Верховного суда о назначении пенсий по потере кормильца

К сожалению наше государство не относится , на мой взгляд, с должным уважением к гражданам, заставляя их доказывать очевидные казалось бы факты в суде для получения заслуженных и справедливых пенсионных выплат. Да и в суде как выясняется чтобы доказать совершенно очевидный факт пенсионеру приходится пройти несколько инстанцией, что указывает на низкое качество осуществления государственной услуги по отправлению правосудия.

Суть дела:

Жена военного пенсионера овдовев обратилась в военный комиссариат за назначением пенсии по потере кормильца. Однако при обращении за пенсией в военном комиссариате пожилой женщине заявили, что для получения такой пенсии необходимо судебное решение об установлении факта нахождения на иждивении у супруга. При этом военный комиссариат сослался на Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".

Согласно ст. 28 указанного закона

Пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии. При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (при соблюдении условия, указанного в части первой статьи 18 настоящего Закона), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте.

В ст. 29 указанного закона указано, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении. Нетрудоспособными членами семьи в силу пункта "б" части 3 статьи 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 считаются: отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.

Казалось бы из данного положения закона ясно следует что жена-пенсионер может получить пенсию по случаю потери своего мужа, если он умер в период получения пенсии.

Однако, военный комиссариат отправил пожилую женщину-пенсионерку доказывать факт нахождения на иждивении своего мужа в суд.

Решение суда первой инстанции:

Почему то и военный комиссариат и пенсионный фонд, участвующие в деле настаивали, чтобы в удовлетворении исковых требований пенсионерке отказали. Складывается впечатление что задача этих органов уберегать казну от пенсионеров, а не помогать им в реализации их пенсионных прав.

Суд видимо воспринял пенсионный фонд и военный комиссариат как государственные органы, оберегающие казну от посягательств пенсионерки и в удовлетворении заявления об установлении факта нахождения на иждивении жены у мужа, а также совместного проживания отказал.

Основания:

Отказывая в удовлетворении заявления вдовы военного пенсионера об установлении факта нахождения её на иждивении мужа и совместном проживании, суд первой инстанции со ссылкой на нормы Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" пришёл к выводу о том, что пенсионеркой не представлены доказательства, подтверждающие факт нахождения её на иждивении у умершего супруга, ввиду того, что превышение размера дохода умершего супруга над ее доходом не является достаточным для установления данного факта. Суд указал, что у вдовы имеются самостоятельные средства к существованию в виде выплачиваемой ей пенсии и размер её ежемесячного дохода превышает размер прожиточного минимума, установленного региональным правительством для данной категории населения. Разница в доходах супругов не свидетельствует, по мнению суда о том, что доход умершего супруга являлся для его жены основным источником средств к существованию. Таким образом, по мнению суда первой инстанции, при рассмотрении дела не подтверждён факт того, что материальная помощь супруга при его жизни являлась для его жены постоянным и основным источником средств к существованию, и что собственные доходы вдовы не обеспечивают её необходимые жизненные потребности. Суд первой инстанции отказал в установлении факта постоянного совместного проживания мужа и жены, сославшись на то, что установление отдельно данного факта не порождает возникновение юридически значимых действий, от данного факта не зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан. Отказывая в удовлетворении заявления пенсионерки об установлении факта нахождения её на иждивении умершего супруга, судебные инстанции исходили из того, что пенсионеркой не представлены доказательства, подтверждающие, что материальная помощь мужа при его жизни являлась для неё постоянным и основным источником средств к существованию, а размер ее собственных доходов не был достаточным для обеспечения необходимых жизненных потребностей.

С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.

Позиция Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации:

Выводы судов первой и апелляционной инстанции не правомерны, поскольку по смыслу названных норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, понятие "иждивение" предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода (получение пенсии). Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен в том числе в судебном порядке путём определения соотношения между объёмом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.

Ввиду того, что право на получение пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, в силу приведённого выше правового регулирования имеют члены семьи умершего кормильца, являющиеся на момент его смерти нетрудоспособными и находившиеся на его иждивении, а вдова на момент смерти её мужа, являясь нетрудоспособным лицом в связи с назначением ей страховой пенсии по старости, получала от мужа помощь, которая была для неё постоянным и основным источником средств к существованию с учётом наличия значительного превышения размера пенсии, получаемой при жизни ее мужем, относительно размера пенсии, получаемой самой вдовой, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для установления факта нахождения вдовы на иждивении её супруга не соответствует подлежащим применению нормам права, сделан без учёта всех юридически значимых обстоятельств дела и, следовательно, является неправомерным.

Кроме того, делая вывод о том, что пенсионерка не представила доказательств, подтверждающих факт нахождения её на иждивении супруга , и указывая на то, что получение ее мужем пенсии за выслугу лет, превышающей ее размер пенсии по старости, не свидетельствует о её нахождении на иждивении супруга, так как разница в доходах супругов не подтверждает, что доход умершего супруга являлся для пенсионерки основным источником средств к существованию, судебные инстанции не учли положения семейного законодательства, которыми урегулированы в том числе имущественные отношения между супругами.

Возникает закономерный вопрос, почему пенсионерку нужно было тягать по всем судебным инстанциям, чтобы доказать простой и очевидный факт, необходимый ей для получения пенсии по потере кормильца?

А что Вы думаете обо всем этом, пишите свои мнения в комментариях, делитесь статьей в социальных сетях, подписывайтесь на канал.



Кому положена пенсия по потере кормильца и каков её размер? Какие документы нужны и как оформить пенсию по потере кормильца? До какого возраста платят пособие и как оно начисляется? На эти и другие вопросы ответим в этом выпуске.

Пенсия по потере кормильца — это ежемесячная выплата от государства семьям, в которых умер человек, обеспечивающий эту самую семью. Она положена всем иждивенцам погибшего. Иждивенцами считаются не только дети, но и другие родственники. Пенсия по потере кормильца может быть социальной, государственной и страховой.

В статье разберёмся сколько и кому выплачивают, как оформить пенсию и кто в принципе может претендовать на эти выплаты.

Что такое пенсия по потере кормильца

В понятие пенсия по потере кормильца входит много нюансов, только пенсий несколько видов (страховая, социальная, военная), поэтому для начала разберёмся в основных терминах.

Кормильцем по закону считается трудоспособный член семьи, который обеспечивает своих родственников.

Иждивенцами считаются родственники умершего, которым необходимо материальное обеспечение по закону: либо за счёт страховой пенсии умершего, либо за счёт государственных средств. К иждивенцам относятся нетрудоспособные родители умершего (пенсионеры и инвалиды), дети до 18 лет, неработающие супруг или супруга.

В зависимости от того работал кормилец или нет, был ли он военным или гражданским, будет назначена соответствующая пенсия его родственникам. Пенсия является государственной поддержкой, её задача помочь оставшимся без кормильца родственникам.

Семья состоит из четырёх человек: отец, мать и двое детей. Отец (кормилец) погибает в аварии, мать остаётся одна с детьми (иждивенцы, но с нюансами). По закону, если мать была на полном обеспечении мужа, то есть, нигде не работала, то она имеет право оформить пенсию по потере кормильца себе и детям. Но если, она работала и работает, то иждивенцем она не считается и пенсию можно оформить только детям. Если детям нет 14 лет, то оформить пенсию нужно будет всё равно на мать как на законного представителя, по достижении возраста 14 лет, ребёнок вправе сам получать выплаты.

Если женщина, работала при жизни мужа и, допустим, некоторое время после его смерти, но потом уволилась или её уволили, пенсия по потере кормильца ей не положена, так как иждивенцем она не считается. Она должна была быть нетрудоспособной на момент смерти мужа и находиться на его иждивении.

Пенсии по потере кормильца регулируются следующими законами:

Условия назначения и кому положена

О потере кормильца можно говорить тогда, когда человек уходит из жизни или пропадает без вести, а часть его родственников лишается из-за этого основного источника дохода.

    Получение медицинского свидетельства. Оно выдаётся членам семьи в течение суток тем медучреждением, которым была установлена причина смерти. Обращение в загс по месту гибели, получение медицинского свидетельства или последней регистрации скончавшегося. Взять с собой нужно это свидетельство и паспорта: свой и умершего. Получение свидетельства о смерти в загсе в день обращения. Оно необходимо для подачи заявления о потере кормильца.

    Подачу заявления о пропаже в отделение полиции, после чего органы сразу начинают поисковые работы. Обращение в суд о признании человека без вести пропавшим.

Решение суда также является важным документом для доказательства своего права на пенсию.

Вот список членов семьи скончавшегося или пропавшего, которые имеют право на пенсию:

    мать, отец, мачеха, отчим; сестра, брат; ребёнок (в том числе приёмный); внук, внучка; бабушка, дедушка; супруг, супруга.

Он будет сужаться в зависимости от вида пенсии, но ни в коем случае не расширяться.

Все эти родственники могут получить пенсию с одной оговоркой, у них нет других кормильцев, а именно:

    у брата, сестры или внуков не должно быть трудоспособных родителей; у бабушек и дедушек не должно быть других трудоспособных детей.

Выплаты по случаю потери кормильца назначаются в том случае, если заявитель предоставит в ПФР пакет документов, подтверждающий его право на получение конкретного вида пенсии по потере кормильца.

Виды пенсий по потере кормильца

Всего можно выделить 3 вида:

  1. Страховая. Выдаётся ПФР. Отличается тем, что делится на две части. Первая – фиксированная и выдаётся независимо от стажа работы умершего. Вторая зависит от суммы баллов, которая растёт по мере увеличения отработанных кормильцем лет. Если она есть, то заменяет собой социальную.
  2. Социальная. Выплачивается государством и является основой для определения суммы гражданской и военной пенсии.
  3. Государственная. Государство помогает семьям погибших космонавтов и жертв Чернобыльской аварии. Первым она выплачивает часть заработка кормильца, а во втором – определённый процент от социальной пенсии. Сюда же входит и военная пенсия — гос.органы обеспечивают семьи военнослужащих и сотрудников МВД, чья смерть связана с исполнением воинского долга.

Страховая

Страховая пенсия назначается в случае, если трудовой стаж умершего кормильца был не менее 6 месяцев.

Пенсию назначают с той даты, когда было подано заявление на её оформление.


Выплаты предназначены следующим родственникам умершего кормильца:

    Дети, братья, сестры (двоюродные не считаются) и внуки, если они не имеют трудоспособных родителей и либо не достигли совершеннолетия, либо не достигли 23 и очно обучаются в образовательных учреждениях всех типов (в том числе иностранных), либо стали инвалидами до 18 лет. Один из родителей, супруг, дедушка, бабушка, брат, сестра или несовершеннолетний ребёнок, если они не работают, так как ухаживают за детьми, братом или сестрой умершего кормильца, которые не достигли 14 лет. Родители или супруг, если они достигли пенсионного возраста по новому законодательству или являются инвалидами. Дедушка и бабушка, если они не имеют родственников, имеющих возможность содержать их, и достигли 65 (мужчины) и 60 лет (женщины) или стали инвалидами.

Страховая пенсия состоит из фиксированной и накопительной части. Фиксированная в 2019 года равна 2667 рублей согласно закону от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

СП =ИПК * СПК, где:

ИПК – это индивидуальный пенсионный коэффициент. За каждый год, который гражданин проработал с отчислением средств в Пенсионный фонд, на его счёт в ПФ начисляются баллы. Затем наступает момент, когда баллами можно воспользоваться. В случае с пенсией по потере кормильца это смерть держателя баллов и подача заявления со стороны его родственников на получение этого вида выплат. Баллы за каждый год суммируются, и чем больше они оказались в итоге, тем больше будет сумма выплат.

СПК – это стоимость 1 балла. В 2019 году он равен 87,24 рублям.

Для детей предусмотрены повышающие коэффициенты при расчёте пенсии, например:

    для несовершеннолетних детей или совершеннолетних, но инвалидов при расчёте ИПК родителей суммируются; для детей, у которых кормильцем была мать-одиночка ИПК удваивается.

В статье 17 ФЗ №400 указаны и другие ситуации при которых применяются повышающие коэффициенты, например, если кормилец работал на Крайнем Севере.

Размеры ИПК, СПК изменяются и актуальные можно всегда посмотреть в статье 15 ФЗ №400.

Алексея Иванова воспитывала только мать, которая за 30 лет работы набрала 57 баллов. Мать скончалась. Так как у Алексея не было отца, то баллы матери удваиваются 57 * 2 = 114. Алексею 20 лет, ему ещё 2 года учиться в ВУЗе, значит, пенсия ему положена. По итогу он будет получать 114 * 87,24 = 9945 рублей в месяц — это расчётное значение части пенсии, кроме того, раз у него нет отца, то ему полагается в двойном размере фиксированная часть пенсии 2667*2 =5334 рубля

Итого: 9945+5334=15279 рублей.

И также на размер пенсии влияют льготы для жителей Крайнего Севера, пока они проживают в той местности.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 июня 2016 г. N 75-КГ16-3

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Гуляевой Г.А., Жубрина М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июня 2016 г. гражданское дело по иску Карабач Л.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия (в настоящее время - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) о назначении пенсии по случаю потери кормильца

по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия Кузьминой С.В. на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 15 мая 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 21 июля 2015 г., которыми заявленные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) Перхина Д.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей судебные постановления подлежащими отмене,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Карабач Л.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия (в настоящее время наименование юридического лица - ответчика по делу изменено на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) о назначении пенсии по случаю потери кормильца начиная с 19 мая 2012 г.

В обоснование исковых требований Карабач Л.И. указала, что является вдовой военнослужащего Карабач С.Н., погибшего 27 августа 1982 г. в Демократической Республике Афганистан.

19 сентября 2013 г. Карабач Л.И. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца как лицу, имеющему право на назначение такой пенсии по достижении 50-летнего возраста.

Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия от 22 ноября 2013 г. Карабач Л.И. отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца в связи с недостижением ею требуемого возраста 55 лет на дату обращения.

По мнению Карабач Л.И., отказ пенсионного органа в назначении ей пенсии по случаю потери кормильца является незаконным, поскольку право на назначение такой пенсии при достижении возраста 50 лет предусмотрено подпунктом "е" пункта 1 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советский войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" и на дату обращения с заявлением о назначении пенсии ее возраст составлял 52 года.

Представитель ответчика в суде исковые требования Карабач Л.И. не признал.

Решением Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 15 мая 2015 г. исковые требования Карабач Л.И. удовлетворены. Суд обязал ответчика назначить Карабач Л.И. пенсию по случаю потери кормильца с 19 сентября 2012 г. (с даты за 12 месяцев, предшествующих дню обращения с заявлением о назначении пенсии).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 21 июля 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия 9 марта 2016 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и ее же определением от 13 мая 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Истец Карабач Л.И., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась, сведений о причинах неявки не представила, в письменных возражениях на кассационную жалобу просит в ее удовлетворении отказать, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы и возражения на нее, заслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное), явившегося в судебное заседание, и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.

Судом установлено и видно из материалов дела, что Карабач Л.И., 23 мая года рождения, состояла в зарегистрированном браке с Карабач С.Н. 27 августа 1982 г. Карабач С.Н., проходивший военную службу по призыву в Демократической Республике Афганистан, погиб.

19 сентября 2013 г. Карабач Л.И. по достижении возраста 52-х лет обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца как лицу, имеющему право на назначение такой пенсии по достижении 50-летнего возраста.

Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия от 22 ноября 2013 г. Карабач Л.И. отказано в назначение пенсии по случаю потери кормильца в связи с недостижением ею требуемого возраста 55 лет на дату обращения.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Карабач Л.И. как у вдовы военнослужащего, погибшего при прохождении военной службы по призыву в Демократической Республике Афганистан, права на назначение пенсии по случаю потери кормильца по достижении ею возраста 50 лет со ссылкой на подпункт "е" пункта 1 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советский войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям". Указанной нормой предусматривалось назначение пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным родителям и женам военнослужащих, умерших вследствие ранений, контузий или увечий, полученных в боевых действиях либо при исполнении иных обязанностей воинской службы, независимо от нахождения их на иждивении военнослужащих, а женам - и независимо от времени, прошедшего со дня смерти военнослужащего до достижения ими престарелого возраста или наступления инвалидности, пенсии женам назначать по достижении 50-летнего возраста, а учащимся детям пенсии выплачивать до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения ими 23-летнего возраста. Полагая, что эти положения не противоречат действующему законодательству, суд признал исковые требования Карабач Л.И. подлежащими удовлетворению.

С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ) пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом. Пенсионное обеспечение не предусмотренных настоящим Федеральным законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами. Изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия.

Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ определено, что в случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 8 указанного Федерального закона в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ нетрудоспособными членами семьи признаются вдовы военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак, если они достигли возраста 55 лет.

Аналогичные положения содержались в статье 50 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", действовавшего до 1 января 2002 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ, согласно которой право на пенсию имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении (статья 53 Закона). Родителям и вдовам (вдовцам) граждан, погибших вследствие военной травмы, одному из родителей или супругу, другому члену семьи, указанному в пункте "в" настоящей статьи, а также каждому из родителей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий), пенсия назначается независимо от того, состояли ли они на иждивении погибших (умерших). Нетрудоспособными членами семьи считаются отец, мать, супруг (жена, муж), если они достигли 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами (пункт "б" статьи 50).

Из приведенного выше правового регулирования, действовавшего также и на момент обращения (19 сентября 2013 г.) Карабач Л.И. в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца, следует, что для приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего в период прохождения военной службы по призыву требуется достижение установленного законодательством о государственном пенсионном обеспечении возраста - 60 или 55 лет соответственно для мужчин и женщин.

Между тем как установлено судом и следует из материалов дела, на момент обращения Карабач Л.И. в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца она не достигла установленного Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ возраста - 55 лет, в связи с чем право на назначение такой пенсии у нее не возникло в силу приведенных выше положений действующего пенсионного законодательства.

Ввиду того, что положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ предусмотрено право на назначение пенсии по случаю потери кормильца соответствующей категории лиц по достижении ими установленного законом возраста (55 лет для женщин), какие-либо изменения и дополнения в настоящий Федеральный закон относительно указанного условия внесены не были, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признает неправомерной ссылку судов первой и апелляционной инстанций на подпункт "е" пункта 1 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советский войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований Карабач Л.И., являющейся вдовой военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы по призыву, о признании за ней права на назначение пенсии по случаю потери кормильца ранее достижения ею возраста 55 лет.

В связи с изложенным решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, однако судами неправильно применены нормы материального права к спорным отношениям, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Карабач Л.И. о назначении пенсии по случаю потери кормильца с 19 сентября 2012 г. отказать.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 15 мая 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 21 июля 2015 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Карабач Л.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия (в настоящее время - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) о назначении пенсии по случаю потери кормильца с 19 сентября 2012 г.

Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Исключение – лица, совершившие умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке.

Кто имеет право на назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца

Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, которые состояли на его иждивении, независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию(при этом не требует доказательств иждивение детей умерших родителей, не достигших возраста 18 лет (за исключением детей, признанных полностью дееспособными до указанного возраста).

Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

    дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет;

дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации , до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет;

родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к Закону № 400) либо являются инвалидами;

дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к Закону № 400) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые обязаны их содержать;

  • нетрудоспособные родители и супруг, не состоявшие на иждивении у умершего кормильца, независимо от времени, прошедшего после его смерти, если они утратят источник средств к существованию;
  • один из родителей, супруг, дедушка, бабушка умершего кормильца, а также брат, сестра или ребенок умершего кормильца, достигшие 18 лет, если они не работают и при этом заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца. В этом случае право на данный вид страховой пенсии возникает независимо от факта нахождения на иждивении у кормильца.
  • Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети – наравне с родными детьми.

    Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а пасынок и падчерица – наравне с родными детьми при соблюдении определенных условий.

    Куда обратиться

    Граждане могут обратиться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее. Заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином в территориальный орган Пенсионного фонда России своему выбору , либо в многофункциональный центр (далее – МФЦ), в случае, если между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением, либо по почте.

    Заявление может быть подано лично гражданином, которому назначается пенсия, его представителем либо через работодателя. Также гражданин может направить заявление в форме электронного документа через «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте ПФР или через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

    В случае подачи заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя:

    • лично (представителем, через работодателя) днем обращения за пенсией является день приема территориальным органом ПФР заявления;
    • по почте - днем обращения за пенсией считается дата, которая указана на почтовом штемпеле по месту отправления заявления;
    • через МФЦ – днем обращения за пенсией считается дата приема заявления МФЦ;
    • через «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте ПФР и Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и представлении в территориальный орган ПФР всех необходимых документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в срок, не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за пенсией считается дата подачи заявления в форме электронного документа.

    Россияне, выехавшие на постоянное место жительства за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания в России, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд России (Москва, ул. Шаболовка, д. 4).

    Какие документы представить

    • документ, удостоверяющий личность (например, паспорт гражданина РФ, вид на жительство иностранного гражданина (лица без гражданства)свидетельство о рождении (для ребенка, не достигшего возраста 14 лет) и др.);
    • документы о смерти кормильца (свидетельство о смерти);

    документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем (свидетельство о рождении, свидетельство о браке, свидетельство об усыновлении (удочерении);

    документы, подтверждающие периоды работы, иной деятельности, иные (нестраховые) периоды умершего кормильца. Документы должны быть правильно оформлены (содержать номер, дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и др.), подпись должностного (уполномоченного) лица, заверенны печатью организации). Документы, которые выдает работодатель при увольнении с работы, могут быть приняты в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи;

  • другие документы, необходимые для подтверждения дополнительных обстоятельств.
  • Если к заявлению приложены не все необходимые документы, то Вам будут даны разъяснения, какие документы следует представить дополнительно. Если после этого Вы представите недостающие документы не позднее чем через три месяца, днем обращения за пенсией будет считаться день приема заявления.

    Документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, перечислены в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденном постановление Правления ПФР от 23.01.2019 № 16п.

    При направлении заявления в форме электронного документа с использованием «личного кабинета» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» и сайте ПФР документы, удостоверяющие личность, возраст, гражданство гражданина, не требуются.

    В случае согласия гражданина о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, представление дополнительных документов не требуется.

    Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

    Для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца должны быть соблюдены следующие условия:

    • наличие страхового стажа у умершего кормильца (хотя бы одного дня);
      наступление смерти кормильца, либо признание его безвестноотсутствующим в судебном порядке;
    • нахождение на иждивении умершего кормильца, за исключением случаев, предусмотренных статьей 10 Закона № 400-ФЗ.

    Сроки назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

    Заявление о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца рассматривается территориальным органом ПФР не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема территориальным органом ПФР заявления со всеми необходимыми документами.

    В случае если гражданину даны разъяснения о представлении дополнительных документов для назначения пенсии, то заявление рассматривается в течение 10 рабочих дней со дня представления последнего недостающего документа, необходимого для ее назначения, если такой документ будет представлен не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР.

    В случае если гражданин одновременно с заявлением не представил по собственной инициативе необходимые документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении пенсии в течение 10 дней со дня поступления из указанных органов документов, запрошенных территориальным органом ПФР.

    Страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

    Выплата

    Пенсия выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке). Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.

    Выплата страховой пенсии по случаю потери кормильца детям, братьям, сестрам и внукам умершего кормильца, достигшим возраста 18 лет и обучающимся по очной форме обучения по основным образовательным программам в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных за пределами территории Российской Федерации, производится при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта обучения по очной форме обучения по указанным образовательным программам в этих организациях (часть 19.1 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

    Способы доставки пенсии:

    1. через Почту России – вы можете получать пенсию на дом или самостоятельно в почтовом отделении по месту жительства. В этом случае каждому пенсионеру устанавливается дата получения пенсии в соответствии с графиком доставки, при этом пенсия может быть выплачена позднее установленной даты в пределах доставочного периода. Дату окончания выплатного периода лучше узнать заранее, так как в каждом почтовом отделении она своя. Если пенсия не получена в течение шести месяцев, то ее выплата приостанавливается, и необходимо будет написать заявление в свой Пенсионный фонд, чтобы возобновить выплату;

    2. через банк – вы можете получать пенсию в кассе отделения банка или оформить банковскую карту (с 01.07.2017 года для выплаты пенсии оформляются только карты национальной платежной системы «МИР») и снимать денежные средства через банкомат. Доставка пенсии за текущий месяц на счет производится в день поступления средств от территориального органа Пенсионного фонда России. Снять свои деньги с банковского счета можно в любой день после их зачисления. Зачисление на счет пенсионера в кредитной организации производится без взимания комиссионного вознаграждения.

    3. через организацию, занимающуюся доставкой пенсии – вы можете получать пенсию на дому или самостоятельно в этой организации. Полный перечень таких организаций в вашем регионе (в том числе осуществляющих доставку пенсии на дом) есть в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда России. Порядок выплаты пенсии через иную организацию, занимающуюся доставкой пенсий, такой же, как через отделение почтовой связи.

    Для выбора способа доставки или его изменения, вам необходимо уведомить об этом ПФР, любым удобным для вас способом:

    • письменно, подав заявление непосредственно в территориальный орган ПФР либо многофункциональный центр (бланк заявления о доставке пенсии);
    • в электронном виде, подав соответствующее заявление через «Личный кабинет» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» и сайте ПФР.

    Доставка пенсий несовершеннолетним пенсионерам

    Доставка пенсии производится по желанию пенсионера:

    • через кредитную организацию путем зачисления сумм пенсии на счет;
    • через организации почтовой связи (иные организации, занимающиеся доставкой пенсий) путем вручения сумм пенсии на дому или в кассе организации, производящей доставку.

    Особенностью доставки пенсии несовершеннолетним пенсионерам является то, что право на пенсию имеет сам несовершеннолетний гражданин, при этом доставку данной пенсии возможно производить как на его имя, так и на имя его законного представителя (родителя, усыновителя, опекуна, попечителя).

    Таким образом, если получателем пенсии является ребенок в возрасте до 18 лет доставка пенсии может производиться его родителю (усыновителю) либо опекуну (попечителю), – на счет указанного лица в кредитной организации или через организацию почтовой связи (доставочный документ будет оформлен на имя правомочного лица).

    При этом суммы пенсий, причитающиеся несовершеннолетнему гражданину, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый его опекуном или попечителем, и могут расходоваться без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

    На родителей также распространяется указанный порядок доставки пенсий в силу соответствующих положений Семейного кодекса Российской Федерации.

    Ребенок, достигший возраста 14 лет, вправе самостоятельно получать установленную ему пенсию через организацию почтовой связи (иную организацию, занимающуюся доставкой пенсий) или на свой счет в кредитной организации.

    Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца

    По состоянию на 01.01.2020 размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца составляет 2843 рубля 13 копеек (50% от 5686 рублей 25 копеек) на каждого нетрудоспособного члена семьи.

    Категория получателей пенсии

    Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышений к ней

    5686 рублей 25 копеек в месяц (на каждого ребенка)

    Граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

    Фиксированная выплата к страховой пенсии по случаю потери кормильца и повышения к ней увеличиваются на соответствующий районный коэффициент

    Читайте также: