В россии появился новый вид пенсии

Ожидается, что в России появится новая пенсионная система начисления выплат.

  • Особенности нового вида пенсий
  • Как будет накапливаться новая пенсия
  • В чем основное отличие от традиционной пенсионной системы
  • Интересные сведения о пенсии в мире

Какой новый вид пенсий ожидает граждан, об этом рассказал в интервью изданию «Российская газета» финансовый омбудсмен Юрий Воронин.

Особенности нового вида пенсий

Новая пенсия, пояснил специалист, будет дополнять обязательное страховое пособие. По сути, это будет негосударственная пенсия, которая сформируется в качестве индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Также он сообщил, что все законопроекты подготовлены, в дальнейшем планируется их общественное обсуждение.

Главное отличие новой модели от старой – взнос будет осуществлять сам работник. ИПК станет собственностью человека, что предоставляет право использовать для лечения, передавать по наследству. В этом и есть основные преимущества пенсионной системы накопления. Контроль за деятельностью фонда осуществляется государством через ЦБ.

Воронин добавил: «Средства будут переводиться без потери доходности при переходе в негосударственные пенсионные фонды. Сумма станет собственностью работника изначально с передачей в доверительное управление. Деятельность фондов будет контролировать ЦБ».

Также было сказано, что при уже назначенной пожизненной пенсии в России остаточная сумма не может наследоваться. В такой ситуации страховики или НПФ принимают финансовые риски. Ведь средства выплачиваются в ситуациях, когда личный капитал исчерпался.

Ситуации, при которых можно тратить капитал ИПК – серьезные заболевания. Их перечень будет утвержден Минздравом и представлен списком. Известно, что в него войдут онкологические заболевания. Единственное, что деньги можно тратить только в медицинских целях, — на оплату операций, приобретение лекарственных средств и прочих расходов.

Как будет накапливаться новая пенсия

Внесение средств и платежи будут проводиться через единого оператора. Во избежание проблем через него планируется отмечать переходы с одной работы на другую. Сами работодатели не будут фиксировать и переводить суммы сотрудников, которые состоят в различных НПФ. По словам Воронина, этот процесс для работодателей стал бы достаточно сложным.

При желании сменить негосударственный фонд работнику нужно обратиться к работодателю и написать заявление, которое подается центральному оператору. Как отметил финансовый специалист, такой подход сведет на нет все возможности злоупотреблений. Чтобы средства не выдергивать из системы, для их снятия сохраняется 5-летний срок. Сотрудники с низкой заработной платой будут участвовать в системе по своему усмотрению.

Новый вид пенсии в России имеет ряд отличий. Предыдущий формат предполагал, что тариф вносил сам работодатель. В новой же системе предусмотрена самостоятельная выплата взноса из своей заработной платы. Также в предыдущей модели накопления не являлись собственностью работника. А в новой, напротив, накопленные средства ему полностью принадлежат.

В чем основное отличие от традиционной пенсионной системы

После того, как в России появится новый вид пенсий, работнику представится полная свобода действий. Как сообщил специалист, новая система абсолютно не связана с пенсионным страхованием. В ней полностью отсутствует механизмы принуждения. В компетенции человека сравнивать условия и выбирать подходящий НПФ, анализировать и выбирать инвестиционный план.

Новый вид пенсий представляет больше возможностей, а сам накопительный механизм – свободу выбора и стимул. Еще одна особенность – свобода выбора. Гражданин может принять решение, подходит ли ему эта система, добровольно выйти из нее и забрать внесенные деньги. Сроки выхода – 1.5 года с момента поступления.

При среднем уровне зарплаты зачисление в системе ИПК будет проходить в автоматическом режиме. Тем лицам, у которых низкий уровень зарплаты (ниже минимального значения), подключать по умолчанию не будут. Эту информацию сообщил в интервью Юрий Воронин.

Специалисту был задан вопрос, что предполагается делать, если человек не захочет воспользоваться правом на накопление пенсионного капитала. На что финансовый омбудсмен ответил: «Планируется провести разделение по уровню зарплаты. Естественно, при низком уровне доходности желание участвовать в новой системе станет менее активным и выраженным. Здесь предлагается другой сервисный порядок. Подключение такой категории граждан не будет проводиться по умолчанию. При намерении принимать участие в новой системе начисления пенсии человек должен об этом уведомить надлежащие органы».

Рассматривается вопрос о сумме отчисления. По словам Воронина, этот момент является острым в новом законопроекте, придется искать баланс интересов. Также было сказано, что решение будет приниматься после активного обсуждение вопроса в правительстве. «Законопроекты готовы, в дальнейшем намечается их обсуждение», — добавил специалист в интервью.

Интересные сведения о пенсии в мире


  • В России впервые пенсии появились во времена правления Петра 1. Привилегии от государя получали бывшие военные.
  • Самые комфортные пенсионные условия предоставляет Швеция. Кроме того, пенсионеры получают средства на оплату жилья.
  • Одну из самых высоких государственных пенсий получают жители Дании. А вот наиболее низкие пенсионные выплаты в Грузии.
  • Государственное пенсионное пособие в Китае получают только бывшие сотрудники полиции, военные и госслужащие.

Добровольная негосударственная пенсия, дополняющей обязательную страховую, будет формироваться в виде индивидуального пенсионного капитала (ИПК), который, по сути, заменит нынешнюю систему пенсионных накоплений, рассказал в интервью «Российской газете» главный уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг (финансовый омбудсмен), экс-советник главы Банка России по развитию пенсионной системы Юрий Воронин. Отличие новой системы в том, что ИПК — это собственность работника, что дает ему ряд преимуществ.

«Да, это ключевой момент. Суммы, которые станут формироваться в виде ИПК, изначально будут собственностью человека. И это право сохраняется при передаче средств в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) для организации инвестирования. То есть они будут передаваться в доверительное управление», — рассказал Воронин.
По его словам, эти средства будут полноценно наследоваться. «Только если пенсия уже назначена, причем пожизненно, остаток средств наследоваться не сможет. Ведь в этом случае НПФ или страховая компания берут на себя финансовые риски — они обязаны выплачивать пенсию даже в случае, если индивидуальный капитал будет исчерпан. При этом если гражданин выберет срочную пенсионную выплату, остаток неполученных средств в случае его смерти целиком остается наследникам», — пояснил финомбудсмен.
Кроме того, средства ИПК можно будет тратить на лечение.

Воронин подчеркнул, что речь идет о действительно тяжелых, угрожающих жизни заболеваниях. Будет утвержден фиксированный список, который подготовит Минздрав, уточнил он. «Например, онкологические заболевания. Потому что в таком случае отвлекать средства на накопление несправедливо и, наверно, даже безнравственно. Лучше использовать имеющийся капитал на операцию, лекарства. Единственное ограничение, чтобы исключить обналичивание денег, потратить их можно будет исключительно на оплату счетов, выставленных медицинской организацией», — указал Воронин.

Вопрос с внесением средств, а также с переходом человека из одного НПФ в другой будет решаться с помощью единого центрального оператора, через которого проходят все платежи. «Через него же будут фиксироваться переходы от одного работодателя к другому, чтобы здесь тоже не возникало проблем. Потому что если работодателю нужно будет напрямую переводить средства своих работников, состоящих в разных НПФ, чисто технически это сложно и обременительно», — пояснил собеседник газеты.
При намерении поменять НПФ работнику нужно будет написать заявление через своего работодателя тоже центральному оператору. «Это отсечет возможность злоупотреблений, с которыми регуляторы боролись все годы существования прежней системы — когда люди непонятным для них образом оказывались переведенными из одного НПФ в другой, иногда по поддельным заявлениям», — полагает Воронин. Он подчеркнул, что в новом законопроекте при переходе из одного НПФ в другой средства будут переведены целиком, без потери доходности, но сохраняется пятилетний срок для их перевода — «чтобы фонд мог спокойно завершить инвестиционный процесс и «не выдергивать» средства немедленно».

По словам Воронина, новая накопительная система — формирование ИПК — будет серьезно отличаться от прежней. В частности, до сих пор весь тариф целиком — и на страховую пенсию, и до 2014 года на накопительную — вносил работодатель. В новой системе накопительный пенсионный взнос должен будет платить сам работник, из своего личного заработка.

При этом финомбудсмен назвал принципиальным моментом то, что новая система не связана с обязательным пенсионным страхованием. «В ней не будет механизма принуждения», — сказал Воронин. По его словам, работник сам сможет выбирать НПФ, инвестиционный план, сравнивать условия, предлагаемые разными фондами, а государство в лице регулятора ЦБ по-прежнему будет контролировать деятельность НПФ. Кроме того, будет работать система защиты накоплений. В целом, резюмирует он, человек будет гораздо более самостоятелен и свободен в принятии решений. «К тому же в прежней модели пенсионные накопления не были собственностью гражданина. А индивидуальный пенсионный капитал ему принадлежит, и это дает будущему пенсионеру определенные преимущества», — подчеркнул Воронин. Он также отметил, что любой участник может принять решение о выходе или о приостановлении своего участия в системе. «По факту дается полтора года с момента включения гражданина, в течение которых можно не просто выйти, но и вернуть внесенные средства», — пояснил финомбудсмен. Он добавил, что законопроекты уже готовы, предстоит их общественное обсуждение. Одно пока не объяснено — зачем человеку отдавать свои накопленные средства неизвестным НПФ, если он может хранить свои деньги на старость в государственном банке?

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.


В России может появиться новый вид пенсии, дополняющей обязательную страховую. Об этом рассказал главный уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг (финансовый омбудсмен), экс-советник главы Банка России по развитию пенсионной системы Юрий Воронин, пишет «Российская газета».

Так, добровольная негосударственная пенсия будет формироваться в виде индивидуального пенсионного капитала (ИПК), который, по сути, заменит нынешнюю систему пенсионных накоплений.

По словам Воронина, главное отличие новой системы в том, что ИПК - это собственность работника, что дает ему ряд преимуществ.

«Да, это ключевой момент. Суммы, которые станут формироваться в виде ИПК, изначально будут собственностью человека. И это право сохраняется при передаче средств в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) для организации инвестирования. То есть они будут передаваться в доверительное управление», - сказал Воронин.

Он рассказал, что эти средства будут полноценно наследоваться. «Только если пенсия уже назначена, причем пожизненно, остаток средств наследоваться не сможет. Ведь в этом случае НПФ или страховая компания берут на себя финансовые риски - они обязаны выплачивать пенсию даже в случае, если индивидуальный капитал будет исчерпан. При этом если гражданин выберет срочную пенсионную выплату, остаток неполученных средств в случае его смерти целиком остается наследникам», - проинформировал Воронин.

Отмечено, что средства ИПК можно будет тратить на лечение. При этом Воронин указал, что речь идет о действительно тяжелых, угрожающих жизни заболеваниях. Будет утвержден фиксированный список, который подготовит Минздрав, добавил он.

Он пояснил, что в новом законопроекте при переходе из одного НПФ в другой средства будут переведены целиком, без потери доходности, но сохраняется пятилетний срок для их перевода - «чтобы фонд мог спокойно завершить инвестиционный процесс и «не выдергивать» средства немедленно».

По его мнению, новая накопительная система - формирование ИПК - будет серьезно отличаться от прежней. В частности, до сих пор весь тариф целиком - и на страховую пенсию, и до 2014 года на накопительную - вносил работодатель. В новой системе накопительный пенсионный взнос должен будет платить сам работник, из своего личного заработка.

При этом он назвал принципиальным моментом то, что новая система не связана с обязательным пенсионным страхованием. «В ней не будет механизма принуждения», - сказал Воронин. По его словам, работник сам сможет выбирать НПФ, инвестиционный план, сравнивать условия, предлагаемые разными фондами, а государство в лице регулятора ЦБ по-прежнему будет контролировать деятельность НПФ.

Кроме того, будет работать система защиты накоплений. В целом, резюмирует он, человек будет гораздо более самостоятелен и свободен в принятии решений.

Он также отметил, что любой участник может принять решение о выходе или о приостановлении своего участия в системе.

Россияне, заработная плата которых будет ниже установленного законом значения, то есть низкооплачиваемые работники, не будут автоматически подключаться к системе формирования индивидуального пенсионного капитала (ИПК).

На вопрос, как предполагается разделить тех, кто захочет использовать право на формирование пенсионного капитала, и тех, кто не захочет, Воронин ответил: «Будет сделан водораздел. Самый простой - по уровню заработной платы. Понятно, что до определенного уровня доходов желание участвовать в такой системе неочевидно: зарплата невысокая, ее бы на жизнь хватило. К таким работникам облегченный сервисный порядок, предполагающий включение в систему по умолчанию, применяться не будет. Эти люди, если захотят участвовать, должны будут об этом заявить».

В частности, по его словам, сумма отсечения пока обсуждается.

Он выразил убеждение в том, что законопроекты уже готовы, предстоит их общественное обсуждение.


В России может появиться новый вид пенсии, дополняющей обязательную страховую. Об этом рассказал главный уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг (финансовый омбудсмен), экс-советник главы Банка России по развитию пенсионной системы Юрий Воронин, пишет «Российская газета».

Так, добровольная негосударственная пенсия будет формироваться в виде индивидуального пенсионного капитала (ИПК), который, по сути, заменит нынешнюю систему пенсионных накоплений.

По словам Воронина, главное отличие новой системы в том, что ИПК - это собственность работника, что дает ему ряд преимуществ.

«Да, это ключевой момент. Суммы, которые станут формироваться в виде ИПК, изначально будут собственностью человека. И это право сохраняется при передаче средств в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) для организации инвестирования. То есть они будут передаваться в доверительное управление», - сказал Воронин.

Он рассказал, что эти средства будут полноценно наследоваться. «Только если пенсия уже назначена, причем пожизненно, остаток средств наследоваться не сможет. Ведь в этом случае НПФ или страховая компания берут на себя финансовые риски - они обязаны выплачивать пенсию даже в случае, если индивидуальный капитал будет исчерпан. При этом если гражданин выберет срочную пенсионную выплату, остаток неполученных средств в случае его смерти целиком остается наследникам», - проинформировал Воронин.

Отмечено, что средства ИПК можно будет тратить на лечение. При этом Воронин указал, что речь идет о действительно тяжелых, угрожающих жизни заболеваниях. Будет утвержден фиксированный список, который подготовит Минздрав, добавил он.

Он пояснил, что в новом законопроекте при переходе из одного НПФ в другой средства будут переведены целиком, без потери доходности, но сохраняется пятилетний срок для их перевода - «чтобы фонд мог спокойно завершить инвестиционный процесс и «не выдергивать» средства немедленно».

По его мнению, новая накопительная система - формирование ИПК - будет серьезно отличаться от прежней. В частности, до сих пор весь тариф целиком - и на страховую пенсию, и до 2014 года на накопительную - вносил работодатель. В новой системе накопительный пенсионный взнос должен будет платить сам работник, из своего личного заработка.

При этом он назвал принципиальным моментом то, что новая система не связана с обязательным пенсионным страхованием. «В ней не будет механизма принуждения», - сказал Воронин. По его словам, работник сам сможет выбирать НПФ, инвестиционный план, сравнивать условия, предлагаемые разными фондами, а государство в лице регулятора ЦБ по-прежнему будет контролировать деятельность НПФ.

Кроме того, будет работать система защиты накоплений. В целом, резюмирует он, человек будет гораздо более самостоятелен и свободен в принятии решений.

Он также отметил, что любой участник может принять решение о выходе или о приостановлении своего участия в системе.

Россияне, заработная плата которых будет ниже установленного законом значения, то есть низкооплачиваемые работники, не будут автоматически подключаться к системе формирования индивидуального пенсионного капитала (ИПК).

На вопрос, как предполагается разделить тех, кто захочет использовать право на формирование пенсионного капитала, и тех, кто не захочет, Воронин ответил: «Будет сделан водораздел. Самый простой - по уровню заработной платы. Понятно, что до определенного уровня доходов желание участвовать в такой системе неочевидно: зарплата невысокая, ее бы на жизнь хватило. К таким работникам облегченный сервисный порядок, предполагающий включение в систему по умолчанию, применяться не будет. Эти люди, если захотят участвовать, должны будут об этом заявить».

В частности, по его словам, сумма отсечения пока обсуждается.

Он выразил убеждение в том, что законопроекты уже готовы, предстоит их общественное обсуждение.


20 - 40% от последней месячной зарплаты (военные, чиновники, врачи, учителя, рабочие).

Военные и чиновники, вне зависимости от возраста выхода в отставку, а лишь от выслуги лет и чина, получали 20 - 40% последней зарплаты. Рабочие государственных заводов - 1,5% от населения страны - получили право на пенсию перед самым началом Первой мировой войны. Но не по старости, а лишь по инвалидности - около 25% зарплаты. Аналогичные пенсии были и на отдельных частных заводах.

5 - 10% от последней месячной зарплаты (рабочие и служащие).

К этому году сталинская пенсионная система сложилась окончательно. В 1932 году был установлен пенсионный возраст: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но выйти на заслуженный отдых можно было лишь при стаже не менее 20 и 25 лет соответственно. Заметный скачок вперед по тем временам. Выплаты по старости полагались большей части рабочих и городских жителей. А вот колхозников обошли стороной. У сталинской пенсии оставалось два больших недостатка. Прожить на нее было невозможно. А получить ее - только при наличии свидетельства о рождении, справок с мест работы о стаже и зарплате. Но во время разрухи и войн терялись документы - доказать свои права и заслуги многим не удавалось.

50% от средней месячной зарплаты за последний год работы плюс надбавка 10 - 20% за трудовой стаж, особенно непрерывный на одном месте (рабочие и служащие).

Средние пенсии по стране составляли около 70 руб. (в пересчете на деньги после денежной реформы 1961 года). Максимальная пенсия не превышала 120 рублей. При этом в 55 и 60 лет можно было оставить работу и без стажа 20 и 25 лет. Но тогда полагалась лишь минималка - 35 руб. Прожить на нее было невозможно. Колхозники же в пенсионную систему снова включены не были. Лишь 10% деревенских жителей получали пособия (ветераны, механизаторы, председатели), но и у них пенсия составляла 31 руб., что не превышало 4 - 6% от общего дохода семьи. Но и им деньги платило не государство, а сельхозартели - фактически сами же крестьяне.

50% от средней месячной зарплаты за последний год работы плюс надбавка 10 - 20% за трудовой стаж, особенно непрерывный на одном месте (рабочие и служащие); 15% (колхозники) (1) .

В России за всю ее историю появилось первое поколение деревенских стариков, которое формально уже не зависело от молодого поколения. Вот только на пенсию они могли выйти на 5 лет позже городских: в 60 и 65 лет. 12 руб., которые получало большинство сельских пенсионеров, едва хватало на жизнь за городом. Учитывая, что большую часть еды они получали от подсобного хозяйства и огородов.

В 1973 году государство вспомнило об инвалидах и семьях, потерявших кормильца. Если до 1973 года выделяемые им пособия оставались совсем мизерными, то теперь стали приравнены к средним пенсиям по старости.

33% от последней месячной зарплаты (все граждане страны).

Забавно, но окончательно классовая дискриминация исчезает лишь на самом закате советской власти: селянам позволяют выйти на пенсию одновременно с городскими - вводится единый пенсионный возраст для всех, 55 и 60 лет. Так же уравнивают и размер пенсий колхозников с рабочими и служащими. В трудовой стаж, который остается 20 и 25 лет, включили учебу (если до вуза или техникума ты успел потрудиться), службу в армии, декретный отпуск. Изменился принцип расчета пенсии. Стали учитывать зарплату не за один последний год, а за два либо за любые пять лет непрерывного стажа.

34% от последней месячной зарплаты (все граждане страны).

Началась разработка предпоследней российской пенсионной системы, которая заработала с 2001 года. Родившиеся до 1967 года получают пенсию по старым правилам. Учитываются советский, российский стаж и зарплата за последние несколько лет. За большой советский стаж дается солидная прибавка. Появившиеся на свет после 1967 года уже копят на свою пенсию - учитывается не зарплата за последние трудовые годы, а доход за весь стаж. Причем не только на основном месте работы, а любые официальные выплаты по трудовым договорам.

Формально заявлено о 37% от последней месячной зарплаты (все граждане страны), но в действительности это фикция (2) .

Нынешний вариант пенсионной системы. Теперь в копилку идут и трудовой стаж, и официальные зарплатные выплаты. Все это переводится в баллы, число которых в момент выхода на пенсию и определяет ее размер. Стоимость балла каждый год устанавливается правительством. Как это выглядит на практике, узнать, видимо, не удастся - правительство обещает предложить новую систему без всяких баллов.

КАК ЭТО БЫЛО

Расчет по пятилетке

В советское время сумма пенсии привязывалась к зарплате на основном месте работы в последний год. Теоретически всю жизнь можно было проработать дворником, в последний момент стать большим начальником - обеспечить себе приличную пенсию. Другой вариант: по желанию будущего пенсионера выбиралась одна из пятилеток, входящая в десятку лет непрерывной профессиональной деятельности, высчитывалась средняя зарплата в ней. То есть можно было получать пенсию за то, что ты работал большим начальником когда-то раньше. К 1980 году из-за увеличения продолжительности жизни количество пенсионеров заметно увеличилось. Но государство продолжало платить пособия - средняя пенсия на момент проведения Московской Олимпиады составляла 67 рублей - половину зарплаты молодого инженера в НИИ.

В 1985 году средняя пенсия в СССР достигла 72 рублей у городских жителей и 47 рублей у сельских: пиковый уровень в России за всю историю.

ВАЖНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ

1. О пенсиях при «развитом социализме»

В реальности 50% от последней зарплаты получали далеко не все пенсионеры, а лишь самые малооплачиваемые. Если твоя зарплата была, например, 250 рублей (как у высококвалифицированного рабочего), ты мог рассчитывать на пенсию максимум 80 - 90 рублей. Северяне, зарабатывавшие 800 - 900 и даже 1200 рублей в месяц, получали пенсию максимум в 120 рублей. Одновременно появилась система так называемых персональных пенсий - местного (областного и республиканского) и союзного значения - от 110 до 130 рублей.

2. О пенсиях в наше время

Т. н. балльная система исчисления пенсий привела к колоссальной путанице, и в итоге 37% от последней зарплаты превратились в полную фикцию и тотальную уравниловку: будь ты хоть дворником, хоть миллиардером из списка «Форбс», но при расчетах ваши пенсии окажутся примерно одинаковыми - в пределах максимум 20 тысяч рублей в месяц с разницей в 1 - 2 тысячи рублей между нижней и верхней границами.

Подготовил Сергей ПОНОМАРЕВ.


ТАСС-ДОСЬЕ. 22 декабря 1990 г. постановлением Верховного совета РСФСР был образован Пенсионный фонд РСФСР (с 27 декабря 1991 г. - Пенсионный фонд РФ, ПФР). Ведомству были поручены выплата пенсионного обеспечения граждан (трудовые, государственные и др. пенсии), учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, управление средств пенсионной системы.

В 1990-е гг. начали создаваться негосударственные пенсионные фонды (НПФ), в которые можно было делать взносы на добровольных основаниях. В ПФР персонифицированный учет перечисленных гражданином средств начал вестись в 1995 г.

До начала 2000-х гг. большинство граждан РФ получали только распределяемую государством пенсию, средства на выплату которой шли из госбюджета и общих налоговых поступлений в ПФР.

В 2002 г. стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, базирующаяся на федеральных законах "О трудовых пенсиях в РФ" (от 17 декабря 2001 г.), "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (от 15 декабря 2001 г.), "Об обязательном пенсионном страховании" (от 15 декабря 2001 г.) и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" (от 24 июля 2002 г.).

Суть реформы состояла в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Подразумевалось, что пенсия будет разделена на три части: базовую (гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету, которые до выхода на пенсию могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы). Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 г., а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР.

С 2002 г. начали осуществляться отчисления на накопительную часть пенсии (2-4%). Появилась возможность перенести ее из государственной управляющей компании, которой был выбран Внешэкономбанк (ВЭБ), в НПФ, либо в частную управляющую компанию (УК). С 2002 по 2004 гг. право на накопительную пенсию имели мужчины, родившиеся в 1953 г. и позднее, и женщины, начиная с 1957 г. рождения.

С 2005 г. из-за дефицита бюджета ПФР накопительную часть пенсии для всех граждан, родившихся до 1967 г., отменили, направив эти средства на финансирование страховой части пенсии.

Шаги по увеличению количества средств в системе пенсионных накоплений государство вновь стало предпринимать только с 2008 г. Тогда размер накопительной части пенсии для граждан, начиная с 1967 г. рождения, был повышен с 4% до 6%.

В 2010 г. было ликвидировано разделение на базовую, страховую и накопительную части, пенсия стала состоять только из страховой и накопительной. С июля 2012 г. начались первые выплаты накопительной части пенсии, когда достигли пенсионного возраста граждане, платившие 2-процентные страховые взносы в накопительную систему в период с 2002 по 2004 гг.

В 2013 г. была объявлена очередная реформа пенсионной системы. В ее рамках была создана трехуровневая система пенсионного обеспечения. Она включала в себя страховую и накопительную части, также появилась возможность вступления в корпоративную систему пенсионного страхования. Накопительная пенсия стала добровольной: граждане России могли выбрать управляющую компанию или НПФ для ее формирования, в противном случае поступающие средства должны были перечисляться в страховую часть. Кроме того, трудовая пенсия, высчитываемая по страховой системе, получила систему коэффициентов для своего расчета, который был составлен из рабочего стажа, возраста выхода на пенсию и уровня заработной платы.

По состоянию на 2013 г. клиентская база частных управляющих компаний и НПФ достигла 25 млн человек, сумма средств под их управлением составила почти 1 трлн руб., а общий объем пенсионных накоплений превысил 2,5 трлн руб. (с учетом денег на счетах ВЭБа, где хранятся деньги так называемых "молчунов" - граждан, не выбравших НПФ или УК для своих накоплений).

В сентябре 2013 г. при подготовке государственного бюджета было объявлено, что в 2014 г. перечисление средств в накопительную часть пенсий будет заморожено, и все деньги пойдут в страховую часть ПФР. Заморозка пенсий впоследствии была продлена на 2015 г., велось обсуждение о возможной отмене накопительной компоненты. 23 апреля 2015 г. премьер- министр РФ Дмитрий Медведев объявил, что накопительная часть пенсии будет сохранена. 7 октября глава ПФР Антон Дроздов сообщил, что принято решение о заморозке пенсионных накоплений на 2016 г.

Заморозка перечислений накопительной части пенсий предпринималась и другими странами мира. Например, в 2011 г. от накопительной системы отказалась Венгрия, в 2010-2011 гг. не производились выплаты в накопительную, вторую, ступень пенсионной системы Эстонии, в Словакии был сокращен с 9% до 4% размер накопительных выплат.

Кроме заморозки накопительной части пенсий обсуждались и другие варианты балансировки бюджета ПФР РФ. В частности, в 2010-2011 гг. началась активная дискуссия о повышении пенсионного возраста. 16 апреля 2015 г. Владимир Путин заявил, что, по его мнению, Россия в настоящий момент не готова к резкому повышению пенсионного возраста, однако это возможно в будущем "при открытом и активном диалоге с обществом", причем не должно коснуться людей предпенсионного возраста. Среди других вариантов снижения дефицита ПФР - сокращение индексации и выплат пенсий чиновникам или работающим пенсионерам, в частности, имеющим большие трудовые доходы.

Читайте также: