Вопросы прокурору от пенсионеров

Полномочия прокурора по участию в гражданском процессе определены статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации , согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если они по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Для этого гражданину необходимо обратиться к прокурору с просьбой о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов с письменным заявлением. При невозможности оформления гражданином заявления прокурор поможет ему оформить волеизъявление в письменной форме. В случае, когда по объективным причинам гражданин не может представить доказательства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов, прокурор примет меры к сбору необходимых доказательств, а также к собиранию и представлению в суд доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска самим гражданином.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности. Государство стремится обеспечить инвалидам и лицам пожилого возраста равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Защита прав ветеранов и инвалидов, как и прежде, является приоритетным направлением прокурорского надзора.

Предметом постоянных прокурорских проверок являются вопросы соблюдения прав инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, обеспечения их жилищных прав, обеспечения данной категории граждан лекарственными препаратами, а также другие вопросы их жизнедеятельности, связанные с социальной адаптацией данной категории граждан.

Наиболее действенной мерой прокурорского реагирования на выявленные нарушения является обращение в суд с исками и заявлениями.

Так, в текущем году в суд общей юрисдикции территориальными прокурорами предъявлено около двухсот исков в сфере пенсионного законодательства, охраны прав инвалидов и престарелых, по всем рассмотренным искам требования удовлетворены либо производство прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований прокуроров.

Территориальные прокуроры постоянно осуществляют надзор за соблюдением требований доступности учреждений, деятельность которых направлена на удовлетворение жизненных потребностей лиц с ограниченными возможностями: медицинских учреждений, аптек, помещений органов власти и местного самоуправления. Установив факты отсутствия специальных сооружений для доступа инвалидов в здания администраций, отделов социальной защиты населения, образовательные учреждения, учреждения жилищно-коммунального комплекса, Дома культуры, аптечные учреждения и больницы, то есть в те учреждения, которые имеют наибольшую социальную значимость и предназначены для непосредственной работы с инвалидами, прокуроры обращались в суд с требованиями об устранении таких нарушений.

Наиболее распространенными являются иски с требованием обязать органы исполнительной власти, местного самоуправления, юридические лица оборудовать социально значимые, транспортные объекты специальными приспособлениями для инвалидов, а также иски в защиту жилищных и пенсионных прав, прав на санаторно-курортное лечение, обеспечение средствами реабилитации, лекарствами.

Согласно действующему федеральному и региональному законодательству инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на обеспечение необходимыми средствами реабилитации, лекарственными препаратами. Прокурорами в судебном порядке обеспечено возмещение гражданам денежных средств, затраченных ими на самостоятельное приобретение препаратов.

Выявив нарушения уполномоченными органами сроков выдачи инвалидам, в том числе детям-инвалидам, направлений на получение средств реабилитации (абилитации), сроков обеспечения такими средствами или сроков выплаты компенсаций за самостоятельно приобретенные средства, прокуроры использовали предоставленные ст. 45 ГПК РФ полномочия для восстановления прав этой категории граждан.

Защищая права детей-инвалидов, прокуроры предъявляют в суд иски об обязании Государственного учреждения — Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации. В рассмотрении судами подобных дел принимал участие прокурор Краснодарского края Сергей Табельский , по инициативе которого решения суда обращены к немедленному исполнению. Также по ходатайству прокурора края судом вынесено частное определение в адрес Государственного учреждения — Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации , которое, не убедившись в исполнении всех выданных гражданам направлений для получения технических средств реабилитации, подписало дополнительное соглашение к государственному контракту на уменьшение общей суммы его стоимости. Это привело к нарушению прав ребенка-инвалида на получение положенных ему по индивидуальной программе реабилитации и абилитации технических средств.

Действуя в интересах граждан-инвалидов, прокуроры в судебном порядке понуждают Министерство здравоохранения Краснодарского края организовать своевременное обеспечение инвалидов жизненно необходимыми лекарственными препаратами, предъявляют требования о взыскании с министерства компенсации за самостоятельно приобретенное лекарство.

Не оставляют без внимания прокуроры ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей.

Например, прокурор Новопокровского района обратился в суд с исками в защиту прав двух 90-летних вдов ветеранов Великой Отечественной войны, награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы войны, которым администрацией муниципального образования Новопокровский район незаконно было отказано в постановке на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» они имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и таким жильем не обеспечены. Решениями Новопокровского районного суда , оставленными без изменения судом апелляционной инстанции, иски прокурора удовлетворены. Судебные постановления исполнены, граждане поставлены на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Активное использование прокурорами полномочий по защите прав инвалидов, престарелых граждан в судебном порядке позволяет добиться реального восстановления нарушенных прав.

В случае нарушения прав инвалидов на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, отсутствия парковочных мест для стоянки их автотранспорта, нарушения прав инвалидов на трудоустройство, создания им условий труда без учета индивидуальных программ реабилитации, необеспечения лекарственными средствами такие граждане вправе обратиться к прокурору, и их права будут защищены.

Добавляю, видимо меня не поняли. Вопросы которые нужно задавать в статье https://zen.yandex.ru/media/id/5f957f339c6dca580c162db9/voprosy-putinu-ot-voennyh-pensionerov-i-pensionerov-mvd-po-pensiiam-5fc564524fa3013b230c74fa .

А здесь я показал, чтоб пустые вопросы не задавали и как на них ответит Путин с огромной радостью, чтоб не отвечать на те вопросы которые я уже опубликовал в статье ранее.

Получив огромное количество комментариев по вопросам В.В . ПУТИНУ на пресс-конференцию пришёл к выводу, что практически все не понимают, что и как надо задавать. Многие даже не прочитав другие мои статьи и комментарии повторяют одни и те же ошибки.

Огромное спасибо всем кто откликнулся, кто переслал дальше эти вопросы по соцсетям, форумам, друзьям и сослуживцам, но из всех , более 700 комментариев, примерно конструктивных и полезных не более десяти. да и это просто отлично.

Как видите я не прошу ставить лайки и подписываться на мой канал ни в одной статье. Меня это не волнует и не интересует.

Хорошо! Рассмотрим основные вопросы и ошибки которые я увидел в Ваших комментария. Как вариант я бы мог по каждому лишнему и ненужному вопросу написать по статье, приложив соответствующие НПА, но сейчас времени нет. После пресс-конференции распишу в статьях более подробно по каждому вопросу и с НПА.

И прошу в вопросах больше их не повторять, я уже не могу просматривать такое количество пустых и ненужных комментов и каждому отвечать одно и тоже:

1. Дискриминация военных пенсионеров и пенсионеров МВД по отношению к военным судьям, прокурорам и следователям, нам ввели 54%, а им нет.

Здесь нет ни какой дискриминации, Вы просто не разобрались.

С 1 января 2012 года нам увеличили оклады в 4 раза и ввели понижающий коэффициент.

Военные судьи, прокуроры и следователи на тот момент (до 1 января 2012 года) итак уже получали более менее оклады и пенсии выше наших. С 1 января 2012 года им не ввели понижающий коэффициент, только потому, что ИМ ОСТАВИЛИ СТАРЫЕ ОКЛАДЫ В РАСЧЁТЕ ПЕНСИЙ, и их ТОЛЬКО ПРОИНДЕКСИРОВАЛИ НА УРОВЕНЬ ИНФЛЯЦИИ. Мне приходил такой ответ от МО РФ и я проверял его, есть постановление об индексации окладов данным категориям на уровень инфляции на 2012 год.

Теперь объясняю почему так произошло. На тот момент военные структуры судей, прокуроров и следователей были подчинены МО РФ.

А начиная с 2012 года по 2014-17 года (если я не ошибаюсь по годам) их всех переподчинили от МО РФ в гражданские структуры: в Генеральную прокуратуру РФ, В Верховный суд РФ и Следственный комитет РФ соответственно.

А в связи с этим их всех постепенно перевели на зарплаты и пенсии госслужащих. Тем самым вообще их отвязав от Закона 4486-1.

Хотя мне здесь прислали по Прокурорам интересные документы, хотя они не подтверждают, что им расчёт идёт по новым окладам, я видел только за 2 года документы об индексации им старых окладов:

ФЗ от17.01.1992 № 2202-1 ред 9.11.2020 ст 49 п.3.1 Пенсионное обеспечение военнослужащих органов военной прокуратуры, уволенных с военной службы до 1 января 2017 года, и членов их семей осуществляется соответственно Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации. Пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы в органах военной прокуратуры после 1 января 2017 года, и членов их семей осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ) Смотри п.1 ст 49.

Постановление Правительства РФ от 1 марта 2018 г. № 206 "Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”

приложение 4 Должностные оклады военных прокуроров органов военной прокуратуры. Размер должностного оклада (в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации)

Это вот подтверждение того, что военные прокуроры получают зарплаты не от МО РФ, а от Прокуратуры РФ.

Вот почему в этом направлении нет дискриминации, или есть но частичная. И с этим будет сложно задавать вопрос. Закрутили так, что без стакана не разберёшься. Поэтому лучше не соваться с этим вопросом.

2. Дискриминация по начислению пенсий военнослужащих к начислению пенсий госслужащих и других категорий. Им типа вообще не вводили понижающий коэффициент.

НИ КАКИМ БОЛЕЕ КАТЕГОРИЯМ ПЕНСИОНЕРОВ НЕ ПОВЫШАЛИ ОДНОВРЕМЕННО ОКЛАДЫ В 4 РАЗА с введением понижающего коэффициента. Почему про это забываете. Ведь именно так Вам и ответит Путин В.В. и добавит: хорошо уберём Вам понижающий коэффициент , но вернём оклады на свои места, т.е. уменьшим их в 4 раза.

Поэтому и говорю, что здесь вопрос задавать не получиться сразу в лоб, надо здесь только сложный вопрос задавать. Не надо мутить людей неправильным вопросом, так как после такого ответа, который я Вам показал, эти люди отвернутся от нас. И снова затихнут.

А во-вторых, как указывает КС РФ и другие судебные инстанции, назначать и определять порядок исчисления пенсии это прерогатива Правительства, оно само определяет значимость, порядок и т.д. - это его функция. Для того, чтобы доказать, что Правительство не право надо привлекать целые институты для сравнений и расчётов, а мы это сделать самостоятельно не можем. А Правительство может, у них есть свои структуры которое это делают. И КС РФ в это влезать не намерен.

Выход пока вижу один, как-то надо раскрутить доказательный вопрос этой ситуации и тогда это решиться само собой, а вопрос это, который надо широко поднять по невыполнению и даже ухудшению Стратегии социального развития ВС РФ до 2020 года. Она конечно не является как нормативно-правовой акт, но как доказательная база раскроет всю ложь. В 2008 году военные пенсии составляли в среднем 30% от общего объёма денежного довольствия, а в конце 2020 составляют примерно 25%, вместо 80%. Вопрос, где обещанное повышение, т.е. Стратегия была АНТИСТРАТЕГИЯ по развалу ВС РФ.

3. Кто в такой стране как Российская Федерация является ГАРАНТОМ Конституции и ЗАКОНА? Если Президент, то он и должен ответить по Закону своей отставкой за то, что его Указы и Законы не выполняются! И это надо не спрашивать , а требовать.

(это не я придумал такой вопрос, это мне прислали, и подобных лозунговых общих вопросов пришло много)

Это пустой вопрос, они на него обязательно ответят, чтоб не отвечать на отдельные наши вопросы. А потом будут кричать, что ответили и на вопросы военных пенсионеров и все СМИ подхватят то в своих статьях. Нет не надо таких бравадных вопросов.

А ответ будет примерно таким: Главному прокурору проверить данный вопрос и определить какие законы и указы не выполняются и доложить мне и мы примем меры. А потом через месяц придёт ответ из Главной прокуратуры - нарушений не выявлено.

Сюда можно отнести и следующие вопросы:

До каких пор в РФ будут издеваться над основной частью военных пенсионеров, которым ограничили пенсии 54% ?

Почему военных пенсионеров поделили на две части?

4. Повысить ЕДВ ветеранам боевых действий.

Вопрос конечно реальный. Но мы здесь ставим вопросы не частные, а такие которые касались бы всех военнослужащих и полицейских находящихся на пенсии. Такой вопрос можете задать отдельно, это не возбраняется. Только надо его сформулировать правильно. От куда эти выплаты взялись, что во время боевых действий участвующим военнослужащим боевые не платили? Если мне не изменяет память 1 день оплачивали как за 3 дня. То есть за одно и тоже платят повторно? Нет я ни в коем случае не умаляю заслуги, мне не довелось участвовать в настоящих боях, хотя как артиллерист на учениях и занятиях с боевой стрельбой всякое случалось (и вторую мину в миномёт запихивали, во-время успел схватиться за конец мины падающей в ствол миномёта (из-за того, что минометчик из-за интенсивной стрельбы не заметил, что мина не вылетела (осечка), откинул на автоматизме флажок не допускающий повторное заряжание и стал засовывать в ствол вторую мину), так как я стоял рядом и наблюдал сразу заметил его ошибку и успел захватить мину до падения в ствол и быстро заставил всех скопом поднять плиту , чтоб опустить ствол и вытащить мины.). И я только "за" раз государство ещё пенсионерам доплачивает ЕДВ. Слышал, что собираются поднять до половины минимальной пенсии данную выплату. Просто уместно здесь задавать этот вопрос, когда время итак ограничено.

Но раз хотите, то задавайте, только правильно вопрос сформулируйте, чтоб было понятно, что Вы точно хотите.

5. Отмените к=54 для пенсионеров силовиков или введите его для всех, уровняйте в конституционных правах, в т.ч. для госслужащих и депутатов

или Отменить понятие понижающего коэффициента и выплатить положенные деньги в соответствии с нормативными документами.

Это тоже пустой вопрос тех, кто досконально не разобрался.

Ответ будет таким:

"54% процента, это не понижающий или кастрационный или унижающий коэффициент, это всего лишь новая составляющая нового порядка исчисления военных пенсий, которая привела к увеличению пенсий за счёт высоких окладов. У Вас пенсии увеличились в 1,7 раза, а другим госслужащим и депутатам не вводили его потому, что им оклады в 4 раза вообще не повышали, а только проиндексировали на коэффициент инфляции. Вопрос, если мы им введём данный коэффициент, как Вы того просите, то им придётся и оклады повышать в 4 раза, чтоб сравнять пропорционально их повышение с Вашим."

Таким образом, будет ещё хуже. В начале разберитесь с данной тематикой подробнее, а потом задавайте вопросы. И как ни странно, оказывается и наименования окладов , с новым порядком исчисления военных пенсий, чуть изменили, чтоб нельзя было говорить, что это старый порядок исчисления пенсии с введённым коэффициентом.

Было : оклады по должности, воинскому . званию

Стало : оклад по воинской должности или должностной оклад , оклад по воинскому званию .

Чуть изменили, но это уже новый порядок исчисления.

6. Когда прекратится игнорирование Указа президента. и прав военных пенсионеров?

А кто игнорирует Указ, докажите. Всё правительство и Минфин Путину чётко докладывает, что Указ выполняется полностью и есть подтверждающие документы.

А то значит игнорирование прав военных пенсионеров. Здесь если и будет ответ по этой части вопроса, то только такой: да в стране не хватает денег, сложная финансовая обстановка, но предусмотрено поэтапное повышение понижающего коэффициента на 2 процента и даже так как сейчас это приостановлено то повышение понижающего коэффициента всё равно идёт через Федеральный закон о Федеральном бюджете ОПЕРЕЖАЮЩИМИ ТЕМПАМИ.

Ну это как бы основные вопросы которые мне прислали и которые я считаю подавать не надо.

Приношу всем огромные извинения, но я удалил более 200 комментариев в статье с ВОПРОСАМИ К ПУТИНУ, так как они пустые, простоя просил не писать. В других статьях удалять ничего не буду. Мне очень тяжело просматривать такое огромное количество комментариев, в надежде найти что-нибудь интересное. Пишите здесь всё что хотите.


Война пустующих отелей с «мусорщиками»

Сегодня прокурор Татарстана Илдус Нафиков провел онлайн-встречу с местным бизнес-сообществом. На вопросы предпринимателей, кроме прокуратуры, постарались ответить представители Минэкономики, УФАС, Роспотребнадзора, УФНС и нескольких других ведомств.

Первой к прокурору обратилась исполнительный директор Ассоциации отелей Казани и РТ Александра Юшутина, пожаловавшаяся на операторов по обращению с ТКО.

— Мы неоднократно направляли письма на имя премьер-министра РТ с просьбой перейти на расчет вывоза ТКО по факту. Все это время практически все гостиницы стояли абсолютно пустые и производили ноль мусора, у кого-то вместо 10 контейнеров был всего один, однако в УК «ПЖКХ» нам навстречу не пошли. Хотелось бы урегулировать эту ситуацию, — рассказала Юшутина.

Оказалось, что с аналогичной проблемой в прокуратуру уже обратились пять крупных гипермаркетов, в числе которых «Леруа Мерлен» и «Максидом». Как сообщил Илдус Нафиков, этот вопрос рассматривался в арбитражном суде, но предпринимателям отказали. Отказ аргументировали тем, что нормативный метод — более щадящий для населения, поскольку «трудно гарантировать, что под прикрытием этого факта отходы не будут вывезены на нелегальные свалки».


Александра Юшутина пожаловалась на операторов по обращению с ТКО. Фото Олега Тихонова

— Есть правила коммерческого учета объемов и массы ТКО, где присутствует двоякое толкование: допускается нормативно и по факту. Когда мы говорим «по факту», там допущена формулировка «расчет проводится по количеству установленных контейнеров». И региональные операторы на это ссылаются, применяя норматив, — дал комментарий Илдус Нафиков. — Мы обратились в кабмин РТ, чтобы инициировать внесение изменений в федеральное законодательство в части того, чтобы указать там не «установленных контейнеров», а «вывезенных». Также было обращение по данному вопросу в УФАС.

НКО посоветовали обратиться за грантами

В непростой ситуации оказались организации в сфере дополнительного образования. Как сообщила директор автономной некоммерческой организации «Центр дополнительного образования детей и взрослых» Натэлла Салимзянова, она и ее коллеги по сей день не имеют возможности продолжать свою деятельность, а также получают отказы по всем мерам поддержки.

— Ваша организация действительно не включена в реестр социально ориентированных НКО, поскольку ранее она не являлась получателем средств из федерального, регионального или местного бюджетов, — подтвердил замминистра экономики РТ Олег Пелевин. — Что мы можем рекомендовать? В конце июня текущего года будет проводиться конкурс грантов кабмина. Очень рекомендуем принять участие. Кроме того, буквально вчера президент РФ объявил, что с 16 июня начнется очередной конкурс по президентским грантам. За консультацией и помощью при подготовке заявки можно обратиться в ресурсные центры.


Евгений Терентьев попросил разрешить не требовать с отдыхающих справки об отсутствии коронавирусной инфекции и обследовать не всех сотрудников. Фото Максима Платонова

В санатории — без справок

Начиная с 8 июня санаторно-курортные учреждения могут работать при условии выполнения всех требований Роспотребнадзора. Руководитель ассоциации «Санатории Татарстана» Евгений Терентьев попросил разрешить им не требовать с отдыхающих справки об отсутствии коронавирусной инфекции и обследовать не всех сотрудников.

— Требования федерального ведомства относятся ко всем регионам, а ситуация на местах везде разная. Возможно, для жителей Татарстана, где ситуация лучше, чем в других субъектах, можно сделать послабления для отдыха в санаториях и не требовать справку об отсутствии коронавирусной инфекции? — спросил Терентьев.

Он согласен с тем, что еженедельные проверки на коронавирус для сотрудников санаториев — необходимая мера, но считает, что работников, которые не контактируют с отдыхающими, можно было бы и исключить из обязательного списка на тестирование. А относительно стоимости тестов и вовсе заподозрил картельный сговор.

— У нас есть вопрос о стоимости анализов на отсутствие коронавирусной инфекции. Во всех лабораториях они стоят порядка 2 тыс. рублей. Как и несколько недель назад. Сейчас очередь на сдачу теста — 7—10 дней. Почему стоимость не уменьшается и она одинаковая? Нет ли вообще признаков картельного сговора? — спросил Терентьев.

Отвечая на первые два вопроса, замруководителя Роспотребнадзора по РТ Марина Трофимова заявила, что требование справок — необходимая на сегодняшний день мера. Плюс исследования проводятся на безвозмездной основе.


Марина Трофимова заявила, что требование справок — необходимая на сегодняшний день мера. Плюс исследования проводятся на безвозмездной основе. Фото tatar-inform.ru

— Вы совершенно правильно сказали, что в Татарстане уровень заболеваемости отличается от других субъектов, и это в том числе результат профилактики и проводимых мер безопасности. Относительно обследования сотрудников также могу сказать, что на сегодняшний день не следует ослаблять принимаемые меры, — заключила Трофимова.

Представитель УФАС предложил обратиться к ним в том случае, если «действительно есть согласованные действия по повышению цен».

Хамство проверяющих

Татарстанские предприниматели обратились к Илдусу Нафикову с жалобами на действия проверяющих органов, а также сотрудников полиции. Так, по словам представителя общественного совета предпринимателей Черемшанского района РТ Альберта Латыпова, во время пандемии участились обращения со стороны бизнеса с просьбой разъяснить законность действий проверяющих органов.

— Приходилось даже выезжать на место проверки, звонить в Роспотребнадзор и доказывать, что товар — первой необходимости, а предприятие — непрерывного действия. На своем примере (я занимаюсь производством хлеба) я столкнулся с ситуацией, когда неизвестный в гражданской одежде вломился к нам и начал снимать все на видео, а на просьбы покинуть помещение не обращал внимания. По итогу он начал составлять протокол. Есть ли вообще какой-то порядок контроля со стороны прокуратуры за такими сотрудниками? — возмутился Латыпов.


Татарстанские предприниматели обратились к Илдусу Нафикову с жалобами на действия проверяющих органов, а также сотрудников полиции. Фото Максим Платонова

Отвечая на вопрос, прокурор РТ напомнил, что его ведомство вместе с уполномоченным по правам предпринимателей еще несколько лет назад начало создавать информационный ресурс, на котором можно было бы оперативно сообщать о подобных инцидентах. А вообще, для оперативного вмешательства достаточно звонка в прокуратуру.

— У меня похожий вопрос. Часто слышу его от своих коллег-предпринимателей, да и я сам был в такой ситуации. Наш магазин находится на пешеходной улице, и к нам часто заходят сотрудники полиции. Если во время проверки сотрудник хамит, не указывает в протоколе то, что я прошу указать, не разрешает вести видеосъемку, а я не согласен с его действиями, могу я тогда обратиться в прокуратуру? — уточнил предприниматель Денис Филиппов.

Как ответил Илдус Нафиков, в таких случаях, «безусловно, можно звонить в прокуратуру» и за этим последует незамедлительная реакция.

100-тысячные гранты для самозанятых

И снова прозвучал вопрос о самозанятых, который задается при каждой встрече предпринимателей с представителями власти, пусть даже и с прокурором, который, казалось бы, эти вопросы не курирует. Но Илдус Нафиков на вопросы ответил:

— Самозанятые могут воспользоваться следующими мерами господдержки: возвратом подоходного налога за 2019 год, кредитными каникулами, возможностью объявить себя безработным, налоговым вычетом по уплате налога в течение 2020 года в размере 12130 рублей, — перечислил Илдус Нафиков. — Самозанятые — это очень хорошо. Это способ, позволяющий людям легально работать, выйти из тени.


Прокурор констатировал пятикратный рост безработицы в республике. Фото Ильи Репина

Попутно прокурор констатировал пятикратный рост безработицы в республике: он озвучил статистику о том, что в начале года на учете в центрах занятости состояли 10—12 тысяч человек, а в период пандемии эта цифра достигла 50 тысяч.

— Хотел бы добавить, что с 4 июня мэрия Казани объявила конкурс на получение грантов для самозанятых, — включился в обсуждение замруководителя исполкома города, курирующий вопросы транспорта, экономического развития и торговли Ильдар Шакиров. — Мы принимаем заявки, и победители получат по 100 тысяч рублей на покупку оборудования, сырья, прохождение обучения и так далее. Это еще одна из мер поддержки.


Во многих случаях прокуратура РФ становится последней инстанцией, в которую обращаются граждане, чтобы добиться справедливости.

Перечень вопросов, действия (в том числе принятые решения), либо бездействия по которым могут быть обжалованы в прокуратуру, достаточно широк, он примерно определен п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 07.01.1992 № 2201-1 (далее – ФЗ о прокуратуре).

Так, согласно п. 2 ст. 1 указанного ФЗ, в прокуратуру, помимо прочего, могут быть обжалованы:

  • Несоблюдение законов и иных нормативных актов федеральными органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами, должностными лицами коммерческих и некоммерческих организаций;
  • Нарушение прав и свобод граждан федеральными органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами, должностными лицами коммерческих и некоммерческих организаций;
  • Несоблюдение законов судебными приставами.

При этом, основанием для применения мер прокурорского реагирования являются, согласно ст. 10 ФЗ о прокуратуре заявления, жалобы и иные обращения граждан.

Виды обращений граждан

Хотя ФЗ о прокуратуре объединяет все виды обращений в прокуратуру граждан в одну группу, между ними есть определенные различия.

Так, согласно п. 1.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 (далее – Инструкция о порядке рассмотрения обращений), под обращениями в прокуратуру граждан понимаются изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство.

При этом, под заявлением понимается просьба гражданина или иного лица о содействии в реализации его прав либо сообщение о нарушениях закона.

Согласно тому же пункту, жалоба в прокуратуру – это просьба гражданина о восстановлении уже нарушенных его либо прав иных лиц; ходатайство – это просьба гражданина о признании его прав, свобод и статуса.

Также указанным пунктом выделяется и такой вид обращения, как предложение, под которым понимается рекомендация гражданина по совершенствованию законом, иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц и их должностных лиц.

Наконец, различаются индивидуальные и коллективные обращения. Под индивидуальными, как это следует из самого названия, понимаются обращения, жалобы, заявления одного гражданина, под коллективными – нескольких (двух и более) граждан.

При этом, в случае, если обращение принято на собрании граждан, оно должно содержать сведения об организаторах собрания и быть подписано ими или участниками собрания.

Как написать заявление в прокуратуру, подать онлайн жалобу в прокуратуру

Законом не предусмотрено какой-либо обязательной формы для заявлений в прокуратуру, однако практика показывает несколько моментов, которые желательно учитывать при их написании.

Прежде всего, необходимо учитывать, выработанные практикой подготовки таких документов, рекомендации, исходящие как из смысла самого обращения, так и общепринятых стандартов самого документа и его оформления.

Обращение составляется на имя прокурора того города (района, района в городе и т.д.), на территории которого проживает заявитель.

Особое внимание при подготовке заявления следует уделить описанию фактических обстоятельств и формулировке самой просьбы, т.к. именно от этого зависит, какие именно действия будут предприняты прокуратурой по обращению.

Обращение подписывается заявителем (всеми лицами, в случае подачи коллективного обращения, либо организаторами собрания, если обращение принимается на собрании). При наличии каких-либо документов, доказательств, подтверждающих правомерность обращения, их, либо их копии необходимо приложить к заявлению, или указать какими именно доказательствами может быть подтверждено заявление или как такие могут быть получены, у какого лица они могут быть истребованы.

В сети интернет можно найти примерные формы (образцы) заявлений, либо можно воспользоваться приводимым ниже образцом.

Образец обращения (заявления, жалобы) в прокуратуру

Довожу до вашего сведения следующее.

Я, (Ф.И.О. заявителя, фактические обстоятельства дела).

Согласно ст. 1 ФЗ «О прокуратуре в Российской Федерации» в ведении органов прокуратуры находятся осуществление надзора за соблюдение законов, надзор за соблюдением прав и свобод граждан.

В соответствии со ст. 10 указанного Федерального закона в органах прокуратуры рассматриваются заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушении законов.

Полагаю, что изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении закона. Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 1, 6, 10 указанного Федерального закона,

Провести проверку соблюдения закона (указать, кем совершено нарушение закона, в чем оно заключается).

1. (указываются документы, доказательства, подтверждающие, по мнению заявителя, наличие нарушения закона).

Обращения (заявления, жалобы) подаются заявителем, как правило, в прокуратуру по месту своего жительства (нахождения) заявителя.

Следует обратить внимание, что в подаваемом заявлении должен быть указан адрес, по которому органы прокуратуры могут, в том числе, направить результаты рассмотрения обращения; согласно ч. 4 п. 2.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращения, если в обращении не указаны фамилия заявителя или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Обращение в прокуратуру может быть подано и в виде электронного документа через сеть Интернет. Электронный адрес, на который в таком случае подается обращение можно узнать на сайте соответствующей прокуратуры субъекта РФ.

Оформление обращения при его подаче путем направления по электронной почте производится также как и при обращении в приемную.

Согласно ч. 3 п. 2.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений, если при рассмотрении обращения, поступившего в орган прокуратуры по электронной почте, будет установлена невозможность его разрешения заявителю в течение 7 дней со дня регистрации, в адрес его электронной почты направляется уведомление о невозможности рассмотрения и предлагается восполнить недостающие данные.

Порядок рассмотрения жалоб прокуратурой

Порядок рассмотрения жалоб органами прокуратуры определен ФЗ о прокуратуре, Инструкцией о порядке рассмотрения обращений, Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 29.12.2011 № 450 (далее Инструкция по делопроизводству).

Все поступающие обращения (заявления, жалобы и т.д.) подлежат регистрации, в порядке, определенном Инструкцией по делопроизводству. Согласно п. 2.3 Инструкции о порядке рассмотрения обращений, поступившие обращения подлежат регистрации в течение 3 дней момента поступления.

Во время рассмотрения обращения, прокуратура, в рамках своих полномочий вправе истребовать у проверяемого лица документы, информацию, материалы по предмету обращения, требовать явки должностных или иных лиц (ст. 6 ФЗ о прокуратуре).

По общему правилу поступившее обращение рассматривается в течение 30 дней (если обращение не требует дополнительной проверки, указанный срок сокращается до 15 дней).

По результатам рассмотрения органом прокуратуры принимается одно из следующих решений: об удовлетворении обращения (повторного обращения), об отклонении обращения, о разъяснении вопросов правового характера, об оставлении обращения без рассмотрения, об его отклонении, о его возвращении заявителю, о приобщении к материалам надзорного производства, о прекращении переписки, о направлении обращения в другую прокуратуру, ведомство, организацию (п. 4.14 Инструкции о рассмотрении обращений).

Отметим, что согласно п. 3 ст. 10 ФЗ о прокуратуре ответ по результатам обращения должен быть мотивирован и может быть обжалован заявителем в судебном порядке; при этом, в ответе заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования.

Прием граждан в органах прокуратуры проводится в течение всего рабочего дня сотрудником, отвечающим за организацию работы с обращениями граждан, а также руководителями органов прокуратуры и по их поручению другими работниками согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте. При этом непосредственно руководителями прокуратур прием граждан проводится не реже одного раза в неделю.


Как правильно пожаловаться прокурору: инструкция

В одной из предыдущих публикаций мы уже представляли инструкцию о том, как правильно обратиться в органы власти.

Многие граждане, если принадлежащие им те или иные права кем-то нарушены, видят восстановление справедливости через обращение в органы прокуратуры.

Не говоря об эффективности такого способа защиты нарушенных прав, в данной публикации рассмотрим вопрос о том, как обратиться в прокуратуру .

В этой связи хотелось бы обратить внимание читателей на рекомендации, которые однажды встретились нам на одном из правозащитных сайтов (к сожалению, адрес данного сайта не сохранен). Однако, думается, что авторов данных рекомендаций не будет претензий, так как эти материалы предназначены для свободного распространения.

Назовем эти рекомендации «Как пожаловаться прокуратуру» и приведем их дословно с некоторыми примечаниями.

Итак, обращаясь с жалобой к прокурору, необходимо иметь в виду следующее.

  1. Поводом для вашего обращения в прокуратуру на территории Российской Федерации может служить любое нарушение закона, любое ограничение, не основанное на законе, независимо от того, кто является его нарушителем. Исключением из правил являются жалобы на действия (бездействие) и решения, связанные с расследованием уголовных дел, а также на приговоры и решения судов, потому что эти жалобы проверяются в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным кодексами и т.п.
  2. Решение прокурора, с которым вы н согласны, не лишает вас права обратиться за защитой своих прав по этому же вопросу в суд.
  3. Вы можете обратиться в прокуратуру не только в связи с ущемлением собственных прав, но также можете заявить об ущемлении прав других лиц, интересов государства и общества. Кроме того, обращение в прокуратуру может быть направлено по вашей просьбе общественной организацией или трудовым коллективом.
  4. Обратите внимание на то, что прокурор не может отменить обжалуемый или оспариваемый акт или решение. Он вправе отреагировать на допущенное нарушение, принять меры об устранении допущенного нарушения.
  5. Обратиться к прокурору вы можете устно или письменно. Однако лучше всегда обращаться письменно. Помните о том, что для обжалования решения прокурора вышестоящему прокурору вам необходимо будет предоставить соответствующее решение нижестоящего прокурора. Пересказ устного ответа прокурора не будет принят во внимание.
  6. Заявление, жалоба или обращение могут быть представлены для рассмотрения прокурору на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу.
  7. Хотим обратить особое внимание на то, что строго установленной формы обращения в прокуратуру нет. Оно может быть составлено в произвольной форме с описанием существа допущенного нарушения (можно без ссылок на конкретные нормы закона - с этим прокурор-юрист разберется сам), с указанием сведений о нарушителе либо организации, где оно допущено. Главное, чтобы в обращении были указаны Ваши фамилия, имя, отчество, адрес, наименование органа или должностного лица, которому оно направлено, дата, личная подпись, изложено существо вопроса.
  8. Обращение в органы прокуратуры пишется на имя прокурора того района, в котором находится предприятие, учреждение, организация или проживает лицо, допустившее нарушение закона.
  9. Если ваше обращение в прокуратуру не будет содержать сведения о ваших фамилии, имени, отчестве, местонахождении (адресе), оно будет оставлено без рассмотрения, как анонимное. Вместе с тем, при наличии в обращении сообщения о готовящихся или совершенных преступлениях оно будет направлено в правоохранительные органы.
  10. Ваше обращение не будет рассмотрено, если прокуратура сочтет их содержание прямым вмешательством в деятельность органов прокуратуры при расследовании уголовных дел (Внимание! В настоящее время прокуратура уголовные дела не расследует) или осуществления надзорных полномочий Мотивированное сообщение о том, что ваше заявление, жалоба или обращение не будут рассмотрены, должно быть направлено вам в срок не позднее 10 дней.
  11. Если текст вашего обращения в органы прокуратуры будет неразборчив или в нем будут отсутствовать сведения, достаточные для его разрешения (об органе, принявшем обжалуемое решение, о времени его принятия и т.д.), то прокуратура в 5-дневный срок должна вернуть вам заявление, жалобу или обращение с предложением восполнить недостающие данные, а также разъяснить, куда следует обратиться, чтобы получить необходимые для разрешения вопроса сведения или информацию.
  12. Если прокуратура при рассмотрении вашего обращения посчитает, что оно может быть разрешено другими органами и учреждениями, то в 5-дневный срок она должна направить его по принадлежности. При этом вас одновременно должны уведомить об этом в письменном виде и разъяснить, куда вам следует обратиться.
  13. Ваше обращение будет оставлено без разрешения, когда:
  • оно по содержанию лишено смысла;
  • есть решение о прекращении с вами переписки.

Это возможно в двух случаях: 1) ваше обращение, направленное повторно, не содержит новых доводов и данных о нарушении закона, а на предыдущее ваше обращение был дан ответ; 2) ваше обращение содержит нецензурную брань, выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц. Когда прокуратура приняла решение о прекращении с вами переписки, она должна вас известить об этом в 40-дневный срок со дня поступления вашего обращения. Переписка может быть возобновлена, если основания, по которым она была прекращена, отпали.

  1. При принятии прокуратурой к своему производству вашего обращения вас могут вызвать в прокуратуру для дачи пояснений в целях полноты и объективности проведения проверки по обращению.
  2. Ваше обращение в прокуратуру может быть:
  • удовлетворено - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя или отменено решение нижестоящего прокурора;
  • отклонено - изложенные требования признаны необоснованными;
  • разъяснено - разъяснены вопросы правового характера по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств;
  • перенаправлено - ваше обращение направлено в 5-дневный срок для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности.
  1. Если вы не согласны с решением прокурора, то обжаловать его нужно вышестоящему прокурору
  2. По окончании проверки по обращению вы имеете право обратиться к соответствующему прокурору или должностному лицу прокуратуры с просьбой предоставить возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими ваши права и свободы. При отказе в удовлетворении просьбы об ознакомлении с документами или материалами Вам должны дать аргументированное разъяснение, и вы вправе потребовать письменного ответа.
  3. Ваше обращение в органы прокуратуры должно быть разрешено в срок не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а если оно не требует дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней, если иной срок не установлен федеральным законом. Срок рассмотрения и разрешения обращений исчисляется с момента их регистрации в прокуратуре.
  4. Ваше обращение в прокуратуру будет считаться разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы по существу, даны мотивированные (со ссылками на законы) и понятные вам ответы на все вопросы, приняты необходимые меры, и вам отправлен письменный ответ.
  5. Обращаем ваше внимание на то, что, направление из вышестоящей прокуратуры вашей жалобы на нижестоящего прокурора в прокуратуру, где работает этот прокурор, неправомерно. У вас есть повод обжаловать такое действие прокуратуры, в том числе и Генеральной прокуратуры.
  6. Если вы считаете, что в ходе рассмотрения вашего обращения соответствующие сотрудники прокуратуры недобросовестно отнеслись к проверке изложенных фактов, а также ненадлежащим образом и несвоевременно выполнили поручения вышестоящих прокуратур по вашему обращению, то вы имеете право обратиться к вышестоящему должностному лицу соответствующей прокуратуры с просьбой провести служебную проверку и, в случае подтверждения изложенных вами фактов, привлечь к ответственности виновных.

Несмотря на то, что данные рекомендации были разработаны до утверждения и введения в действие приказом Генеральной прокуратуры России от 30.01.2013 года № 45 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации" (далее – "Инструкция о порядке рассмотрения обращений") многие вышеизложенные положения остаются актуальными

К рассмотренным рекомендациям хотелось бы добавить еще несколько важных положений, которые предусматривает порядок обращения в прокуратуру

Как следует из вышеуказанной «Инструкции о порядке рассмотрения обращений», прием граждан в органах прокуратуры проводится в течение всего рабочего дня сотрудником, отвечающим за организацию работы с обращениями граждан, а также руководителями органов прокуратуры и по их поручению другими работниками согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте (во всяком случае, о том, кто из сотрудников по графику проводит прием, можно поинтересоваться в канцелярии)

При этом непосредственно руководителями прокуратур прием граждан проводится не реже одного раза в неделю.

Если вы решили посетить прокуратуру, вы должны иметь при себе и предъявить сотруднику, ведущему прием, документ, удостоверяющий личность.

На обращениях, поданных на личном приеме, ставится отметка "с личного приема", а по вашей просьбе указанная отметка может быть проставлена на копии вашего обращения (заявления либо жалобы).

Кроме того, в органах прокуратуры в доступном для заявителей месте устанавливается ящик "Для обращений и заявлений", в который вы также можете опустить свое письменное обращение.

Если вы хотите иметь рекомендации о том, как обратиться в прокуратуру , всегда под рукой, получите к ним доступ на странице «Библиотека».

Не хотите читать? Тогда посмотрите это видео о том, как обратиться в прокуратуру.

Обращение в прокуратуру: основные правила

Мы не гарантируем, что если вы даже правильно составите жалобу или другое обращение прокурору и надлежащим образом подадите составленный вами документ в прокуратуру, ваше обращение вряд ли будет рассмотрено надлежащим образом. "Почему?"- спросите вы. Ответ находится в материалах, с которыми вы можете ознакомиться, если последуете по этим ссылкам:

Чтобы этого не произошло, советуем обращаться за помощью к профессионалам.

Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.

Читайте также: