Виды пенсионных фондов в беларуси

Сущность пенсионных фондов, их виды, социальное значение. Формы пенсионного обеспечения граждан. Особенности формирования ресурсов пенсионных компаний и их размещения. Перспективы развития структур пенсионного обеспечения населения в Республике Беларусь.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.04.2016
Размер файла 13,5 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Сущность, виды пенсионных фондов (компаний) и их социальное значение

В самом общем виде пенсионный фонд можно определить, как фонд, предназначенный для осуществления выплат пенсий по старости или по инвалидности.

В международной финансовой практике пенсионные фонды выступают одними из крупнейших инвесторов, обладающих долгосрочными ресурсами, активными участниками рынков ценных бумаг.

Пенсионные фонды так же являются крупнейшими финансовыми посредниками. Активное функционирование пенсионных фондов характерно для развитых экономик, финансовые системы которых характеризуются высоким уровнем развития рынков капитала. Так, первый паевой фонд был создан еще в 1875 году в США. Активно паевые фонды стали развиваться на Западе после Второй Мировой Войны.

В зависимости от управляющей компании пенсионные фонды можно разделить на государственные и негосударственные. Фонды государственных компаний формируются за счет взносов организаций, предприятий и граждан, а так же за счет государственного бюджета. Фонды же негосударственный пенсионных компаний формируются взносами предприятий и граждан и не носят обязательного характера.

Пенсионные фонды, кроме аккумулирующей, стимулирующей, защитной и иных присущих финансовым посредникам функций, несут существенную социальную нагрузку, т.к. модель их деятельности сопряжена со взаимодействием с такой специфичной группой населения, как граждане пенсионного возраста и инвалиды. В настоящее время, например, в органах по труду, занятости и социальной защите Беларуси различные виды пенсий получают более 2,5 млн. человек, более четверти населения страны.

пенсионный обеспечение ресурс

2. Формы пенсионного обеспечения граждан

Пенсионное обеспечение выступает вариантом материального обеспечения нетрудоспособных граждан, которое пользуется особым вниманием в обществе, так как затрагивает интересы практически каждого человека отдельно и наиболее уязвимых слоев населения в целом.

В Республике Беларусь система социального обеспечения представляет собой достаточно разветвленную сеть и охватывает практически всех нетрудоспособных и трудоспособных лиц посредством государственного социального страхования, пенсионного обеспечения и социальной помощи различных видов и форм. Наибольший удельный вес в этой системе занимает пенсионное обеспечение, которое играет ключевую роль в материальном обеспечении старшего поколения и инвалидов.

Виды пенсий в Беларуси:

а) трудовые пенсии: по возрасту; по инвалидности; по случаю потери кормильца; за выслугу лет; за особые заслуги перед республикой;

б) социальные пенсии.

Система пенсионного обеспечения является многосоставной системой и заключается в комплексе действий от назначения пенсий до их выплат. Сегодня в Беларуси установлены два вида пенсий: трудовые и социальные. Гражданам, которые по тем или иным причинам не имеют права на пенсию, связанную с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, устанавливаются пенсии социальные.

Право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных предусмотренных законодательством случаях закреплено в Конституции Беларуси, реализуется через Законы и другие законодательные акты.

3. Особенности формирования ресурсов пенсионных фондов (компаний) и их размещения

Традиционно доходы пенсионного фонда формируются из:

-страховых взносов работодателей (организаций, предприятий);

-страховых взносов граждан;

-ассигнований из государственного бюджета;

Расходы пенсионного фонда преимущественно направляются на:

-выплату государственных пенсий;

-выплату пособий по уходу;

-оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

-финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности пенсионного фонда.

Ресурсы, аккумулируемые пенсионными фондами с целью их приумножения, размещаются в инструменты финансового рынка с учетом соотношения рискованности и доходности.

4. Перспективы развития пенсионных компаний в Республике Беларусь

Создание и широкое развитие пенсионных фондов - явление, распространенное для финансовых систем развитых стран и относительно новое - для стран с формирующимися рынками. Для развитых финансовых систем характерно широкое представительство негосударственной системы пенсионных фондов. В странах же с формирующимися финансовыми рынками преимущественно функционируют системы пенсионного обеспечения, основанные на государственном управлении. Деятельность рынка пенсионных компаний в Беларуси мог бы оживить сектор негосударственного пенсионного обеспечения, как альтернатива государственному сектору, активизирующему конкурентную среду в системе, повышающую в результате эффективность ее функционирования. Так же развитию данного направления поспособствует активизация финансового рынка в целом, появление новых финансовых инструментов, направлений инвестирования.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

История развития негосударственных пенсионных фондов. Понятие и преимущества негосударственных пенсионных фондов, их функции и задачи. Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации.

курсовая работа [37,2 K], добавлен 24.05.2015

История развития пенсионного обеспечения и его сущность как основы социальной политики РФ. Нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения на современном этапе. Особенности пенсионного законодательства отдельных видов пенсионного обеспечения.

курсовая работа [87,8 K], добавлен 30.08.2010

Результаты пенсионных реформ, проведенных в странах Западной Европы во II пол. XX в. Причины повышения пенсионного возраста. Пенсионный возраст и средняя продолжительность жизни на пенсии в странах Западной Европы, размеры страховых пенсионных взносов.

контрольная работа [29,1 K], добавлен 14.11.2011

Характеристика Соглашения о гарантиях прав граждан государств–участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения. Участники данного Соглашения. Минимальная пенсия в Беларуси, механизмы ее системы формирования и начисления.

презентация [66,7 K], добавлен 21.02.2014

Пенсионное обеспечение современного государства: сущность, необходимость и механизм реализации. Опыт организации социальной защиты населения в зарубежных странах. Современное состояние и перспективы развития пенсионного обеспечения в Республике Беларусь.

курсовая работа [153,7 K], добавлен 09.04.2012

Система социальной защиты: гарантии, помощь, обеспечение и страхование. Основные виды социального обеспечения. Организационно-экономические основы и функции социального обеспечения. Модели пенсионного обеспечения, формирование средств Пенсионного фонда.

презентация [66,5 K], добавлен 12.06.2011

Особенности организации социальной защиты населения в Республике Беларусь, тенденции и направления ее совершенствования. Социальная политика в области оплаты труда, демографии, занятости населения, укрепления его здоровья и пенсионного обеспечения.

курсовая работа [92,4 K], добавлен 06.02.2015






















Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите различные виды пенсий получает более 2,4 млн. человек.

Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон), другие законодательные акты.

Законом закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам - по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на пенсию является наличие не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов.

При исчислении размера пенсии учитывается стаж работы до назначения пенсии и заработок, с которого уплачивались обязательные страховые взносы. До 2000 года пенсия исчислялась из заработка за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы. С 2000 года указанные периоды увеличиваются на 1 год (в 2000 году пенсия исчислялась из заработка за любые 6 лет подряд из последних 16 лет работы, в 2001 году – за 7 лет из последних 17 лет и т.д.).

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала (статья 23 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 процентов, по III группе - 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) - 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 31 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту; детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) – в размере 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет установлен в размере 100 процентов минимальной пенсии по возрасту (статья 50 Закона).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 1999 г. № 1976 к трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, установлена доплата в размере 15 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы в соответствии со статьей 70 Закона (далее – доплата к минимальным пенсиям).

К пенсиям отдельных категорий пенсионеров устанавливается надбавка на уход (статьи 25, 33, 41-1, 50-1 Закона) и (или) повышение пенсий (статья 68 Закона).

Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии. Согласно статье 73 Закона эти пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Правительством Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:

инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, – 85 процентов; инвалидам с детства II группы – 75 процентов; инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца (пункт «а» части третьей и часть четвертая статьи 35 настоящего Закона) на каждого ребенка – 65 процентов; инвалидам III группы – 55 процентов; лицам, достигшим возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, – 50 процентов; детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой – 60 процентов, второй – 65 процентов, третьей – 75 процентов, четвертой – 85 процентов.

Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения является последовательное повышение уровня пенсий. Перерасчет пенсий осуществляется:

1. в связи с ростом средней заработной платы;

2. в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В соответствии со статьей 70 Закона перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике осуществляется, если ее рост в истекшем квартале по сравнению с аналогичной величиной, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, составил более 15 процентов. В случае, если за календарный год оснований для перерасчета пенсий не возникнет, с 1 ноября трудовые пенсии перерассчитываются в обязательном порядке на основании средней заработной платы работников в республике за III квартал.

Одновременно с таким повышением перерассчитывается размер доплаты к минимальным пенсиям.

В соответствии со статьей 69 Закона минимальные трудовые пенсии и социальные пенсии, а также надбавки к пенсиям и повышения пенсий перерассчитываются при изменении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.



Организации и ИП задолжали, по данным за май, больше 20 миллионов рублей по взносам в Фонд соцзащиты. Это означает, что, если они не погасят долги, их работники могут потерять часть страхового стажа, который нужен для трудовой пенсии. Сами работники чаще всего даже не догадываются об этом. Вместе с тем у каждого белоруса есть возможность проверить, сколько страховых взносов за него заплатили наниматели, запросив выписку из индивидуального лицевого счета. Сделать это можно в том числе онлайн. Судя по всему, услуга пользуется спросом: в Фонде соцзащиты рассказывают, что в прошлом году поступило около 600 тысяч электронных запросов на получение такой выписки.

FINANCE.TUT.BY разбирался, каким образом белорусы могут получить информацию о своих страховых взносах и как эта система устроена у наших соседей, а также поинтересовался у эксперта, почему такая информация должна быть легкодоступной и чем ее не помешало бы дополнить.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Александра Квиткевич, TUT.BY

Где и как я могу получить информацию о своих пенсионных отчислениях?

Это можно сделать тремя способами. Первый — прийти с паспортом и свидетельством социального страхования в любое отделение Фонда соцзащиты или в многофункциональный центр обслуживания в Минске (ул. Толбухина, 6). Там вам выдадут распечатанную выписку из вашего индивидуального лицевого счета.

Второй способ — получить распечатанную выписку в одном из отделений «Белпочты» или «Белтелекома», которые уполномочены предоставлять электронные услуги с помощью общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС). Таких отделений более 260 по всей стране, их список есть в рубрике «Е-сервисы» на корпоративном портале Фонда соцзащиты и на его официальном сайте. Для этого тоже понадобятся паспорт и свидетельство социального страхования.

Наконец, третий способ — запросить эти сведения на Едином портале электронных услуг www.portal.gov.by. Здесь все можно сделать уже онлайн. Если вы собираетесь воспользоваться порталом впервые, то сначала нужно либо обзавестись электронной цифровой подписью (мы подробно рассказывали о том, как это сделать), либо обратиться с паспортом в любую службу «Одно окно» и получить там уникальный идентификатор (то есть логин и пароль). Сделать это надо только один раз. Потом с помощью этого логина и пароля можно авторизоваться на портале электронных услуг и получить доступ не только к информации о своих уплаченных страховых взносах, но и к другим услугам, которые предоставляют разные госорганы (например, проверить, есть ли вы в базе не занятых в экономике, зарегистрировать временно находящегося в Беларуси иностранца и так далее).

Чтобы получить информацию о страховых взносах, на портале электронных услуг нужно зайти в раздел «Физлицам», выбрать раздел «Работа и занятость», а в нем — услугу «Предоставление сведений о датах приема и увольнения застрахованного лица и суммах выплат, на которые начислены страховые взносы в отношении его самого». Другой способ — просто набрать в поиске код услуги (для физлиц это 3.25.02-ф).

В Фонде соцзащиты рассказывают, что информация о страховых взносах стала доступна на портале во втором полугодии 2016-го и с каждым годом пользуется все большим спросом.

— Если после запуска в 2016 году у нас было около 100 электронных запросов, поступивших через Единый портал электронных услуг, то за прошлый год — около 600 тысяч, — отмечает заместитель управляющего Фондом соцзащиты Юлия Бердникова.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Reuters

Какую именно информацию я получу?

В выписке из лицевого счета будет указана личная информация (Ф.И.О., дата рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета), сведения о нанимателе, который уплачивал за вас обязательные страховые взносы (УНП, наименование организации), данные о периодах занятости, размерах начисленных и уплаченных страховых взносов.

— В частности, это дата приема на работу к нанимателю, дата увольнения и ежемесячные суммы выплат, на которые начислены страховые взносы в этот период трудовой деятельности, — поясняет Юлия Бердникова.

С 2019 года работодатели (именно они являются плательщиками обязательных страховых взносов) начали предоставлять эту информацию раз в квартал. Раньше она подавалась раз в год.

— Для нас это хорошо тем, что мы можем своевременно отслеживать, все ли у человека благополучно с формированием страхового стажа, уплачены ли страховые взносы в полном объеме. И сам человек также получил возможность регулярно мониторить, правильно ли его работодатель отчисляет страховые взносы, на основании которых у него формируются пенсионные права, а также право на выплату семейных пособий, оплату временной нетрудоспособности, — отмечает Юлия Бердникова.

Сведения из индивидуального лицевого счета могут пригодиться и для других целей. Например, с письменного согласия физлица их могут предоставлять еще и юрлицам. Чаще всего это банки или лизинговые компании, которые заключили договоры с Национальным центром электронных услуг на предоставление доступа к электронным услугам ОАИС.

— Допустим, вы оформляете кредит или приобретаете что-то в лизинг. Вместо справки о доходах кредитор может запросить сведения из вашего индивидуального лицевого счета. Данные сведения подтверждают, что вы официально трудоустроены и получаете зарплату в определенном размере. Вам не придется приносить справку о размере заработка с работы, — приводит пример специалист.

По ее словам, в марте этого года Совмин утвердил положение о порядке заверения на бумажном носителе информации, которая получена из информационных систем через ОАИС. Правительство разрешило информационным посредникам — Белпочте и Белтелекому — заверять распечатки с этой информацией, они имеют юридическую силу, их можно предъявить где-либо как официальный документ.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Александра Квиткевич, TUT.BY

Сколько стоит эта услуга?

Фонд соцзащиты является владельцем информационного ресурса, в котором аккумулируются сведения обо всех работающих в Беларуси. Он не взимает плату за предоставление этих данных. Соответственно, в отделениях Фонда получить выписку из своего лицевого счета можно бесплатно как в электронном виде, так и на бумаге.

На Едином портале электронных услуг за предоставление сведений о состоянии своих пенсионных отчислений нужно будет заплатить 42 копейки (платежи принимаются через ЕРИП), а в отделениях «Белпочты» или «Белтелекома» — 1,98 рубля. Эти тарифы устанавливают Национальный центр электронных услуг, «Белпочта» и «Белтелеком» соответственно.

Будут ли в выписке данные о взносах за все годы стажа?

Персонифицированный учет страховых взносов в Беларуси начали вести с 1 января 2003 года. Соответственно, в выписке из лицевого счета будут видны отчисления начиная с 2003 года — то есть на данный момент за 17 последних лет стажа. Информация о работе и заработке до 2003 года подтверждается записями в трудовой книжке и справками о заработке для исчисления пенсии, которые выдает работодатель.

— Таким образом, когда человек приближается к наступлению пенсионного возраста, то до 2003 года страховой стаж подтверждается сведениями на бумажном носителе (предоставляется трудовая книжка и справки о заработке), за периоды работы с 1 января 2003 года — выпиской из индивидуального лицевого счета, — объясняет Юлия Бердникова.

По словам специалиста, в России в аналогичной ситуации решили пойти по пути оцифровки данных, подтверждающих накопленный страховой стаж до начала персонифицированного учета (в России его начали вести в 2002 году), но это «очень непростая задача».

— Эти сведения нужно запросить на бумажном носителе, внести их в базу, проконтролировать, чтобы все было верно переведено в электронный вид, сдать документы в архив. К процессу оцифровки нужно подойти очень рационально и грамотно, как с организационной, так и с технической точки зрения, — комментирует Юлия Бердникова.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Можно ли будет со временем узнать больше данных для будущей пенсии?

Конечно, по данным о размерах уплаченных страховых взносов можно сделать вывод о том, платил ли их работодатель в полном объеме и платил ли вообще. Но еще более полезной могла бы быть и другая информация: например, о страховом стаже (который нужен для того, чтобы не остаться без трудовой пенсии) или пенсионном коэффициенте (от него зависит размер пенсии).

В Минтруда рассказали, что сейчас прорабатывается вопрос о создании информационного сервиса, который позволит рассчитывать персональный страховой стаж работников.

— О сроках внедрения этого сервиса пока еще говорить рано. Задумка сама по себе очень хорошая — полноценный расчет страхового стажа за период всей трудовой деятельности гражданина, то есть включая и за период до 1 января 2003 года, — говорят в ведомстве. — Для пенсионной системы очень важно, чтобы люди интересовались формированием своих пенсионных прав заблаговременно. В частности, продолжительностью наработанного ими страхового стажа, который имеет правоустанавливающее значение. Потому мы стремимся к созданию соответствующего информационного сервиса, который помогал бы работнику планировать будущую пенсию, понимать, на какую пенсию он может рассчитывать.

В Минтруда напомнили, что условный размер пенсии можно рассчитать с помощью пенсионного калькулятора на Портале соцзащиты. Но чтобы им воспользоваться, нужно примерно представлять свой пенсионный коэффициент. Точно рассчитать его самому невозможно.

Какую информацию о своих пенсионных счетах могут получить жители России, Украины и Литвы

Жители России могут узнать о состоянии своего лицевого счета в пенсионном фонде на Портале государственных и муниципальных услуг («Госуслуги»). Для этого нужно зарегистрироваться или авторизоваться на портале и сделать соответствующий запрос. Выписка предоставляется бесплатно в режиме реального времени.

Пока россиянам в такой выписке доступно гораздо больше сведений, чем белорусам. Как и у нас, в ней тоже есть данные о периодах работы у разных нанимателей и суммах страховых взносов, уплаченных за эти периоды. Однако помимо этого в российской выписке также можно увидеть свои пенсионные баллы (аналог нашего пенсионного коэффициента) и количество лет, месяцев и дней стажа. Отдельно указан стаж работы, дающий право на досрочную пенсию. Также в выписке есть информация о стаже до 2002 года (то есть до появления в России персонифицированного учета).

Также в результате пенсионной реформы 2002 года часть пенсии в России сделали накопительной. Человек сам мог решить, хочет он перечислять все страховые взносы в государственный Пенсионный фонд или же переводить часть в накопительный фонд по выбору. Соответственно, в выписке можно увидеть сумму взносов, которая пошла на накопительную пенсию, их индексацию и даже результат инвестирования. Правда, отметим, что в 2014 году накопительную пенсию в России заморозили до 2022-го. Это означает, что в это время страховые взносы всех работающих россиян полностью отправляются в государственный пенсионный фонд.

Наконец, самое интересное, что есть в выписке, — это расчет суммы пенсии с учетом накопленного стажа и пенсионных баллов. Понятно, что он ориентировочный и сумма будет меняться по мере накопления стажа, но получить примерное представление о своей будущей пенсии все равно можно.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В Украине информацию о своих пенсионных отчислениях и стаже можно получить на портале электронных услуг Пенсионного фонда. Там тоже сначала нужно зарегистрироваться с помощью электронной цифровой подписи или регистрационного кода, который нужно получить в территориальном органе фонда. Данные, которые будут доступны, — это количество лет, месяцев и дней страхового стажа, периоды работы у разных работодателей и размер доходов за каждый месяц, с которого уплачивались страховые взносы.

Жители Литвы могут проверить свой стаж и накопленные пенсионные баллы на сайте «Содры» (местный аналог нашего Фонда соцзащиты).

— Очень важно, чтобы работающие жители, которые платят налоги, видели, что они получают в обмен. Новые данные о стаже и накопленных баллах предоставляют жителям необходимую информацию. Эти данные мы обновляем каждых полгода и информируем, какое право на пенсию у человека появилось, — цитирует издание delfi.lt представителя «Содры» Эвалдаса Микутиса.

Эксперт: «Люди начинают задумываться о стаже и пенсии ближе к пенсионному возрасту, поэтому важно доносить такую информацию до всех»

По мнению академического директора исследовательского центра BEROC Катерины Борнуковой, возможность увидеть свои пенсионные отчисления — это хорошо, поскольку «люди часто не догадываются об их размерах».

— В расчетниках указан только 1% взносов, удержанных из зарплаты. В итоге люди могут даже не знать, что по факту работодатели заплатили за них гораздо больше. С другой стороны, это знание вряд ли сильно изменит поведение людей. Все знают, что у нас очень слабая связь между выплаченными страховыми взносами и той пенсией, на которую человек может рассчитывать. Поэтому с точки зрения пользы эта информация, к сожалению, вряд ли даст много, но она все равно важна с точки зрения открытости. На мой взгляд, открытость в вопросах отчислений в пользу государства имеет большое значение, было бы хорошо, если бы человек мог, например, посмотреть, сколько налогов он заплатил и на что они пошли.

Катерина Борнукова подчеркивает, что для людей «особенно важно получать ту информацию, которая может каким-то образом повлиять на их решения», а потому помимо данных об уплаченных взносах было бы полезно также предоставлять данные о накопленном страховом стаже.

— Страховой стаж нужен для того, чтобы выйти на пенсию, но при этом человек может не знать, что потерял какую-то часть стажа из-за того, что, например, десять лет назад его наниматель не платил страховые взносы. В результате в последний момент он выясняет, что не сможет выйти на пенсию тогда, когда собирался, и получать будет гораздо меньше. Поэтому у людей должна быть возможность узнать об этом заранее и предпринять какие-то меры. Кроме того, люди чаще всего в принципе начинают задумываться о стаже и пенсии ближе к пенсионному возрасту, когда вариантов повлиять на ситуацию у них остается не так много. На мой взгляд, такую информацию важно доносить всеми возможными способами: например, регулярно рассылать ее всем жителям страны, если бы существовал какой-то дешевый и простой способ сделать это.

Также, по мнению Катерины Борнуковой, не помешал бы и реально работающий пенсионный калькулятор, который мог бы показать, какой примерно будет пенсия, рассчитанная по действующей формуле, если продолжать работать с нынешней зарплатой до пенсионного возраста.

— Это тоже очень важно, потому что люди часто не понимают, как пенсия рассчитывается, откуда она берется. Возможно, это было бы толчком в сторону осознания того, что можно зарабатывать много и делать большие отчисления, а впоследствии получить пенсию на 20 рублей выше среднего. А это, в свою очередь, могло бы побудить людей подтолкнуть государство к пересмотру пенсий в сторону большей дифференциации по уровню дохода, — считает Катерина Борнукова.

Пенсионный фонд Республики Беларусь – государственная организация, собирающая средства на пенсионные выплаты и распределяющая их между получателями. Именно она платит все виды установленной государством пенсионной помощи: пожилым людям, инвалидам, утратившим кормильца и другим. Полное название госструктуры – Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Кроме него, в стране работают и не принадлежащие государству организации такого рода.

В качестве отдельной банковско-финансовой организации пенсионный фонд появился в 1991 году. Так система пенсионных выплат в стране стала дополняться элементами страхования. В 1993 году на базе пенсионного фонда и фонда соцстрахования создали общий Фонд соцзащиты Беларуси, с помощью которого финансирование страхования со стороны государства было усовершенствовано. Эта организация и стала в 2001 году нынешним фондом соцзащиты Минтруда. Руководит им правление, а его главу и замов выбирает Совмин.

Цели фонда и способы достижения

Основная цель пенсионного фонда – осуществление политики государства в сфере управления деньгами госсоцстрахования и пенсионного профстрахования. Также организация должна участвовать в деле усовершенствования законов в сфере страхования и сотрудничать в своей области со структурами из других стран.

Чтобы решать эти задачи, пенсионный фонд должен:

  • собирать и аккумулировать обязательные страховые вклады и прочие платежи на госсоцстрахование;
  • финансировать пенсионные выплаты и пособия;
  • проверять правильность использования денег, направленных на пенсионное обеспечение;
  • следить, чтобы обязательные платежи поступали в фонд вовремя и в полном объеме;
  • создавать базы данных о плательщиках;
  • вести индивидуальный учет данных о застрахованных;

За финансирование пенсионным фондом всех государственных выплат отвечает правление организации. Этот же орган принимает бюджет организации, следит за его исполнением, определяет актуальные направления деятельности и разрабатывает планы на будущее.

Фонд является частью Минтруда и подчиняется этому органу, а не правительству. В ходе работы он взаимодействует с правительством, почти всеми комитетами и министерствами, парламентом, законодательными и исполнительными органами, в том числе и на местах. Пенсионный фонд – юрлицо с собственным балансом, бланками и печатями.

Основа финансирования – деньги госсоцстрахования. Источники этих средств – обязательные страховые платежи и выплаты по профстрахованию. Частью средств соцстрахования являются и деньги, выплаченные виновниками причинения ущерба. Размеры выплат равны пособиям, которые получают пострадавшие, утратившие кормильца и другие категории граждан.

Финансы пенсионного фонда, а также его имущество считаются республиканской собственностью. Деньги поступают на единый казначейский счет Минтруда, а работа с ними происходит на следующих условиях:

  • средства пенсионного фонда нельзя изымать;
  • их не облагают налогами;
  • использовать их можно только для целей, оговоренных законами в сфере госсоцстрахования.

В структуру пенсионного фонда входят управления в столице и областных городах, которые наделены возможностями юрлиц. Другой частью системы являются территориальные органы – районные и городские отделы. В их состав тоже включены отделы и секторы. Всего центральный аппарат насчитывает девять структурных департаментов, а состав управлений – 150 городских и районных отделений.

Контакты органов фонда

Негосударственные пенсионные фонды

В Беларуси работают также пенсионные структуры, не управляемые государством. Такие организации собирают деньги вкладчиков и инвестируют их на фондовом рынке. Полученный с этих средств доход распределяют между вкладчиками пропорционально размерам их взносов. Эти средства и становятся основой дополнительного пенсионного обеспечения, которое клиент получает параллельно с государственным.

При использовании материалов гиперссылка на creditportal.by обязательна. Если вы обнаружили ошибку на этой странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Алексей Гладкий

Профессионально занимаюсь писательской деятельностью. В настоящее время являюсь автором более 30 книг на экономические, прикладные и другие темы, большого количества статей в периодических изданиях, ряда help-проектов, финансовых порталов.

Имею высшее образование - окончил Белорусский государственный экономический университет по специальности «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности». После этого работал 9 лет бухгалтером (из них 6 лет - главным) как в государственных, так и в коммерческих структурах; также занимался ревизионной деятельностью.

Вопрос 18. Пенсионные фонды: сущность, социальное значение, формы и виды, перспективы развития в Республике Беларусь

Сущность пенсионных фондов (компаний) и их социальное значение

Пенсионный фонд — небанковская кредитно-финансовая организация контрактного типа, предназначенный для осуществления выплат пенсий по старости или по инвалидности.

Пенсионные фонды являются важными акционерами публичных и частных компаний. В ряде стран (Великобритания, Нидерланды, Швейцария) совокупные пенсионные накопления превосходят ВВП. Крупнейшим пенсионным фондом является японский государственный Government Pension Investment Fund (GPIF) активы которого достигают $1.5 трлн. Социальное значение пенсионных фондов заключается в следующем:1 Обеспечение доходами социально незащищённых слоёв населения, которые по объективным причинам имеют низкую конкурентоспособность на рынке труда; 2 Сохранение и преумножение покупательной способности той части сбережений (отчислений физических и юридических лиц), которая предназначена для сохранения уровня потребления в случае частичной или полной утраты работоспособности; 3 Инвестирование пенсионных накоплений, что способствует развитию экономики.

Формы пенсионного обеспечения граждан

Выделяются четыре основные формы пенсионного обепечения:

1. Обязательное государственное пенсионное страхование наёмных работников. 2. Добровольное пенсионное страхование работников работодателями через частные пенсионные фонды3. Частное пенсионное обеспечение, которое предполагает заключение индивидуальных договоров о пенсионном страховании, страховые взносы при этом выплачиваются как работниками, так и их работодателями 4. Социальные пенсии и ежемесячные пособия, предоставляемые государством за счёт бюджета на основе проверки нуждаемости.

В развитых странах в разной пропорции, как правило, сочетаются все 4 вида пенсионного обеспечения.

Виды пенсионных фондов

Пенсионные фонды делятся на государственные и негосударственные. Государственные пенсионные фонды делятся в свою очередь на контрактные и солидарные.

Контрактные пенсионные фонды учитывают отчисления каждого клиента персонально, инвестируют накопленные средства и выплачивают пенсии согласно условиям индивидуальных контрактов с физическими лицами. Солидарные фонды собирают страховые взносы с работников и работодателей и выплачивают пенсии и другие пособия согласно законодательству, при этом текущие поступления, как правило, расходуются на выплату пенсий, инвестируются только излишки поступлений.

Негосударственные пенсионные фонды делятся на открытые, корпоративные и профессиональны. Открытый пенсионный фонд – негосударственный пенсионный фонд, участниками которого могут быть любые физические лица независимо от места и характера их работы. Корпоративным пенсионным фондом считается негосударственный пенсионный фонд, основателем которого является юридическое лицо-работодатель или несколько юридических лиц-работодателей и к которому могут присоединяться работодатели плательщики. Участниками этого фонда могут быть исключительно физические лица, которые находятся в трудовых отношениях с его основателями и работодателями-плательщиками этого фонда. Профессиональный пенсионный фонд – это негосударственный пенсионный фонд, основателем которого могут быть объединения юридических лиц-работодателей, объединения физических лиц, включая профсоюзы или физические лица, связанные по виду их профессиональной деятельности. При этом участниками такого фонда могут быть исключительно граждане, связанные по виду их профессиональной деятельности, определенной в уставе фонда. Обычно владельцами таких фондов выступают профсоюзы.Ресурсы пенсионных фондов формируются за счёт взносов работников и их работодателей, а также государства, страхующего, как правило, нетрудоспособных и неимущих граждан. Важным ресурсом является прибыль пенсионного фонда от инвестиций. Использование ресурсов, кроме выплаты положенных пенсий, заключается в инвестировании накопленных средств в надёжные активы, приносящие доход.

Перспективы развития пенсионных фондов в Республике Беларусь

В Республике Беларусь вопросы, связанные с регулированием пенсионного законодательства и деятельностью пенсионных фондов, относятся к компетенции Министерства труда и социальной защиты. В стране существует нормативно-правовая база, позволяющая реализовать накопительный принцип финансирования пенсионной системы посредством участия как нанимателей, так и физических лиц в дополнительных программах пенсионного страхования.

Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года определено, что пенсионное обеспечение в стране будет строиться на основе сочетания распределительных и накопительных способов финансирования пенсий. При этом в 2011—2020 гг. особое внимание должно уделяться дополнительному пенсионному страхованию. Следует учитывать, что государственному регулированию, стимулированию и контролю отведена важная роль в развитии дополнительного пенсионного страхования.

В обозримом будущем в Республике Беларусь сохранится система государственного пенсионного обеспечения, так как развитию контрактного и негосударственного пенсионного страхования препятствуют:- высокая инфляция; - отсутствие надёжных и инструментов инвестирования с достаточным реальным доходом; - относительно низкий уровень доходов наёмных работников и тяжёлое финансовое положение большинства работодателей.

Поэтому развитие системы пенсионных фондов возможно по пути создания корпоративных негосударственных пенсионных фондов, а также открытых пенсионных фондов, предлагающих программы дополнительного пенсионного страхования.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 469 ;

Читайте также: