Виды обращения граждан в органы социальной защиты и пенсионный фонд

Часто можно услышать от пенсионеров, да и не только - пойду в соц.защиту разбираться, что-то мне пенсию маленькую насчитали. Так вот, Пенсионный Фонд и Социальная защита - это абсолютно разные организации. В чём-то их деятельность пересекается, но направления работы, финансирование - у каждой службы своё.

Пенсионный Фонд - это молодая относительно служба . Пенсионный фонд Российской Федерации (сокращённый вариант названия — ПРФ) представляет собой крупнейшую организацию России, занимающуюся оказанием социально значимых государственных услуг гражданам РФ.

Данный фонд был образован в 1990 году согласно постановлению Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».

Главной целью Пенсионного фонда РФ является государственное управление средствами пенсионной системы и обеспечение прав граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение.

На Пенсионный фонд России возложен ряд социально значимых функций, в числе которых представлены установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а также пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий и пенсии госслужащих.

К числу таких функций также относятся выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан, как то ветераны, инвалиды, Герои Российской Федерации и другие, назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе, а также ведение системы персонифицированного учёта прав участников системы обязательного пенсионного страхования.

Также Пенсионный фонд РФ выполняет и такие социально значимые функции, как формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений, адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, реализация Программы государственного софинансирования пенсии, а также реализация международных соглашений. К слову, в настоящее время на основании международных соглашений Пенсионный фонд России осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира.

И вкратце о Социальной защите, поддержке, помощи.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Теперь понятно, что за неправильно насчитанной пенсией надо обращаться в Пенсионный фонд?

Далее я более подробно буду рассказывать об услугах.

В соответствии с Конституцией граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.
Существует три основных вида обращений:

1. Предложение — вид обращения, цель которого обратить внимание на необходимость совершенствования работы тех или иных государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, рекомендовать конкретные пути и способы решения поставленных задач.

2. Заявление — Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций.

3. Жалоба — вид обращения, в котором идет речь о нарушении субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан. Как правило, в жалобе содержится не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых либо необоснованного отказа произошло, по мнению заявителя, нарушение его субъективных прав, предусмотренных законодательством.

Работа с письменными обращениями граждан в органах социальной защиты населения ведется в соответствии с «Инструкцией о работе с предложениями, заявлениями и жалобами граждан в органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях социального обеспечения».

Установлены следующие сроки рассмотрения писем:

- предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в учреждения социального обеспечения, за исключением тех из них, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение (не более чем на месяц, для военнослужащих – не более 15 дней);

- заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца. Если заявления и жалобы не требуют дополнительного изучения и проверки, то они разрешаются безотлагательно, не позднее 15 дней;

- заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей в Министерстве труда и социального развития России разрешаются в срок до 15 дней, в местных органах социального обеспечения — до 17 дней;

- предложения и заявления народных депутатов рассматриваются с принятием мер по их выполнению в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки — безотлагательно.

Началом срока исполнения считается день поступления письма в учреждение, а его окончанием — день направления окончательного ответа заявителю или в контролирующий орган.

В тех случаях, когда для разрешения письма необходимо проведение специальной проверки, срок разрешения письма продлевается руководителем, но не более чем на один месяц, а срок разрешения писем военнослужащих и членов их семей — не более чем

14. Организация справочно-кодификационной работы в муниципальном управлении социальной защиты населения
Справочно-кодификационная работа имеет важное значение. В отделах ведутся следующие формы систематизации: подшивки; контрольные экземпляры нормативных актов; хронологические журналы регистрации.
1. Подшивки ведутся на приказы, инструктивные письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации, краевых (областных) управлений социальной защиты населения. Страницы подшивок нумеруются. В них своевременно вносятся изменения, дополнения или сведения об отмене нормативного акта. При этом старый текст перечеркивается, а на полях вписываются дата, номер и название документа, в который внесено изменение.
2. В отделах ведутся контрольные экземпляры. На титульном листе делается надпись «Контрольный экземпляр» и отмечается дата начала его ведения. В контрольные экземпляры вносятся отметки об отмене, изменении, дополнений нормативного акта по тем же правилам, что и в подшивке.
3. В отделах вместо хронологических подшивок ведутся хронологические журналы регистрации нормативных актов. Приказы, инструктивные письма в них регистрируются в строгом хронологическом порядке.

Опыт организационно-административной работы в российских учреждениях социальной защиты населения с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социальный работник является связующим звеном между семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности и обществом. В функции социального работника входят организация юриди­ческой, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи по при­обретению экономической независимости.

Психолог занимается диагностикой проблем психологического климата в семье, консультированием и коррекцией психологиче­ского состояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, по необходимости — работой с окружающими.
Органы народного образования проводят обучение ребенка (со­ставление и коррекция индивидуальных программ, анализ каче­ства, организация общения ребенка со сверстниками), занима­ются устройством других детей в детские учреждения, специальные детские сады, а также вопросами профориентации, трудо­устройства, оформлением в специализированные учреждения.
Органы здравоохранения берут на учет, составляют характери­стики семьи с учетом всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по трудо­устройству, санаторно-курортному лечению, оформлению доку­ментов, по медицинской технике, оформлением в специализиро­ванные учреждения, реабилитацией.
Органы социальной защиты вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому; центра про­фориентации (профориентация ребенка с ограниченными воз­можностями).
Юрист дает консультации по вопросам законодательства и пра­ва, правам семьи, льготам, нарушению прав, юридической за­щите, вопросам трудоустройства и организации семейных пред­приятий.
Благотворительные организации, включая общество Красного Креста — материальная, натуральная помощь, организация об­щения; торговые организации — снабжение продуктами питания, детскими товарами, мебелью, техникой, книгами и др.

16. Опыт организационно-административной работы в российских учреждениях социальной защиты населения с безработными гражданами.
Существуют следующие организационно-правовые формы социальной защиты безработных: обеспечение, страхование, обслуживание.

Так в соответствии со ст. 28 Закона о занятости государство предоставляет следующие гарантии социальной поддержки безработных:

- выплата пособий по безработице;

- выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- сохранение трудового стажа в течение всего времени, которое установлено законом гражданину для получения пособия по безработице, стипендии, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также в период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением государственных обязанностей.
Основной формой материальной поддержки безработного в период поиска подходящей работы является пособие по безработице – это гарантированные государством периодические выплаты за счет средств федерального бюджета.
Еще одной формой защиты безработных является страхование по безработице, основанное на трудовом и страховом стаже с учетом уровня заработной платы в период занятости. Оно гарантирует работнику выплату страхового возмещения в случае потери работы, коллективного сокращения или признания работодателя неплатежеспособным.
К последней форме поддержки безработных граждан относится предоставление возможности профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению службы занятости, если гражданин не имеет профессии, не может подобрать подходящую работу из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации или в связи с отсутствием работы, отвечающей его профессиональным навыкам.

17.Принципы организационной деятельности в социальной работе
Важным организационным принципом социальной работы является контроль и проверка исполнения. Смысл контрольно-проверочной деятельности заключается в том, чтобы обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения. Осуществление на практике этого принципа требует: сочетания административного и общественного контроля, регулярности его осуществления; анализа и предложения практических рекомендаций по устранению недостатков; содействия укреплению законности и правопорядка.
Одним из основных организационных принципов социальной работы является единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров социальных служб. Их четкое функционирование достигается на основе ясного представления каждым специалистом своих функций, о соответствующих правах и возможностях самостоятельного принятия решений, строгого определения полномочий и ответственности каждого подразделения в отношениях «по вертикали» и «по горизонтали», установления рациональных связей и информационных потоков между службами социальной защиты населения.







Прием граждан

Прием граждан. Организация работы органов Пенсионного фонда РФ с обращениями граждан

Прием граждан в органах ПФР является одним из основных по­казателей, характеризующих его работу. Специалисты управлений ПФР обязаны содействовать гражданам в получении необходимых для назначения пенсий документов, запрашивать их от предпри­ятий, организаций, давать четкие, убедительные и мотивированные разъяснения по вопросам пенсионного законодательства.

Организация приема посетителей в органах ПФР включает: ус­тановление определенных дней и часов приема и доведение их до сведения населения, оборудования соответствующего помещения для приема. Организуя прием, необходимо уделять внимание обста­новке, в которой он проходит. При доброжелательном разговоре с посетителями, даже если им помочь невозможно, они уходят удов­летворенными хотя бы тем, что их внимательно выслушали и пояс­нили законодательные нормы.

В ПФР и его территориальные органы обращается большое чис­ло граждан за разъяснениями различных вопросов, связанных с пенсионным обеспечением, но чаще всего, как показывает практи­ка, по вопросам исчисления, перерасчета пенсии, подсчета стажа работы и др.

Обращения граждан, которые включают предложения, заявле­ния, жалобы, ходатайства, различаются между собой по юридиче­ской природе, преследуют частные и коллективные интересы, не совпадающие по общественной значимости и порождающие различ­ные правовые последствия.

Так, предложение квалифицируется как обращение гражданина, имеющее конкретный характер, не связанное с нарушением его прав и направленное на совершенствование действующего законо­дательства, улучшение деятельности государственных органов, со­вершенствование социально-экономических отношений.

Заявление рассматривается как обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, закрепленных Конституцией РФ, федеральными законами и нормативно-правовыми актами.

Жалоба — обращение с требованием о восстановлении прав и ^конных интересов граждан, нарушенных действиями, решениями государственных органов, владельцами различных прав собственно­сти, должностными лицами, общественными организациями.

Возможно и применение такого понятия, как ходатайство. Хода­тайство — это обращение гражданина, подаваемое всегда в пись­менной форме, с просьбой о признании за ним определенного ста­туса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их под­тверждающих.

Обращения граждан могут быть как письменными, так и уст­ными.

Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, ко­гда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требу­ют дополнительной проверки, а личности заявителей известны или установлены. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме. Такие обращения практикуются во время приема граждан должностными лицами, во время встреч руководи­телей предприятий, учреждений, организаций, принимаются по ли­нии прямой телефонной линии связи, во время телевизионных пе­редач и т. п.

Результаты рассмотрения устных обращений, требующих допол­нительной проверки изложенных в них фактов, доводятся до сведе­ния заинтересованных лиц в таком же порядке, как это установлено для письменных обращений.

Письменные обращения граждан должны содержать наименова­ние и адрес органа власти, управления или должностного лица, ко­торым они адресованы, изложение существа предложения, заявле­ния, жалобы или ходатайства, фамилию, имя, отчество автора, его адрес, контактные телефоны, дату и личную подпись.

Вопросы работы с обращениями граждан до настоящего времени не нашли своего нормативного закрепления в федеральном законо­дательстве. В связи с этим основным правовым актом, регламенти­рующим порядок приема и рассмотрения обращений граждан РФ, остается Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (с изм. и доп. от 4 марта 1981 г. и 2 февраля 1988 г.).

Правлением ПФР 8 октября 2002 г, принято постановление «О работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей».

Работа с письмами складывается из нескольких этапов.

Уважаемые граждане!

В связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV) временно приостановлена работа общественной приемной Минтруда России и личный прием должностными лицами Министерства в соответствии с утвержденным графиком.

Просим направлять свои обращения в Министерство в письменном виде (по адресу: 127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка д. 21), в электронном виде через официальный сайт Минтруда России путем заполнения формы (по адресу: http://www.rosmintrud.ru/reception/form), факсом: +7 (495) 870-67-12.

Телефон Отдела по работе с обращениями граждан, для информирования о регистрации обращений граждан: +7 (495) 870-67-22.

Приносим свои извинения за доставленные неудобства.

Контактная информация

Справочная Отдела по работе с обращениями граждан: +7 (495) 870-67-22.

Факс Отдела по работе с обращениями граждан: +7 (495) 870-67-12.

Почтовый адрес: 127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, д. 21.

Граждане отправляют обращения в свободной форме с указанием Фамилии, Имени и Отчества (при наличии), полного обратного почтового адреса или адреса электронной почты, по которому должен быть направлен ответ.

Порядок приема и рассмотрения обращений граждан, направленных через официальный сайт Министерства труда и социальной защиты

Официальный сайт Министерства является дополнительным средством для обеспечения возможности обращений граждан по вопросам, входящим в его компетенцию.

1. Обращения граждан, направленные в электронном виде через официальный сайт Минтруда России, обрабатываются Отделом по работе с обращениями граждан и организации приема населения Департамента управления делами (далее – Отдел по работе с обращениями граждан).

2. Обращения граждан, поступившие в электронном виде, в соответствии с действующим законодательством не позднее чем в трехдневный срок регистрируются и направляются в зависимости от обозначенных в них проблем в департаменты Министерства либо в те федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или иные организации, к непосредственному ведению которых относится разрешение поставленных в обращениях вопросов.

3. Ответ автору электронного обращения направляется по его выбору:

  • в форме электронного документа, если им указаны фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) и адрес электронной почты (e-mail);
  • в письменной форме, если им указаны фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) и почтовый адрес.

4. На обращения, поступившие в электронном виде с неполной или неточной информацией об отправителе, без указания Фамилии, Имени и Отчества (последнее при наличии), полного обратного почтового адреса или адреса электронной почты, по которому должен быть направлен ответ, Минтруд России не имеет возможности направить ответ по существу поставленных вопросов.

5. При направлении обращений, касающихся обжалования судебных решений, необходимо иметь в виду следующее.

Согласно Конституции Российской Федерации, правосудие в России осуществляется только судом. Органы судебной власти самостоятельны и действуют независимо от законодательной и исполнительной властей. Решения судебных органов обжалуются в установленном законом процессуальном порядке. Действующее законодательство запрещает всякое вмешательство в процесс отправления правосудия.

6. Отдел по работе с обращениями граждан оставляет за собой право уточнить достоверность информации об отправителе запроса, а также, по необходимости, содержание запроса.

Внимание! Обращения и переписка в электронном виде, направляемые в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, минуя предлагаемую форму ввода, к рассмотрению не принимаются.

Уважаемые пользователи! Просим с пониманием отнестись к некоторым ограничениям, связанным с особенностями обработки больших потоков информации:

  • Размер электронного обращения не может превышать 2 тысячи знаков.
  • Обращение может содержать вложенные документы и материалы в электронной форме в виде одного файла без архивирования. Размер файла вложения не может превышать 5 Мб. Для вложений допустимы следующие форматы файлов: docx, doc, xls, xlsx, ppt, pptx, rtf, txt, pdf, jpeg, jpg, bmp, png, tiff, tif, odt, ods, odp. Иные форматы не обрабатываются в информационных системах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
  • Письма, содержащие тексты большей длины, несколько копий документов, фотографии и другие допустимые вложения, следует направлять обычной почтой по адресу: 127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, д. 21.

Порядок рассмотрения письменных обращений

Порядок рассмотрения обращений граждан регламентируется Федеральным законом РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 452 «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» и Приказом Минтруда России №60н от 4 февраля 2015 г. «Об утверждении инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации».

Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Наши граждане зачастую ищут ответы и помощь по вопросам пенсионного обеспечения в интернете, а не в Пенсионном фонде РФ.

Причины здесь две:

во-первых, они элементарно не знают, КУДА конкретно надо обращаться и

во-вторых, они не знают, КАК правильно надо обращаться в Пенсионный фонд РФ.

В данном материале вы найдете ответы на оба этих вопроса, и куда обращаться и как обращаться за назначением и выплатой различных видов пенсий.

КУДА обращаться по вопросам пенсионного обеспечения

Вполне естественно в первую очередь надо обращаться в ту организацию, которая уполномочена решать данный вопрос пенсионного обеспечения.

При этом надо учитывать, что за вопросы назначения и выплаты различных видов пенсий зачастую отвечают различные государственные органы.

Пенсии по обязательному пенсионному страхованию

За назначение пенсий по обязательному пенсионному страхованию (страховых и накопительных пенсий, если пенсионные накопления не переведены в негосударственный пенсионный фонд) отвечает Пенсионный фонд РФ и обращаться с вопросами по этим видам пенсий необходимо в Пенсионный фонд РФ.

В частности, для назначения наиболее массового вида пенсий - страховой пенсии по старости необходимо обратиться в любое время после возникновения права на нее без каких-либо ограничений по времени.

Заявление о назначении страховой пенсии с документами следует подать в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту регистрации (в том числе временной) или в многофункциональный центр госуслуг (МФЦ).

Для граждан, проживающих по адресу, который не имеет подтверждения регистрацией, необходимо обращаться в Пенсионный фонд РФ по месту фактического проживания.

О том, как правильно надо обращаться в Пенсионный фонд РФ поговорим ниже.

За назначением накопительной пенсии, если пенсионные накопления переведены в негосударственный пенсионный фонд, обращаться необходимо непосредственно в данный негосударственный пенсионный фонд.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению

Государственная пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава.

Граждане могут обратиться за назначением данных видов пенсий в любое время после возникновения права на нее без каких-либо ограничений по времени.

Заявление о назначении пенсии (за исключением заявления о назначении пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих) подается в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства, по месту пребывания либо по месту фактического проживания гражданина, либо в МФЦ.

Федеральный государственный гражданский служащий подает письменное заявление о назначении пенсии за выслугу лет на имя председателя Правления Пенсионного фонда РФ с необходимыми документами

непосредственно в кадровую службу федерального органа государственной власти (его территориального органа) или его аппарата, в котором он замещал должность федеральной службы перед увольнением, а в случае

реорганизации или ликвидации федерального органа заявление о назначении пенсии за выслугу лет подается в кадровую службу федерального органа, которому переданы функции реорганизованного или ликвидированного федерального органа (Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, её назначения и выплаты, утверждённые постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 44).

Военным и полицейским пенсию назначает и выплачивает не Пенсионный фонд РФ, а то государственное ведомство, в котором они проходил службу. Например, Министерство обороны или Министерство внутренних дел.

В данном материале мы рассмотрим только вопросы правильного обращения в Пенсионный фонд РФ, обеспечивающий назначение и выплату пенсий для большей части наших граждан.

Общие правила правильного обращения в Пенсионный фонд

Во-первых, с сотрудниками Пенсионного фонда нельзя общаться на уровне «поговорить»! Это основное правило для успешного решения вопроса в Пенсионном фонде, которое большинство наших граждан, к сожалению, не соблюдает.

Если хотите решить вопрос, не должно быть никаких: «помогите, войдите в положение, подскажите…».

Только официально зарегистрированные письменные заявления.

Во-вторых, необходимо четко соблюдать порядок обращений в Пенсионный фонд РФ:

первый шаг – обращение в территориальный орган пенсионного фонда по месту регистрации (в том числе и временной);

второй шаг – если на первом шаге решить проблему не удалось, то обращаемся непосредственно в Пенсионный фонд РФ, а копию заказного письма можно направить в соответствующее министерство Правительства, курирующее Пенсионный фонд РФ (в настоящее время это Министерство труда и социальной защиты РФ) ;

третий шаг - если гражданин недоволен ходом рассмотрения его заявления в Пенсионный фонд РФ, он может использовать досудебный, внесудебный и судебный порядок обжалования решений Пенсионного фонда РФ.

Жаловаться на действия Пенсионного фонда РФ можно в следующих случаях:

при нарушении срока регистрации любого запроса и заявления;

при нарушении срока назначения и перерасчета пенсии;

при требовании сотрудниками Пенсионного фонда РФ документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами РФ;

при отказе сотрудниками Пенсионного фонда РФ в приеме документов у гражданина;

при незаконном отказе в назначении и перерасчете пенсии;

при требовании оплаты за услуги;

при отказе территориального органа Пенсионного фонда РФ в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных пенсионных документах.

Более подробно порядок судебного обжалования решений Пенсионного фонда РФ будет рассмотрен в специальном материале.

Имейте в виду, что Пенсионный фонд РФ обязал свои подразделения организовывать предварительную запись на прием.

Правда, разрешено это только для получения консультаций и информирования о ходе предоставления государственной услуги. Запись для подачи заявлений на оформление пенсии запрещена по-прежнему.

КАК обращаться в Пенсионный фонд РФ

Первый вариант: Можно обратиться в клиентскую службу Пенсионного фонда РФ по месту регистрации.

Чтобы получить ответ на вопросы, относящиеся к компетенции Пенсионного фонда РФ, гражданин всегда может обратиться в клиентскую службу Пенсионного фонда по месту регистрации лично.

При этом необходимо написать письменное заявление и обязательно его зарегистрировать.

Это самый оптимальный вариант, так как в территориальном органе Пенсионного фонда РФ есть самая полная информация об индивидуальном лицевом счете гражданина, там хранится его пенсионное дело.

Второй вариант: Направить письменное обращение в Пенсионный фонд РФ.

Обратиться в Пенсионный фонд РФ можно и в письменной форме. Для этого необходимо написать обращение и отправить в виде заказного письма в адрес:

территориального отделения Пенсионного фонда РФ по месту жительства (можно посмотреть на сайте пенсионного фонда РФ pfrf.ru),

исполнительной дирекции Пенсионного фонда (119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 4, Пенсионный фонд РФ).

Письменное обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

При этом гражданин, направивший обращение, будет уведомлен Пенсионным фондом о продлении срока рассмотрения его обращения.

Третий вариант: Направить обращение в Пенсионный фонд РФ через онлайн-приемную

На сайте Пенсионного фонда РФ в разделе «Направить обращение в Пенсионный фонд» необходимо выбрать один из двух разделов и заполнить соответствующую форму:

для граждан, проживающих на территории Российской Федерации, или

для граждан, проживающих за пределами Российской Федерации.

Обращение, поступившее в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в таком же порядке и в те же сроки, что и полученное в письменном виде.

Предусмотрена также возможность получения on-line консультации в центре on-line консультирования по вопросам, не требующим предоставления персональных данных.

Четвертый вариант: Проконсультироваться по телефону по отдельным вопросам пенсионного обеспечения

По вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей, можно проконсультироваться по телефону 8 (495) 987-80-30 клиентской службы Департамента по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей Пенсионного фонда РФ.

Также по всем вопросам, касающимся пенсионного обеспечения, можно обратиться по справочным телефонам территориальных отделений Пенсионного фонда (номера телефонов можно уточнить на интернет-странице регионального Отделения Пенсионного фонда на сайте www.pfrf.ru) или в Управление по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей по телефону: 8 (495) 987-89-07, 8 (495) 987-89-14.

Справочный телефон Отделения Пенсионного фонда по г. Москве и Московской области, только для граждан, проживающих на территории г. Москвы и Московской области 8 (495) 987-09-13.

Позвонив в call-центр Пенсионного фонда по телефону 8-800-510-5555, можно получить общую информацию по следующим вопросам:

участие в государственной Программе софинансирования пенсий;

порядок получения СНИЛС;

перевод пенсионных накоплений к другому страховщику в системе обязательного пенсионного страхования;

неправомерный перевод средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды;

услуги Пенсионного фонда в электронном виде и с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия;

способы получения информации о состоянии индивидуального лицевого счета;

выбор тарифа страхового взноса (варианта пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования).

Работает call-центр Пенсионного фонда РФ круглосуточно. Звонок бесплатный из любого региона России.

Весь порядок обращения граждан в Пенсионный фонд РФ расписан в приказе Минздравсоцразвития РФ от 12 декабря 2011 г. № 1521н.

Его полное название «Административный регламент предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В ПФР и его территориальные органы обращается большое чис­ло граждан за разъяснениями различных вопросов, связанных с пенсионным обеспечением, но чаще всего, как показывает практи­ка, по вопросам исчисления, перерасчета пенсии, подсчета стажа работы и др.

Обращения граждан, которые включают предложения, заявле­ния, жалобы, ходатайства, различаются между собой по юридиче­ской природе, преследуют частные и коллективные интересы, не совпадающие по общественной значимости и порождающие различ­ные правовые последствия.

Так, предложение квалифицируется как обращение гражданина, имеющее конкретный характер, не связанное с нарушением его прав и направленное на совершенствование действующего законо­дательства, улучшение деятельности государственных органов, со­вершенствование социально-экономических отношений.

Заявление рассматривается как обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, закрепленных Конституцией РФ, федеральными законами и нормативно-правовыми актами.

Жалоба — обращение с требованием о восстановлении прав и ^конных интересов граждан, нарушенных действиями, решениями государственных органов, владельцами различных прав собственно­сти, должностными лицами, общественными организациями.

Возможно и применение такого понятия, как ходатайство. Хода­тайство — это обращение гражданина, подаваемое всегда в пись­менной форме, с просьбой о признании за ним определенного ста­туса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их под­тверждающих.

Обращения граждан могут быть как письменными, так и уст­ными.

Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, ко­гда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требу­ют дополнительной проверки, а личности заявителей известны или установлены. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме. Такие обращения практикуются во время приема граждан должностными лицами, во время встреч руководи­телей предприятий, учреждений, организаций, принимаются по ли­нии прямой телефонной линии связи, во время телевизионных пе­редач и т. п.

Результаты рассмотрения устных обращений, требующих допол­нительной проверки изложенных в них фактов, доводятся до сведе­ния заинтересованных лиц в таком же порядке, как это установлено для письменных обращений.

Письменные обращения граждан должны содержать наименова­ние и адрес органа власти, управления или должностного лица, ко­торым они адресованы, изложение существа предложения, заявле­ния, жалобы или ходатайства, фамилию, имя, отчество автора, его адрес, контактные телефоны, дату и личную подпись.

Вопросы работы с обращениями граждан до настоящего времени не нашли своего нормативного закрепления в федеральном законо­дательстве. В связи с этим основным правовым актом, регламенти­рующим порядок приема и рассмотрения обращений граждан РФ, остается Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (с изм. и доп. от 4 марта 1981 г. и 2 февраля 1988 г.).

Правлением ПФР 8 октября 2002 г, принято постановление «О работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей».

Работа с письмами складывается из нескольких этапов.

1.Прием, регистрация и учет писем граждан

При приеме писем проверяется правильность их адресования. Письма, доставленные не по назначению, незамедлительно возвра­щаются почтовому предприятию связи для направления адресату.

Вложения, содержащиеся в конверте, проверяются, пересчитываются и скрепляются с конвертом. Отсутствие указанных в письме приложений или их части отражается в акте и об этом сообщается заявителю.

Письма граждан с пометкой на конверте «лично», а также пись­ма, адресованные отраслевому отделу писем министерства или профсоюзной организации, не вскрываются, а передаются по на­значению.

На письмах граждан, сданных на личном приеме, делается по­метка «с личного приема». Эти письма подлежат регистрации.

Все поступающие письма должны быть централизованно заре­гистрированы в день их поступления на регистрационно-контрольных карточках.

Регистрационный индекс письма указывается в регистрацион­ном штампе, который проставляется в правом верхнем углу сопро­водительного письма или на первой странице письма заявителя.

Индекс состоит из условного цифрового обозначения структурного подразделения учреждения, начальной буквы фамилии автора и по­рядкового номера поступившего письма (например, 4-И-5201).

При повторном поступлении письма к нему подбирается имею­щаяся переписка и регистрационно-контрольная карточка. Письму присваивается номер, под которым были зарегистрированы ранее поступившие в данном календарном году письма. В регистрационно-контрольной карточке указывается дата поступления нового письма.

Повторными следует считать письма, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого письма истек установленный законодательством срок рас­смотрения или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.

Письма одного и того же лица по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие в одно и то же учреждение, а также письма, в которых содержатся новые вопросы или дополнительные сведения, повторными не считаются.

В случаях, когда в письме заявителя или коллективном письме сообщается о другом лице, кроме алфавитно-регистрационной кар­точки заводится ссылочная карточка, в которой полностью указыва­ется фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого написа­но письмо. Алфавитно-регистрационные и ссылочные карточки со­держатся в картотеках в строго алфавитном порядке.

Коллективные письма регистрируются по фамилии первого зая­вителя. Одновременно выписываются ссылочные карточки на не­скольких лиц, подписавших это письмо.

Письменное обращение гражданина должно содержать следую­щие данные: фамилия, имя, отчество обратившегося, место его жи­тельства, либо работы и учебы. Без этих сведений обращение при­знается анонимным и рассмотрению не подлежит.

2.Рассмотрение и разрешение пасем граждан

Зарегистрированные письма граждан в день поступления пере­даются руководителю учреждения, который поручает лицу (испол­нителю) рассмотреть по существу вопросы, поставленные в письме, и подготовить текст ответа.

Письма передаются исполнителю под расписку на алфавитно-регистрационной карточке.

Если в резолюции руководителя указано несколько исполните­лей, то ответственным за исполнение всех поставленных в письме вопросов является исполнитель, указанный в списке первым.

Передача писем из одного структурного подразделения в другое производится с обязательной отметкой об этом в алфавитно-регистрационной карточке.

В том случае, когда в письме содержатся вопросы, разрешение которых не относится к компетенции органов социального обеспе­чения, копия или выписка из письма направляется по принадлеж­ности, о чем заявитель ставится в известность.

Запрещается пересылать жалобы на рассмотрение тем лицам и учреждениям, действия которых обжалуются.

Когда данных, указанных гражданином в жалобе, недостаточно для вынесения окончательного решения, из учреждения или от лица, действия которых обжалованы, потребуются материалы про­верки с заключением обоснованности принятого решения. В случае необходимости, по указанию руководства учреждения, для проверки жалобы на месте могут быть командированы работники аппарата учреждения.

Ответы на письма граждан дают руководители и другие уполно­моченные должностные лица учреждений. Ответ может быть дан в письменной или устной форме. В случае устного ответа делается со­ответствующая запись в регистрационно-контрольной карточке. При отклонении предложения, заявления, жалобы в ответе необхо­димо указать мотивы, по которым они отклонены. В необходимых случаях должен быть разъяснен порядок обжалования.

Письма граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы, соответствующие действую­щему законодательству.

Проект подготовленного ответа на письмо визируется исполни­телем в левом нижнем углу и передается на подпись руководителю.

Ответы гражданам на повторные обращения в связи с несогла­сием их с ранее принятым решением, поручения, запросы, направ­ленные в вышестоящие организации, а также ответы на письма, на­ходящиеся на особом контроле, подписываются руководителем уч­реждения или его заместителем.

Если письмо рассматривалось работниками нескольких отделов (секторов), заявителю направляется один ответ. Проект письма го­товится ответственным исполнителем, согласовывается с другими исполнителями, визируется ими, после чего передается на подпись, что должно быть сделано своевременно и правильно. Ответственность за это в равной степени несут все указанные в резолюции ис­полнители.

Запрещается вносить изменения в содержание уже подписанно­го письма без разрешения должностного лица, его подписавшего.

Полученные от заявителя документы возвращаются ему заказ­ным отправлением вместе с ответом, если нет иного поручения кон­тролирующего органа.

В тех случаях, когда документы приобщены к материалам про­верки, пенсионному или медицинскому делу, об этом сообщается заявителю.

При возвращении документов в письме перечисляются наиме­нования подлинных документов (о трудовом стаже, заработной пла­те, а также медицинский документ) и указывается общее число при­ложений.

Письма, находящиеся на контроле в вышестоящих органах со­циального обеспечения, подлежат возврату вместе с ответом. В дру­гие контролирующие органы письма возвращаются только по их требованию.

Подписанные письма передаются для отметки на алфавитно-регистрационной карточке, после чего отправляются адресату.

Установлены следующие сроки рассмотрения писем:

обращения граждан по вопросам, не относящимся к ведению органов социального обеспечения, пересылаются по принадлежно­сти в пятидневный срок с извещением об этом заявителю;

предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в учреждения социального обеспечения, за ис­ключением тех из них, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение;

заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца, если заявления и жалобы не требуют дополнительного изучения и про­верки, то они разрешаются безотлагательно, не позднее 15 дней;

заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей в Ми­нистерстве труда и социального развития России разрешаются в срок до 15 дней, в местных органах социального обеспечения — до 7 дней;

предложения и заявления народных депутатов рассматриваются с принятием мер по их выполнению в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки — безотлага­тельно.

Началом срока исполнения считается день поступления письма в учреждение, а его окончанием — день направления окончательно­го ответа заявителю или в контролирующий орган.

В тех случаях, когда для разрешения письма необходимо прове­дение специальной проверки, срок разрешения письма продлевает­ся руководителем, но не более чем на один месяц, а срок разреше­ния писем военнослужащих и членов их семей — не более чем на 15 дней.

Для соблюдения установленных сроков в письмах-запросах обя­зательно указывается ожидаемый срок получения ответа.

3.Анализ писем граждан

Для изучения характера писем и причин, порождающих обра­щения граждан, главный специалист ежеквартально проводит их анализ.

При анализе писем особое внимание должно быть обращено на те жалобы, по которым были восстановлены нарушенные права и законные интересы граждан или выявлены недостатки в деятельно­сти органов Пенсионного фонда РФ или отдельных должностных лиц, а также на факты несвоевременного рассмотрения писем.

На основании результатов анализа разрабатываются мероприя­тия по устранению причин и условий, порождающих письма гра­ждан.

Предложения, направленные на совершенствование законода­тельства о пенсионном обеспечении и улучшение работы органов ПФР, систематически обобщаются, и информация о них высылает­ся в вышестоящие органы Фонда.

Анализ поступающих писем осуществляется по следующей схеме:

Читайте также: