В правоотношениях о социальной пенсии правомочным субъектом является

Пенсионное правоотношение — это урегулированное нормами права социального обеспечения отношение гражданина ( семьи) с органом социального обеспечения, возникающее на основании решения комиссии по назначению пенсий, по которому гражданин (семья) имеет право регулярно в определенные сроки получать назначенную пенсию в установленном размере, а орган соответственно обязан ее выплачивать.

В зависимости от видов выплачиваемой пенсии существуют следующие пенсионные правоотношения:

б) за выслугу лет;

в) по инвалидности;

г) по случаю потери кормильца;

д) по поводу социальной пенсии.

Все эти виды правоотношений, как указывалось, определяются основным юридическим фактом, устанавливаемым в предшествующем пенсионному

соответствующем процедурном правоотношении правом гражданина ( семьи) на

определенный вид и размер пенсии. И здесь мы разделяем такую точку зрения А. Д. Зайкина и В. А. Тарасовой[57]. Однако В. С. Андреев в ранее указанном учебнике считает, что « назначение пенсии имеет место только в случае, если у лица возникло пенсионное правоотношение». Здесь он смешивает возникновение права на пенсию с возникновением пенсионного правоотношения. Именно в пенсионном правоотношении фактически реализуется право на пенсию, а предшествующее ему процедурное правоотношение лишь устанавливает наличие у гражданина (семьи) этого права и назначает пенсию. При этом выплата назначенной пенсии производится с момента фактического появления у гражданина ( семьи) такого права, если он обратился за назначением пенсии со всеми необходимыми документами не позднее трех месяцев со дня возникновения этого права. Если же он обратился позднее, то выплата пенсии производится со дня обращения за ее назначением.

Правоспособность гражданина быть субъектом пенсионного правоотношения возникает у него вместе с появлением права на определенный вид пенсии.

С назначением пенсии комиссией по назначению пенсии процедурное правоотношение, как ранее указывалось, трансформируется в пенсионное, а гражданин называется пенсионером.

В пенсионных правоотношениях правомочные субъекты — пенсионеры различаются в зависимости от вида получаемой ими пенсии, т.е. в правоотношении о пенсии по старости правомочным субъектом является пенсионер по возрасту, о пенсии по инвалидности — пенсионер по инвалидности одной из трех групп инвалидности и ее причин (от трудового увечья, или от военной травмы, или от общего заболевания).

В правоотношении о пенсии за выслугу лет правомочным субъектом получения этой пенсии является пенсионер, имеющий установленный стаж выслуги лет на определенных работах, или пенсионер-военнослужащий, имеющий установленный законом стаж выслуги военной службы.

В правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца правомочным субъектом на получение этой пенсии является семья, имеющая нетрудоспособных иждивенцев умершего кормильца.

Зайкин А. Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. М, 1974; Тарасова В. А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. М., 1974. С. 126.

В правоотношении о социальной пенсии правомочным субъектом является престарелый пенсионер или инвалид от общего заболевания, не имеющий трудового стажа, или семья при смерти такого кормильца.

Объектом пенсионного правоотношения является систематическое получение пенсии того вида, какого вида данное пенсионное правоотношение. Так, в пенсионном правоотношении о пенсии по старости объектом данной юридической связи гражданина и соответствующего органа является регулярное получение пенсии по старости, а в правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца — получение данной пенсии семьей умершего (погибшего) и т.д.

Содержание пенсионного правоотношения — это комплекс прав и обязанностей его субъектов, установленных законодательством о социальном обеспечении. В общей теории права принято содержание правоотношений раскрывать через обязанности его субъектов, имея в виду, что им соответствуют права другого субъекта данного правоотношения. Поэтому укажем, что обязанностью пенсионера в пенсионном правоотношении является своевременное извещение органа социального обеспечения о появлении новых иждивенцев или о смерти, достижении совершеннолетия теми, на кого он получал надбавки к пенсии, и других правоизменяющих фактах; обязанностью органа социального обеспечения является регулярная ежемесячная выплата пенсионеру назначенной ему пенсии через почту или переводом на его сберегательную книжку.

Субъектом п/о по со является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о СО.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин

должен обладать правосубъектностью, состоящей из:

правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению)

дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности)

деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области СО).

Эти три способности гражданина по праву социального обеспечения могут не совпадать. Так, ребенок или инвалид по психическому заболеванию правоспособны иметь права на социальные услуги, пособия, пенсию, но они не деликтоспособны, поэтому за них в п/о по со вступают их законные представители, а при их отсутствии — соответствующий гос. или муниципальный орган.

Каждый гражданин имеет право на со с наступлением основного юр. факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность).Поэтому правосубъектность гражданина в со на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная.

Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду со, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.

Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет

общую правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она

возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права

на этот вид обеспечения и оканчивается вместе с окончанием этого права.

Абсолютное большинство граждан — субъектов п/о по со — определенные граждане или семья: это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, безработные, беженцы, вынужденные переселенцы. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по со имеют те же права, что и граждане РФ, на основании или закона, или соответствующего международного договора. По некоторым видам п\о субъектом выступает семья (родственники). Так, в п/о по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16-летнего возраста субъектом выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.

Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является

орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения.

Для различных видов со органами, их осуществляющими, могут быть: государственные, муниципальные ( или иные) органы социальной защиты населения; органы службы занятости ( по пособиям по безработице); органы здравоохранения ( по медицинской помощи, лечению); органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения; органы министерств и ведомств ( обороны, внутренних дел, ФСБ); исполнительные органы муниципальной власти ( по социальным

услугам главным образом); органы профсоюзов ( по путевкам для санаторно-курортного

лечения, диетического питания) и работодатели — конкретные предприятия, организации

(по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических

фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК),

устанавливающая факт инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд,

устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

Объектом правоотношения по со является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты.

В процедурных п/о по назначению пенсий, пособий, компенсаций

услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его

или установление определенного юридического факта (МСЭК устанавливает факт

В основных материальных п/о объектом будет реализация прав на данный вид обеспечения, т.е. получение его деньгами или в натуральном виде.

В процессуальных п/о объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на социальное обеспечение.

Содержание пенсионного правоотношения — это комплекс прав и обязанностей его субъектов, установленных законодательством о социальном обеспечении. Например, обязанностями пенсионера в пенсионном п/о является своевременное извещение органа социального обеспечения о появлении новых иждивенцев или о смерти, достижении совершеннолетия теми, на кого он получал надбавки к пенсии, и других правоизменяющих фактах; обязанностью органа

социального обеспечения является регулярная ежемесячная выплата пенсионеру

назначенной ему пенсии через почту или переводом на его сберегательную книжку.

В качестве физических лиц в указанных правоотношениях могут участвовать граждане РФ, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ.

Субъектом пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца является семья.

Чтобы быть участником правоотношений по социальному обеспечению гражданин должен обладать правоспособностью и дееспособностью. В зависимости от специфики общественных отношений эти элементы правосубъектности могут возникать как одновременно, так и не совпадать по времени возникновения. В частности, ребенок-инвалид до 18 лет, являясь субъектом правоотношений по получению социальной пенсии, обладает только правоспособностью. От его имени в этих правоотношениях выступают родители, опекун или попечитель. Если физическое лицо признано недееспособным вследствие душевной болезни, то от его имени в правоотношениях по социальному обеспечению также участвует представитель.

С 14 лет дети могут самостоятельно обращаться в территориальные органы ПФР за выделением своей доли трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

При решении вопроса о дееспособности физических лиц до 18 лет следует руководствоваться нормами гражданского права. В частности, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (ст.21 ГК РФ).

Правоспособность физических лиц на участие в правоотношениях по медицинскому обслуживанию и лечению возникает с момента рождения.

В теории права социального обеспечения распространена точка зрения о наличии помимо отраслевой, специальной правоспособности в ее многообразных видовых и подвидовых проявлениях. Сторонники данной позиции разграничивают, в частности, специальную подвидовую пенсионную правоспособность при обеспечении по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и др. Следовательно, способность быть носителем конкретных прав и обязанностей в конкретном социально-обеспечительном правоотношении возникает у физического лица в разное время и при наступлении различных фактов, а не с момента рождения. Однако данная конструкция правоспособности представляется слишком сложной, что затрудняет ее практическое использование.

Заслуживает внимания точка зрения Ю.С.Мацулевича (Мацулевич Ю.С. Граждане как субъекты советского права социального обеспечения. Автореф. дис. к.ю.н. М.,1990. С.11.), который выделяет в содержании отраслевой правоспособности две группы юридических возможностей – постоянную и переменную. Содержание постоянной части правоспособности образует совокупность юридических возможностей быть носителем прав и обязанностей на все без исключения виды социального обеспечения. Объем содержания постоянной части правоспособности одинаков у всех граждан независимо от каких-либо других обстоятельств.

Поскольку Конституция РФ относит права в области социального обеспечения к основным правам человека, которые принадлежат каждому от рождения, то любого человека с момента рождения можно рассматривать в качестве потенциального субъекта правоотношений по социальному обеспечению. В данном случае речь идет о постоянном элементе отраслевой правоспособности.

Содержание переменной части правоспособности граждан в социальном обеспечении персонифицировано в зависимости от состояния здоровья, возраста, уровня доходов, наличия детей и других личных обстоятельств.

Дееспособность физических лиц в социальном обеспечении характеризуется рядом особенностей. Во-первых, в отдельных правоотношениях (например, пенсионных) у различных групп населения она возникает в разное время. Во-вторых, в рамках одного типа правоотношений у разных лиц объем содержания дееспособности может быть разным.

Общая дееспособность складывается из следующих юридических возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды социального обеспечения; осуществлять своими действиями права и обязанности в социальном обеспечении; нести ответственность за неправомерное поведение.

Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступают различные государственные органы, учреждения или иные уполномоченные государством лица. К их числу относятся:

- территориальные отделения ПФР и территориальные отделения ФСС;

- органы министерства здравоохранения и социального развития;

- органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел и др.);

- учреждения здравоохранения и социального обслуживания и др.

Содержание пенсионных правоотношений — это субъективные права и юридические обязанности их участников и реальные действия по их использованию.

Основные общетеоретические позиции в этом вопросе следующие: формой правоотношения являются субъективные юридические права и обязанности, а его содержанием — фактическое правомерное поведение субъектов, которые эти права и обязанности реализуют. Таким образом, форма (права и обязанности) активно воздействует на содержание, формируя его, т.е. содержанием материального правоотношения по социальному обеспечению служит субъективное право лица на конкретный вид социального обеспечения в установленном законом размере и в определенные сроки и соответствующая ему обязанность компетентного государственного органа принять решение о его предоставлении или об отказе в предоставлении.

Субъекты права— это потенциальные участники правоотношений, т. е. те лица, которые могут быть носителями юридических прав и обязанностей.

Субъекты пенсионных правоотношений— это граждане и государственные органы, которые в силу правовых норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей.

Как уже отмечалось, возможность стать субъектом правоотношения зависит, как правило, от того, обладает ли лицо определенным юридическим свойством, необходимым для этого, иными словами, наделено ли оно способностью обладать правами и нести обязанности (правоспособностью) и способно ли самостоятельно осуществлять эти права и обязанности (дееспособностью).

Субъективное право — это вид и мера возможного поведения лица, и выражается оно в возможностях: а) совершать определенные действия; б) требовать совершения каких-либо действий от других участников правоотношения; в) обращаться за защитой своего нарушенного права.

Юридическая обязанность— это необходимое поведение субъекта правоотношения, установленное для удовлетворения субъективного права, и проявляющееся в необходимости: а) совершения определенных обязательных действий; б) воздержания от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц; в) несения ответственности за совершенное правонарушение.

Рассмотрим вопрос о том, когда у гражданина возникает пенсионная правоспособность и дееспособность и отличается ли она от общей гражданской правоспособности и дееспособности.

При определении видовой правоспособности граждан как потенциальных участников пенсионных правоотношений основополагающим является тот факт, как им предоставлено право на пенсионное обеспечение: как работникам с учетом их трудовой деятельности или как членам общества без всякого учета такой деятельности. В первом случае они обеспечиваются трудовой пенсией, а во втором— социальной. В первом случае необходимой предпосылкой участия в правоотношении является специальная пенсионная правосубъектность как неразрывное единство специальной пенсионной правоспособности и специальной пенсионной дееспособности, полностью совпадающих с трудовой правосубъектностью граждан по времени их возникновения, т. е., как правило, с 15 лет (а для лиц из числа учащихся— с 14 лет), но при условии выполнения такой трудовой деятельности, в связи с которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию.

специальная пенсионная правосубъектность включает в себя не саму возможность быть участником трудового правоотношения, а фактическое вступление в трудовое (либо иное) правоотношение, будучи участником которого, лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию. Следовательно, у лиц, начавших трудиться с 15 лет, специальная пенсионная правосубъектность возникнет с этого возраста.

Специальная пенсионная правосубъектность — это равная для всех граждан, занимающихся трудовой деятельностью, возможность иметь право на трудовую пенсию различного вида и реализовать это право, став участником пенсионного правоотношения. Специальная пенсионная правосубъектность не может отождествляться с субъективным правом на пенсию, которое обусловлено конкретными юридическими фактами. Она представляет собой неразрывное единство пенсионной правоспособности и пенсионной дееспособности, которые возникают одновременно.

Иначе решается вопрос о пенсионной правосубъектности граждан, обеспечиваемых пенсией вне всякой связи с их трудом, — социальной пенсией. В данном случае пенсионная правоспособность возникает одновременно с гражданской, т. е. с момента рождения человека, а дееспособность — по достижении 18 лет. Поэтому право на социальную пенсию может иметь и ребенок (ребенок-инвалид, ребенок, потерявший одного или обоих родителей), но участником конкретного пенсионного правоотношения будет его законный представитель (родитель, опекун, попечитель), поскольку до достижения 18 лет он еще недееспособен. Аналогично решается вопрос и о правосубъектности детей, обеспечиваемых трудовой пенсией по случаю потери кормильца. В отличие от специальной пенсионной правосубъектности в данном случае пенсионная правосубъектность является общей.

Субъективное право граждан в пенсионном правоотношении включает их правомочие на выбор определенного вида пенсии, на ежемесячное получение выбранного вида пенсии в установленном законом размере и в избранном гражданином порядке. Размеры пенсий жестко нормированы государством и не могут устанавливаться соглашением сторон. Законодательство предоставляет пенсионеру право выбрать способ получения назначенной пенсии: доставка на дом, получение в органе связи, перечисление на лицевой счет пенсионера в банке. Выбранный гражданином способ получения пенсии юридически обязателен для органа, предоставляющего пенсионное обеспечение.

К числу субъективных прав гражданина в пенсионном правоотношении относятся и некоторые иные его правомочия— требовать перерасчета пенсии в связи с увеличением общего трудового стажа и заработка в связи с работой после назначения пенсии; перевода с одного вида пенсии на другой; начисления надбавки к пенсии на уход и на иждивенцев и т. д.

У гражданина как субъекта пенсионного правоотношения есть определенные юридические обязанности. Однако в отличие от субъективных прав, носящих материальный характер, они носят не материальный, а процедурно-процессуальный характер. Это обязанность гражданина представлять в качестве доказательства юридических фактов, необходимых для возникновения пенсионного правоотношения, достоверные, надлежащим образом оформленные доказательства; своевременно сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, обо всех обстоятельствах, с которыми связано уменьшение размера выплачиваемой пенсии либо ее прекращение.

Другим субъектом пенсионного правоотношения, обязанным предоставить материальное обеспечение в виде пенсионной выплаты, является государственный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. На современном этапе система таких органов весьма разнообразна и зависит от того, какому кругу лиц предоставляется пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение по общей пенсионной системе осуществляется, как правило, органами социальной защиты населения либо едиными пенсионными службами, создаваемыми на базе местных отделений Пенсионного фонда России. Пенсионное обеспечение по привилегированным пенсионным системам осуществляется специально созданными пенсионными службами в структуре таких ведомств, как Минобороны, МВД, ФСБ, Прокуратура и др.

Правосубъектность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, возникает с момента наделения их как юридических лиц соответствующей специальной компетенцией и прекращается в связи с их ликвидацией либо передачей данной компетенции другим государственным органам (например, от органов социальной защиты населения единым пенсионным службам).

Обязанности и права органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, корреспондируют правам и обязанностям гражданина. Так, праву гражданина на получение определенного вида пенсии в установленном законом размере и в выбранном им порядке корреспондирует соответствующая обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Рассмотренным выше обязанностям гражданина как субъекта пенсионного правоотношения соответствуют права данного органа требовать выполнения этих обязанностей, а в случае их нарушения— применить к гражданину соответствующие санкции, предусмотренные действующим законодательством (возместить незаконно полученные гражданином суммы пенсии; прекратить выплату пенсии, если право на нее утрачено, и т. д.).

В правоотношениях по социальному обеспечению как правило субъективными правами наделено всегда физическое лицо, а юридические обязанности возложены на соответствующий орган, осуществляющий социальное обеспечение

То, что раскрывает смысл существования правоотношения и указывает на основную цель ради которой оно возникает, называется объектом правоотношения

Объектом пенсионного правоотношения является материальное благо в виде пенсии по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца или социальной пенсии.

От всех иных платежей пенсии следует различать по трем признакам:

1) в старости и при нетрудоспособности, которые назначаются, когда лицо либо освобождается от обязанности трудиться, либо не может трудиться по состоянию здоровья, либо когда член семьи потерял кормильца и получает платеж на содержание, имеющий алиментарное назначение;

2) из государственной казны или специальных фондов, созданных государством или при его содействии;

3) за прошлую службу или иную деятельность.

Трудовая пенсия - это ежемесячная выплата возмездно-неэквивалентного характера, назначаемая лицам, охваченным обязательным пенсионным страхованием, а также военнослужащим и другим особым субъектам за счет средств ПФР или федерального бюджета при наступлении установленных законом случаев.

В качестве физических лиц в указанных правоотношениях могут участвовать граждане РФ, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ.

Субъектом пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца является семья.

Чтобы быть участником правоотношений по социальному обеспечению гражданин должен обладать правоспособностью и дееспособностью. В зависимости от специфики общественных отношений эти элементы правосубъектности могут возникать как одновременно, так и не совпадать по времени возникновения. В частности, ребенок-инвалид до 18 лет, являясь субъектом правоотношений по получению социальной пенсии, обладает только правоспособностью. От его имени в этих правоотношениях выступают родители, опекун или попечитель. Если физическое лицо признано недееспособным вследствие душевной болезни, то от его имени в правоотношениях по социальному обеспечению также участвует представитель.

С 14 лет дети могут самостоятельно обращаться в территориальные органы ПФР за выделением своей доли трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

При решении вопроса о дееспособности физических лиц до 18 лет следует руководствоваться нормами гражданского права. В частности, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (ст.21 ГК РФ).

Правоспособность физических лиц на участие в правоотношениях по медицинскому обслуживанию и лечению возникает с момента рождения.

В теории права социального обеспечения распространена точка зрения о наличии помимо отраслевой, специальной правоспособности в ее многообразных видовых и подвидовых проявлениях. Сторонники данной позиции разграничивают, в частности, специальную подвидовую пенсионную правоспособность при обеспечении по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и др. Следовательно, способность быть носителем конкретных прав и обязанностей в конкретном социально-обеспечительном правоотношении возникает у физического лица в разное время и при наступлении различных фактов, а не с момента рождения. Однако данная конструкция правоспособности представляется слишком сложной, что затрудняет ее практическое использование.

Заслуживает внимания точка зрения Ю.С.Мацулевича (Мацулевич Ю.С. Граждане как субъекты советского права социального обеспечения. Автореф. дис. к.ю.н. М.,1990. С.11.), который выделяет в содержании отраслевой правоспособности две группы юридических возможностей – постоянную и переменную. Содержание постоянной части правоспособности образует совокупность юридических возможностей быть носителем прав и обязанностей на все без исключения виды социального обеспечения. Объем содержания постоянной части правоспособности одинаков у всех граждан независимо от каких-либо других обстоятельств.

Поскольку Конституция РФ относит права в области социального обеспечения к основным правам человека, которые принадлежат каждому от рождения, то любого человека с момента рождения можно рассматривать в качестве потенциального субъекта правоотношений по социальному обеспечению. В данном случае речь идет о постоянном элементе отраслевой правоспособности.

Содержание переменной части правоспособности граждан в социальном обеспечении персонифицировано в зависимости от состояния здоровья, возраста, уровня доходов, наличия детей и других личных обстоятельств.

Дееспособность физических лиц в социальном обеспечении характеризуется рядом особенностей. Во-первых, в отдельных правоотношениях (например, пенсионных) у различных групп населения она возникает в разное время. Во-вторых, в рамках одного типа правоотношений у разных лиц объем содержания дееспособности может быть разным.

Общая дееспособность складывается из следующих юридических возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды социального обеспечения; осуществлять своими действиями права и обязанности в социальном обеспечении; нести ответственность за неправомерное поведение.

Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступают различные государственные органы, учреждения или иные уполномоченные государством лица. К их числу относятся:

- территориальные отделения ПФР и территориальные отделения ФСС;

- органы министерства здравоохранения и социального развития;

- органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел и др.);

- учреждения здравоохранения и социального обслуживания и др.

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник (физическое лицо), обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении и государственный орган.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен обладать правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению), дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности) и деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).

Эти три способности гражданина по праву социального обеспечения могут не совпадать. Так, ребенок или инвалид по психическому заболеванию правоспособны иметь права на социальные услуги, пособия, пенсию, но они не дееделиктоспособны, поэтому за них в правоотношениях по социальному обеспечению вступают их законные представители, а при их отсутствии — соответствующий государственный или социальный орган.

Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т.д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная.

Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.

По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как то и другое зависят от появления единого юридического факта для этого (инвалидность, смерть кормильца и т. д.). Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и оканчивается вместе с окончанием этого права.

Субъекты правоотношений по социальному обеспечению — это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

Субъекты права социального обеспечения — это участники правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения.

Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектом с одной стороны — гражданина, а по некоторым видам — семью. Так, в правоотношении по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16-летнего возраста субъектом выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.

Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть: государственные органы социальной защиты населения; органы службы занятости (по пособиям по безработице); органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению); органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения; органы министерств и ведомств, исполнительные органы власти (по социальным услугам главным образом); органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и наниматели — конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), устанавливающая факт инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т. д.), охватывающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются правоохранительными, правовосстановительными органами.

Дата добавления: 2014-01-20 ; Просмотров: 999 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Субъектом п/о по со является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о СО.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин

должен обладать правосубъектностью, состоящей из:

правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению)

дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности)

деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области СО).

Эти три способности гражданина по праву социального обеспечения могут не совпадать. Так, ребенок или инвалид по психическому заболеванию правоспособны иметь права на социальные услуги, пособия, пенсию, но они не деликтоспособны, поэтому за них в п/о по со вступают их законные представители, а при их отсутствии — соответствующий гос. или муниципальный орган.

Каждый гражданин имеет право на со с наступлением основного юр. факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность).Поэтому правосубъектность гражданина в со на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная.

Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду со, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.

Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет

общую правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она

возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права

на этот вид обеспечения и оканчивается вместе с окончанием этого права.

Абсолютное большинство граждан — субъектов п/о по со — определенные граждане или семья: это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, безработные, беженцы, вынужденные переселенцы. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по со имеют те же права, что и граждане РФ, на основании или закона, или соответствующего международного договора. По некоторым видам п\о субъектом выступает семья (родственники). Так, в п/о по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16-летнего возраста субъектом выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.

Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является

орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения.

Для различных видов со органами, их осуществляющими, могут быть: государственные, муниципальные ( или иные) органы социальной защиты населения; органы службы занятости ( по пособиям по безработице); органы здравоохранения ( по медицинской помощи, лечению); органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения; органы министерств и ведомств ( обороны, внутренних дел, ФСБ); исполнительные органы муниципальной власти ( по социальным

услугам главным образом); органы профсоюзов ( по путевкам для санаторно-курортного

лечения, диетического питания) и работодатели — конкретные предприятия, организации

(по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических

фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК),

устанавливающая факт инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд,

устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

Объектом правоотношения по со является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты.

В процедурных п/о по назначению пенсий, пособий, компенсаций

услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его

или установление определенного юридического факта (МСЭК устанавливает факт

В основных материальных п/о объектом будет реализация прав на данный вид обеспечения, т.е. получение его деньгами или в натуральном виде.

В процессуальных п/о объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на социальное обеспечение.

Содержание пенсионного правоотношения — это комплекс прав и обязанностей его субъектов, установленных законодательством о социальном обеспечении. Например, обязанностями пенсионера в пенсионном п/о является своевременное извещение органа социального обеспечения о появлении новых иждивенцев или о смерти, достижении совершеннолетия теми, на кого он получал надбавки к пенсии, и других правоизменяющих фактах; обязанностью органа

социального обеспечения является регулярная ежемесячная выплата пенсионеру

назначенной ему пенсии через почту или переводом на его сберегательную книжку.

Субъектом правоотношения по социальному обеспечениюяв­ляется его участник, обладающий субъективными правами и обя­занностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспе­чению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению), дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности) и деликтоспособности (способность нести ответственность за правонаруше­ния в области социального обеспечения).

Эти три способности гра­жданина по праву социального обеспечения могут не совпадать (в противоположность тому, например, что такое совпадение есть в трудовой правосубъектности, отражающей единую праводееделиктоспособность субъектов трудового права).

Так, ребенок или инва­лид по психическому заболеванию правоспособны иметь права на социальные услуги, пособия, пенсию, но они недееделиктоспособны, поэтому за них в правоотношениях по социальному обеспечению выступают их законные представители, а при их отсутствии - соот­ветствующий государственный или муниципальный орган.

Как указывается в теории права, правосубъектность есть условие возможности правоотношения, это есть система вышеуказанных способностей субъекта. При этом важно отличать способность к правообладанию и само обладание. Ведь субъект может не стать субъектом определённого правоотношения в сфере права социаль­ного обеспечения, и реального правообладания не возникнет.

Обыкновенно выделяется общая, отраслевая и специальная пра­восубъектность. То есть субъект, обладая соответствующей право­субъектностью, может стадийно становиться субъектом права вооб­ще, субъектом конкретной отрасли и, наконец, субъектом конкрет­ных видовых правоотношений.

Очевидно, что формулировки ст. 39 и 41 Конституции РФ дают основание полагать, что потенциально право на социальное обеспе­чение и медицинскую помощь имеет любой человек с рождения. То есть отраслевая правосубъектность вытекает из общей, поскольку данная отрасль права обуславливает возможное приобретение благ социально значимой нуждаемостью лица и определяемыми законом социальными рисками.

Но так как социальное обеспечение предоставляется в основном в рамках двух организационно-правовых форм (обязательное соци­альное страхование и вспомоществование без учета трудового вклада человеку как члену общества), можно выделить такую же, как и от­раслевую, широкую, всеохватывающую, суботраслевую правосубъ­ектность в отношениях по вспомоществованию любому члену обще­ства, и в отличие от этого более узкую суботраслевую правосубъ­ектность в блоке отношений по обязательному социальному страхованию в основном наёмных работников и их семей.

То есть субъектами последних указанных отношений могут быть только лица, подлежащие либо ранее подлежавшие обязательному (добровольному) социальному страхованию (или семья застрахо­ванного).

Некоторые учёные связывают возникновение правоотношений по выплате страховых пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и иных выплат по обязательному социаль­ному страхованию исключительно с заключением индивидуального трудового договора. Имеется в виду, что правоотношения по пово­ду этих выплат возникают не при наступлении страхового случая (временной нетрудоспособности и т.д.) и дополнительных юриди­ческих фактов (обращение лица и принятие решение о выплате), а одновременно с возникновением трудовых отношений. Выпячива­ние связи некоторых отношений по социальному обеспечению с трудовыми не оправдывает указанное предположение о моменте начала отношений, связанных с выплатой пособий по социальному страхованию. Здесь происходит подмена понятий субъективного права на пособие и специальной праводееспособности гражданина. Законодатель в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» установил, что отношения по обязательному социальному страхованию возни­кают у застрахованных лиц по всем видам обязательного социаль­ного страхования с момента заключения трудового договора с рабо­тодателем, а у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов.

Но имеется в виду финансовый аспект отноше­ний по социальному страхованию. Интересующие нас отношения по социальному обеспечению возникнут все-таки именно при обраще­нии лица (процедурные правоотношения), наличии полного факти­ческого состава (материальные правоотношения). То есть в таких ситуациях при заключении трудового договора возникает соответст­вующая суботраслевая (специальная) правосубъектность в качестве одной из предпосылок для возможного возникновения в будущем конкретного видового правоотношения, в процессе которого будет реализовано субъективное право на страховую выплату.

Однако, надо различать гражданина как субъекта права социаль­ного обеспечения и как субъекта конкретного правоотношения по социальному обеспечению. Так, гражданин, достигший пенсионного возраста и имеющий право на пенсию по старости, является субъек­том права социального обеспечения. В то же время пока он не про­явит инициативу на реализацию своего права на пенсию, он не бу­дет субъектом пенсионного правоотношения по старости. И это вре­мя может длиться годами, пока он не подаст заявление о назначении ему такой пенсии.

Начало возникновения правосубъектности граждан в области со­циального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Граж­данин может иметь одновременно несколько видов основных право­отношений по социальному обеспечению, например быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъек­том правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет специальную правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и прекращается вместе с оконча­нием этого права.

Субъекты права социального обеспечения (и соответственно субъекты правоотношений по социальному обеспечению) в силу рас­пределительного характера складывающихся отношений очевидно делятся на две условно находящиеся на разных полюсах правоотно­шения группы:

1) лица - получатели благ по социальному обеспечению;

2) лица - представители благ по социальному обеспечению.

Первая группа лиц - это граждане-физические лица, по об­щему правилу как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства.Никакие юридические лица получать бла­га по социальному обеспечению не имеют права. Конечно, граждане должны отвечать установленным юридическими нормами требова­ниям для притязаний на соответствующие блага.

Как правило, в учебной литературе в дополнение к гражданам как получателям благ по социальному обеспечению выделяют се­мью в качестве особого субъекта. При очевидной сложности опреде­ления состава семьи в российском семейном законодательстве именно в праве социального обеспечения предприняты попытки раскрыть этот термин, правда, применительно к отдельным правоот­ношениям. Например, Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учёта доходов и расчета среднедушевого до­хода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для при­знания их малоимущими и оказания им государственной социаль­ной помощи» в ст. 13 указывает, что в состав малоимущей семьи при расчёте среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживаю­щие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчери­цы.

Как видно, предложенное определение имеет прикладной харак­тер для отдельного вида социального обеспечения и не позволяет абсолютно точно говорить о сложившемся термине «семья» в каче­стве субъекта права социального обеспечения.

Тем не менее семью как субъект права социального обеспечения часто упоминают мно­гие международные акты, в том числе Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах 1966 г. и т.д. Поэтому можно говорить о правомерном отнесении семьи к коллективным субъектам право­отношений по социальному обеспечению (получателям благ), хотя, к сожалению, российское социальное законодательство недостаточ­но отражает стремление мирового сообщества оказать именно семье особую поддержку со стороны государства.

К числу наиболее типичных получателей благ по социальному обеспечению можно отнести: престарелых, инвалидов, детей, семьи с детьми, безработных, временно нетрудоспособных работников, лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, се­мьи, потерявшие кормильца, больных определёнными болезнями (ВИЧ-инфекция, туберкулез и т. д.), беженцев и вынужденных пе­реселенцев, лиц, имеющих длительный профессиональный стаж (выслугу лет), и т. д.

Вторым субъектом - представителем благ по социальному обеспечению является, как правило, государство(в лице своих уполномоченных органов и организаций), а также в случаях деле­гирования или разрешения с его стороны иные лица - муници­пальные образования, работодатели, соответствующие образователь­ные учреждения, учреждения социального и медицинского обслу­живания и т. д.

Обращает на себя внимание то, что государство, как указано, мо­жет «скидывать», делегировать полномочия по непосредственному участию в отношениях по социальному обеспечению, например, ра­ботодателю - по назначению и выплате пособий по временной не­трудоспособности, пособий по беременности и родам, при рождении ребёнка, а органам местной власти - по содержанию детей в дошко­льных учреждениях и т. д. В данных ситуациях обязывание ниже­стоящих субъектов преследует цель создания удобства для конечно­го потребителя блага, а иногда и сбрасывание бремени несения рас­ходов на социальное обеспечение (например, введенная оплата за счет работодателя, а не ФСС первых двух дней получения пособия по временной нетрудоспособности).

Но помимо связывания государство дозволяет(нормами муни­ципального права, трудового права и т. д.) всем указанным субъек­там предоставлять блага социального обеспечения дополнительно к уже установленным государством. Это позволяет, например, тем же работодателям в порядке социально-партнерского регулирова­ния или локального нормотворчества вводить дополнительные виды социального обеспечения (пособия семьям работников с школь­никами к Дню знаний, оплату детского оздоровительного отдыха и т.д.), увеличивать объём предоставляемых государством благ (доп­лачивать к государственному пособию по беременности и родам свыше установленного максимального размера и т. д.), иным обра­зом улучшать правовой статус получателей благ по социальному обеспечению.

В силу значительно большего объёма распределяемых государст­венных средств в целях социального обеспечения и самой большой масштабной вовлечённости населения именно в государственную систему социального обеспечения следует особо подчеркнуть разно­образие государственных органов, которые участвуют в отношени­ях по социальному обеспечению населения России. Это государст­венные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФОМС), пенсионные службы силовых министерств и ведомств, органы службы занято­сти, региональные органы социальной защиты населения и т. д.

В процедурных правоотношениях принимают участие такие спе­цифические для данной отрасли права субъекты, как бюро меди­ко-социальной экспертизы (установление факта инвалидности, при­чин инвалидности и т. д.), клинико-экспертные комиссии, лечащие врачи (установление факта временной нетрудоспособности), а так­же суды (установление факта безвестного отсутствия, факта нахож­дения на иждивении и т. д.) и проч.

В процессуальных отношениях соответствующим субъектом, от которого гражданин ожидает юридических действий, будут высту­пать вышестоящий по отношению к принявшему спорное решение орган (например, главные бюро медико-социальной экспертизы), прокуратура, а также суды общей юрисдикции.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его право­субъектности в сфере социального обеспечения определяется нор­мативным актом о его создании и компетенции (его уставом, поло­жением о нем и т. д.), предусматривающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспече­нию являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о со­циальном обеспечении они являются юрисдикционными правоохра­нительными, правовосстановительными органами.

Читайте также: