Виды пенсионных систем есть в мире

Первые пенсии (пенсионы) появились в монархической Европе еще в ХIХ веке, когда личным указом самодержца назначались пенсионы отдельным выдающимся лицам за особые заслуги перед королевской династией: придворным, военачальникам, ученым, художникам. Первые государственные пенсии появились в Германии при «железном канцлере» Бисмарке в 1889 г. и выплачивались по достижении 70-летнего возраста при средней продолжительности жизни в Германии в то время всего. в 45 лет. Остальные монархи были еще более предусмотрительны и экономны, и в остальных развитых странах, пенсионное обеспечение по старости, стало появляться только в ХХ веке.

Прошло более 100 лет. Кто и как из современных властей пытается «сэкономить» на пенсионерах и как людям заработать на свой «пенсион», чтобы достойно дожить свои годы?

Когда выходят на пенсию в разных странах мира?

Пенсионный возраст в разных странах сильно отличается, - пояснили эксперты землячеств академии Форекс и биржевой торговли Masterforex-V:

Во многих странах в прошлом году было принято решение увеличить пенсионный возраст – во Франции и Италии до 67 лет, в Великобритании – до 68 лет, в Германии до 67 лет и т.д. Но с точки зрения пенсионера важно не когда выйти на пенсию, а сколько лет он будет ее получать.

Приведем размеры средних пенсий по странам мира:

Какие виды пенсионных систем есть в мире?

В мире существует три основных вида пенсионных систем, пояснили аналитики факультета инвестиций Академии Masterforex-V:

  • Индивидуально-накопительная - когда пенсионные налоги (взносы) выплачиваются самими работниками или работодателями (зависит от законов конкретной страны). Взносы идут на специальный счет, где накапливаются в течение всего трудового стажа. При выходе на пенсию размер пенсии исчисляется исходя из общей суммы накопленного взноса.
  • Распределительная - на основе пенсионных налогов. Организована на принципе «солидарности поколений»: пенсионные налоги работающих не откладываются, а выплачиваются пенсионерам. Работающие рассчитывают на то, что им пенсию будут выплачивать последующие поколения. В большинстве стран размер такой пенсии исчисляется исходя из общей суммы пенсионных взносов и трудового стажа.
  • Распределительная - на основе общих налоговых поступлений. Нет специальных пенсионных налогов, пенсии выплачиваются из общих налоговых поступлений. Этот вид пенсионного обеспечения используется для тех, кто не работает: социально незащищенные граждане, инвалиды, в связи с потерей кормильца и т.п.

Обычно в каждой стране используется комбинированная система, включающая в себя два или все три вида пенсионных систем. В развитых странах из-за демографической ситуации распределительные системы приходят в упадок: на каждого пенсионера приходится всё меньше работающих сограждан. В США в 1950 г. на одного пенсионера приходилось 8 трудоспособных, а в 2020 г. количество работающих уменьшится вдвое (1 к 4).

Пенсионные накопительные системы ведущих стран мира

Высокие пенсии в Дании, Финляндии, Франции, США и других высокоразвитых странах мира стали таковыми благодаря, прежде всего, пенсионным накопительным системам, в которых участвует уже около 40% населения планеты, причем в США и Европе этот показатель в два раза выше (около 80%), а в Азии – в два раза ниже; в Африке южнее Сахары – всего лишь 5%.

Как строятся благодаря накопительной системе государственные пенсии ведущих стран мира?

  • США. Обычная пенсия составляет в среднем около $1200 (50% от размера зарплаты). Наемные работники платят взносы в Пенсионный фонд в размере 7,5% (столько же доплачивает работодатель). Ненаемные работники (бизнесмены, адвокаты, художники и т.п.) сами платят за себя полную сумму – 15%.
  • Япония . Пенсия состоит из двух частей – базовой (гарантированно выплачиваемой всем по достижении пенсионного возраста) и трудовой (формируемой из взносов, которые работники и работодатели вносят поровну). Средняя пенсия достигает 60% заработка.
  • Германия . Работодатель и работник поровну вносят взносы в Пенсионный фонд – всего 20,3% от заработка работающего. Размер пенсии достигает 70% от зарплаты.
  • Великобритания. Работник платит в фонд 10% с заработка, работодатель добавляет от 3% до 10,2%. Пенсия достигает до 50% зарплаты. Государство гарантирует лишь минимальную пенсию.
  • Франция. Французы вносят в Пенсионный фонд 16,35% от заработка (работники и работодатели – пополам, лица свободных профессий – полностью самостоятельно). Размер пенсии – 50% от средней зарплаты за последние 11 лет трудовой деятельности. Минимальная пенсия – ? 6 тыс. в год, максимальная – ? 12 тыс.
  • Израиль. Государственного Пенсионного фонда нет, вместо него – фонд обязательного соцстрахования. Размер пособия по старости – от 16 до 24% средней зарплаты.
  • Китай. Понятия «пенсия» в стране только формируется в последние несколько лет, да и то сельские жители не могут рассчитывать на пенсию.

В некоторых странах Восточной Европы солидные по нашим меркам пенсии (? 150-300), однако высокая стоимость жизни быстро съедает государственные пенсии. Так, в Венгрии средняя пенсия составляет менее 40% средней зарплаты, в Польше – менее 50% (в России – 27%). В то же время в Болгарии минимальная пенсия составляет ? 25, максимальная в 2 раза больше. Государственная пенсия во всех странах дает возможность прожить, но скромно. Поэтому, заботясь о своем пенсионном будущем, работающие отчисляют часть зарплаты и в негосударственные пенсионные фонды, что даст им существенную прибавку к госпенсии.

В развитых странах негосударственные пенсионные фонды обеспечивают в среднем 20% пенсионных выплат, но если в США, Канаде, Великобритании, Австралии они составляют более 40%, то в Чехии, Польше, Венгрии, Словакии – пока менее 5%.

  • Украина. В Украине система пенсионного обеспечения – в ожидании реформ. Пенсионное «солидарное» бремя лежит тяжким грузом на государственном бюджете (около 15% от ВВП – больше, чем в любой другой постсоветской стране). По действующей системе в Пенсионный фонд платится 34% от заработка (больше всех в мире), при этом 32% выплачивается работодателем и только 2% – самим работником. В 2010 г. средняя пенсия в Украине составила 1149 грн. (около $ 140), причем больше половины пенсий не превышают 900 грн. (приблизительно $ 110). Негосударственные пенсионные фонды не получили широкого распространения в стране.

«Солидарность поколений» – тупиковый путь

Почему же пенсионные системы во всех странах мира испытывают большие сложности? Главная причина – увеличение количества пенсионеров при одновременном сокращении трудоспособного населения:

  • В 1998 г. количество пенсионеров в развитых странах превысило численность детей. К 2050 г. такое соотношение ожидает всю планету.
  • Старение человечества – долгосрочный процесс. Рост продолжительности жизни, снижение рождаемости (даже в традиционно многодетных регионах, как, например, арабских странах или Китае, где из-за государственной политики «Одна семья – один ребенок», проводимой десятилетиями, прирост населения в 2010 г. упал до 0,22% в год – 153-я позиция в мире), миграционные процессы из слаборазвитых стран в богатые – вот факторы, которые обуславливают возрастание доли пожилых людей в структуре общества. Если в 1950 г. средняя продолжительность жизни на Земле составляла 47 лет, то в 2010 г. – уже 69.
  • Из-за изменения демографической ситуации всё большую часть своих ВВП страны вынуждены тратить на поддержку пенсионеров. Так, когда в 1935 г. США ввели пенсионную систему, это обходилось им в 0,2% ВВП, а сейчас, когда пенсионеры составляют 10% населения страны, – уже 6%. Италия выплачивает пенсионерам 14% ВВП, Турция – 7,8%.
  • Наивысшие темпы прироста населения среди европейских государств – у Кипра (1,66% в год), 74-е (!) место в мире. Австралия – на 107-м месте (1,17%), США – на 121-м (0,97%), Великобритания – на 151 (0,56%), Швейцария – на 180-м (0,22%). В среднем в мире прирост населения в 2010 г. равнялся 1,13%.
  • Многие страны вообще демонстрируют не прирост, а убыль населения: Германия (-0,06%), Чехия (-0,11%), Япония (-0,24%), Россия (-0,47%), Украина (-0,62%), Болгария (-0,77%).

Новые поколения уже физически не в состоянии поддерживать «солидарность поколений» и выплачивать пенсию своим предшественникам.

Эксперты академии Форекс и биржевой торговли Masterforex-V констатируют, что :

  • в мире нет идеальной государственной системы пенсионного обеспечения. Из- за старения населения в мире пенсионная проблема грозит в будущем стать одной из наиболее неразрешенных противоречий: власти будут требовать поднять пенсионный возраст, народ - требовать повысить размер пенсий;
  • в высокоразвитых западных странах сложилась проверенная годами система негосударственных пенсионных фондов, в которые люди без страха делают ежемесячно свои отчисления. В отличие от них в странах СНГ первые такие фонды оказались финансовыми пирамидами. Насколько реально восстановить доверие новым пенсионным фондам. покажет лишь время;
  • пессимисты утверждают: единственный способ обеспечить достойную старость – зарабатывать и откладывать всю жизнь, не надеясь ни на кого, в т.ч. государство.

В зависимости от признаков классификации различаются следующие пенсионные системы (рис. 1.1):

· по наличию страхования

- для борьба с бедностью;

- для обеспечения достойного уровня жизни.

Рис. 1.1 Общепринятая классификация пенсионных систем

Возможны четыре способа материального обеспечения пожилых людей:

1) продолжение работы;

2) внутрисемейное обеспечение;

3) получение пенсии от государства;

4) ранее сделанные сбережения.

Пенсионное обеспечение играет серьезную роль только в развитых странах и в части стран со средним уровнем развития. В остальной части мира общество еще не преодолело традиционный подход, при котором дети содержат своих пожилых родителей, а те пытаются трудиться по мере сил.

Принципиальное различие пенсионных систем заключается в методах их финансирования. Существуют три основных способа финансирования пенсионных систем:

Распределительный (нефондируемый) способ финансирования пенсионных систем основан на принципе солидарности поколений, когда покрытие расходов на выплату пенсий производится из текущих поступлений, в основном из взносов работодателей и работающего населения. Данный метод получил название РАYG (pay-as-you-go «плати, пока ходишь»).

Поддержание баланса распределительной пенсионной системы осуществляется за счет согласования значений основных ее параметров: пенсионного возраста, размера пенсии, страховых взносов, что выражается следующей формулой:

ОЧР · СЗ · СПВ = ОЧП · СП,

где ОЧР – общее число работающих (плательщиков пенсионных взносов); СЗ – средняя номинальная начисленная заработная плата; СПВ – ставка пенсионных взносов; ОЧП – общее число пенсионеров; СП – средняя пенсия.

При накопительном (фондируемом) способе финансирования пенсионных систем за счет пенсионных взносов создается специальный накопительный фонд, обеспечивающий пенсионные выплаты в настоящем и будущем.

При смешанном способе финансирования пенсионных систем существует какой-то гарантированный минимум со стороны государства и часть пенсии, которую будущие пенсионеры обеспечивают себе во время трудовой деятельности.

В большинстве развитых стран пенсионное обеспечение основано на распределительной пенсионной системе. Из 58 государственных пенсионных систем, охваченных обследованием Международной организации труда, 44 относились к распределительным, причем в половине из них предусматривался только один источник финансирования – пенсионные взносы, которые выплачиваются работодателями, а в остальных – и самими работающими. В таких странах государственный пенсионный фонд или другая соответствующая организация аккумулирует денежные средства и использует их только для текущих выплат пенсии. В благоприятные годы возможно образование резерва, который предназначен для покрытия дефицита в неблагоприятные годы.

В большинстве развитых стран пенсионная система является трехуровневой:

· 1-й уровень – защита от бедности, т.е. предоставление гарантий определенного прожиточного минимума. Реализует данную функцию государственная распределительная пенсионная система, которая обеспечивает всем гражданам или большей части экономически активного населения доход, заменяющий прежний заработок после прекращения трудовой деятельности. Дифференциация пенсий этого уровня (в зависимости от стажа, трудового вклада, заработной платы) отсутствует или минимальна;

· 2-й уровень – обеспечение достойной старости. Он рассчитан на активно работающих, стимулируя или обязывая их участвовать в формировании дополнительных пенсий. Реализует эту функцию обязательная пенсионная система, создаваемая государством или под его контролем. Здесь возможно применение и распределительных, и накопительных принципов финансирования, т.е. сеть профессиональных и других негосударственных систем, которые дополняют государственные системы и предназначаются для обеспечения дополнительного дохода в случае прекращения трудовой деятельности (помимо пенсий по государственным системам) для отдельных профессиональных групп;

· 3-й уровень – индивидуальное дополнительное добровольное пенсионное обеспечение. Этот уровень реализуется с помощью страховых компаний, банков, частных пенсионных и иных фондов. Государство на этом уровне обычно участия не принимает, т.е. пенсионное обеспечение в данном случае это «свободное» пространство, в котором человек сам берет на себя заботу об обеспечении себе дополнительного дохода в конце активной трудовой деятельности путем индивидуального накопления средств и использования частного страхования.

Основные государственные системы пенсионного обеспечения можно разделить на три категории в соответствии с их предполагаемыми целями:

1) системы, предусматривающие высокую степень возмещения дохода;

2) системы, предусматривающие среднюю степень возмещения дохода;

3) системы, предусматривающие низкую степень возмещения дохода.

Государственные системы, предусматривающие высокую степень возмещения дохода.

В качестве примеров можно отметить, что в Германии размер пенсии составляет 60 % заработка для лиц, уплачивавших страховые взносы в течение 40 лет, в Австрии – 79,5 % заработка при условии уплаты взносов в течение 45 лет, в Италии – 80 % заработка при условии уплаты взносов в течение 40 лет и в Испании – 100 % заработка при условии уплаты взносов в течение 35 лет. Во Франции совокупный размер пенсии по двум системам при наличии полного периода страхования составляет 70 % заработка, в Швеции – более 60 % и в Швейцарии – 60 %.

Государственные системы, предусматривающие среднюю степень возмещения дохода. Выходящие на пенсию лица, имеющие полный период страхования или проживания в стране (35 – 45 лет) имеют право на пенсию в размере, близком к 50 % их заработка в соответствии с установленными в стране правилами его определения. Как и в системах, предусматривающих высокую степень возмещения дохода, использование верхнего предела заработка для уплаты страховых взносов может, однако, вести к снижению относительного размера пенсии для застрахованных лиц с высоким уровнем заработка. К этой категории могут быть отнесены основные государственные системы пенсионного обеспечения следующих стран: Нидерландах, Новой Зеландии, США, Великобритании, Дании, Норвегии, Японии.

В Нидерландах пенсия по государственной системе выплачивается в фиксированном размере, равном минимальной заработной плате. В Норвегии, начиная

с основной пенсии в фиксированном размере, ее общий размер изменяется в зависимости от величины заработка: менее 50 % заработка и выше при относительно высоких его размерах, и значительно выше в остальных случаях.

Государственные системы, предусматривающие низкую степень возмещения дохода. Выходящие на пенсию лица, имеющие полный период страхования или проживания в стране (35 – 45 лет) имеют право на пенсию в размере менее 50 % их заработка в соответствии с установленными в стране правилами его определения. К этой категории могут быть отнесены пенсионные системы следующих стран: Австралии, Ирландии, Канады.

Государственные системы пенсионного обеспечения Австралии и Ирландии предусматривают пенсии в фиксированном размере. При этом в Австралии назначение пенсии зависит от результатов проверки имеющихся средств к существованию.

В развитых странах действуют факторы, ведущие к сближению государственных и частных систем, в частности, создается более четкая правовая основа для частных систем. По мере того, как частные системы развиваются, они в целом ряде отношений все в большей степени воплощают в себе черты основных систем. Это явление отмечается во многих странах и особенно во Франции.

Другим проявлением связи между государственным и частным секторами является тот факт, что в национальной политике в сфере пенсионного обеспечения все в большей степени принимаются во внимание пенсионные права, приобретаемые из всех источников. Некоторые страны, таким образом, установили желаемые общие пенсионные цели, которые достигаются путем совместных усилий государства и частных структур. В Нидерландах, например, созданный в 1969 г. пенсионный комитет рекомендовал, чтобы совокупный размеры государственной и частной пенсий составлял 70 % заработка перед выходом на пенсию. В Швейцарии законодательством об обязательном профессиональном страховании предусматривается увязка размеров пенсий по данной системе с размерами государственных пенсий таким образом, чтобы совокупные выплаты по двум системам в среднем составляли 60 % заработка.

Большое значение имеет партнерство между государством и отдельными гражданами, поскольку нет никаких сомнений относительного того, что именно такое партнерство является наиболее перспективным в будущем. Основная масса населения с низкими и средними доходами полагается на национальную солидарность в старости, в

то время как более обеспеченные лица имеют возможность в течение своей активной жизни делать существенные отчисления для обеспечения своей старости.

Анализ мирового опыта создания систем пенсионного обеспечения показывает, что все более активно наблюдаются процессы сближения позиций государственных и частных пенсионных систем. Правительства развитых стран прямо заинтересованы в создании мощного частного института дополнительного пенсионного обеспечения, что позволяет снизить социальную нагрузку на государство. Ведь основная цель проведения любой государственной политики – поддержание и повышение благосостояния населения. Таким образом, возникает система партнерства между частными и государственными институтами в социальном секторе. При этом правительство создает благоприятные условия для развития частного сектора в данной области, но в тоже время четко регулирует всю систему. Всех устраивает такая система: и правительство, и частные компании пенсионного обеспечения, и граждан.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Эта статья расскажет о видах пенсионных систем, которые есть в разных странах, и коснётся некоторых их особенностей.

Глобально все пенсионные системы можно разделить на два вида: накопительную и солидарную.

Накопительная пенсионная система

При накопительной пенсионной системе человек сам копит на свою пенсию, храня деньги в пенсионных фондах.

+ каждый работает сам на себя, в пользу своей пенсии;
+ ваш заработок может быть преумножен за счёт инвестирования вкладов.

– ваши вклады могут быть потеряны при неудачном инвестировании;
– каждый финансовый кризис больно бьёт по сохранности ваших вкладов;
– люди с маленькой зарплатой и безработные могут остаться без средств к существованию в старости.

Солидарная пенсионная система

При солидарной пенсионной системе ваши пенсионные отчисления вам не принадлежат – они сразу же идут на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам, вы в свою очередь будете получать пенсию за счёт будущих работников.

+ вы получите пенсию в любом случае, даже если никогда не работали и не делали отчисления в пенсионные фонды;
+ никакой кризис не может лишить вас пенсии, даже в случае глобальной нищеты какие-то пенсионные отчисления делаться будут.

– часть пенсионных отчислений идёт на выплату пенсий бывшим безработным, за счёт чего пенсии работящих в прошлом пенсионеров снижаются;
– размер пенсии сильно зависит от численности работающего населения и численности пенсионеров, при нехватке работающего населения пенсии будут низкими.

Так выглядит общая картина пенсионных систем. Какая из них лучше – решайте сами, каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны. Но в реальности пенсионные системы отличаются ещё сильнее, у них бывает сложная структура. Поясним на конкретных примерах.

Пенсионная система Германии

В Германии действует солидарная пенсионная система. Однако пенсионные отчисления ложатся в равной мере на плечи работодателя и работника – каждый платит по 10%, в сумме получается 20%. Возраст выхода на пенсию – 65 лет, но он может быть снижен, если человек готов отказаться от части своей пенсии, что не очень выгодно.

Пенсионная система США

В США действует накопительная пенсионная система, пенсия формируется из отчислений, сделанных в течение жизни. Однако структура пенсии сложная и состоит из трёх частей.

Первая часть – это обязательные пенсионные отчисления по 7,65% со стороны работника и работодателя, итого 15,3%. От этих отчислений отказаться нельзя.

Вторая часть – это отчисления работодателя сверх 7,65%, можно рассматривать это как бонус для работника, вид премии, которую человек получит выйдя на пенсию.

Третья часть – это личные пенсионные накопления человека, которые он делает по собственному желанию.

Возраст выхода на пенсию – 67 лет. Также возможен более ранний выход на пенсию, но с потерей её части.

Пенсионная система России

В России действует солидарная пенсионная система. Почти как в Германии, только с некоторыми отличиями.

Во-первых, в России гражданин не делает отчисления в пенсионные фонды. Совсем. Исключение делается только для бизнесменов. Обычные работники за всю жизнь не платят ни копейки в пенсионные фонды, за них это делает работодатель, перечисляя 22% от размера зарплаты.

Во-вторых, государство само доплачивает пенсионерам некоторую сумму ради повышения размера пенсии. Причём субсидируемые суммы являются очень внушительными. Например, в 2018 году сумма государственных субсидий в ПФР составила около 3,3 триллионов рублей. Это больше, чем военный бюджет за тот же год или чем расходы на науку, образование и здравоохранение вместе взятые. И с каждым годом размер дотаций будет только расти.

Возраст выхода на пенсию (в будущем) - 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Ранний выход на пенсию возможен только для определённых категорий граждан.

В какой стране самая лучшая пенсионная система – сказать сложно. В каждой есть свои особенности и некоторая степень заботы со стороны государства. Правильней будет сказать, что идеальной пенсионной системы пока нет.

Проблема обеспечения достойного уровня жизни людей, которые по тем или иным причинам не могут работать, стоит во многих странах. Обычно решением данной проблемы является создание системы пенсионного обеспечения.

На сегодняшний день в мире существуют как обязательные, так и добровольные системы пенсионного обеспечения. Обязательное пенсионное обеспечение обычно закрепляется законом и является обязательным для всех граждан. В тоже время каждый гражданин может обеспечить себе дополнительную добровольную пенсию, заключив договор с соответствующей организацией, например, страховой компанией.

Пенсионные системы можно классифицировать по двум основным признакам: источникам финансирования и способам распределения средств между пенсионерами. На сегодняшний день можно выделить три принципиально различные пенсионные системы.

В индивидуально-накопительной системе пенсии финансируются за счет специальных пенсионных налогов или взносов, которые выплачивают в зависимости от страны работники или их работодатели. При этом за каждым работником закрепляется специальный накопительный пенсионный счет, на который зачисляются все сделанные им или его работодателем взносы. Средства с таких счетов не тратятся сразу же, а накапливаются до того момента, когда владелец счета выйдет на пенсию. По достижении пенсионного возраста гражданину начисляется пенсия, размер которой зависит от общей суммы накопленных им взносов. В индивидуально-накопительных системах каждый пенсионер может рассчитывать только на ту сумму, которая скопилась на его пенсионном счете за время трудовой жизни [7, с. 10]

Распределительная система, основанная на пенсионных налогах

В таких системах, так же как и в рассмотренных выше индивидуально-накопительных, пенсии финансируются за счет специальных пенсионных налогов. Ключевое отличие же состоит в механизмах распределения средств между пенсионерами. В распределительных системах собранные средства не накапливаются, а сразу же идут на выплаты нынешним пенсионерам. В основе этого механизма лежит так называемый «принцип солидарности поколений», основная идея которого состоит в том, что сегодняшние пенсионеры получают пенсию из отчислений, которые делают работающие ныне граждане. Те же, кто работает и зарабатывает сегодня, по достижении пенсионного возраста будут получать пенсии из отчислений последующих поколений. Размер пенсии в таких системах может рассчитываться по-разному, однако в большинстве стран он зависит от трудового стажа или общей суммы сделанных пенсионных взносов.

Распределительная система, основанная на общих налоговых поступлениях

В такой пенсионной системе пенсии финансируются из общих налоговых поступлений. Другими словами, какие бы то ни было специальные пенсионные налоги отсутствуют, а пенсии могут выплачиваться из любых налоговых поступлений, например, от подоходного налога. Распределительной такая система является, поскольку определенная часть налоговых поступлений распределяется между пенсионерами, при этом никаких накоплений и привязки взносов к конкретным гражданам не существует.

В целом, известны два основных способа финансирования пенсионных систем: за счет покрытия текущих расходов на выплату пенсий (он именуется за рубежом как «pay-as-go system») и путем создания накопительного резервного фонда.

Способ покрытия текущих расходов получил в мире наибольшее распространение. Из 58 обследованных МОТ стран его применяют 44. Он привлекателен своей доступностью в силу простоты положенных в его основу принципов организации и управления. В качестве базисного выступает принцип «солидарности поколений», в соответствии с которым дееспособная и экономически активная часть населения обеспечивает пенсии предшествующему поколению, т. е. содержание пенсионеров определенных поколений распределяется среди более массовых возрастных групп. Данный способ предусматривает только один источник поступления финансовых средств -- взносы, перечисляемые работодателями, а во многих странах и самими работающими, которые целиком идут на выплату пенсий. Цели создания значительных финансовых резервов и получения доходов от инвестирования свободных денежных средств не преследуются.

В основу второго, накопительного, способа положена схема создания денежного фонда. В нем аккумулируются все финансовые средства, лишь часть из которых расходуется на текущие пенсионные выплаты. Другая, резервная, часть служит источником инвестиций для получения дохода. Она образуется на первоначальном этапе деятельности фонда благодаря значительному превышению общей суммы взносов работающих участников над суммой, необходимой для выплат пенсий. По мере развития и деятельности фонда взносы участников становятся меньше текущих пенсионных расходов, поскольку разница погашается доходами от инвестиций.

Накопительный способ широко распространен среди негосударственных пенсионных фондов, в том числе принадлежащих международным организациям (например, ООН, Международному банку реконструкции и развития), но применяется и в государственных пенсионных системах ряда стран, включая США.

Помимо системы обязательного пенсионного страхования существует и дополнительная в виде добровольного пенсионного страхования на предприятии. Она охватывает лиц наемного труда, заключающих индивидуальные или коллективные договоры о предоставлении пенсии либо им, либо членам их семей (в случае смерти застрахованных лиц). В некоторых странах частное страхование может выступать альтернативной формой обязательному пенсионному страхованию или же дополнять его. Такая форма оказывается привлекательной для тех граждан, кто не желает ограничиваться фиксированными, имеющими верхний предел выплатами. Кроме того, частное пенсионное страхование открывает возможности получения дополнительного социального обеспечения сверх предусмотренного системой обязательного страхования.

Добровольное и частное пенсионное страхование сосредоточены в ведении негосударственных пенсионных фондов, каждый из которых работает по собственным правилам, выступает самостоятельной юридической и финансовой организацией, не отвечающей по обязательствам учредителей. Вместе с тем правила фонда нередко содержат положения, согласно которым учредитель обязывается погасить или сократить дефицит финансовых средств. Свою лепту в стремлении обеспечить надежность НПФ вносят и государственные структуры, регламентируя финансовую отчетность, методы определения обязательств фондов, оговаривая требования к качеству объектов инвестиций.

Косвенным образом государство участвует и в финансировании НПФ, имея в виду льготную финансовую политику в отношении них. Взносы работодателя в пенсионный фонд обычно рассматриваются в виде необходимых издержек производства и потому почти полностью исключаются из налогообложения.

Ни одно исследование невозможно без определения базовых, ключевых понятий. В нашем случае главным будет понятие пенсионной системы. В целом можно констатировать, что консенсус в плане выработки единого и общепризнанного определения достигнут.

Так, пенсионная система России -- это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Современные пенсионные системы большинства развитых стран, как правило, базируются на трех ключевых звеньях. Во-первых, это система обязательного государственного пенсионного обеспечения; во-вторых, это государственное обязательное пенсионное страхование; и, в-третьих, личное пенсионное (добровольное или обязательное) обеспечение (страхование) Мосейко В.В. Генезис пенсионных систем как проявление социальной функции государства. Томский государственный педагогический университет, 2008. С. 9..

Все существующие в различных странах пенсионные системы можно разделить на две большие группы:

1. распределительные (солидарные), когда средства для выплаты пенсий берутся из текущих поступлений от работающих;

2. накопительные (персонализированные), когда гражданин в течение своей трудовой жизни накапливает средства в пенсионном фонде, который пускает их в экономический оборот, чтобы как минимум защитить от инфляции, а как максимум, существенно прирастить их объем.

Распределительные системы могут финансироваться из государственного бюджета без выделения целевых платежей на формирование пенсионных средств (таковы, как правило, схемы пенсионного обеспечения для государственных служащих) либо из целевых платежей страхового характера, направляемых в специальные фонды. Такие платежи могут осуществляться работником, работодателем или ими совместно. Большинство существующих в современном мире пенсионных систем являются распределительными, иногда с элементами накопительной системы. Единственная страна, имеющая полностью накопительную пенсионную систему, - Чили. Распределительные системы зависят от изменений в демографической структуре населения: от соотношения количества работающего населения и населения пенсионного возраста. Такие системы наиболее эффективны и необременительны для экономики при отношении работающего населения к пенсионерам не менее чем 5 к 1. Поскольку для всех развитых стран характерно старение населения и повышение удельного веса пенсионеров, традиционные распределительные системы сталкиваются с кризисом финансирования. У нас по состоянию на 1 января 2010 года на каждого жителя в возрасте старше трудоспособного приходится примерно 3 трудоспособных. Советская пенсионная система была классической распределительной системой: человек работал, платил подоходный налог, кроме того, на фонд оплаты труда начислялись средства социального страхования (около 38% от фонда оплаты труда), которые после 1932 года были переданы в управление профсоюзам, из них и выплачивались по достижении пенсионного возраста пенсии. Российская пенсионная система (в области трудовых пенсий) в настоящее время ушла от чисто солидарной системы, которая существовала в советское время, к смешанной с накопительным элементом. Существенное отличие пенсионных систем современных европейских стран от российской пенсионной системы в том, что там очень развито корпоративное пенсионное страхование и индивидуальное пенсионное страхование, при этом пенсионные взносы освобождаются практически от всех налогов. Государство сознательно создает условия для того, чтобы за счёт государственных пенсионных фондов выплачивалось, например, лишь 35% пенсий, остальная часть выплачивается через негосударственные фонды. Существуют корпоративные пенсионные программы, по которым работник сможет рассчитывать на пенсию уже через 10-15 лет работы в корпорации. По условиям договора с негосударственным пенсионным фондом лицо может получать пенсию, будучи абсолютно здоровым, работоспособным человеком. Даже в 40 лет возможно в этом случае подать заявление в пенсионный фонд и получать пусть небольшую, но пенсию Филлипова И.А. Право социального обеспечения. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2011. С. 36-37..

Представляется необходимым акцентировать внимание на проблемах развития российской пенсионной системы.

Пенсионная система России в последние два десятилетия находится в периоде перманентного реформирования. На это имеется целый ряд объективных и субъективных причин.

Глобальный процесс старения населения принципиально меняет демографическую структуру населения планеты и социально-экономический баланс между поколениями. Этот процесс ставит вопрос о формах социальной поддержки пожилого населения и предъявляет новые требования к пенсионным системам. Поиски эффективных пенсионных систем идут во всём мире. В России этот вопрос во всей остроте встал в середине 1990-х гг. Российская Федерация вступила в период экономических реформ с развитой пенсионной системой, которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на т.н. принципе солидарности поколений, означающим перераспределение экономических ресурсов от работающего поколения в пользу населения пожилых возрастов, покинувших трудовую сферу и вышедших на пенсию. Наряду с серьёзными социальными достижениями, к которым, прежде всего, относится создание всеобщей системы пенсионного обеспечения, охватывающей подавляющую часть населения, система характеризовалась целым рядом недостатков. К числу наиболее существенных относятся следующие:

1. Низкий уровень пенсионных выплат, которые не индексировались в случае повышения стоимости жизни или опережающего роста заработной платы. Поэтому работники, вышедшие на пенсию 20-30 лет назад, получали меньше “новых” пенсионеров, имеющих такие же стаж и квалификацию, да и работавших в тех же производственных условиях. По данным исследований уровня жизни, проведённых в 1980-е гг., до 80% бедных в СССР были пенсионерами, причём старших возрастов.

2. Низкая дифференциация пенсий как продолжение и естественное следствие уравнительной политики в сфере доходов населения. Это означало крайне низкую зависимость размера пенсии от трудового вклада работника во время его трудовой жизни.

3. Относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), что по мере старения населения увеличивало нагрузку на пенсионную систему.

4. Широко распространённая практика досрочного выхода на пенсию для различных категорий работников, что на практике увеличивало нагрузку на пенсионную систему.

Новое пенсионное законодательство, которое начало действовать в 1992 г., представляло собой логическое продолжение ранее действовавшей пенсионной парадигмы и имело ярко выраженную социальную направленность: унификация норм пенсионного обеспечения для всех категорий занятых; введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа; установление размера пенсии, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа, некоторые другие нормы, связанные с порядком расчетов пенсионных выплат, а также расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию. В результате новый Закон привел к существенному увеличению числа пенсионеров в возрастах до официального пенсионного возраста. Так, в 1992-1993 гг. по сравнению с 1991 г. число ранних пенсионеров увеличилось не менее чем на 30%. Главное новшество заключалось в том, что была введена выплата полного размера пенсии всем работающим пенсионерам без исключения. В результате состав населения старше трудоспособного возраста стал практически однородным: пенсию стали получать почти все пожилые граждане, независимо от прежних трудовых заслуг. Все упомянутые нормы привели к резкому увеличению объёма социальных обязательств государства по пенсионному обеспечению своих граждан. Далее в первую половину 1990-х гг. в сложных социально-экономических условиях трансформационного периода, сопровождавшихся падением реальных доходов многих социальных групп, на пенсионное обеспечение были возложены функции, имманентно ему несвойственные, -- например, функция поддержания доходов некоторых категорий занятого населения в форме выплат пенсий «за выслугу лет» с сохранением права трудиться на том же рабочем месте, выплата пенсии работающим пенсионерам, назначение пенсий лицам, досрочно покинувшим рынок труда в связи с ростом открытой безработицы и пр.

В результате же резкое увеличение нагрузки значительно увеличило дефицит Пенсионного фонда, создав катастрофическую ситуацию. Разгорелась научная дискуссия о возможных направлениях развития. Можно выделить, по крайней мере, четыре основные группы причин критической ситуации, возникшей в области пенсионного обеспечения, которые в принципе заставили говорить о необходимости пенсионной реформы. Первая группа имеет демографический характер и связана с тенденцией интенсивного старения российского населения. Численность возрастных когорт свыше 60 лет за последние пятьдесят лет практически удвоилась и продолжает расти опережающими темпами по сравнению с другими возрастными группами. Нормальное же функционирование системы, основанной на идее солидарности поколений, возможно лишь при соотношении 10:1 (на одного пенсионера должно приходиться десять плательщиков пенсионных взносов). В России уже в 1990 гг. это соотношение (так называемый «коэффициент поддержки», рассчитываемый как отношение числа лиц в возрасте от 20 лет до пенсионного возраста, нормативно установленного в данной стране, к числу лиц старше этого пенсионного возраста) составляло 2,7. Увеличение доли пожилых неизбежно ведет к усилению налоговой нагрузки на работающее население (независимо от того, кто является формальным плательщиком -- работник или работодатель). Важно, что наблюдаемый демографический сдвиг -- долговременная причина непреходящего характера, которая уже действовала на протяжении десятилетий; её влияние в дальнейшем могло лишь возрастать. Вторая группа причин также касается соотношения численности плательщиков и получателей, но имеет не демографическую, а экономическую природу. В 1990-е гг. наметилась устойчивая тенденция сокращения численности занятого населения и особенно той его части, которая занята в общественном производстве и является плательщиком взносов в Пенсионный фонд. Тем самым, сдвиги на рынке труда существенно усугубили влияние демографических факторов. Хотя эта причина возникла именно в период экономической трансформации, для рыночной экономики её также нельзя считать кратковременной. В рамках пенсионной системы распределительного типа это объективно вынуждает поддерживать очень высокий уровень тарифов взносов в Пенсионный фонд, в середине 1990-х гг. его значение достигало 29% от фонда оплаты труда. Столь высокий тариф отчислений наряду с прочими налога ми и обязательными взносами во внебюджетные фонды имел своим негативным следствием ярко выраженную тенденцию к уклонению плательщиков от уплаты налогов и обязательных отчислений. Наибольшие масштабы процесс «бегства от налогов» приобрел в негосударственном секторе экономики. Третья группа причин связана с относительно низким пенсионным возрастом и широким распространением системы досрочного выхода на пенсию, что в среднем снижало общий возраст на 3-5 лет. Это правовая и институциональная причина, которую, казалось бы, можно устранить законодательным путем. Однако, как показывает мировой опыт, изменение пенсионного возраста относится к числу наиболее чувствительных для населения вопросов и встречает серьезное общественное противодействие. Последующие события в России лишь подтвердили этот факт.

Четвёртая группа причин - финансово-экономические: рост задолженности предприятий по заработной плате из-за отсутствия прямого финансирования из бюджетов разных уровней и рост объёмов невыплаченной заработной платы; значительное расширение масштабов натурального (бартерного) обмена между товаропроизводителями; широкомасштабное использование денежных наличных средств в экономической деятельности; использование предприятиями специальных ссудных счетов; применение и натуральных форм оплаты труда и пр. Эти практики были характерны для первого этапа экономической трансформации и, как представлялось, носили временный характер. Между тем многие из них в модифицированном виде сохраняются и сегодня. Неформальная экономика в России не сокращается, а «творчески» приспосабливается к меняющимся социально-экономическим условиям Малева Т.М., Синявская О.В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад. С. 1-10..

С 2001 года и по настоящее время осуществляется новый виток реформ пенсионной системы. Необходимость реформирования пенсионной системы мотивировалась в первую очередь демографическими причинами. Так, по актуальным расчётам Пенсионного фонда РФ, к 2016 году на 1000 человек населения трудоспособного возраста количество лиц пенсионного возраста увеличится до 428 человек. Реформа пенсионной системы в Российской Федерации началась с принятия трех федеральных законов:

Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Этими законами были заложены краеугольные камни действующей пенсионной системы. Закон о трудовых пенсиях определил основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. Закон о государственном пенсионном обеспечении урегулировал правоотношения, возникающие при предоставлении пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Закон об обязательном пенсионном страховании установил организационные, правовые и финансовые основы пенсионного страхования в России. Помимо трёх указанных законов в систему пенсионного законодательства Российской Федерации входят также следующие законодательные акты:

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

Федеральный закон Российской Федерации от 06 марта 2001 года №21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

Федеральный закон Российской Федерации от 07 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 30 апреля 2008 года №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и т.д. Некоторые положения законов, входящих в систему пенсионного законодательства, детализируются различными подзаконными актами: положениями, инструкциями и т.д.

Сейчас пенсии в Российской Федерации могут выплачиваться за счет средств:

*федерального бюджета (пенсии по государственному пенсионному обеспечению);

*бюджета субъектов РФ (в соответствии с нормативными правовыми актами данного субъекта);

*местных бюджетов (на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления);

*организаций (в соответствии с локальным нормативным актом конкретного предприятия);

*из накоплений на счету будущего пенсионера в негосударственном пенсионном фонде Филлипова И.А. Право социального обеспечения. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2011. С. 34-35..

Несмотря на понимание большинства проблем пенсионной системы, два десятилетия постоянного реформирования в своём актуальном состоянии российская пенсионная система остаётся крайне несовершенной. Пожалуй, самая основная причина такого кроется в принципиальном исчерпании ресурсов и возможностей, предоставляемых старыми моделями пенсионных систем и методов пенсионного обеспечения. Таким образом, совсем скоро мы станем перед выбором: либо разработать принципиально новую модель, либо фактически быть неспособными осуществлять пенсионное обеспечение.

Читайте также: