Уменьшение прожиточного минимума для пенсионеров


Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

Даже если вы заметили снижение цен на некоторые группы социально-значимых товаров, еще рано радоваться. На днях Минтруд предложил установить прожиточный минимум за 4 кв. 2019 года в размере 10609 руб., что на 3,7% или 511 рублей меньше, чем в 3 кв. того же года. Всему виной – как раз удешевление овощей в связи с сезонным фактором. И все бы ничего, но к минимуму привязан МРОТ, пенсионные выплаты, детские пособия и субсидии.

Получается, что из-за падения цен на картофель и яблоки, снизится и минималка, а самые бедные станут получать еще меньше? Во всяком случае, так утверждают эксперты. Мы же в редакции Правовед.RU привыкли верить только букве закона и самостоятельно разбираться, что к чему. Но обо всем по порядку.

Что случилось?

Изначально Росстат посчитал стоимость цен на продукты питания, входящие в состав потребительской корзины. Оказалось, что в 4 кв. 2019 года фрукты и овощи подешевели, и весьма значительно. В расчет взяты цены за октябрь-декабрь 2019 года. И оказалось, что в сравнении с периодом июль-сентябрь картофель подешевел на 25,8%, капуста на 18,2%, морковь — на 29,3%, свекла — на 19,6%, репчатый лук на 27,4%. Другие категории продуктов тоже подешевели, но не так значительно.

Все это привело к удешевлению потребительской корзины, и стало поводом, чтобы в Минтруда рассчитали новый прожиточный минимум на конец 2019 года. Проект соответствующего постановления размещен на портале проектов НПА.

«Установить … величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за IV квартал 2019 года на душу населения 10609 рублей, для трудоспособного населения – 11510 рублей, пенсионеров – 8788 рублей, детей – 10383 рубля», – указано в документе.

Это значит, что величина прожиточного минимума за последний квартал 2019 года в сравнении с предыдущим уменьшилась:

  • на душу населения – на 3,7%;
  • для трудоспособного населения – на 3,6%;
  • для пенсионеров – на 3,3%;
  • для детей – на 4,2%.

Суммы не критичные: размер прожиточного минимума для трудоспособного населения снизился лишь на 432 руб., для детей – на 455 руб. Но с учетом социальной значимости, согласились с таким раскладом немногие.

Сенатор от ЛДПР Елена Афанасьева, например, уверена, что это приведёт к ещё большему ухудшению жизни в России, ведь в реальности размер прожиточного минимума должен быть минимум в 2 раза больше – не менее 20 тыс. руб. А для главы комитета Госдумы по труду и соцзащите Ярослава Нилова это и вовсе «звучит дико». Но в Минтруда называют все это «сезонным колебанием» и призывают не паниковать.

Сезонный фактор

В Минтруда на критику реагируют спокойно: все по закону, а представленные в проекте цифры – фактически сложившийся минимум стоимости жизни по России, какой он был в октябре-декабре. Такие цены – мол, мы здесь причем?! И тут же объясняют: это связано, в первую очередь, с сезонным изменением стоимости отдельных продуктов питания, которые входят в состав потребительской корзины, и такая ситуация – сложившаяся практика .

«Анализируя динамику данного показателя за последние пять-шесть лет, мы можем увидеть, что эта ситуация является уже сложившейся практикой, когда в силу сезонного изменения стоимости отдельных продуктов питания происходит изменение размера прожиточного минимума. То есть мы традиционно видим за последние пять лет, что размер прожиточного минимума в четвертом квартале ниже, чем в третьем», – отметил Министр труда Антон Котяков.

В Минтруда утверждают, что в 2015 году прожиточный минимум в 4 кв. был ниже аналогичного размера в 3 кв. на 2,3%, в 2016 году – на 2%, в 2017 году – на 5,2%, в 2018 году – на 3,3% . К тому же, в сравнении с аналогичным периодом 2018 года минимум вырос, а это говорит о том, что рост минимума превысил инфляцию. В Минтруда подчеркивают, что такая стоимость потребительской корзины сложилась по факту на конец 2019 года, и такое явление – ежегодное.

С одной стороны, все логично: уйти от ценовых колебаний внутри финансового года действительно невозможно. Урожай убирают в июле-сентябре (3 кв.), соответственно в 4 кв. формируется избыток на рынке и ожидается его удешевление. А так как прожиточный минимум определяется ежеквартально, и этот подход пока никто менять не намерен, в пределах одного года сезонные колебания стоимости потребительской корзины и прожиточного минимума неизбежны.

С другой стороны, в пределах 4 кв. возможны и более краткосрочные колебания: квартал еще не закончился, а к новогодним праздникам продукты уже подорожали. Плюс, заморозки и уже другие сезонные факторы. В контексте таких краткосрочных изменений цены пересмотр прожиточного минимума в сторону снижения может показаться нерациональным.

В Минтруде с этим согласны, и до конца 2020 года обещают предложить проект новой потребительской корзины. В Минздраве высказываются о целесообразности перевода части продуктов в плоскость более здорового питания. Поэтому количественные параметры внутри потребительской корзины, как и сам набор продуктов, изменится.

Что будет с социалкой?

И все бы ничего, есть и другая сторона медали: к величине прожиточного минимума в РФ привязаны многие социальные выплаты. Например, размер прожиточного минимума для пенсионеров определяет размер федеральной доплаты к пенсии, а минимум для детей – сумму социальной выплаты на ребенка до 3 лет. Плюс, субсидии на оплату ЖКХ, различные пособия для малоимущих, чьи доходы сравнивают с величиной прожиточного минимума.

Все СМИ тут же поспешили сделать вывод, раз снижается минимум, значит, снизится и социалка: самые бедные будут получать еще меньше. Но на самом деле это ошибочно . Дело в том, что прожиточный минимум за конкретно 4 кв. 2019 года не имеет никакой взаимосвязи с социальными выплатами и гарантиями:

  • для определения минимальной зарплаты (МРОТ) учитывается размер прожиточного минимума за 2 кв. предшествующего года (ст. 1 ФЗ № 82 от 19.06.2000 «О минимальном размере оплаты труда»);
  • для определения размера выплат на детей до 3 лет учитывается размер прожиточного минимума для детей за 2 кв. предшествующего года, установленный конкретном субъекте федерации (п. 5 ст. 1 ФЗ № 418 от 28.12.2017 «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»);
  • для присвоения статуса малоимущей семьи и получения права на виды социальной поддержки учитывается региональный прожиточный минимум за квартал, предшествующий обращению (ст. 6 ФЗ № 134 от 24.10.1997 «О прожиточном минимуме в РФ»);
  • для определения размера социальной доплаты к пенсии учитывается прожиточный минимум для пенсионеров, определенный регионом, за квартал, в котором выплачивается пенсия (ст.12.1 ФЗ № 178 от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи») и т.д.

Отсюда вывод: размер прожиточного минимума, который будет установлен за 4 кв., не применяется при назначении мер социальной поддержки. Чаще всего при ее назначении применяется региональный минимум, а он не зависит от федерального. А там, где используется федеральный – во всех параметрах выплат применяется среднегодовое значение, а не за конкретный квартал.

Региональный минимум, конечно, тоже не застрахован от колебаний – сезонные изменения происходят в каждом субъекте федерации, но на местах защищают своих льготников. Регионы почти всегда используют «защитную модель», по которой, снижение прожиточного минимума не влечет уменьшение социалки – она остается на прежних значениях.

Резюме

Снижение прожиточного минимума за 4 кв. 2019 года действительно обоснованно. По существующей методике расчета учитываются сезонные колебания цены на продукты, а в связи с этим снижается и прожиточный минимум. Но это не повлечет снижения пенсий и пособий – Минтруд не использует внутригодовые значения для определения порога бедности и расчета выплат, а если и использует, то только за 2 кв. и предыдущего года. Адекватность, однако, самого прожиточного минимума все чаще ставится под сомнение, с чем и связана инициатива разработать к 2021 году новую потребительскую корзину.


Прожиточный минимум пенсионера на 2021 год для целей определения размера минимальной пенсии власти регионов должны утвердить до 15 сентября 2020 года.

К этому их обязывает пункт 4 статьи 4 Федерального закона №134-ФЗ от 24.12.1997 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Таблицу с данными по всем регионам мы традиционно опубликуем в начале следующего года.

В этом материале рассмотрим вопрос назначения доплаты к пенсии на примере одного региона. ОПФР Курской области на днях опубликовало материал, в котором приведены два примера расчета доплаты, один из которых вызвал у нас недоумение.

ПМП, ФСД и РСД

Для начала немного теории. Всем неработающим пенсионерам, проживающим в РФ, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная (ФСД) или региональная (РСД) социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.

До недавнего времени для неработающих пенсионеров ПМП представлял собой размер минимальной пенсии.

Однако в 2019 году ситуация поменялась, причем задним числом.

Изменение правил для ФСД и РСД в 2019

Многие пенсионеры жаловались, что январская индексация на 7,05 % почему-то обошла их стороной – и без того маленькая пенсия не выросла ни на копейку. Причина этого явления вполне вписывалась в рамки тогдашнего законодательства.

ПФР индексирует маленькую пенсию, но она все равно оказывается меньше ПМП. В этом случае ее доводят до размера ПМП. Наступает следующий год, пенсию вновь индексируют, а она снова не дотягивает до ПМП. Ее вновь доводят до размера ПМП. И если ПМП из года в год повышается незначительно, а то и вовсе не повышается, пенсионер никакой прибавки не получает.

Поднялась шумиха в СМИ. В дело вмешался Президент Владимир Путин.

В послании Федеральному собранию он заявил, что индексация пенсий должна осуществляться сверх уровня прожиточного минимума пенсионера.

Путин потребовал немедленно восстановить справедливость. Оперативно были приняты поправки в Федеральный закон №178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи».

В частности, статью 12.1 вышеназванного закона дополнили частью 8.2, которая гласит, что при определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией в текущем году, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размер пенсии без учета индексации, произведенной в текущем году.

Также добавили часть 8.3, согласно которой при определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с изменением с 1 января текущего года величины ПМП, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включается пенсия с учетом их индексации, произведенной в предыдущем году.

То есть сначала старый (прошлогодний) размер пенсии сравнивают с прожиточным минимумом, определяют разницу (социальную доплату), а потом уже индексируют пенсию. В итоге пенсионер получает проиндексированную пенсию и социальную доплату.

В 2018 году (на начало 2019 года) пенсия была 7 000, а ПМП в регионе — 8 600. Поэтому в 2019 году сначала надо высчитать ФСД. Она составит 1 600 (8 600 — 7 000).

Затем пенсию индексируют до 7 493,50 (7 000 * 1,0705).

Потом проиндексированную пенсию суммируют с ФСД и получается 9 093,50 (7 493,50 + 1 600). Это на 493,50 (то есть на размер индексации) больше, чем по старому способу. Все, как говорил Владимир Путин.

ФСД и РСД в 2020 году

Наступает 2020 год. Пенсионеры с маленькой пенсией снова возмущены – после индексации на 6,6 % прибавка составила 1 рубль.

Снова поднимается шумиха в СМИ. Пишут про пенсионерку, которая свою рублевую прибавку отправила в Кремль, заплатив за отправку письма 81 рубль.

Между тем такая маленькая прибавка объясняется незначительным ростом ПМП.

В 2019 году (на начало 2020 года) пенсия была 7 493,50.

ПФР высчитывает ФСД, вычитая пенсию из ПМП.

ПМП в 2020 году в регионе точно такой же, как и в 2019, и как и в 2018 — 8 600.

ФСД = 8 600 — 7 493,50 = 1 106,50 руб.

Проиндексированная пенсия = 7 988,07 (7 493,50 * 1,066).

Итого пенсия в 2020 году 7 988,07 + 1 106,50 = 9 094,57 руб.

А в 2019 году пенсия была 9 093,50 руб.

То есть пенсионер получил прибавку в размере 1 руб. 07 коп.

Справедливости ради отметим, что если бы в 2019 году методика расчета ФСД не поменялась, то маленькая пенсия пенсионеров в 2020 году была бы еще меньше – 8 600 руб., а 9 094,57.

Подробно про алгоритм расчета доплаты в 2020 году мы писали ранее.

ФСД в 2021 году

Не за горами 2021 год. ОПФР по Курской области объявило размер ПМП на 2021 год – он составит 8 678 руб.

Уточним, в 2018, 2019 и 2020 году ПМП в регионе составлял 8 600 руб. То есть теперь спустя 3 года он вырос на 78 рублей. На столько подорожала жизнь для пенсионеров в Курской области.

Размер индексации тоже известен: в 2021 году он составит 6,3 %. Значит без труда можно посчитать размер пенсии с учетом доплаты бедным пенсионерам в 2021 году.

На сайте ПФР приводится два примера такого расчета.


Пример №1 вопросов не вызывает. Для наглядности представим все данные из этого примера в удобной таблице.

Пенсия в 2019 году (без учета ФСД)

ФСД в 2020 году

8 600 - 7 411 = 1 189

Индексация в 2020 году

7 411 * 106,6% = 7 900

Пенсия в 2020 году (всего)

7 900 + 1 189 = 9 089

ФСД в 2021 году

(8 678 – 7 900) = 778

Индексация в 2021 году

7 900 * 106,3 % = 8 397,70

Пенсия в 2021 году (всего)

8 397,70 + 778 = 9 175,70

Из таблицы видно, что в 2021 году пенсионер №1 получит пенсию на 86,70 руб. больше, чем в 2020 году.

Пример №2 вызывает вопросы.


По мнению ПФР, пенсионер №2 в 2021 году утратит право на доплату к пенсии, так как его проиндексированная пенсия превышает ПМП. Однако, как было сказано выше, по закону №178-ФЗ сравнивать ПМП нужно не с новой, проиндексированной пенсией, а со старой, прошлогодней. Она у этого пенсионера до ПМП не дотягивает, а значит доплата человеку положена и ПФР ошибочно полагает, что такое право утрачено.

Для наглядности представим все данные из этого примера в удобной таблице.

Сумма по расчетам ПФР

Сумма по нашим расчетам

Пенсия в 2019 году (без учета ФСД)

ФСД в 2020 году

8 600 – 7 786 = 814

8 600 – 7 786 = 814

Индексация в 2020 году

7 786 * 106,6% = 8 300

7 786 * 106,6% = 8 300

Пенсия в 2020 году (всего)

8 300 + 814 = 9 114

8 300 + 814 = 9 114

ФСД в 2021 году

8 678 – 8 300 = 378

Индексация в 2021 году

8 300 * 106,3 % = 8 822,90

8 300 * 106,3 % = 8 822,90

Пенсия в 2021 году (всего)

8 822,90 + 0 = 8 822,90

8 822,90 + 378 = 9 200,90

Как следует из таблицы, по нашим расчетам пенсионер №2 в 2021 году получит пенсию на 86,90 руб. больше, чем в 2020 году.

Если же опираться на расчеты из примера, которые приводит ПФР, то данный гражданин в 2021 году получит на 291,10 руб. меньше, чем в 2020 году.

Вот тебе и индексация пенсии. Что это за повышение такое, после которого размер пенсии уменьшается?

Между тем часть 8 статьи 12.1 Закона № 178-ФЗ гласит, что при пересмотре размеров социальных доплат к пенсии в связи с изменением величины ПМП в регионе общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии текущего года не может быть меньше общей суммы материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии предыдущего года.

Напомним, ранее Счетная палата вывила ряд ошибок, которые ПФР допускал при расчете и индексации пенсий.

Новая методика расчета прожиточного минимума может свести обещанный рост пенсий на нет!

Изменение подхода к расчету прожиточных минимумов для разных категорий населения, которое вступит в силу в 2021 году, не обеспечит ежегодный рост прожиточного минимума пенсионеров (ПМП). К такому выводу пришли в Счетной палате, проанализировав проект бюджета Пенсионного фонда России на 2021-й и плановый период 2022—2023 годов.

«Изменения не гарантируют ежегодное увеличение ПМП. В этой связи ежегодный стабильный рост материального обеспечения граждан, являющихся получателями социальных доплат к пенсии, не будет обеспечен», — говорится в заключении СП.

Дело в том, что если прожиточный минимум в регионе не изменяется в течение нескольких лет, это может привести не к росту, а к сокращению пенсионных выплат в следующем году. По данным Счетной палаты, в 2020-м величина ПМП осталась на уровне 2019-го в 24 российских регионах, причем в девяти из них не менялась с 2018 года.

В итоге, по данным ПФР, в этих 24-х субъектах общее увеличение пенсионных выплат у 96,4% получателей федеральной социальной доплаты составило от 0 до 10 рублей. В следующем году в 18 регионах России размер ПМП останется без изменений, а в 15 из них сохранится на одном уровне три года подряд

Напомним, что правительство изменило подход к расчету прожиточного минимума для всех категорий населения, в том числе пенсионеров, с 2021 года. Теперь они будут распределяться в соответствии с прожиточным минимумом по стране в целом. Для трудоспособного населения — это 109% от этого уровня, для пенсионеров — 86%, для детей — 97%. ПМП в 2021 году в среднем по стране составит 10022 рубля.

В целом прожиточный минимум на 2021 год зафиксирован на уровне 11,6 тыс. руб. Рассчитывается этот показатель исходя из медианного дохода по стране, а, точнее, составляет 44,2% от этой суммы. Причем эксперты не понимают, почему было выбрано именно такое соотношение, так как согласно международным оценкам, 40% от медианного дохода — это крайняя бедность, 50% — это базовый стандарт для относительной линии бедности, а уровень 60% от медианного дохода используется для программ, адресованных малоимущим категориям населения, но являющихся программами развития.

Ранее в Министерстве труда признали, что сейчас прожиточный минимум пенсионеров занижен. Как заявила в середине октября глава ведомства Ольга Баталина, «рост прожиточного минимума пенсионера требуется сделать чуть более существенным, даже чем иные прожиточные минимумы, потому что мы видим его объективное занижение».

По ее словам, новая методика позволит это сделать, так как поднимет соотношение с 81,5−82% от среднедушевого прожиточного минимума до 86%. Тем не менее, как видим, Счетная палата с этими выводами не согласилась, и новая методика может не то, что не ускорить рост ПМП, а даже привести к его полному отсутствию.

Разобраться в бюрократических тонкостях и подсчетах не так просто, но «СП» с помощью проректора по развитию Академии труда и социальных отношений, доктора экономических наук, профессора Александра Сафонова выяснила, что эксперты Счетной палаты правы, когда говорят, что новая методика потенциально может привести даже к снижению пенсионных выплат.

На первых порах минималка, может, немного подтянется, зато потом может начать существенно отставать от инфляции, ведь медианный доход Росстат пересчитывает каждые два года, а не каждый квартал, как потребительскую корзину. Да и вообще, привязывать прожиточный минимум к доходам, которые у нас падают, а не к расходам или потреблению, по меньшей мере странно. В итоге получается, что очередное «улучшение» жизни пенсионеров при ближайшем рассмотрении ведет к потерям, как и пенсионная реформа, и прочие инициативы властей.

— Сегодня прожиточный минимум у нас рассчитывается на основе оценки стоимости потребительской корзины, в которую входят продукты питания, одежда, необходимые бытовые приборы, предметы гигиены, не очень большой перечень услуг ЖКХ, транспорта, культуры, — уверен Александр Сафонов. — Механизм расчета этой корзины был ежеквартальным. Росстат каждый квартал оценивал изменение стоимости набора этих товаров и услуг и создавал конечную цифру.

Естественно, есть уровень инфляции, который характерен для экономики в целом, но есть и инфляция по отдельным видам товаров. Если инфляция в целом оценивается в 4%, то инфляция по отдельным товарам, например, гречке или овсянке, может составить и 10%. Это приведет к тому, что изменения стоимости потребительской корзины будут выше инфляции. Поэтому с точки зрения качества учета потребительской индивидуальной инфляции расчет прожиточного минимума по потребительской корзине более качественный и адекватный.

«СП»: — Как же эта методика изменится со следующего года?

— С 2021 году Минтруд будет считать прожиточный минимум в процентном соотношении к медианному среднедушевому доходу граждан. Подчеркну, этот показатель ниже, чем просто медианная зарплата, так как сюда входят все доходы — пенсии, социальные выплаты, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от собственности и так далее. Официально на рынке труда у нас присутствуют 72 миллиона человек, но и пенсионеров уже 45 миллионов, поэтому роль пенсии в этом показателе значительна. Именно к среднедушевому доходу домохозяйств со следующего года будет привязан прожиточный минимум.

Проблема с таким подходом возникает с учетом инфляции. У нас происходит падение реальных доходов населения. В связи с кризисными явлениями в экономике, доходы могут стоять на месте, а инфляция продолжает расти. Реальные доходы могут расти медленнее номинальных или даже снижаться. Поэтому величина прожиточного минимума пенсионера может стать меньше того, что необходимо на жизнь.

Индексация пенсий может попросту не успевать за ростом цен. Тем более, что как я уже подчеркивал, важна именно потребительская инфляция. Нас с вами не очень трогает, как будет расти цена на космические аппараты. Зато волнует, насколько подорожает картофель или бытовая техника.

Счетная палата предупреждает именно о том, что темпы роста потребительской инфляции будут выше, чем в целом по стране. У нас есть люди, которые получают страховые пенсии ниже установленного прожиточного минимума. Когда им будет делаться ежемесячная довыплата до этого уровня в субъекте РФ, эта сумма может не покрывать потребительскую инфляцию.

«СП»: — Но представители Минтруда говорят о том, что прожиточный минимум пенсионеров, наоборот, вырастет…

— Мы обсуждаем ситуацию перспективы. Допустим, сейчас прожиточный минимум в денежном выражении немного подтянут. Но что будет происходить дальше? Проблема в том, что потребительская корзина пересчитывалась ежеквартально. А медианные доходы по методологии Росстата считаются раз в два года. Чувствуете разницу в оперативности — пересчет раз в квартал или раз в два года? Инфляция не будет стоять на месте, как и структура расходов, что тоже очень важно.

Доходы доходами, но качество жизни определяют и ваши расходы. Предположим, среднедушевой доход в стране немного подрастает, за ним на процент подтягивается и прожиточный минимум пенсионера. Но за это время кардинально меняется динамика потребления за счет роста тарифов на ЖКХ. Большая часть дохода начинает уходить на оплату услуг коммунального хозяйства, и на еду почти ничего не остается. Доходы не отражают структуру расходов населения, и это проблема.

«СП»: — Почему тогда прожиточный минимум привязали к такому показателю, как доходы, а не расходы?

— Просто потому, что так проще считать. Меньше споров по поводу того, что и как вешать в граммах. Это старая дискуссия о том, что выгодней для бюджета.

Если бы у нас в экономике ситуация была схожа с европейской, я был бы обеими руками за то, чтобы считать прожиточный минимум по медианным доходам. Потому что там состояние рынка труда отражает реальный спрос и предложение на рабочую силу. Там нет повальной бедности и такой дифференциации уровня зарплат, как у нас. Поэтому применение их практик без корректировок у нас неправильно, у нас свои особенности, которые нужно учитывать.

Почему в Советском Союзе пошли по пути расчета прожиточного минимума в конце 80-х годов? Потому что нам нужно было ответить на вопросы о структуре потребления населения, которые и сегодня остаются актуальными. Но тогда мы заходили с другой стороны. Нам нужно было рассчитывать минимальные параметры потребления, чтобы экономика могла производить необходимое количество товаров для развития человека. При этом тот показатель, который сегодня называется уровнем бедности, тогда считался порогом нищеты.

В то время дискуссия была намного серьезней. Мы считали, что прожиточный минимум обязательно должен нести и нагрузку по воспитанию детей. А потом наши правительства просто пошли по принципу экономии бюджета.

«СП»: — Как же можно исправить проблему с расчетом ПМП?

— Я бы пошел по пути смешанной технологии расчета прожиточного минимума. Для быстроты счета использовал бы относительную технологию по отношению к медианному среднедушевому доходу, но одновременно контролировал бы снижение качества потребления за счет потребительской корзины на тот случай, если медианный доход опустится ниже этого уровня. Такой двойной подсчет позволил бы избежать проблем, о которых говорит Счетная палата.

Антону Котякову пришлось комментировать показатели поры прежнего правительства

Не успел новый социальный блок правительства занять свои кресла, как ему пришлось столкнуться с серьезным вызовом. 28 января Минтруд обнародовал данные об уровне прожиточного минимума за четвертый квартал прошлого года, который оказался ниже на 3,7%, чем в третьем квартале. Сообщение вызвало бурную реакцию общественности: в то время, как в высоких трибун нам сулят подъем всех социальных показателей, реальные цифры демонстрируют падение.


Новоиспеченному министру труда и социальной защиты Антону Котякову пришлось срочно созвать брифинг и объяснить, что же будет с прожиточным минимумом.

Величина прожиточного минимума на душу населения за четвертый квартал прошлого года, согласно опубликованному документу Минтруда, установлена на отметке 10 609 руб. В третьем квартале он был равен 11 120 руб. Для трудоспособного населения сумма составила 11 510 руб., для пенсионеров 8 788 руб, для детей 10 383 руб. Информация вызвала у общественности множество вопросов. Например, как такое падение скажется на социальных выплатах, а также, что теперь будет с минимальным размером оплаты труда (МРОТ), который устанавливается как раз по прожиточному минимуму. Министр Антон Котяков решил внести ясность в ситуацию и расшифровать опубликованные данные.

Понижение показателя на 3,7%, в первую очередь, связано с изменением стоимости отдельных сезонных продуктов. Речь идет, прежде всего, о фруктах и овощах: скажем, цены на картофель в четвертом квартале упали на 20–30%. По словам Котякова, ситуация со снижением прожиточного минимума в последние три месяца года является сложившейся практикой. Так в 2015-м уменьшение показателя составило 2,3%, год спустя – 2,0%, в 2017-м – 5,2%.

Будет ли следом автоматически понижены размеры социальных выплат и пособий, привязанных к прожиточному минимуму? Ответ министра — отрицательный. «Размер прожиточного минимума за четвёртый квартал не учитывается при назначении социальных выплат и других пособий. Для их формирования берётся среднегодовое значение, — подчеркивает Котяков. — Мы не изменяем структуру прожиточного минимума. Мы только фиксируем ту стоимость, которая сложилась по факту на конец четвёртого квартала 2019 года. Инфляционные колебания неизбежны. Краткосрочное изменение цен наблюдается ежегодно».

Отметим, что для определения МРОТ используется размер прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года. «Динамика МРОТ на 2020 год соответствует размеру прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал 2019 года. Эта сумма составляет 12 130 руб», — говорит Котяков.

«Если бы такая корректировка уровня прожиточного минимума произошла, меньше денег на руки получили бы те, кому положены пособия, доплаты и субсидии. Потенциальным работникам, которые не могут претендовать на зарплату выше МРОТ, а также льготным категориям граждан не стоит делать далеко идущих выводов», — полагает руководитель партнерских программ инвестиционно-образовательной площадки «Линейка» Вячеслав Максименко.

Между тем, Минтруд работает над определением новых подходов к формированию прожиточного минимума. К новой структуре потребительской корзины необходимо прийти уже к 1 января 2021 года. Для этого, сообщил министр, создана рабочая группа, в которую вошли отраслевые эксперты, а также специалисты сферы здравоохранения, работающие над изменением состава потребительской корзины, с учетом текущего курса на увеличение продолжительности жизни. Новый подход приведет к пересмотру методики расчета прожиточного минимума. В то же время Котяков предупредил, что в независимости от пересмотра методики формирования и структуры прожиточного минимума, уйти от ценовых колебаний его величины «внутри» года не получится.








Минтруд опубликовал проект приказа, в котором устанавливаются величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения за IV квартал 2019 года. Документ размещен на портале правовой информации, пока он проходит стадию обсуждения.

Исходя из проекта приказа, величины прожиточного минимума за IV квартал 2019 года уменьшились по отношению к III кварталу прошлого года: на душу населения — на 3,7%, для трудоспособного населения — на 3,6%, для пенсионеров — на 3,3%, для детей — 4,2%.


Какой прожиточный минимум предлагают установить?

В проекте приказа величина прожиточного минимума за IV квартал 2019 года на душу населения в среднем по России устанавливается в размере 10 609 рублей. В III квартале пошлого года этот показатель составил 11 012 рублей.

Согласно предложению Минтруда, величина прожиточного минимума для трудоспособного населения должна составить 11 510 рублей (в III квартале она была 11 942 руб.), для пенсионеров — 8 788 рублей (была 9 090 руб.), для детей — 10 383 рублей (была 10 838 руб.).

Почему решили снизить прожиточный минимум?

Исходя из положения ст. 4 ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», величина прожиточного минимума за IV квартал 2019 г. была рассчитана на основании потребительской корзины в целом по РФ (установлена Федеральным законом № 227), а также данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги за октябрь-декабрь 2019 года.


Кроме того, в октябре-декабре прошлого года на 15,4% уменьшилась цена на сахар-песок, на 1,9% — на свинину (кроме бескостного мяса), на 1,7% — на мясо кур (кроме окорочков). Стоимость непродовольственных товаров и стоимость услуг (рассчитываются исходя из стоимости минимального набора продуктов питания) уменьшились соответственно на 4,6% и 4,9%.

Снижение цен на картофель и овощи в IV квартале стало традиционным, величина прожиточного минимума в этом периоде уменьшалась и в предыдущие годы. Так, в 2015 году прожиточный минимум на душу населения был снижен на 2,3%, в 2016 году — на 2%, в 2017 году — на 5,2%, в 2018 году — на 2,3%.

На что влияет величина прожиточного минимума?

Величина прожиточного минимума в целом по РФ рассчитывается, чтобы оценить уровень жизни населения. Эти данные учитываются при разработке социальных программ, установлении минимального размера оплаты труда (МРОТ), определении размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.


Однако, согласно сообщению Минтруда, величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за IV квартал 2019 года не влияет на размер соцвыплат. Размер МРОТ и отдельных социальных выплат ежегодно устанавливается на основании величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России за II квартал предыдущего года. Считается, что этот показатель наиболее приближен к среднегодовой величине прожиточного минимума.

Впереди новый год, а от него принято ожидать денежных прибавок. Уже точно известно, что с наступлением 2020 года повысится минимальная зарплата — до 12 130 рублей (на федеральном уровне).

Страховые пенсии для неработающих пенсионеров вырастут с января на 6,6%. А вот что будет с минимальной пенсией?

Признаться, впервые за много лет этот вопрос ставит меня в тупик: не могу столь же однозначно утверждать о повышении минимальных пенсий с нового года. Поясню, что имею в виду.

Минимальная пенсия — что это?

Как таковое понятие «минимальная пенсия» в законе отсутствует. Однако предусмотрен механизм, гарантирующий пенсионеру некий минимум ежемесячного обеспечения.

Если пенсионер не работает и при этом получает пенсию ниже, чем прожиточный минимум в его регионе, ему назначается социальная доплата.

Размер ее определяется как разница между прожиточным минимумом по региону и пенсией (т. е. доплачивают до уровня прожиточного минимума пенсионера).

Если величина прожиточного минимума в регионе ниже, чем по РФ в целом, назначается федеральная доплата (из ПФР). А когда региональный минимум выше федерального, доплата начисляется за счет бюджета региона (через органы соцзащиты населения).

Таким образом, минимальная пенсия — это, по сути, величина прожиточного минимума пенсионера, которая утверждена региональным парламентом на текущий календарный год.

Обратите внимание, что минимальная пенсия гарантируется лишь неработающим пенсионерам (как только он устроится на работу, утрачивает право на соцдоплату).

Реформа прожиточного минимума

В этом году Минтруд утвердил новый порядок расчета прожиточного минимума для пенсионеров — единый для всех регионов. Ключевыми значениями для его размера стали:

- прожиточный минимум по региону и по РФ в целом за 1 и 2 кварталы текущего года,

- прожиточный минимум в РФ на будущий год.

С осени регионы приступили к разработке и утверждению величины прожиточного минимума для пенсионеров на будущий 2020 год. И во многих субъектах новая методика проявила себя весьма неожиданно.

Новый минимум удивил

По итогам подсчета оказалось, что прожиточный минимум пенсионеров (который и так, прямо скажем, никогда не отличался большими цифрами) должен быть меньше, чем в текущем году. Например:

- в Пензенской области минимум на 2020 год получился 8 103 рубля, тогда как в 2019 году он составляет 8 404 рубля,

- в Республике Татарстан: на 2020 год — 7 834 рубля, а в 2019 году — 8 232 рубля.

И так далее. Всего насчитывается около 24 таких регионов (в принципе, такая ситуация ожидалась уже летом, когда Минтруд представил новый вариант расчета прожиточного минимума — об этом подробнее я рассказывала здесь ).

К счастью, закон не позволяет снижать пенсионеру соцдоплату, если она была назначена по одному прожиточному минимуму, а впоследствии его снизили. Однако тем, кому будут назначать доплату в 2020 году впервые, вполне могут установить меньший размер.

Правда, региональные власти, обнаружив такую ситуацию, все же приняли решение оставить прожиточный минимум на прежнем уровне (ни меньше, ни больше). Значит, жителям таких субъектов в следующем году ожидать повышения минимальной пенсии не придется.

Безусловно, это в очередной раз сказалось отсутствие прозрачного и экономически обоснованного механизма определения потребительской корзины и прожиточного минимума.

В каких регионах самая высокая минимальная пенсия?

Конечно, нельзя все регионы равнять под одну гребенку: в некоторых из них показатели минимальной пенсии существенно улучшились. В числе субъектов с самым высоким минимумом для пенсионера на 2020 год:

- Чукотский автономный округ (19 000 рублей),

- Ненецкий автономный округ (17 956 рублей),

А прожиточный минимум пенсионера на уровне всей РФ составит 9 311 рублей.

У новых министров, видимо, времени на раскачку нет.


Как уже сообщал «Росбалт», министерство труда и социальной защиты (Минтруд) РФ предложило установить прожиточный минимум за IV квартал 2019 года на уровне 10 тыс. 609 рублей на душу населения.

МРОТ для трудоспособного населения составит 11510 рублей, пенсионеров — 8788 рублей, детей — 10383 рублей.

Если эти нормативы примут, то МРОТ уменьшится по отношению к предыдущему кварталу на 3,7%, для трудоспособного населения — на 3,6%, для пенсионеров — на 3,3%, для детей — 4,2%.

«Снижение величины прожиточного минимума по сравнению с предыдущим кварталом обусловлено уменьшением стоимости продуктов питания, используемых при исчислении величины прожиточного минимума, — подчеркивается в документе, размещенном на портале проектов нормативно-правовых актов. Речь идет о падении цен на картофель и овощи, составляющие значительную часть продуктов в потребительской корзине.

Новость о потенциальном снижении МРОТ вызвало предсказуемую реакцию в соцсетях.

Прожиточный минимум снизят значит черта бедности опуститься и нищих в России станет меньше…
Ура! Новое правительство снизило число бедных…

Когда ВВП сказал, что МРОТ должен быть не меньше прожиточного минимума,почему-то сразу ждала уменьшения прож.мин. И вот, пожалуйста.С нашим правительством легко стать ясновидящей.

Трудно даже подобрать слова назвать тех кто предложил такой прожиточный минимум и не попасть никуда за оскорбления.А нас не оскорбляете,не унижаете, поживите сами на этот прожиточный минимум.людям даже на еду не хватает,наверное людям не нужно одеваться, мыться, стираться,

Выдающиеся учёные свои изобретения проверяли на себе! Хорошо бы ввести такую практику для чиновников, принимающих скотские законы. И пусть поживут без премий, бонусов на 10 тыс.

МРОТ и прожиточный минимум всегда будут низкими до тех пор, пока депутатам и чиновникам не введут законодательно ограничения на их зарплаты скажем 10-ю МРОТ. Тогда получится, хотят 400 тыщ получать — надо будет МРОТ ставить сорок, поставят чирик, будут получать стольник…

Предлагаю распустить Минтруд, пусть поживут на пособие, оно чуть выше по-моему, почувствуют разницу! Овощей дешевых поедят!

Если на это можно прожить, то от всей души желаю Минтруду, чтоб они так жили.

«Минтруд предложил снизить размер прожиточного минимума»

Еще в прошлом веке нацисты высчитали точное количество калорий, которые, в сочетании с тяжелым физическим трудом, гарантированно сводят человека в могилу.
Минтруд их методичкой пользуется?

Вообще пора отменить прожиточный минимум, зачем он нужен, если не отражает реальность…

Мало того что людей и так держат за скот, которому мол ничего кроме конуры и жратвы не нужно, так ещё и усугубляют положение и втаптывают в самую грязь человеческое достоинство… А как развиваться людям, реализовываться, продвигаться в этой системе, где всё по законам джунглей?!

вот это годно! И нищих станет в разы меньше и денег в бюджете больше — #Прорыв, так вижу!

Рост МРОТ с 2000 года в двух бывших республиках СССР: России и Эстонии


Как сообщает Википедия, МРОТ в России сейчас составляет примерно 168 евро. Сравнивать его с развитыми странами просто стыдно: настолько он низкий. Так, согласно данным Евростата (июль 2019 года), самая низкая минимальная зарплата среди стран ЕС — в Болгарии (286 евро), а наиболее высокая — в Люксембурге (2071 евро). При этом российский МРОТ ниже, чем в большинстве стран Латинской Америки и ниже некоторых стран Африки южнее Сахары, таких как, например, Габон и ЮАР. И ниже, чем в некоторых странах Северной Африки - Ливии (325 долларов) и Марокко (от 265 до 310 долларов). МРОТ в России даже ниже, чем на Украине, там он с 1 января 2020 года равен 177,7 евро.

27 января вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что 18,5 млн россиян находятся за чертой бедности. Большинство из них — это семьи с детьми.

Читайте также: