Установление факта постоянного проживания для назначения пенсии

Разъяснение Пенсионного Фонда РФ о назначении пенсии иностранным гражданам, установившим в суде факт постоянного проживания на территории России.

Исполнительная дирекция
Шаболовка ул.. 4, ГСП -1, Москва. 119991 телетайп; 207050 PFR RU. факс 9598353
ОГРН 1027700220624 ИНН/КПП 7706016118/770601001

На № 361-05/1278 от 18.05.2005

Уполномоченному по правам человека в Калужской области

Ю.И. Зельникову

пл. Старый Торг, 2
г. Калуга, 248600

О пенсионном обеспечении Дитрих Т.П.

Рассмотрев поступившее обращение о возможности установления трудовой пенсии по старости гражданке Узбекистана Дитрих Т.П., не имеющей вида на жительство, но в отношении которой судом установлен факт постоянного проживания на территории Российской Федерации, сообщаем следующее.

В связи с вступлением в силу 01.01.2002 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон от 15.12.2001) и Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон от 17.12.2001) основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и трудовую пенсию устанавливаются названными федеральными законами соответственно.

При этом статья 3 Закона от 15.12.2001 и статья 3 Закона от 17.12.2001 предоставляют иностранным гражданам одинаковые права со своими гражданами в области пенсионного обеспечения только в случае их постоянного проживания в Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором. Пенсионное обеспечение граждан государств – участников СНГ, к числу которых относится Россия и Узбекистан, регулируется международными соглашениями - Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 (далее - Соглашение от 13.03.1992) и соглашениями о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключаемыми между правительствами государств - участников СНГ.

Соглашение от 13.03.92 предусматривает общий порядок пенсионного обеспечения граждан государств - участников названного Соглашения, согласно которому назначение пенсий указанным лицам и членам их семей производится по месту их жительства и осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством иностранным гражданам, в том числе прибывающим на жительство в Российскую Федерацию из государств-участников СНГ, пенсии устанавливаются при подтверждении указанными гражданами постоянного проживания на территории России.

Вопросы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии с названным Федеральным законом постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее вид на жительство, т.е. документ, выданный в подтверждение права указанных граждан на постоянное проживание в Российской Федерации, а также права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

Находящийся в Российской Федерации на ином законном основании иностранный гражданин считается временно пребывающим (проживающим), и, следовательно, правовых оснований для назначения и выплаты ему пенсии по нормам российского законодательства не имеется. Согласно абзацу первому пункта 16 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 16/19п и зарегистрированного в Минюсте Российской Федерации 31.05.2002, регистрационный № 3488 (далее - Перечень от 27.02.2002), вид на жительство для иностранца, выданный органами внутренних дел Российской Федерации, предъявляется в качестве документа, удостоверяющего личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Законность возложения на иностранных граждан обязанности по предъявлению вида на жительство при установлении им пенсии (как документа, подтверждающего постоянное проживание на территории Российской Федерации) проверялась в Верховном Суде Российской Федерации. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2003 №КАСОЗ-407 признано соответствующим законодательству Российской Федерации данное требование и отмечено, что «получение вида на жительство (т.е. приобретение статуса постоянно проживающего на территории России) как условие для приобретения права на пенсию для этих лиц является обязательным в силу закона».

При этом необходимо отметить, что с учетом статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, признающей местом жительства место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации, но по различным причинам не оформившие регистрацию по месту жительства на ее территории, вправе установить факт постоянного проживания на территории Российской Федерации в судебном порядке, что подтверждено Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.2004 № 146-0.

В указанном определении Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на возможность судебного установления места жительства лица на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.

Согласно приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации факт постоянного проживания иностранных граждан в Российской Федерации как основания назначения пенсии может быть установлен судом, исходя из непрерывности, длительности пребывания на территории Российской Федерации и других обстоятельств дела. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2005 № ГКПИ 2004-1491 по заявлению гражданки Узбекистана Крючковой о признании недействующим и не подлежащим применению абзаца первого пункта 16 Перечня от 27.02.2002 отмечено, что «требование вида на жительство от иностранного гражданина в подтверждение факта постоянного проживания для назначения пенсии не исключает возможности установления такого факта судом при наличии законных к тому оснований.

Отсутствие такого указания в оспариваемом нормативном правовом акте на возможность судебного установления факта постоянного проживания иностранного гражданина не может являться основанием к признанию этого акта недействующим, так как установление юридических фактов производится судом в соответствии с главой 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из пункта 10 части 1 статьи 264 ГПК Российской Федерации, конкретным перечнем не ограничено. Органы исполнительной власти, исходя из конституционного принципа разделения властей, не вправе в своих нормативных правовых актах указывать на возможность установления юридических фактов судом».

Пенсия Дитрих Т.П. может быть назначена на основании решения суда об установлении факта постоянного проживания на территорий Ульяновского района Калужской области в д. Жилькова.

Одновременно сообщаем, что по вопросу пенсионного обеспечения Дитрих Т.П. в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калужской области направлены аналогичные разъяснения.

Начальник Департамента
организации назначения и выплаты пенсий
А.Н. Пудов

Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Задать вопрос в онлайн чате, юрист перезвонит через 10 минут

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 января 2016 года г.Москва

Лефортовский районный суд города Москвы в составе:

председательствующего судьи Васильевой Е.В.

при секретаре Трапезановой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2075/2016 по иску Варва И. В., Варва Р. Ф. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №3 по г.Москве и Московской области об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации, назначении пенсии,

истцы Варва И. В., Варва Р. Ф. обратились в суд с иском Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №3 по г.Москве и Московской области об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации, назначении пенсии, в котором просят:

1/ установить факт постоянного проживания Варва И. В. и Варва Р. Ф. на территории Российской Федерации с июля 2011 года,

2/ обязать ГУ — ГУ ПФР №3 по г.Москве и Московской области произвести выплату трудовой пенсии Варва И.В. и Варва Р.Ф. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование своих требований Варва И. В. и Варва Р. Ф. указывают, что в июле 2011 года граждане Украины Варва И.В. и Варва Р.Ф. переехали из Украины в Россию на постоянное место жительства к своей дочери. Перед выездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в соответствии с Соглашением стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения» от ДД.ММ.ГГГГ пенсионным отделом Украины в г.Харькове им были выданы пенсионные дела и выплачена пенсия за шесть месяцев, так как дальнейшее возвращение в Украину не предполагалось. По прибытии в г.Москву истцы в установленном порядке были зарегистрированы по месту пребывания по адресу проживания семьи дочери истцов и подали документы на получение на временное проживание в Российской Федерации. В декабре 2011 года истцами в установленном порядке было получено разрешение на временное проживание в Российской Федерации, регистрация по месту пребывания по вышеуказанному адресу была заменена на регистрацию по месту жительства на срок до ДД.ММ.ГГГГ, то есть на срок действия регистрации по месту пребывания.

Истцы указывают, что в порядке консультации по телефону с Клиентской службой ПФР района «Жулебино» г.Москвы было разъяснено, что обращаться за назначением пенсии нужно только после получения вида на жительство, которым будет подтверждено постоянное проживание. В январе 2013 года по истечении 1 года проживания по регистрации по месту пребывания истцами были поданы документы на получение видов на жительство, которые были получены в июле 2013 года. Имея документально подтвержденный статус постоянно проживающих иностранных граждан, истцы обратились в Клиентскую службу ПФР района «Жулебино» для назначения пенсии; после предоставления необходимых документов истцам была назначена трудовая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ, то есть за 6 месяцев до получения вида на жительство, однако, при рассмотрении вопроса о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ не были учтены разъяснения, изложенные в Письме Министерства социальной защиты населения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В ноябре 2014 года истцы приобрели гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. В апреле 2015 года истцами было направлено обращение в ГУ — ГУ ПФР №3 по г.Москве и Московской области о пересмотре вопроса о назначении пенсии с даты окончания выплат в Украине, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, на что истцами был получен ответ о невозможности такового, так как на указанный момент не было документального подтверждения факта постоянного проживания в Российской Федерации. Истцы указывают, что установление факта их постоянного проживания необходимо для пересмотра вопроса о назначении пенсии в Российской Федерации с даты прекращения выплат по месту прежнего проживания в Украине, в связи с чем истцы обратились в суд с вышеуказанными требованиями.

Истцы Варва И.В., Варва Р.Ф. в судебное заседание не явились, их интересы по доверенности представляет Грибан П.П., который в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации №3 по г.Москве и Московской области по доверенности Шиленкова Ю.С. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв на иск от ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что правило выплат пенсии за 6 месяцев до месяца регистрации на территории России по месту жительства может быть применено только в том случае, если гражданин, прибывший из государства-участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, обратился в орган пенсионного обеспечения с заявлением о назначении пенсии на территории Российской Федерации до истечении шестимесячного срока с момента регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации. При переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера. Клиентской службой «Жулебино» 16.09.12013 года зарегистрированы заявления истцов о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.7, 14 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и после поступления всех необходимых документов ответчиком было принято решение о назначении истцам трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев до даты обращения за установлением пенсии), обращений по вопросу назначения трудовой пенсии по старости на территории Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не зарегистрировано, в связи с чем произвести выплату пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным.

Выслушав представителя истцов Варва И.В., Варва Р.Ф. по доверенности Грибан П.П., представителя ответчика Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации №3 по г.Москве и Московской области по доверенности Шиленкову Ю.С., показания допрошенных свидетелей Свидетель 1, Свидетель 2, проверив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Варва И. В., Варва Р. Ф. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации №3 по г.Москве и Московской области об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации, назначении пенсии подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",

1. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

2. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в июле 2011 года истцы Варва И. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Варва Р. Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь гражданами Украины, переехали из Украины в Российскую Федерацию на постоянное место жительства к своей дочери – Г.О.И., проживающей по адресу: г. . Как усматривается из Финансового лицевого счета №, истцы были зарегистрированы по указанному адресу по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истцы указывают, что перед выездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в соответствии с Соглашением стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения» от ДД.ММ.ГГГГ пенсионным отделом Украины в г.Харькове им были выданы пенсионные дела и выплачена пенсия за шесть месяцев, так как дальнейшее возвращение в Украину не предполагалось. По прибытии в г.Москву истцы в установленном порядке были зарегистрированы по месту пребывания по адресу проживания семьи дочери истцов и подали документы на получение разрешения на временное проживание в Российской Федерации. В декабре 2011 года истцами в установленном порядке было получено разрешение на временное проживание в Российской Федерации, регистрация по месту пребывания по вышеуказанному адресу была заменена на регистрацию по месту жительства на срок до ДД.ММ.ГГГГ, то есть на срок действия регистрации по месту пребывания, что подтверждается отметками в паспортах истцов, выданных Украиной, выпиской из реестра учетной регистрации документов, являющихся основанием для временного проживания граждан в жилых помещениях на территории г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, договором поднайма №П от ДД.ММ.ГГГГ.

Как указывают истцы, в порядке консультации по телефону с Клиентской службой ПФР района «Жулебино» г.Москвы было разъяснено, что обращаться за назначением пенсии нужно только после получения вида на жительство, которым будет подтверждено постоянное проживание. В январе 2013 года по истечении 1 года проживания по регистрации по месту пребывания истцами были поданы документы на получение видов на жительство.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(регионы РФ)

Консультация по телефону
(Москва и область)

Как усматривается из выписки из домовой книги № в отношении квартиры №, истцом Варва И. В. ДД.ММ.ГГГГ был получен вид на жительство серии №, истцом Варва Р. Ф. был получен вид на жительство серии № от ДД.ММ.ГГГГ.

Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика ГУ – ГУ ПФР №3 по г.Москве и Московской области, Клиентской службой «Жулебино» ГУ – ГУ ПФР №3 по г.Москве и Московской области 16.09.12013 года зарегистрированы заявления истцов о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.7, 14 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и после поступления всех необходимых документов ответчиком было принято решение о назначении истцам трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ (6 месяцев до даты обращения за установлением пенсии).

Судом в качестве свидетелей были допрошены Свидетель 1, Свидетель 2

Свидетель Свидетель 1 суду показал, что истцы проживают постоянно на территории России, живут на даче в с ДД.ММ.ГГГГ, ранее проживали , после чего дочь истцов предложила им переехать в Россию в связи с ухудшением состояния здоровья истца Варва Р.Ф., по приезду в Россию истцы проживали в квартире Грибана П.П. в г.Москве.

Свидетель Свидетель 2 суду показал, что знаком с истцами, которые являются бабушкой и дедушкой его соседа Г. А., с которым свидетель Свидетель 2 знаком с трех лет, истцы проживали постоянно с ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу: , куда прибыли из , после чего переехали проживать на дачу в в 2012 году.

Суд доверяет показаниям допрошенных свидетелей Свидетель 1, Свидетель 2, поскольку они последовательны, логичны, не противоречат друг другу и другим собранным по делу доказательствам, даны лицами, лично не заинтересованными в исходе дела.

Как пояснил в судебном заседании представитель истцов Варва Р.Ф., Варва И.В., при назначении пенсии при рассмотрении вопроса о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ не были учтены разъяснения, изложенные в Письме Министерства социальной защиты населения РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В ДД.ММ.ГГГГ истцы приобрели гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. В апреле 2015 года истцами было направлено обращение в ГУ — ГУ ПФР №3 по г.Москве и Московской области о пересмотре вопроса о назначении пенсии с даты окончания выплат в Украине в июле 2011 года за шесть последующих месяцев, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, на что истцами был получен ответ о невозможности такового, так как на указанный момент не было документального подтверждения факта постоянного проживания в Российской Федерации. Истцы указывают, что установление факта их постоянного проживания на территории РФ необходимо для пересмотра вопроса о назначении пенсии в Российской Федерации с даты прекращения выплат по месту прежнего проживания в Украине, в связи с чем истцы просят:

1/ установить факт постоянного проживания Варва И. В. и Варва Р. Ф. на территории Российской Федерации с июля 2011 года,

2/ обязать ГУ — ГУ ПФР №3 по г.Москве и Московской области произвести выплату трудовой пенсии Варва И.В. и Варва Р.Ф за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования истцов об установлении факта постоянного проживания Варва И. В. и Варва Р. Ф. на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, обязании ГУ — ГУ ПФР №3 по г.Москве и Московской области произвести выплату трудовой пенсии Варва И.В. и Варва Р.Ф за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению, поскольку, как установлено в ходе судебного разбирательства истцы Варва И. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец , Варва Р. Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка , постоянно и непрерывно проживают на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, были зарегистрированы по месту пребывания по адресу: г.Москва, , с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы по месту жительства по указанному адресу; факт постоянного проживания истцов с ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации также подтвердили допрошенные судом свидетели, не доверять показаниям которых у суда оснований не имеется, в связи с чем суд считает, что следует установить факт постоянного проживания Варва И. В. и Варва Р. Ф. на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с письмом Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР" пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

Согласно ст.ст. 1, 7 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Согласно письму Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18, при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

Таким образом, трудовая пенсия по старости истцам Варва И. В., Варва Р. Ф., постоянно и непрерывно проживающим в Российской Федерации с июля 2011 года, в соответствии со ст.ст.7, 14 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Соглашением стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", подлежит назначению с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства на территории Украины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

установить факт постоянного проживания Варва И. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Варва Р. Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Российской Федерации с июля 2011 года.

Обязать Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда РФ № 3 по г. Москве и Московской области назначить Варва И. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Варва Р. Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, трудовую пенсию по старости в соответствии со ст.ст.7, 14 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Соглашением стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(регионы РФ)

Консультация по телефону
(Москва и область)

г. Москва, Площадь Киевского вокзала, 2
8 800 350 14 85
Бесплатная горячая линия

Правомерен ли отказ в оформлении пенсии, если отсутствует постоянная регистрация, но есть временная на 3 года. Гражданство получили недавно, листка убытия с Украины нет.

Но остались Украинское гражданство и регистрация.

Ответы юристов ( 3 )


Правомерен ли отказ в оформлении пенсии
Анатолий Владимирович

Нет, не правомерен.

В силу ст. 21 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

1. Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
6. Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Данный порядок оговорен в ПриказеМинтруда России от 28.11.2014 N 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» согласно которому

2. Для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
При отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации, а при отсутствии места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации — документ, подтверждающий место фактического проживания на территории Российской Федерации.
Для установления пенсии иностранному гражданину, лицу без гражданства необходимдокумент, подтверждающий постоянное проживание в Российской Федерации.

Приказ Минтруда России от 17.11.2014 N 884н

2. Действие настоящих Правил распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — граждане), имеющих право на пенсию.
4. Граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
5. Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему месту пребывания на территории Российской Федерации.
6. Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своего фактического проживания.

А вот что по Вашему вопросу отметил Пенсионный Фонд РФ

Право на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации лиц, прибывших на территорию Российской Федерации из Украины, зависит от их статуса.
Граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на Украине и вернувшиеся в Россию, имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в полном объеме.
У граждан Украины право на пенсионное обеспечение возникает при постоянном проживании на территории России, подтверждаемом видом на жительство, выдаваемым территориальными органами ФМС России.
Лица, получившие в России статус беженца, право на пенсионное обеспечение имеют наравне с гражданами Российской Федерации на период действия статуса беженца, подтверждаемого удостоверением беженца установленного образца, выдаваемого территориальными органами ФМС России.
На лиц из числа иностранных граждан, которым предоставлено временное убежище, право на пенсионное обеспечение не распространяется.
Для назначения российской пенсии гражданами, прибывшими с территории Украины, представляются следующие документы:
— документ, удостоверяющий личность:
для иностранных граждан — вид на жительство,
для граждан Российской Федерации — паспорт гражданина Российской Федерации,
для беженцев — удостоверение беженца;
— о нетрудоспособных членах семьи;
— об установлении инвалидности;
— о смерти кормильца (кормильцев) и родственных с ним отношениях;
— документы о стаже, о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002;
— пенсионное дело и сведения о прекращении выплаты пенсии на территории Украины, подтверждаемые органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства. В случае, если такие сведения о прекращении выплаты пенсии в Украине отсутствуют, гражданин, обращающийся за назначением российской пенсии, дополнительно оформляет заявление, в котором самостоятельно указывает сведения о сроках прекращения выплаты пенсии на Украине и обязуется при поступлении соответствующих сведений выплатить переполученные суммы пенсии, если такие факты будут установлены (для пенсионеров, получавших пенсию на Украине).
В случае если гражданин не может представить документы о стаже и заработке, пенсионное дело из Пенсионного фонда Украины, ему по достижении возраста (60 лет женщинами, 65 мужчинами) может быть назначена социальная пенсия по старости при условии подтверждения постоянного проживания на территории России не менее 15 лет или наличия статуса беженца.
Также граждане, имеющие вид на жительство или статус беженца, могут обратиться за назначением пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца независимо от возраста.
Для назначения пенсии по инвалидности необходимо представить документ об установлении инвалидности, выданный компетентным учреждением Российской Федерации или до распада СССР — компетентным учреждением республик, входивших в состав Советского Союза (либо пройти специальное медицинское освидетельствование на территории России).
Для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимо представить документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем, документ о смерти кормильца.
Справочно: размер социальной пенсии в России с 1 апреля 2016 года. Размеры приведены по состоянию на 01.04.2016:
инвалидам с детства I группы, детям-инвалидам — 11903,51 руб.;
инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы, детям, потерявшим обоих родителей (детям одинокой матери) — 9919,73 руб.;
инвалидам II группы, детям, потерявшим одного родителя, мужчинам по достижении 65 лет, женщинам по достижении 60 лет — 4959,85 руб.;
инвалидам III группы — 4215,90 руб.
По всем вопросам пенсионного обеспечения следует обращаться в территориальные органы Пенсионного фонда России по месту пребывания.

Об установлении ежемесячной денежной выплаты лицам, прибывшим на территорию Российской Федерации из Украины
В соответствии с законодательством Российской Федерации граждане из числа ветеранов, инвалидов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний, имеют право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) и получение государственной социальной помощи (ГСП) в виде набора социальных услуг (НСУ).
Право на ЕДВ лиц, прибывших на территорию Российской Федерации из Украины, зависит от их статуса.
Граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в Украине и вынужденно вернувшиеся в Россию, имеют право на ЕДВ и НСУ на общих основаниях.
Украинские граждане, вынужденно покинувшие территорию Украины и получившие в России статус беженца, имеют право на ЕДВ, предусмотренную Федеральными законами от 16.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», наравне с гражданами Российской Федерации в период действия этого статуса, который подтверждается удостоверением беженца установленного образца, выдаваемого территориальными органами ФМС России.
На украинских граждан и лиц без гражданства, прибывших из Украины, которым предоставлено временное убежище, право на ЕДВ и НСУ не распространяется.
Право на ЕДВ и НСУ у украинских граждан и лиц без гражданства возникнет при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации, которое подтверждается видом на жительство, выдаваемом иностранным гражданам и лицам без гражданства территориальными органами ФМС России.
Для установления ЕДВ гражданам, прибывшим из Украины, следует обращаться с письменным заявлением и документами, подтверждающими личность и правовой статус, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту пребывания.
Для каждой категории граждан, имеющих право на ЕДВ, устанавливается свой размер ЕДВ.
Со дня установления ЕДВ у гражданина возникает право на получение НСУ.
В состав предоставляемого гражданам НСУ включены следующие социальные услуги:
обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам врача, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Часть суммы ЕДВ удерживается из ее размера и направляется на финансирование предоставления гражданину НСУ.
По вопросам осуществления ЕДВ обращайтесь в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Одной из категорий дел, рассматриваемых в порядке особого производства, являются дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Правовое регулирование порядка рассмотрения таких дел предусмотрено главой 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), содержащей нормы, устанавливающие специфику подачи заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и особенности судебных решений по таким делам.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 262, статьям 264, 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или невозможности восстановления утраченных документов.

В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов (статья 267 ГПК РФ).

В силу части 3 статьи 263 ГПК РФ, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

По смыслу данных норм юридический факт устанавливается в особом производстве, когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта.

Таким образом, из приведенных выше положений федерального закона следует, что суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду.

На практике, при обращении в суд отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации, с заявлением об установлении юридического факта проживания на территории Российской Федерации, целью для обращения с таким заявлением, как правило, указывается необходимость получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке. В связи с этим судами заявления об установлении юридического факта проживания на территории Российской Федерации оставляются без рассмотрения.

Главой VIII. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определены условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации для отдельной категории лиц, находящихся на территории Российской Федерации, к которым пунктом «а» части 1 статьи 41.1 отнесены дееспособные лица, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывшие в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретшие гражданства Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

В таких случаях существует подведомственный суду спор, связанный с признанием лица гражданином Российской Федерации, разрешение которого зависит от того, действительно ли заявитель на 5 сентября 1991 года состоял в гражданстве СССР и прибыл в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, при этом не приобрел гражданства Российской Федерации в установленном порядке и не имеет гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что установление судом факта постоянного проживания гражданина на территории Российской Федерации в определенный период не влечет приема его в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, поскольку для этого требуется наличие ряда фактов, приведенных выше.

С учетом изложенного, при наличии спора, связанного с признанием лица гражданином Российской Федерации, лицо вправе разрешить его в порядке искового производства.

Правовой отдел МВД по Республике Саха (Якутия)

Читайте также: