Уровень развития негосударственного пенсионного сектора в рф
С.А. Маркина, канд. экон. наук, доцент, Юго-Западный государственный университет (Курск)
Система негосударственного пенсионного обеспечения - это масштабный и социально значимый элемент экономики, стратегической целью которой является создание финансовой и организационной основы для повышения уровня пенсионного обеспечения сверх уровня замещения заработной платы, обеспечиваемого системой [3, с.17].
На сегодняшний день плохо реализуется программа привлечения дополнительных ресурсов на финансирование пенсионных выплат для сокращения разрыва между доходами трудоспособного населения и пенсионеров. Также у нас в стране еще плохо развита система налоговых льгот. Необходимо развитие инфраструктуры рынков негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и долгосрочного страхования жизни.
Система НПФ, действующая в Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2011 года представлена 149 фондами (рис. 1), имеющими лицензию на право деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Они располагают имуществом на сумму, превышающую 861,9 миллиарда рублей, пенсионными накоплениями в размере 146,9 миллиардов рублей и пенсионными резервами 591,2 миллиардов рублей. Совокупный объем имущества негосударственных пенсионных фондов составлял 7,1% от объема Российского ВВП [2, с.63].
Основные показатели НПФ за 20082010гг. представлены в таблице 2.
Из таблицы 2 видно, что за исследуемый период сократилось количество фондов: в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 44 (21,05%), а в 2010 году по сравнению с 2009 годом - на 16 (9,70%). Это, в первую очередь, связано с аннулированием лицензии на осуществление деятельности некоторых НПФ. В 2009 году приняты беспрецедентные меры по повышению надежности негосударственных пенсионных фондов. В результате, в течение 2008-2009 годов из-за несоответствия новым требованиям, вступившим в силу 1 июля 2009 г., рынок покинули более 40 фондов, не ведущих активной деятельности.
Собственное имущество фондов, наоборот, за исследуемый период увеличилось на 328641943 тыс. руб. (1,56%), составив на конец периода 908071119 тыс. руб.
Имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) в целом увеличилось. Так, в 2009 году по сравнению с 2008 годом ИОУД увеличилось на 16503906 тыс. руб. (21,06 %), а в 2010 году по сравнению с 2009 годом - на 6185455 тыс. руб. (6,52%). Это говорит о том, что средства ИОУД, направляемые на развитие агентской сети и увеличение клиентской базы полностью компенсируются учредителями в достаточном объеме, что является положительной тенденцией.
Рис. Количество НПФ, осуществляющих свою деятельность на территории РФ
Крупнейшие НПФ по пенсионным резервам в 2011 году
№ | Наименование НПФ | Пенсионные резервы, тыс. руб. | Доля на рынке, % |
1 | НПФ ГАЗФОНД | 294 854 223,00 | 43,99 |
2 | НПФ БЛАГОСОСТОЯНИЕ | 148 537 570,00 | 22,16 |
3 | НПФ Транснефть | 33 338 503,00 | 4,97 |
4 | НПФ электроэнергетики | 27 563 127,00 | 4,11 |
5 | Ханты-Мансийский НПФ | 16 198 651,00 | 2,42 |
6 | НПФ Телеком-Союз | 15 989 889,00 | 2,39 |
7 | НПФ НЕФТЕГАРАНТ | 15 693 947,00 | 2,34 |
8 | НПФ ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ | 15 158 519,00 | 2,26 |
9 | НПФ Норильский Никель | 9 946 496,00 | 1,48 |
10 | Национальный НПФ | 8 670 908,43 | 1,29 |
Основные показатели деятельности Н | ПФ в 2008-2010 гг[4] | ||||
Наименование показателей | 2008г | 2009г | 2010г | Абсолютное отклонение, % | |
2009г к 2008г | 2010гк 2009г | ||||
Количество фондов | 209 | 165 | 149 | -21,05 | -9,70 |
Собственное имущество фондов (тыс. руб.) | 579429176 | 742496695 | 908071119 | 28,14 | 22,30 |
Имущество для обеспечения уставной деятельности (тыс. руб.) | 78347908,3 | 94851814 | 101037270 | 21,06 | 6,52 |
Пенсионные резервы (тыс. руб.) | 462897720 | 564372538 | 643267819 | 21,92 | 13,98 |
Пенсионные накопления (тыс. руб.) | 35541076,00 | 77168309 | 155352222 | 117,12 | 101,32 |
Количество участников фондов (тыс. чел.) | 6746269 | 6756976 | 6609143 | 0,16 | -2,19 |
Количество застрахованных лиц (тыс. чел.) | 3639289 | 5680170 | 7822611 | 56,08 | 37,72 |
Количество участников, получающих негосударственную пенсию (тыс. чел.) | 1131423 | 1274535 | 1388272 | 12,65 | 8,92 |
Сумма пенсионных взносов за истекший год (тыс. руб.) | 25964043,1 | 28570620 | 28105176 | 10,04 | -1,63 |
Сумма пенсионных выплат за истекший год (тыс. руб.) | 17515351,4 | 22152092 | 26629887 | 26,47 | 20,21 |
Также увеличились пенсионные резервы: в 2009 г. по сравнению с 2008 г. - на 101474848 тыс. руб. (21,92 %), а в 2010 г по сравнению с 2009 г. - на 78895281 тыс. руб. (13,98 %).
Количество участников фондов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилось на 10707 тыс. чел. (0,16 %), а в 2010 г. по сравнению с 2009 г. уменьшилось на 147833 тыс. чел. (2,19 %). Аналитики объясняют это тем, что сегмент НПО до сих пор развивался за счет корпоративных пенсионных программ, данный путь развития исчерпан, а работа на открытом рынке в этом сегменте еще не налажена.
В 2010 году 3,4 млн. человек перевели накопительную часть пенсии из ПФР в НПФ. По данным ПФР, количество заявлений о переводе в настоящее существенно выше.
Пенсионные накопления НПФ увеличились в целом за исследуемый период на 119811146 тыс. руб. (4,37 %), что является положительной тенденцией для НПФ и это связано, прежде всего, с увеличением количества участников фондов. Увеличение пенсионных накоплений в НПФ также стало результатом повышенной маркетинговой активности многих фондов.
Увеличилось количество застрахованных лиц и участников, получающих негосударственную пенсию.
Сумма пенсионных выплат увеличилась в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 4477795 тыс. руб. (20,21 %).
Важный фактор, определяющий деятельность НПФ на рынке ОПС в среднесрочной перспективе, - рост числа переходов клиентов из фонда в фонд. Так, в
2009 годах продажи НПФ практически не пересекались, а рост числа клиентов каждого НПФ в основном осуществлялся за счет «молчунов».
Негосударственные пенсионные фонды заняли пока сравнительно скромное, но важное место как в пенсионной системе РФ, так и на ее финансовом рынке. Участниками НПФ являются свыше 6,75 млн. человек, что составляет 9,6% занятого в экономике России населения.
Несмотря на возникавшие в 2008 году неблагоприятные процессы на финансовых рынках большинство негосударственных пенсионных фондов вновь продемонстрировали свою способность обеспечивать сохранность пенсионных накоплений граждан.
Невзвешенная структура пенсионных резервов и пенсионных накоплений представлена в таблицах 3,4 [5].
В 2011 году НПФ не сильно скорректировал свою инвестиционную стратегию:доходность долговых
инструментов по-прежнему невысока, а клиенты фондов хотят видеть на своих счетах доходность, превышающую уровень инфляции. Резкий рост консервативности НПФ возможен лишь в случае резких макроэкономических потрясений во всем мире. Однако вопрос инвестирования пенсионных средств не является единственным приоритетным направлением деятельности фондов в 2011 году.
Несмотря на удачный опыт негосударственного пенсионного обеспечения и важности участия НПФ в данной системе, достигнутые к настоящему моменту результаты деятельности НПФ являются не совсем удовлетворительными.
Долгосрочный инвестиционный потенциал НПФ не реализуется в полной мере и не нацелен на формирование инвестиционного ресурса. В России взносы в пенсионные фонды и доход, полученный от инвестирования средств, подлежат налогообложению, а выплаты пенсий, напротив, освобождены от налога. По своему существу развитые рынки НПФ должны выполнять следующие функции:
обеспечение гарантий социальной защищенности и стабильности общества, а также устойчивости пенсионной системы;
формирование долгосрочного инвестиционного ресурса.
Невзвешенная структура пенсионных резервов в 2009-2010 гг.
Вид актива | Доля в 2009 г., % | Доля в 2010 г., % |
Денежные средства на банковских счетах | 10,4 | 2,2 |
Банковские депозиты и депозитные сертификаты российских банков | 18,9 | 19,3 |
Г осударственные ценные бумаги Российской Федерации | 0,6 | 1,2 |
Г осударственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации | 8,5 | 7,9 |
Муниципальные ценные бумаги | 0,7 | 0,3 |
Облигации российских хозяйственных обществ | 32,7 | 38,7 |
Акции российских ОАО | 11,5 | 12,7 |
Ипотечные ценные бумаги | 0,1 | 0,2 |
Паи паевых инвестиционных фондов | 8 | 5,6 |
Недвижимость | 0,8 | 0,2 |
Прочие направления размещения | 8,4 | 10,7 |
Невзвешенная структура пенсионных накоплений в 2009-2010 гг.
Вид актива | Доля в 2009 г., % | Доля в 2010 г., % |
Денежные средства на банковских счетах | 9,3 | 2,8 |
Денежные средства в банковских депозитах | 13,4 | 13,8 |
Г осударственные ценные бумаги Российской Федерации | 3,3 | 2,5 |
Г осударственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации | 18,4 | 12,1 |
Облигации российских хозяйственных обществ | 39,8 | 51,2 |
Акции российских эмитентов | 13,5 | 13,3 |
Паи паевых инвестиционных фондов | 0 | 0 |
Ипотечные ценные бумаги | 0,2 | 0,5 |
Прочие активы | 2,3 | 3,9 |
При рассмотрении системы негосударственных пенсионных фондов России, всплывает ряд проблем, которые мешают НПФ функционировать в полную силу.
Вопросы пенсионного обеспечения касаются каждого человека. Но, в настоящее время, подавляющее большинство населения до сих пор не имеет четкого представления о негосударственных пенсионных фондах, не знает об их существовании и тех услугах, которые они предлагают.
При существующей системе государственного пенсионного обеспечения большинство граждан получат пенсию, которая существенно ниже их дохода. Сегодня российская пенсия чуть больше 20% от средней заработной платы. Поэтому государство и стимулирует граждан самим откладывать денежные средства на пенсию. Достижение нормального уровня замещения пенсией утерянного заработка и, следовательно, обеспечение достойной жизни на пенсии возможно только за счет личного участия, ведь каждый гражданин имеет возможность формирования дополнительной пенсии за счет регулярных добровольных отчислений в негосударственные пенсионные фонды.
Негосударственные пенсионные фонды в РФ являются необходимым инструментом финансового рынка. Поскольку действующая система Пенсионного фонда РФ не способна удовлетворить потребности населения в достойном пенсионном обеспечении, актуальным вопросом становится развитие негосударственных пенсионных фондов, которые могут стать оптимальным вариантом решения проблемы в нашей стране.
Важная роль негосударственных пенсионных фондов в развитии экономики заключается не только в предоставлении услуг в сфере дополнительного пенсионного обеспечения, но и в обеспечении инвестиционных потребностей реального сектора экономики путем перераспределения свободных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и населения.
Предназначение негосударственных пенсионных фондов заключается в предоставлении возможностей для более полного удовлетворения инициатив работодателей, работников, неработающих граждан и государства в формировании финансовых ресурсов для пенсионного обеспечения застрахованных лиц. При этом сильная сторона негосударственных пенсионных фондов — гибкость пенсионных схем, базирующихся на договорной природе их экономических и правовых механизмов. В отличие от системы негосударственного пенсионного обеспечения, перечисление пенсионных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не подкрепляется никакими договорными обязательствами, у будущего пенсионера нет договоров ни с ПФР, ни с управляющими компаниями, результатом чего является невозможность оценки гражданином ни эффективности хранения, ни эффективности размещения своих пенсионных накоплений.
За время, прошедшее с начала формирования системы негосударственного пенсионного обеспечения, значимость российских НПФ как в системе негосударственного пенсионного обеспечения, так и обязательного пенсионного страхования существенно возросла и продолжает возрастать, что выражается в увеличении собственного имущества фондов, количества участников и застрахованных лиц, а также иных показателях.
В связи с проводимой модернизацией российской пенсионной системы необходим пересмотр значительного числа существующих положений, касающихся ее функционирования. Часть из них непосредственно связана с деятельностью НПФ. Среди таких положений: стимулирование участия самих граждан, а также работодателей в системе негосударственного пенсионного обеспечения более широкое привлечение НПФ к участию в обязательном пенсионном страховании.
Основные преимущества негосударственного пенсионного фонда по сравнению с другими вариантами инвестирования пенсионных накоплений состоят в том, что можно откладывать средства на старость постепенно, малыми порциями в течение длительного времени, и гарантии надежности накопленных пенсионных средств и их рост, так как НПФ наиболее подконтрольны застрахованным лицам.
Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов в России основываются на внедрении следующих положений:
- Разработка комплекса мероприятий по информированию граждан о развитии негосударственного пенсионного обеспечения;
- Негосударственные пенсионные фонды в дальнейшем будут усиливать свои позиции на фондовом рынке;
- Негосударственные пенсионные фонды будут занимать место наиболее стабильных и надежных институтов в рыночной экономике, создавая механизмы защиты вкладов на основе использования существующего международного опыта разграничения полномочий различных поставщиков услуг НПФ и доступа к информации об их деятельности (с помощью системы отчетности и раскрытия информации);
- Государство будет стимулировать развитие негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования.
Реализация поставленных задач будет способствовать развитию рынка негосударственного пенсионного обеспечения.
Источник: Кремлева Э.А., Самбурова В.В., Елманова К. А. «Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов»
Библиографическая ссылка на статью:
Платонов С.С. Функционирование и результативность работы негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/09/25224 (дата обращения: 18.09.2020).
С распадом Союза ССР (90-е годы прошлого века) быстрыми темпами начинается процесс развития негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Ввиду того, что данный сектор в пенсионном обеспечении совершенно новый, НПФ начинают сталкиваться с отсутствием высококвалифицированных кадров в данной области: их заменили представители смежных профессий (математики, бухгалтеры, физики, государственные служащие).
На сегодняшний день специалистами негосударственного пенсионного сектора в достаточной мере были накоплены большие теоретические знания и практический опыт. Стоит отметить: главной задачей также остается приспособить негосударственные пенсионные фонды к «российским реалиям», конечно же, анализируя и синтезируя опыт зарубежных НПФ, в том числе и по актуарному обеспечению (механизму математико-экономических методов образования и растрат страховых взносов).
Системы пенсионного обеспечения на данный момент находятся в состоянии «подъема» как в плане экономического оснащения, так и в плане законодательной базы. Важно отметить: нормативно-правовые акты в нашей стране, закрепляющие основные моменты пенсионного обеспечения, должны постоянно пересматриваться, дополняться и модернизироваться в соответствии с социально-экономическими факторами, а также демографической ситуацией.
При рассмотрении ключевых этапов формирования будущей пенсии работнику целесообразно выделить следующие:
1) государственная пенсия;
2) негосударственные пенсия, обеспечиваемая за счет взносов работодателя в негосударственный пенсионный фонд;
3) пенсия, образуемая за счет личных средств.
Необходимость качественного развития негосударственного пенсионного сектора выделена сегодня большинством развитых стран, в том числе и Российской Федерацией. Если несколько лет назад НПФ, имеющие лицензионные соглашения, часто «уходили с поля боя» в связи с недостаточными материальными активами и их компетенцией, то сейчас такие ситуации практически сошли на нет. Участники системы гарантирования прав застрахованных ими лиц, а также управляющие компании, с которыми негосударственные фонды заключают договоры по управлению средствами пенсионных накоплений, действуют на основе формальных договорных обязательств – альянса. Тем самым удается избежать экономических рисков, связанных с утратой доверия со стороны государства или самих граждан.
На данный момент деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению выглядит следующим образом: вкладчик перечисляет взносы в НПФ, выбирает своего рода спецификацию договора, в котором прописываются его условия. Далее НПФ формирует именной (личный) пенсионный резерв вкладчика, который впоследствии инвестирует в активы. При выходе гражданина на пенсию определяется ее размер, порядок получения, исходя из накопленной суммы.
Кроме того, одним из важных направлений социальной политики НПФ является достойное материальное обеспечение пенсионеров, которые внесли непосредственный трудовой вклад в развитие экономики своей страны, а также обеспечили накопления НПФ для их последующей инвестиционной деятельности.
При действующем порядке у работника, имеющего заработную плату, при 25-летнем периоде уплаты за него страховых взносов, величина пенсии не поднимется выше 23-29 % последней полученной зарплаты.[1] В этих условиях представляется крайне важным развитие другой системы – негосударственного пенсионного обеспечения – и раскрытие финансовых ресурсов, социальной инфраструктуры, обеспечивающей возможность практического и теоретического функционирования этой системы в целом. При следующей тенденции, когда количество граждан, получающих пенсию по старости, начинает расти, а количество трудоспособного населения – сравниваться с первыми, Правительство Российской Федерации столкнулось с невозможностью в будущем индексировать страховые взносы, то есть пенсии граждан. С такой проблемой также имели бы дело не только Пенсионный фонд России, но и негосударственные пенсионные фонды. Такую ситуацию может исправить только повышение пенсионного возраста с учетом экономической обстановки, демографической ситуации в стране и, главное, снижение уровня бедности, что является важным фактором материального положения и самих пенсионеров, и трудоспособного населения. Поправки, которые будут приняты, а именно увеличение пенсионного возраста для мужчин и женщин соответственно до 65 и до 60 лет[2], позволят государству индексировать пенсии с учетом инфляции в стране. Такая реформа также затронет и НПФ, которые теперь смогут увеличивать страховые взносы наших граждан, тем самым укрепляя экономическое благосостояния пенсионеров.
Таким образом, стоит отметить, что для дальнейшего успешного функционирования НПФ, необходимо создание прочных основ для их существования в условиях перехода от плановой (командной) экономики к рыночным отношениям. Реформирование пенсионной системы с учетом использования новых инструментариев, способных стать реальным средством обеспечения достойной материальной поддержки наших граждан при их выходе на пенсию, является, несомненно, главной задачей и Пенсионного фонда России, и Министерства финансов, Правительства Российской Федерации.
[1] Корчагин Ю. А. Современная экономика России, 2008. 215 с.
[2] Законопроект № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий»
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
© 2020. Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования».
экономические науки
- Каикбердина Айсылу Минниражаповна , бакалавр, студентка
- Сираева Раиса Рафаиловна , кандидат наук, доцент, доцент
- Башкирский государственный аграрный университет
- КОРПОРАТИВНЫЙ
- ОТКРЫТЫЙ
- НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ
Похожие материалы
- Пенсионная система Франции
- Пенсионный фонд Российской Федерации
- Проблемы развития бюджетной политики в РФ
- Теоретические аспекты методов оценки эффективности деятельности коммерческого банка
- Инвестиционные фонды: паевый инвестиционный фонд
Социальная защита населения является основным показателем уровня развития общества. Основной защитой населения является пенсионное обеспечение. И оно предоставляется исключительно государством.
В настоящее время действующая система государственного пенсионного обеспечения населения основывается на принципах солидарности поколений и распределении части доходов работающих в пользу пенсионеров. Помимо государственного обеспечения существует негосударственное обеспечение.
Сегодня в России действует государственный пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды.
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) – некоммерческие финансовые организации, которые обеспечивают финансовое содержание пенсионеров за счёт их добровольных вложений. Они занимаются обязательным пенсионным страхованием и негосударственным пенсионным обеспечение. Негосударственные пенсионные фонды осуществляют действенное инвестирование пенсионных накоплений и резервов.
В России существует 3 вида фондов: корпоративный, открытый пенсионный фонд, а также профессиональный пенсионные фонды.
Система негосударственных пенсионных фондов в настоящее время действуют 296 фондов.
Негосударственные пенсионные фонды расположены в 54 субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве – 113 фондов, в Санкт-Петербурге – 19, Нижегородской и Самарской областях – по 9. Участники фондов проживают в 80 субъектах Российской Федерации.
Таблица1 - Основные количественные характеристики российских НПФ
Собственное имущество (млн. руб.)
Имущество для ОУД (млн. руб.)
Пенсионный резерв (млн. руб.)
Общая сумма инвестиций (млн. руб.)
В таблице данные о размерах собственного имущества, имущества для организационно-управленческой деятельности и соответственно о размерах пенсионных резервов.
Из таблицы можно сделать такой вывод, что на течение трёх лет наблюдается рост собственного имущества. Так, если в 2013 году размер собственного имущества составлял 45104,0 млн. руб., то уже в 2015 году он увеличился на 80518,7 млн. руб. и составил 125622,7 млн. руб. Если говорить об имуществе для ОУД, то сумма денежных средств в 2013-2014 гг. была почти одинаковой, а в 2015 году увеличилась до 31537,0 млн. руб. Наибольшая сумма инвестиций пришлась на 2015 год и составила 116548,1 млн. руб., что говорит о непрерывном вложении денежных средств в развитие негосударственных пенсионных фондов страны со стороны других финансовых институтов.
В структуре участников негосударственных пенсионных фондов наибольшую долю занимает транспортная отрасль, которая составляет порядка 30% всей структуры отраслей народного хозяйства. На топливно-энергетический комплекс приходится 20% всех участников НПФ. Третье место занимает промышленность. Наименьшую долю составляет связь.
Негосударственные пенсионные фонды пополняются за счёт вкладов учредителей, целевых взносов вкладчиков, пенсионных взносов, взносов от благотворительных фондов и также других поступлений, которые разрешены законодательством РФ.
Таблица 2 - Основные статьи поступлений в НПФ (млн. руб.)
Инвестиционный доход от размещения пенсионных резервов
Целевые взносы вкладчиков
Благотворительные взносы и др. законные поступления
Из таблицы видно, что объём поступлений в НПФ меняется из года в год, то увеличиваются в 3,5 раза как это было в 2014 г., то сокращаются.
Наибольшее количество поступлений в негосударственные пенсионные фонды пришлись на 2014 год, когда пенсионные взносы по сравнению с 213 и 2015 гг. составили 11556,3 млн. руб. Значит, что количество участников фондов значительно увеличилось. Инвестиционный доход от размещения пенсионных резервов в 2014 году составил 8770,0 млн. руб., что в 3,5 раза больше доходов в 2013 году и в 2 раза больше, чем в 2015 году. Благотворительные взносы и другие законные поступления также увеличиваются, самый низкий уровень в 2013 году-114,0 млн. руб. в сравнении с остальными годами. Общий объём поступлений в негосударственные пенсионные фонды в 2013 году-6458,3 млн. руб. Это на 15515,1 млн. рублей меньше, чем в 2014 году, и на 8041,4 млн. рублей меньше по сравнению с 2015 годом.
Развитие негосударственных пенсионных фондов является основной деятельностью пенсионного обеспечения. Эта деятельность стремительно развивается, и государство старается не оставлять это без внимания. Негосударственные пенсионные фонды выполняют множество функций, однако одним из основных является социальная защита населения. Данные фонды занимаются различными видами деятельности, например, негосударственное пенсионное обеспечение, услуги по пенсионному страхованию.
Негосударственные пенсионные фонды это рыночным пенсионным институтом, которые решают разной сложности социальные вопросы, которые касаются инвестиций. С целью обеспечения их функционирования разрабатывается законодательная база, разрабатываются государственные механизмы управления и контроля систем и процедур согласования деятельности различных субъектов правоотношений в этой сфере.
Список литературы
- Сираева, Р.Р., Русаков, Н.С. Пенсионная система Германии [Электронный ресурс] / Р. Р. Сираева, Н.С. Русаков // NovaInfo.Ru. 2014. - № 28. - С. 194-197.
- Сираева, Р.Р. Пенсионное обеспечение в РФ [Текст] / Р.Р. Сираева // Германия. – 2012. – 338 с.
- Михайлова, А.В., Сираева, Р.Р. Негосударственные пенсионные фонды и их роль в пенсионной реформе [Электронный ресурс] / А.В. Михайлова, Р. Р. Сираева // NovaInfo.Ru. 2014. - № 28. - С. 165-167.
- Каримова А.М., Сираева Р.Р. Пенсионная система РФ [Электронный ресурс] / А.М. Каримова, Р. Р. Сираева // NovaInfo.Ru. 2015. - Т. 1. - № 32. - С. 70-73.
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- 23 ноября 2020
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- 29 октября 2020
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Тенденцией этого года на рынке НПФ стало активное развитие индивидуальных пенсионных планов (ИПП). За неполные девять месяцев негосударственные фонды привлекли по этим программам больше средств, чем за два полных предыдущих года. В денежном выражении они пока выглядят незначительными, однако количество привлеченных лиц по итогам года может приблизиться к 100 тыс., что превысит число граждан, которые переведут в НПФ пенсионные накопления. В случае стимулирования подобных программ государством количество розничных клиентов фондов может вырасти многократно.
Индивидуальный подход к массам
Индивидуальные пенсионные планы нельзя назвать новым продуктом. Однако в 2020 году у этого направления открылось второе дыхание — и благодаря росту активности прежних участников, и благодаря выходу на рынок новых игроков.
По итогам девяти месяцев НПФ Сбербанка уже заключил почти 35 тыс. договоров ИПП, в полтора раза превысив результат всего прошлого года. «ВТБ Пенсионный фонд» к этому времени заключил около 10 тыс. договоров ИПП, почти удвоив результат 2019 года. Аналогичное число договоров по итогам года добавит к своему портфелю «Газфонд Пенсионные накопления».
Недавно к активному продвижению ИПП присоединились еще два крупных фонда — «Эволюция» и «Сафмар». В частности, последний до конца года планирует привлечь несколько тысяч клиентов. По итогам года количество привлеченных клиентов может приблизиться к 100 тыс. человек, превысив количество граждан, которые переведут в НПФ пенсионные накопления.
В денежном выражении результаты выглядят не менее успешно. За девять месяцев объем привлеченных средств по трем крупнейшим фондам составил около 7,3 млрд руб., в 1,6 раза превысив результат всего прошлого года.
Безусловно, в масштабе сектора негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) — 1,7 трлн руб. пенсионных резервов — это незначительная величина. Но на фоне стагнации других секторов пенсионного рынка любая положительная динамика выглядит как прорыв. «Обязательное пенсионное страхование заморожено, развитие корпоративных пенсионных планов затрудняется ограниченной емкостью рынка — не так много компаний, которые готовы и могут развивать корпоративное НПО»,— поясняют в НПФ «Благосостояние».
Партнер PwC Карина Худенко о корпоративных пенсионных планах
Судя по динамике переходной кампании по переводу пенсионных накоплений, по итогам года может произойти нетто-отток клиентов из системы НПФ. По словам гендиректора НПФ Сбербанка Александра Зарецкого, с одной стороны, наблюдается охлаждение в сегменте обязательного пенсионного страхования (ОПС), а с другой — довольно «низкий уровень проникновения добровольных пенсионных программ в розничном сегменте». «В нынешней ситуации ИПП — это естественный путь развития, особенно учитывая действующий алгоритм расчета страховой пенсии, который усредняет размер обязательной пенсии и не позволяет клиенту с заработной платой выше среднего рассчитывать на иной размер пенсионных выплат»,— соглашаются в «ВТБ Пенсионном фонде».
Первые опыты продвижения ИПП были еще три-четыре года назад, но, несмотря на ряд достижений, массового продолжения не получили. Так, на рубеже 2016–2017 годов в этот сегмент еще при прежнем менеджменте вышел НПФ Сбербанка (см. “Ъ” от 25 мая 2018 года). Продажи розничного продукта НПО через сеть материнского банка проходили в связке с ОПС, что позволяло окупить его. При этом продукт характеризовался незначительным минимальным взносом — 1–1,5 тыс. руб.
Хотя фонду удалось привлечь таким образом 1,5 млн новых клиентов, реальный объем привлеченных средств был невелик. Кроме того, фонд столкнулся с проблемой стимулирования новых участников платить последующие взносы, а также с большим объемом расторгаемых договоров (см. “Ъ” от 14 мая).
В 2018–2019 годах начали тестировать розничное привлечение еще два крупных НПФ, также используя банковский канал продаж. «Газфонд Пенсионные накопления» распространял ИПП с первоначальным взносом 30–50 тыс. руб. «ВТБ Пенсионный фонд» первоначально вышел в премиум-сегмент с первоначальным взносом 300 тыс. руб., но в этом году добавил и массовый сегмент с первоначальными взносами от 3 тыс. и 30 тыс. руб.
План против депозита
В сравнении с банковским депозитом у ИПП есть несколько весомых преимуществ, отмечают представители пенсионных фондов. Например, можно вносить любую сумму без ограничений по размерам первого и последующих взносов. Часть взносов можно вернуть, оформив социальный налоговый вычет, который ограничен 120 тыс. руб. Кроме того, доход начисляется при любом сроке действия договора. Может быть интересно и то обстоятельство, что пенсионные средства не включаются в состав совместно нажитого супругами имущества и защищены законодательно от взысканий со стороны третьих лиц (см. “Ъ” от 24 апреля 2018 года).
Вместе с тем по сравнению с большинством инвестиционных инструментов ИПП защищен от потерь. Так, согласно закону «О негосударственных пенсионных фондах», доходность по добровольным программам по итогам года не может быть отрицательной. Некоторые НПФ по ИПП устанавливают минимальную норму доходности. К тому же, как указывают в НПФ «Благосостояние», «с 2021 года будет взиматься налог на процентный доход по вкладам, а с ИПП — нет».
Тем не менее, всего этого еще далеко не достаточно для удовлетворения потенциального клиента. В частности, вопросы есть к вариативности пенсионных продуктов. В основном она касается минимального первоначального взноса, наличия и уровня минимального гарантированного дохода, различных возможностей расторжения договора и получения выкупной суммы, а также формы выплаты пенсии. В отличие от тех же депозитов, доходность зависит от результатов инвестирования управляющими компаниями фонда и, соответственно, конъюнктуры рынка, а также профессионализма самих УК. К тому же средства на пенсионных счетах, в отличие от банковских вкладов, не застрахованы государством.
В ожидании гарантий и вычетов
Однако пенсионные фонды связывают слабое распространение ИПП не только с перечисленными факторами. Продвижение таких продуктов через банки сдерживает их низкая маржинальность. «В первую очередь она обусловлена тем, что программы НПО носят добровольный характер и требуют значительных и регулярных инвестиций в развитие — в разработку новых интересных для разных категорий граждан программ, создание удобной для клиентов инфраструктуры, продвижение»,— говорят в фонде «Благосостояние».
По мнению НПФ «Открытие», для повышения маржинальности ИПП необходимо введение для НПО постоянной части вознаграждения (см. подробнее “Ъ” от 16 октября), направление остатков выкупных сумм по ИПП в капитал, а не в страховой резерв, а также снижение затрат на эквайринг при внесении взносов по ИПП.
Согласно действующему законодательству, НПФ может в качестве вознаграждения претендовать лишь на 15% от полученного инвестиционного дохода, что в условиях падения ставок – не слишком большая величина. В частности, поэтому фонды стремятся наравне с агентским каналом развивать онлайн-продажи, которые не предполагают комиссионных вознаграждений посреднику. НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» за девять месяцев этого года привлек так 20% новых клиентов по ИПП. В марте этого года продукт был поставлен на продажу в приложении «Сбербанк Онлайн», что позволило привлечь НПФ Сбербанка дополнительно 11 тыс. человек, то есть почти треть от общего числа привлеченных.
Кроме того, чтобы ИПП стал более интересен клиенту, как считают фонды, нужны государственные стимулы и гарантии. По мнению «ВТБ Пенсионного фонда», прежде всего необходимо «создание отдельного пенсионного вычета и освобождение от НДФЛ негосударственных пенсий, сформированных за счет третьих лиц». В крупных фондах полагают, что такой отдельный вычет по размеру может быть аналогичен вычету по ИИС первого типа, то есть ограничен инвестированием 400 тыс. руб. в год.
Замгендиректора НПФ «Будущее» Дмитрий Ключник о том, почему основная проблема развития ИПП лежит в массовом сегменте
В НПФ «Открытие» предлагают не вводить новый, а повысить социальный налоговый вычет. «Средний возраст нашего клиента по ИПП сегодня — 49 лет. Это люди, у которых не такой большой период для накопления, поэтому они делают взносы гораздо выше, чем 120 тыс. руб. в год, и им не хватает существующего порога»,— отмечает заместитель гендиректора «Газфонд Пенсионные накопления» Антон Шпилев.
Также заинтересованность потенциальных клиентов увеличит система гарантирования через АСВ, концепция которой была представлена ЦБ год назад (см. “Ъ” от 3 декабря 2019 года). «На примере банковских вкладов видно, что появление системы гарантирования простимулировало многих граждан использовать вклады как долгосрочный инструмент сбережения»,— говорит Антон Шпилев. «В условиях отсутствия таких стимулов, как гарантирование, значительный налоговый вычет или софинансирование, большинство россиян не будут заинтересованы в формировании долгосрочных пенсионных накоплений»,— соглашаются в НПФ «Сафмар».
Тем не менее, как считает член совета Ассоциации НПФ Алексей Морозов, НПФ будут стремиться завоевать рынок добровольных розничных пенсионных программ, даже действуя на грани рентабельности. По его оценке, в следующем году возможно привлечение фондами около 120–150 тыс. новых договоров ИПП. В дальнейшем, считает эксперт, все будет зависеть от того, смогут ли фонды выторговать для себя хорошие условия по НПО. Если маржинальность продукта повысится и он сможет конкурировать со многими другими финансовыми продуктами на банковской полке, поясняет господин Морозов, можно ожидать увеличения розничных продаж НПО в 1,5–2 раза.
С.А. Маркина, канд. экон. наук, доцент, Юго-Западный государственный университет (Курск)
Система негосударственного пенсионного обеспечения - это масштабный и социально значимый элемент экономики, стратегической целью которой является создание финансовой и организационной основы для повышения уровня пенсионного обеспечения сверх уровня замещения заработной платы, обеспечиваемого системой [3, с.17].
На сегодняшний день плохо реализуется программа привлечения дополнительных ресурсов на финансирование пенсионных выплат для сокращения разрыва между доходами трудоспособного населения и пенсионеров. Также у нас в стране еще плохо развита система налоговых льгот. Необходимо развитие инфраструктуры рынков негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и долгосрочного страхования жизни.
Система НПФ, действующая в Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2011 года представлена 149 фондами (рис. 1), имеющими лицензию на право деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Они располагают имуществом на сумму, превышающую 861,9 миллиарда рублей, пенсионными накоплениями в размере 146,9 миллиардов рублей и пенсионными резервами 591,2 миллиардов рублей. Совокупный объем имущества негосударственных пенсионных фондов составлял 7,1% от объема Российского ВВП [2, с.63].
Основные показатели НПФ за 20082010гг. представлены в таблице 2.
Из таблицы 2 видно, что за исследуемый период сократилось количество фондов: в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 44 (21,05%), а в 2010 году по сравнению с 2009 годом - на 16 (9,70%). Это, в первую очередь, связано с аннулированием лицензии на осуществление деятельности некоторых НПФ. В 2009 году приняты беспрецедентные меры по повышению надежности негосударственных пенсионных фондов. В результате, в течение 2008-2009 годов из-за несоответствия новым требованиям, вступившим в силу 1 июля 2009 г., рынок покинули более 40 фондов, не ведущих активной деятельности.
Собственное имущество фондов, наоборот, за исследуемый период увеличилось на 328641943 тыс. руб. (1,56%), составив на конец периода 908071119 тыс. руб.
Имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) в целом увеличилось. Так, в 2009 году по сравнению с 2008 годом ИОУД увеличилось на 16503906 тыс. руб. (21,06 %), а в 2010 году по сравнению с 2009 годом - на 6185455 тыс. руб. (6,52%). Это говорит о том, что средства ИОУД, направляемые на развитие агентской сети и увеличение клиентской базы полностью компенсируются учредителями в достаточном объеме, что является положительной тенденцией.
Рис. Количество НПФ, осуществляющих свою деятельность на территории РФ
Крупнейшие НПФ по пенсионным резервам в 2011 году
№ | Наименование НПФ | Пенсионные резервы, тыс. руб. | Доля на рынке, % |
1 | НПФ ГАЗФОНД | 294 854 223,00 | 43,99 |
2 | НПФ БЛАГОСОСТОЯНИЕ | 148 537 570,00 | 22,16 |
3 | НПФ Транснефть | 33 338 503,00 | 4,97 |
4 | НПФ электроэнергетики | 27 563 127,00 | 4,11 |
5 | Ханты-Мансийский НПФ | 16 198 651,00 | 2,42 |
6 | НПФ Телеком-Союз | 15 989 889,00 | 2,39 |
7 | НПФ НЕФТЕГАРАНТ | 15 693 947,00 | 2,34 |
8 | НПФ ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ | 15 158 519,00 | 2,26 |
9 | НПФ Норильский Никель | 9 946 496,00 | 1,48 |
10 | Национальный НПФ | 8 670 908,43 | 1,29 |
Основные показатели деятельности Н | ПФ в 2008-2010 гг[4] | ||||
Наименование показателей | 2008г | 2009г | 2010г | Абсолютное отклонение, % | |
2009г к 2008г | 2010гк 2009г | ||||
Количество фондов | 209 | 165 | 149 | -21,05 | -9,70 |
Собственное имущество фондов (тыс. руб.) | 579429176 | 742496695 | 908071119 | 28,14 | 22,30 |
Имущество для обеспечения уставной деятельности (тыс. руб.) | 78347908,3 | 94851814 | 101037270 | 21,06 | 6,52 |
Пенсионные резервы (тыс. руб.) | 462897720 | 564372538 | 643267819 | 21,92 | 13,98 |
Пенсионные накопления (тыс. руб.) | 35541076,00 | 77168309 | 155352222 | 117,12 | 101,32 |
Количество участников фондов (тыс. чел.) | 6746269 | 6756976 | 6609143 | 0,16 | -2,19 |
Количество застрахованных лиц (тыс. чел.) | 3639289 | 5680170 | 7822611 | 56,08 | 37,72 |
Количество участников, получающих негосударственную пенсию (тыс. чел.) | 1131423 | 1274535 | 1388272 | 12,65 | 8,92 |
Сумма пенсионных взносов за истекший год (тыс. руб.) | 25964043,1 | 28570620 | 28105176 | 10,04 | -1,63 |
Сумма пенсионных выплат за истекший год (тыс. руб.) | 17515351,4 | 22152092 | 26629887 | 26,47 | 20,21 |
Также увеличились пенсионные резервы: в 2009 г. по сравнению с 2008 г. - на 101474848 тыс. руб. (21,92 %), а в 2010 г по сравнению с 2009 г. - на 78895281 тыс. руб. (13,98 %).
Количество участников фондов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилось на 10707 тыс. чел. (0,16 %), а в 2010 г. по сравнению с 2009 г. уменьшилось на 147833 тыс. чел. (2,19 %). Аналитики объясняют это тем, что сегмент НПО до сих пор развивался за счет корпоративных пенсионных программ, данный путь развития исчерпан, а работа на открытом рынке в этом сегменте еще не налажена.
В 2010 году 3,4 млн. человек перевели накопительную часть пенсии из ПФР в НПФ. По данным ПФР, количество заявлений о переводе в настоящее существенно выше.
Пенсионные накопления НПФ увеличились в целом за исследуемый период на 119811146 тыс. руб. (4,37 %), что является положительной тенденцией для НПФ и это связано, прежде всего, с увеличением количества участников фондов. Увеличение пенсионных накоплений в НПФ также стало результатом повышенной маркетинговой активности многих фондов.
Увеличилось количество застрахованных лиц и участников, получающих негосударственную пенсию.
Сумма пенсионных выплат увеличилась в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 4477795 тыс. руб. (20,21 %).
Важный фактор, определяющий деятельность НПФ на рынке ОПС в среднесрочной перспективе, - рост числа переходов клиентов из фонда в фонд. Так, в
2009 годах продажи НПФ практически не пересекались, а рост числа клиентов каждого НПФ в основном осуществлялся за счет «молчунов».
Негосударственные пенсионные фонды заняли пока сравнительно скромное, но важное место как в пенсионной системе РФ, так и на ее финансовом рынке. Участниками НПФ являются свыше 6,75 млн. человек, что составляет 9,6% занятого в экономике России населения.
Несмотря на возникавшие в 2008 году неблагоприятные процессы на финансовых рынках большинство негосударственных пенсионных фондов вновь продемонстрировали свою способность обеспечивать сохранность пенсионных накоплений граждан.
Невзвешенная структура пенсионных резервов и пенсионных накоплений представлена в таблицах 3,4 [5].
В 2011 году НПФ не сильно скорректировал свою инвестиционную стратегию:доходность долговых
инструментов по-прежнему невысока, а клиенты фондов хотят видеть на своих счетах доходность, превышающую уровень инфляции. Резкий рост консервативности НПФ возможен лишь в случае резких макроэкономических потрясений во всем мире. Однако вопрос инвестирования пенсионных средств не является единственным приоритетным направлением деятельности фондов в 2011 году.
Несмотря на удачный опыт негосударственного пенсионного обеспечения и важности участия НПФ в данной системе, достигнутые к настоящему моменту результаты деятельности НПФ являются не совсем удовлетворительными.
Долгосрочный инвестиционный потенциал НПФ не реализуется в полной мере и не нацелен на формирование инвестиционного ресурса. В России взносы в пенсионные фонды и доход, полученный от инвестирования средств, подлежат налогообложению, а выплаты пенсий, напротив, освобождены от налога. По своему существу развитые рынки НПФ должны выполнять следующие функции:
обеспечение гарантий социальной защищенности и стабильности общества, а также устойчивости пенсионной системы;
формирование долгосрочного инвестиционного ресурса.
Невзвешенная структура пенсионных резервов в 2009-2010 гг.
Вид актива | Доля в 2009 г., % | Доля в 2010 г., % |
Денежные средства на банковских счетах | 10,4 | 2,2 |
Банковские депозиты и депозитные сертификаты российских банков | 18,9 | 19,3 |
Г осударственные ценные бумаги Российской Федерации | 0,6 | 1,2 |
Г осударственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации | 8,5 | 7,9 |
Муниципальные ценные бумаги | 0,7 | 0,3 |
Облигации российских хозяйственных обществ | 32,7 | 38,7 |
Акции российских ОАО | 11,5 | 12,7 |
Ипотечные ценные бумаги | 0,1 | 0,2 |
Паи паевых инвестиционных фондов | 8 | 5,6 |
Недвижимость | 0,8 | 0,2 |
Прочие направления размещения | 8,4 | 10,7 |
Невзвешенная структура пенсионных накоплений в 2009-2010 гг.
Вид актива | Доля в 2009 г., % | Доля в 2010 г., % |
Денежные средства на банковских счетах | 9,3 | 2,8 |
Денежные средства в банковских депозитах | 13,4 | 13,8 |
Г осударственные ценные бумаги Российской Федерации | 3,3 | 2,5 |
Г осударственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации | 18,4 | 12,1 |
Облигации российских хозяйственных обществ | 39,8 | 51,2 |
Акции российских эмитентов | 13,5 | 13,3 |
Паи паевых инвестиционных фондов | 0 | 0 |
Ипотечные ценные бумаги | 0,2 | 0,5 |
Прочие активы | 2,3 | 3,9 |
При рассмотрении системы негосударственных пенсионных фондов России, всплывает ряд проблем, которые мешают НПФ функционировать в полную силу.
Читайте также: