Управленческие решения пенсионной фонде

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

27 сентября 2018 13:31


В рамках состоявшегося Совета глав муниципальных образований заместитель управляющего Отделением ПФР по Пермскому краю Раиса Тарских рассказала о реорганизации органов ПФР Пермского края.

Работа по оптимизации структуры органов ПФР проводится в Прикамье во исполнение решений Пенсионного фонда России путем создания межрайонных управлений. Первое изменение структуры территориальных органов ПФР нашего региона прошло в марте 2015 года, когда было реорганизовано управление ПФР в г. Березники путем присоединения к нему управления ПФР в Усольском районе.

К настоящему времени на территории края функционируют 4 межрайонных управления (МРУ):

  • Управление ПФР в г.Березники (межрайонное) с обособленными клиентскими местами в г.Усолье;
  • Управление ПФР в г.Губахе (межрайонное) с обособленными клиентскими службами в г.Кизеле и г.Гремячинске;
  • Управление ПФР в г.Чайковском (межрайонное) с обособленной клиентской службой в Еловском районе;
  • Управление ПФР в Ленинском район е г.Перми (межрайонное), обслуживающее так же жителей Пермского района Пермского края.

Оптимизация органов ПФР проводится с целью экономии бюджетных средств за счет централизации функций, не связанных с непосредственным приемом клиентов, и призвана повысить качество предоставления услуг Пенсионного фонда. Реорганизация структуры позволит оптимизировать процесс назначения и выплаты пенсий, а так же сократить затраты на содержание управленческого аппарата и на текущее материально-техническое обеспечение территориальных органов ПФР.

- Реорганизация призвана повысить качество предоставления услуг Пенсионного фонда, - рассказала Раиса Тарских. - Данный процесс не должен ассоциироваться у людей со словом «ухудшение». Структурные изменения в нашей работе не отразятся негативно на качестве услуг, а наоборот – сделают их эффективнее. Напоминаем, что за получением многих услуг Пенсионного фонда можно также обратиться в многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг или воспользоваться электронными сервисами на сайте ПФР.

Сейчас в процессе реорганизации находятся еще 17 территориальных органов ПФР Пермского края, из которых будет создано 6 МРУ:

  • Управление ПФР в г.Кудымкаре и Кудымкарском районе (межрайонное) с обособленными клиентскими службами в Юсьвинском и Юрлинском районах Пермского края;
  • Управление ПФР в Орджоникидзекском районе (межрайонное) с обособленными клиентскими службами в г.Добрянке и Ильинском районе Пермского края;
  • Управление ПФР в г.Березники (межрайонное) с обособленной клиентской службой в г.Александровске;
  • Управление ПФР в Индустриальном районе (межрайонное) с обособленной клиентской службой в Дзержинском районе г.Перми;
    Управление ПФР в г.Соликамске (межрайонное) с обособленными клиентскими службами в Красновишерском и Чердынском районах Пермского края;Управление ПФР в Очерском районе – с обособленными клиентскими службами в Большесосновском, Оханском и Частинском районах Пермского края.

В результате проводимой оптимизации на территории Пермского края останется 34 районных и межрайонных управления ПФР, при этом клиентские службы сохранятся во всех районах Прикамья.

Обращаем внимание, что изменение структуры не отразится на обслуживании населения края. В подразделениях, получивших статус клиентских служб, будет, как и ранее, осуществляться прием граждан и страхователей по всем вопросам, входящим в компетенцию Пенсионного фонда. На уровень межрайонных управлений ПФР перейдет правовая обработка принятых от граждан документов, принятие решений о назначении и выплате пенсий и других социальных выплат.

Сегодня в зоне обслуживания территориальных органов ПФР Пермского края находится более 800 тысяч пенсионеров, 250 тыс. получателей различных социальных выплат, 160 тыс. страхователей, 2,9 млн. застрахованных лиц различных социальных и возрастных групп. Всем им важно получить услугу быстро, четко и в комфортных условиях. Задача Пенсионного фонда – организовать работу так, чтобы все государственные услуги были предоставлены жителям региона в срок и в полном объеме.

Краткий организационно-управленческий анализ учреждения

Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, Пенсионный фонд РФ, ПФР) -- крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам http://www.pfrf.ru/about/.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан Там же.

В основные задачи ПФ РФ входят:

-целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;

-организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

-контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

-межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий. http://www.pfrf.ru/about/.

В результате колоссальной ежедневной работы Фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.

К источникам образования ПФР относятся:

-страховые взносы работодателей;

-страховые взносы граждан РФ;

-ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и различных видов пособий.

Миссия ПФР - организация надежного и справедливого пенсионного обеспечения населения при наступлении страхового случая Хасанов, Р. Вопросы качества управления в государственных учреждениях Электронный ресурс Р. Хасанов. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru., дата обращения 22.05.2011.

Основными конкурентами ПФ РФ на рынке пенсионных услуг являются Негосударственные Пенсионные Фонды. Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) -- организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения.

Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (имеющие пенсионное свидетельство - «зеленую карточку») могут самостоятельно выбрать, кому доверить управление накопительной частью своей будущей пенсии. Граждане вправе формировать накопительную часть своей будущей пенсии:

1) Через Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), выбрав:

-управляющую компанию (УК), отобранную по результатам конкурса. У таких управляющих компаний более широкий перечень активов, в которые могут быть размещены пенсионные накопления, чем у государственной управляющей компании;

-государственную управляющую компанию (ГУК) - Внешэкономбанк. ГУК инвестирует средства пенсионных накоплений только в государственные ценные бумаги, что является менее доходным, но и менее рискованным видом управления пенсионными накоплениями.

2) Через негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

НПФ и УК могут инвестировать средства пенсионных накоплений не только в государственные ценные бумаги, но и в акции, облигации российских организаций, а также иные финансовые инструменты, разрешенные законодательством.

Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет (ПФР).

Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ. При этом НПФ самостоятельно принимает решение о количестве управляющих компаний, с которыми необходимо заключить договоры доверительного управления пенсионными накоплениями.

Граждане РФ самостоятельно принимают решение, услугами какого типа пенсионного учреждения им воспользоваться.

В структуре Пенсионного фонда РФ - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны http://www.pfrf.ru/about/.

Структуру управления ПФ РФ можно представить в виде схемы (см. Рисунок 2)


Рисунок 2 - Структура управления ПФ РФ

Отделение ПФР по Еврейской автономной области создано 5 мая 1991 г. постановлением Правления ПФР. Штат отделения состоял из управляющего и двух уполномоченных.

В настоящее время Отделение обслуживает население ЕАО, которое на 1 января 2011 года составило 180 000 человек, из них 46 500 получателей пенсии. Средний размер пенсии в регионе на 1 декабря 2010 года составил 7 983 руб.

Миссия Отделения ПФР - организация надежного и справедливого пенсионного обеспечения населения при наступлении страхового случая на региональном уровне (полномочия ОПФР уже, чем ПФР).

На 1 января 2011 года в ОПФР по ЕАО на учете состояло 16 262 страхователей, из них 6868 страхователей -- работодателей, 9394 страхователей -- индивидуальных предпринимателей. В программе «Софинансирование» участвуют 5080 застрахованных лиц. Сумма добровольно перечисленных страховых взносов составляет 9,9 млн. рублей.

Численность работающих согласно штатному расписанию на начало 2011 г. составила 90 человек, в том числе:

1) Специалисты - 70, из них:

-руководство - 4 человека;

-специалисты при руководстве - 1 (специалист по охране труда);

-Отдел по организации и назначению пенсий - 10;

-Группа социальных выплат - 3;

-Отдел организации персонифицированного учета -5;

-Отдел организации администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности - 5;

-Отдел по информационным технологиям - 10;

-Отдел казначейства -9;

-Бюджетный отдел - 6;

-Юридическая группа -3;

-Контрольно-ревизионная группа - 3;

-Группа по защите информации - 3;

-Группа по взаимодействию со СМИ - 2;

-Отдел кадров - 5;

-Административно- хозяйственный отдел - 2.

2) Младший обслуживающий персонал - 20.

В отделении 95 % сотрудников - специалисты с высшим образованием. Только 3 сотрудника из числа специалистов имеют среднеспециальное образование.

По данным отдела кадров ПФР по ЕАО обеспеченность Отделения в кадрах 100 %. Потребности в кадрах нет. Резерв потенциальных работников большой (более 400 дел).

В Еврейской автономной области пять районов, в структуре Отделения пять территориальных Управлений с правом юридического лица: Управление по городу Биробиджану и Биробиджанскому району ЕАО (г. Биробиджан), Управление по Ленинскому району ЕАО (с. Ленинское), Управление по Облученскому району ЕАО, (г. Облучье), Управление по Смидовичскому району ЕАО, (пос. Смидовичи), Отдел по Октябрьскому району ЕАО, с. Амурзет.

Структура управления Отделением ПФ РФ по ЕАО представлена на рисунке 3:


Рисунок 3 - Структура управления Отделением ПФ РФ по ЕАО

В Отделении функционирует линейная организационная структура. При такой орг. структуре каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый из которых выполняет все виды работ, связанные с управлением данным объектом. Поскольку в линейной структуре управления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей, например начальник отдела кадров Отделения подчинен непосредственно управляющему Отделения. В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения своего руководителя.

К числу несомненных достоинств подобной организации управления в Отделении ПФР по ЕАО можно отнести:

-единство и четкость распорядительства;

-согласованность действий исполнителей;

-оперативность в принятии решений;

-четко выраженную ответственность исполнителей;

-личную ответственность руководителя Отделения.

Однако имеются и недостатки:

-высокие требования к руководителю;

-отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений.

2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию Пенсионного Фонда

Несмотря на то, что в Пенсионном Фонде работают высококвалифицированные специалисты, работа четко отлажена, здесь можно встретить много недочетов, которые вроде бы не бросаются в глаза, но от них случаются неприятности на работе.

Во- первых, хочется сказать о графике работы, хотя график четко установлен (с 9 до 17), на самом деле он не исполняется. Из-за большого объема работы специалисты могут работать намного дольше (до 21, 22 часов), могут выходить на работу по выходным. За дополнительное время не предоставляют никаких доплат. Я предлагаю ввести оплату часов работы после 17часов.

Во-вторых, несмотря на то, что работа в ПФ представляет собой «ацкий труд», зарплата очень маленькая. Я предлагаю увеличить размер заработной платы.

В-третьих, из-за того, что работа является тяжелой – требует большой внимательности, устойчивости, терпения. Я предлагаю вводить оздоровительные комплексы, т. е. за счет организации отправлять работников в курортно-оздоровительные комплексы.

В-четвертых, так как в основном посетителями пенсионного фонда являются пенсионеры, то ввести наличие на работе медика. Ведь не редко в Пенсионном Фонде случалось, когда пенсионеру становилось плохо, был даже случай смерти. Может быть, и удалось спасти человека окажись бы рядом медик.

Предложенные мной нововведения наладили бы не только саму обстановку в Пенсионном Фонде, но и качество работы и отношения работников Пенсионного Фонда. Ведь из-за постоянно нервной, тяжелой работы многие хорошие специалисты увольняются, а новые рабочие не приходят, так как очень маленькая заработная плата.

Из всего выше изложенного мы видим, что учитывать системный подход в управлении очень важно для любой организации.

У каждой организации своя система. Каждая система имеет свои, присущие ей, особенности, свою реакцию на управление, свои формы возможного отклонения от программы, свою способность реагировать на различного рода воздействия.

Системный подход предполагает наличие особого единства системы со средой, которая определяется как совокупность внешних элементов, оказывающих влияние на взаимодействие элементов системы.

Всестороннее изучение связей элементов (подсистем) необходимо для построения модели объекта управления – фирмы или предприятия. Эксперименты с моделью дают возможность совершенствовать управленческие решения, то есть находить пути наиболее эффективного достижения общих целей.

От качества работы подсистем зависит качество самой системы. А также в системном подходе большую роль играет принятие управленческих решений, а также системный анализ.

От грамотного системного подхода к управлению зависит вся жизнедеятельность организации. Он веками использовался и будет использоваться для оптимального расчета построения и развитии организации.

Альтернативы – это способы достижения целей, стратегии, при помощи которых можно качественно и при минимальных затратах выполнит поставленные цели;

Затраты - ресурсы, которые могут быть использованы для достижения конкретных целей и не могут быть в дальнейшем использованы для других целей. Большинство затрат принимает денежное выражение и истинная мера затрат выражается в тех возможностях, которые утрачиваются при использовании ресурсов;

Критерий для принятия решений – нормы, с которыми можно соотнести альтернативные варианты решения;

Модель – это упрощенное отображение причинно-следственных связей при помощи математических уравнений, программ на ЭВМ, словесного описания ситуации, которая дает возможность оценить предстоящие затраты для каждого варианта, а также степень достижения намеченных результатов;

Решение – выбор альтернативы;

Система – единство, состоящее из взаимозависимых частей каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Организации считаются открытыми системами, потому что они динамично взаимодействуют с внешней средой;

Система обратной связи – в управлении – любой механизм, обеспечивающий получение данных о результатах, которые могут быть использованы руководителями для корректировки отклонений от намеченного плана;

Ситуационный подход – концепция, утверждающая, что оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные);

Цели – в организации – конкретные конечные результаты, которых стремится добиться группа, работая вместе. Формальные организации определяют цели через процесс планирования;

Целевое управление – процесс, состоящий из четырех независимых этапов: выработка формулировки целей; разработка реалистичных планов их достижения; систематический контроль и измерение качества работы и результатов; принятие корректирующих мер для достижения планируемых результатов.

Список используемой литературы

1. И. Н. Герчикова «Менеджмент», 1997г.

2. В. В. Травин, В. А. Дятлов «Менеджмент персонала предприятия», 2002г

3. Ужгородская школа менеджеров «Современный менеджмент», 2006г.

4. М. Месков, М. Альберт, Ф. Хедоури «Основы менеджмента»,1992г.

НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО - БАЛКАРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ

Руслан Хасанов ,

к.э.н., управляющий ОПФР по КБР

Актуальность проблемы качества управления в настоящее время очевидна как для отдельных российских компаний, так и для экономики России в целом. В зависимости от принадлежности объекта управления к конкретному сектору экономики или государственной деятельности, а также от его размеров и других параметров меняется набор признаков управления, характеризующих качество этого управления.

В связи с тем, что деятельность государственных учреждений регламентирована типовыми положениями в большей степени, чем в бизнесе, количество «степеней свободы» при выборе управляющих решений в рамках государственного учреждения меньше, чем на коммерческом предприятии. Однако из этого не следует делать вывод, что управление в государственном учреждении проще, чем в коммерческой организации.

Учитывая имеющиеся трудности в организации управления, мы пытались найти такие измерители, которые показали бы, в какой мере мы используем свой потенциал при управлении, насколько система управления соответствует объекту управления, проанализировать методику оценки качества управления в отделениях ПФР.

В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, последний образован в «целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ». Следовательно, услуга, которую оказывает Пенсионный фонд, состоит в управлении. И речь должна идти о качестве этой услуги, то есть о качестве управления финансами пенсионного обеспечения.

Определение объекта исследования достаточно ясно показывает, что формально организационная структура, порядок финансирования, штатное расписание отделения и другие вопросы регламентируются законодательными и нормативными документами.

Пенсионный фонд РФ – это самостоятельное финансово – кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством Российской федерации.

Региональное отделение Пенсионного фонда России является структурным подразделением ПФР, создается по решению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения и организации пенсионного обеспечения в субъекте РФ.

Здесь, на наш взгляд, нормативно не определены миссия отделения Пенсионного фонда и стратегические цели, которые могут отличать конкретное отделение от других отделений в пределах типовых ограничений.

Миссия ПФР – организация надежного и справедливого пенсионного обеспечения населения при наступлении страхового случая.

Миссия отделения ПФР – обеспечение безупречной реализации части миссии ПФР на региональном уровне (полномочия ОПФР `уже, чем ПФР).

Стратегическая цель ОПФР зависит от текущего состояния качества управления и может меняться в связи с изменением состояния управления в ПФР.

В процессе постановки задачи оценки системы управления отделением ПФР были сделаны следующие выводы :

Ключевое отличие управления в коммерческих организациях от управления в государственных учреждениях состоит в механизме реализации обратной связи. В коммерческих организациях этот механизм прост. Контур обратной связи содержит следующие звенья: повышение качества управления – повышение конкурентоспособности продукции – рост прибыли – направление части дополнительной прибыли на повышение качества управления. И вновь по той же цепочке.

В государственных учреждениях, оказывающих бесплатные услуги, действие механизма обратной связи не так прозрачно, но его можно проследить на примере ОПФР:

Наиболее приемлемой для описания реальной системы управления отделением ПФР мы сочли модель на основе системного подхода. Основными компонентами такой модели (см. рис.1) являются базовые элементы систем: «вход», «процесс», «выход», «внешняя среда» (последняя обеспечивает функционирование канала обратной связи).


Рис.1. Базовые элементы систем.

Для анализируемой системы (объекта управления в целом) атрибуты модели представлены в таблице 1.

Технология и методика оценки качества работы специалистов по назначению и перерасчету пенсий состоит в следующем.

С целью исключения ошибок при назначении и перерасчете пенсии в отделении используется технология двукратной проверки работы специалистов.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ПЕНСИЙ


Рис. 2 . Схема двукратной проверки работы специалиста после назначения или перерасчета пенсии в Отделении ПФ по КБР.

Еженедельно управляющий, заместители управляющего и начальники ведущих отделов получают справки о прохождении всех пенсионных дел. Справки содержат как сводную информацию по отделению и управлениям, так и информацию по работе каждого специалиста. После статистической обработки данных рассчитываются следующие показатели:

В базе данных формируются сведения за прошлую неделю и нарастающим итогом с начала года по данным показателям. После этого осуществляется расчет общего составного индекса качества обработки пенсионных дел.

Средний процент ошибок p ji , допускаемых j -м специалистом i- го управления по назначению пенсии, рассчитывается по формуле:


, где

n ji– количество допущенных специалистом ошибок за рассматриваемый период,

l ji– количество дел, обработанных специалистом за рассматриваемый период.

Средний процент ошибок, допущенных специалистами i -го управления за рассматриваемый период, рассчитывается по формуле:


,
где m i - количество специалистов в i - м управлении.

Средний процент ошибок p , допущенных специалистами отделения за рассматриваемый период, рассчитывается по формуле:


,
где k - - количество управлений в отделении.

Индекс ошибок специалистов i го управления рассчитывается по формуле:

Аналогично рассчитываются проценты и индексы нарушений по срокам рассмотрения пенсионных дел.

Обозначив процент нарушений по срокам и индекс нарушений по срокам соответственно символами q ji и J ji , можно путем расчета взвешенной суммы с использованием коэффициентов взвешивания найти комплексные индексы:

Ipqji комплексный индекс качества j го специалиста в i ом управлении,

Ipqj комплексный индекс качества для j го специалиста в отделении,

Ipqi комплексный индекс качества специалиста i го управления.

Ipqji = a q * p ji + a p * q ji

Ipqji= b q*pji+bp*q ji , где ap, bp, – весовые коэффициенты по ошибкам , а a q , b q, - весовые коэффициенты по нарушениям сроков обработки пенсионных дел.

Комплексный индекс качества i го управления в отделении:

Ipqi= c q *p i+ c p *q i

a p+ a q= b p+ b q= c p+ c q=1

где cp , cq весовые коэффициенты соответственно по ошибкам и по нарушениям сроков обработки пенсионных дел.

Надежность работы системы характеризуется ее устойчивостью. Показатель надежности основан на уровнях ошибок первого и второго рода и определяется как:

V = (1 – α ) ( 1 – β ),

где α уровень ошибок первого рода ( когда ошибается 1 специалист управления)

β уровень ошибок второго рода ( когда ошибается контролер).

Что такое качество обслуживания пенсионеров .

Если речь идет о качестве обслуживания пенсионеров при посещении ими управления регионального ОПФР, то качество складывается из всех деталей, начиная с того момента, как посетитель вышел из общественного транспорта и направился к зданию управления, и заканчивается в момент, когда посетитель после приема приступил к своим делам. Это значит, что качество зависит не только от того, сколько времени посетитель затратил на ожидание в очереди на прием к специалисту, но и даже от того, кто и как встретил его в вестибюле, и как выглядит этот вестибюль.

Поэтому, качество обслуживания посетителей отделения ПФР могут характеризовать следующие показатели:


С Пенсионным фондом России, как и с органами ЗАГС, гражданин сталкивается уже с рождения: СНИЛС получают в одно время со свидетельством о рождении. Неоднократно приходится обращаться в ПФР и в течение жизни: за маткапиталом, пенсией или контролем своего пенсионного счета. Поэтому каждому гражданину необходимо уметь составлять заявление в Пенсионный фонд, чтобы отстоять свои права в случае необходимости.

Законодательная база

К сожалению, реформирование пенсионного законодательства с каждым разом делает его все более сложным для понимания не только простыми гражданами, но даже самими пенсионными работниками. Поэтому они часто делают ошибки при подсчете трудового стажа, размера выплат и в других вопросах. Если у Вас возникло право на получение какой-либо выплаты, мы настоятельно рекомендуем перед обращением в ПФР обратиться к юристам, чтобы узнать:

  • какие документы потребуются для получения, а какие Пенсионный фонд РФ требовать не вправе;
  • как в Вашем индивидуальном случае рассчитать стаж, необходимый для получения пенсии;
  • размер самой выплаты.

Обладая этими знаниями, можно смело подать заявление в Пенсионный фонд и не бояться, что Ваши права будут нарушены.

Тем не менее, перед тем, как написать в Пенсионный фонд РФ, не лишним будет и личное ознакомление с основными нормативными актами, в соответствии с которыми ПФР осуществляет свою деятельность:

  • в 2019 году Правлением Пенсионного фонда РФ были утверждены административные регламенты оказания услуг, где подробно описаны все условия получения той или иной услуги, в том числе: кто имеет право получения услуги, исчерпывающий перечень документов для предоставления, срокам и т.д., вплоть до требований к помещению, в которых происходит оказание услуги. Любое нарушение данных регламентов может быть обжаловано;
  • Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ, Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ – регулирование обязательного пенсионного страхования;
  • Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ – о видах пенсионного обеспечения и порядке их назначения;
  • Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ – о материнском капитале и общих условиях его выплаты;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ – содержит общие правила оказания государственных услуг, в том числе порядок обжалования действий и бездействий госорганов;
  • Постановление Правительства РФ от 16.08.2012 № 840 – о порядке подачи и рассмотрения жалоб на нарушения со стороны госорганов.

Основания для обжалования

Рассмотрим наиболее частные причины жалоб на действия сотрудников Пенсионного фонда РФ.

Неправильный подсчет пенсионных начислений

Это, пожалуй, самая распространенная причина недовольства работой Пенсионного фонда у граждан. Формула подсчета размера пенсионных выплат довольно сложная и зависит от многих факторов: года рождения, места проживания, размера трудового стажа, условий работы, профессии и т.д. Поэтому сотрудники Пенсионного фонда часто учитывают не все факторы и назначают более низкий уровень пенсии, чем положено.

В этом случае важно обжаловать решение Пенсионного фонда, представив правильные расчеты и доказательства всех факторов, влияющих на начисление.

Ненадлежащее поведение сотрудников ПФР

В некоторых случаях виной ненадлежащего обслуживания в отделениях ПФР выступает человеческий фактор: сотрудники грубят и хамят, провоцируют образование больших очередей или безосновательно отказывают в обслуживании.

В этих случаях следует обращаться с жалобой к руководителю соответствующего отделения, чтобы услуга была оказана надлежащим образом, а к некомпетентному сотруднику были применены меры дисциплинарного взыскания.

Отказ в оказании услуг

Пенсионный фонд обязан принимать подаваемые заявления и пакеты документов, отказ в их принятии, равно как и требование документов сверх оговоренного регламентом списка неправомерен. Заявление может быть возвращено, но основание для возврата должно быть строго аргументировано в соответствии с законом.

Нарушение сроков принятия решения, оказания услуг

Сроки рассмотрения заявлений содержатся в вышеуказанных регламентах. Так, рассмотрение заявления и принятие решения о выдаче либо об отказе в выдаче маткапитала осуществляется в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня приема заявления. Если данные сроки нарушаются – это повод для обращения в вышестоящие структуры.

Решение ПФР содержит ошибки, опечатки

Ошибки в документах могут привести к тому, что они утрачивают свою силу. Поэтому важно внимательно проверять выдаваемые госорганом документы и в случае необходимости обращаться за их исправлением.

Порядок обжалования действий и решений ПФР

Хотя закон называет досудебный порядок обжалования правом гражданина, а не обязанностью, но фактически обжаловать действия и решения сотрудников ПФР в суде или других инстанциях невозможно без предварительной подачи жалобы непосредственно в сам ПФР. Поэтому начинать жаловаться нужно в следующем порядке.

  1. Руководитель территориального отделения ПФР рассматривает жалобы на действия сотрудников своего отделения, в том числе хамство, отказ в обслуживании и т.д.
  2. Решения руководителя территориального отделения нужно обжаловать в вышестоящее отделение ПФР. Как правило, они носят название региональных управлений.
  3. В центральное (Московское) отделение ПФР обжалуются действия и решения регионального управления ПФР. Также, если Вы столкнулись с существенным нарушением сроков оказания услуг или произведения выплат, имеет смысл жаловаться сразу в центральное отделение, поскольку оно контролирует соблюдение территориальными отделениями законодательства и качество оказываемых услуг.
  4. Если жалобы во все инстанции ПФР ни к чему не привели, восстанавливать свои права нужно уже в судебном порядке.
  5. Решение Пенсионного фонда РФ можно обжаловать и в другие госорганы, но такие жалобы дают положительный результат далеко не во всех случаях. Тем не менее, в защите своих прав нужно использовать все возможности, поэтому расскажем, куда еще можно пожаловаться на работу Пенсионного фонда:
    • Администрация Президента РФ рассматривает жалобы на любое нарушение законодательства со стороны органов государственной власти. Туда же можно сообщить о коррупции. Подробнее о том, как написать обращение к Президенту, можно почитать в нашей статье.
    • Прокуратура РФ также уполномочена рассматривать жалобы на нарушение законодательства. Порядок подачи и рассмотрения жалобы в прокуратуре имеет свою специфику.

Способы обращения в ПФР

Вне зависимости от уровня отделения, в которое нужно направить жалобу, существует несколько способов ее подачи.

Лично

Если имеется такая возможность, проще всего прийти в отделение лично в часы приема. Однако одного устного высказывания претензий будет недостаточно: необходимо подать жалобу в письменном виде. Для этого нужно составить жалобу в двух экземплярах: один будет принят к рассмотрению, а на втором поставят отметку о получении и отдадут обратно.

Этот экземпляр будет служить доказательством обращения в соответствующую инстанцию.

Почтой

Отправлять жалобу следует по месту нахождения соответствующего отделения. Контакты интересующего отделения можно найти на официальном сайте ПФР. Письмо в ПФР нужно отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении. Такое письмо можно отследить на сайте Почты России, а уведомление о вручении будет доказательством принятия жалобы к рассмотрению.

В электронной форме

Электронное обращение удобно тем, что отправить его можно, не выходя из дома, просто заполнив форму на официальном сайте Пенсионного фонда. Для составления обращения через онлайн-приемную ПФР потребуется СНИЛС, а также сканы документов, которые нужно приложить к жалобе. Максимальная длина обращения – всего 2000 символов, поэтому составить его нужно емко и лаконично. Ответ на электронное обращение придет на указанную электронную почту.

Сроки рассмотрения жалоб в ПФР

Срок получения ответа на жалобу следует считать с момента ее поступления в отделение ПФР. Это дата, когда Вы принесли жалобу лично или отправили электронное сообщение, либо дата получения отделением ПФР письма с жалобой, которая указывается в уведомлении о вручении. Далее срок следует считать следующим образом:

  • в течение 1 рабочего дня происходит регистрация жалобы;
  • на рассмотрение жалобы по общему правилу отводится 15 рабочих дней, но для некоторых случаев установлен сокращенный срок рассмотрения. В течение 5 рабочих дней рассматриваются жалобы:
  • на отказ в приеме документов;
  • на отказ в исправлении опечаток и ошибок;
  • на нарушение установленных сроков таких исправлений;
  • в случае удовлетворения жалобы в течение 5 рабочих дней должны быть приняты меры по устранению выявленных нарушений;
  • ответ по результатам рассмотрения отправляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения.

Таким образом, максимальный срок ответа Пенсионного фонда на заявление составляет 17 рабочих дней, а за 21 рабочий день нарушение должно быть устранено.

Как составить жалобу в ПФР?

Специальной формы обращения в Пенсионный фонд законом не предусмотрено, поэтому текст можно писать в свободном изложении. Тем не менее, ряд требований к жалобе все же есть.

Во-первых , в соответствии с Постановлением Правительства № 840, в жалобе должны содержаться следующие сведения:

  • наименование отделения ПФР, куда будет подаваться жалоба, а также, в случае необходимости, ФИО его руководителя;
  • личные данные заявителя: ФИО, адрес, номер телефона, СНИЛС, адрес электронной почты (если ответ нужен в электронной форме);
  • суть обращения: какие именно действия обжалуются, каких должностных лиц;
  • обоснование жалобы, в том числе необходимые для этого документы.

Во-вторых , дополнительные требования к обращению в госорганы устанавливаются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

  1. В письменной жалобе на бумажном носителе в обязательном порядке должны стоять дата и подпись.
  2. В обращении не должно быть оскорблений или ненормативной лексики, в противном случае она может быть оставлена без рассмотрения.

В-третьих , следует учесть все юридические нюансы. Как уже говорилось выше, требования в жалобе должны быть обоснованными, т.е. подкрепленными соответствующими документами и ссылками на нормы закона. Здесь уже всё во многом зависит от обстоятельств в каждой конкретной ситуации, поэтому лучше обратиться за консультацией к юристу.

Кроме того, при написании нужно придерживаться делового стиля изложения, емко и лаконично описывать обстоятельства жалобы, соблюдать хронологический порядок. Также лучше не отходить от темы обращения, не делать лирических отступлений и исключить эмоциональную составляющую.

Учитывая изложенное, структурно жалоба в ПФР состоит из следующих элементов:

  1. Шапка документа, где указываются данные о заявителе и получателе жалобы.
  2. Суть обращения, состоящая из:
    • описания обстоятельств с последовательным изложением событий;
    • мотивировочной части, где заявитель обосновывает свои требования со ссылками на документы и нормы закона;
    • просительной части, в которой указываются конкретные меры, ожидаемые от ПФР.
  3. Перечисление приложений.
  4. Дата и подпись, если документ на бумажном носителе.

Для самостоятельного составления жалобы можно воспользоваться нашим образцом жалобы в ПРФ на решение.

Обжалование решений ПФР в суде

Практика обжалования действий и решений ПФР в суде довольно распространена, так как зачастую это единственный способ добиться справедливости. В суд имеет смысл обращаться, когда нужно добиться от ПФР принятия положительного решения или перерасчета пенсионных выплат. Суд будет рассматривать дело по существу, поэтому при правильной аргументации есть все шансы добиться удовлетворения иска.

Составление искового заявления лучше доверить юристам, поскольку суду важно юридически грамотное обоснование исковых требований. Кроме того, юристы знают сложившуюся судебную практику и смогут привести более весомые для суда доводы.

Содержание и образцы исков

Если Вы решили составить иск самостоятельно, то проще всего это сделать, взяв за основу написанные ранее жалобы. Потребуется внести следующие изменения:

  • в шапке искового заявления пишется наименование суда, в который будет подаваться иск. Исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения территориального органа ПФР, действия которого обжалуются. Указывается истец (заявитель) и ответчик (отделение ПФР);
  • к изложению обстоятельств в жалобе следует добавить краткое описание досудебного урегулирования спора: подача жалобы и ответ на нее;
  • к основным требованиям можно также добавить требование о компенсации морального вреда и выплате процентов за пользование чужими денежными средствами;
  • приложить все документы, которые прикладывались к жалобе, а также саму жалобу и ответ на нее.

Читайте также: