Увеличение расходов на пенсии


Трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду России в 2021 году составит 3,53 трлн руб. и сформирует 38% всех доходов фонда, следует из проекта бюджета ПФР на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (документ есть в распоряжении РБК; его подлинность подтвердил источник, близкий к правительству). Проект будет рассмотрен 15 сентября на правительственной трехсторонней комиссии с участием профсоюзов и работодателей, а уже 16 сентября — вынесен на заседание правительства.

Сокращение федеральной поддержки

В июне, когда составлялись бюджетные проектировки на следующий год, потребность Пенсионного фонда в межбюджетном трансферте оценивалась значительно выше — 4,12 трлн руб., или 42,6% общих доходов. Экономия на трансферте станет возможна в первую очередь за счет резкого увеличения дефицита бюджета ПФР в 2021 году (295 млрд руб. по сравнению с планировавшимся в июне профицитом около 13 млрд руб.), который фонд покроет своими накоплениями — переходящими остатками 2020 года. Второй фактор, который позволит сократить трансферт относительно июньских проектировок, — улучшение прогноза собственных доходов ПФР от социальных взносов с зарплат работников (+171 млрд руб.).

Снижение прогнозируемого размера межбюджетного трансферта заложено и на 2022 год (до 3,86 трлн руб.), и на 2023 год (до 4 трлн руб.), следует из проекта бюджета ПФР. Таким образом, доля трансферта из федерального бюджета в общих доходах фонда в 2022–2023 годах будет держаться на уровне 38%. Ранее предполагалось, что в 2022 и 2023 годах федеральный трансферт бюджету ПФР составит 4,3 трлн руб. ежегодно.

Уменьшение трансферта из федерального бюджета связано с увеличением суммы переходящих остатков, а также с изменением прогнозных макроэкономических показателей, уточнили РБК в пресс-службе ПФР. Превышение расходов над доходами, как и в предыдущие годы, носит технический характер, а именно объясняется наличием остатка средств бюджета ПФР по итогам года, добавили в фонде. Иными словами, если бы у Пенсионного фонда не было остатков на счетах, федеральный бюджет автоматически увеличил бы сумму трансферта. «Пересмотр межбюджетного трансферта Пенсионному фонду связан с уточнением макропрогноза Минэкономразвития, который лег в основу бюджета на ближайшую трехлетку, а также с уточнением прогнозов по остаткам средств бюджета ПФР на 1 января 2021 года», — подтвердили в пресс-службе Минфина России.

Сколько составит трансферт Пенсионному фонду из федерального бюджета в текущем году, пока неизвестно (поправки в бюджет ПФР 2020 года еще не представлены). Действующим законом о бюджете ПФР трансферт установлен на уровне 3,2 трлн руб., но, вероятно, эта сумма увеличится в связи с антикризисными решениями правительства. По состоянию на 4 сентября федеральный бюджет уже перечислил Пенсионному фонду 2,86 трлн руб.

Минэкономразвития в обновленном макропрогнозе повысило ожидания насчет величины фонда зарплат в стране — в среднем на 1 трлн руб. ежегодно по сравнению с июньским прогнозом. Согласно последним оценкам министерства, зарплатный фонд в 2021 году составит 27,87 трлн руб. (рост на 7% по сравнению с 2020 годом), в 2022-м — 29,77 трлн руб. и в 2023 году — 31,85 трлн руб. Это дало Пенсионному фонду основание пересмотреть в сторону увеличения оценку поступлений страховых взносов от работодателей и, соответственно, запросить меньше средств из федерального бюджета.

В составе трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду около 45% приходится на ту часть средств, которые госбюджет передает ПФР на исполнение обязательств федерального правительства (то есть федеральный центр назначил ПФР администратором различных социальных программ, таких как материнский капитал или меры социальной поддержки, и передал ему на это средства). Остальная часть, примерно 1,9 трлн руб. в 2021 году, это, по сути, софинансирование обязательств ПФР по выплате страховых пенсий.

Улучшение макропрогноза

Новый официальный прогноз Минэкономразвития предполагает, что падение ВВП России из-за пандемии COVID-19 и весеннего обвала цен на нефть составит 3,9% вместо ожидавшихся 4,8%. В 2021 году восстановительный рост ВВП достигнет 3,3%, в 2022-м — 3,4%, в 2023 году — 3%. Инфляция на конец 2020 года ожидается на уровне 3,8%, в 2021 году цены вырастут на 3,7%, а в 2022–2023 годах инфляция вернется к целевому значению Центробанка (4%).

Реальные зарплаты россиян, по прогнозу министерства, сохранят положительные темпы роста — 1,5% в 2020 году и 2,2% в 2021 году. Уровень безработицы по итогам текущего года подскочит до 5,7% от рабочей силы после 4,6% в 2019 году и опустится ниже 5% в 2022 году. Реальные располагаемые денежные доходы населения упадут на 3% в 2020 году и на столько же возрастут в 2021 году.

Крупнейший дефицит с 2015 года

Вместе с сокращением объема передаваемых средств федерального бюджета существенно вырос ожидаемый дефицит бюджета ПФР в 2021 году — до 295 млрд руб. Это будет крупнейший показатель с 2015 года, когда дефицит достиг 543,7 млрд руб. Дефицит в 2021 году будет покрыт за счет использования остатков Пенсионного фонда на счетах Казначейства (335 млрд руб.).

В 2019 году бюджет ПФР был профицитным (+153,9 млрд руб.), благодаря чему остатки на его счетах на 1 января 2020 года выросли до 343 млрд руб. В 2020 году действующим законом о бюджете ПФР запланирован дефицит в 209,2 млрд руб.

В 2022 году дефицит бюджета ПФР составит 94,8 млрд руб., в 2023 году ожидается профицит бюджета ПФР на уровне 52,5 млрд руб., следует из документа. Общие доходы Пенсионного фонда в 2021 году ожидаются на уровне 9,28 трлн руб., в 2022 году они возрастут до 9,97 трлн руб., в 2023 году — до 10,524 трлн руб.

На параметры бюджета Пенсионного фонда повлияли антикризисные меры правительства по поддержке бизнеса во время пандемического кризиса, которые было решено закрепить бессрочно. Речь идет о снижении общего тарифа страховых взносов с 30 до 15% с зарплат выше МРОТ для малого и среднего бизнеса (ставка взносов в Пенсионный фонд сократилась с 22 до 10% от зарплаты), а также о понижении ставки пенсионных взносов для ИT-компаний, которые будут платить 6% c зарплат сотрудников в ПФР. В итоге выпадающие доходы ПФР от пониженных ставок взносов оцениваются в 477,7 млрд руб. в 2021 году с последующим ростом до 510,3 млрд руб. в 2022 году и до 545,85 млрд руб. в 2023 году (эти выпадающие доходы компенсирует федеральный бюджет).

Несбалансированность российской пенсионной системы означает, что она всегда будет нуждаться во внешней подпитке, отмечает заведующий лабораторией развития пенсионной системы НИУ ВШЭ Евгений Якушев. «Сейчас пенсионная система не сможет выполнить все свои обязательства без финансирования из федерального бюджета. Это означает, что существует внутренний «пенсионный долг», который нигде ничем не закреплен», — заметил он. Выпадающие доходы ПФР возникли из-за снижения ставок страховых взносов, политика правительства направлена на ослабление нагрузки на ФОТ ради стимулирования экономики и ускорения темпов экономического роста, однако эти ожидания из-за регулярных кризисов не подтверждаются, а дефицит ПФР остается, отметил он.

Рост размера пенсий и материнского капитала

В 2021–2023 годах страховые пенсии по старости для неработающих пенсионеров будут повышены с 1 января в параметрах, закрепленных законом о пенсионной реформе. В 2021 году индексация составит 6,3%, в 2022-м — 5,9%, в 2023 году — 5,6%. Для работающих пенсионеров ежегодное повышение страховой пенсии отменено с 2016 года.

Среднегодовой размер страховой пенсии неработающих пенсионеров в 2021 году, по оценке ПФР, составит 17 443 руб., в 2022-м — 18 369 руб., в 2023 году достигнет 19 294 руб., следует из проекта бюджета фонда. Однако с поправкой на инфляцию реальный размер пенсии по старости ожидается в 2021 году на уровне 16 837 руб., в 2022-м — 17 679 руб., в 2023 году — 18 552 руб.

По прогнозу ПФР на начало 2021 года, в России будет 43,25 млн пенсионеров (с учетом военных пенсионеров и получателей социальной пенсии), на начало 2022 года — 42,99 млн.

В проекте бюджета ПФР представлен и прогнозный размер материнского капитала, который после индексации на прогнозный уровень инфляции в 2021 году составит 483 882 руб. на первого ребенка и 639 432 руб. на второго ребенка.

В 2022 году маткапитал на первого ребенка возрастет до 503 237 руб., а на второго — до 665 009 руб.

В 2023 году российским семьям будет выплачиваться маткапитал в размере 523 367 руб. на первого ребенка и 691 609 руб. на второго ребенка.


В России полностью довольны своими пенсиями разве что бывшие депутаты Госдумы и губернаторы. Остальные получают в среднем 14 тысяч рублей в месяц, а по факту огромное количество российских пенсионеров живут на прожиточный минимум в 9-10 тысяч рублей. Но пенсионное законодательство содержит несколько норм, которые позволяют увеличить сумму пенсии, и практически для каждого пенсионера найдется своя возможность. Мы собрали 8 способов увеличить пенсию, о которых кто-то может не знать.

Проверить свой стаж

Пенсия складывается из двух частей – стоимости индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) и фиксированной выплаты. Обе эти части иногда можно увеличить – а сейчас поговорим о баллах. Это такие условные единицы, в которые пересчитываются все сделанные работником взносы на пенсионное обеспечение. С 2002 года все взносы учитываются в единой системе персонифицированного учета, и там «потерять» стаж сложно. Чего не сказать о периодах до 2001 года включительно.

Трудовой стаж, который у пенсионера накопился до 2002 года, тоже может влиять на сумму пенсии – через стажевый коэффициент. Влияет он, когда стаж по состоянию на 31 декабря 2001 года был больше 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин – тогда каждый дополнительный год увеличивает сумму расчетной пенсии, которая увеличивает пенсионный капитал, который, в свою очередь, затем пересчитывается снова в пенсию и в баллы.

При оформлении пенсии сотрудник Пенсионного фонда собирает информацию о стаже из нескольких источников:

  • трудовая книжка . Это главный документ пенсионера. Но записи из нее без подтверждения принимаются, только если к записям, подписям и печатям не возникнут претензии. Иначе…
  • справки о работе . Если запись в трудовой чем-то не устроит сотрудника, нужно предоставить соответствующую справку – с места работы или из архива (если место работы перестало существовать). Бывает, что и в архивах приказы не сохраняются, тогда остаются…
  • свидетельские показания . Нужно будет найти двоих бывших коллег с того же места работы, которые письменно подтвердят, что заявитель работал с ними в одно и то же время на одном и том же предприятии. Большая проблема – этим свидетелям тоже придется доказывать свое трудоустройство там, а проблема с документами может быть актуальна и для них.

И бывает так, что при подаче заявления человек подает все имеющиеся документы, а какой-то из них не приняли в расчет – хотя в нем может быть стажа лет на 10.

Проверить все это очень просто: нужно авторизоваться на Госуслугах, потом зайти в личный кабинет на сайте Пенсионного фонда и заказать там справку о назначенных пенсиях и социальных выплатах. В этой справке и будут указаны все засчитанные периоды работы – и будет достаточно сопоставить их с трудовой книжкой. Если что-то потерялось, то можно смело идти на прием в клиентскую службу ПФ и узнавать, почему. Возможно, это тот самый случай, когда придется искать свидетелей – но ради пенсии это стоит сделать.

Выбрать другой период до 2002 года

При расчете пенсии за периоды по 2001 год ключевой показатель – размер зарплаты будущего пенсионера. Но подтвердить его не так просто: если стаж до 2002 года подтверждается трудовой книжкой, справкой с места работы или архива, или же свидетельскими показаниями, то уровень зарплаты – только справкой. Еще одна проблема – справка должна включать в себя данные о зарплате за 60 месяцев непрерывного стажа, что тоже есть не у всех.

Дальше расчет идет по одному из двух вариантов:

  • средняя зарплата из справки сравнивается со средней на тот момент по стране (это коэффициент, который ограничен уровнем в 1,2);
  • в расчет идет сама средняя зарплата .

У большинства пенсионеров более выгодным оказывается первый вариант, так как там нет ограничения на максимальную сумму пенсии. Но здесь может быть другая проблема – если запросить справку о зарплате за не самый оптимальный период, пенсия окажется меньше, чем могла бы быть.

Каждый пенсионер, вероятно, помнит, сколько примерно зарабатывал в те годы, а данные о средней зарплате по стране можно найти на многих ресурсах, в том числе и на сайте Пенсионного фонда. Достаточно хотя бы примерно сопоставить свой заработок со средней зарплатой по стране и понять – правильный ли выбран период. Например, нет смысла выбирать просто период с самой высокой зарплатой – средний заработок в СССР за последнее десятилетие вырос со 174 до 303 рублей, и соотношение могло измениться в меньшую сторону.

Правда, тем, кто получал намного больше средней зарплаты, большого смысла в этом нет – все равно соотношение не может быть больше, чем 1,2 (за несколькими исключениями).

Еще один вариант – взять справку о зарплате с 2000 по 2001 год – это подойдет, если у пенсионера не было непрерывного периода в 60 месяцев до начала 2000-х годов.

Найти нестраховые периоды

В расчет пенсии могут включаться не только периоды занятости – законодательство допускает так называемые нестраховые периоды, которые могут включаться в стаж и даже давать право на доплаты. Таких периодов есть несколько:

  • военная и приравненная к ней служба – каждый год службы прибавляет 1,8 балла к пенсии;
  • уход за пожилым человеком, инвалидом I группы или ребенком-инвалидом – 1,8 балла в год;
  • проживание супруги военнослужащего в месте службы по контракту в отсутствие работы – 1,8 балла в год, но не более 5 лет в сумме;
  • проживание супругов дипломатических работников за границей без работы – 1,8 балла в год, но не более 5 лет в сумме;
  • отстранение от работы из-за несправедливого обвинения при условии реабилитации – 1,8 балла в год;
  • период ухода за ребенком до его полуторалетнего возраста – 1,8 балла в год для первого ребенка, 3,6 балла за второго и 5,4 за третьего. В сумме – не более 6 лет.

Нестраховые периоды начали давать пенсионные баллы только недавно – с 2015 года, когда Россия перешла на нынешнюю пенсионную систему. Поэтому все, кто выходил на пенсию до этого, должны проверить, нет ли у них дополнительных возможностей увеличить пенсию. Например, если при выходе на пенсию в Пенсионный фонд не попали документы на детей (свидетельства о рождении), их можно донести отдельно – это увеличит пенсию.

Вообще же нестраховых периодов больше – туда входят, например, периоды получения пособия по безработице, но они только включаются в стаж, а права на дополнительные баллы не дают.

Повысить фиксированную выплату за счет доплаты

До этого мы рассматривали варианты увеличения страховой части пенсии – но некоторые пенсионеры имеют возможность увеличить и фиксированную выплату. Для большинства пенсионеров она составляет 5 686,25 рублей.

В повышенном размере фиксированную выплату получают:

  • достигшие 80 лет или являющиеся инвалидами I группы – 11 372,5 рублей (то есть, в двукратном размере);
  • имеющие на иждивении нетрудоспособных лиц – дополнительно по 1 895,42‬ рублей (1/3 фиксированной выплаты) на каждого иждивенца, но не более чем на троих;
  • проработавшие не менее 15 лет в районах Крайнего Севера (при общем стаже не менее 25/20 лет) – 8 529,38 рублей (в полуторном размере), выплаты на иждивенцев тоже выше;
  • проработавшие не менее 30 лет в сфере сельского хозяйства – 7 107,81 рублей (на 25% больше).

Понятно, что работа в районах Крайнего Севера подтверждается еще при подаче документов на пенсию, как и инвалидность, но доплаты за иждивенцев или «сельские» доплаты, возможно, придется оформить отдельно. С иждивенцами все понятно – как правило, это несовершеннолетние дети или внуки (до 23 лет, если учатся очно), в случае с внуками факт нахождения на иждивении, возможно, придется доказывать.

«Сельские» доплаты появились недавно, в 2019 году. Получить их можно, проработав не менее 30 лет в сельском хозяйстве (согласно перечню профессий), при этом пенсионер должен и сейчас проживать в сельской местности и не иметь работы. Перечень профессий недавно расширили, поэтому при необходимости право на доплату можно проверить.

Оформить ветеранские и другие выплаты

Кроме пенсий, некоторые люди в России имеют право на дополнительные ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ). Это 2 группы – федеральные льготники (инвалиды, ветераны, «чернобыльцы» и некоторые другие) и региональные (ветераны труда).

С федеральными льготами все понятно – на сайте Пенсионного фонда есть список категорий и соответствующие им суммы ЕДВ. Например, ветераны боевых действий получают в месяц 3 062 рубля, инвалиды II группы – 2 782,67 рубля, а бывшие несовершеннолетние узники концлагерей – 5 565,32 рублей. Скорее всего, все, кто имеет право на эти выплаты, давно их оформили.

Но с региональными выплатами все не так просто. На уровне региона выплачиваются ЕДВ для ветеранов труда, но такие ветераны есть на федеральном уровне, а есть на региональном. Отличия – при федеральном статусе выплаты можно получать в любом регионе, где проживает человек, а региональный статус дает право на выплаты лишь в одном регионе.

Получают статус ветерана примерно по одним и тем же критериям – стаж работы 30-40 лет, из них 15-20 лет на территории соответствующего региона, иногда еще нужно иметь производственные награды.

Суммы выплат везде разные – обычно это около 500 рублей, в самых бедных регионах выплат может не быть совсем. В дополнение к выплатам можно получить право на 50%-ю компенсацию стоимости ЖКХ – то есть, можно будет не заниматься сбором справок для получения субсидии на общих основаниях.

Отказаться от ненужных льгот

С понятием ежемесячной денежной выплаты неразрывно связан набор социальных услуг (НСУ). То есть, все федеральные льготники, кто имеет право на ЕДВ, также имеют право на набор социальных услуг. Это набор услуг из обеспечения лекарствами, санаторно-курортным лечением и возможностью проехать к нему.

Главное, что нужно знать о НСУ – его можно получать в натуральной или денежной форме. Более того, можно оставить себе нужные услуги в натуральной форме, а остальные перевести в денежную. За весь набор 2020 году доплачивают 1155,06 рублей, и складывается эта сумма из следующего:

  • бесплатные лекарства , медицинские изделия и лечебное питание – 889,66 рублей в месяц;
  • путевки на санаторно-курортное лечение – 137,63 рублей;
  • проезд к месту лечения и обратно – 127,77 рублей.

Важно понимать, что, если льготник оставит себе право на бесплатные лекарства, он сможет получать их и на бОльшую сумму – ровно на столько, сколько ему выпишет лечащий врач. Поэтому тем, кому нужны дорогие лекарства по назначению, лучше от них не отказываться.

Получить же путевку гораздо сложнее (тоже нужно направление от врача), поэтому большинство льготников от них отказываются. В этом случае к ЕДВ прибавляется 265,4 рублей, что не так плохо, как для неиспользуемых услуг.

Кроме федеральных льгот, можно получить денежный эквивалент некоторых региональных. Например, московские пенсионеры могут получить в денежной форме стоимость бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте – 400 и 199 рублей соответственно, в других регионах есть аналогичные возможности.

Оформить доплату за уход

Уже достаточно долго в России существует возможность оформить уход за нетрудоспособным человеком. Это касается таких категорий:

  • инвалиды I группы;
  • престарелые граждане, которые нуждаются в постоянном уходе (по заключению врача);
  • все, кто старше 80 лет.

Для того, кто будет ухаживать за пожилым человеком, есть только одно условие – он не должен работать (состоять на учете в центре занятости или получать пенсию). Никто не будет проверять, действительно ли он ухаживает за пожилым человеком, проживать вместе с ним тоже не требуется.

Доплата в размере 1 200 рублей приходит вместе с пенсией именно нетрудоспособному человеку. Что делать с деньгами дальше – решает он сам: может не отдавать, может отдать часть, полностью или даже доплатить из своих денег. Если выплату оформляют родители за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства I группы, сумма выплаты составит уже 10 000 рублей.

Тот, кто оформляет уход за пожилым человеком, тоже не остается без бонусов – для него это время засчитывается в страховой стаж, а за каждый год начисляется 1,8 пенсионных баллов.

Если выплату на уход оформляет пенсионер из местности, где есть районный коэффициент, выплата увеличивается на него.

Закрыть ИП и стать самозанятым

Это касается пенсионеров, которые параллельно с получением пенсии занимаются предпринимательской деятельностью. Согласно законодательству, с 2016 года они лишены права на индексацию пенсии и на социальную доплату до прожиточного минимума, так как считаются работающими.

Работающими их считают из-за того, что ИП обязаны вносить страховые взносы – фиксированный платеж, который затем отображается на индивидуальном лицевом счете и в конечном итоге увеличивает количество пенсионных баллов.

Но часто предпринимательская деятельность связана с оказанием какой-нибудь услуги или со сдачей квартиры в аренду – взносы ИП платят вне зависимости от того, каким видом деятельности занимаются.

Однако с 2019 года у тех, кто оказывает услуги, появилась возможность оформиться плательщиком налога на профессиональный доход – проще говоря, самозанятым. Сначала его ввели только в 4 регионах, с 2020 года режим распространили еще на 19 регионов, а с 1 июля каждый регион сможет вводить этот налоговый режим по своему усмотрению.

Главное преимущество НПД – низкие налоги (4 или 6% от суммы дохода), а также возможность вообще не платить страховые взносы. Кстати, ИП тоже может стать самозанятым – тогда он сможет не платить взносы, формально оставаясь при этом предпринимателем.

Соответственно, как только пенсионер станет плательщиком НПД и перестанет платить взносы в Пенсионный фонд, он будет считаться неработающим пенсионером и ему вернут индексацию и социальные доплаты (процесс займет до 3 месяцев, доплаты придут с месяца, следующего за увольнением).

Кстати, самозанятые получили неплохие бонусы от государства из-за ситуации с коронавирусом – им вернули уплаченный за 2019 год налог в полном объеме, а тем, кто зарегистрировался в 2020-м, выдали капитал в 12 130 рублей, который те могут пустить на уплату налога.

Правда, стоит учитывать ограничения по видам деятельности для регистрации самозанятым, а также ограничения по доходам (не более 2,4 миллионов рублей в год).


Пенсионный фонд России (ПФР) – значимый социальный институт страны, который выплачивает страховые, накопительные и другие виды пенсий, а также выдает сертификаты на материнский капитал, реализует соцвыплаты ветеранам и инвалидам, оказывает адресную помощь пенсионерам и софинансирует соцпрограммы субъектов РФ и так далее.

Все эти направления требуют значительных финансовых ресурсов. Страховых платежей работающего населения и продажи собственных активов фонда для реализации задач ПФР не хватает. В итоге одним из основных источников доходов является трансферт из федбюджета.

В 2018 году доходы фонда составляют 8,27 трлн рублей. 40% из них — 3,28 трлн — это трансферт из федерального бюджета.


По словам Председателя Правления ПФР Антона Дроздова, большая часть из этих денег идет на выплаты пенсий, в первую очередь – страховых. «При общих расходах на пенсионное обеспечение 7,2 трлн рублей из федерального бюджета на это выделяется 2,4 трлн рублей», — сообщил он.

Трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду России начался в 1992 году. Увеличение размера средств, направляемых из федбюджета в ПФР для социальных выплат, пенсий, адресной помощи пенсионерам, значительно ускорилось еще с 2001 года. Как прогнозируют эксперты, такая тенденция сохранится.


Несмотря на это, в 2018 году общий дефицит бюджета Пенсионного фонда составляет 265,5 млрд рублей.


При сохранении демографических тенденций социальные взносы все в меньшем объеме будут обеспечивать выплату пенсий.

«Если не принять никаких мер по совершенствованию пенсионной системы, трансферт на выплату пенсий неизбежно будет увеличиваться, то есть будет увеличиваться дефицит бюджета Пенсионного фонда. При этом пенсии будут расти гораздо более низкими темпами (не выше инфляции), и их покупательная способность будет постоянно снижаться», — уверен Председатель Правления ПФР.

В период 2024–2026 годов поддержание пенсий на текущем уровне с возможностью ее пересчета только в пределах инфляции потребует увеличения трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации не менее чем до 5 трлн рублей, считают эксперты.

Как пояснила Первый заместитель Председателя Комитета по бюджету и налогам Ирина Гусева


Гусева
Ирина Михайловна Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0084 (Волжский – Волгоградская область) , целью совершенствования пенсионной системы является в том числе и то, чтобы бюджет Пенсионного фонда РФ стал самодостаточным и не требовал таких вливаний из федерального бюджета.

Напомним, что парламентско-общественные слушания по совершенствованию пенсионной системы состоятся в Государственной Думе 21 августа. Предложение о проведении этих слушаний поддержали руководители всех фракций ГД. «Более половины участников обсуждения будут представлены членами общественных организаций, экспертами, членами деловых сообществ, представителями субъектов Российской Федерации», — отмечал Председатель ГД Вячеслав Володин


Ранее в ходе парламентских слушаний в ГД обсуждались правовые и социальные аспекты устойчивого развития сельских территорий, вопросы реновации, эксперимент по введению курортного сбора и защита прав участников долевого строительства, а также вопросы цифровой экономики и основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, господдержки малого и среднего предпринимательства, законодательного обеспечения перехода к новым формам финансирования жилищного строительства и другие темы.

В разгар кризиса власти находят новые способы не платить населению





В 2021 году состоится проверка доходов российских пенсионеров, заявила доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты России «Развитие человеческого капитала» РЭУ им. Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец.

По ее словам, Счетная палата по итогам проверки выявила нарушения как в сторону незаконных переплат, так и недоплат пенсий, поэтому теперь будет проведена проверка на предмет правильности выплат пенсий.

«После этого будет проведена более тщательная проверка правильности выплат пенсий, потому что, с одной стороны, граждане недополучают определенную часть пенсионных выплат, а с другой стороны — у Пенсионного фонда повышаются расходы, которые не всегда удается возместить», — пояснила Иванова-Швец.

Эксперт сообщила, что в первую очередь будет проверяться наличие дополнительных доходов с целью исключить получение различных надбавок и доплат к пенсии тех, у кого они ниже прожиточного минимума. Их проведут Федеральная налоговая служба, ПФР или органы соцзащиты. Во-вторых, будет проверяться место жительства пенсионеров, получающих пенсии в северных регионах или по доверенности через другое лицо, им нужно будет самостоятельно обратиться в Пенсионный фонд для подтверждения данных. Проверки также затронут и пенсионеров, проживающих за рубежом — они должны один раз в год отмечаться в российском консульстве для подтверждения, что все еще жив.

«В результате проверок, безусловно, появятся те, кому будут положены дополнительные деньги и те, кому придется возвращать в фонд незаконно полученные, но зато после этого будет меньше претензий и обращений по пенсионным выплатам», — добавила Иванова-Швец.

Впрочем, эту информацию уже опровергают в Госдуме.

О том, что Минтруд и ПФР не планируют проведения массовых проверок доходов пенсионеров в будущем году, заявил первый заместитель председателя фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев.

ПФР, по его словам, в следующем году будет работать в обычном режиме, назначая пенсии. Исаев также напомнил, что страховая пенсия не зависит от доходов и имущества граждан — она зависит от страхового стажа и взносов. При этом, по его мнению, проверки и подтверждения для получения пенсии должны быть сведены к минимуму.

«Сейчас мы работаем с Минтруда и надеемся, что правительство в ближайшее время внесет в Госдуму законопроект о том, чтобы пенсии и ЕДВ (ежемесячные денежные выплаты — прим.) по инвалидности назначались без подтверждения соответствующих прав гражданином, автоматически, по информации, которую Пенсионный фонд получит от медико-социальной экспертизы», — рассказал депутат.

В начале недели зампредседателя комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова рассказала о том, что власти в 2021 году планируют проиндексировать пенсии неработающим пенсионерам на 6,3 процента, что почти в полтора раза превысит инфляцию. Таким образом в среднем пенсия увеличится на одну тысячу рублей. Кроме того, будут проиндексированы ежемесячные денежные выплаты ветеранам боевых действий и инвалидам всех категорий. Их повысят с 1 февраля следующего года — размер индексации будет определяться исходя из индекса потребительских цен за предыдущий год. К настоящему моменту он составляет 3,8 процента. Кроме того, с 1 апреля на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера (сейчас этот показатель равен 2,6 процента) будут проиндексированы социальные пенсии.

Но что даст эта тысяча в п5ериод кризиса? Правительство усиленно делает вид, что заботится о пенсионерах, между тем, другой рукой вынимая из их карманов последнее. Ведь можно не сомневаться, что по итогам проверки окажется, что переплаченных денег больше, чем недоплаченных.

Впрочем, пока ничего не понятно — в Думе-то опровергают…

Кстати, не только в Думе.

— Это не соответствует действительности, — подтверждает проректор по развитию Академии труда и социальных отношений, доктор экономических наук, профессор Александр Сафонов.

— Автор этой новости не в курсе действующего законодательства. ПФР, ФСС и ФОМС имели право проводить и постоянно проводят проверки законности выплат. В данном случае речь должна идти о том, что в очередной раз в августе Счетная Палата указала на наличие проблем с получением незаконных пенсий. Дело в том, что ПФР получает сведения о смерти из ЗАГСов. Если сведения не поступили, то есть возможность родственникам получать пенсию умершего до того момента, пока факт не станет известен ПФР. Проверить что-либо ПФР не может: ему не хватит для этого сотрудников. Да и нет такого права. Поэтому проблема будет решена только, если ЗАГСы станут быстрее передавать информацию.

Что касается пенсионеров, проживающих за рубежом, то время от времени консульства осуществляют контакты с ними. Но выплаты, за исключением случаев специальных межправительственных соглашений, перечисляются на расчетные счета российских банков. А вообще-то СП в первую очередь отмечала совершенно другую проблему — нарушение прав при формировании размера пенсий: дело в том, что не всегда ПФР способен учесть все поступления взносов, если они производились от разных работодателей. Поэтому пенсионерам беспокоиться не надо. Как платили им пенсии, так платить и будут. А в этом случае это непрофессиональная трактовка обычной работы ПФР.

Но не все эксперты в этом так уверены.

— Трудно сказать, почему в Думе с такой уверенностью говорят о планах Министерства труда и Пенсионного фонда, которые не подчиняются парламенту и не должны согласовывать с ним свои действия, — считает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.

— Понятно, что «Единая Россия» опасается потерять поддержку пенсионеров, которые сегодня часто вынуждены подрабатывать, а потому будут недовольны такой проверкой. Однако, правительство стремится во что бы то ни стало сократить бюджетные расходы и, скорее всего, не станет принимать во внимание тревоги правящей партии, опасающейся за свою популярность. Пенсионеры являются многочисленной социальной группой, а потому проверка их доходов и сокращение пенсионных выплат по ее результатам может дать заметную экономию средств, выделяемых на пенсионное обеспечение. Мне кажется, что, если в следующем году поступления от нефтегазового экспорта не увеличится, проверка пенсионеров на наличие у них дополнительных доходов станет весьма вероятной.

«СП»: — Почему они решили сделать это сейчас? Раньше Счетная палата ничего такого не выявляла? Действительно ли у нас кому-то недоплачивают, а кому-то переплачивают пенсии?

— Поскольку пенсии работающим пенсионерам не индексируются, то многие пенсионеры работают нелегально. Кроме того, наличие дополнительных доходов может оказывать влияние на величину получаемых пенсионером региональных надбавок. Поскольку пенсионеры стали массово работать нелегально, то появился экономический смысл в деятельности, направленной на выявление этих нарушений.

«СП»: — А что такого, если у пенсионера есть дополнительные доходы? Нельзя что ли?

— Согласно логике российских чиновников, если пенсионер получает дополнительные доходы, которые вместе с пенсией превышают прожиточный минимум, он не имеет права рассчитывать на помощь государства. Более того, ранее полученные от государства деньги он должен будет вернуть.

«СП»: — А как насчет тех, кто получает «северные» пенсии или по доверенности? Тут много может быть нарушений?

— Конечно, такие пенсионеры часто подолгу живут у своих родственников в других регионах или вообще проводят в районах с более мягким климатом большую часть времени. Поэтому чиновники могут без труда найти формальный повод для того, чтобы лишить их надбавки.

«СП»: — Проверки затронут и тех, кто проживает за рубежом. А там много тех, кто получает пенсии за мертвых? Такие поди и в России есть…

— Возможно, что такие пенсионеры действительно есть, но у нас нет никаких достоверных данных, подтверждающих, что такое явление приняло распространенный характер. Но жить за рубежом предпочитают многие пенсионеры из регионов, граничащих со странами, где стоимость жизни дешевле, чем в России, прежде всего с Китаем и Беларусью. В ходе проверки можно будет найти формальный повод для того, чтобы приостановить выплату им пенсий (например, до тех пор, пока такой пенсионер не предоставит достаточно доказательств того, что он еще жив). Это тоже может дать некоторую экономию.

«СП»: — По словам Ивановой-Швец, в результате проверок появятся те, кому будут положены дополнительные деньги и те, кому придется возвращать в фонд незаконно полученные. Кого будет больше? Пенсионный фонд после этих проверок станет больше платить или получит возвратов?

— Разумеется, все это затевается для того, чтобы уменьшить пенсионные выплаты. Думаю, что в распоряжении ПФР есть средства, позволяющие этого добиться.

«СП»: — Кстати, а как будут возвращать незаконные выплаты с пенсионеров?

— Скорее всего, из текущей пенсии будут вычитать часть суммы. Хотя для этого, скорее всего, понадобится решение суда.


В 2020 году накопительные пенсии в России повысят на 9,13%, говорится в сообщении Пенсионного фонда, поступившем в РБК. Перерасчет пройдет беззаявительно с 1 августа и коснется 80 тыс. нынешних пенсионеров, которые получают накопительные пенсии, добавили в фонде.

Повышение также получат участники программы софинансирования пенсионных накоплений, которым сформированные средства выплачиваются не накопительной пенсией, а срочной пенсионной выплатой, то есть в течение периода, определенного самим человеком. Такая пенсия с августа будет повышена на 7,99% для 32 тыс. пенсионеров — участников программы софинансирования.

Средства пенсионных накоплений выплачиваются пенсионерам с 2012 года. В общем случае размер такой пенсии невысок по сравнению с объемом основной пенсии — страховой пенсии по старости. По данным ПФР, в настоящее время средний размер накопительной пенсии составляет 956 руб. в месяц, средний размер срочной пенсионной выплаты участникам программы софинансирования пенсии — 1705 руб. в месяц.

«Накопительные выплаты — это второй уровень пенсионной системы, который накладывается на основу в виде страховой пенсии или пенсии по государственному обеспечению, поэтому суммы выплат адекватны этому уровню», — сообщили РБК в ПФР. Помимо этого, сегодня на пенсию все еще выходят люди, у которых пенсионные накопления формировались в течение короткого периода и составили небольшую сумму. По мере выхода на пенсию россиян 1967 года рождения, у которых пенсионные накопления формировались в полном объеме, размеры накопительных пенсий будут становиться больше, отметили в фонде.

Основная часть средств в накопительной системе была сформирована за счет обязательных страховых взносов работодателей с 2002 по 2013 год. В 2014–2022 годах отчисления новых страховых взносов в накопительную систему заморожены.

Ранее выплаты накопительной пенсии начинались при достижении гражданином пенсионного возраста, но после его повышения было решено сохранить за накопительной частью прежний срок выплат — женщинам по достижении 55 лет, мужчинам — 60 лет.

Повысить пенсии получится благодаря результатам инвестирования пенсионных накоплений по итогам прошлого года. Они в три раза превысили уровень инфляции (по данным Росстата, в 2019 году инфляция составила 3%), уточнили в ПФР. Расходы на проведение перерасчета выплат составят 1,87 млрд руб., оценили в фонде. Из этой суммы 1,53 млрд руб. пойдет на повышение накопительных пенсий, а 343 млн руб. — на повышение выплат участников программы софинансирования пенсии.

Накопительная система разработана таким образом, что ее участник накапливает свой пенсионный капитал несколько десятков лет, а в дальнейшем получает из него выплаты: единовременные при небольшом объеме сбережений, срочные — в случае их формирования в значительном объеме в рамках программы госсофинансирования и использования материнского капитала, а также в виде накопительной пенсии при достаточном объеме накоплений, пояснил глава аналитического департамента НПФ «Сафмар» Евгений Биезбардис. Это относится не только к ПФР, но и к негосударственным пенсионным фондам (НПФ), уточнил он.

С назначением выплат остатки пенсионного капитала продолжают инвестироваться и приносить пенсионеру доход. При этом для накопительных пенсий предусмотрен инвестиционный портфель выплатного резерва, а для срочных выплат — портфель резерва срочных выплат. «До 1 мая ПФР и НПФ оценивают свои обязательства перед пенсионерами с учетом тех, кто умер, и тех, кто пережил ожидаемый период выплаты накопительной пенсии. Затем, исходя из полученного в минувшем году инвестдохода по портфелю срочных выплат или портфелю выплатного резерва, рассчитываются коэффициенты корректировки уже назначенных накопительных (пожизненных) пенсий и срочных выплат», — сказал Биезбардис.

Индексация назначенных пенсий проводится ежегодно с 1 августа как в ПФР, так и в НПФ. Расчет ПФР в основном относится к накоплениям граждан, которые не выбрали собственный НПФ, — так называемых «молчунов», а каждый НПФ рассчитывает размер повышения в зависимости от итогов инвестирования средств своих клиентов.

В Пенсионном фонде уточнили, что уровень индексации накопительных пенсий в 2019 году составил 4,9%, а срочных пенсионных выплат — 5,1%. В 2018 году 8,4% и 8,8% соответственно.

За счет средств пенсионных накоплений осуществляются следующие виды выплат:

  • Единовременная выплата средств пенсионных накоплений. Граждане, у которых накопительная часть пенсии (по состоянию на день назначения) составляет менее 5% от общего пенсионного обеспечения, получают все средства, предназначенные для выплаты накопительной части, единовременно при выходе на пенсию. Если сумма выше 5%, то назначается накопительная пенсия. По данным Минтруда, более 98% граждан, выходящих на пенсию, получают средства ее накопительной части единовременно.
  • Срочная пенсионная выплата. Ее могут получить участники программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, вступить в которую можно было до 31 декабря 2014 года. Продолжительность выплаты определяет сам гражданин, но она не может быть менее десяти лет.
  • Накопительная пенсия. ПФР рассчитывает ежемесячную величину накопительной пенсии следующим образом: все накопленные средства гражданина делятся на период дожития, который в 2020 году составляет 258 месяцев (с 2021 года — 264 месяца, с 2022 года — 270 месяцев).

Читайте также: