В казахстане нет пенсионного фонда



Чем дальше в лес, тем меньше средств

Совсем нелестное внимание было приковано к ЕНПФ в июле 2015 года. Тогда вклады из частных пенсионных фондов перевели в общую "кубышку", дабы все средства были в одних руках и жестко контролировались государством. Внезапно выяснилось: процесс перенесли не все кровно заработанные — 90 миллиардов тенге сгинули в неизвестном направлении. Депутаты Парламента проявили интерес к маршруту пропавших денег.

Председатель правления ЕНПФ Руслан Ерденаев в ответ твердил, что все накопления вкладчиков находятся под строгим учетом. Правда, куда запропастились 90 миллиардов, так и не объяснил.

После этого о ЕНПФ вспоминали лишь вскользь, пока не наступил 2017 год.

Январь 2017 года. Первая декада месяца

Начало года ознаменовалось арестом того самого Руслана Ерденаева. Блюстители закона выяснили, что на 500 миллиардов тенге собственных средств ЕНПФ приобретены облигации золотодобывающей компании ТОО "Бузгул Аурум". Проверяющих насторожило, что ранее ЕНПФ рекомендовали воздержаться от такого вложения в связи с высокими финансовыми рисками, но несмотря на это, сделка состоялась. По последним данным, Руслана Ерденаева подозревают в присвоении, растрате чужого имущества и во взяточничестве. Ведется следствие.

Представители Национального банка РК (НБ РК) однозначно заявили: дело "Бузгул Аурум" коснулось только собственных средств фонда и не затронуло накопления граждан. Парламентарии задались вопросом: откуда в ЕНПФ собственные средства, не имеющие отношения к вкладам граждан? НБ РК как регулятор ЕНПФ пояснил, что фонд не содержат за счет бюджета, для этого организация проводит операции с собственными средствами. Полученные деньги ЕНПФ тратит на развитие инфраструктуры и другие нужды. Нацбанк поспешил развеять опасения депутатов о сохранности народных накоплений.

— Вкладчики получают ровно столько денег, сколько они накопили на протяжении своей трудовой деятельности за счет внесения пенсионных взносов со своих трудовых доходов и получения инвестиционного дохода. Дефицит средств в ЕНПФ для осуществления выплат невозможен, — оптимистично заверил председатель НБ РК Данияр Акишев.

Дабы успокоить граждан, при ЕНПФ создали Общественный совет, куда вошли широко известные в стране экономисты и общественники.

Январь 2017 года. Вторая декада месяца

Выяснилось, что в Казинвестбанке, лишенном лицензии на банковскую деятельность, хранилось три миллиарда тенге из ЕНПФ. Вопрос о возврате денег повис в воздухе.

И так уже настороженные парламентарии стали настойчиво интересоваться: куда еще были инвестированы народные накопления?

— Собственников накоплений просто ставят перед фактом, насколько бездарно и безответственно кто-то распоряжается их кровными накоплениями, — резко высказались депутаты.

Финансисты вопросов задавать на стали, а просто подняли все доступные документы об инвестициях ЕНПФ. Как оказалось, не напрасно.

Выяснилось, что доход от сделок с пенсионными средствами составляет 7,95 процента при уровне инфляции 8,5 процента.

— Выписки, получаемые вкладчиками ЕНПФ, не отражают всего, что происходит с пенсиями, — заявил экономист Петр Своик на заседании Общественного совета при ЕНПФ. — Люди реально видят только инвестиционный доход, а вот накопленную за тот же период инфляцию — нет.

Обнаружились и другие сомнительные вложения ЕНПФ.

Май 2017 года

Известный экономист Рахим Ошакбаев, анализируя документы фонда, обнаружил, что более 71 миллиарда тенге вложены в Международный банк Азербайджана (МБА). Все бы ничего, но банк объявил себя банкротом. Нависла угроза потери огромной суммы. В Нацбанке заявили, что деньги вложили в 2014 году, когда дела у МБА шли вполне сносно. Однако тотчас всплыла деталь: частные казахстанские банки тоже вкладывали средства в МБА, но они следили за ситуацией и успели вернуть свои средства. Причем частные финансисты сделали это как раз в 2014 году.

Всё хорошо, прекрасная маркиза

В череде таких сногсшибательных новостей заявление депутатов о том, что менеджеры ЕНПФ получают баснословные зарплаты и премии, было не слишком заметно. Однако именно это высказывание фонд тотчас опроверг. Подробных пояснений на официальном сайте ЕНПФ не опубликовали, просто констатировали: "представленная информация не соответствует действительности".

По поводу "выгодных" вложений на сайте ЕНПФ обозначили: создана многоуровневая система принятия решений по управлению пенсионными активами. Решения об инвестициях принимает не ЕНПФ, а Совет по управлению Национальным фондом РК. В него входят председатели Сената и Мажилиса, НБ РК, Счетного комитета, министры финансово-экономического блока.

Руководство ЕНПФ заявило, что в Казахстане действует уникальная государственная гарантия на пенсионные накопления. После выхода на пенсию гражданину обязательно выплатят деньги, причем с компенсацией инфляции. И тут придирчивые экономисты нашли что возразить: мол, покрывать нехватку средств будут из бюджета, а в казне лежат народные деньги. Стало быть, нечему радоваться, раз людям станут выплачивать компенсацию за их же счет.

Что делать?

На вопрос "кто виноват?" уже не чают услышать ответ даже самые дотошные финансисты и политологи. Зато на второй сакраментальный вопрос ищут ответ практически все. Мы приводим краткий список озвученных предложений. Отметим, что свое видение пенсионной системы предлагали депутаты, экономисты и политологи.

Срочные меры:

  1. Ввести мораторий на использование средств ЕНПФ, пока общественности в доступной форме не представят аудит всего инвестпортфеля фонда и анализ эффективности уже потраченных денег. Впредь перед изъятием средств публично сообщать, куда именно их собираются поместить. Запретить вкладываться в системы с высокими рисками.
  2. Официально сообщить, кто несет персональную ответственность за огрехи с пенсионными деньгами. Указать фамилии этих людей. Привлечь к ответственности всех виновных в фиаско с азербайджанским банком.

Долгосрочные меры:

  1. Создать частные управляющие компании, которые будут инвестировать пенсионные вклады. Гражданин сможет сам выбирать, какой компании доверить управление своими деньгами и куда их вкладывать. В идеале каждый должен сам решать: в государственной компании хранить деньги или в частной. Сейчас НБ РК подготовил проект по реализации этого предложения.
  2. Разрешить частичное изъятие пенсионных средств некоторым категориям граждан в определенных случаях. Например, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС или всем людям, которые тяжело заболели и нуждаются в дорогостоящем лечении. Также предлагали разрешать изымать деньги на оплату ипотечного кредита.
  3. Разрешить человеку с момента выхода на заслуженный отдых забирать из ЕНПФ всю накопленную сумму.

Каким образом изменится лицо пенсионной системы Казахстана и станет ли оно более человечным, пока сказать сложно. Как и нельзя однозначно утверждать, что негодование общественности каким-то образом поможет добиться реформ. Причем даже на Общественный совет при ЕНПФ, увы, можно рассчитывать лишь с оговорками. В январе совет создали, в мае его покинули известный политолог Досым Сатпаев и эксперт в банковской сфере Бота Жуманова. Причину своего ухода эксперты объяснили тем, что участников совета ограничивали в обсуждении проблемы. Как только собравшиеся заговорили о реформировании всей пенсионной системы страны, руководство Нацбанка порекомендовало обсуждать более узкие вопросы. В итоге членам совета заявили, что "фонд призвал общественников для того, чтобы наладить коммуникации для себя".

— Общественный совет — это не прикроватная тумбочка при ЕНПФ и Нацбанке, — парировал Досым Сатпаев. — Общественный совет функции пиар-службы выполнять не должен.

Не повторят ли демарш двух экспертов остальные — большой вопрос.

Где деньги, Зин?

НБ РК уверяет, что из всех патовых ситуаций с вложениями пенсионных накоплений удастся выйти с наименьшими потерями. Разорившийся Казинвестбанк передал Альфа-банку пенсионные активы. Три года эти деньги будут находиться в Альфа-банке, а затем вернутся в ЕНПФ. Таким образом, спустя три года станет ясно, живы ли пенсионные деньги казахстанцев, побывавшие в Казинвестбанке.

В случае с Международным банком Азербайджана вся надежда на дружественное отношение правительства закавказской республики.

— Есть заверения коллег, что Азербайджан предпримет все усилия, чтобы обеспечить интересы всех кредиторов международного банка, — отчитался перед Правительством РК министр финансов Бахыт Султанов. — С нашей стороны выражена просьба об обеспечении полной информированности наших представителей, то есть представителей Нацбанка и правительства.

По данным Минфина РК, Азербайджан предложил несколько вариантов разрешения ситуации. Однако каждый из них предполагает, что пенсионные средства так или иначе уменьшатся в объемах. Вопрос: насколько?

— Детально рассмотрев и изучив предложенные варианты, рабочая группа из представителей Нацбанка, правительства предпримет все усилия, чтобы реализовать вариант с наименьшими потерями для ЕНПФ, — подытожил Бахыт Султанов.

Казахстанцы не рвутся отчислять часть доходов в пенсионный фонд. Доверие к нему подрывалось уже не раз. Правительство принимает одно решение, сказывающееся на доходах вкладчиков, а потом отменяет его. Деньги вкладчиков инвестируются рискованно. Взяточник и растратчик, как оказалось, возглавлял ЕНПФ. Однако правительство успешно собирает граждан под драконье крыло фонда.

Социальные сети в Казахстане закипают — в пенсионном законодательстве установлена новая норма. 14 июля 2018 года в Казахстане вступили в силу изменения в Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Физические лица по договорам гражданско-правового характера (ГПХ), примерно, как сейчас адвокаты, частные судебные исполнители и нотариусы, индивидуальные предприниматели (ИП), будут обязаны платить обязательные пенсионные взносы (ОПВ). Ставка обязательных пенсионных взносов по договорам ГПХ — 10%, от 1 до 75 минимальных заработных плат (МЗП).

Казахстан продолжает тщательно собирать тех, кто еще не платит или платит меньше 10% от доходов пенсионных взносов. Не так давно Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ), учрежденный правительством республики (в лице комитета госимущества и приватизации Минфина), пенсионными активами которого управляет Национальный банк Казахстана, докладывал об успехах в привлечении к выплатам «самозанятых».

Ранее физлица по договорам ГПХ не были обязаны платить обязательные пенсионные взносы, взносы платили на добровольной основе.

Обязательство по уплате ОПВ возлагается непосредственно на гражданина, который выполняет работы или оказывает услуги по договору ГПХ.

Если физлицо по ГПХ не уплатит ОПВ в свою пользу самостоятельно, то как предусмотрено ЕНПФ, последует пеня и, а по законодательству РК об административных правонарушениях, это физлицо сначала предупредят, во второй раз — оштрафуют.

Причем, вычет по обязательным пенсионным взносам физлицам по ГПХ при расчете индивидуального подоходного налога (ИПН) налоговым агентом не предоставляется.

«Такое ощущение, что всех фрилансеров (а новшество распространяется в основном на них – авт.) включили в перечень уплачивающих ОПВ в последний момент, потому что не прописаны никакие механизмы, взносы платили на добровольной основе» — пишет на своей странице в Facebook гендиректор общественной организации «Молодежная информационная служба Казахстана» Ирина Медникова.

Фрилансеры тоже будут платить

Все фрилансеры, оплачивающие с дохода только ИПН 10%, теперь будут платить второй налог — в пенсионный фонд.

«Но более важный вопрос для меня: почему у меня нет возможности участвовать в процессе принятия решений, которые я потом обязана исполнять? Почему нет НПО, которые бы представляли мои интересы там, где я, как гражданка, сама не успеваю вникать? Почему, когда и как это произошло, что разрушен институт участия? Проконтролировать управление пенсионным фондом мы тоже не можем. Почему мы должны только подчиняться государству, а не обсуждать на равных новые правила?», — задает вопросы общественница.

В Казахстане сейчас 9,7 млн вкладчиков ЕНПФ, уплачивающих обязательные пенсионные взносы.

Весной этого года на расширенном заседании правительства президент Казахстана Нурсултан Назарбаев раскритиковал работу министерства труда и соцзащиты населения с так называемыми «самозанятыми».

Самозанятые не платят налогов, не участвуют в накопительной пенсионной системе, короче говоря, находятся в тени, отметил президент. Он напомнил, что неоднократно на протяжении как минимум пяти лет говорил об этом, давал конкретные поручения, однако самозанятыми никто конкретно не занимается, просто никто не работал.

По его словам, из-за этой проблемы в свое время было отложено внедрение системы обязательного социального медицинского страхования.

В конце мая ЕНПФ сообщил о том, что связь с 117 тысячами безработных и самозанятых вкладчиков налажена и к концу июня планируется охватить уже 325 тысяч.

По словам заместителя председателя правления фонда Сауле Егеубаевой, ЕНПФ проанализировал открытые пенсионные счета, на которые длительное время не поступали взносы. Затем работники региональной сети фонда стали регулярно обзванивать владельцев таких счетов.

Безработные — тоже…

По итогам телефонных звонков пятая часть таких вкладчиков, а это более 22 тысяч человек, обратились в ЕНПФ за консультациями. И более чем на 25 тысяч индивидуальных пенсионных счетов (ИПС) к концу мая поступили обязательные пенсионные взносы на сумму порядка 150 млн тенге.

По результатам проведенного фондом анкетирования около половины людей, с которыми удалось установить контакты, назвали себя безработными, остальные – самозанятыми, индивидуальными предпринимателями, неофициально трудоустроенными. Около 41% вкладчиков, которые сделали отчисления на свои пенсионные счета после установления контакта с ними, составляют люди 18-25 лет, еще 34% — 25-40 лет, более 25% — в возрасте от 40 лет. То есть все самозанятые — люди трудоспособного возраста.

Многие казахстанцы считают, что содержание ЕНПФ требует немалых расходов, без львиной доли которых можно обойтись. В ЕНПФ есть филиалы, многоэтажные офисы, колл-центр.

Впрочем, в этом году фонд снизил комиссионное вознаграждение от пенсионных активов с 0,0225% до 0,015% в месяц, и теперь оно составит приблизительно 124,5 млрд тенге (около $375 млн), ведь пенсионные накопления (активы) вкладчиков ЕНПФ на 1 июня составили 8,3 трлн тенге. Однако фонд получает еще комиссионное вознаграждение от суммы инвестиционного дохода, оно осталось на уровне 2017 года — 5,25%.

Пять лет назад, в 2013 году, правительство объявило об объединении всех частных (независимых) пенсионных фондов (НПФ), которые были созданы вместе с накопительной пенсионной системой в конце 90-х, в один государственный (ЕНПФ) потому, что в некоторых пенсионных фондах менеджеры неправильно инвестировали деньги граждан и получили убытки по накоплениям своих вкладчиков. При этом, никто из менеджеров убыточных НПФ не пострадал, ничье имущество не конфисковали и никого не осудили на реальный срок.

Деньги пенсионного фонда работают неэффективно

Теперь же правительство обнаружило, что деньги будущих пенсионеров в ЕНПФ инвестируются и Национальным банком недостаточно эффективно. Средства ЕНПФ были вложены в облигации Международного банка Азербайджана на сумму $250 млн. Банк из-за махинаций экс-главы правления Джахангира Гаджиева и девальвации азербайджанского маната в 2015 году объявил дефолт, попал под процедуры реструктуризации. В результате переговоров Казахстану удалось договориться об обмене купленных облигаций на суверенные облигации Азербайджана, но выкуплены они будут (то есть деньги ЕНПФ получит назад) лишь через 15 лет и с меньшей доходностью.

Поэтому, видимо, правительство Казахстана и решило снова раздать пенсионные активы управляющим компаниям.

Каким образом управляющие компании будут получать активы ЕНПФ в управление пока не решили. Схема обсуждается.

Итого, правительство поставило будущим пенсионерам мат в два хода. Первый ход — замена 12, кажется, НПФ на один ЕНПФ. Второй ход — скорая отмена этой замены.
Эти решения и перерешения уже сами по себе не добавляют правительству и фонду доверия граждан. А в пенсионном фонде случилось еще и уголовное дело.

18 апреля 2018 года Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Алматы признал виновным и приговорил за присвоение или растрата вверенного чужого имущества в особо крупном размере и получение взятки в особо крупном размере к 12 годам колонии бывшего председателя правления казахстанского АО «Единый накопительный пенсионный фонд» (ЕНПФ) Руслана Ерденаева.

Понятно, что надо больше откладывать на старость, меньше тратить в молодости. Лучше скромно жить в расцвете сил, чем нищенствовать в старости, когда ещё и медицинская страховка поджимать начинает — старикам, увы, свойственно болеть. Казахстанцы не слишком экономны в молодости. И не потому, что не способны ответственно планировать своё будущее, не понимают, что сегодняшняя экономия облегчит им жизнь через десятки лет. А потому, что в нашей части света — сплошной фатализм, страх перед будущим и безнадёга: «Пенсии наши всё равно украдут, а горбатиться на работе буду до смерти». И будут во многом правы, к сожалению.

Изменения также затронули правила ежемесячных социальных выплат.


Постановлением Правительства Казахстана от 9 ноября 2020 года внесены изменения и дополнения в некоторые решения правительства Республики, передает zakon.kz.

В частности, изменения затронули в постановление "Об утверждении Правил осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов из единого накопительного пенсионного фонда, и методики осуществления расчета размера пенсионных выплат".

В частности, говорится, что для получения пенсионных выплат из ЕНПФ при наступлении пенсионного возраста получатель обращается с заявлением в госкорпорацию с представлением документа, удостоверяющего личность, а также сведений о банковском счете.

При этом инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно представляет при личном обращении в ЕНПФ:
- заявление о назначении пенсионных выплат по форме, утвержденной внутренним документом ЕНПФ;
- документ, удостоверяющий личность получателя;
- сведения о банковском счете получателя.

При обращении посредством интернет-ресурса ЕНПФ представляет заявление, удостоверенное электронной цифровой подписью получателя.

Порядок обращения посредством интернет-ресурса ЕНПФ утверждается внутренним документом ЕНПФ.

Вместе с тем по заявлениям получателей, обратившимся в госкорпорацию за назначением пенсии она осуществляет взаимодействие с ЕНПФ в порядке и сроки, установленные соответствующим соглашением, заключенным между ЕНПФ и государственной корпорацией, в рамках которого в ЕНПФ передаются сведения о зарегистрированных заявлениях получателей.

В свою очередь ЕНПФ переводит в государственную корпорацию суммы пенсионных выплат получателей согласно установленным госкорпорацией графиком пенсионных выплат.

Государственная корпорация перечисляет суммы пенсионных выплат, полученные из ЕНПФ, на банковские счета получателей в соответствии с графиком пенсионных выплат, но не ранее даты возникновения права на пенсионные выплаты из ЕНПФ.

В случаях представления получателем неполного пакета документов или недействительных документов государственная корпорация отказывает получателю в приеме заявления в день обращения с вручением расписки об отказе в приеме заявления либо в исполнении заявления путем направления уведомления в течение 10 рабочих дней с момента получения документо с указанием причины отказа.

В случае отсутствия у получателя пенсионных накоплений в ЕНПФ либо если он является получателем по установленному графику пенсионных выплат из ЕНПФ, госкорпорация уведомляет получателя о данных фактах в момент приема заявления.

Также указывается, что по лицам, достигшим пенсионного возраста и имеющим пенсионные накопления в ЕНПФ и не обратившимся за выплатой пенсионных накоплений, ЕНПФ ежегодно до 1 марта, следующего за отчетным годом, осуществляет сверку с госкорпорацией на наличие у указанных лиц назначенных пенсионных выплат по возрасту и государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств в информационной системе уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения, а также на наличие в информационной системе уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения телефонных номеров получателей, зарегистрированных на портале для оказания проактивной услуги на получение пенсионных выплат из ЕНПФ.

При этом по результатам сверки государственная корпорация:
- формирует список лиц, являющихся получателями пенсионных выплат по возрасту и государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, имеющих телефонные номера, зарегистрированные на портале;
- посредством информационной системы уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения направляет sms-сообщение на телефонный номер получателя с предложением оказания проактивной услуги по назначению пенсионной выплаты из ЕНПФ;
- по лицам, по которым получено согласие на получение пенсионных выплат из ЕНПФ через проактивную услугу формирует в журнале электронных заявок и уведомлений на каждую государственную услугу отдельно заявку, удостоверенную электронной цифровой подписью уполномоченного государственного органа в сфере информатизации;
по зарегистрированным в информационной системе уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения электронным заявкам направляет в информационную систему ЕНПФ электронные сообщения не позднее одного рабочего дня с даты регистрации в информационной системе уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения электронных заявок.

ЕНПФ переводит в госкорпорацию суммы пенсионных выплат получателей в соответствии с графиком пенсионных выплат.

Государственная корпорация перечисляет суммы пенсионных выплат, полученные из ЕНПФ, на банковские счета получателей, ранее представленные получателями при назначении пенсионных выплат по возрасту и государственной базовой пенсионной выплаты.

Также изменения внесены в постановление от 25 мая 2011 года "Об утверждении Правил осуществления социальной помощи в виде ежемесячных выплат гражданам Республики Казахстан после завершения периода капитализации платежей по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работников юридическими лицами, ликвидированными вследствие банкротства".

Так, в измененном пункте говорится, что при приеме заявления сведения о документе, удостоверяющем личность, о регистрации по постоянному месту жительства специалисты государственной корпорации получают из соответствующих государственных информационных систем через шлюз "электронного правительства".

При отсутствии сведений из информационных систем к заявлению прилагаются следующие документы:
- для жителей города Байконур - справка отдела по учету и регистрации граждан жилищного хозяйства города Байконур;
- сведения о номере банковского счета, открытого в уполномоченной организации по выдаче социальной помощи в виде ежемесячных выплат, или контрольном счете наличности учреждения уголовно-исполнительной системы;
- судебный акт, подтверждающий право на получение капитализированных сумм, содержащий сведения о периоде капитализации, сумме капитализированных платежей по возмещению вреда:
- при получении сумм капитализированных платежей от государства - вступившее в законную силу решение (постановление, определение) о возложении ответственности по выплате капитализированных платежей в счет возмещения вреда на государство;
- при получении сумм капитализированных платежей за счет имущества ликвидированного юридического лица - определение (решение) о завершении конкурсного производства с утверждением заключительного отчета конкурсного управляющего, в материалах которого содержится расшифровка по каждому кредитору первой очереди.

Право на получение капитализированных сумм также может подтверждаться архивным документом суда либо государственного архива, содержащим сведения о периоде капитализации, сумме капитализированных платежей по возмещению вреда.

В зависимости от статуса пострадавшего лица:
- при возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, - справка о степени утраты профессиональной трудоспособности по форме, утвержденной уполномоченным органом в сфере социальной защиты;
- при возмещении вреда инвалидам, понесшим ущерб в результате смерти работника, которым вред возмещается на срок инвалидности, - сведения об установлении инвалидности заявителю запрашиваются из централизованной базы данных инвалидов.

При отсутствии сведений из централизованной базы данных инвалидов к заявлению прилагается копия справки об инвалидности или степени утраты профессиональной трудоспособности.

В случае наличия сведений об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности или инвалидности в судебном акте либо архивном документе, подтверждающем право на получение капитализированных сумм, представление отдельной справки не требуется.

Для назначения социальной помощи в виде ежемесячных выплат недееспособным, ограниченно дееспособным или нуждающимся в опеке или попечительстве лицам заявление и необходимые документы подаются их законными представителями.

Заявление для назначения социальной помощи в виде ежемесячных выплат третьими лицами подается по доверенности.

Ирина Галат, Vласть

Национальный Банк Республики Казахстана, в ответе на официальный запрос Vласти, сообщил, что в настоящее время в стране отсутствуют добровольные пенсионные фонды, имеющие право управлять добровольными пенсионными взносами.

«На сегодняшний день все накопительные пенсионные фонды (далее — НПФ) передали пенсионные активы и обязательства по договорам о пенсионном обеспечении в Единый накопительный пенсионный фонд (далее — ЕНПФ). Соответственно, в настоящее время деятельность по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат осуществляет только ЕНПФ, а инвестиционное управление всеми пенсионными активами осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан (далее — НБРК).

При этом Законом Республики Казахстан „О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан“ также предусмотрена возможность создания добровольного накопительного пенсионного фонда, который вправе управлять добровольными пенсионными взносами. Однако до настоящего времени заявлений на выдачу соответствующих лицензий в уполномоченный орган не поступало», — говорится в ответе Нацбанка.

В ведомстве также отмечают, что по состоянию на 25.08.2014 года в Казахстане отсутствуют накопительные пенсионные фонды, находящиеся в процессе ликвидации.

При этом госрегулятор обращает внимание, что «с принятием 21 июня 2013 года Закона Республики Казахстан „О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан“ НБРК не осуществляет контроль за ликвидацией накопительных пенсионных фондов».

Vласть пыталась связаться с пенсионными фондами, передавшие пенсионные активы и обязательства в ЕНПФ, чтобы выяснить их дальнейшие планы, однако, большинство из них отказались предоставлять хоть какую-нибудь информацию.

Так, в начале августа, в пресс-службе Казкоммерцбанка сообщили, что «Пенсионный фонд „Грантум“ находится в процессе ликвидации».

Более подробную информацию, удалось получить только о деятельности АО «НПФ «Астана», где отметили, что фонд всегда придерживался тактики активной торговли. А это означало, что в «фонде был значительный объем оборота по торговле с ценными бумагами или иными словами покупок и продаж в периоде владения активом».

«Мы не придерживались позиции „купил и держи до момента погашения“, что в итоге позволяло нам несколько раз в периоде оборачивать сумму имеющихся у вкладчиков пенсионных активов (около 275 млрд. тенге). В тоже время именно данная тактика позволяла фонду длительное время удерживать позицию лидера в части доходности пенсионных активов и свободно корректировать тактику управления в зависимости от изменений на финансовом рынке», — пояснил управляющий директор по управлению рисками Александр Бердюгин.

Он также рассказал, что после принятия решения о передаче пенсионных активов в Единый Накопительный Пенсионный Фонд, акционеры фонда «Астана» не хотели терять накопленный опыт в управлении активами клиентов (почти 620 тыс. вкладчиков) и сохранили ключевой персонал и все настроенные связи с контрпартнерами.

"В специфике управления активами (деньгами) клиента не имеет значение природа их накопления. Поэтому 30 мая 2014 года общим собранием акционеров фонда было принято решение о смене лицензионного вида деятельности и преобразовании Акционерного Общества «НПФ «Астана» в Акционерное Общество «Инвестиционный Дом „Астана-Инвест“. По факту окончания всех юридических процессов компания произведет замену лицензии по управлению пенсионными активами на лицензию по управлению инвестиционным портфелем. Лицензия по брокерско-дилерской деятельности на рынке ценных бумаг у компании будет сохранена», — рассказал Бердюгин.

Что касается планов на будущее, то, по словам Александра Бердюгина, АО «ИД «Астана-Инвест» будет работать по всему спектру услуг, осуществляемых в рамках новых видов лицензии.

«Помимо этого компания готова в любой момент участвовать в управлении пенсионными активами, которые пулами может предоставлять Национальный Банк Республики Казахстан в рамках вывода управления активами в конкурентную среду. Также компания не исключает возможность участия в дальнейшем продвижении программы «Народное IPO». — сказал он и отметил, что дальнейшее развитие рынка ценных и его интеграция в ЕАЭС, вывод акций крупных государственных компании в свободное обращение, снижение ставок по депозитам в банках второго уровня и желание людей иметь дополнительные возможности увеличить накопления будут только способствовать развития сегмента рынка, в котором компания намерена осуществлять дальнейшую работу.

Напомним, что полная передача пенсионных активов и обязательств накопительных пенсионных фондов по договорам о пенсионном обеспечении в ЕНПФ, начавшаяся в октябре 2013 года согласно официальному графику, была завершена в июне текущего года.

Солидарную ответственность несет сегодня Государственный фонд социального страхования (ГФСС), выплачивая карантинные 42500 работникам, лишившимся работы или дохода. Нагрузка велика. По состоянию на 28 апреля уже назначено более 4 280 000 социальных выплат. Из них за первый месяц – 3 732 500, за второй месяц — 547,7 тыс.. По состоянию на 28 апреля заявления на выплату 42500 тенге подали 8 024 000 граждан.

Арифметика несложная: если экономически активное население в стране составляет 9,1 млн. человек, то, значит, 88% рассчитывают на помощь. То есть девять человек из десяти (!) претендуют на 42500. При этом получили выплаты лишь 4-5 человек из десяти.

Выплата 42500 – это не государственная помощь, это не деньги из государственной казны или Национального фонда. Это деньги всех плательщиков социальных отчислений, аккумулированных в ГФСС.

Работодатели, как известно, делают социальные отчисления (3,5%) за каждого работника персонально, и размер их зависит от зарплаты. Чем выше зарплата – тем выше сумма социальных отчислений. Но существует порог – минимальную сумму социальных отчислений высчитывают на основе 1 минимальной заработной платы (1488 тенге в месяц). И существует потолок – если зарплата работника составляет выше 7 МЗП, то размер социальных отчислений фиксируется на уровне 7 МЗП (10413 тенге). По сути, основную денежную массу фонда, формирует средний класс – со средними доходами. Работники со сверхвысокими зарплатами вносят в этот фонд лишь малую часть своих доходов.

И еще немного «теории». ГФСС осуществляет выплаты по 6 видам социального риска: утрата трудоспособности, потеря кормильца, потеря работы, по беременности и родам, усыновление новорожденного ребенка, по уходу за ребенком в возрасте до одного года.

Нам рассказывали, что социальные отчисления поступают на счет каждого человека отдельно. А теперь, когда выплачиваются 42500 тем людям, которые сделали в своей жизни всего одно отчисление ЕСП, становится понятно, что социальные отчисления персонифицированы условно, а деньги сливаются в один котел.

Насколько устойчиво финансовое положение ГФСС – неизвестно. Сайт не работает. В открытых источниках не удается найти ни одного годового отчета фонда. Какая сумма аккумулирована в фонде, — такой информации нет. Почему вокруг фонда столько тайн? Почему нет прозрачности? Насколько успешна его финансовая модель (наполнение, расходы, в том числе административные, инвестирование свободных активов)? В конце концов, элементарный вопрос: а хватит ли средств в фонде, чтобы произвести вторую выплату по 42500?

ГФСС – это обычная государственная структура. Точно такая же, как и Единый национальный пенсионный фонд. И там, и там – как будто бы персональные пенсионные счета. Но, как выясняется, в ГФСС общий котел. И тот, кто платил в этот фонд, по существу, сейчас содержит всех, кто принимал не очень активное участие в его формировании. Справедливо? Не очень. Как и солидарная ответственность в широком смысле этого слова.

В Казахстане количество обращений за помощью вполне сопоставимо с мировым трендом. Как недавно заявила Международная организация труда, полная или частичная потеря работы из-за эпидемии коснулась 2,7 млрд. работников, что составляет 81% от всей мировой рабочей силы. В нашем случае это 88%.

И нет смелости предполагать, что кто-то из тех людей, кто посчитал возможным и нужным обратиться за выплатой 42500, сделал это неправомерно. Так почему же государство в очередной раз демонстрирует избирательный подход?

Куда правильнее со стороны правительства было бы поддержать все население, а не только совершенно уязвимый слой – от прекращения деловой активности пострадали все, и это подтверждает процент обращения за помощью.

«Что легче для государства: выплатить 42500 по «особому» списку пострадавших от кризиса с коронавирусом или все-таки позволить народу снять, допустим, по 150.000-200.000 тенге с собственных накопительных пенсионных счётов?», — такой опрос я провела на своей личной странице в Facebook и почти не была удивлена тем, что большинство френдов, кто не обращался на пресловутыми 42500, проголосовали за то, чтобы им разрешили снять строго определенную сумму с персонального пенсионного счета. Надобности у людей разные – кредиты, коммунальные расходы, питание, да и просто недоверие к ЕНПФ и государству.

Кто-то, конечно, опасается опустошения пенсионных счетов. Дескать, у многих вкладчиков ЕНПФ нет и 150.000 пенсионных накоплений, и что же, у них останется нулевой счет?

Сегодня даже двух-трехмиллионные счета – это капля в потребностях человека. Люди, выходя на пенсию, свои пенсионные накопления чаще всего исчерпывают в течение первых месяцев. В лучшем случае их хватает на 2-3 года. Увы, накопительная пенсионная система пока еще не стала источником благополучия пенсионеров. Недостаточность средств есть и будет присутствовать в будущем у 99% вкладчиков ЕНПФ, и правительство должно задуматься об этом.

Технических сложностей по выплате части пенсионных накоплений не больше, чем было по выплате 42500. За инфляцию можно не беспокоиться – доходы населения упали. Наоборот, после выхода из карантина необходимо будет стимулировать спрос, чтобы хоть как-то улучшить экономическую ситуацию.

В конце концов, Национальный фонд создавали для благополучия будущих поколений, а распечатали «в помощь» правительству несколько лет назад. Почему бы, в таком случае, не распечатать и ЕНПФ? Ничего страшного в этом нет. Наоборот, можно извлечь определенную имиджевую выгоду.

Выплата части пенсионных накоплений – это отличный шанс укрепить у казахстанцев уверенность в том, что пенсионные накопления есть, никуда не делись, по-прежнему принадлежат им. Они будут знать о том, что в случае глобального форс-мажора у них есть хотя бы такая подушка безопасности. Возможно, это положительным образом повлияет на отношение к накопительной пенсионной системе, и в будущем – при правильной информационной политике, люди начнут делать и добровольные отчисления.

© ZONAkz, 2020г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.


Рассказываем вместе с ЕНПФ, как государство защищает пенсионные накопления граждан и как получить выплату по госгарантии сохранности пенсионных накоплений.

Большинство людей, готовящихся выйти на пенсию, представляют процесс подготовки к этому таким образом: необходимо собрать документы, подтверждающие трудовой стаж, и обратиться в государственные органы для того, чтобы там сделали расчёт.

Немногие знают, что, помимо пенсии от государства и выплат из Единого накопительного пенсионного фонда, Законом "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" предусмотрена компенсация по государственной гарантии сохранности пенсионных накоплений.

Что это такое и в каких случаях её выплачивают – рассказываем.

Что такое гарантия от государства

Пенсионные накопления в Казахстане защищены законом: это прописано в статье 5 Закона "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан".

Конкретно в статье говорится следующее: государство гарантирует получателям сохранность обязательных пенсионных взносов (ОПВ) и обязательных профессиональных пенсионных взносов (ОППВ) в ЕНПФ в размере фактически внесённых взносов с учётом уровня инфляции на момент получения права на пенсионные выплаты.

Поясним, что это значит.

Пенсионные накопления формируются из двух составляющих: первая – пенсионные взносы (ОПВ, ОППВ, ДПВ), вторая – инвестиционный доход, пеня и иные поступления.

Согласно закону, пенсионными активами управляет Национальный банк совместно с Советом по управлению Национальным фондом, который возглавляет Президент РК. Нацбанк принимает инвестиционные решения в соответствии с инвестиционной декларацией ЕНПФ, совет вырабатывает предложения по повышению эффективности управления пенсионными активами.

Пенсионные активы инвестируются в различные инструменты – диверсифицировано и с учётом баланса риска и доходности.

В структуре портфеля, по данным на 1 ноября этого года:

  • 38,21% – государственные ценные бумаги Республики Казахстан;
  • 15,55% – облигации квазигосударственных организаций Казахстана;
  • 14,53% – государственные ценные бумаги иностранных государств;
  • 11,99% – облигации банков второго уровня;
  • 2,89% – облигации МФО;
  • 2,87% – денежные средства;
  • 2,85% – депозиты в иностранных банках;
  • 2,41% – депозиты БВУ РК;
  • 2,27% – акции и депозитарные расписки эмитентов РК;
  • 2,24% – облигации иностранных эмитентов квазигоссектора;
  • 1,79% – депозиты Нацбанка РК;
  • 0,93% – активы, находящиеся во внешнем управлении у Aviva Investors Global Services Limited;
  • 0,53% – прочие активы;
  • 0,30% – PPN (структурные ноты);
  • 0,26% – акции и депозитарные расписки иностранных эмитентов.

Стоимость пенсионных активов, находящихся в управлении Национального банка Республики Казахстан на 1 ноября этого года, составляет более 10,56 трлн тенге.

Доходность от инвестирования пенсионных активов может оказаться либо выше, либо ниже инфляции (таковы законы рынка). Поэтому может возникнуть разница между суммой фактически внесённых взносов с учётом инфляции и суммой накоплений в фонде.

Если сумма пенсионных накоплений больше суммы фактически внесённых ОПВ, ОППВ с учётом инфляции или равна ей, то выплата разницы не осуществляется. Если меньше, то государство выплатит вкладчику разницу, рассчитанную по установленной формуле.

Как рассчитывают гарантийное возмещение

Когда участник пенсионной системы получает право на пенсионные выплаты (подробнее смотрите ниже), производится расчёт доходности на его индивидуальном пенсионном счёте с учётом инфляции за весь период нахождения в накопительной пенсионной системе.

Для расчёта суммы по госгарантии специально разработана методика. Расчёт производится в государственной корпорации "Правительство для граждан" индивидуально для каждого вкладчика.

Приведём пример, для простоты округлим цифры.

Допустим, сумма обязательных пенсионных взносов участника пенсионной системы составила 1 500 000 тенге. С учётом инфляции на момент достижения пенсионного возраста это 1 800 000 тенге. Сумма накоплений с учётом инвестиционного дохода – 1 700 000 тенге. Соответственно, такой вкладчик получит гарантийное возмещение в размере 100 000 тенге.

Если же сумма взносов в 1 500 000 тенге с учётом инфляции, набежавшей к моменту выхода вкладчика на пенсию, будет рассчитана как 1 600 000 тенге, а с учётом инвестиционного дохода, заработанного управляющим, составит 1 700 000 тенге, то гарантийное возмещение в этом случае не полагается.

Что нужно сделать, чтобы получить госгарантию

Выплата гарантийного возмещения – это проактивная услуга, то есть она предоставляется автоматически при подаче единого заявления на получение пенсионных выплат в связи с достижением пенсионного возраста.

Сейчас документы и единое заявление на расчет пенсии от государства и выплат из ЕНПФ принимаются разом, по принципу одного окна, в центрах обслуживания населения. Эта композитная услуга внедрена в октябре 2018 года.

После обращения будущего пенсионера в ЦОН "Правительство для граждан" взаимодействует с Межведомственным расчётным центром социальных выплат (бывший ГЦВП), который принимает решение о назначении или отказе в выплате. "Правительство для граждан" информирует об этом заявителя и, в случае положительного решения, формирует платёжное поручение.

Гарантийное возмещение выплачивается единовременно из республиканского бюджета и перечисляется на банковский счёт получателя.

Кто имеет право на гарантию государства

Государственная гарантия выплачивается вкладчикам при наступлении права на пенсионные выплаты, а это:

  • лица, достигшие пенсионного возраста;
  • люди, имеющие инвалидность І и ІІ групп, если инвалидность установлена бессрочно;
  • выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан иностранцы и лица без гражданства, представившие документы, определённые законодательством Республики Казахстан, подтверждающие факт выезда.
  • наследники в случае смерти вкладчика (получателя), имевшего право на выплату по гарантии государства.

Напомним: возраст, при котором наступает право на пенсионные выплаты, для мужчин составляет 63 года, для женщин – увеличивается ежегодно на шесть месяцев.

В 2019 году женщины выходят на заслуженный отдых в 59 лет. Дальнейшее поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию для женщин будет выглядеть так:

  • с 1 января 2020 года – 59,5 года;
  • с 1 января 2021 года – 60 лет;
  • с 1 января 2022 года – 60,5 года;
  • с 1 января 2023 года – 61 год;
  • с 1 января 2024 года – 61,5 года;
  • с 1 января 2025 года – 62 года;
  • с 1 января 2026 года – 62,5 года;
  • с 1 января 2027 года – 63 года.

Гарантия распространяется и на обязательные пенсионные взносы, и на обязательные профессиональные пенсионные взносы.

Гарантии – по закону

В Законе "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" прописаны принципы и условия, с помощью которых обеспечивается гарантия сохранности пенсионных активов.

Их 17, и вот некоторые из них:

  • пенсионные накопления за счёт ОПВ и ОППВ аккумулируются в Едином накопительном пенсионном фонде;
  • инвестиционное управление пенсионными активами осуществляет Нацбанк;
  • установление требований по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат;
  • ведение раздельного учёта собственных средств ЕНПФ и пенсионных активов;
  • установление размера комиссионного вознаграждения.

Государство взяло на себя обязательство гарантировать сохранность пенсионных накоплений в 2003 году, тогда соответствующая норма была прописана в законе. Активно норма заработала в период мирового финансового кризиса 2007-2008 годов: тогда финансовые рынки показывали отрицательную доходность, и это отразилось на пенсионных активах.

Накопительная пенсионная система Казахстана уникальна. Многие другие страны подобной гарантии сохранности накоплений не предоставляют. Даже те, где пенсионная система считается высокоэффективной. Например, в Германии ставка доходности пенсионных фондов – 2,25% к моменту выхода участника системы на пенсию.

В Чили управляющие компании обеспечивают сохранность в зависимости от типа выбранного фонда, но не ниже 2% средневзвешенной реальной доходности за предыдущие 36 месяцев.

В Чехии, Японии и Словакии управляющие компании гарантируют сохранность только номинальной стоимости взносов или нулевую инвестиционную доходность без учёта инфляции.

В некоторых странах гарантия сохранности пенсионных денег не даётся вообще, и в числе таких стран – Австралия, Израиль, Мексика, Норвегия, Швеция, Эстония.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Читайте также: