Устав о пенсиях и единовременных пособиях 1857 года закрепил что

Правовое нормирование продвижения и поощрения по службе имеет длинную и противоречивую историю и уходит в глубину веков.

В России уже в XVIII–XIX вв. продвижение по службе было урегулировано рядом тщательно продуманных нормативных актов, в числе которых – Указ Петра I «О порядке государственной службы» 1722 г., Устав о службе по определению от правительства 1857 г., Уставы о пенсиях и единовременных пособиях, Положение об особых преимуществах государственных служащих в отдаленных местностях, а также в губерниях западных и Царства польского и т. д.

В п. 10 ст. 21 Закона об основах госслужбы закреплен институт ротации, то есть командирование (направление) служащего с его согласия в другой государственный орган для исполнения должностных обязанностей по государственной должности по его специальности на срок до двух лет. Ротация служащих внутри госоргана, а также переход (перевод) в другой орган (особенно правоохранительной системы) не только возможна, но и нужна, жизненно необходима.

В продвижении по службе значительное место занимают правовые условия продвижения по службе, под которыми понимаются такие фактические обстоятельства, с наступлением которых у служащего возникает право на продвижение по службе. Такие условия не должны быть абсолютно общими для всех госорганов, едиными могут быть некоторые принципиальные начала, а сами условия продвижения в каждом госоргане должны конкретизироваться в зависимости от специализации. В этой связи существенное значение имеют ст. 22 Закона об основах государственной службы, закрепившая право госслужащего на участие в конкурсе на замещение вакантной должности независимо от того, какую должность он занимает в момент проведения конкурса, и п. 2 ст. 7, которым служащему гарантируется проведение по его инициативе квалификационного экзамена для присвоения квалификационного разряда без последующего перевода на другую государственную должность. По сути дела –это закрепление права на продвижение, реализуемого по инициативе госслужащего, точнее даже – на самовыдвижение.

В ряде отраслевых нормативных актов в качестве условия производства в классный чин или специальное звание без соблюдения очередности называется выдвижение на вышестоящую должность. Тем самым в ведомствах (прокуратура, налоговая служба, юстиция, нотариат, МВД) допускаются случаи занятия должности при отсутствии у ее претендента соответствующего квалификационного обозначения.

В Законе об основах государственной службы говорится о том, что служащий имеет право на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации (п. 6. ст. 9). К сожалению, норм о порядке продвижения по службе в Законе нет.

О резерве на выдвижение на высшие государственные должности говорится в п. 2 ст. 8 анализируемого Закона. Этот институт находит свое развитие в других нормативных актах, особенно в части установления критерия отбора кандидатов в резерв. При подборе специалистов в кадровый резерв учитываются выводы аттестации, состояние здоровья, возраст, профессиональная компетентность, соответствие квалификационным требованиям и должности.

Правовые условия продвижения по службе должны быть конкретными (специальными) для каждого вида госорганов, но общие принципы в системе продвижения, безусловно, должны быть едины. Поэтому, исходя из сказанного, во всех государственных органах могут приниматься во внимание: ученая степень, звание (или иное квалификационное обозначение), почетные звания, результаты должностной стажировки, переподготовки, повышения квалификации, состояние в кадровом резерве и т. д.

В науке и на практике признаются два принципа назначения на более высокие должности: принцип старшинства и принцип заслуг*. В первом случае продвигается служащий, который более длительный срок работает на непосредственно нижестоящей должности, справляется со своими обязанностями и при это отсутствуют обстоятельства, препятствующие его пути «наверх» (возраст, здоровье и т.д.). Соответственно, служащий стремится повышать квалификацию, не допускать ошибок в работе.

*См. Демин А. А. .«Система добычи» -и «Система заслуг» как способы комплектования кадров государственной службы // Вестник РУДН. Юридические науки. 1998. № 2. С. 41–46.

Принцип заслуг исходит из того, что на более высокую должность следует выдвигать тех, кто лучше проявил себя, чьи качества больше соответствуют такой должности.

К сожалению, практика изобилует примерами, когда продвижение по службе связано с родственными отношениями, субъективными оценками лиц, решающих вопросы о выдвижении, отсутствием кадрового резерва.

Таким образом, Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» – это первый законодательный акт в России, который закрепил, а порой только обозначил принципы продвижения и поощрения по государственной службе. Если говорить о потребностях, адекватных современному развитию общества, то можно выделить такие цели, как защита государством и законом чиновника от произвола сменяющих друг друга руководителей, четкое нормирование продвижения по службе при обеспечении достойного содержания.

Более полное нормативное урегулирование вопросов продвижения по службе обеспечивало бы независимость служащих вне сферы государственной службы, способствовало бы созданию аппарата, стоящего вне корпоративных политических и экономических интересов, осуществлению функций администраций при любых сменах лидеров, кабинетов. Словом, как бы ни «штормило», государство всегда должно быть управляемо.

История пенсионных реформ в 17 главах


“Ъ” проанализировал эволюцию пенсионной системы от царя Алексея Михайловича до президента Владимира Путина и пришел к выводу, что и в Российской Империи, и в СССР, и в новой России пенсия всегда была больше похожа на сословную привилегию.

Алексей Михайлович -- отец русской пенсионной системы

Если не брать во внимание раздачу князьями и царями земель приближенным, первые шаги в деле создания пенсионной системы в России были предприняты при царе Алексее Михайловиче. В статье 17 Соборного уложения 1649 года за чиновниками того времени было закреплено право владения поместьем после увольнения со службы даже в том случае, если их дети или родственники не связывали свою жизнь с государственной службой.


Царь Алексей Михайлович (Тишайший) завел на Руси не только полки иноземного строя, но и зачатки пенсионной системы

Фото: Universal Images Group / Sovfoto / DIOMEDIA

А в качестве награды за более мелкие заслуги был введен новый вид государственного презрения для отставных военнослужащих — пожизненное содержание в монастырских богадельнях на полном обеспечении. Это было связано с военной реформой 1630-х годов, в результате которой стали формироваться полки нового «иноземного строя», а также с введением рекрутского набора.

От Петра 1 до Петра 3: кормить до смерти

Пенсионная политика царя Алексея Михайловича была продолжена Петром I. «С 1711 года военнослужащих-инвалидов стали назначать на заставы и в санитарные кордоны. Петр I считал, что необходимо решать вопросы о презрении в старости тех, “которые лучшие свои годы пожертвовали Царю и Отечеству”»,— отмечает историк Дмитрий Гусаков.

В следующем, 1712 году был издан указ о создании во всех губерниях госпиталей-богаделен для презрения увечных и престарелых воинов. В нем говорилось: «Ежеле кто так изувечен, что никуды негоден будет, то такого в гошпитали кормить до его смерти, а ежели в гошпитали быть не похочет, то награжден будет годовым жалованьем, и дать пашпорт».


В результате войн Петра I увечных и погибших было столько, что пришлось принять системное решение о компенсациях

Родственникам убитых или умерших на службе также полагались выплаты: вдове — 1/8 часть жалованья сроком на 40 лет или до замужества, а каждому из детей — 1/12, причем мальчикам — до 10 лет, а девочкам — до 15.

Все пенсии включались в расходы на выплату жалованья. При этом содержание стариков, официально не служивших государству, не предусматривалось и осуществлялось в рамках благотворительности и презрения бедных.

Изначально презрение бедных находилось в ведении Коллегии экономии и епархиальных ведомств. Ведомство строило на церковных землях небольшие приюты на 10–15 человек. Такие же приюты учреждались отдельными благотворителями или прихожанами церквей.

Екатерина 2 и Павел 1: впервые определен пенсионный возраст

Но уже в 1762 году допускалось «инвалидно-поселенное» призрение. В его рамках следовало отправлять на «поселение в Казанскую губернию» унтер-офицеров и рядовых, «кои никакой службы понести не могут, а в таких еще не престарелых летах, что могут на поселении с пользою умножать общую сельскую экономию». А тех, кто «по старости своей или увечью ни к одному, ни к другому способными не окажутся», «оставить при монастырях и богадельнях».

Какое-то время монастырское и поселенное призрение воинских чинов существовало совместно. Затем монастырское было отменено по следующим соображениям: «духовным властям… отставных, яко воинских людей, в надлежащем порядке, а тем военным людям в спокойствии под управлением и смотрением духовным быть весьма несходственно».

Было приказано «отныне на пропитание» в монастыри отставных военных «не посылать, а вместо того отправлять их прямо от военной коллегии в… выгодные места».

Отставные офицеры-инвалиды содержались в 31 городе России в строго регламентированном количестве. Непременным условием для получения инвалидного содержания являлось владение семьей военного не более чем пятью крепостными.

Императрица Екатерина II также внесла коррективы в пенсионное обеспечение подданных. Например, на очередном пенсионном указе она написала: «Быть по сему, а без Моего ведения никому пенсий не определять». В документе говорилось, в частности, о чиновниках, которым пенсия не полагалась,— главным образом, о тех, кто «во время службы, будучи в офицерских чинах, по приговорам за большие и бесчестные преступления штрафован». Количество пенсионеров росло, и по причине нехватки мест в богадельнях и призренных местах по указу от 9 марта 1784 года впервые был введен пенсионный возраст — 60 лет.


При Екатерине II в России появилось новое понятие — «пенсионный возраст»

Пенсионное обеспечение сочетало натуральную и денежную части. «Кормление могло обеспечиваться тремя способами,— пишет экономист Ольга Халтурина.— Первый способ предполагал получение в период военной службы вместо жалованья нескольких дворов, обязанных содержать военнослужащего и с уходом его в отставку. С повышением в должности увеличивалось и количество дворов. Например, полковнику полагалось 15 дворов, а прапорщику — только три. При втором способе бывший военнослужащий назначался на должность воеводы крупного населенного пункта и получал в качестве пенсионного обеспечения денежное и натуральное довольствие. Третий способ предполагал получение в “кормление” крупного города, но за определенный выкуп. Используя этот способ, государство не только обеспечивало отставных военнослужащих, но и пополняло казну».

Одновременно расширялся круг лиц, которые могли «милостью государя» получать пенсию. Например, в царствование Екатерины II была введена практика выплаты пенсионного обеспечения за выслугу лет. Для морских чинов она составляла 32 года, для гражданских — 35 лет.

В конце XVIII века работающим пенсионерам, повторно поступающим на госслужбу, выплачивалась либо пенсия, либо жалованье, в зависимости от того, какая сумма оказывалась больше.

Выплата пенсии по «царской милости» не приостанавливалась. В конце царствования Павла I были произведены дополнительные крупные выплаты семьям офицеров, погибших на войне: пенсионные расходы заметно выросли.


Реформы Александра 1 и первый дефицит пенсионной системы

Александр I в первые же годы своего царствования подписал ряд указов, по которым к категории военнослужащих были отнесены не только сухопутные военные чины и чины военно-морского ведомства, но и оружейники, а также мастеровые путей сообщения. «Комитет по назначению пенсий выдавал пенсии и пособия тем отставным гражданским чиновникам, которые, “служа с усердием, лишились сил от трудов, понесенных в прохождении их должностей, не могут продолжать службу и не имеют средств к приличному себя содержанию”,— отмечает юрист Сергей Торопкин.—

“Лишением сил” при этом считались такие случаи, как “помешательство ума, медленная чахотка, паралич, потеря зрения, лишение рук или ног и расслабление всех частей тела”».


Александр I впервые распространил пенсионное обеспечение на гражданских чиновников

Был создан Комитет призрения заслуженных воинов, осуществлявший негосударственное пенсионное обеспечение. В то же время император заметил, что, несмотря на заслуги, многие гражданские чиновники также «не имеют средств к приличному содержанию». Поэтому было принято решение о создании аналогичной структуры для помощи гражданским лицам: 21 февраля 1823 года появился Комитет призрения заслуженных гражданских чиновников.

Пенсионное делопроизводство было сосредоточено в департаменте Государственного казначейства Министерства финансов. К концу 1820-х годов сумма, необходимая для пенсионного обеспечения, намного превышала средства, выделяемые на это государством. Стала очевидной потребность в очередной пенсионной реформе. Однако ее проект (который впервые в 1821 году был вынесен на обсуждение) не был принят. Реформирование пенсионной сферы было отложено до прихода нового императора.

Николай 1: реформы коренные, но безуспешные


Царствование Николая I проходило на фоне бурной индустриализации и урбанизации. Новые реалии требовали и нового пенсионного регулирования

К началу царствования Николая I назрела необходимость коренной пенсионной реформы. Уставом о пенсиях и единовременных пособиях государственным служащим, введенным в действие с 1 января 1828 года, определялись три принципиальные позиции пенсионного обеспечения.

Во-первых, выплата пенсий переходила в ведение Государственного казначейства. Ему передавались все пенсионные капиталы и накопленные по ним доходы. Фактически это был аналог современного пенсионного фонда.

Во-вторых, сумма пенсии определялась не по выплачиваемому жалованью, а по разряду последней должности.

В-третьих, пенсионное обеспечение гарантировалось вдовам и сиротам гражданских служащих.

Упорядочение пенсионной сферы не привело к значительному снижению дефицита пенсионного фонда, тогда как государственный долг увеличивался. Началась дискуссия относительно очередной пенсионной реформы.

В Устав о пенсиях предполагалось ввести проверку нуждаемости пенсионеров, а также отменить отраслевые надбавки.

Но главное, следовало решить вопрос — считать пенсию наградой за верную службу или милостью.

В ноябре 1853 года в устав были внесены коррективы: максимальная пенсия предоставлялась при выслуге в 35 лет, отменялось право на пенсию при меньшей выслуге во всех ведомствах, кроме горного и таможенного, единовременные пособия семьям умерших выплачивались, только если пенсия не была назначена.

Однако и этот устав не устранял проблему несбалансированности доходов и расходов в части пенсионного обеспечения.

Накопительные пенсии Александра 2

Если в 1828 году один пенсионер приходился на 4,5 служащего, то в 1868 году — уже на одного. Страна столкнулась с одной из самых серьезных проблем пенсионной системы — тяжелым финансовым бременем, когда пенсионные выплаты формируются за счет доходов работающих.

В качестве спасательного круга было предложено введение накопительной части пенсии. Появились учреждения двух типов: сберегательные кассы, которые аккумулировали взносы, а затем вместе с процентами возвращали их вкладчикам, а также пенсионные кассы, выплачивавшие участникам ренту, определяемую уставом кассы. Пенсионные кассы, в свою очередь, были двух видов — эмеритальные и страховые.

Прежде всего Александр II стремился с помощью эмеритальных касс снять бремя государственного пенсионного обеспечения для военнослужащих: "А чтобы благодетельная мера учреждения эмеритуры могла быть распространена на всех служащих в военном ведомстве, без всякого уменьшения настоящего их содержания, Мы назначили необходимую сумму для обращения в эмеритальную кассу в виде прибавки шести процентов к тем окладам содержания, которые не увеличены на основании сего Указа".

Кроме того, император внес в эмеритальную кассу "военно-сухопутного ведомства" колоссальные для середины XIX века денежные средства — 7,5 млн руб. "И в дополнение к этому приказал Государственному казначейству гарантированно выплачивать за пользование капиталом кассы не менее 4% годовых и строго следить за сохранностью средств. А в последующие годы он находил все новые источники для пополнения эмеритальной кассы, так что за пять лет ее капитал вырос почти вдвое",— указывает историк Ирина Скаридова.


При Александре II пенсионное обеспечение получило дополнительный уровень — эмеритуру, или накопительный компонент

Эмеритальные кассы могли быть организованы государственными ведомствами, земствами и частными предприятиями. Чаще всего средства эмеритуры формировались из благотворительных пожертвований ведомств, доходов от ценных бумаг, в отдельных случаях — правительственных вычетов из жалованья участников в размере 4-6%. Размер эмеритальной пенсии зависел от должностного оклада, выслуги лет и продолжительности участия в кассе. Эмеритальные пенсии рассматривались как добавка к пенсии от Государственного казначейства, сами по себе они не представляли достаточного обеспечения.

Интересно, что в 1908 году в эмеритальной кассе инженеров путей сообщения были сделаны актуарные расчеты до 2046 года.

После эмеритуры для военных чинов была создана такая же касса для работников Министерства путей сообщения. В ее организации участвовал известный математик Болеслав Малешевский, который на основе теории вероятности разработал экономическое обоснование операционной деятельности кассы.

"Заслуга Малешевского в железнодорожном деле та, что благодаря его трудам была основана эмеритальная касса для служащих юго-западных железных дорог,— вспоминал Сергей Витте.— Для выработки плана общей эмеритальной железнодорожной кассы обратились к Малешевскому, и он очень много работал по этому предмету.


Редкий строитель железных дорог мог рассчитывать на пенсию от государства

Как известно, всякая правильно поставленная эмеритальная касса основывается на теории вероятности и требует значительной математической эрудиции, хотя часто, когда не имеется надлежащих статистических данных, одной математики недостаточно. Так, например, эмеритальная касса военного ведомства была разработана при участии такого специалиста-математика, как покойный академик Буняковский, но тем не менее расчеты оказались не соответствующими действительности, то есть не оправдались действительностью".

Ревизионная комиссия, которая в 1872 году провела первую проверку эмеритальной кассы горных инженеров, пришла к выводу, что деятельность кассы заслуживает уважения: результаты ее операций за десятилетие работы "настолько благоприятны, что дают возможность без всякого опасения с 1 сентября 1872 года оклады пенсий увеличить на 50% всем пенсионерам" и, кроме того, значительно увеличить пенсионные выплаты детям и вдовам уже умерших пенсионеров.

Впрочем, деятельность некоторых касс все-таки была нестабильной. Например, та же касса горных инженеров с начала своей работы и до конца XIX века как минимум дважды переживала кризисы состоятельности. Первый раз — в 1891 году, когда прогрессирующий в течение пяти лет дефицит достиг критической суммы 12 728 руб. Но в этом кассе "подсобило" правительство.

"Несомненно, негативным внешним фоном для "горной" эмеритуры тогда стала конверсия пятипроцентных банковских билетов 1-го и 2-го выпусков и облигаций 2-го и 3-го Восточных займов, проведенная на основании Высочайшего повеления от 8 апреля 1894 года. Судя по кассовому отчету за 1893 год, эта конверсия привела к тому, что взамен солидных государственных бумаг эмеритальная касса вошла во владение преимущественно лишь бумагами частных общественных учреждений, то есть менее обеспеченными, а потому менее ценными",— считает историк Павел Орлов.

Как водится в таких ситуациях, обещанная государством компенсация потерь относилась только к последней конверсионной процедуре апреля 1894 года. По первым трем — 10 февраля, 5 марта и 5 апреля 1891 года — рассчитывать на подобное восстановление утраченного не приходилось.

"Позднее, в 1902 году, проблема эффективного размещения частей неприкосновенного капитала кассы вновь "крайне тщательно" обсуждалась в связи с сомнениями в надежности приобретения, в частности, 5% закладных Тифлисского и Кутаисского земельных банков — "весьма выгодных в смысле доходности, но которые представляются весьма непрочными в смысле надежности". Тогда и было принято решение постепенно сокращать размеры капитала, помещенного в закладные листы этих банков, путем "воспрещения покупать их впредь" и обменивая выходящие в тираж погашения листы на закладные других банков",— сообщает Павел Орлов.

Негосударственная пенсионная система к 1917 году насчитывала более 200 эмеритальных, пенсионных и страховых касс. Декрет Совнаркома РСФСР от 26 апреля 1919 года гласил: "Все старые пенсии, выдаваемые из Государственного казначейства, пенсионных, эмеритальных, вспомогательно-сберегательных и прочих касс на основании законоположений, изданных до Октябрьской рабоче-крестьянской революции, подлежат пересмотру".

Эмеритальные, а также "пенсионные, сберегательно-вспомогательные и т. п. кассы" были ликвидированы, а их капиталы предписывалось "перечислить в доход казны".

Под документом стоят подписи председателя Совнаркома В. Ульянова (Ленина), управделами В. Бонч-Бруевича и секретаря Л. Фотиевой.


Основатели советской России Владимир Ульянов-Ленин и Владимир Бонч-Бруевич считали конфискацию пенсионных накоплений вкладом в установление социальной справедливости и построение светлого будущего

Впоследствии рабочие просили вернуть их накопления. "Многоуважаемый Иосиф Виссарионович! — писали в письме Сталину в 1927 году тифлисские рабочие-железнодорожники.— В бытность Вашу в Тифлисе, во время посещения Тифлисских Вашего имени мастерских, мы, железнодорожные рабочие и служащие как мастерских, так и депо, подали Вам просьбу, в которой просили оказать содействие, дабы дать конец волнующему нас вопросу — о возврате наших мелких сбережений, которые мы, рабочие и служащие, тяжелым трудом заработанные откладывали на черный день путем сбережения через пенсионную кассу и страхования жизни при этой пенсионной кассе. По разъяснению Наркомфина СССР, деньги наши перечислены в доход казны в 1918 году".

Ответ партии и правительства был однозначным — никакого возврата средств не будет.

Упорно навязывается нашему обществу миф, о том, что пенсионное обеспечение есть наскрозь большевистское достижение. Но вот законопроект 1910г. О пенсионном обеспечении учителей церковно-приходских школ. Одобренный, и Высочайше-утвержденный. Суть такова, что учителям церковно-приходских школ пенсии поднимают до уровня учителей народных училищ. До того она у них оставалась на уровне 1860-года. (!). 90 руб в год. Очень не густо, но вполне сравнимо с 40- ка рублями в 1978 (и это была не колхозная пенсия).

1. Привлечь к обязательному участию в действующей с 1 января 1901 года при Министерстве народного просвещения пенсионной кассе народных учителей и учительниц весь личный состав учащих приходских училищ по уставу 1828 года с отнесением пособия кассе в первые десять лет участия названных лиц в кассе на счет свободного остатка от пенсионного капитала приходских учителей, а за сим - на счет казны. 2. Для всех приходских учителей и учительниц, привлеченных к обязательному участию в пенсионной кассе народных учителей и учительниц, отнести на счет пенсионного капитала приходских учителей ту часть пенсии, которая причиталась бы выходящему на пенсию лицу или его жене за годы его службы, протекшие до времени привлечения его к обязательному участию в пенсионной кассе народных учителей и учительниц, считая эти годы как бы платными на основании принятых Министерством народного просвещения расчетов. 3. Оставить получаемые ныне приходскими учителями и учительницами пенсии и пособия в прежнем размере. Государственн ая дума. Созыв 3-й. Сессия 1-я. Приложения к стенографическим отчетам. - СПб., 1908. -Т. 2. - Стлб. 2406-2407. Законопроект внесен в III Государственную думу 17 июня 1908 г. за 50 подписями; первые подписавшиеся - представители национальной группы В.К. Тычининио. В.М. Кузьминский. Инициаторы законопроекта обращали внимание на то, что хотя учителя приходских училищ выполняют такую же «тяжелую и ответственную» работу, как и учителя народных училищ, их «послеслужебное обеспечение» меньше такого же обеспечения народных учителей, участвующих в пенсионной кассе при Министерстве народного просвещения. За 25 лет учительской службы приходским учителям и учительницам полагалась пенсия в размере лишь 90 руб. в год. По мнению депутатов, эта пенсия, недостаточная сама по себе, не соответствовала ни дороговизне жизни, ни тяжести и важности труда, который выполняют учителя и учительницы приходских училищ, ни, наконец, «современным окладам жалованья их, которые доходят до 300-400 и более рублей в год» (размер пенсии был установлен в соответствии с некогда существовавшим годовым жалованьем в 90 руб.). Служба, исполняемая учителями и учительницами приходских училищ, как подчеркивали авторы проекта, есть дело государственной важности; «между тем государственное казначейство не участвует в пенсионном обеспечении приходских учителей и учительниц, и оно падает исключительно на особый пенсионный капитал приходских учителей». Дополнительным аргументом было то, что действовавшее законодательство трактовало приходские училища как относящиеся к тому же типу начальных училищ, что и народные и министерские. 28 мая 1909 г. законопроект общим собранием Государственной думы был передан в комиссию по народному образованию в качестве материала, ввиду внесения Министерством народного просвещения законопроекта «Об изменении действующих положений о пенсионном обеспечении учителей и учительниц приходских по Уставу 8 декабря 1828 года училищ». Выработанный законопроект был одобрен Думой 18 декабря 1909 г. и высочайше утвержден 15 января 1910г. Кроме того, 23 мая 1908 г. в Думу за 41 подписью (первые подписавшие - также В.К. Тычинин и о. В.М. Кузьминский) был внесен законопроект «Об отмене ст. 416 Устава о пенсиях и единовременных пособиях в части, касающейся учи телей приходских училищ по Уставу 1828 года», в котором предлагалось «засчитывать службу учителей и учительниц приходских училищ по Уставу 1828 г. в сроки для получения пенсий по всякой другой службе, распространив действие сего закона на тех из них, которые перешли на другую службу без пенсии по службе в приходских училищах» (по ст. 416 Устава, служба учителей приходских училищ не засчитывалась в сроки для получения пенсий по всякой другой службе). 26 мая 1909 г. этот законопроект был также передан в комиссию по народному образованию в качестве материала для работы над министерским законопроектом. »

Кроме того, рекомендую к прочтению статью о пенсионном обеспечении жд служащих, после 1860г.

Элита Российской империи. Пенсии за службу путейскую. Часть 1


Организация в Российской империи казенного и частного пенсионного обеспечения на железной дороге имеет свою историю. К 1897 году в России уже было создано более 200 эмеритальных, пенсионных и страховых касс. В начале XX века в империи в целом сложились 2 подхода к пенсионному обеспечению

Элита Российской империи. Пенсии за службу путейскую. Часть 2


Пенсионы на частной колееС конца XIX века соотношение между казенными и частными ж/д колебалось в пределах примерно 70 и 30 процентов. Или, иными словами, частные ж/д составляли около трети всей путейской сети империи. Интересное было время: казенные дороги или их отдельные участки нередко

Уставы о пенсиях и единовременных пособиях

Иванов, Виктор Андреевич Уставы о пенсиях и единовременных пособиях. С.-Петербург: Тип. А. Траншеля, 1873

Правовое нормирование продвижения и поощрения по службе имеет длинную и противоречивую историю и уходит в глубину веков.

В России уже в XVIII–XIX вв. продвижение по службе было урегулировано рядом тщательно продуманных нормативных актов, в числе которых – Указ Петра I «О порядке государственной службы» 1722 г., Устав о службе по определению от правительства 1857 г., Уставы о пенсиях и единовременных пособиях, Положение об особых преимуществах государственных служащих в отдаленных местностях, а также в губерниях западных и Царства польского и т. д.

В п. 10 ст. 21 Закона об основах госслужбы закреплен институт ротации, то есть командирование (направление) служащего с его согласия в другой государственный орган для исполнения должностных обязанностей по государственной должности по его специальности на срок до двух лет. Ротация служащих внутри госоргана, а также переход (перевод) в другой орган (особенно правоохранительной системы) не только возможна, но и нужна, жизненно необходима.

В продвижении по службе значительное место занимают правовые условия продвижения по службе, под которыми понимаются такие фактические обстоятельства, с наступлением которых у служащего возникает право на продвижение по службе. Такие условия не должны быть абсолютно общими для всех госорганов, едиными могут быть некоторые принципиальные начала, а сами условия продвижения в каждом госоргане должны конкретизироваться в зависимости от специализации. В этой связи существенное значение имеют ст. 22 Закона об основах государственной службы, закрепившая право госслужащего на участие в конкурсе на замещение вакантной должности независимо от того, какую должность он занимает в момент проведения конкурса, и п. 2 ст. 7, которым служащему гарантируется проведение по его инициативе квалификационного экзамена для присвоения квалификационного разряда без последующего перевода на другую государственную должность. По сути дела –это закрепление права на продвижение, реализуемого по инициативе госслужащего, точнее даже – на самовыдвижение.

В ряде отраслевых нормативных актов в качестве условия производства в классный чин или специальное звание без соблюдения очередности называется выдвижение на вышестоящую должность. Тем самым в ведомствах (прокуратура, налоговая служба, юстиция, нотариат, МВД) допускаются случаи занятия должности при отсутствии у ее претендента соответствующего квалификационного обозначения.

В Законе об основах государственной службы говорится о том, что служащий имеет право на продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации (п. 6. ст. 9). К сожалению, норм о порядке продвижения по службе в Законе нет.

О резерве на выдвижение на высшие государственные должности говорится в п. 2 ст. 8 анализируемого Закона. Этот институт находит свое развитие в других нормативных актах, особенно в части установления критерия отбора кандидатов в резерв. При подборе специалистов в кадровый резерв учитываются выводы аттестации, состояние здоровья, возраст, профессиональная компетентность, соответствие квалификационным требованиям и должности.

Правовые условия продвижения по службе должны быть конкретными (специальными) для каждого вида госорганов, но общие принципы в системе продвижения, безусловно, должны быть едины. Поэтому, исходя из сказанного, во всех государственных органах могут приниматься во внимание: ученая степень, звание (или иное квалификационное обозначение), почетные звания, результаты должностной стажировки, переподготовки, повышения квалификации, состояние в кадровом резерве и т. д.

В науке и на практике признаются два принципа назначения на более высокие должности: принцип старшинства и принцип заслуг*. В первом случае продвигается служащий, который более длительный срок работает на непосредственно нижестоящей должности, справляется со своими обязанностями и при это отсутствуют обстоятельства, препятствующие его пути «наверх» (возраст, здоровье и т.д.). Соответственно, служащий стремится повышать квалификацию, не допускать ошибок в работе.

*См. Демин А. А. .«Система добычи» -и «Система заслуг» как способы комплектования кадров государственной службы // Вестник РУДН. Юридические науки. 1998. № 2. С. 41–46.

Принцип заслуг исходит из того, что на более высокую должность следует выдвигать тех, кто лучше проявил себя, чьи качества больше соответствуют такой должности.

К сожалению, практика изобилует примерами, когда продвижение по службе связано с родственными отношениями, субъективными оценками лиц, решающих вопросы о выдвижении, отсутствием кадрового резерва.

Таким образом, Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» – это первый законодательный акт в России, который закрепил, а порой только обозначил принципы продвижения и поощрения по государственной службе. Если говорить о потребностях, адекватных современному развитию общества, то можно выделить такие цели, как защита государством и законом чиновника от произвола сменяющих друг друга руководителей, четкое нормирование продвижения по службе при обеспечении достойного содержания.

Более полное нормативное урегулирование вопросов продвижения по службе обеспечивало бы независимость служащих вне сферы государственной службы, способствовало бы созданию аппарата, стоящего вне корпоративных политических и экономических интересов, осуществлению функций администраций при любых сменах лидеров, кабинетов. Словом, как бы ни «штормило», государство всегда должно быть управляемо.

Во времена СССР пенсионное обеспечение вышедших на заслуженный отдых граждан преподносилось, как достижение социализма. Мол, цари и капиталисты изначально не утруждали себя заботами о пожилых людях, которые больше не могут работать. Но так ли это на самом деле?

Военные пенсии: «Дабы не позорили честь мундира»

В России первые пенсии начали выплачиваться при Петре I. В соответствии с Морским уставом, утверждённым в 1720 году, офицерам военно-морского флота по старости назначалась безусловная и обязательная к выплате премия. Офицеры других родов войск стали получать такое денежное пособие немного позже.

Первый российский император издал специальный указ «О пенсионе бывшим военным», где говорилось:

«Назначить достойное пожизненное содержание, дабы не позорили честь мундира».

Если человек, которому назначалась пенсия, умирал, то денежное пособие продолжалось выплачиваться его семье: вдове или другим иждивенцам. Однако родственники офицеров, убитых на дуэли, пенсию не получали.

Но, несмотря на то, что в теории это всё выглядело просто замечательно, был в первой российской пенсионной реформе один существенный недостаток: денежное пособие по старости выплачивали только офицерам, но не рядовым солдатам. И получалось, что рекрут, отслуживший 25 лет, должен был вернуться в родную деревню без права на пенсию.

Правда, предполагалось, что местный барин должен уважительно относиться к бывшему солдату и при необходимости помочь ему в обзаведении хозяйством. Но многие ли из помещиков следовали этому предписанию?

В 1851 году Николай I издал указ, в соответствии с которым отставным крестьянам было запрещено жить в Петербурге или в Москве если они « не имеют возможности содержать себя положительными способами ».

Солдат-инвалидов, как правило, определяли на дожитие и прокорм в монастыри.

Но если воин успевал отличиться в военных походах, ему назначалось солидное единовременное пособие. Этих денег было достаточно, чтобы отставной солдат мог обзавестись торговой лавочкой, лесопилкой или мельницей, то есть, начать своё дело, которое кормило бы его до конца жизни.

Пенсия гражданским лицам: «За беспорочную службу»

Первое «настоящее» пенсионное законодательство появилось в Российской империи при Николае I, в 1827 году. В соответствии с ним, правом на денежное содержание обладали не только военные, но и гражданские чиновники.

Если человек прослужил на благо царя и Отечества 25 лет, ему назначалась пенсия в размере 50% от его жалованья. А прослужившие 35 лет имели право на получение денежного содержания, сумма которого равнялась бы 100% чиновничьего оклада.

В случае смерти материальное пособие получала вдова или дети: сын до 17 лет, а дочь - до 21 года, ну, или до тех пор, пока не выйдет замуж.

Главным условием для выплаты пенсии была «беспорочная служба».

Если чиновник увольнялся из-за каких-то нарушений или по причине серьёзного проступка, его прежний стаж терялся. И если человеку удавалось вновь устроиться на государственную службу, отчёт лет его выслуги начинался заново.

Правом на «пенсионное помилование» обладал только сам государь, а потому проштрафившимся чиновникам, в особенности, если те были осуждены по «политическому» делу, нечего было рассчитывать на пенсионное пособие.

Также не выплачивались выплаты по возрасту лицам, навсегда покинувшим Россию или тем, кто постригся в монахи.

Пенсия для царских «бюджетников»: значение стажа

Развитие пенсионной системы в царской России не стояло на месте, а продолжало развиваться. И вот денежное пособие по старости начали выплачивать уже и лицам, не имеющим чина: медперсоналу, преподавателям учебных заведений, а с 1913 года - работникам и служащим железных дорог и предприятий, причём, всем без исключения.

Но при её назначении имелся один нюанс: рассчитывать на пенсию могли только те, кто отработал на госпредприятиях определённое количество лет, то есть люди, которых сегодня можно было бы назвать бюджетниками.

Вообще же после 1912 года пенсионное законодательство в Российской Империи было на уровне лучших мировых стандартов.

При назначении денежного обеспечения учитывался не возраст, а стаж. И если у человека имелся стаж в 15 лет, при выходе на пенсию он каждый месяц получал 100% от своей зарплаты. Люди так и говорили: «вышел с полным окладом». Тем же, кто проработал 25 лет, выплачивалось 50% от заработной платы.

При этом, если человек немного «не дотянул» и отработал 24,5 и 34,5 лет, ему также начислялась пенсия.

Но и это ещё не всё. На многих предприятиях пенсионеры дополнительно получали ещё и ведомственную пенсию (эмеритуру). Её размер мог составлять до 100% от зарплаты, а назначалась она тем, кто за время работы на предприятии не менее 10 лет делал взносы в кассу взаимопомощи.

Если человек должен был уйти с работы по состоянию здоровья, он тоже не оставался без средств к существованию. Отработав 30 лет, пенсионер-инвалид получал 100% от своего заработка. Двадцатилетний стаж давал право на получение 2/3 от оклада, а пятилетний - на 1/3 от жалованья.

Полагались пенсии и лицам, имеющим госнаграды, например, георгиевским кавалерам, число которых в 1917 году составляло примерно 1,5 млн. человек.

При этом стаж не должен был быть непрерывным: при желании человек мог на 1-2 года сделать перерыв в работе, чтобы отдохнуть в деревне или, если была возможность, за границей.

А что же с крестьянами?

Пожалуй, наиболее серьёзным недостатком пенсионного обеспечения в царской России было то, что денежные выплаты по возрасту не полагались крестьянам. Между тем, страна была аграрной и около 80% её населения занималось земледелием.

Но представители высших сословий полагали, что крестьянам достаточно и того, что у них есть надел земли, с которого они должны кормиться всю жизнь, не полагаясь на денежные пособия «от государственных щедрот».

А что же по этому поводу думали сами крестьяне? Может быть, они и завидовали тем, кто, выйдя в отставку, получал пенсию. Но у них имелся и свой, выработанный веками и тысячелетиями способ обеспечить себя в старости, когда сил трудиться в поле уже не останется. Они просто старались рожать как можно больше детей.

И это не было блажью, прихотью или издержками чадолюбия. Младенческая и детская смертность была в царской России довольно велика и было нужно, чтобы хотя бы один из сыновей стал взрослым и смог содержать своих родителей в старости.

Крестьяне в Российской империи так и говорили: «Первый сын - Богу, второй - царю, третий - себе на пропитание».

Читайте также: