Уставы о пенсиях и единовременных пособиях

В Указе от 6 декабря 1827 г. император Николай I отметил, что «правила по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности. Сверх того не было постановлено постоянных правил на призрение вдов и сирот после смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших».

В развитие данного Указа в том же 1827 г. был принят Устав о пенсиях и единовременных пособиях[7], в основном просуществовавший до начала XX в. Устав был введен в действие с 1 января 1828 г.

Устав о пенсиях и единовременных пособиях состоял из трех частей: «Правил для назначения пенсий и пособий», «О пенсиях и пособиях вдовам и детям классных чиновников», «О производстве пенсий и пособий». К Уставу прилагалось «Примерное расписание окладов для определения пенсий гражданским чиновникам по их должностям», состоящее из девяти пенсионных разрядов.

Уставом были определены три принципиальных положения пенсионного законодательства:

1. Выплата пенсий и единовременных пособий должна производиться из государственного казначейства.

2. Размер пенсии должен определяться не по окладам жалования, а по специальным пенсионным окладам гражданских чиновников, установленных соответственно их должностям в приложении к Уставу.

3. Вдовам и детям гражданских чиновников должно быть гарантировано пенсионное обеспечение. На эти цели предназначались вычеты из-за повышения в чине, отчисления с окладов жалования чиновников: свыше 500 руб. в год по 2 коп. с рубля, ниже 500 руб. – по 1 коп. с рубля, отчисления с пенсий в таком же размере (за исключением пенсий вдовам и детям), вычеты из «столовых денег», составлявших половину жалования по должности по 1 коп. с рубля.

В соответствии со ст. 1 Устава, пенсия относилась к разряду служебных наград. Право на пенсию приобреталось беспорочной выслугой определенных в законе сроков. Размер пенсии определялся главным образом в зависимости от продолжительности службы и от разряда должности, которую занимал чиновник до отставки.

Первоначально право на полную пенсию по Уставу приобреталось за 35 лет безупречной службы. За службу от 30 до 35 лет пенсия назначалась в размере 2/3 от полной пенсии, а за службу от 25 до 30 лет – в размере 1/3 полной пенсии. За полную пенсию принимался оклад по табели от 16 декабря 1816 г.

В таком виде Устав о пенсиях просуществовал до конца 1852 г., когда было принято решение об отмене пенсий за 20 и 30 лет службы.

Теперь на полную пенсию стали иметь право лица, прослужившие на общей гражданской службе не менее 35 лет, а прослужившие менее этого срока, но более 25 лет получали пенсии в половинном размере.

Те, кто прослужил от 10 до 20 лет, выходя в отставку по совершенно расстроенному на службе здоровью или «по приключившейся неизлечимой болезни», получали 1/3 пенсионного оклада. Прослужившие от 20 до 30 лет – 2/3 оклада, 30 лет – полный оклад. Если болезнь требовала постоянного постороннего ухода, пенсии выдавались уже после 5 лет службы (1/3 оклада), а прослужившие 20 лет получали полный оклад (по табели). Для выслуги пенсии того или другого разряда по табели необходимо было пробыть не менее 5 лет в должности этого разряда, в противном случае пенсия назначались по низшему разряду. Члены Государственного совета, министры и другие лица, «высшие должности отправляющие», получали пенсию «по особенному Высочайшему о каждом из них усмотрению». По назначению государя определялись также пенсии служащим в собственной его императорского величества канцелярии и в канцелярии по принятию прошений, на высочайшее имя приносимых.

Положение об особенных преимуществах гражданской службы в отдаленных местностях, а также в губерниях Западных и Царства Польского от 13 июня 1886 г. предоставило служащим в отдаленных местностях следующие преимущества в отношении пенсии:

1. Для служащих на острове Сахалине, в округах Петропавловском, Гижигинском, Охотском и Николаевском Приморской области, в Якутской области, в Туруханском крае Енисейской губернии, в округах Березовском и Сургутском Тобольской губернии и в уездах Кольском, Кемском, Мезенском и Печорском Архангельской губернии два дня службы считались за три, а размер пенсии повышался на три подразделения (разряда или степени).

2. В остальных частях Приамурского генерал-губернаторства, в Туркестанском генерал-губернаторстве и в Закаспийской области – три дня службы считались за четыре, и размер пенсии повышался на два подразделения.

3. В остальных частях Иркутского генерал-губернаторства и губерний Тобольской и Томской, а также в Степном генерал-губернаторстве три дня службы считались за четыре.

4. В областях Уральской и Тургайской, в некоторых округах Северного Кавказа и в Закавказье, в уездах Пинежском, Онежском и Холмогорском Архангельской губернии, Повенецком и Пудожском Олонецкой губернии, Яренском и Усть-Сысольском Вологодской губернии четыре дня службы считались за пять.

Состоящим на службе в губерниях Царства Польского (лицам русского происхождения) предоставлялось или получать пенсию из эмеритального капитала Царства, подчиняясь в таком случае всем правилам об эмеритуре, или же получать пенсию по законам империи. В последнем случае они приобретали право на полную пенсию за 25 лет службы и на половинную за 20. Время, проведенное на службе вне губерний Царства, зачислялось в срок выслуги, считая по семь дней за пять[8].

Не имеющим права на пенсию чиновникам устанавливались единовременные пособия: 1) по тяжкой и неизлечимой болезни, за выслугу от одного до пяти лет; 2) по совершенно расстроенному на службе здоровью, за выслугу от 5 до 10 лет. Правом на единовременное пособие пользовались также семьи чиновников, умерших на службе, не выслужив пенсии, или умерших в отставке, если смерть вызвана была болезнью чиновника. Сверх указанных в законе случаев пособие часто выдавалось чиновникам по усмотрению начальства, по случаю брака, рождения ребенка, смерти близких родственников, командировки и т. п.

Лишались права на пенсию лица, приговоренные по суду к наказаниям, соединенным с лишением или ограничением прав состояния, к исключению из службы или отрешению от должности, даже в том случае, если бы виновные были избавлены от наказания монаршей милостью. Права на пенсию лишались также чиновники, бывшие под судом по обвинению в преступных деяниях, влекущих за собой лишение права на пенсию, но освобожденные от следствия и суда всемилостивейшим манифестом. Загладившие прежние проступки новой службой приобретали право на пенсию вновь со дня вторичного поступления на службу или со дня утверждения приговора; при отличной усердной службе им предоставлялось право ходатайствовать о награждении их пенсией и за прежнюю, до наказания, службу.

Выплата пенсии прекращалась в случае вступления снова в действительную службу (исключения из этого правила в ст. 14 Устава о пенсиях), принятия должности или службы иноземной без согласия нашего правительства, при пострижении в монашество и пребывании за границей долее дозволенного срока.

Вдова и дети умерших чиновников имели право на пенсию, если мужья или отцы их умерли на службе по приобретении права на пенсию или находились в отставке с пенсией или хоть и без пенсии, но имели на нее право. Усыновление не давало права на пенсию. Вдова бездетная или имеющая детей, которым по их возрасту или другим причинам пенсия не полагалась, получала половину той пенсии, которая причиталась бы ее мужу. Вдове с детьми, имеющими право на пенсию, прибавлялась к половине одна треть другой половины на каждого ребенка, так что имеющая трех детей и более получала полную пенсию. Если остались одни дети без матери, то каждый получал 1/4 пенсии. Если семейство, оставшееся без матери, состояло более чем из 4-х детей, то пенсия (полная) делилась между ними поровну.

Для вдов пенсия прекращалась вследствие замужества, пострижения в монашество, присуждения по судебному приговору наказания, лишающего права на пенсию, пребывания за границей более дозволенного срока. Для сыновей – вследствие достижения 17-летнего возраста, вступления в общественное заведение на казенный счет, принятия на службу. Для дочерей – замужества, достижения 21 года, принятия на казенный счет в общественное заведение. Увечные и неизлечимо больные дети, «не имеющие способов к своему пропитанию», пользовались пенсией пожизненно.

Льготными были постановления о пенсии для служащих в придворном ведомстве, по ученой и учебной части во всех ведомствах, служащим по тюремному управлению, служащим в ведомстве учреждений императрицы Марии, служащим в медицинском ведомстве, горном ведомстве, таможенном ведомстве и пограничной страже[9].

Льготы заключались в сокращении сроков выслуги, в принятии за основание пенсии жалованья (вместо установленных в табели окладов) и, наконец, в праве получать пенсию, находясь на действительной службе и получая, следовательно, установленное содержание (или, по крайней мере, часть его).

Так, например, для служащих в придворном ведомстве за 15 лет выслуги назначалась пенсия в размере 1/3 жалования, за 20 лет – в размере половины жалования, за 25 лет – 2/3 жалования, за 30 лет – полное жалование, за 35 лет – полное жалование и еще 1/3 от содержания, за 40 лет – полное жалование и половина содержания, за 45 лет – полное жалование и 2/3 содержания, а за 50 и более лет – полное жалование и полное содержание[10]. Или, например, за выслугу от 20 до 25 лет служащим в учебных заведениях Министерства народного просвещения устанавливалась пенсия в половинном размере от оклада жалования, а прослужившим 25 и более лет – в размере полного оклада жалования[11].

Преимущества служащих в тюремном ведомстве состояли, во-первых, в льготном исчислении выслуги (25 лет службы считались за 35) и, во-вторых, в праве на получение пенсии в полном размере жалования независимо от количества выслуженных лет в случае получения травмы или увечия в результате прохождения службы[12].

Чиновники и служители по медицинскому ведомству получали половинную пенсию от оклада жалования за 20 лет службы и полную пенсию за 30 лет службы.[13] Горные инженеры, выслужившие беспорочно в классных чинах 25 лет, а в нижних и классных чинах 30 лет получали при отставке пенсию в размере полного оклада жалования, а соответственно, 20 и 25 лет – пенсию в размере половинного оклада жалования[14].

Чиновникам по таможенному ведомству за тридцатилетнюю службу назначалась пенсия в размере половинного оклада жалования и за каждый год свыше 30 лет к размеру пенсии прибавлялись по 10 % от другой половины. Если же чиновники прослужили 30 лет и уволились со службы по расстроенному здоровью, то они получали пенсию в размере полного оклада жалования, а если они прослужили менее 30 лет, то – по усмотрению начальства, но не более годового оклада. Пенсия чинам пограничной стражи назначалась по общему уставу, как и офицерам кавалерийских армейских полков[15].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

В Указе от 6 декабря 1827 г. император Николай I отметил, что «правила по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности. Сверх того не было постановлено постоянных правил на призрение вдов и сирот после смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших».

В развитие данного Указа в том же 1827 г. был принят Устав о пенсиях и единовременных пособиях[7], в основном просуществовавший до начала XX в. Устав был введен в действие с 1 января 1828 г.

Устав о пенсиях и единовременных пособиях состоял из трех частей: «Правил для назначения пенсий и пособий», «О пенсиях и пособиях вдовам и детям классных чиновников», «О производстве пенсий и пособий». К Уставу прилагалось «Примерное расписание окладов для определения пенсий гражданским чиновникам по их должностям», состоящее из девяти пенсионных разрядов.

Уставом были определены три принципиальных положения пенсионного законодательства:

1. Выплата пенсий и единовременных пособий должна производиться из государственного казначейства.

2. Размер пенсии должен определяться не по окладам жалования, а по специальным пенсионным окладам гражданских чиновников, установленных соответственно их должностям в приложении к Уставу.

3. Вдовам и детям гражданских чиновников должно быть гарантировано пенсионное обеспечение. На эти цели предназначались вычеты из-за повышения в чине, отчисления с окладов жалования чиновников: свыше 500 руб. в год по 2 коп. с рубля, ниже 500 руб. – по 1 коп. с рубля, отчисления с пенсий в таком же размере (за исключением пенсий вдовам и детям), вычеты из «столовых денег», составлявших половину жалования по должности по 1 коп. с рубля.

В соответствии со ст. 1 Устава, пенсия относилась к разряду служебных наград. Право на пенсию приобреталось беспорочной выслугой определенных в законе сроков. Размер пенсии определялся главным образом в зависимости от продолжительности службы и от разряда должности, которую занимал чиновник до отставки.

Первоначально право на полную пенсию по Уставу приобреталось за 35 лет безупречной службы. За службу от 30 до 35 лет пенсия назначалась в размере 2/3 от полной пенсии, а за службу от 25 до 30 лет – в размере 1/3 полной пенсии. За полную пенсию принимался оклад по табели от 16 декабря 1816 г.

В таком виде Устав о пенсиях просуществовал до конца 1852 г., когда было принято решение об отмене пенсий за 20 и 30 лет службы.

Теперь на полную пенсию стали иметь право лица, прослужившие на общей гражданской службе не менее 35 лет, а прослужившие менее этого срока, но более 25 лет получали пенсии в половинном размере.

Те, кто прослужил от 10 до 20 лет, выходя в отставку по совершенно расстроенному на службе здоровью или «по приключившейся неизлечимой болезни», получали 1/3 пенсионного оклада. Прослужившие от 20 до 30 лет – 2/3 оклада, 30 лет – полный оклад. Если болезнь требовала постоянного постороннего ухода, пенсии выдавались уже после 5 лет службы (1/3 оклада), а прослужившие 20 лет получали полный оклад (по табели). Для выслуги пенсии того или другого разряда по табели необходимо было пробыть не менее 5 лет в должности этого разряда, в противном случае пенсия назначались по низшему разряду. Члены Государственного совета, министры и другие лица, «высшие должности отправляющие», получали пенсию «по особенному Высочайшему о каждом из них усмотрению». По назначению государя определялись также пенсии служащим в собственной его императорского величества канцелярии и в канцелярии по принятию прошений, на высочайшее имя приносимых.

Положение об особенных преимуществах гражданской службы в отдаленных местностях, а также в губерниях Западных и Царства Польского от 13 июня 1886 г. предоставило служащим в отдаленных местностях следующие преимущества в отношении пенсии:

1. Для служащих на острове Сахалине, в округах Петропавловском, Гижигинском, Охотском и Николаевском Приморской области, в Якутской области, в Туруханском крае Енисейской губернии, в округах Березовском и Сургутском Тобольской губернии и в уездах Кольском, Кемском, Мезенском и Печорском Архангельской губернии два дня службы считались за три, а размер пенсии повышался на три подразделения (разряда или степени).

2. В остальных частях Приамурского генерал-губернаторства, в Туркестанском генерал-губернаторстве и в Закаспийской области – три дня службы считались за четыре, и размер пенсии повышался на два подразделения.

3. В остальных частях Иркутского генерал-губернаторства и губерний Тобольской и Томской, а также в Степном генерал-губернаторстве три дня службы считались за четыре.

4. В областях Уральской и Тургайской, в некоторых округах Северного Кавказа и в Закавказье, в уездах Пинежском, Онежском и Холмогорском Архангельской губернии, Повенецком и Пудожском Олонецкой губернии, Яренском и Усть-Сысольском Вологодской губернии четыре дня службы считались за пять.

Состоящим на службе в губерниях Царства Польского (лицам русского происхождения) предоставлялось или получать пенсию из эмеритального капитала Царства, подчиняясь в таком случае всем правилам об эмеритуре, или же получать пенсию по законам империи. В последнем случае они приобретали право на полную пенсию за 25 лет службы и на половинную за 20. Время, проведенное на службе вне губерний Царства, зачислялось в срок выслуги, считая по семь дней за пять[8].

Не имеющим права на пенсию чиновникам устанавливались единовременные пособия: 1) по тяжкой и неизлечимой болезни, за выслугу от одного до пяти лет; 2) по совершенно расстроенному на службе здоровью, за выслугу от 5 до 10 лет. Правом на единовременное пособие пользовались также семьи чиновников, умерших на службе, не выслужив пенсии, или умерших в отставке, если смерть вызвана была болезнью чиновника. Сверх указанных в законе случаев пособие часто выдавалось чиновникам по усмотрению начальства, по случаю брака, рождения ребенка, смерти близких родственников, командировки и т. п.

Лишались права на пенсию лица, приговоренные по суду к наказаниям, соединенным с лишением или ограничением прав состояния, к исключению из службы или отрешению от должности, даже в том случае, если бы виновные были избавлены от наказания монаршей милостью. Права на пенсию лишались также чиновники, бывшие под судом по обвинению в преступных деяниях, влекущих за собой лишение права на пенсию, но освобожденные от следствия и суда всемилостивейшим манифестом. Загладившие прежние проступки новой службой приобретали право на пенсию вновь со дня вторичного поступления на службу или со дня утверждения приговора; при отличной усердной службе им предоставлялось право ходатайствовать о награждении их пенсией и за прежнюю, до наказания, службу.

Выплата пенсии прекращалась в случае вступления снова в действительную службу (исключения из этого правила в ст. 14 Устава о пенсиях), принятия должности или службы иноземной без согласия нашего правительства, при пострижении в монашество и пребывании за границей долее дозволенного срока.

Вдова и дети умерших чиновников имели право на пенсию, если мужья или отцы их умерли на службе по приобретении права на пенсию или находились в отставке с пенсией или хоть и без пенсии, но имели на нее право. Усыновление не давало права на пенсию. Вдова бездетная или имеющая детей, которым по их возрасту или другим причинам пенсия не полагалась, получала половину той пенсии, которая причиталась бы ее мужу. Вдове с детьми, имеющими право на пенсию, прибавлялась к половине одна треть другой половины на каждого ребенка, так что имеющая трех детей и более получала полную пенсию. Если остались одни дети без матери, то каждый получал 1/4 пенсии. Если семейство, оставшееся без матери, состояло более чем из 4-х детей, то пенсия (полная) делилась между ними поровну.

Для вдов пенсия прекращалась вследствие замужества, пострижения в монашество, присуждения по судебному приговору наказания, лишающего права на пенсию, пребывания за границей более дозволенного срока. Для сыновей – вследствие достижения 17-летнего возраста, вступления в общественное заведение на казенный счет, принятия на службу. Для дочерей – замужества, достижения 21 года, принятия на казенный счет в общественное заведение. Увечные и неизлечимо больные дети, «не имеющие способов к своему пропитанию», пользовались пенсией пожизненно.

Льготными были постановления о пенсии для служащих в придворном ведомстве, по ученой и учебной части во всех ведомствах, служащим по тюремному управлению, служащим в ведомстве учреждений императрицы Марии, служащим в медицинском ведомстве, горном ведомстве, таможенном ведомстве и пограничной страже[9].

Льготы заключались в сокращении сроков выслуги, в принятии за основание пенсии жалованья (вместо установленных в табели окладов) и, наконец, в праве получать пенсию, находясь на действительной службе и получая, следовательно, установленное содержание (или, по крайней мере, часть его).

Так, например, для служащих в придворном ведомстве за 15 лет выслуги назначалась пенсия в размере 1/3 жалования, за 20 лет – в размере половины жалования, за 25 лет – 2/3 жалования, за 30 лет – полное жалование, за 35 лет – полное жалование и еще 1/3 от содержания, за 40 лет – полное жалование и половина содержания, за 45 лет – полное жалование и 2/3 содержания, а за 50 и более лет – полное жалование и полное содержание[10]. Или, например, за выслугу от 20 до 25 лет служащим в учебных заведениях Министерства народного просвещения устанавливалась пенсия в половинном размере от оклада жалования, а прослужившим 25 и более лет – в размере полного оклада жалования[11].

Преимущества служащих в тюремном ведомстве состояли, во-первых, в льготном исчислении выслуги (25 лет службы считались за 35) и, во-вторых, в праве на получение пенсии в полном размере жалования независимо от количества выслуженных лет в случае получения травмы или увечия в результате прохождения службы[12].

Чиновники и служители по медицинскому ведомству получали половинную пенсию от оклада жалования за 20 лет службы и полную пенсию за 30 лет службы.[13] Горные инженеры, выслужившие беспорочно в классных чинах 25 лет, а в нижних и классных чинах 30 лет получали при отставке пенсию в размере полного оклада жалования, а соответственно, 20 и 25 лет – пенсию в размере половинного оклада жалования[14].

Чиновникам по таможенному ведомству за тридцатилетнюю службу назначалась пенсия в размере половинного оклада жалования и за каждый год свыше 30 лет к размеру пенсии прибавлялись по 10 % от другой половины. Если же чиновники прослужили 30 лет и уволились со службы по расстроенному здоровью, то они получали пенсию в размере полного оклада жалования, а если они прослужили менее 30 лет, то – по усмотрению начальства, но не более годового оклада. Пенсия чинам пограничной стражи назначалась по общему уставу, как и офицерам кавалерийских армейских полков[15].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

С 1832 года все нормативные акты о службе гражданских чинов были сведены в Устав о службе гражданской, включенный в Свод законов Российской империи. При этом Свод Уставов о службе гражданской состоял из 3-х книг: 1) Устава о службе по определению от правительства; 2) Устава о пенсиях и единовременных пособиях; 3) Устава о службе по выборам. Этими документами регулировалась вся гражданская госслужба, начиная от прошения на имя царя при поступлении на службу и завершая прошением об отставке. При поступлении на службу чиновник принимал в устной форме присягу и ставил свою подпись в специальном присяжном листе. Помимо этого, начиная с 1822 года, как отмечает Вялова Л. М., каждый вновь принятый чиновник давал подписку, что он не принадлежит ни к масонским ложам, ни к иным тайным обществам и впредь к ним принадлежать не будет.


На каждого чиновника в период службы составлялся формулярный (послужной) список, в котором были изложены его, как сейчас сказали бы, персональные данные. В 1832 году этот список состоял из 10 пунктов. Позже он дополнялся и изменялся. На каждый чин госслужащий получал специальный персональный документ – патент.

Общие пенсионные правила

При увольнении в отставку чиновник получал аттестат, в котором, наряду с персональными сведениями и данными о прохождении службы, указывались данные о назначении и размере пенсии. Аттестат вне зависимости от чина госслужащего писался на гербовой бумаге и скреплялся печатью ведомства. Для оформления пенсии чиновник подавал прошение на имя своего начальства с приложением всех «законных свидетельств». Начальник присоединял к нему послужной список чиновника и прилагал свое представление на имя министра с изложением личного мнения о размере пенсии.

В царской России пенсия от казны рассматривалась как награда. В Уставе о пенсиях и единовременных пособиях (1896) прямо указывалось: «В награду трудов, подъемлемых на государственной и общественной службе, сверх различных почестей и окладов содержания, установлены: 1) пенсии и единовременные пособия за долговременное и беспорочное прохождение оной; 2) постоянные и единовременные пособия, назначаемые не по уважению к одним летам службы, но из внимания к особенному усердию в исполнении должностей и к происшедшим от того болезненным припадкам, не позволяющим продолжать службу временно или продолжительно».

Существовало несколько видов пенсий для гражданских чинов: пенсии из государственного казначейства; пенсии из эмеритальной кассы; пенсии для кавалеров орденов; пенсии по Комитету призрения заслуженных гражданс¬ких чиновников; усиленные пенсии по болезни или увечью на госслужбе. При этом при повторном поступлении на госслужбу выплата пенсии прекращалась. Получать одновременно жалованье и пенсию запрещалось. Однако для некоторых категорий пенсионеров возможности получения пенсий во время службы официально сохранялись, но с определенными условиями.

Помимо классных гражданских чинов, пенсии от казны предусматривались и для низших служителей. Устав о пенсиях определял, что «Не имеющие офицерских чинов и занимающие штатные или нештатные канцелярские и тому подобные низшие должности имеют право на пенсии и единовременные пособия наравне с классными чиновниками». Канцеляристы и другие низшие служители приобретали пенсионные права, как и все остальные, беспорочной выслугою установленных сроков пребывания на госслужбе. Одновременно этот документ определял, что курьерам, присяжным, счетчикам, сторожам и «другим нижним всяких наименований служителям, поступающим в служительские должности с воли по найму, не представляется права на пенсии».

Канцелярским служителям вне штата и без постоянного жалованья при выслуге 35 лет назначалась пенсия в размере 28 руб. 59 копеек в год. А если он поступал на гражданскую службу от военного ведомства, то при полной выслуге пенсия назначалась в зависимости от жалованья и составляла от 14 руб. 16 коп. до 28 руб. 30 коп. Пенсия, вроде бы, меньше, но была у них льгота. Если уже получал пенсию по военному ведомству, то она сохранялась на время гражданской службы.

Низших служителей аттестовало и представляло к пенсии их начальство. Процедура была простая. Прошение о пенсии вместе с необходимыми документами и письменным мнением начальства на этот счет за месяц до отставки отправлялось в министерство по принадлежности. Пенсии семьям назначались по общему порядку. С 1836 года в представление о назначении пенсии не включались дети, рожденные в период службы отца в нижних воинских чинах.

Пенсии гражданским чинам по ведомственным уставам

В дополнение к общему для всех чинов гражданской службы уставу, в империи действовали ведомственные уставы. В разные годы их число доходило до нескольких десятков наименований. Так, пенсионное обеспечение медицинских работников осуществлялось в соответствии с Уставом о пенсиях и единовременных пособиях по медицинскому ведомству. Причем к медицинским работникам согласно этому документу относили всех, кто «служил по медицинской, ветеринарной или фармацевтической части» во всех ведомствах. Например, в установленных законом случаях пенсионные права приобретали ординаторы, ассистенты, чиновники медицинских ведомств, повивальные бабки, тюремные акушерки и другие лица, которые каким-либо образом имели отношение к медицинской части.

Главным критерием был стаж службы: 20 и более лет беспорочной службы давали право на пенсию размером в половину жалованья. Если выслуга составляла 30 лет, то пенсия была в размере полного жалованья. Кстати, периоды учебы, если медик в это время не состоял на службе, в пенсионный стаж ему не засчитывались, даже если он достиг высших медицинских научных степеней, званий и чинов.

В тоже время исполнение обязанностей по медицинской части «на войне и в походах против неприятеля» засчитывалось на льготных условиях – один год за два. Были у медиков и иные привилегии. Например, если пенсионер вновь поступал на службу по медицинской части, то его пенсия, вопреки существовавшим в те годы правилам, сохранялась за ним в полном объеме. В то время как все другие пенсионеры-служащие, при определении вновь на службу, пенсию теряли. Правда, и медик этой льготы тоже мог лишиться, если определялся на новую службу не по медицинской, фармацевтической или ветеринарной специальности. Лишался он пенсии и в случае «принятия должности или службы иноземной» без согласия на то от российского правительства.

Согласно Уставу о пенсиях и единовременных пособиях (1896 г.), не все служащие империи имели право на казенную пенсию. Но эти исключения касались лишь тех, кто поступал на гражданские должности в нарушение устава о службе по определению от правительства.
По общим же правилам на казенную пенсию мог рассчитывать каждый госслужащий. Например, заведующий государственными сберкассами по «росписанию должностей» (1895 г.) относился к чиновникам V класса, что соответствовало по Табели о рангах чину статского советника. Помимо обращения «ваше высокородие», по этому чину был определен годовой оклад в 2700 рублей, столовые и квартирные деньги – 1300 и 1000 рублей соответственно. Итого в сумме получалось 5000 рублей выплат из казначейства в год. Этим же росписанием определялся этому чину III пенсионный разряд. Так, при выслуге 35 лет и более он получал из казначейства полную пенсию в размере 540 рублей 40 копеек. Если выслуга составляла от 15 до 20 лет, то назначалась пенсия в размере 186 рублей 78 копеек или 1/3 от полной пенсии.

Этим же документом определялись оклады, столовые и квартирные деньги, а также пенсионные разряды и по другим должностям в управлении государственными сберегательными кассами. Перечислены там должности главного бухгалтера, бухгалтера, контролера, делопроизводителя, счетного чиновника и других служащих. К примеру, полная пенсия счетного чиновника 2 разряда, служившего в управлении госсберкасс в столице, составляла по VII разряду 168 рублей 15 копеек. А такой же должности в московской сберкассе был присвоен лишь последний IX пенсионный разряд, который максимально предполагал пенсионные выплаты в размере 84 рубля 90 копеек. А пенсионный минимум по этому чину составлял всего 28 рублей 30 копеек в год.

Пенсионное обеспечение гражданских чинов, служивших, например, по ведомству министерства юстиции предусматривало полную пенсию за 25 лет выслуги и пенсию в половину жалования при 20-летнем стаже службы. Прослужившие на юридических и судебных должностях от 10 до 20 лет прав на пенсию не приобретали и могли рассчитывать лишь на единовременное казенное пособие. Пенсионные выплаты из казны были достаточно высокими. Так, законоучителю пенсия рассчитывалась из оклада 2700 руб., что было почти в 4 раза больше, чем максимальный оклад народного учителя с выслугой более 20 лет (в 1916 г. = 720 руб.). Имели определенные различия пенсии, начисляемые за службу в некоторых других министерствах и ведомствах.

Не заслугами, а выслугой

При достижении установленных сроков службы чиновнику предоставлялось право выбора – либо пенсия, либо очередной чин, но тогда уже без назначения пенсии. При этом члены Госсовета, министры и другие «высшие должности отправляющие», получали пенсии «соразмерно заслугам их» по-особому о каждом из них высочайшему усмотрению. Иными словами, здесь действовал не закон, а личное решение царя. В начале XX века члены Госсовета получали годовое жалованье в размере около 20 тыс. рублей, министры - от 12 до 24 тыс., а губернаторы - от 5 до 8 тыс. рублей. Соразмерно окладам им, как правило, назначалась и пенсия.

В основу всех пенсионных уставов были определены условия получения пенсии не столько заслугами, сколько установленной выслугой лет на гражданской службе. В расчет, как правило, не принимались даже выдающиеся таланты и признанные в обществе творческие успехи. Например, в сознании большинства россиян А.С. Пушкин является олицетворением литературного гения и гордостью Отечества. Многие из нас выросли на его сказках, а в школьные годы полюбили его стихи и прозу. И уж конечно, непросто представить его пожилым литератором в придворном мундире на пенсии. А ведь такое вполне могло бы случиться.

Выпускник элитного Царскосельского лицея по обычаю тех лет был направлен в 1817 году на гражданскую службу. Поскольку особой прилежностью в науках лицеист Пушкин не отличался, то был распределен в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, что по Табели о рангах соответствовало Х классу. Другие лицеисты получали более высокие чины и лучшие назначения. Он же окончил лицей лишь по 2-му разряду, поэтому и чин получил ниже. Да и не лежала у него душа к чиновничьей службе. Манили молодого Пушкина литературные высоты. Они же и причиняли всякие беспокойства по службе, особенно его острые эпиграммы, включая и «пасквили» на самого императора Александра I. В результате скандалов и серьезных объяснений чиновника Пушкина чуть было не отправили в отставку. Выручили друзья, которые добились его перевода по службе на юг. Здесь он служил в канцеляриях генерал-губернаторов Кишинева и Одессы. Но служба не складывалась и летом 1824 года он был отправлен в отставку даже без производства в очередной чин. Его выслуга по гражданскому ведомству на тот период составила всего 7 лет.

Вновь Пушкин поступил на гражданскую службу в 1831 году прежним чином. Императором Николаем I ему было лично поручено написать историю Петра Великого. Роль придворного историографа вполне подходила, хотя после Карамзина этот чин официально больше никому не жаловался. В те годы уже маститого, всеми признанного литератора более увлекала история, чем рутина гражданской службы. Да и характер у него был сложный, взрывной, порой выходивший за принятые в высшем обществе рамки приличия.

В конце 1833 года он был пожалован придворным чином камер-юнкера, который счел неприличным по своим летам и заслугам. Низший придворный чин он принял болезненно, поскольку это был общепринятый статус для молодых, начинающих царедворцев. Хотя пребывание при дворе открывало новые возможности по службе. По Табели о рангах этот придворный чин соответствовал статскому советнику и был выше чина полковника. Однако он, конечно же, не отражал огромной популярности Пушкина в обществе и не соответствовал его литературным заслугам перед Отечеством. Стать камергером и повесить на шею символ этого чина – ключ на цепочке, по воспоминаниям его однокашников, было давней мечтой начинающего придворного.

Возможность получить желаемый чин и пенсию по придворному ведомству у поэта была. Пенсия здесь назначалась при выслуге от 15 до 50 лет (интервал 5 лет) и составляла от одной трети жалованья до полного жалованья и всего остального содержания. При этом содержание включало в себя столовые, порционные и иные выплаты «в награду за долговременную или отличную службу». Служебное положение и дворцовый статус менялись с годами пребывания в придворном ведомстве. Так что мог, вполне мог бы великий поэт дожить до пенсионного возраста, увеличив при этом свой вклад в российскую литературу и словесность. Его покровитель известный поэт и академик русской словесности тайный советник В.А. Жуковский заслужил достойную пенсию при дворе и в 1841 году вышел в отставку. Или другой пример гражданской службы современника Пушкина. Известный баснописец статский советник И.А. Крылов выслужил казенную пенсию за многолетнюю службу библиотекарем в императорской публичной библиотеке. При выходе в отставку в том же 1841 году ему была назначена пенсия в размере его полного содержания – 11,7 тыс. рублей ассигнациями в год.

Служили в различных гражданских чинах и другие известные литераторы. В чине действительного статского советника вышел на пенсию друг Пушкина, автор известного словаря В. Даль. Тот же чин имел писатель И. Гончаров. С чина коллежского регистратора начал свою службу писатель Н. Гоголь, а позже возглавил кафедру истории Петербургского университета. Ныне подзабытый, а в конце XIX века известный писатель и поэт М. Лонгинов достиг служебных высот: был орловским губернатором и главным цензором Российской империи. Так что в благоприятных обстоятельствах чины и таланты могли успешно сосуществовать.

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

С изменениями и дополнениями от:

28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 21, 30 декабря 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г., 13 февраля, 8 мая, 22 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля, 9 ноября 2009 г., 21 июня, 10 декабря 2010 г., 1 июля, 8 ноября 2011 г., 12 ноября 2012 г., 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля, 4 ноября, 1 декабря 2014 г., 14 декабря 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 22 февраля, 3 апреля, 1 мая, 1 июля, 20 декабря 2017 г., 30 апреля, 1 октября, 2 декабря 2019 г., 20 июля 2020 г.

ГАРАНТ:

Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 398-ФЗ

ГАРАНТ:

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с настоящим Законом подлежат пересмотру с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) и названного Федерального закона

ГАРАНТ:

Пенсии гражданам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и таможенных органах РФ и увольняемым в 2012 г. с военной службы (службы), и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ)

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

12 февраля 1993 года

Определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

Предусматриваются пенсии за за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Пенсии исчисляются из денежного довольствия с учетом месячной стоимости продовольственного пайка, денежной продовольственной компенсации.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям повышаются при увеличении минимального размера пенсии по старости.

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

Настоящий Закон вводится в действие с 1 февраля 1993 г.

См. постановление ВС РФ от 12 февраля 1993 года N 4469-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей"

Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 26 февраля 1993 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 4 марта 1993 г., N 9, ст. 328

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П часть четвертая статьи 7 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она характеризуется неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 16-П взаимосвязанные положения частей первой и третьей статьи 7 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования при назначении пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 1-П часть первая статьи 13 настоящего Закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), притом что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, - без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств - и тем самым не обеспечивает при исправлении допущенной ошибки соблюдение конституционных принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности), поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 июня 2011 г. N 11-П положения статьи 56 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той части, в какой они предусматривают выплату бывшим военнослужащим пенсий, по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории РФ, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 238-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 381-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2019 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г. и 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 95-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 430-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 367-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона было приостановлено с 1 января 2015 г. до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений пункта "б" статьи 22, пунктов "а" и "б" статьи 36 настоящего Закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 8 мая 2008 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 февраля 2008 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 272-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 20-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 2-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие статьи 43 настоящего Закона в части включения в денежное довольствие для исчисления пенсий, назначаемых лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, месячной стоимости выдаваемого им продовольственного пайка приостановлено на 2002 г.

Федеральный закон от 17 апреля 2001 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2000 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 1 июня 1999 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 19 декабря 1997 г. N 153-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Федеральный закон от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ

Читайте также: