Виды нарушений в пенсионных фондах

Гражданин вправе подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) ПФР, территориальных органов ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее – жалоба).


В досудебном (внесудебном) порядке гражданин имеет право обратиться с жалобой в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в ПФР, территориальный орган ПФР:

  • в ПФР – на решение и действие (бездействие) руководителя территориального органа ПФР;
  • в вышестоящий территориальный орган ПФР – на решение и действие (бездействие) руководителя и (или) должностного лица нижестоящего территориального органа ПФР;
  • к руководителю территориального органа ПФР – на решение и действие (бездействие) должностного лица территориального органа ПФР.


Жалоба должна содержать:

  • наименование территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства гражданина (представителя), а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ гражданину (представителю);
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) ПФР, территориального органа ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги;
  • доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием (бездействием) должностных лиц при предоставлении государственной услуги. Гражданином (представителем) могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы гражданина, либо их копии.

В случае если жалоба подается через представителя гражданина, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени гражданина.

Прием жалоб в письменной форме осуществляется ПФР, территориальными органами ПФР (в месте, где гражданин подавал заявление (извещение), либо в месте, где гражданином получен результат предоставления государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме гражданин представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


В электронном виде жалоба может быть подана гражданином посредством:

Жалоба рассматривается территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) данного органа, его должностного лица. В случае если обжалуются решения руководителя территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган ПФР (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В случае если жалоба подана гражданином в ПФР и (или) территориальный орган ПФР, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует гражданина о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба может быть подана гражданином через многофункциональный центр. При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в территориальный орган ПФР, предоставляющий государственную услугу, в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и территориальным органом ПФР, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в территориальном органе ПФР, предоставляющем государственную услугу.


Гражданин может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации заявления;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у гражданина документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • затребование с гражданина при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.


В территориальных органах ПФР определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:

  • прием и рассмотрение жалоб;
  • направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления все имеющиеся материалы направляются в органы прокуратуры.


Территориальные органы ПФР, предоставляющие государственные услуги, обеспечивают:

  • оснащение мест приема жалоб;
  • информирование граждан о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, их должностных лиц посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, на Едином портале;
  • консультирование граждан о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;
  • заключение соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и территориальными органами ПФР в части осуществления многофункциональными центрами приема жалоб и выдачи гражданам результатов рассмотрения жалоб;
  • формирование и представление ежеквартально в вышестоящий орган отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).

Жалоба, поступившая в ПФР или территориальный орган ПФР, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены ПФР или территориальным органом ПФР.

В случае обжалования гражданином отказа территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме документов у гражданина, либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.

По результатам рассмотрения жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении (далее – решение). Решение принимается в форме акта ПФР или территориального органа ПФР.

При удовлетворении жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче гражданину результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Информирование заявителя о результатах рассмотрения жалобы осуществляется путем направления гражданину соответствующего ответа.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется гражданину не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме или по желанию гражданина в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае если жалоба была направлена через систему досудебного обжалования, ответ заявителю направляется посредством системы досудебного обжалования.


В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование территориального органа ПФР, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, принявшего решение;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина;
  • основания для принятия решения;
  • принятое решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной – сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается руководителем ПФР или территориального органа ПФР.

По желанию гражданина ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа.


ПФР, территориальный орган ПФР отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения, принятого ранее в отношении того же гражданина и по тому же предмету жалобы.

ПФР, территориальный орган ПФР вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес гражданина, указанные в жалобе.

Решение, принятое по жалобе, может быть обжаловано в вышестоящем территориальном органе ПФР, в ПФР или в судебном порядке.

Граждане имеют право обратиться в ПФР, в территориальный орган ПФР за получением информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в письменной форме, в том числе при личном приеме гражданина, или в электронном виде.

Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы граждане могут получить на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

      • Информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»
      • Бесплатное информирование плательщиков страховых взносов о законодательстве Российской Федерации о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях Пенсионного фонда Российской Федерации, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и их должностных лиц, а также предоставление форм расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснение порядка их заполнения
      • Информирование граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
      • Прием от застрахованных лиц заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»
      • Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
      • Выплата страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
      • Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
      • Установление и выплата дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности
      • Выплата пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
      • Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал
      • Рассмотрение заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала
      • Предоставление компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
      • Установление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации
      • Установление федеральной социальной доплаты к пенсии
      • Прием, рассмотрение и принятие решений по заявлениям (уведомлению) застрахованных лиц в целях реализации ими прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений
      • Прием от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование
      • «Прием от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства»

Прием от страхователей реестров застрахованных лиц о перечислении дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»«Прием от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства»

[7] Положение о федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. № 1198.

Автор: Зарипова М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 01.01.2017 ПФР совместно с ФСС осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017 (ст. 20 Федерального закона № 250-ФЗ). Кроме того, он осуществляет проверки представления страхователями сведений персонифицированного учета, в том числе сведений назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения работников, имеющих льготы в связи с особыми условиями труда (ст. 16 Федерального закона № 27-ФЗ, ст. 13 Федерального закона № 167-ФЗ). Рассмотрим нарушения, выявляемые в ходе проверок.

Как уже было отмечено выше, объектом проверки Пенсионного фонда будут являться:

страховые взносы, исчисленные за периоды до 01.01.2017;

сведения персонифицированного учета и отчетность, представляемая в ПФР.

Нарушения в исчислении страховых взносов

Как следует из ст. 20 Федерального закона № 250-ФЗ, правильность исчисления и уплаты страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 212-ФЗ.

Факт неуплаты или неполной уплаты страховых взносов выявляется в ходе выездной проверки расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов. Чаще всего споры, связанные с неуплатой или неполной уплатой страховых взносов, возникают в части выплат, которые не подлежали обложению страховыми взносами. Напомним, что их перечень был приведен в ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ. Заметим, что нормы данной статьи в части необлагаемых выплат аналогичны нормам ст. 422 НК РФ.

Ниже рассмотрим несколько споров, связанных с привлечением плательщиков страховых взносов к ответственности, установленной ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ.

Сумма материальной помощи, превышающая 4 000 руб. подлежит обложению страховыми взносами.

В подпункте 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ было установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период. В ходе проверки, проводимой Пенсионном фондом, было выявлено, что всем сотрудникам организации на основании приказа руководителя была произведена выплата, поименованная «материальная помощь на социальную поддержку жизненного уровня работников», без обоснования обстоятельств, требующих материальной поддержки работника. Спорные выплаты были установлены в твердой сумме и различались в зависимости от должности, занимаемой работником, что соответствует правилам, содержащимся в положении об оплате труда организации. Выплаты произведены по итогам I квартала и года, то есть не отвечают критериям единовременности. Заявлений и иных доказательств нуждаемости работников в получении дополнительных выплат социального характера нет.

Исследовав представленные на рассмотрение материалы, суд установил, что произведенные работникам организации выплаты в виде материальной помощи зависели от результатов труда и квалификации работников, носили стимулирующий характер и, следовательно, представляли собой одну из форм оплаты труда. Таким образом, ПФР правомерно включил суммы, превышающие 4 000 руб., в облагаемую страховыми взносами базу (см. Постановление АС ВВО от 10.07.2017 № Ф01-2598/2017 по делу № А38-5224/2016).

Средний заработок врачей, участвующих в работе призывной комиссии подлежит обложению страховыми взносами.

В Постановлении АС ВВО от 28.08.2017 № Ф01-3531/2017 по делу № А43-25263/2016 рассмотрено нарушение, которое выразилосьв виде неначисления страховых взносов на суммы среднего заработка, выплаченного врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, принимавшим участие в работе призывных комиссий по медицинскому осмотру и медицинскому освидетельствованию граждан.

Как отметил суд, согласно ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Время, потраченное на исполнение гособязанностей, подлежит оплате из расчета среднего заработка. Указанные расходы организации с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда подлежат возмещению (пп. 5 п. 2 Правил № 704).

Из приведенных норм следует, что средний заработок, сохраненный за медицинскими работниками на период выполнения ими государственных обязанностей по обеспечению проведения медицинского освидетельствования граждан в связи с постановкой их на воинский учет, призывом на военную службу по контракту, призывом на военные сборы, а также по медицинскому осмотру граждан, облагается страховыми взносами. Таким образом, ГБУЗ обязано начислять страховые взносы на суммы среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, участвовавшим в работе призывных комиссий, в связи с чем суд правомерно отказал больнице в удовлетворении заявленных требований.

Неправомерное применение пониженных тарифов страховых взносов.

В других судебных решениях рассматривались нарушения в виде неправомерного применения пониженных тарифов страховых взносов. Как следует из пп. 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ, право на применение пониженных тарифов предоставлено некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированным в установленном законодательством РФ порядке:

осуществляющим в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта (за исключением профессионального).

Как явствует из материалов проверки, проведенной Пенсионным фондом, образовательное учреждение имеет организационно-правовую форму «муниципальное автономное учреждение». Следовательно, в силу прямого указания закона (пп. 11 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ) образовательное учреждение не вправе применять пониженный тариф страховых взносов и на него не распространяются положения пп. 8 п. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ.

С учетом изложенного суд правомерно отказал учреждению в удовлетворении заявленного требования в части признания недействительным решения ПФР о начислении пеней и взыскании штрафа в соответствии со ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ (см. постановления АС ВВО от 13.02.2017 № Ф01-6441/2016 по делу № А43-7552/2016, от 10.02.2017 № Ф01-6404/2016 по делу № А43-2765/2016).

Выплаты, которые были признаны судом не подлежащими обложению страховыми взносами.

Отметим, что при рассмотрении материалов проверки, касающихся объекта обложения страховыми взносами, суд не всегда встает на сторону контрольного органа.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12, выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не считаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) – в том числе потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. В связи с вышесказанным эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Данной позиции придерживаются суды и в настоящее время. Так, в Постановлении АС ВВО от 28.08.2017 № Ф01-3033/2017 по делу № А31-8523/2016 арбитры отметили, что спорные суммы в базу по страховым взносам не входят, поскольку установлено, что выплаты на лечение и погашение медицинских услуг носят социальный характер и не являются стимулирующими.

В другом судебном решении судьи отметили, что учреждение правомерно не начисляло пенсионные и медицинские взносы на компенсации по оплате аренды жилья, считая их социальными выплатами. Они указали, что оплата найма жилого помещения была предусмотрена законами субъекта РФ как мера социальной поддержки медицинских работников. Такие выплаты не являлись стимулирующими, не зависели от квалификации сотрудников, сложности, качества, количества и условий выполнения работы. А значит, данная компенсация не входит в систему оплаты труда, в связи с чем не подлежит обложению страховыми взносами (см. Постановление АС ВСО от 14.03.2017 Ф02-576/2017 по делу № А19-7811/2016).

В следующем судебном решении суд снова встал на сторону страхователя. По мнению ПФР, поскольку г. Иркутск не включен в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, стоимость проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая сотрудникам учреждения, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Суд признал приведенные выводы несостоятельными, указав, что данная компенсация осуществлялась за счет средств целевых субсидий (между Минобрнауки и учреждением в проверяемый период были заключены соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели). Она не являлась оплатой труда, а носила социальный характер, в связи с чем не подлежала обложению страховыми взносами (см. Постановление АС ВСО от 10.02.2017 № А19-276/2016 по делу № А19-276/2016).

Следующая спорная ситуация, на которую мы хотели бы обратить внимание, сопряжена с компенсацией за несвоевременную выплату работодателем зарплаты. Порядок ее выплаты обусловлен ст. 236 ТК РФ. С 03.10.2016 размер денежной компенсации не может быть ниже 1/150 действующей в период задержки ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты и заканчивая днем фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок зарплаты и (или) других сумм, причитающихся работнику, размер компенсации исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Данные выплаты являются материальной ответственностью работодателя перед работником, производятся в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом, коллективном договоре или соглашении.

По мнению Минфина (Письмо от 21.03.2017 № 03-15-06/16239), а такжеМинтруда(Письмо от 03.08.2015 № 17-3/В-398), такие выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

В Постановлении АС ЗСО от 13.07.2017 № Ф04-2013/2017 по делу № А27-20794/2016 указано, чтостраховые взносы на сумму денежной компенсации за несвоевременную выплату зарплаты начислять не нужно, поскольку эти выплаты носят компенсационный характер. Они являются материальной ответственностью работодателя перед работником, производятся в силу закона независимо от условий трудового и коллективного договоров, и сам по себе факт наличия трудовых отношений не предполагает, что все выплаты, начисляемые работникам, представляют собой оплату труда и относятся к объекту обложения страховыми взносами. Таким образом, в данном случае ответственность в соответствии со ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ не наступает. Аналогичные выводы сделаны в Определении ВАС РФ от 25.03.2013 № ВАС-608/13, Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 № 11031/13.

В то же время необходимо отметить: с учетом противоречивых позиций контрольных органов по отдельным вопросам обложения страховыми взносами различных компенсаций в случае невключения их в базу для начисления страховых взносов учреждения должны быть готовы отстаивать свою точку зрения в суде.

Нарушения персонифицированного учета и отчетности

Как следует из ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ, страхователи представляют сведения индивидуального персонифицированного учета в территориальные органы ПФР по месту их регистрации:

1) ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, – сведения о каждом работающем у них застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с налоговым законодательством РФ начисляются страховые взносы) (по форме СЗВ-СТАЖ);

2) не позднее 20 дней со дня окончания квартала – сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 56-ФЗ;

3) не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, – сведения о каждом работающем у них застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) (по форме СЗВ-М).

В свою очередь, территориальные органы ПФР осуществляют контроль за правильностью представления страхователями сведений персонифицированного учета, в том числе проверяют достоверность представляемых сведений назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения работников, имеющих льготы в связи с особыми условиями труда (ст. 16 Федерального закона № 27-ФЗ, ст. 13 Федерального закона № 167-ФЗ). Напомним, что согласно ст. 3 Федерального закона № 27-ФЗ одной из целей индивидуального (персонифицированного) учета является обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении.

За несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах, а также за непредставление, представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяется штраф в размере 500 руб. за каждое такое лицо (ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ). Кроме того, к должностным лицам учреждения за несвоевременное представление сведений, а также их непредставление, подачу в неполном объеме или искаженном виде либо отказ от их представления применяется штраф в размере от 300 до 500 руб. (ст. 15.33.2 КоАП РФ).

В Постановлении АС МО от 10.07.2017 № Ф05-8826/2017 по делу № А41-2051/2017 отмечается, что суд первой инстанции привлек страхователя к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М в отношении 64 застрахованных лиц в виде штрафа в размере 32 000 руб.

Однако, исходя из принципа справедливости и соразмерности наказания последствиям допущенного нарушения, суды апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, и снизил размер подлежащего взысканию штрафа до 3 200 руб.

Аналогичное решение о снижении штрафа (с 1 040 000 до 10 000 руб.) за несвоевременное представление персонифицированной отчетности было рассмотрено в Постановлении АС СЗО от 10.08.2017 № Ф07-7994/2017 по делу № А44-204/2017. Суд принял в качестве смягчающих обстоятельств:

нарушение срока представления отчетности в первый раз;

отсутствие умысла и негативных последствий;

незначительный период просрочки (один день).

Читателям следует обратить внимание, что в настоящее время действует Инструкция № 766н. В соответствии с п. 39 данной инструкции в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Так, в Постановлении от 10.04.2017 № Ф03-924/2017 по делу № А16-1601/2016 АС ДВО указал, что вина страхователя во вмененном нарушении отсутствует, поскольку он самостоятельно обнаружил ошибку в представленных сведениях и устранил ее посредством направления дополняющей формы до момента выявления такой ошибки органом Пенсионного фонда.

Таким образом, при соблюдении организацией указанного порядка к ней штрафные санкции не могут быть применены.

В заключение отметим, что лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда оно узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящем органе ПФР. Данная норма закреплена в ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ. Если решение вышестоящего органа ПФР не удовлетворяет страхователя, он вправе обратиться в суд (ст. 18 Федерального закона № 27-ФЗ).


С Пенсионным фондом России, как и с органами ЗАГС, гражданин сталкивается уже с рождения: СНИЛС получают в одно время со свидетельством о рождении. Неоднократно приходится обращаться в ПФР и в течение жизни: за маткапиталом, пенсией или контролем своего пенсионного счета. Поэтому каждому гражданину необходимо уметь составлять заявление в Пенсионный фонд, чтобы отстоять свои права в случае необходимости.

Законодательная база

К сожалению, реформирование пенсионного законодательства с каждым разом делает его все более сложным для понимания не только простыми гражданами, но даже самими пенсионными работниками. Поэтому они часто делают ошибки при подсчете трудового стажа, размера выплат и в других вопросах. Если у Вас возникло право на получение какой-либо выплаты, мы настоятельно рекомендуем перед обращением в ПФР обратиться к юристам, чтобы узнать:

  • какие документы потребуются для получения, а какие Пенсионный фонд РФ требовать не вправе;
  • как в Вашем индивидуальном случае рассчитать стаж, необходимый для получения пенсии;
  • размер самой выплаты.

Обладая этими знаниями, можно смело подать заявление в Пенсионный фонд и не бояться, что Ваши права будут нарушены.

Тем не менее, перед тем, как написать в Пенсионный фонд РФ, не лишним будет и личное ознакомление с основными нормативными актами, в соответствии с которыми ПФР осуществляет свою деятельность:

  • в 2019 году Правлением Пенсионного фонда РФ были утверждены административные регламенты оказания услуг, где подробно описаны все условия получения той или иной услуги, в том числе: кто имеет право получения услуги, исчерпывающий перечень документов для предоставления, срокам и т.д., вплоть до требований к помещению, в которых происходит оказание услуги. Любое нарушение данных регламентов может быть обжаловано;
  • Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ, Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ – регулирование обязательного пенсионного страхования;
  • Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ – о видах пенсионного обеспечения и порядке их назначения;
  • Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ – о материнском капитале и общих условиях его выплаты;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ – содержит общие правила оказания государственных услуг, в том числе порядок обжалования действий и бездействий госорганов;
  • Постановление Правительства РФ от 16.08.2012 № 840 – о порядке подачи и рассмотрения жалоб на нарушения со стороны госорганов.

Основания для обжалования

Рассмотрим наиболее частные причины жалоб на действия сотрудников Пенсионного фонда РФ.

Неправильный подсчет пенсионных начислений

Это, пожалуй, самая распространенная причина недовольства работой Пенсионного фонда у граждан. Формула подсчета размера пенсионных выплат довольно сложная и зависит от многих факторов: года рождения, места проживания, размера трудового стажа, условий работы, профессии и т.д. Поэтому сотрудники Пенсионного фонда часто учитывают не все факторы и назначают более низкий уровень пенсии, чем положено.

В этом случае важно обжаловать решение Пенсионного фонда, представив правильные расчеты и доказательства всех факторов, влияющих на начисление.

Ненадлежащее поведение сотрудников ПФР

В некоторых случаях виной ненадлежащего обслуживания в отделениях ПФР выступает человеческий фактор: сотрудники грубят и хамят, провоцируют образование больших очередей или безосновательно отказывают в обслуживании.

В этих случаях следует обращаться с жалобой к руководителю соответствующего отделения, чтобы услуга была оказана надлежащим образом, а к некомпетентному сотруднику были применены меры дисциплинарного взыскания.

Отказ в оказании услуг

Пенсионный фонд обязан принимать подаваемые заявления и пакеты документов, отказ в их принятии, равно как и требование документов сверх оговоренного регламентом списка неправомерен. Заявление может быть возвращено, но основание для возврата должно быть строго аргументировано в соответствии с законом.

Нарушение сроков принятия решения, оказания услуг

Сроки рассмотрения заявлений содержатся в вышеуказанных регламентах. Так, рассмотрение заявления и принятие решения о выдаче либо об отказе в выдаче маткапитала осуществляется в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня приема заявления. Если данные сроки нарушаются – это повод для обращения в вышестоящие структуры.

Решение ПФР содержит ошибки, опечатки

Ошибки в документах могут привести к тому, что они утрачивают свою силу. Поэтому важно внимательно проверять выдаваемые госорганом документы и в случае необходимости обращаться за их исправлением.

Порядок обжалования действий и решений ПФР

Хотя закон называет досудебный порядок обжалования правом гражданина, а не обязанностью, но фактически обжаловать действия и решения сотрудников ПФР в суде или других инстанциях невозможно без предварительной подачи жалобы непосредственно в сам ПФР. Поэтому начинать жаловаться нужно в следующем порядке.

  1. Руководитель территориального отделения ПФР рассматривает жалобы на действия сотрудников своего отделения, в том числе хамство, отказ в обслуживании и т.д.
  2. Решения руководителя территориального отделения нужно обжаловать в вышестоящее отделение ПФР. Как правило, они носят название региональных управлений.
  3. В центральное (Московское) отделение ПФР обжалуются действия и решения регионального управления ПФР. Также, если Вы столкнулись с существенным нарушением сроков оказания услуг или произведения выплат, имеет смысл жаловаться сразу в центральное отделение, поскольку оно контролирует соблюдение территориальными отделениями законодательства и качество оказываемых услуг.
  4. Если жалобы во все инстанции ПФР ни к чему не привели, восстанавливать свои права нужно уже в судебном порядке.
  5. Решение Пенсионного фонда РФ можно обжаловать и в другие госорганы, но такие жалобы дают положительный результат далеко не во всех случаях. Тем не менее, в защите своих прав нужно использовать все возможности, поэтому расскажем, куда еще можно пожаловаться на работу Пенсионного фонда:
    • Администрация Президента РФ рассматривает жалобы на любое нарушение законодательства со стороны органов государственной власти. Туда же можно сообщить о коррупции. Подробнее о том, как написать обращение к Президенту, можно почитать в нашей статье.
    • Прокуратура РФ также уполномочена рассматривать жалобы на нарушение законодательства. Порядок подачи и рассмотрения жалобы в прокуратуре имеет свою специфику.

Способы обращения в ПФР

Вне зависимости от уровня отделения, в которое нужно направить жалобу, существует несколько способов ее подачи.

Лично

Если имеется такая возможность, проще всего прийти в отделение лично в часы приема. Однако одного устного высказывания претензий будет недостаточно: необходимо подать жалобу в письменном виде. Для этого нужно составить жалобу в двух экземплярах: один будет принят к рассмотрению, а на втором поставят отметку о получении и отдадут обратно.

Этот экземпляр будет служить доказательством обращения в соответствующую инстанцию.

Почтой

Отправлять жалобу следует по месту нахождения соответствующего отделения. Контакты интересующего отделения можно найти на официальном сайте ПФР. Письмо в ПФР нужно отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении. Такое письмо можно отследить на сайте Почты России, а уведомление о вручении будет доказательством принятия жалобы к рассмотрению.

В электронной форме

Электронное обращение удобно тем, что отправить его можно, не выходя из дома, просто заполнив форму на официальном сайте Пенсионного фонда. Для составления обращения через онлайн-приемную ПФР потребуется СНИЛС, а также сканы документов, которые нужно приложить к жалобе. Максимальная длина обращения – всего 2000 символов, поэтому составить его нужно емко и лаконично. Ответ на электронное обращение придет на указанную электронную почту.

Сроки рассмотрения жалоб в ПФР

Срок получения ответа на жалобу следует считать с момента ее поступления в отделение ПФР. Это дата, когда Вы принесли жалобу лично или отправили электронное сообщение, либо дата получения отделением ПФР письма с жалобой, которая указывается в уведомлении о вручении. Далее срок следует считать следующим образом:

  • в течение 1 рабочего дня происходит регистрация жалобы;
  • на рассмотрение жалобы по общему правилу отводится 15 рабочих дней, но для некоторых случаев установлен сокращенный срок рассмотрения. В течение 5 рабочих дней рассматриваются жалобы:
  • на отказ в приеме документов;
  • на отказ в исправлении опечаток и ошибок;
  • на нарушение установленных сроков таких исправлений;
  • в случае удовлетворения жалобы в течение 5 рабочих дней должны быть приняты меры по устранению выявленных нарушений;
  • ответ по результатам рассмотрения отправляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения.

Таким образом, максимальный срок ответа Пенсионного фонда на заявление составляет 17 рабочих дней, а за 21 рабочий день нарушение должно быть устранено.

Как составить жалобу в ПФР?

Специальной формы обращения в Пенсионный фонд законом не предусмотрено, поэтому текст можно писать в свободном изложении. Тем не менее, ряд требований к жалобе все же есть.

Во-первых , в соответствии с Постановлением Правительства № 840, в жалобе должны содержаться следующие сведения:

  • наименование отделения ПФР, куда будет подаваться жалоба, а также, в случае необходимости, ФИО его руководителя;
  • личные данные заявителя: ФИО, адрес, номер телефона, СНИЛС, адрес электронной почты (если ответ нужен в электронной форме);
  • суть обращения: какие именно действия обжалуются, каких должностных лиц;
  • обоснование жалобы, в том числе необходимые для этого документы.

Во-вторых , дополнительные требования к обращению в госорганы устанавливаются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

  1. В письменной жалобе на бумажном носителе в обязательном порядке должны стоять дата и подпись.
  2. В обращении не должно быть оскорблений или ненормативной лексики, в противном случае она может быть оставлена без рассмотрения.

В-третьих , следует учесть все юридические нюансы. Как уже говорилось выше, требования в жалобе должны быть обоснованными, т.е. подкрепленными соответствующими документами и ссылками на нормы закона. Здесь уже всё во многом зависит от обстоятельств в каждой конкретной ситуации, поэтому лучше обратиться за консультацией к юристу.

Кроме того, при написании нужно придерживаться делового стиля изложения, емко и лаконично описывать обстоятельства жалобы, соблюдать хронологический порядок. Также лучше не отходить от темы обращения, не делать лирических отступлений и исключить эмоциональную составляющую.

Учитывая изложенное, структурно жалоба в ПФР состоит из следующих элементов:

  1. Шапка документа, где указываются данные о заявителе и получателе жалобы.
  2. Суть обращения, состоящая из:
    • описания обстоятельств с последовательным изложением событий;
    • мотивировочной части, где заявитель обосновывает свои требования со ссылками на документы и нормы закона;
    • просительной части, в которой указываются конкретные меры, ожидаемые от ПФР.
  3. Перечисление приложений.
  4. Дата и подпись, если документ на бумажном носителе.

Для самостоятельного составления жалобы можно воспользоваться нашим образцом жалобы в ПРФ на решение.

Обжалование решений ПФР в суде

Практика обжалования действий и решений ПФР в суде довольно распространена, так как зачастую это единственный способ добиться справедливости. В суд имеет смысл обращаться, когда нужно добиться от ПФР принятия положительного решения или перерасчета пенсионных выплат. Суд будет рассматривать дело по существу, поэтому при правильной аргументации есть все шансы добиться удовлетворения иска.

Составление искового заявления лучше доверить юристам, поскольку суду важно юридически грамотное обоснование исковых требований. Кроме того, юристы знают сложившуюся судебную практику и смогут привести более весомые для суда доводы.

Содержание и образцы исков

Если Вы решили составить иск самостоятельно, то проще всего это сделать, взяв за основу написанные ранее жалобы. Потребуется внести следующие изменения:

  • в шапке искового заявления пишется наименование суда, в который будет подаваться иск. Исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения территориального органа ПФР, действия которого обжалуются. Указывается истец (заявитель) и ответчик (отделение ПФР);
  • к изложению обстоятельств в жалобе следует добавить краткое описание досудебного урегулирования спора: подача жалобы и ответ на нее;
  • к основным требованиям можно также добавить требование о компенсации морального вреда и выплате процентов за пользование чужими денежными средствами;
  • приложить все документы, которые прикладывались к жалобе, а также саму жалобу и ответ на нее.

Читайте также: