В межевом плане снилс

Вопрос

О действиях кадастрового инженера по обработке персональных данных при согласовании границ

Ответ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон о персональных данных) обработка персональных данных допускается в случае, если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

В соответствии со статьей 7 Закона о персональных данных операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Закона о персональных данных (часть 8 статьи 9 Закона о персональных данных).

Порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен статьей 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре).

Согласно пункту 1 части 11 статьи 39 Закона о кадастре при проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей.

При проведении согласования местоположения границ заинтересованные лица или их представители предъявляют кадастровому инженеру документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителей заинтересованных лиц, а также документы, подтверждающие права заинтересованных лиц на соответствующие земельные участки (за исключением случая, если сведения о зарегистрированном праве заинтересованного лица на соответствующий земельный участок содержатся в государственном кадастре недвижимости) (часть 12 статьи 39 Закона о кадастре).

В соответствии с частью 2 статьи 40 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 статьи 40 Закона о кадастре случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.

Таким образом, действия кадастрового инженера по обработке персональных данных заинтересованных лиц осуществляются в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на кадастрового инженера полномочий, что, соответственно, не требует согласия этого гражданина на обработку его персональных данных.

При этом согласно форме межевого плана, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее - Приказ N 412), акт согласования границ содержит согласие лиц, персональные данные которых содержатся в акте согласования местоположения границ, а также представляемого ими лица на обработку персональных данных (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, а также иных действий, необходимых для обработки персональных данных в рамках предоставления органами кадастрового учета в соответствии с законодательством Российской Федерации государственных услуг), в том числе в автоматизированном режиме, включая принятие решений на их основе органом кадастрового учета в целях предоставления государственной услуги.

Относительно персональных данных заказчика кадастровых работ Департаментом недвижимости будет рассмотрена необходимость внесения изменений в Приказ N 412 в части включения в состав приложения к межевому плану согласия субъекта персональных данных (заказчика кадастровых работ) на обработку его персональных данных.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, в случае отказа заказчика кадастровых работ от указания в межевом плане страхового номера индивидуального лицевого счета (при его отсутствии - наименования и реквизитов документа, удостоверяющего личность, адреса постоянного места жительства или преимущественного пребывания в соответствии с федеральной информационной адресной системой), в реквизите 3 раздела «Общие сведения о кадастровых работах» межевого плана приводятся только фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика кадастровых работ.

03.10.19 13.09.2019 N 19_1-00686_19 письмо Росреестра, Росреестром разьяснен порядок указания в межевом плане и тех. планах сведений о пунктах ГГС и ОМС

Росреестром разъяснен порядок указания в межевом и техническом планах сведений о пунктах государственной геодезической сети и опорной межевой сети

Разъясняется, в частности, что в отношении использованных при подготовке межевого плана сведений о геодезической основе для пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и пунктов опорной межевой сети (ОМС) в нем указываются наименование и реквизиты документа о предоставлении данных, находящихся в федеральном картографо-геодезическом фонде.

Материалы и данные федерального и территориальных картографо-геодезических фондов, созданные до дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", являются данными федерального фонда пространственных данных (далее - ФФПД) до их отнесения в установленном порядке к составу Архивного фонда РФ.

Ведение ФФПД, в том числе включение в него пространственных данных и материалов, их хранение и предоставление заинтересованным лицам, осуществляется ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД".

Разъясняются порядок и способы предоставления пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных.

Кроме того, подчеркивается, что в межевом плане указываются сведения только об использованных при выполнении кадастровых работ пунктах ГГС или ОМС.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 13 сентября 2019 г. N 19/1-00686/19

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Управление геодезии и картографии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в рамках установленной компетенции рассмотрело обращение и сообщает.

Решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации или отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором прав самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов.

Росреестр в соответствии с законодательством Российской Федерации не уполномочен проводить правовую экспертизу представленных на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав в территориальный орган Росреестра документов, давать указания своим территориальным органам о принятии соответствующего решения по конкретному делу.

Согласно части 12 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 31 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (далее - Требования к подготовке межевого плана), в реквизит "1" раздела "Исходные данные" включаются сведения о документах, на основании которых подготовлен межевой план, а также о документах, использованных при подготовке межевого плана (наименование и реквизиты таких документов). Первыми включаются сведения о документах, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН).

В отношении использованных при подготовке межевого плана сведений о геодезической основе для пунктов государственной геодезической сети (далее - ГГС) и пунктов опорной межевой сети (далее - ОМС) указываются наименование и реквизиты документа о предоставлении данных, находящихся в федеральном картографо-геодезическом фонде.

Частью 3 статьи 32 Федерального закона от 30.12.2015 N 431 "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о геодезии) установлено, что материалы и данные федерального и территориальных картографо-геодезических фондов, созданные до дня вступления в силу Закона о геодезии, являются данными федерального фонда пространственных данных (далее - ФФПД) до их отнесения в установленном порядке к составу Архивного фонда Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о геодезии ведение ФФПД, в том числе включение в него пространственных данных и материалов, их хранение и предоставление заинтересованным лицам, осуществляется федеральным государственным учреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии - федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных" (далее - ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД").

Порядок и способы предоставления пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, в том числе порядок подачи заявления о предоставлении указанных пространственных данных и материалов, включая форму такого заявления и состав прилагаемых к нему документов, и порядок определения размера платы за предоставление указанных пространственных данных и материалов установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 7 статьи 10 Закона о геодезии.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, в том числе правил подачи заявления о предоставлении указанных пространственных данных и материалов, включая форму такого заявления и состав прилагаемых к нему документов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2017 N 262 (далее - Правила), пространственные данные и материалы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, а также заявление о предоставлении таких пространственных данных и материалов, предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

К заявлению о предоставлении пространственных данных и материалов ФФПД прилагается документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, если такое заявление представлено представителем заявителя, а также документ, подтверждающий право заявителя на получение пространственных данных и материалов, находящихся в фонде, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области защиты государственной тайны сведения, в том числе о координатах пунктов ГГС в государственных системах координат, об отметках высот пунктов государственной нивелирной сети в государственной системе высот предоставляются заявителям единовременно на основании поступившего заявления применительно к девяти и менее пунктам.

Выписки из каталогов координат пунктов ГГС в государственных системах координат, из сводных нивелирных каталогов в государственной системе высот в количестве более девяти пунктов предоставляются при наличии документа, подтверждающего право заявителя на получение материалов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации.

Пространственные данные и материалы, не являющиеся объектами авторского права, предоставляются после заключения договора в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил в заявлении о предоставлении пространственных данных и материалов указываются, в том числе условия и срок использования пространственных данных и материалов.

Также сообщаем, что ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" начата работа по предоставлению из ФФПД заявителям сведений о координатах пунктов ГГС в местной системе координат (МСК - субъекта) на территории Новгородской и Нижегородской областей.

Информация об этом размещена на официальном сайте ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД" и на официальных сайтах Управлений Росреестра по Новгородской и Нижегородской областям.

Согласно пункту 32 Требований к подготовке межевого плана и пункту 28 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее - Требования к подготовке технического плана) в реквизите "2" раздела "Исходные данные" указываются сведения о ГГС или ОМС, которые применялись при выполнении кадастровых работ:

1) система координат;

2) название пункта и тип знака геодезической сети;

3) класс геодезической сети;

4) координаты пунктов;

5) сведения о состоянии наружного знака пункта.

В графе "6" реквизита "2" раздела "Исходные данные" указываются дата выполненного при проведении кадастровых работ обследования состояния наружного знака пункта и слова "сохранился", "не обнаружен" или "утрачен" в зависимости от состояния такого пункта.

В реквизите "2" раздела "Исходные данные" должны быть указаны сведения не менее чем о трех пунктах ГГС или ОМС, использованных при выполнении кадастровых работ.

При этом в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона N 221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, дата обследования состояния наружных знаков не может быть ранее даты заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ.

В соответствии со статьей 6 Закона N 218-ФЗ геодезической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) являются ГГС, а также геодезические сети специального назначения, созданные в соответствии с Законом о геодезии (ОМС).

Сведения о пунктах ОМС указываются в разделе 12 приложения N 8 к приказу Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378 "Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2015 N 968".

В Требованиях к межевому плану установлено, что в текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах ГГС или ОМС, а также в установленном частью 3 статьи 22 Закона о регистрации случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.

При этом, учитывая положения пункта 28 Требований к подготовке технического плана и пункта 31 Требований к подготовке межевого плана, указываются сведения только об использованных при выполнении кадастровых работ пунктах ГГС или ОМС.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.

Полномочия по нормативному правовому регулированию выходят за рамки компетенции Росреестра.

Дополнительно сообщаем, что в рамках мероприятий федерального проекта "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 N 7, Росреестром организованы работы по созданию государственной информационной системы Федеральный портал пространственных, обеспечивающей доступ к сведениям, содержащимся в ФФПД (далее - ГИС ФППД).

Завершение комплекса работ по созданию ГИС ФППД запланировано к концу 2020 года.

Реализация указанного мероприятия позволит осуществлять заказ и получение пространственных данных и материалов, содержащихся в ФФПД, включая оплату за их использование в электронном виде.

Тратить время. Посещать посредника в лице МФЦ, чтобы сдать межевой план, ошибки операторов при оформлении заявления и «не читается диск».

Тем не менее, если не следовать большинству, а немного подумать, то этого можно избежать. И вот каким образом.

Наступает момент когда межевой план сформирован и его необходимо направить вместе с заявлением в Росреестр на регистрацию.

В соответствии с законом заявление и приложенные к нему документы может подавать только правообладатель участка и для этого ему нужно или посетить посредника МФЦ или подать документы напрямую в Росреестр.

Я предлагаю вариант сдать межевой план напрямую. И в этой статье я постараюсь рассказать, как этот процесс работает у меня.

После формирования межевого плана я его подписываю своей электронной цифровой подписью (ЭЦП). Так как я кадастровый инженер то по закону у меня должна быть ЭЦП которой я подписываю межевые и технические планы, акты обследования.

А теперь рассмотрим каким образом Ваш кадастровый инженер может передать межевой план и заявление на регистрацию. И разобьём этот процесс для удобства на этапы.

Этап 1. Каким путем направим документы.

- Через официальный портал Росреестра.

- Через предустановленное приложение в котором инженер формирует межевой план и заявление.

У меня стоит специализированное приложение в котором можно подготовить к отправить все документы и прямо из него направить на регистрацию.

Это удобно и я пользуюсь им. Моим заказчикам главное чтобы был результат. А каким образом инженер будет осуществлять передачу данных малозначительно.

Этап 2. Как подпишем заявление. ЭЦП заявителя. Какая ЭЦП.

Подойдя ко второму этапу у нас уже собран и подписан межевой план, подготовлено заявление и мы приняли решение как будем направлять документы на регистрацию.

Нам осталось перед отправкой документов подписать заявление ЭЦП. Но если у меня как я уже объяснял ЭЦП есть по определению то где ее брать заказчику.

Тут все на самом деле очень просто. Обсудив с заказчиком все детали по договору на выполнение кадастровых работ я подготовлю ему ЭЦП.

Именно я. Прямо в офисе в течении 15-20 минут. Вы спросите как? Разве кадастровый инженер может формировать подпись? Нет не может. На самом деле инженер тут является «удаленным филиалом» Удостоверяющего центра (УЦ).

Чтобы это осуществить необходимо заключить договор между УЦ и кадастровым инженером. На стороне инженера клиент (заказчик кадастровых работ) и специализированное программное обеспечение, а на стороне УЦ осуществление действий по удостоверению подписи. В результате имея такую возможность инженер для своего клиента может подготовить подпись.

И так мы разобрались как можно быстро подготовить подпись. А какую выбрать? Я обращаю внимание клиента на «облачный сертификат».

Относительно недавно в моем УЦ появилась такая услуга. Очень удобно и инженеру и клиенту. В чем отличие от ЭЦП на носителе? Ну давайте рассмотрим на примере.

Допустим я сформировал клиенту подпись на флэшке и направил ему на электронную почту бланк заявления для подписи. И что дальше? Для того чтобы подписать заявление одной подписи мало. Нужно чтобы на компьютере дополнительно было установлено специализированное приложение.

Как выход приехать к инженеру и подключив флэшку к компьютеру инженера подписать заявление. А если живет в другом регионе или в отпуск уехал? Тратить время? Вот по этому мой выбор «облачный сертификат».

Отличие этой подписи в том, что она остается на сервере УЦ. Чтобы ей пользоваться клиенту необходимо в пару кликов зарегистрироваться на сайте УЦ, иметь выход в интернет с компьютера, планшета или смартфона.

Отправив из своей программы заявление на подпись клиенту ему придет сообщение. Не т времени сейчас посмотреть не беда.

Мы не привязаны друг к другу по времени. Когда будет возможность он зайдет в свой личный кабинет на сайте УЦ (может зайти со смартфона), и прочитав заявления кликнет подписать. Все. Программа автоматически сообщит мне что документ подписан и загрузит его в мое приложение.

В результате документы и заявление подписаны и можно отправлять пакет на регистрацию.

Вот таким образом можно избежать временных затрат, проблем с постоянными глюками программы в МФЦ. И соответственно избежать приостановок в регистрации из-за этих глюков.

Надеюсь статья поможет в выборе заказчикам кадастровых работ и кадастровым инженерам.

Вопрос

О действиях кадастрового инженера по обработке персональных данных при согласовании границ

Ответ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости), рассмотрев обращение, сообщает.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон о персональных данных) обработка персональных данных допускается в случае, если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

В соответствии со статьей 7 Закона о персональных данных операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Закона о персональных данных (часть 8 статьи 9 Закона о персональных данных).

Порядок согласования местоположения границ земельных участков установлен статьей 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре).

Согласно пункту 1 части 11 статьи 39 Закона о кадастре при проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей.

При проведении согласования местоположения границ заинтересованные лица или их представители предъявляют кадастровому инженеру документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителей заинтересованных лиц, а также документы, подтверждающие права заинтересованных лиц на соответствующие земельные участки (за исключением случая, если сведения о зарегистрированном праве заинтересованного лица на соответствующий земельный участок содержатся в государственном кадастре недвижимости) (часть 12 статьи 39 Закона о кадастре).

В соответствии с частью 2 статьи 40 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 статьи 40 Закона о кадастре случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.

Таким образом, действия кадастрового инженера по обработке персональных данных заинтересованных лиц осуществляются в целях выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на кадастрового инженера полномочий, что, соответственно, не требует согласия этого гражданина на обработку его персональных данных.

При этом согласно форме межевого плана, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее - Приказ N 412), акт согласования границ содержит согласие лиц, персональные данные которых содержатся в акте согласования местоположения границ, а также представляемого ими лица на обработку персональных данных (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, а также иных действий, необходимых для обработки персональных данных в рамках предоставления органами кадастрового учета в соответствии с законодательством Российской Федерации государственных услуг), в том числе в автоматизированном режиме, включая принятие решений на их основе органом кадастрового учета в целях предоставления государственной услуги.

Относительно персональных данных заказчика кадастровых работ Департаментом недвижимости будет рассмотрена необходимость внесения изменений в Приказ N 412 в части включения в состав приложения к межевому плану согласия субъекта персональных данных (заказчика кадастровых работ) на обработку его персональных данных.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, в случае отказа заказчика кадастровых работ от указания в межевом плане страхового номера индивидуального лицевого счета (при его отсутствии - наименования и реквизитов документа, удостоверяющего личность, адреса постоянного места жительства или преимущественного пребывания в соответствии с федеральной информационной адресной системой), в реквизите 3 раздела «Общие сведения о кадастровых работах» межевого плана приводятся только фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика кадастровых работ.

Зафиксировать границы принадлежащего вам земельного участка в межевом плане — не просто желательный, а, скорее, необходимый шаг. Это не только позволит упростить целый ряд процедур, но и станет аргументом в вашу пользу в разных ситуациях, например при судебных разбирательствах с владельцами соседних участков.

Особенно важно иметь межевой план в условиях экономической нестабильности, когда многие вынуждены продавать, объединять, разделять или перераспределять участки.

Что такое межевой план земельного участка и зачем он нужен?

Межевой план — это письменно-графическое описание земельного участка, содержащее сведения о его площади, расположении, форме, адресе, наличии смежных участков, а также о постройках, способных исказить границы участка. В графической части на изображении участка отмечаются узловые точки его границ (в них границы меняют свою форму или направление).

Межевой план составляется кадастровым инженером и регистрируется в Росреестре. Это делается для юридического закрепления границ участка. Справка о том, что данные об участке внесены в Росреестр, выдается через 8–10 дней после подачи документов.

Наличие зарегистрированного межевого плана обязательно в следующих ситуациях:

  • оформление прав на земельный участок;
  • постановка на кадастровый учет построек, возведенных на участке;
  • раздел участка;
  • объединение земельных участков;
  • перераспределение земельных участков;
  • узаконивание имеющихся излишков или недостатков площади;
  • уточнение границ участка;
  • судебные разбирательства в отношении участка или возведенной на нем недвижимости.

Желательно иметь зарегистрированный межевой план, если:

  • оформляется гражданско-правовая сделка (купля, продажа, дарение, наследование);
  • планируется капитальное строительство на участке.

Наличие межевого плана участка помогает правильно рассчитать налог на землю, отстоять свои права в судебных спорах, проводить операции купли-продажи.

Требования к форме и содержанию межевого плана

Согласно статье 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» [1] , в межевой план обязательно должны входить следующие сведения:

  • Какой земельный участок или его часть является предметом заявления, какая геодезическая основа использовалась при подготовке межевого плана.
  • В случаях, когда требуется согласование местоположения границ земельного участка с владельцами смежных участков, — сведения о проведении согласования.
  • Координаты характерных точек границ участка.

Межевой план должен быть составлен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭЦП) составителя — кадастрового инженера. Также его создают на бумажном носителе и заверяют подписью и печатью составителя. В соответствии с Законом № 218-ФЗ, детали составления межевого плана определяются приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (в редакции приказа Минэкономразвития России от 23 ноября 2016 года № 742) [2] .

  • Текстовая часть межевого плана представляет собой таблицу , в которую вносятся общие сведения о проведенных кадастровых работах, исходные данные об участках, результаты выполненных измерений и расчетов, данные об образуемых и/или измененных земельных участках и/или их частях, заключение кадастрового инженера, акты согласования границ земельных участков.
  • Графическая часть межевого плана включает в себя схемы геодезических построений и расположения земельных участков, чертеж земельных участков и их частей, абрисы характерных точек границ.

Слабым звеном при составлении межевого плана часто является согласование границ земельных участков с соседями. Чтобы межевой план имел силу, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  1. Предупредить соседей о процедуре межевания за месяц. Предупреждение делается письменно и под роспись.
  2. Если соседи в указанную дату явились и подписали акт согласования, вопрос считается решенным. Если этого не произошло, вы должны отправить им уведомление о межевании. Делается это обязательно заказным письмом с уведомлением о вручении. Если соседи получили извещение о проведении межевания и не явились для согласования границ в указанную дату, то граница считается согласованной. Если же почтовое уведомление пришло с отметкой о невозможности вручения, тогда повторно необходимо подавать извещение о проведении согласования границ, но уже через газету муниципального района.

Если правообладатель смежного участка отсутствует, и в Едином государственном реестре недвижимости нет адреса для связи с ним, согласование производится через публикацию в СМИ (газете) оповещения о межевании. В случае, когда адрес для связи есть в сведениях ЕГРН, по нему направляется почтовое письмо с уведомлением о проведении согласования местоположения границ. Если уведомление возвращается с отметкой о невозможности вручения, тогда извещение повторно публикуется в средствах массовой информации. Такая форма согласования продиктована частью 8 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

Оформление межевого плана земельного участка: каждому по потребностям

В зависимости от конкретной ситуации процесс создания межевого плана может иметь свои особенности.

  • Межевой план по дачной амнистии. Если участок оформляется по дачной амнистии, наличие межевого плана не обязательно [3] , так как смысл процедуры именно в упрощении оформления в собственность. Однако наличие межевого плана значительно ускорит решение вопросов при дальнейших сделках с недвижимостью и спорах с владельцами соседних участков. Поэтому рано или поздно о составлении межевого плана придется подумать.
  • Межевой план многоквартирного жилого дома. При межевании согласование производится с владельцами и арендаторами соседних участков. Заказывает межевой план уполномоченный представитель товарищества собственников жилья.
  • Межевой план на объединение земельных участков. При объединении двух или нескольких участков получается один новый участок, границы которого должны быть отображены в межевом плане. Согласование со смежными земельными участками в этом случае не требуется.
  • Межевой план по разделу земельного участка. Если процедура межевания участка до раздела не проводилась, сначала потребуется межевой план всего участка, подписание сторонами согласия о разделе, и только потом — межевой план раздела.
  • Межевой план при перераспределении земельных участков , т. е. когда нет необходимости их сначала делить, а потом объединять. При перераспределении используется как минимум два смежных земельных участка, а образуется два и более новых земельных участков. Например, в собственности имеется два смежных земельных участка, а собственник хочет продать половину одного из них, притом объединить в один участок оставшуюся половину и смежный с ней участок. В межевом плане должны содержаться сведения об образуемых земельных участках и их частях.
  • Межевой план при уточнении границ. В текстовой части межевого плана должно быть приведено обоснование (расчет) уточнения границ.

Оформление межевого плана — процесс, в который вовлечены владельцы не одного участка. Поэтому очень важно обратиться к грамотным кадастровым инженерам, чтобы к самому конечному документу не возникало замечаний.

Подготовка межевого плана: от выбора инженера и сбора документации до получения документа

Оформление межевого плана можно доверить только организации, которая имеет значительный опыт работы и зарекомендовала себя на рынке. Все работы производятся по договору на межевание, который заключается на основании вашего заявления. Также потребуются следующие документы:

  • Для физических лиц — оригинал и копия паспорта владельца участка, для юридических — уставные документы. Также работы могут быть заказаны лицом, действующим по доверенности владельца участка.
  • Свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок (при наличии). Правоустанавливающие документы.
  • Копия той части генерального плана поселения, где отображены ваш участок и прилегающие к нему — выдается и заверяется архитектурным отделом местного муниципалитета.
  • Кадастровый паспорт участка — выдается местным органом Росреестра.
  • Кадастровый план территории. Это план всего кадастрового квартала, где находится земельный участок. Выдается также местным органом Росреестра.

К этому общему списку в отдельных случаях могут потребоваться дополнительные документы, например, о принадлежности земель к определенной категории.

Сбор документов можно делегировать кадастровому инженеру, оформив на него доверенность. После того, как документы будут собраны, работы ведутся по следующему алгоритму:

  1. Извещение всех лиц, чьи интересы затрагивает межевание участка, и согласование с ними границ. Составление актов согласования. Этап занимает в среднем 1–3 месяца в зависимости от того, как удастся договориться всем участникам процесса.
  2. Геодезическая съемка участка. Этап занимает примерно 1–2 дня.
  3. Сведение результатов в межевой план. Этап занимает от 5 дней до двух недель.
  4. Подача документов и межевого плана в орган кадастрового учета и получение кадастрового паспорта. Примерно 8–10 дней при отсутствии ошибок в документации.

Перечень всех работ должен быть отражен в договоре с геодезической организацией. По окончании всех работ или каждого этапа (в зависимости от условий договора) подписывается акт сдачи-приемки.

Кадастровый паспорт вновь образованного участка без межевого плана не выдается. Целый ряд правил и нюансов составления межевого плана неизбежно приводит к необходимости обращения к опытным кадастровым инженерам. Только в этом случае можно быть уверенным, что к межевому плану не появится замечаний, которые задержат выдачу кадастрового паспорта.

  • 1 http://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-13072015-n-218-fz-o/glava-3/statia-22/
  • 2 https://mooml.com/d/dokumenty-sistemy-normativnykh-dokumentov-v-stroitelstve/1-organizatsionno-metodicheskie-normativnye-dokumenty/k-14-gradostroitelnyy-kadastr/36565/
  • 3 https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/mezhevanie/raznyh-vidov-naznacheniya/obyazatelno-li-provodit-protseduru.html#nuzhno-li-ego-delat-po-dachnoy-amnistii-?utm_source=table_of_content


Белоногова Нарцисса Николаевна Ответственный редактор

Да­же при на­ли­чии до­го­во­ра сле­ду­ет учи­ты­вать, что успех лю­бо­го ме­роп­ри­я­тия за­ви­сит от учас­тия всех за­ин­те­ре­со­ван­ных сто­рон. Вни­ма­тель­но про­смот­ри­те по­лу­чен­ный ме­же­вой план, преж­де чем под­пи­сы­вать акт сда­чи-при­ем­ки ра­бот по до­го­во­ру.


Как организовать кадастровый учет недвижимости без ошибок


Технический план объекта: требования, порядок составления и помощь в получении документа


Что такое акт обследования помещения: порядок, форма и помощь в составлении документа

© 2020 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.

Читайте также: