Водитель гудронатора досрочная пенсия

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

05 июня 2015 10:26


Водители автобусов, троллейбусов и трамваев, занятые на регулярных городских маршрутах, могут уйти на пенсию раньше при соблюдении ряда важных условий.

По данным службы исследований НГС. Работа самой популярной профессией, которую искали новосибирцы в мае текущего года, стала профессия водителя, в том числе и на городском транспорте. Стоит отметить, что у некоторых представителей данной профессии есть право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. К такой категории относятся водители автобусов, троллейбусов, трамваев, занятые на регулярных городских маршрутах.

Перечисленные граждане могут уйти на пенсию ранее общеустановленного пенсионного возраста: мужчины в 55 лет, а женщины в 50. Но для возникновения права на досрочную пенсию должен быть соблюден ряд важных условий. Прежде всего, им необходимо, как и всем гражданам, «набрать» в течение всей трудовой жизни не менее 30 пенсионных коэффициентов (с учетом переходных положений).
Вторым условием для назначения «льготной» пенсии является продолжительность страхового стажа на соответствующих работах. Так мужчина при общем страховом стаже в 25 лет должен проработать в качестве, например, водителя автобуса на городском маршруте, не менее 20 лет. У женщин общий страховой стаж должен быть 20 лет, и не менее 15 лет на соответствующих видах работ.

Основанием для предоставления права на пенсионные льготы водителям автобусов, троллейбусов либо трамваев является работа в течение полного рабочего дня только на регулярных городских пассажирских маршрутах. Водителям автобусов период работы включается в требуемый специальный стаж при занятости на автобусных регулярных городских пассажирских перевозках. Данный факт должен быть подтвержден документально. В качестве подтверждающих документов рассматриваются приказы о назначении на работу водителем регулярных городских пассажирских маршрутов, путевые листы, лицевые счета, ведомости на заработную плату, коллективные договоры и другие документы, содержащие необходимые сведения.

К регулярным городским пассажирским перевозкам относят перевозки на регулярном маршруте, который проходит в пределах черты города, график движения на таком маршруте утвержден и согласован с местными органами управления в интересах всех жителей города. На таких маршрутах перевозки осуществляются с определенной периодичностью по расписанию с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. Автобус должен по расписанию проследовать все промежуточные контрольные пункты на маршруте.

К городским пассажирским автобусным перевозкам относятся регулярные перевозки, которые выполняются автотранспортным средством, предназначенным для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения (помимо водителя) более 8.

Работа на городских пассажирских регулярных маршрутах может организовываться с полуэкспрессным, экспрессным либо обычным режимом движения или сочетать в течение дня указанные режимы.

Правом на пенсионные льготы такие водители пользуются при условии документального подтверждения требований, предъявляемых к городским пассажирским регулярным автобусным маршрутам.

Не имеют права на пенсионные льготы водители, работающие на пригородных, междугородних, специализированных маршрутах, а также водители, выполняющие заказные перевозки пассажиров по маршрутам, не относящимся к регулярным городским, либо водители ведомственного транспорта, осуществляющие перевозку работников предприятия.

Если водитель автобуса в течение рабочего времени наряду с работой на регулярных городских пассажирских маршрутах совмещает работы на пригородных маршрутах или осуществляет заказные перевозки по маршрутам, не отнесенным к регулярным городским, то вопрос о его праве на досрочное назначение пенсии решается в зависимости от того, какой процент рабочего времени составляет работа, дающая право на эту пенсию. Если документально подтверждается, что занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах составляет не менее 80 % рабочего времени, то в этом случае их можно считать занятыми на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.

При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца. В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском маршруте, время на проведение подготовительно-заключительных работ, проведение предрейсового и послерейсового медосмотра, устранение эксплуатационных неисправностей автобуса при работе на маршруте, плановое техническое обслуживание.

Кроме того, периоды работы водителей на регулярных городских пассажирских маршрутах после 1 января 2013 года засчитываются в специальный стаж, с учетом которого определяется право на досрочное назначение пенсии по старости, только при условии уплаты работодателем страховых взносов по дополнительным тарифам. После проведения на рабочем месте специальной оценки условий труда зачету в специальный стаж будут подлежать периоды работы только в том случае, если по результатам специальной оценки на рабочем месте водителя будет установлен вредный класс условий труда.

В Новосибирской области 686 получателей досрочных пенсий из числа водителей, занятых на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Дело: 33-2619/2015

Дата опубликования: 22 сентября 2015 г.

Пензенский областной суд

Судья Артамонова Г.А. № 33-2619

15 сентября 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Елагиной Т.В.

судей Терехиной Л.В., Земцовой М.В.

при секретаре Потаповой О.В.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Терехиной Л.В. дело по апелляционной жалобе Денисова Д.Н. на решение Спасского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Денисову Д. Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Спасскому району Пензенской области о признании частично незаконным решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав, о включении периодов работы в стаж на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и о назначении пенсии - отказать.

Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, судебная коллегия

Решением № Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ УПФР по Спасскому району Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ Денисову Д.Н. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа работы 12 лет 6 месяцев при достижении возраста 55 лет. Не согласившись с указанным решением, Денисов Д.Н. обратился в суд с исковым заявлением, указав, что в его специальный стаж в льготном порядке не были включены периоды его работы: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности машиниста-гудронатора при перевозке битума в ; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности машиниста-гудронатора при перевозке битума в ТОО «Беднодемьяновское ДСП»; с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ в должности машиниста-гудронатора при перевозке битума в . Считает, что в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» он выработал необходимый льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, поскольку не менее 12 лет 6 месяцев проработал на работах с тяжелыми условиями труда, достиг возраста 55 лет. В его трудовой книжке внесены записи, что в указанные периоды он работал в должности шофера. Между тем в указанные периоды он выполнял обязанности машиниста битумно-плавильной установки, которые были связаны с эксплуатацией стационарного автогудронатора. Считает, что несоответствие записей в трудовой книжке обусловлено тем, что в 1986 году в поступил автомобиль тягач, на который впоследствии была установлена битумная бочка. Ему производилась доплата за совмещение обязанностей, что подтверждается приказами № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что тем самым подтверждается работа по данной профессии в оспариваемый период. Характер и условия работы в должности машиниста битумно-плавильной установки идентичны характеру и условиям работы машиниста автогудронатора, отличие заключается лишь в названии профессии. Просит суд признать незаконным отказ ГУ УПФР по Спасскому району в назначении ему досрочной пенсии по старости; обязать ответчика включить в стаж на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вышеуказанные периоды работы в должности машиниста-гудронатора при перевозке битума, и обязать назначить ему досрочную пенсию по старости с момента обращения.

В ходе судебного разбирательства Денисов Д.Н. свои исковые требования уточнил, и просит суд обязать ГУ УПФР по Спасскому району засчитать ему в льготный стаж для назначения досрочной пенсии по старости указанные в иске периоды в ДПМК, ТОО и ГДСП в должности машиниста автогудронатора.

Ответчик иск не признал.

Спасский районный суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.

Не согласившись с указанным решением, Денисов Д.Н. подал апелляционную жалобу с просьбой об отмене постановленного судом решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, доводы, положенные в обоснование иска и доказательства, представленные суду первой инстанции.

Представитель ГУ УПФ РФ по Спасскому району Пензенской области Болдакина Т.Ю. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пп.2 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно п. 2 ст. 30 Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются правительством Российской Федерации.

Так, подпунктом «б» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10. При этом время выполнявшихся до 01.01.1992 работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком № 2 от 26.01.1991.

Указанным Списком № 2 раздел XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов", утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, право на льготное пенсионное обеспечение установлено "машинистам автогудронаторов" (позиция 2290000а-13511).

Ранее, согласно разделу XXIX "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка № 2 производств, работ, профессий и должностей и показателей с тяжелыми и вредными условиями труда, занятость в которых дат право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, предусмотрены "асфальтобетонщики (асфальтировщики, автогудронаторщики, битумизаторы, варильщики, гудронаторщики, операторы, гудронаторы, форсунщики)".

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно Разъяснению Минтруда России от 22.05.1996 № 5 под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками соответствующих видов работ, не менее 80% рабочего времени.

Аналогичные положения содержались и в разъяснениях Министерства труда Российской Федерации от 08.01.1992 № 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР № 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 № 235.

Соответственно, для включения в соответствующий стаж периодов работы после января 1992 года, необходимо соблюдение условия о выполнении работ в течение полного рабочего дня (не менее 80%).

Согласно записям в трудовой книжке Денисова Д.Н. работал:

с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - водителем автомобиля в (ДД.ММ.ГГГГ. присвоен 1 класс водителя);

с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - водителем 1 класса в ТОО »;

с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - водителем 1 класса в .

Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ. по Беднодемьяновской дорожно-передвижной механизированной колонне (далее - ДПМК) Денисов Д.Н. принят водителем на автомашину с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ. § 19 он уволен в порядке перевода в ТОО « с ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. по Беднодемьяновскому государственному дорожно-строительному предприятию (далее - ГДСП) Денисов Д.Н. принят на работу в ГДСП с ДД.ММ.ГГГГ. в порядке перевода водителем 1 класса.

Приказом № по ГДСП от ДД.ММ.ГГГГ. он уволен по ст.31 КЗоТ РФ по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ.

В расчетно-платежных ведомостях по начислению заработной платы, сохранившимися за весь спорный период, Денисов Д.Н. значится: за ДД.ММ.ГГГГ - шофер 3 разряда, ДД.ММ.ГГГГ - шофер 1 разряда, с ДД.ММ.ГГГГ водитель 3 разряда, за ДД.ММ.ГГГГ - водитель 1 разряда, с апреля водитель 3 разряда, за ДД.ММ.ГГГГ - водитель 3 разряда, за ДД.ММ.ГГГГ - водитель 3 разряда, с мая водитель 1 разряда, за ДД.ММ.ГГГГ - водитель 1 разряда, за ДД.ММ.ГГГГ - водитель 1 разряда, за ДД.ММ.ГГГГ - водитель 1 разряда, за ДД.ММ.ГГГГ - водитель 1 разряда, за ДД.ММ.ГГГГ - водитель 1 разряда, за ДД.ММ.ГГГГ - водитель.

Оценив представленные доказательства, в том числе показания свидетелей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в спорные периоды работы истец Денисов Д.Н. выполнял трудовые функции водителя, в том числе связанные с транспортировкой жидкого битума в базу хранилища, периодически к участкам дорожных работ.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом.

Из исследованных судом подлинных приказов усматривается, что Денисову Д.Н. именно как водителю периодически производилась доплата за перевозку битума.

Так, согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ. по ДПМК постановлено производить доплату водителю Денисову Д.Н при перевозке битума за совмещение обязанностей.

В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГг. по Беднодемьяновскому ГДСП ему производилась доплата как водителю при перевозке битума за совмещение обязанностей экспедитора при условии правильного оформления и своевременной сдачи товарно-транспортных документов и сохранностей перевозимых грузов в размере 30% установленной тарифной ставки, выплачивать премию в размере 25% от сдельного заработка при перевыполнении норм выработки за чисто перевозимый груз без тары.

ДД.ММ.ГГГГг. издан аналогичный приказ № по Беднодемьяновскому ГДСП в отношении водителя Денисова Д.Н.

Приказами по предприятиям, где осуществлял работу в качестве водителя Денисов Д.Н., за ним закреплялся автомобиль -02 (приказы № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ,).

Профессия водителя при перевозке битума не поименована в Списках от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №

Как следует из Свода правил "СП 12-135-2003. Безопасность труда в строительстве. Отраслевые типовые инструкции по охране труда" (утв. Постановлением Госстроя РФ от 08.01.2003 N 2) на должность машиниста автогудронатора могут быть приняты мужчины не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие водительское удостоверение и профессиональные навыки машиниста, перед допуском к самостоятельной работе должны пройти: обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда. Обязаны соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы: движущиеся машины, механизмы и их подвижные части; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенная температура поверхностей оборудования и материалов; эмоциональные перегрузки. Для защиты от механических воздействий и загрязнений машинисты обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно комбинезоны хлопчатобумажные, ботинки кожаные, рукавицы комбинированные, костюмы на утепляющей прокладке и валенки для зимнего периода. На работах с горячим битумом вместо костюма хлопчатобумажного необходимо использовать костюм брезентовый. При нахождении на территории стройплощадки машинисты должны носить защитные каски.

Как следует из должностных обязанностей машиниста машин для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов, предусмотренных Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Госстроя СССР и ВЦСПС от 17.07.1985г. № 226/125,15-88 (ЕТКС, выпуск 3, действовал до 30.04.2009г.) в его трудовую функцию входили: управление машинами различных типов и назначений, указанных в §§ 120 - 124 (§ 121. машинист, 5-й разряд, автогудронаторы) применяемых при сооружении и ремонте верхнего строения автомобильных дорог и строительстве аэродромов. Техническое обслуживание машины, проверка исправности ее систем и узлов. Выявление и устранение неисправностей в работе машины. Участие в планово-профилактических ремонтах. Заправка горючими и смазочными материалами. Должен знать: назначение и устройство обслуживаемых машин, правила и инструкции по их эксплуатации; способы производства работ и технические требования к их качеству; нормы расхода горючих и смазочных материалов; сорта и свойства масел и топлива, их технологические характеристики, правила безопасного хранения; правила дорожного движения.

Как установлено судом первой инстанции, Денисов Д.Н. в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ занимался транспортировкой битума при помощи специально оборудованного на предприятиях автомобиля КАМАЗ с битумной бочкой. Специализированная машина - автогудронатор на предприятиях отсутствовала.

Таким образом, доказательств того, что в спорные периоды времени истец фактически выполнял должностные обязанности машиниста автогудронатора, а в трудовой книжке работодатель неправильно указал наименование профессии истца, вопреки доводам апелляционной жалобы, материалы дела не содержат.

Кроме того, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств соблюдения условия о выполнении работ в течение полного рабочего дня (не менее 80%) после января 1992 года.

Как следует из обозревавшихся в судебном заседании книг приказов Денисову Д.Н. систематически представлялись отпуска за свой счет (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГг. - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Он систематически нарушал трудовую дисциплину, допускал прогулы, что подтверждается исследованными судом приказами (№ от ДД.ММ.ГГГГг. - прогул ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ - прогул ДД.ММ.ГГГГг.; № от ДД.ММ.ГГГГ - прогул ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ - прогул ДД.ММ.ГГГГг.; № от ДД.ММ.ГГГГ - прогул ДД.ММ.ГГГГ; приказ № от ДД.ММ.ГГГГ - прогул ДД.ММ.ГГГГг.; приказ № от ДД.ММ.ГГГГ- выговор за невыход на работу).

Кроме этого, все работники предприятия периодически отвлекались на иные работы - разгрузку вагонов с солью (приказ № от ДД.ММ.ГГГГг., по ГДСП), Денисов Д.Н. отвлекался на разгрузку и вывозку щебня (приказы № от ДД.ММ.ГГГГг., № от ДД.ММ.ГГГГ).

Суд дал оценку всем доводам истца. Оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает. Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на выполнение Денисовым Д.Н. в должности водителя трудовой функции, соответствующей должности «машинист автогудронатора» сводятся к иной оценке имеющихся доказательств, и не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам с учетом положений ст. 67 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

Решение Спасского районного суда Пензенской области от 03 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Денисова Д.Н. - без удовлетворения.

Кто имеет право на досрочную пенсию? Корреспонденты сайта « Inform35 » выяснили, что самый минимальный возраст для назначения досрочной пенсии по старости составляет 33 года. Это при условии, что вы трудоустроились, допустим, сразу при достижении совершеннолетия и проработали по соответствующей профессии не менее 15 лет. А если уходите на заслуженный отдых по состоянию здоровья, то льготная пенсия (трудовая или как сейчас называют – страховая) может быть назначена ещё раньше.

Досрочный выход на пенсию

Всего существуют 22 профессиональные категории, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, но при условии наличия необходимого стажа на соответствующих видах работ. Например, если вы трактористка, то вам необходимо отработать на тракторе 15 лет. Помимо этого пенсия по льготе предоставляется при определённых социальных условиях.

Страховая пенсия по старости

Страховая пенсия по старости в России может быть назначена ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин). Такое право имеют отдельные категории граждан.

Из 22 льготных профессиональных категорий 12 дают пятилетнюю скидку, когда мужчины уходят на пенсию в 55 лет, а женщины – в 50 лет. Сюда относятся в первую очередь работы с тяжёлыми условиями труда. Список этих работ утверждён Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 – полное название « Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях » . Иногда в него (как и в Список №1, о котором говорится ниже) вносятся корректировки на основании решений Минтруда или Верховного Суда. Однако в большинстве своём он остаётся неизменным и вот уже 25 лет по нему определяют, кому в России полагается досрочная пенсия по старости.

Ещё два вида трудовой деятельности позволяют выйти на пенсию в 50 лет только женщинам. Первый вид работ – это трактористы-машинисты на селе или в других отраслях экономики, а также машинисты строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин. Второй – занятость в текстильной промышленности на работах с повышенными интенсивностью и тяжестью. На пять лет раньше могут уйти на пенсию и водители автобусов, троллейбусов, трамваев, как мужчины, так и женщины, работающие на регулярных городских пассажирских маршрутах.

12 профессиональных категорий, дающих право мужчинам выйти на пенсию в 55 лет, а женщинам – в 50 лет

Виды работ Возраст выхода на пенсию Необходимый страховой стаж Необходимый стаж на соответствующих видах работ Работы с тяжелыми условиями труда (Список №2) Мужчины – 55 лет, Женщины – 50 лет Мужчины – не менее 25 лет. Женщины – не менее 20 лет Мужчины – не менее 12 лет 6 месяцев. Женщины – не менее 10 лет Работа в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин Женщины – 50 лет Женщины – 20 лет Женщины – не менее 15 лет Работа в текстильной промышленности на работах с повышенными интенсивностью и тяжестью Женщины – 50 лет Требование не предъявляется Женщины – не менее 20 лет. Работа в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования Мужчины – 55 лет. Женщины – 50 лет Мужчины – 25 лет. Женщины – 20 лет Мужчины не менее 12 лет 6 месяцев. Женщины – не менее 10 лет Работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и в метрополитене. А также работа в должности водителя грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе в шахтах, разрезах, рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, пород Мужчины – 55 лет. Женщины – 50 лет Мужчины – 25 лет. Женщины – 20 лет Мужчины не менее 12 лет 6 месяцев. Женщины – не менее 10 лет Работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах Мужчины – 55 лет. Женщины – 50 лет Мужчины – 25 лет. Женщины – 20 лет Мужчины не менее 20 лет. Женщины – не менее 15 лет Работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) Мужчины – 55 лет. Женщины – 50 лет Мужчины – 25 лет. Женщины – 20 лет Не менее 12 лет 6 месяцев. Женщины – не менее 10 лет Работа в должности водителя автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах Мужчины – 55 лет. Женщины – 50 лет Мужчины – 25 лет. женщины – 20 лет Мужчины не менее 20 лет. Женщины – не менее 15 лет Работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах Мужчины – 55 лет. Женщины – 50 лет Мужчины – 25 лет. Женщины – 20 лет Мужчины не менее 12 лет 6 месяцев. Женщины – не менее 10 лет Работа, связанная с непосредственным управлением полетами воздушных судов гражданской авиации Мужчины – 55 лет. Женщины – 50 лет Мужчины – 25 лет. женщины – 20 лет Мужчины не менее 12 лет 6 месяцев. Женщины – не менее 10 лет Занятость в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации Мужчины – 55 лет. Женщины – 50 лет Мужчины – 25 лет в гражданской авиации. Женщины – 20 лет в гражданской авиации Мужчины не менее 20 лет. Женщины – не менее 15 лет Работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы Мужчины – 55 лет. Женщины – 50 лет Мужчины – 25 лет. Женщины – 20 лет Мужчины не менее 15 лет. Женщины – не менее 10 лет

Выслуга лет

Тем же Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 утвёрждён список работ с особо тяжёлыми условиями труда – «Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях» .

Список включает профессии, которые дают право досрочного выхода на пенсию на 10 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста: мужчинам в 50 лет, женщинам в 45 лет. При этом у мужчин должен быть общий страховой (трудовой) стаж – не менее 20 лет, из них стаж на соответствующих видах работ с особо тяжёлыми условиями – не менее 10 лет; для женщин обязательный общий трудовой стаж – 15 лет, из них 7 лет 6 месяцев – особо тяжёлые условия труда. Что это за труд? Строительство шахт, рудников, разрезов; добыча природных ископаемых, содержащих вредные вещества 1–3 класса опасности; контроль производства чёрных металлов на горячих участках и тому подобное.

Только один вид работ, не включённый в этот список, даёт возможность выйти на пенсию раньше на 10 лет для мужчин (для женщин – раньше на 5 лет) – это работа в государственной противопожарной службе. Причём требований к общему трудовому стажу здесь нет, необходим только стаж работы в противопожарной службе – не менее 25 лет для мужчин и для женщин.

И есть восемь видов работ, которые позволяют уйти на пенсию ещё раньше, чем на 10 лет. Связано это с тем, что к данным профессиям не предъявляются требования ни к возрасту выхода на пенсию, ни к обязательному трудовому стажу – нужна лишь выслуга лет по соответствующей специальности. Так, спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, мужчинам и женщинам, достаточно для выхода на пенсию не менее 15 лет стажа на соответствующих видах работ. Если вы трудоустроились в спасательную службу в 18 лет, то уже в 33 года можете претендовать на досрочную пенсию.

В таких преференциях на гражданской службе со спасателями могут сравниться только россияне, осуществляющие творческую деятельность на сцене в театрах или в театрально-зрелищных организациях (хотя и не все). Независимо от возраста они могут досрочно стать пенсионерами при наличии необходимого стажа на соответствующих видах работ – не менее 15–30 лет в зависимости от характера творческой деятельности. Каким бы ни был характер деятельности артиста, но если он своей игрой каждый раз заставляет зрителя пережить катарсис, то имеет полное право стать не только заслуженным артистом, но и заслуженным пенсионером в любом возрасте, когда пожелает.

8 профессиональных категорий, дающих право выйти на пенсию независимо от возраста

Виды работ Возраст выхода на пенсию Необходимый страховой стаж Необходимый стаж на соответствующих видах работ Занятость в течение полного рабочего дня на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников Мужчины и женщины – независимо от возраста Требование не предъявляется Мужчины и женщины – не менее 25 лет Занятость в течение полного рабочего дня на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников Мужчины и женщины – независимо от возраста Требование не предъявляется Мужчины и женщины – не менее 20 лет Занятость на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности Мужчины и женщины – независимо от возраста Требование не предъявляется Мужчины – не менее 25 лет. Женщины – не менее 20 лет Работа в летном составе гражданской авиации Мужчины и женщины – независимо от возраста Требование не предъявляется

Мужчины – не менее 25 лет. Женщины – не менее 20 лет.

При оставлении лётной работы по состоянию здоровья: мужчины – не менее 20 лет, женщины – не менее 15 лет

Работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Федерального органа исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций Мужчины и женщины – 40 лет либо независимо от возраста при условии, что имеется необходимый стаж на соответствующих видах работ Требование не предъявляется Мужчины и женщины – не менее 15 лет Осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей Мужчины и женщины – независимо от возраста Требование не предъявляется Мужчины и женщины – не менее 25 лет Осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Мужчины и женщины – независимо от возраста Требование не предъявляется Мужчины и женщины – не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа либо не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах Осуществление творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях Мужчины – 55 лет. Женщины – 50 лет. Либо независимо от возраста при условии, что имеется необходимый стаж на соответствующих видах работ Требование не предъявляется Мужчины и женщины – не менее 15–30 лет (в зависимости от характера творческой деятельности)

Льготная пенсия

Помимо профессиональных категорий, право на досрочную пенсию может предоставляться гражданам при определённых социальных условиях. Такая льгота предусмотрена для 10 категорий граждан.

  • Опекуны инвалидов с детства или лица, являвшиеся опекунами инвалидов с детства, воспитавшие их до 8 лет . Возраст выхода на пенсию: уменьшение общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности. Необходимый трудовой стаж: мужчины – не менее 20 лет, женщины – не менее 15 лет.
  • Женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до возраста 8 лет . Возраст выхода на пенсию: 50 лет. Необходимый трудовой стаж: не менее 15 лет.
  • Один из родителей инвалидов с детства, воспитавший их до возраста 8 лет . Возраст выхода на пенсию: мужчины – 55 лет, женщины – 50 лет. Необходимый трудовой стаж: мужчины – не менее 20 лет, женщины – не менее 15 лет.
  • Женщины, родившие двоих и более детей и проработавшие не менее 12 лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 лет в приравненных к ним местностях. Возраст выхода на пенсию: 50 лет. Необходимый трудовой стаж: не менее 20 лет.
  • Граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы . Возраст выхода на пенсию: мужчины – 55 лет, женщины – 50 лет. Необходимый трудовой стаж: мужчины – не менее 25 лет, женщины – не менее 20 лет.
  • Инвалиды по зрению, имеющие I группу инвалидности . Возраст выхода на пенсию: мужчины – 50 лет, женщины – 40 лет. Необходимый трудовой стаж: мужчины – не менее 25 лет, женщины – не менее 20 лет.
  • Граждане, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональные карлики . Возраст выхода на пенсию: мужчины – 45 лет, женщины – 40 лет. Необходимый трудовой стаж: мужчины – не менее 20 лет, женщины – не менее 15 лет.
  • Граждане, проработавшие в районах Крайнего Севера не менее 15 лет либо не менее 20 лет в приравненных к ним местностях . При работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Возраст выхода на пенсию: мужчины – 55 лет, женщины – 50 лет. Необходимый трудовой стаж: мужчины – не менее 25 лет, женщины – не менее 20 лет.
  • Граждане, проработавшие в районах Крайнего Севера не менее 7 календарных лет 6 месяцев . При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Возраст выхода на пенсию: страховая пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. Необходимый трудовой стаж: мужчины – не менее 25 лет, женщины – не менее 20 лет.
  • Граждане, постоянно проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и проработавшие в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков . Возраст выхода на пенсию: мужчины – 50 лет, женщины – 45 лет. Необходимый трудовой стаж: мужчины – не менее 25 лет, женщины – не менее 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

При определении права на страховую пенсию в «северных» районах используется Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственной пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

Для тех, кто проработал не менее 15 лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 лет в приравненных к ним местностях и имеет необходимый стаж для пенсии по старости, возраст, установленный для досрочного назначения страховой пенсии, уменьшается на пять лет. Тем самым, законодательство для таких граждан предусматривает «двойное» снижение возраста для назначения указанной пенсии. Например, при наличии необходимого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ, стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет или в приравненных к ним местностях не менее 20 лет, досрочная пенсия по старости может быть назначена:

  • в связи с занятостью на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах – по достижении мужчинами 45 лет, женщинами – 40 лет (если они были задействованы на указанных работах не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев соответственно и имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно);
  • в связи с работой в тяжёлых условиях труда – по достижении мужчинами 50 лет, женщинами 45 лет (если они были заняты на указанных работах не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет соответственно и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно).

Водительские права есть у многих россиян. Однако профессиональных водителей среди них в сотни и даже в тысячи раз меньше. И речь идет не столько о навыках управления транспортом, сколько о профессии, на которой работает гражданин. Считается, что такая работа связана с повышенным риском для жизни и здоровья человека. А значит, пенсионное обеспечение «шоферам» должно назначаться на льготных основаниях. В этой статье разбирается пенсия водителей – кто именно и когда сможет выйти на заслуженный отдых, и какая помощь юриста в Москве может понадобиться.

  1. Основные моменты
  2. Какой транспорт дает право на льготу
  3. Какими документами подтверждается спецстаж
  4. Какая пенсия устанавливается
  5. Куда обращаться

Основные моменты

Льготная пенсия для профессионального водителя – относительное новшество для пенсионной системы РФ. Право на досрочную пенсию установлено в соответствии с 400-ФЗ, пп.10 п.1 ст. 30.

Но воспользоваться ранним выходом на покой могут далеко не все. Льготная пенсия водителям предоставляется при условии, если:

  • накоплено минимальное количество баллов к моменту обращения за пенсией (16,2 в 2019 году, повышается до 30 баллов к 2025 году);
  • гражданин управлял автобусом, троллейбусом или трамваем;
  • накоплен общий страховой стаж в размере 25 лет (для мужчин) или в размере 20 лет (для женщин);
  • гражданин был занят на регулярных перевозках по городским маршрутам;
  • продолжительность специального стажа равна или превышает 20 лет (мужчины) и 15 лет (женщины);
  • работодатель платил взносы в ПФР по дополнительным тарифам;
  • по результатам специальной оценки устанавливают вредные условия труда.

Общеустановленный пенсионный возраст и его изменение в 2019 году на данную категорию водителей не распространяется. Если все условия соблюдены, гражданин может отправиться на заслуженный отдых. При этом возраст выхода на пенсию устанавливается в значениях:

  • 55 лет для мужчин;
  • 50 лет для женщин.

К юристу за консультацией обратился москвич Анатолий Л. Мужчина хотел воспользоваться специальными условиями выхода на досрочную пенсию и интересовался, может ли он обратиться за назначением пенсии, если общий стаж работы водителем составляет 27 лет, 19 из которых мужчина управлял автобусом на городском маршруте и 8 лет провел «за баранкой» школьного автобуса.
Адвокат указал, что согласно положениям 400-ФЗ мужчине не хватает 1 года стажа работы на городском автобусе, троллейбусе или трамвае. Школьный автобус не относится к городскому маршрутному, а потому работа на нем в специальный стаж не засчитывается.

Какой транспорт дает право на льготу

В законе напрямую указано, что за работу на городском транспорте устанавливается досрочная пенсия. Водитель, соответственно, должен:

  • управлять транспортным средством с числом пассажирских мест 8 и более;
  • передвигаться по определенным и согласованным с властями маршрутам;
  • соблюдать расписание и график движения, утвержденный муниципалитетом;
  • сажать и высаживать пассажиров в предусмотренных маршрутом и ПДД местах;
  • миновать все контрольные пункты по маршруту следования.

При этом режим движения транспорта не оказывает влияния на исчисление льготного стажа. Транспорт может работать в экспрессном, полуэкспрессном или обычном режиме. Главное, чтобы более 80% рабочего времени водитель работал именно на городском маршрутном транспорте. Следовательно, на льготную пенсию могут рассчитывать водители пригородных автобусов, если не менее 80% маршрута приходится на городские перевозки.

Какими документами подтверждается спецстаж

Документальное подтверждение права на досрочный выход на покой необходимо для определения, распространяется ли досрочная пенсия водителей автобусов на заявителя. К подтверждающим документам относятся:

  • приказ о назначении на работу водителем, с указанием конкретных условий (водитель регулярного городского транспорта и т.п.);
  • путевые листы, которые являются неотъемлемой частью «бюрократии» пассажирских транспортных предприятий;
  • коллективные договоры, ведомости на оплату и прочие документы, подтверждающие фактический спецстаж и содержащие полезные для ПФР сведения.

Какая пенсия устанавливается

Несмотря на льготный возраст обращения за пенсионным содержанием, гражданину устанавливается страховая пенсия, аналогичная пенсии по старости. Следовательно, расчет размера ежемесячного содержания страховой пенсии производится исходя из накопленных пенсионных баллов. Формула довольно простая:

П = ФВ + ИПК х Сипк

  • П – рассчитываемая пенсия;
  • ФВ – фиксированная выплата в размере 5 334,19 руб. (в ценах 2019 года);
  • ИПК – пенсионные баллы, начисленные гражданину за работу;
  • Сипк – цена 1 пенсионного бала, установленная на 2019 год в размере 87,24 руб.

Если водитель формировал накопительную часть пенсии, он также сможет также претендовать на ее получение. Законодательством предусмотрено несколько вариантов ее получения:

  • Пожизненного – сумма накоплений разделяется на ожидаемый период выплат (252 месяца в 2019 году, 258 месяцев с 2020 года);
  • Срочно – сумма разделяется на определенное количество месяцев (но не менее 120);
  • Единовременно – если накоплена незначительная сумма, которая при срочной выплате составила бы 5% и менее от назначаемой страховой пенсии.

Куда обращаться

Выход на пенсию водителей общественного транспорта осуществляется путем подачи в ПФР соответствующего заявления. Обратиться за назначением пенсионного содержания можно:

  • лично, в Клиентскую службу Фонда;
  • через МФЦ;
  • через интернет, на едином портале государственных услуг или на сайте ПФР.

Законодательством допускается обращение за пенсионным содержанием через доверенное лицо. Представитель, подающий заявление от имени водителя, обязан предоставить удостоверение лично и должным образом составленную и заверенную доверенность.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (800) 555-40-36 или написать его в форме ниже.

Читайте также: