсионного возраста 55/60 лет. Поскольку эти нормы уже скорректированы, возраст для гарантий по занятости также увеличится.

- Как новый пенсионный возраст и плавные темпы его введения (по 6 месяцев с 1 января каждого года) увязаны с емкостью рынка труда?

- Принятый вариант повышения пенсионного возраста не приведет к росту напряженности на рынке труда.

Как известно, после назначения пенсии большинство граждан продолжают работать еще около 5 лет. Сегодня трудятся 663 тыс. пенсионеров, или 25% от их общей численности. По статистике, в первый год после назначения пенсии продолжают трудовую деятельность почти 68% женщин и более половины мужчин. Через пять лет после назначения пенсии продолжают работать 40% женщин и 30% мужчин.

То есть занятость среди новых пенсионеров достаточно высокая. Учитывался и выход выпускников на рынок труда: от 95,8 тыс. человек в 2017 году до 78,3 тыс. человек в 2020-м. Кроме того, в соответствии с указом №78 планируется ежегодно создавать 50 тыс. рабочих мест за счет новых предприятий и производств. По оценкам, все эти слагаемые позволят сохранить возможности занятости и для молодежи, и для старшего поколения.

- А сохранятся ли пенсионные льготы?

- Да, в Беларуси сохраняются действующие пенсионные льготы по раннему выходу на пенсию социально уязвимых граждан, за работу в неблагоприятных условиях труда, а также госслужащим и военнослужащим. При этом пенсионный возраст для льготных (досрочных) пенсий увеличится соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста. Тем самым будет обеспечен одинаковый, равный подход ко всем категориям.

Впереди масштабная работа по реализации положений указа, ведь пенсионный возраст и статус пенсионера затрагиваются во многих сферах общественной жизни и государственного регулирования.

- Какой ожидается результат от повышения пенсионного возраста до 58/63 лет?

- Численность населения в трудоспособном возрасте фиксируется на сегодняшнем уровне (около 5,5 млн человек). Число занятых в экономике до 2020 года сохраняется практически на 100-процентном уровне к 2015 году (99,6%). Удерживается действующее соотношение численности людей трудоспособного возраста и старше трудоспособного до 2027 года (2,3 к 1).

- По мнению Президента, не стоит ограничиваться принимаемыми в государственной пенсионной системе мерами, повышением пенсионного возраста. Какие новации еще нас ожидают?

- Скорее, не новации, а развитие действующих подходов. В частности, речь идет о добровольном пенсионном страховании. Во многих развитых странах (Австрии, Бельгии, Канаде, Чехии, Великобритании, США, Франции, Германии, Италии, Испании, Ирландии, Венгрии, Словении, Новой Зеландии, Греции) широко распространены дополнительные корпоративные пенсии от работодателей, они стали весомой добавкой к государственным пенсиям. Причем эта практика настолько развита и привычна для работников и работодателей, что воспринимается как обязательный накопительный элемент пенсионной системы. И это притом что государственные пенсионные системы в этих странах не включали и не включают обязательного накопительного уровня.

Целесообразность расширения практики участия нанимателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии предусмотрена и указом о совершенствовании пенсионной системы.

То есть работодатели, которые имеют финансовые возможности, должны активнее использовать такие подходы. Немаловажная роль здесь отводится профсоюзным организациям.

- Нашу пенсионную систему люди частенько критикуют, это не секрет. Однако субъективное восприятие и реальная оценка - вещи разные, поскольку точки отсчета отнюдь не всегда совпадают.- Национальная пенсионная система соответствует общепризнанным в международной практике критериям.

Уже более десяти лет соотношение средней пенсии по возрасту и средней зарплаты (так называемый коэффициент замещения) поддерживается на уровне не менее 40%. А это рекомендация Международной организации труда (МОТ). Постепенно увеличивается соотношение пенсий и бюджета прожиточного минимума (БПМ) пенсионера. На конец 2000 года пенсию в размере ниже БПМ получал каждый третий пенсионер, сегодня - менее 1%.

На выплату пенсий в Беларуси в последние годы направляется около 10% ВВП, что сопоставимо со средними расходами в развитых государствах.

- Обратная сторона социальных гарантий - нагрузка на экономику.

- Любая пенсионная система неразрывно связана с демографической ситуацией, рынком труда и занятостью, экономикой страны. Сегодня перед Беларусью, как, впрочем, и другими европейскими государствами, стоит задача адаптировать пенсионную систему к демографическим изменениям. Нужно настроить систему таким образом, чтобы, с одной стороны, она предоставляла социально приемлемые пенсии, с другой - была посильной для экономики и не ограничивала экономический рост.

Многое уже сделано. Скажу больше - уже несколько лет идет пенсионная реформа. Адаптация пенсионной системы к новым реалиям проводится спокойно, постепенно, с закреплением принципов "Пенсия должна зарабатываться", "Чем больше стаж и заработок, тем выше пенсия", "Чем позже назначается пенсия, тем она выше". И эти принципы поддерживаются нашими гражданами.

Одним из первых заметных шагов стало совершенствование подходов к предоставлению - ранней пенсии за работу во вредных условиях труда. Кстати, в других странах пошли на достаточно жесткие решения: досрочные пенсии были либо отменены, либо сокращен круг работников, имеющих на них право. В Беларуси же применен максимально мягкий подход - создана отдельная дополнительная профессиональная пенсионная система.

Так, с 1 января 2009 года в республике введено профессиональное пенсионное страхование (ППС) работников, занятых в неблагоприятных условиях труда. Для досрочных пенсий таких работников работодателем формируются отдельные средства. Тем самым досрочные пенсии по условиям труда постепенно выводятся за рамки общей пенсионной системы. И значит, общие пенсионные средства не будут тратиться на досрочные пенсии.

В результате численность досрочных пенсий в общей системе снижается. Если до введения ППС льготной была каждая четвертая новая пенсия, то на конец 2015 года - только каждая седьмая. Кроме того, общей системе стали возмещаться расходы на досрочные пенсии: если в 2009 году возмещение из средств ППС составляло лишь 2,7%, то в 2014 году - уже 9,4%. Сегодня молодые работники уже могут выбрать: формировать право на досрочную пенсию или - вместо этого - получать доплату к текущему заработку в размере целевых взносов (введено с 2013 года). К слову, эта возможность широко используется.

Существенно увеличен минимальный стаж работы с уплатой взносов, необходимый для назначения пенсии, - с 5 до 15 лет 6 месяцев. К 2025 году он будет постепенно доведен до 20 лет (повышается ежегодно на полгода). Тем самым практически уравниваются периоды формирования права на пенсию и ее получения.

При этом сохранен прежний 5-летний стаж для социально уязвимых категорий - многодетных матерей с пятью детьми, инвалидов с детства и их родителей и др.

На пять лет повышен пенсионный возраст для тех, кто не отработал минимального страхового стажа. С 2015 года введено правило об исчислении размера пенсии с обязательным учетом сведений о заработке по данным персонифицированного учета. Это способствует легализации доходов.

Чтобы стимулировать людей к зарабатыванию пенсии, усилено влияние на ее размер каждого года длительного стажа, высокого заработка граждан. В результате максимальный размер пенсии по возрасту у неработающего получателя (при стаже 40/45 лет, индивидуальном коэффициенте заработка 5,0 и выше) превышает минимальный размер этой пенсии в 3,1 раза, а социальную пенсию тех, кто не выработал стаж, - в 6,1 раза.

Чтобы работники могли больше повлиять на размер будущей пенсии, увеличена "премия" за отложенный выход на пенсию. Отказ от пенсии на 5 лет позволяет увеличить ее в среднем в 1,7-1,8 раза.

- Принятых мер оказалось недостаточно?

- Предстоящие демографические изменения будут очень интенсивными. Поэтому нужны более серьезные меры. За последние десятилетия возрастная структура населения Беларуси кардинально изменилась. Удельный вес людей пенсионного возраста в общей численности населения увеличился с 13,6% в 1960 году почти до 25% в 2015 году и, по оценке, к 2030 году составит 30%. Это будет происходить на фоне снижения численности населения в трудоспособном возрасте. Так, с 2017 по 2020 год численность лиц, достигающих возраста 55/60 лет, будет в 1,5-1,6 раза превышать число молодых людей, достигающих 16 лет (трудоспособного возраста).

Сейчас на 100 работников приходится 61 пенсионер. Если бы решение о повышении пенсионного возраста не было принято, то в 2020 году на 100 работников приходилось бы 66 пенсионеров, а в 2030 году - уже 78.

Следует также учитывать и позитивную тенденцию роста продолжительности жизни в Беларуси. При этом, безусловно, увеличивается и период получения пенсии. За последние 8 лет период получения пенсии у мужчин увеличился на 1 год, у женщин - на 2 года 3 месяца. Естественно, растут и пенсионные расходы.

Приведу статистику, которая, полагаю, будет многим интересна, поскольку сама по себе содержит ответы на многие вопросы. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин - 68,5 года, но при этом после достижения 60-летнего возраста мужчины живут в среднем еще 15,5 года, после достижения 70 лет - 10,2 года. Ожидаемая продолжительность жизни для женщин - 78,6 года, а для достигших 55-летнего возраста - 26 лет, для достигших 60 лет - 21,8 года, для достигших 70 лет - еще 14 лет. Цифры говорят сами за себя.

С учетом демографических прогнозов важно сохранить количество граждан в трудоспособном возрасте и стабилизировать (то есть не увеличивать) число пенсионеров. Это позволит не допустить снижения уровня пенсий - без перекладывания ответственности, связанной с чрезмерной нагрузкой по содержанию пенсионеров, на наших детей.

Хочу подчеркнуть: решение по пенсионному возрасту нельзя было больше откладывать. Упустив этот момент сейчас, впоследствии мы не смогли бы уже повышать пенсионный возраст плавно и постепенно.

Читайте также: