Ведомости о пенсионной системе


В пенсионной системе России постоянно происходят изменения. Проведение кардинальных реформ – редкое явление, а вот небольшие корректировки – почти ежегодное. В правительстве и Госдуме готовят новые поправки в пенсионное законодательство.

Перечень изменений, которые произойдут с 1 января 2021 года

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки

С 1 января 2021 года российских пенсионеров ждут 4 изменения. Индексация пенсионных выплат – привычная мера, ожидаемая каждым гражданином, вышедшим на заслуженный отдых. Но помимо нее будет еще 3 новшества.


1 изменение – индексация пенсий

Неработающим российским пенсионерам с 1 января 2020 года сделают прибавку. Повышение пенсии – ежегодная мера: в следующем году индексация составит 6.3%. При этом прогнозируемый Центробанком уровень инфляции равен около 4%. Так, неработающие пенсионеры в среднем будут получать 17 444 рублей.

— Это почти в полтора раза превысит инфляцию — по прогнозам, в этом году она составит 3,7-4 процента. То есть, пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей, — рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

Социальные пенсии увеличатся с 1 апреля. Правда, прибавка составит 2.6%.

— Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Пока это 2,6 процента, но показатель ещё может быть скорректирован, — напомнила Елена Бибикова.

В 2021 году несколько рублей в августе добавят к пенсии работающим пенсионерам. Им будут частично зачтены новые трудовые права, страховые взносы, уплачиваемые их работодателями в течение 2020 года. Но прибавка может составить не более 296,58 рублей. Полная индексация пенсии проводится лишь в том случае, если пенсионер официально уволился.

Ветеранам боевых действий и инвалидам каждый месяц выплачивают пособия. В 2021 году они будут увеличены с 1 февраля. Размер прибавки рассчитают на основании ИПЦ (индекс потребительских цен) за прошлый год.

2 изменение – повышение возраста выхода на пенсию

В рамках пенсионной реформы запланирована такая мера в 2021 году. Продолжится действие льготного периода, когда россияне могут выходить на пенсию на 6 месяцев ранее нового срока. Воспользоваться правом смогут женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки


3 изменение – трудовой стаж «оцифруют»

В 2021 году российских пенсионеров полностью переведут на ЭТК (электронная трудовая книжка). Новым работникам перестанут выдавать бумажные аналоги. Для уже работающих пенсионеров будут действовать и электронные, и бумажные трудовые книжки. В ЭТК внесут только новые записи, поэтому важно не потерять бумажные носители. В противном случае сложно будет доказать наличие стажа, придется навещать бывших работодателей, собирать справки.

Пенсионерам надо подать в Пенсионный фонд заявку, чтобы в ЭТК внести абсолютно все данные, — сообщил Михаил Мишустин.

4 изменение – корректировка системы накоплений

Реформа, давно ожидаемая экспертами. Система накоплений была заморожена еще 7 лет назад. Все эти годы россияне могут копить только виртуальные пенсионные баллы. Годом ранее Минфином и Центробанком была представлена новая концепция – гарантированный пенсионный план. Он подразумевает самостоятельное откладывание из заработной платы 1 – 6 процентов ежемесячно.

— Законопроект непростой. Было несколько вариантов концепции, в последнем это исключительно добровольный формат, — пояснял недавно Антон Дроздов, бывший глава ПФР, а ныне замминистра финансов.

Грядущий 2021 год станет еще одним этапом пенсионной реформы. О том, как изменится возраст выхода на пенсию, я рассказывала совсем недавно (график повышения пенсионного возраста представлен здесь ).

Но на этом, увы, все новшества не заканчиваются. Изменятся и правила начисления пенсий — и это коснется не только будущих пенсионеров, но и тех, кто уже получает пенсию. Расскажу о трех главных изменениях.

1. Стажа и баллов для пенсии потребуется больше

К сожалению, все чаще люди сталкиваются с этой проблемой: ПФР отказывается назначать человеку страховую пенсию по старости, даже если он достиг нужного пенсионного возраста, но у него не хватает стажа или пенсионных баллов.

В 2021 году эта планка повышается: для страховой пенсии по старости потребуется подтвердить не менее 12 лет стажа и 21 балла. Это касается всех, у кого пенсионный возраст наступает в следующем году.

До конца этого года им стоит посмотреть в своей выписке из ПФР, сколько накопилось на их лицевом счете индивидуальных пенсионных коэффициентов (это официальное название пенсионных баллов).

Если их не хватает до 21-го, до конца года можно уплатить в ПФР добровольные страховые взносы — тогда в следующем году недостающие баллы поступят на счет и отказа в пенсии удастся избежать.

Иначе придется ждать пенсии еще год, как минимум (т. к. добровольные взносы учитываются только в следующем году — см. подробнее здесь ).

2. Пенсионные баллы подорожают, но заработать их станет сложнее

Проект бюджета Пенсионного фонда РФ на 2021 год принят Госдумой в 1-м чтении. Согласно этому документу индексация страховых пенсий с января запланирована на 6,3%.

Это значит, что один пенсионный балл будет стоить 98,86 рублей. А фиксированная выплата (которая добавляется к страховой пенсии) составит 6 044,48 рубля. Таким образом, зная сумму баллов, можно легко посчитать размер своей пенсии после индексации.

Однако тем, кто работает, будет сложнее получить в следующем году на свой лицевой счет хотя бы ту же сумму пенсионных баллов, что и в этом году.

Дело в том, что повышается величина, на основе которой рассчитываются пенсионные баллы (она называется «предельная величина базы для исчисления страховых взносов»).

Согласно проекту, представленному Минфином РФ, в 2021 году эта величина составит 1 465 000 рублей (что почти на 13% больше, чем в 2020 году).

Сумма страховых взносов, поступившая на лицевой счет работника за календарный год, делится на 16% от предельной величины базы на тот же год — и умножается на 10. Получаем сумму пенсионных баллов, заработанных за один год.

Поскольку предельная величина базы используется в формуле в качестве делителя, ее повышение приводит к уменьшению итогового результата.

Иными словами, при том же самом заработке в 2021 году работнику начислят меньше пенсионных баллов, чем в текущем 2020 году — т. е. зарабатывать баллы станет сложнее.

3. Многим нельзя будет перейти на другую пенсию

Нужно учитывать, что в 2021 году повысится возраст не только для назначения пенсии по старости, но и для перехода на другие виды пенсии.

В частности, инвалиды автоматически переводятся на страховую пенсию по старости с момента достижения ими пенсионного возраста.

Но возраст повысился и для них: в 2021 году инвалида переведут на страховую пенсию по старости, если ему исполнится 61,5 год (мужчине) или 56,5 лет (женщине), при условии, что у него будет 12 лет стажа и 21 балл.

В противном случае он так и останется на пенсии по инвалидности. Особенно это невыгодно инвалидам 3-ей группы, так как их пенсия отстает от страховой пенсии по старости, как минимум, на 3 000 рублей (из-за разницы в фиксированной выплате — ст. 16 Закона 400-ФЗ).

Перейти на пенсию супруга в 2021 году, увы, не смогут женщины моложе 56 лет и мужчины моложе 61 года. Причина все та же — повышение пенсионного возраста.

Для перехода на пенсию по потере кормильца (т. е. супруга) пенсионный возраст в 2020 году вырос на 2 года, а в 2021 году он повышается уже на 3 года.

А о том, как перейти на более выгодную пенсию, можно почитать здесь .

Вместо Индивидуального пенсионного капитала (ИПК) правительство предложит населению «гарантированный пенсионный продукт» – законопроект с таким названием разработал Минфин, сообщил его представитель. ИПК, представленный Минфином и ЦБ в 2016 г., должен был заменить замороженную с 2014 г. накопительную пенсию. Но финансовый блок так и не смог договориться с социальным о том, как люди будут вступать в новую систему: добровольно или автоматически. В этом случае по умолчанию все считаются участниками новой пенсионной системы, а чтобы не платить взносы, надо подать заявление.

К гарантированному пенсионному продукту граждане смогут подключаться по желанию, переведя свои накопления из системы обязательного пенсионного страхования (ОПС). Сейчас законопроект согласовывает Минтруд (получить его комментарий, а также ЦБ в пятницу вечером не удалось) и после общественных обсуждений его внесут в правительство, говорит представитель Минфина, но предполагаемых сроков не называет.

Генпрокуратура проверяет НПФ «Будущее»

Кроме «исключительно добровольного порядка присоединения» среди основных элементов гарантированного пенсионного продукта Минфин называет гарантирование государством сохранности долгосрочных пенсионных накоплений граждан, регистрация накопительных счетов центральным администратором, а также налоговые стимулы: льготы для бизнеса и вычеты для граждан. То, что россияне уже скопили в нынешней системе ОПС, они смогут присоединить к гарантированному пенсионному продукту.

Основная цель данного законопроекта – создание государственной системы гарантирования сохранности добровольных пенсионных накоплений граждан, создание стимулов как для самостоятельного формирования таких накоплений работниками, так и для развития корпоративных пенсионных программ», говорится в комментарии Минфина.

В конце августа замминистра финансов Алексей Моисеев говорил, что законопроект может быть представлен в течение недели. Детали могут быть представлены на следующей неделе, «если все пойдет по плану», подтверждал первый зампред ЦБ Сергей Швецов. «Основная история – будет отказ от любых средств принуждения к вступлению», – обещал Моисеев, назвав новую систему модернизацией существующего негосударственного пенсионного обеспечения. Пока так и получается.

Систему ИПК нужно менять, высказалась в пятницу глава ЦБ Эльвира Набиуллина, признав, что страна не готова к внедрению подобной системы. «Мы не видим сейчас готовности внедрять эту систему (ИПК), и, на наш взгляд, тогда нужно сосредоточиться на совершенствовании нынешней системы, в том числе на развитии добровольных пенсионный схем. Решить острую проблему по переходам между негосударственными пенсионными фондами (НПФ) и сосредоточиться на этом», – заявила Набиуллина во время пресс-конференции.

С августа Генпрокуратура проверяет все НПФ на предмет неправомерного перевода пенсионных накоплений. Результаты проверок пока неизвестны. «Там будут выявлены проблемы, и мы их видим, эти проблемы, – указала Эльвира Набиуллина. – И я не так давно собирала руководителей пенсионных фондов по ситуации с проблемой перехода. Несмотря на принятое законодательство, у нас остаются случаи недобросовестной практики: переманивания клиентов, неинформирования клиентов, когда люди теряют инвестиционный доход».

Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясь

Наши проекты

  • Спорт
  • HBR Россия
  • Как потратить
  • Ведомости&
  • Карьера
  • Конференции
  • Практика

Контакты

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Сетевое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27 ноября 2020 г. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-79546.

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

Главный редактор: Шмаров Андрей Игоревич

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

Сетевое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27 ноября 2020 г. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-79546.

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

Главный редактор: Шмаров Андрей Игоревич

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Действующая российская пенсионная система провалилась, необходимо вернуться к практике выплат напрямую из бюджета, заявил глава партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов.

По его словам, эффект от повышения пенсионного возраста оказался минимальным, в то время как страховая пенсия едва превышает прожиточный минимум, а накопительная вообще оказалась мизерной. Миронов подчеркнул, что «косметические» попытки спасти действующую систему с помощью ужесточения правил досрочного выхода на пенсию, вывода «серой» занятости и отказом от индексации выплат работающим пенсионерам потерпят неудачу. «Действующая пенсионная система не обеспечит достойных пенсий, она банкрот», — цитирует Миронова пресс-служба партии.

Парламентарий утверждает, что пенсионная система «несправедлива» и «нуждается в масштабной ревизии», так как ее «чудовищная неэффективность несет колоссальные политические риски». «Поэтому необходимо вернуться к выплатам пенсии из бюджета, а пенсионные выплаты из доходов граждан направлять туда же», — считает Миронов.

По его словам, это снизит все нецелевые расходы, включая содержание «раздутого» штата Пенсионного фонда России (ПФР), а также риски от неэффективного инвестирования пенсионных накоплений. «Наконец, это даст пенсионерам хоть какие-то твердые гарантии», — заявил Миронов.

В конце октября глава Минфина Антон Силуанов в очередной раз высказался против индексации пенсий работающим пенсионерам. По его мнению, «справедливо» помогать исключительно неработающим пенсионерам. Он пояснил, что пенсия является компенсацией за утраченный заработок. Индексация пенсий неработающим пенсионерам прекращена с 2016 г. Ежегодно 1 августа производится перерасчет пенсий работающих пенсионеров максимум на три индивидуальных пенсионных коэффициента — в 2020 г. максимальная прибавка составила 279 руб.

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясь

Наши проекты

  • Спорт
  • HBR Россия
  • Как потратить
  • Ведомости&
  • Карьера
  • Конференции
  • Практика

Контакты

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Сетевое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27 ноября 2020 г. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-79546.

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

Главный редактор: Шмаров Андрей Игоревич

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

Сетевое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27 ноября 2020 г. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-79546.

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

Главный редактор: Шмаров Андрей Игоревич

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Сохраните статью в «Отложенных материалах», чтобы дочитать, когда появится время. Для этого войдите или зарегистрируйтесь.

Это максимум за все время исследований, следует из данных «Левада-центра»

Сохраните статью в «Отложенных материалах», чтобы дочитать, когда появится время. Для этого войдите или зарегистрируйтесь.

Недовольство, которое вызывают в обществе планы повышения возраста выхода на пенсию, едва ли просто растворится, даже если не найдет себе выхода

Сохраните статью в «Отложенных материалах», чтобы дочитать, когда появится время. Для этого войдите или зарегистрируйтесь.

Люди и так уезжают из региона, объясняют они

Сохраните статью в «Отложенных материалах», чтобы дочитать, когда появится время. Для этого войдите или зарегистрируйтесь.

Штаб Навального считает это реакцией на письмо Центризбиркома

Сохраните статью в «Отложенных материалах», чтобы дочитать, когда появится время. Для этого войдите или зарегистрируйтесь.

На проспект Академика Сахарова пришли почти 9000 человек

Сохраните статью в «Отложенных материалах», чтобы дочитать, когда появится время. Для этого войдите или зарегистрируйтесь.

Рейтинги власти перестанут падать, но вряд ли устремятся вверх

Сохраните статью в «Отложенных материалах», чтобы дочитать, когда появится время. Для этого войдите или зарегистрируйтесь.

Предложенные меры, по его мнению, «позволят максимально смягчить принимаемые решения»

Сохраните статью в «Отложенных материалах», чтобы дочитать, когда появится время. Для этого войдите или зарегистрируйтесь.

Он предложил поднять пенсионный возраст для женщин не до 63, а до 60 лет

Сохраните статью в «Отложенных материалах», чтобы дочитать, когда появится время. Для этого войдите или зарегистрируйтесь.

Ранее в этом сюжете

Наши проекты

  • Спорт
  • HBR Россия
  • Как потратить
  • Ведомости&
  • Карьера
  • Конференции
  • Практика

Контакты

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Сетевое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27 ноября 2020 г. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-79546.

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

Главный редактор: Шмаров Андрей Игоревич

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

Сетевое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27 ноября 2020 г. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-79546.

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

Главный редактор: Шмаров Андрей Игоревич

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

02 февраля 2009


Начнем с "протокольного" вопроса: что изменилось в ПФР за год вашей работы?

Весь этот год мы были включены в процесс разработки законов, корректирующих пенсионную систему. В июле пакет законов был принят. Они содержат принципиальные для пенсионной системы вещи: окончательный переход на страховые принципы, замену ЕСН страховыми взносами с отменой регрессивной шкалы, создание механизма доведения в стране пенсии до прожиточного минимума пенсионера в регионе. Созданы условия для долгосрочной сбалансированности пенсионной системы за счет установления зависимости между уровнями тарифа и пенсий. При этом функции контроля за взиманием страховых взносов и выплатой пенсий передается в одни руки - государственному страховщику - Пенсионному фонду России.

Еще я бы выделил повышение информационной открытости Фонда. Это, кстати, одна из задач, которые поставил президент Медведев на встрече сразу после моего вступления в должность. В Фонде сформирован очень боеспособный департамент общественных связей, выстроили систему информационного взаимодействия с регионами, запустили несколько крупных информационных проектов. Думаю, Пенсионный фонд стал более открытым, наши продукты и нововведения в пенсионной системе - более понятными.

Например, в программу государственного софинансирования пенсий за 10 месяцев вступили 1,5 млн человек. И это несмотря на кризис. Люди же вступили не потому, что на досуге просматривали нормативные базы и увлеклись федеральным законом №56. А потому что весь год мы ведем планомерное и комплексное разъяснение тех выгод, которые эта программа дает людям. Мы будем продолжать эту работу, особенно в части новых пенсионных законов. Они должны быть понятны всем - и работодателям, и пенсионерам, и тем, кому до пенсии еще далеко.

И есть деньги, чтобы всем обеспечить софинансирование?

В бюджете 2010 г. на софинансирование пенсий запланировано направить из Фонда национального благосостояния 2,5 млрд руб. Если этих средств окажется недостаточно, то будут выделены дополнительные. Государство, как и обещало, удвоит взносы всех участников программы.

А многие ли из граждан, подавших заявление на софинансирование, уже заплатили?

С начала года участники программы перечислили почти 900 млн рублей. Возможно, многие отложили платежи на конец года, кто-то сейчас не может платить из-за кризиса. Это их право. Отсчет участия в десятилетней программе идет с момента первого платежа. Главное, до конца 2009 года перечислить не менее 2 000 рублей. Только в этом случае участник может рассчитывать на государственное софинансирование.

Вернемся к нововведениям в пенсионной системе. Зачем они нужны?

Если коротко, это комплексное решение трех задач: доведение действующих пенсий до прожиточного минимума пенсионера в своем регионе, для будущих пенсионеров повышение индивидуального коэффициента замещения заработка пенсией и, наконец, сбалансированность самой пенсионной системы. Без перехода на страховые принципы пенсия окончательно бы превратилась в социальное пособие и стала бы у всех примерно одинаковой. Но пенсионная система не должна быть уравнительной.

Все ли согласны с таким направлением развития пенсионной системы? Ведь были предложения, например, отказаться от накопительной части пенсии.

Накопительная часть пенсии есть в пенсионных системах многих развитых стран. Ее цель - ослабить финансовую нагрузку на систему в условиях неблагоприятной демографической ситуации. В России в накопительную часть будущей пенсии сейчас идет 6% от фонда оплаты труда, и пока этот уровень менять не планируется.

Вместе с тем есть мнения о необходимости как увеличения накопительной части до 12%, так и полной отмены - то есть диаметрально противоположные точки зрения. Лично я думаю, что если мы ввели этот механизм, то он должен поработать еще хотя бы лет десять-пятнадцать, чтобы понять, где находится точка баланса. Возможно, и Программа государственного софинансирования пенсии, которая рассчитана на 10 лет, тоже станет лакмусовой бумажкой.

Частные управляющие компании жалуются, что их затраты на привлечение клиентов для управления "пенсионными" деньгами не окупаются. Люди не идут, так как государство недостаточно поддержало это направление пенсионной реформы. Поэтому для УК работа с пенсионными накоплениями себя не оправдывает - особенно по итогам кризисного 2009 года, когда подавляющее большинство из них осталось вообще и без вознаграждения.

Сложившаяся на сегодня конструкция управления средствами накопительной части изначально сложна. Это получилось ненамеренно. В 2002 г., когда запускалась пенсионная реформа, НПФы не были в полном объеме готовы к этой работе. Их было слишком мало, и они еще не могли работать с клиентами в масштабах всей страны. Тогда и было решено предоставить людям возможность передать пенсионные накопления напрямую в УК, которые уже были достаточно представлены на рынке и проявляли интерес к этой работе. Но с годами система НПФов получила развитие, фонды окрепли. При этом они размещают пенсионные деньги не сами, а обращаются в те же самые УК. Так получилось, что УК в пенсионной системе представлены дважды. Сейчас эта тема обсуждается, например, в РСПП уже предлагают схему упростить.

Вы тоже считаете УК лишними?

Граждане должны выбирать между ПФР, который передает пенсионные накопления государственной управляющей компании, и НПФами, которые работают с частными УК, без взаимодействия граждан с УК напрямую. Конечно, такой переход осуществлен будет не сразу - на ближайшие 5 лет у нас соглашения с УК уже заключены. Кроме того, это потребует изменений в законодательстве.

Создается впечатление, что ПФР дистанцируется от результата управления пенсионными накоплениями: как получится, так и получится. А если не хватит, то правительство добавит. Как работаете с УК?

Надзор за управляющими компаниями по закону не наша функция, а ФСФР. Результат инвестирования нас, безусловно, волнует, но требовать от пенсионных накоплений больших доходов - неправильно. С учетом длительных сроков инвестирования текущие результаты УК вполне приемлемы.

А что будет с ВЭБ? Ведь новая формулировка закона уже допускает возможность иметь на пенсионном рынке несколько государственных УК?

Да, рассматриваются варианты иметь несколько государственных УК. Ведь для ВЭБ функция инвестирования средств пенсионных накоплений изначально была дополнительной и временной. В специальном постановлении правительсва срок определен - до 1 января 2014 года. Сегодня контракт с ВЭБ действует, он будет управлять средствами тех, кто сознательно выбрал государственную управляющую компанию, и "молчунов".

Если все это временно, то зачем ему инвестиционную декларацию было расширять? Стоят ли эти издержки ожидающегося роста доходности?

Основная причина расширения инвестиционной декларации ВЭБа - не погоня за доходами, а то, что существовавший набор инструментов просто не успевал за объемами пенсионных накоплений. По нашим расчетам, к 2012 г. в портфеле ВЭБа будет почти 2 триллиона руб. - их невозможно и неэффективно вкладывать только в государственные ценные бумаги, плюс эти деньги пойдут в российскую экономику, что является сейчас особенно актуальным.

Можно ли сказать, что в пенсионной реформе поставлена точка?

Закреплено главное решение - переход на страховые принципы. Но есть еще вопросы, которые требуют дальнейшего обсуждения. Например, т.н. "профессиональные пенсии". Если человек работал на вредном производстве и досрочно выходит на пенсию (в 45-50 лет) - значит, он ее дольше получает. А где взять на это деньги? Ведь взносы за него работодатель платил, как за всех других работников, не больше.

В Европе владельцы вредных производств, с которых раньше уходят на пенсию, больше платят страховых взносов в пенсионную систему. Заодно это стимулирует их модернизировать производство и сокращать такие рабочие места.

Есть предложения, как сделать для граждан накопительную часть более гибкой и удобной. Минэкономразвития сейчас готовит закон о порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений. Возможно в нем удастся решить ряд назревших вопросов.

А что такого сложного в механизме выплаты пенсий с накопительной частью, что для этого нужен отдельный закон?

Механизм выплаты накопительной части пенсии еще не определен. Важно определить статус этих денег. Ведь они расписаны по личным счетам граждан в ПФР, но одновременно являются собственностью государства, и государство несет за них ответственность.

И что с этим делать?

Одно из предложений - дать самому будущему пенсионеру право выбора принципа формирования накопительной части. Сейчас пенсия бессрочная, что несет риски дополнительной нагрузки для государства, но одновременно и не наследуемая. Человек вообще не может выйти из обязательной пенсионной системы. Многие граждане обращаются с просьбой законодательно урегулировать возможность наследования, сокращения сроков выплаты пенсий и т.д. Время для принятия решений у нас пока есть, ведь только с 2013 года начнется массовая выплата пенсий с накопительной частью. Но это важный вопрос, на него ждут ответ и те наши граждане, которые вступают и в программу государственного софинансирования пенсии.

Это так называемые "двухпроцентники" - которых ввели в реформу, а потом исключили? И что будет с их пенсией?

Это мужчины 1952-67 гг. рождения и женщины 1957-67 гг. рождения. Средств на их накопительном счету достаточно мало, чтобы делить их на весь период получения пенсии. Хорошим вариантом видится выплатить их единовременно при выходе человека на пенсию.

Всех волнует дефицит пенсионной системы. Он будет покрываться из федерального бюджета?

В 2009 г. федеральный бюджет отчисляет на покрытие дефицита ПФР 400 млрд руб. На 2010 г. трансферты из федерального бюджета на покрытие дефицита ПФР, связанного с выплатой пенсий, запланированы в 1,17 трлн руб., на 2011 г. - 662,4 млрд руб., на 2012 г. - 730,1 млрд руб. Причем расходы ПФР увеличатся с 4,33 трлн руб. в 2010 г. до 5,4 трлн руб. в 2012 г., т.е. покрываемый из бюджета дефицит снизится в удельном исчислении.

Эта система самонастраивающаяся: есть прогнозы, есть актуарные расчеты, и можно заранее думать, что менять - налоги, тарифы или размер индексации пенсий, стимулировать более поздний выход на пенсию и так далее. И лишь в последнюю очередь прибегать к финансированию из бюджета. Это я и называю балансом. Каждый год, когда мы будем выходить с бюджетом ПФР в Думу, в первую очередь будут обсуждаться тариф, уровень пенсионного обеспечения и размер дотации из бюджета, а также методы тонкой настройки.

То есть систему все равно придется финансировать из бюджета? В одном из последних выступлений президент сказал, что на модернизацию пенсионной системы в 2010 году будет направлено 600 млрд руб., и вдруг - больше триллиона. Почему?

Экономическая ситуация сложная, налоговую нагрузку в 2010 г. решено не увеличивать, а повышение пенсий решено не останавливать. Увеличение тарифа страховых взносов в пенсионную систему перенесен на 2011 г., и 670 млрд руб. - это стоимость такого переноса. Еще 502 млрд руб. из федерального бюджета в 2010 г. направляется на валоризацию - переоценку пенсионных прав людей, имеющих стаж работы до 2002 года. В любом случае, невозможно за год получить работающую бездефицитную систему. Но модель мы создали.

Каков приемлемый уровень дефицита?

Мы будем стремиться к бездефицитным бюджетам, но полностью это невозможно, т.к. через Пенсионный фонд выплачиваются многие обязательства государства, не связанные с пенсионной системой, не обеспеченные ее ресурсами. Например, социальные выплаты и материнский капитал. Однако давайте посмотрим дальше. Число лиц, за которых не отчислялись страховые взносы, будет уменьшаться. Накопительная часть будет увеличиваться и снижать риски демографических спадов. Уровень зарплаты будет увеличиваться. В дальнейшем все эти факторы должны воздействовать на то, чтобы система была менее дефицитной. И в наших силах создать дополнительные инструменты для этого: источники финансирования досрочных пенсий, возможность участия работника в формировании своей пенсии.

Экономический кризис не остановил замену ЕСН страховыми взносами, повышающими нагрузку на предприятия, хотя их повышение и отложено на год. Не получится, что зарплаты опять уйдут в тень, и сборы только уменьшатся?

Колебания тарифа периодически происходят в ту или иную сторону. В 2004 г. тариф (ЕСН) был 35,6%, потом его снизили до 26%. По данным же Росстата, в 2000-2008 гг. доля скрытой зарплаты в ВВП почти не менялась, оставаясь на уровне 11% ВВП. Никаких выдающихся результатов с точки зрения вывода зарплат из тени снижение тарифа не принесло. И с переходом на систему страховых взносов ничего не изменится. Прежде всего, ЕСН входит в себестоимость, и расходы предприятий не так уж сильно увеличиваются. Под существовавшую планку в 280 000 руб. в год на одного работника, с которых взимался ЕСН, попадало 80% зарплат, под планку в 415 000 руб. в год попадает больше 90% зарплат.

Важно другое. Многие предприятия еще десять-пятнадцать лет назад создавали НПФы и активно оплачивают за работников негосударственные пенсионные программы в этих НПФах. Т.е. сами работодатели считают размер выплат в пенсионную систему недостаточным. Сумма этих "доплат" - около 500 млрд руб. в год и, по данным Минэкономразвития, охватывает порядка 5-5,5 млн. человек. Добавьте к этому значительное число небольших предприятий, которые добровольно выступают третьей стороной в программе государственного софинансирования пенсии своих сотрудников.

В стране постепенно формируется новая культура отношения к будущей пенсии. И у работодателей, и у работников. Люди уже привыкли получать "белые" зарплаты, а предприниматели привыкли делать отчисления в Пенсионный фонд. И, думаю, эта привычка тоже сыграет роль.

Теперь ПФР придется самостоятельно заниматься сбором пенсионных денег, вы готовы?

В этом нет ничего нового. С 1991 г. по 2002 г. ПФР уже занимался сбором пенсионных денег, но назначение и выплаты пенсий проводили органы соцзащиты. Потом ввели ЕСН и его сбор передали Налоговой службе - но 14% из двадцатипроцентной ставки ЕСН все равно перечисляется в ПФР. При этом недоимка по ЕСН пропорционально распределяется на нас и на федеральный бюджет, и мы ее также взыскиваем. Так что эта функция лишь претерпевала изменения, теперь она будет на более высоком технологическом уровне. К тому же, часть персонала, который занимался администрированием до 2002 г., и сейчас работает в ПФР.

Но не это явилось причиной передачи нам функции администрирования. Основное - это необходимость совмещения финансовых и инвестиционных потоков в системе обязательного пенсионного обеспечения. Например, сейчас из-за информационного разрыва между сбором и выплатами скопилось около 10 млрд руб. невыясненных платежей. То есть после разнесения по счетам остаются деньги, а чьи они - неизвестно. Теперь законом установлено с 201 года ежеквартальное разнесение средств по счетам граждан, что очень важно для своевременного назначения пенсии и ее выплаты.

Руководители государства заявляли, что благодаря принятию новых законов средний размер трудовой пенсии будет составлять 40% от среднего заработка человека. Это довольно высокий уровень, он действительно достижим?

Это целевой уровень для тех, кто начал работать и, соответственно, отчислять пенсионные взносы после 2002 года. При условии большого страхового стажа, регулярных отчислений в ПФР с зарплаты, которая в свою очередь должна быть "белой", грамотном управлении накопительной частью пенсии такой индивидуальный коэффициент вполне достижим. Если участвовать в Программе государственного софинансирования, добровольных пенсионных программах НПФ, он может быть и выше.

Подчеркну, что речь идет об индивидуальном коэффициенте, то есть для пенсии каждого конкретного человека, а не в целом по стране. Ведь формально у нас в некоторых субъектах Федерации с низкими зарплатами, с преобладанием сельского населения, коэффициент замещения уже сейчас на уровне 60-70%. Но не потому, что пенсии высокие, а потому, что зарплаты низкие. А мы стремимся не к высокому "среднему" коэффициенту, а к тому, чтобы у конкретного человека была пенсия, адекватная его заработкам в активный период жизни.

К людям старшего поколения это не применимо?

Сейчас большинство населения не имеет полного страхового стажа, ведь до 2002 года страховой пенсионной системы не существовало. Для них есть другой ориентир - прожиточный минимум пенсионера. Мы планировали к 2020 г. достичь уровня трудовой пенсии в 2-2,5 прожиточных минимума пенсионера. С января десятого года проведем валоризацию пенсионных прав, что повысит пенсию нынешних пенсионеров, у многих из которых весь стаж "советский".

А почему отсечение начисления накопительной части пенсии происходит именно по родившимся в 1967 г.?

Где-то надо было провести черту. Это результат актуарных расчетов, которые показали, что этот уровень - оптимальный. Люди старше 1967 года рождения, возможно, чувствуют себя в чем-то обделенными. Но у них выше страховая часть, которая регулярно индексируется, как минимум в соответствии с инфляцией и ростом заработных плат, а сейчас есть практически уникальная возможность сформировать себе эту накопительную часть через программу софинансирования.

На чем основывалось отсечение по заработку в 415 000 руб.? Почему по новому законодательству взносы в Пенсионный фонд взимаются только с годового заработка в пределах этой суммы?

Эта планка позволит ограничить уровень выплат из пенсионной системы впоследствии. Система-то у нас солидарная - из взносов работающих платят пенсии неработающим. Если не поставить планку сейчас, через 20 лет Пенсионный фонд будет работать только на выплату пенсий миллионерам. Высокооплачиваемые люди могут увеличить свой пенсионный капитал, участвуя в добровольных пенсионных программах.

Вам не скучно здесь работать? Все-таки, пенсии - не самая веселая материя?

Не скучно. Я начинал работать с пенсий - в управлении соцобеспечения Минфина СССР. Тема для меня знакомая. К тому же, трудно было соскучиться, когда шла разработка принципиальных для системы законов, а сейчас вовсю идет подготовка к их реализации. Да и как может быть скучно в системе, где 2 500 клиентских служб, 125 000 сотрудников, а в клиентах - больше 40 миллионов человек и все работодатели страны.

Такое огромное хозяйство у вас - не устаете от масштаба?

Я работал в Минфине, Федеральном казначействе, в Аппарате Правительства - там тоже большое хозяйство и не менее напряженный график.

То есть привычка есть, а хобби есть?

Все интересно, но не на все хватает время. Стараюсь спортом заниматься. Хотя бы раз в неделю выхожу на лед поиграть в хоккей. С детства люблю эту игру.

А отдохнуть получается?

Беру отпуск небольшими кусочками, по неделе. Традиционно с детьми на море. Теперь - разве что в ноябре, на детские каникулы.

А сколько у вас детей?

Да, как у всех госслужащих… а, вы про детей? Я думал - про отпуск. Детей двое - дочка и сын. Правда, детей сейчас модно иметь много. Я тоже начинаю думать, что два - это мало.

Читайте также: