Увеличение выхода на пенсию чиновников

Переходный период по увеличению пенсионного возраста продолжается. И, учитывая, сколько новых нюансов появилось при определении возраста выхода на пенсию, теперь не так-то просто стало ответить на вопрос читателей: «А когда уже можно подавать заявление в ПФР?».

До тех пор, пока переходный период не будет окончательно завершен, с наступлением каждого очередного года правила выхода на пенсию будут меняться.

Поэтому предлагаю рассмотреть график выхода на пенсию в следующем, 2021 году: с какого возраста будут выходить на пенсию и кто сможет стать пенсионером раньше положенного срока.

1. Каким будет общий пенсионный возраст в 2021 году?

Согласно утвержденному плану поэтапного повышения пенсионного возраста, в 2021 году подходит очередь для выхода на пенсию:

-женщинам, рожденным в 1-м полугодии 1965 года,

-и мужчинам, рожденным в 1-м полугодии 1960 года.

У них по графику пенсионный возраст наступает в 56,5 лет и в 61,5 год соответственно. Подавать заявление в ПФР о назначении пенсии можно уже за месяц до наступления этого возраста.

Но есть важное условие: для назначения страховой пенсии по старости в 2021 году требуется подтвердить не менее 12 лет стажа и иметь на лицевом счете не менее 21 пенсионного балла.

В противном случае в назначении пенсии будет отказано. О том, что делать, если не хватает баллов для пенсии, рассказывается здесь.

А вот перейти на пенсию супруга в 2021 году (это касается пережившего супруга, у которого пенсия была намного ниже) можно будет только женщинам не моложе 1964 г.р. и мужчинам не моложе 1959 г.р.

Дело в том, что возраст для перехода на пенсию по случаю потери кормильца в 2020 году повышается на 2 года, а в 2021 году — на 3 года.

Поэтому граждане из следующей возрастной группы (женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.) смогут перейти на пенсию супруга не раньше 2022 года, по достижении 57 и 62 лет соответственно.

Исключение составляют только супруги военнослужащих и приравненных к ним по статусу сотрудников правоохранительных органов. Для них возраст перехода на ведомственную пенсию по потере кормильца остался прежним (55 и 60 лет — для женщин и мужчин соответственно).

2. Кто еще может выйти на пенсию по старости в 2021 году, даже если не достиг общего пенсионного возраста?

1) Безработные граждане, которые встали на учет в Центр занятости населения в результате сокращения штата или ликвидации работодателя.

При отсутствии вакансий их могут направить на пенсию раньше на 2 года, если есть стаж не менее 20 лет (у женщин) и 25 лет (у мужчин). В 2021 году на это могут претендовать женщины и мужчины, которым исполнилось 56 лет и 61 год соответственно.

Аналогичное правило (снижение пенсионного возраста на 2 года) применяется к гражданам, выработавшим длительный трудовой стаж (у женщин — это 37 лет, у мужчин — 42 года). Но в этот стаж учитываются только периоды работы и временной нетрудоспособности.

2) Женщины, которые родили 4-х детей и воспитали их до 8-летнего возраста, могут выйти на пенсию в 2021 году в возрасте 56 лет (т. е. раньше на полгода).

У матерей с 3-мя детьми пенсионный возраст наступает в 57 лет, т. е. не раньше следующего года.

3) На досрочную пенсию в связи с выработкой северного стажа (15 лет в РКС или 20 лет в МКС) в 2021 году могут выйти женщины, рожденные в 1-м полугодии 1970 г. (т. е. в возрасте 51,5 год), и мужчины, рожденные в 1-м полугодии 1965 г. (т. е. в возрасте 56,5 лет).

Напомню, что пенсионный возраст для северян также повышается на 5 лет с учетом переходного периода.

4) Также на досрочную пенсию по старости в 2021 году выходят педагогические, медицинские и творческие работники (артисты балета, оперные певцы и т. д.) — если они выработали необходимую выслугу в 1-м полугодии 2020 года.

Например, учитель выработал 25 лет спецстажа по состоянию на 1 февраля 2020 года — значит, он выходит на досрочную пенсию по старости через 1,5 года, т. е. с 1 августа 2021 года.

Также напоминаю, что пенсионный возраст не повысился для:

-родителей и опекунов детей-инвалидов,

-для женщин, родивших 5 и более детей (либо 2-х детей при выработке 12 лет стажа в РКС или 17 лет в МКС),

-прочих льготников, указанных в ст. 32 п.п. 1-5, 7 Закона 400-ФЗ, а также для работников с вредными условиями труда (перечисленных в ст. 30 п.п.1 - 18 Закона 400-ФЗ).

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

С начала 2017 года, вступил в действие правовой акт, регулирующий продление пенсионного возраста для граждан, занимающих определённые должности на госслужбе и муниципалитетах. В рамках этого закона предполагается не только поэтапное продление возраста для выхода на пенсию, но и предусматриваются изменения продолжительности времени трудовой деятельности на гражданской службе, занимая определённые должности. Рассмотрим ключевые аспекты данного законопроекта.

Продление возрастного ценза госслужащим в 2020 году


С выходом нового закона изменяется регламент и правила для оформления государственной пенсии служащим, задействованным в государственном управляющем аппарате и органах муниципальной власти. Законопроект о продлении пенсионного возраста уже вступил в законную силу, и эксперты предполагают, что его введение является подготовительным этапом для повышения возраста выхода на пенсию остальным категориям гражданского населения страны.

Какие запланированы изменения

Начнём с того, что термином «госслужащий» обозначается человек, занимающий определённые посты на государственной службе, получая за это финансовое вознаграждение из бюджетных средств. До 2016 года включительно, достаточно было 15 лет стажа, чтобы претендовать на пенсионное обеспечение. Возраст ухода на положенный отдых составлял 60 лет для представителей мужского и 55 лет для женского пола.

Начиная с 1-го января 2017 года, возраст будет планомерно продлеваться: на 6 месяцев ежегодно. В результате, сроки для выхода госчиновников на пенсию в 2020 году составят 62 года у служащих-мужчин и 57 лет у женщин-чиновников.

Повышение будет проводиться до тех пор, пока не будут достигнуты максимальные показатели возрастного порога. У чиновников-мужчин это произойдёт в 2026 году, пенсионный возраст госслужащих-женщин перестанет увеличиваться с 2032 года.

Важно! Стандартная возрастная планка, запланированная правительством для рядовых граждан, составляет 65 лет мужчинам и 60 лет женщинам. Что касается госслужащих, то у мужчин он останется таким же, а вот женщины, задействованные в госслужбе, смогут выйти на пенсию только в 63 года.

Как назначается пенсия чиновникам


Федеральные служащие получают предусмотренные законом выплаты на следующих основаниях:

  1. Достижение установленного законодателем возраста.
  2. Выслуга: на 2020 год составляет 17 лет.

Увольнение с должности происходит на следующих основаниях:

  • прекращение полномочий;
  • сокращение штата;
  • увольнение по личному желанию;
  • ухудшение здоровье, препятствующее выполнению обязанностей;
  • наступление максимального возраста.
Важно! Чтобы получить государственную пенсию, нужно отработать не меньше года, занимая управленческую должность в федеральном или муниципальном аппарате.

Особенности пенсии для служащих муниципалитетов

Нужно отметить, что пенсии этой категории служащих регулируются не только федеральными, но и региональными законами. Поэтому условия получения могут изменяться в зависимости от структуры, которая будет непосредственно заниматься выплатами пенсионного обеспечения.

Размер пенсии имеет определённый предел, но допускается увеличение этого показателя вместе с продолжительностью трудового стажа.

Правовая база


Пенсии работникам муниципалитетов оформляются на основании нормативно-правовых актов:

Чем отличаются госчиновники и муниципальные служащие при расчёте пенсии

С точки зрения законодателя, эти категории граждан уравнены в правах, поэтому порядок оформления пенсии для госслужащих, распространяется на региональных чиновников.

Кто считается госслужащим

Всех госслужащих можно условно разделить на 3 категории:

  • полномочия действуют на всей территории РФ (Федеральный уровень);
  • полномочия действуют на территории определённого субъекта Федерации (региональный уровень);
  • служащие в армии и приравненные к ним профессии.

Под это определение попадают сотрудники, занимающие ответственные посты в казначействе, центрах занятости населения, органов исполнительной власти и налоговой службы.

Важно! Государственными служащими не считаются работники бюджетных учреждений и персонал, который занимается обеспечением жизнедеятельности государственных организаций: IT-специалисты, уборщицы и пр.

Виды пенсий и условия получения


Чиновникам федерального и регионального уровня могут назначаться 3 вида пенсионного обеспечения:

  • по выслуге;
  • по старости;
  • по инвалидности.

Каждая разновидность назначается при наступлении оснований. В первом случае, учитывается стаж трудовой деятельности на государственной должности. Во втором — наступление установленного законом возраста.

Определение размера пенсионного обеспечения

Согласно действующему законодательству, величина пенсии госслужащим рассчитывается по формуле: П=(45%СД-СО)+3%*С. Расшифровывается это так:

  • П — пенсия, которую получит государственный служащий;
  • СД — среднемесячный доход: учитывается размер оклада, получаемого на занимаемой должности;
  • СО — страховое обеспечение, получаемое по наступлению старости или инвалидности;
  • С — трудовой стаж сверх предусмотренного законом.

В частности, если человек выходит на заслуженный отдых с наступлением предусмотренного возраста, для расчёта пенсии берётся 45% должностного оклада. Если служащий продолжает заниматься трудовой деятельностью, коэффициент будет ежегодно увеличиваться на 3%.

Важно! Максимальная сумма, которая принимается в расчёт при определении размера пенсионного обеспечения, не может превышать 75% должностного оклада.

Что нужно знать о специальном стаже

Выслугой лет называют продолжительность трудовой деятельности на определённых должностях, необходимая для получения пенсионного обеспечения.

До какого возраста можно работать на госдолжностях


Учитывая, что предполагается ступенчатое увеличение возрастного порога, максимальная планка будет ежегодно продлеваться на полгода. В 2020 году возраст чиновников для выхода на пенсионный отдых составит 62 год и 57 лет для мужчин и женщин соответственно.

Ежегодно этот возраст будет увеличиваться на полгода. А в 2024 г. произойдет увеличение сразу на 2 года с целью доведения до общеустановленного (65/63).

Нужно добавить, что закон предусматривает досрочное наступление пенсионного возраста. Эта практика применяется к служащим, которые осуществляют свою трудовую деятельность на Крайнем Севере и приравненных к нему территориях.

Минимальная длительность трудового стажа

Как и в предыдущем случае, этот показатель будет ежегодно пролонгироваться. Служащим, которым предстоит выйти на пенсию в 2020 году, потребуется 17 лет специального стажа. К 2026 году этот показатель предполагается увеличить до 20 лет.

Максимальный возраст

Рядовые сотрудники могут трудиться до 65 лет, согласно внесённым в законодательство изменениям. Для работников, занимающих руководящие посты, возрастной порог продлевается до 70 лет.

Законы

Основные положения назначения пенсии госслужащим регулируются следующими законодательными актами:

К категории пенсионеров, занимавших или занимающих должности государственных служащих, принято относить работников прокуратуры, службы судебных приставов, судебных органов, сотрудников полиции. Пенсионный возраст госслужащих в рамках проведенной в прошлом году реформы был изменен.



Пенсионный возраст госслужащих - основные положения реформы

Положения новой реформы затронут категории государственных служащих, кому в текущем году предстоит выход на пенсию, а также тех служащих, чей пенсионный возраст пришелся на конец 2015 года. Последние получили возможность остаться на своих рабочих местах.

Реформа в полной мере вступила в действие в 2016 году. 2016 год обозначен как переходный период. Так, для чиновников предусмотрено постепенное увеличение пенсионного возраста. Окончательно пенсионный возраст госслужащих в России по последним новостям возрастет до 65 лет. Продолжить службу можно будет и до 70 лет, но пенсия выплачиваться не будет. Так, если служащий вышел на пенсию в 65 лет, а в 67 вновь вернулся на службу, то выплата пенсии приостановится. Но восстановиться в должности чиновник сможет лишь в первые три года после официального ухода на пенсию.

Во многом причина таких реформ заключается в том, что, даже выйдя на пенсию, многие чиновники продолжают трудовую деятельность, одновременно получая и пенсию, и зарплату. В связи с этим и был увеличен и возраст выхода на пенсию.

С другой стороны необходимость реформ обусловлена дисбалансом между трудоспособным населением и населением, которое должно по возрастным показателям завершать трудовую деятельность. Такая ситуация может привести к краху пенсионной системы в стране.

Так, установленные еще в 1932 году пенсионные возрасты: 55 – для женщин и 60 лет для мужчин сегодня претерпевают вынужденные изменения. Так женщинам дано право трудиться до 60 лет, а мужчинам – до 65 лет. Кроме того, продолжить трудовую деятельность можно и до 70 лет, но без начисления пенсии. Вероятно, пенсионный возраст госслужащих в 2020 году будет изменен.

Как будет проходить реформа и начисляться пенсия?

Пенсионный возраст госслужащих новости описывают как поэтапный процесс.

  • Повышаться он будет поэтапно – госслужащим ежегодно прибавляться по 6 месяцев. Иными словами, например, сотруднику должно исполниться в декабре 60 лет, но реформа добавит ему еще 6 месяцев, которые необходимо отработать до пенсии, в следующем году будет прибавлено еще полгода. Одновременно с этим будет возрастать и срок стажа.
  • Так, специальный трудовой стаж будет увеличен с 15 до 20 лет.
  • При этом пенсия по выслуге лет будет исчисляться в размере 45% от зарплаты чиновника. Также положения новой реформы предусматривают ежегодное увеличение пенсии по выслуге лет на 3%, но в совокупности она не может превышать 75% от зарплаты чиновника. Учитываться при расчете размера пенсионных выплат за выслугу лет будет объем его зарплаты на последний год.
  • В этот расчет не войдут декретные отпуска, больничные листы и отпуска без содержания. Пенсии чиновников, работающих в льготных регионах, будут увеличены на региональные коэффициенты.
-->

Среди положительных изменений можно отметить, что период по уходу за ребенком – полтора года будет включаться в страховой стаж, но в совокупности не будет включено не более 4-х лет.

Таким образом, повышение пенсионного возраста госслужащим – это уже решенный вопрос на законодательном уровне, а сам закон уже вступил в силу.

С 1 января 2020 года возраст выхода на пенсию для женщин, работающих на государственной службе, составляет 56 лет, а для мужчин-чиновников 61 год соответственно.


Итоги реформы

Увеличение пенсионного возраста коснулось только государственных служащих. Для них возраст выхода на пенсию увеличен до 65 лет с последующим постепенным увеличением.

Изменения коснулись и специального стажа. Так, если ранее это период устанавливался до 15 лет, то реформа увеличила это период до 20 лет.

Изменения коснулись и депутатов Госдумы. Если ранее достаточно было исполнять свои обязанности в течение года, чтобы получить 5% дополнительно к будущей пенсии, то после реформы этот срок увеличился до 5 лет. Учитывать следует, что выбираются сенаторы только на четыре года. Также, если ранее для получения 75%, достаточно было отработать 3 года, но после реформы срок возрос до 10 лет. Положения закона не распространяются на тех сенаторов, срок исполнения обязанностей которых к 1 января текущего года составил не менее одного года, на госслужащих, имеющих 15 лет стажа, а также уволенных за год до реформы.

Досрочный выход на пенсию был ранее предусмотрен лишь для чиновников, работающих в регионах Крайнего Севера. Возраст составлял 50 и 55 лет соответственно. После введения реформы эти возрастные границы также отодвинут до 55 и 60 лет соответственно. Уволившиеся с госслужбы будут выходить на пенсию в общем порядке.

  • Обзор законодательства за период с 30 ноября по 6 декабря
  • Как оплачиваются новогодние праздники в 2021 году
  • 31 декабря 2020 года — сокращенный рабочий день или нет?
  • Какие ограничения ввели власти Санкт-Петербурга из-за коронавируса
  • Судебная практика в связи с коронавирусом: обзор самых интересных дел

Страховая пенсия для гражданских госслужащих в 2020 году

Госслужащему, как и любому другому гражданину РФ, назначат страховую пенсию по старости, когда он достигнет трех критериев:

  1. Возраста.
  2. Страхового стажа.
  3. Индивидуального пенсионного коэффициента.

Однако на этом сходство заканчивается, и начинаются нюансы.

Пенсионный возраст у госслужащих на гражданской службе регулируется ФЗ от 28.12.2013 № 400, а именно приложением № 5 к нему. Пенсионный возраст госслужащих в России с 2020 г. равен 56 годам для женщин и 61 — для мужчин с ежегодным (до 2032) повышением на шесть месяцев. То есть до 65 (у мужчин) и 63 лет (у женщин).

Страховой стаж (в данном случае) — это общее время работы на федеральных, субъектных или муниципальных должностях со страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ. В 2020 г. необходимый минимум такого стажа равен девяти годам с ежегодным (до 2024 г.) увеличением на год, до 15 лет. О периодах работы, которые входят в соответствующий стаж, говорится в ст. 11 и 12 ФЗ от 28.12.2013 № 400. Посчитать его продолжительность можно по правилам из ст. 13 и 14 этого же ФЗ.

Индивидуальный пенсионный коэффициент измеряется в баллах, его величина определяется по приложению № 4 к тому же ФЗ 400. В 2020 г. его необходимый минимум равен 13,8 балла, каждые 12 месяцев (до 2025 г.) он увеличивается на 2,4 балла, до 30.

Подробнее условия назначения страховых пенсий изложены в ст. 8, 35 ФЗ от 28.12.2013 № 400. Посчитать размер указанной выплаты поможет формула из ст. 15 этого ФЗ.

Условия для пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим в 2020 году

Госслужащие, перечисленные в президентском Указе от 31.12.2005 № 1574, будут получать пенсию при совпадении двух условий:

  1. Величина стажа соответствующей работы. В 2020 г. — 16 лет, с ее ежегодным ростом (до 2026) на шесть месяцев, до 20 лет. Если лицо замещало должность федеральной государственной гражданской службы, его минимальный стаж должен составлять полные 12 месяцев, то есть не менее календарного года.
  2. Увольнение со службы по причинам, указанным в ч. 1 ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 № 166. Например, из-за расторжения контракта по воле служащего.

Обеспечение по выслуге лет можно получать до пенсионных выплат по старости (инвалидности). Для этого чиновник должен:

  • уволиться по собственному желанию;
  • иметь к моменту увольнения 25 лет служебного стажа;
  • непосредственно перед уходом семь лет занимать должность федеральной государственной гражданской службы.

Пенсии по старости (инвалидности) и выслуге лет выплачиваются одновременно.

Обеспечение по выслуге лет не выплачивается в случаях, когда чиновник:

  • продолжает служить;
  • занимает государственные должности РФ, ее субъекта или муниципалитета;
  • постоянно занимает должность муниципальной службы;
  • работает в межгосударственных (межправительственных) органах (на должностях), за которые по международным договорам РФ получает аналогичное обеспечение.

Выплату такого обеспечения можно возобновить по заявлению служащего о ее восстановлении со следующего дня после его увольнения с указанных работы и должностей. Заявление подается в орган (его аппарат), где сотрудник служил перед увольнением. Туда же подаются документы для назначения пенсии, их список можно увидеть в приложении № 1 к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.05.2017 № 436н.

Госслужащие могут выбрать конкретную выплату, которая будет им назначена. Такое развитие событий возможно, когда они имеют право одновременно на несколько выплат. В числе вариантов на выбор присутствуют:

  • пенсия за выслугу лет;
  • ежемесячное пожизненное содержание;
  • ежемесячная доплата к пенсии (содержанию);
  • дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, которое его назначают на основе ФЗ, президентских указов и правительственных постановлений и финансируют из федерального бюджета;
  • обеспечение за выслугу лет (ежемесячная доплата к пенсии, иные выплаты), которое назначают и выплачивают на основе законодательства субъектов РФ или актов муниципалитетов за замещение соответствующих должностей или прохождение подобающей службы.

Пенсии государственным гражданским служащим субъектов РФ и муниципалитетов устанавливаются на основе региональных нормативных актов и выплачиваются из местных бюджетов. Такие лица вправе получать доплаты по выслуге лет одновременно как со страховой пенсией, назначенной согласно ФЗ от 28.12.2013 № 400, так и с досрочно установленной по Закону РФ от 19.04.1991 № 1032-1. Необходимая продолжительность стажа для этого случая в текущие 12 месяцев составляет 16 лет.

Размер выплаты по выслуге лет для гражданских госслужащих

Этот размер зависит от величины служебного стажа. В текущие 12 месяцев, при минимально необходимой величине стажа 16 лет, чиновник будет получать за выслугу лет 45 % своей среднемесячной зарплаты (размер которой определяется по правилам ст. 21 ФЗ от 15.12.2001 № 166.) минус страховая пенсия, фиксированная выплата к ней и ее повышения, о которых говорится в ст. 16, 17 ФЗ от 28.12.2013 № 400. Каждые полные 12 месяцев сверх необходимого минимума в 2020 году прибавят три процента среднего заработка к указанным 45. Максимальная сумма всех обеспечений, которые может получать госслужащий, равна 75 % их среднемесячной зарплаты.

Чиновникам, работающим на Крайнем Севере (и в приравненных местностях), указанный доход увеличивают на районный коэффициент, который устанавливается по правилам Постановления Правительства РФ от 17.04.2006 № 216. Точный список названных мест можно увидеть в Постановлении Совмина СССР от 03.01.1983 № 12. Выезд из них аннулирует коэффициент.

Размер обеспечения остается прежним в случаях:

  • повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, приходящийся на нетрудоспособных членов семьи получателя из-за достижения им 80 лет или наличия у него инвалидности I группы;
  • увеличения расчетного пенсионного капитала, которое происходит в соответствии со ст. 30.1 ФЗ от 17.12.2001 № 173;
  • установления и исчисления размера доли страховой пенсии, которые происходят в режиме ст. 19 ФЗ от 28.12.2013 № 400;
  • роста размеров страхового обеспечения по старости и фиксированной выплаты при его назначении впервые (включая досрочно), после появления такого права, когда оно восстановлено или обеспечение назначено вновь после отказа от него.

В президентском Указе от 20.09.2010 № 1141 перечисляются должности, периоды работы в которых включаются в стаж, который учитывается при назначении платы за выслугу лет. Названное включение происходит по правилам Постановления Правительства РФ от 15.09.2003 № 570.

Таким образом, при определенных условиях госслужащие могут получать двойное пенсионное обеспечение (страховое по старости и за выслугу лет).

Можно ли остаться на службе сверх предельного возраста

Разобрались, каков пенсионный возраст в России для госслужащих. Теперь ответим на вопрос: может ли служащий, который достиг предельных лет нахождения на службе, продолжить работу. Максимальный возраст нахождения на гражданской службе равен 65 годам. Гражданскому служащему в таком возрасте, имеющему статус помощника (советника), могут продлить служебный срок при его согласии (максимум до 70 лет). Решение об этом принимает представитель нанимателя. В результате срок службы такого чиновника удлиняется до завершения полномочий его руководителя. Помощники (советники) есть, например, у руководителей государственных органов.

Лицу в статусе руководителя высшей группы должностей гражданской службы его служебный период может быть увеличен максимум до 70 лет. Соответствующее решение, при согласии госслужащего, принимает госорган либо должностное лицо, назначившее его на пост.

Есть и другой вариант продолжить работу в госоргане: служащего в предельном возрасте могут перевести на труд, не относящийся к гражданской службе. Такие переводы происходят по решению представителя нанимателя при согласии переводимого лица, которое продолжает работать в госоргане по срочному трудовому договору.



Закон об этом подписан президентом страны. Вступает он в силу с 1 января 2017 года. А сегодня он публикуется в "Российской газете".

В нем есть несколько новелл. Первая - пенсионный возраст. Со следующего года для тех, кто состоит на государственной и муниципальной гражданской службе, он будет прибавлять по полгода, пока не достигнет планки в 65 лет для мужчин и 63 года для женщин. Это произойдет соответственно в 2026 и в 2032 годах. То есть в 2017 году возраст получения пенсии госслужащими для женщин составляет 55,5 года; для мужчин - 60,5 года; в 2018 г. для женщин - 56 лет, для мужчин 61 год и так далее. Текущий год - последний, когда госслужащие уходят на пенсию, как все, - в 55 и 60 лет.



Второе. Стаж госслужбы, необходимый для получения пенсии. Сейчас он должен быть не менее 15 лет, при этом для того, чтобы иметь право на "пенсию госслужащего", человек должен уходить на заслуженный отдых с госслужбы, проработав перед увольнением непрерывно не менее 12 лет. По новым правилам минимальный стаж - 20 лет.

Прибавляться эти пять лет будут также по полгода в год. В 2017 году минимальный стаж для пенсии будет 15,5 года, в 2018 - 16 лет. Граница в 20 лет будет достигнута в 2026 году.

И новый закон не отменяет правило - претендовать на пенсию госслужащего может только человек, уходящий на нее с должности в государственном ведомстве. Если он имеет стаж госслужбы хоть 25 лет, хоть 30, а последние годы дорабатывал, скажем, в коммерческой структуре, никакая "особая" пенсия ему уже не положена.

Впрочем, вокруг этой "специальной" пенсии много мифов, а реальность - прозаична. По законодательству, если человек был госслужащим минимально положенный срок (15 лет или по новому закону - 20), ему полагается пенсия в размере 45 процентов от зарплаты. За каждый последующий год прибавляется по три процента, но есть потолок - 75 процентов. При чем при расчете пенсии учитывается оклад, премии - не в счет. А оклады у федеральных госслужащих не самые "завидные". Так на сайте министерства труда России есть табличка, в которой прописана зарплатная сетка федеральных госслужащих. По ней самый высокий оклад - у заместителя министра - 9500 рублей в месяц. Самый низкий - у специалиста первого разряда - 3700 рублей. Конечно, при начислении зарплаты к окладам прибавляются надбавки , например, за особые условия гражданской службы, но в формуле расчета пенсии лежит именно оклад. У региональных госслужащих, как правило, оплата труда выше, чем у "федералов".

Когда человек уходит на заслуженный отдых, ему рассчитывается обычная страховая пенсия и пенсия госслужащего. Потом они сравниваются. Если страховая оказывается выше, чем "особая", то она и платится. Если "специальная" превышает страховую, то разница между ними прибавляется к страховой пенсии. Средний размер "надбавки" для госслужащих - 1700 рублей. Так что далеко не каждый чиновник получит в итоге "заоблачную", как думают многие, пенсию.

Еще одна новелла в законе - увеличивается предельный возраст пребывания на гражданской службе: для всех служащих - до 65 лет, а для высших руководителей - до 70 лет.

Есть в принятом законе нововведение и для депутатов и сенаторов. Касается оно тоже минимального стажа работы для получения прибавки к страховой пенсии. Сейчас для того, чтобы ее получить, достаточно проработать депутатом Госдумы или членом Совета Федерации один год. По новым правилам, минимальный порог - пять лет. В этом случае парламентарии могут рассчитывать на пенсию в 55 процентов от оклада. А для получения максимальной суммы - в 75 процентов - им придется проработать на выборной должности не менее 10 лет (по пока еще действующим правилам - три года).

Изменения не коснутся тех, кто уже вышел на пенсию. А затронут они, по данным минтруда, более одного миллиона государственных и муниципальных служащих. Экономия пенсионного фонда, благодаря этому, составит 600 миллионов рублей. Их планируют направить на общее повышение пенсий.

Читайте также: