Введение профессиональных пенсионных систем

  • Информационно-аналитические бюллетени (ИАБ)
  • Аналитические материалы (АВ, АЗ, АО, МИ)
    • Государственное строительство и конституционные права граждан
    • Экономическая политика
    • Социальная политика
    • Бюджетное, налоговое и финансовое законодательство
    • Оборона и безопасность
    • Внешняя политика
    • Совершенствование законодательного процесса
    • Региональная политика
  • Научно-исследовательские работы для Государственной Думы
  • Материалы к мероприятиям

АВ 2008г. Выпуск 14 О системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации

  • Титульный лист
  • Содержание

1.6. Профессиональная пенсионная система

Под профессиональными пенсионными системами следует понимать институт накопления и выплаты пенсий, сформированных за счет взносов работодателей в пользу своих работников через негосударственные пенсионные фонды. Термин "профессиональный" следует понимать не как отношение к той или иной профессиональной категории, а как признак наемного труда.
Для формирования целостного представления о проектируемой структуре пенсионного обеспечения предлагается использовать модель "трех колонн". Первая колонна формируется за счет общенациональной пенсионной системы и включает как государственное пенсионное обеспечение, так и государственное пенсионное страхование. При этом государственное пенсионное страхование может строится как на условно-накопительных принципах, так и использовать чисто накопительные механизмы.
Вторая колонна формируется за счет профессиональных пенсионных систем или пенсий от работодателей.
И, наконец, к третьей колонне относиться вся гамма частных пенсионных накоплений сформированных за счет добровольных личных взносов через различные финансовые институты: негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и банки.
Конструируя новую модель пенсионного обеспечения, мы должны определить круг задач, решаемых профессиональными пенсионными системами. К ним, несомненно, необходимо отнести:
самофинансирование пенсий и финансовую устойчивость профессиональной пенсионной системы;
ликвидация института административно назначаемых льготных пенсий и создание эффективной модели более раннего выхода на пенсию, базирующейся на критериях профессиональных рисков и реальной утраты трудоспособности, координацию основных условий назначения профессиональных пенсий с общегосударственными;
предоставление гражданам свободы выбора даты выхода на пенсию и варианта пенсионных выплат, возможность планировать и увеличивать уровень пенсионного обеспечения;
Особенностью предлагаемого концептуального подхода к профессиональным пенсионным системам является отсутствие понятия границы между общими пенсиями и досрочными пенсиями.
Основными субъектами профессиональной пенсионной системы являются работодатель, работник и негосударственный пенсионный фонд, связанные между собой договорными отношениями. Законодательство о профессиональных пенсионных системах должно определять права и обязанности субъектов профессионального пенсионного обеспечения, регулировать их взаимоотношения и определять роль государства, как гаранта устойчивости и надежности новых пенсионных отношений.
Инициатива создания профессиональных пенсионных систем принадлежит работодателю, а условия профессионального пенсионного обеспечения являются предметом договора работодателя и работников (трудового коллектива). Поскольку основные условия взаимоотношений работодателя и трудового коллектива регулируются через институт коллективных договоров, то основные положения профессионального пенсионного обеспечения могут войти составной частью коллективного договора, тем более, что процедура принятия колдоговоров тщательно прописана в действующем законодательстве.
Реализация профессионального пенсионного обеспечения осуществляются на базе негосударственных пенсионных фондов.
Процедура выработки условий профессионального пенсионного обеспечения может выглядеть следующим образом. На первом этапе определяется желательный уровень пенсионного обеспечения и принципы формирования пенсий, общие для всех работников. Размер будущей профессиональной пенсии должен быть сбалансирован с финансовыми возможностями предприятия/отрасли и финансовой схемой организации ППС. На втором этапе определяется круг лиц, которым должно быть предоставлено право более раннего выхода на пенсию. Необходимым критерием для включения в эту категорию может быть наличие права на льготную досрочную пенсию по закону о государственных пенсиях, однако ключевыми факторами должны стать критерии профессиональных рисков. Фактическая утрата трудоспособности должна стать фактором, определяющим возникновения права на досрочную пенсию.
В процессе выработки условий профессионального пенсионного обеспечения и заключения коллективных договоров должен быть достигнут компромисс между работодателем и трудовым коллективом относительно общего уровня пенсионного обеспечения и возможностей раннего выхода на пенсию для отдельных категорий работников. Баланс достигается путем противопоставления интересов: увеличение льгот отдельным категориям влечет снижение общего уровня пенсионного обеспечения остальных работников.
Роль государства на данном этапе заключается в поддержании институтов государственной экспертизы условий труда, медико-санитарной экспертизы утраты трудоспособности и актуарной оценки тарифов, рассчитанных с учетом уровня профессионального риска.
Государственный орган, уполномоченный контролировать деятельность ППС, должен регулярно утверждать источники и размеры отчислений работодателя на профессиональное пенсионное обеспечение. Только индивидуальные определения тарифов с учетом профессиональных рисков и их регулярный пересмотр, на базе полученной реальной статистики, позволит соблюсти баланс профессионально-отраслевых интересов и интересов общества в целом. Реальное снижение нагрузки на государственное пенсионное обеспечение позволит рассматривать в качестве источников взносов в ППС либо часть обязательных отчислений в ПФР, либо дополнительные взносы, относимые на себестоимость.

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Бесплатно по России

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.


Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.


Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).


Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — С.В. Бровчак

Текст научной работы на тему «Профессиональные пенсионные системы»

Мнения, комментарии, разъяснения специалистов

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ СИСТЕМЫ

В настоящее время достаточно активно обсуждается вопрос о создании профессиональных пенсионных систем (ППС). Они должны быть организованы в соответствии с двумя законопроектами: «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» и «О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем».

Профессиональная пенсионная система создается заключением работодателем договора с Пенсионным фондом РФ или уполномоченным негосударственным пенсионным фондом (НПФ) для работников, относящихся к спискам № 1 и 2 и другим системам, дающим право на пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет.

Страхователем является работодатель. Застрахованным лицом является наемный работник, занятый на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, утвержденный работодателем в соответствии со списками соответствующих рабочих мест, производств, работ, профессий и должностей, утвержденными Правительством РФ.

Договор о создании профессиональной пенсионной системы заключается на срок не менее трех лет и вступает в силу со дня его государственной регистрации в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти путем внесения договора в реестр профессиональных пенсионных систем. К договору должны быть приложены правила профессиональной пенсионной системы.

Коллективным договором может быть предусмотрена обязанность работодателя по созданию профессиональной пенсионной системы с участием уполномоченного негосударственного пенсионного фонда, а также обязанность работодателя по выплате той или иной категории работников, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда, компенсационной надбавки к заработной плате, определяемой из суммы взносов в профессиональную пенсионную систему. В этом случае професси-

ей. БРОВЧАК, кандидат экономических наук

ональной пенсионной системы в отношении данных работников не создается.

Профессиональная пенсионная система создается с участием Пенсионного фонда РФ в следующем случае: если коллективный договор не заключен, если коллективный договор не предполагает создания ППС с участием НПФ или компенсационной надбавки, если ППС не имеет государственной регистрации за два месяца до начала календарного года или на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти о прекращении действия ППС с участием уполномоченного НПФ.

Выплаты из профессиональных пенсионных систем в течение досрочного пенсионного периода осуществляются застрахованным лицам в следующих случаях:

а) лицам, работавшим на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах: мужчинам - по достижении 50 лет при профессиональном стаже не менее 10 лет и женщинам - по достижении 45лет при профессиональном стаже не менее 7лет 6 месяцев;

б) лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: мужчинам - по достижении 55лет при профессиональном стаже не менее 12лет 6месяцев и женщинам - по достижении 50лет при профессиональном стаже не менее 10лет;

в) женщинам, работавшим трактористами-машинистами в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочныхмашин, - по достижении 50 лет при профессиональном стаже не менее 15лет;

г) женщинам, работавшим в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью, - по достижении 50лет при профессиональном стаже не менее 20лет;

д) рабочим локомотивных бригад, отдельным категориям работников, непосредственно осуществлявшим организацию перевозок и обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте и

метрополитене, водителям грузовых автомобилей, непосредственно работавшим в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы: мужчинам - по достижении 55 лет при профессиональном стаже не менее 12 лет 6 месяцев и женщинам - по достижении 50лет при профессиональном стаже не менее 10 лет;

е) лицам, работавшим в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топогра-фо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах: мужчинам - по достижении 55лет при профессиональном стаже не менее 12лет 6месяцев и женщинам - по достижении 50 лет при профессиональном стаже не менее 10лет;

ж) рабочим, мастерам, старшим мастерам, трудившимся непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования: мужчинам - по достижении 55 лет при профессиональном стаже не менее 12 лет 6 месяцев и женщинам - по достижении 50 лет при профессиональном стаже не менее 10 лет;

з) механизаторам (докерам-механизаторам) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочныхработах в портах: мужчинам - по достижении 55лет при профессиональном стаже не менее 20лет и женщинам -по достижении 50лет при профессиональном стаже не менее 15 лет;

и) плавсоставу на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного и внутригородского сообщения): мужчинам - по достижении 55 лет при профессиональном стаже не менее 12лет 6месяцев и женщинам - по достижении 50лет при профессиональном стаже не менее 10лет;

к) водителям автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах: мужчинам - по достижении 55лет при профессиональном стаже не менее 20лет и женщинам - по достижении 50 лет при профессиональном стаже не менее 15лет;

л) лицам, работавшим на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации: мужчинам - по достижении 55 лет при профессиональном стаже не менее 12 лет 6 месяцев и женщинам - по достижении 50лет при профессиональном стаже не менее 10 лет;

м) лицам, работавшим в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации: мужчинам - по достижении 55лет при профессиональном стаже не менее 20лет и женщинам - по достижении 50лет при профессиональном стаже не менее 15лет;

н) лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горно-спасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, - при выслуге не менее 25лет;

о) горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников - при выслуге не менее 20лет;

п) лицам, работавшим на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле, а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности: мужчинам - при выслуге не менее 25лет и женщинам - при выслуге не менее 20лет;

р) лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации: мужчинам - при выслуге не менее 25 лет и женщинам - при выслуге не менее 20лет, в том числе при оставлении летной работы по состоянию здоровья: мужчинам - при выслуге не менее 20 лет и женщинам - при выслуге не менее 15лет.

Оценка фактического состояния условий труда на конкретных рабочих местах, включенных в списки рабочих мест с особыми условиями труда, может быть осуществлена на основе проведения аттестации.

Аттестация рабочих мест проводится по инициативе работодателя или представителей работников и ее результаты утверждаются коллективным договором. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 марта 1997 г. № 12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» и включает в себя гигиеническую оценку существующих условий и характера труда, оценку травмобезопасности рабочих мест и учет обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Перечень документов, являющихся основой проведения аттестации рабочих мест:

• основные термины и определения;

• перечень основных стандартов системы стандартов безопасности труда (ССБТ) и гигиенических нормативов, используемых при аттестации рабочих мест по условиям труда;

• - порядок заполнения карты аттестации рабо-чих(его) мест(а) по условиям труда;

• коды вредных производственных факторов;

• протокол оценки травмобезопасности рабочего места;

• протокол оценки обеспечения работников средствами индивидуальной защиты;

• классификация условий труда по травмобезопасности;

• ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в подразделении;

• сводная ведомость рабочих мест (РМ) и результатов их аттестации по условиям труда в организации;

• план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;

• протокол аттестации рабочих мест по условиям труда.

Из профессиональных пенсионных систем осуществляются следующие виды выплат застрахованным лицам:

• для всех лиц, застрахованных в ПФР, а также лиц, относящихся к списку № 1 льготников, застрахованных в уполномоченном НПФ. Досрочная пенсия выплачивается ежемесячно со дня ее назначения до окончания досрочного периода;

• для остальных участников уполномоченного НПФ предоставляется выбор между ежемесячными выплатами до окончания досрочного периода, либо единовременной выплатой в размере суммы накоплений, сформированных в пользу каждого участника.

В случае смерти застрахованного участника НПФ, суммы пенсионных накоплений передаются лицам, указанным в заявлении участника.

Для управления средствами ППС уполномоченный НПФ обязан заключить с уполномоченной управляющей компанией (УК) договор об инвестировании пенсионных накоплений на срок соответствующего договора с работодателем о создании ППС. В свою очередь НПФ и УК обязаны заключить с уполномоченным депозитарием договор о предоставлении услуг специализированного депозитария на срок соответствующего договора об инвестировании пенсионных накоплений с уполномоченной УК.

Достаточно строгие ограничения налагаются на процесс инвестирования пенсионных накоплений.

Уполномоченная управляющая компания не вправе:

• распоряжаться имуществом, находящимся в управлении, без согласия уполномоченного специализированного депозитария;

• продавать имущество, находящееся в управлении, по цене ниже рыночной;

• приобретать имущество, находящееся в управлении;

• совершать иные действия, запрещенные законодательством Российской Федерации. Инвестирование пенсионных накоплений,

сформированных в рамках профессиональных пенсионных систем, производится исключительно с целью сохранения и прироста пенсионных накоплений в интересах застрахованных лиц, участников.

Для соблюдения законных интересов субъектов профессиональной пенсионной системы, созданной с участием уполномоченного НПФ в соответствии с коллективным договором, уполномоченный НПФ образовывает попечительский совет ППС.

В целях обеспечения своевременного и полного учета исполнения обязательств перед застрахованными лицами Пенсионный фонд РФ и уполномоченные негосударственные пенсионные фонды ведут социальные индивидуальные счета застрахованных лиц.

Взносы на формирование профессиональных пенсионных систем, уплачиваемые работодателем, включают вознаграждения работника.

В суммы, не подлежащие обложению, входят государственные пособия, а также все виды компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг; стоимостью натурального довольствия, оплатой питания и спортивного снаряжения, оборудования; расходами на повышение профессионального уровня работников, трудоустройством работников.

Размер отчислений на формирование ППС соответствующих категорий работников зависит от отнесения их к тому или иному списку льготников, а также от размера их заработной платы.

Контроль за уплатой взносов в ППС должны осуществлять налоговые органы.

Расчет базы обложения страховых взносов производится по аналогии с расчетом базы единого социального налога.

Рассмотрим, какие отрасли промышленности имеют больше всего рабочих мест, относящихся к спискам № 1 и 2 и приравненным к ним спискам.

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ, ЗАНЯТЫХ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА,

ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ в 2001 г.

(на конец года; в процентах от общей численности работников соответствующей отрасли)

0 10 20 30 40 50

Черная металгургия Целпогеэю-бумажая промышенность Эпекгоэнергетию -Цветная металлургия Сгекхгъная и фарфоро-фаянсовая промькшенность Промышенность - всего -Газовая промышенность Маииностроение и мсташобработьа Промышенность строительны* материалов Деревообрабатьвающя промышенность Лепоя промышенность Химическая и нефтехимическая промышенность -Нефгеперерабатьваюшя промышенность Лесозаготовигетьная промышенность Пожграфическая промышенность Нефтедрбьваюидо промышенность Транспорт Пниевая промышенность Сфоигеялтво Связь

Как видно из вышеприведенного графика, наибольшие затраты на формирование профессиональных пенсионных систем могут возникнуть в угольной промышленности и черной металлургии. Наименьшие - в связи и строительстве. При этом имеет смысл обдумать вопрос диверсификации тарифов для отдельных отраслей промышленности. Хотя по данным Правого управления Аппарата Государственной Думы по отношению к общему фонду заработной платы организации тарифы составят в среднем 1,5% от ФОТ, что, в принципе, немного. Указанные взносы будут относиться на затраты.

Какой же уровень замещения (отношение уровня пенсии к уровню заработной платы) смогут предоставить профессиональные пенсионные системы?

Допустим, что тарифы налогообложения с ФОТ в рамках формирования пенсий для списков № 1 и 2 льготников составляют 7 и 4% соответственно. В среднем трудовой стаж работников, относящихся к этим спискам, должен составлять примерно 30 лет

По данным Госкомстата России

(360 месяцев). Среднюю зарплату можно обозначить как 7 тыс. руб. Умножив количество месяцев на тарифы налогообложения с ФОТ, получим сумму накоплений от 100 800 до 176 400 руб. Из этого следует, что профессиональная пенсия может составлять от 1 680 руб. у списка № 2 до 1 470 руб. у списка № 1. Конечно, в расчете не учитывается инвестиционный доход, который может быть начислен на указанные суммы. Вероятнее всего, он принципиально не изменит картины, и соответственно уровень замещения составит от 20 до 30%. Хотя эти цифры сопоставимы с уровнем пенсионного обеспечения по возрасту, необходимо отметить, что международные стандарты устанавливают уровень замещения от 40%.

Отсюда можно сделать выводы, что профессиональные пенсионные системы при однообразных тарифах ставят в неравные условия предприятия различных отраслей и в то же время предоставляют низкий уровень пенсионного замещения.

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Бесплатно по России

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.


Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.


Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).


Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Читайте также: