Взаимодействие фнс фсс и пфр

Взаимодействие страхователя с Фондом

социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС РФ)

по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВниМ)

по правоотношениям, возникающим до 31 декабря 2016.

- представляет в ФСС РФ расчеты по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненные, за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года;

- подает заявление в ФСС РФ на возврат переплаты страховых взносов, перечисленных и поступивших в счет уплаты страховых взносов по ВНИМ (деньги) за период до 31.12.2016;

- подает заявление в ФСС РФ на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения по ВНиМ;

- имеет право при необходимости провести с ФСС РФ сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и получить Акт сверки расчетов по исполненным обязательствам до 31.12.2016;

- осуществляет уплату страховых взносов по ВНиМ в ФСС РФ до 31.12.2016 на действующий код бюджетной классификации (КБК) - 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2016 году;

- с 01.01.2017 производит уплату страховых взносов по ВНиМ в ФНС России, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2017 году на новый КБК, открытый ФНС России с 1 января 2017 года;

- обжалует решения, вынесенные ФСС РФ по результатам камеральных проверок расчетов по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненных расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, а также решения, принятые по результатам проверок до 31.12.2016.

- осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года, а именно проводит камеральные проверки расчетов по страховым взносам (форма 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненных расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года и выездные проверки за периоды до 2016 года.

- проводит камеральные и выездные проверки правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения в соответствии с частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года;

- направляет страхователю решения по результатам камеральной (выездной) проверки;

- рассматривает жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС РФ.

Обращаем внимание!

Взыскание недоимки по страховым взносам по ВНиМ образовавшейся по состоянию на 01.01.2017, а также по результатам камеральных и выездных проверок будет проводить ФНС России.

ФСС РФ направляет в ФНС России в рамках межведомственного взаимодействия:

- решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения за периоды до 01.01.2017;

- решения о доначислении по результатам камеральной проверки уточненных расчетов, представленных в территориальные органы Фонда за период до 01.01.2017;

- решения (выписки из решений) о привлечении (об отказе в привлечении) плательщиков страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по результатам рассмотрения материалов выездной проверки за периоды до 01.01.2017;

- решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) суммах страховых взносов.

II. Взаимодействие страхователя с ФСС РФ и ФНС России

по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВниМ) по правоотношениям, возникающим с 1 января 2017 года.

- представляет в ФНС России расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (подпункт 1 пункта 1 статьи 419, пункт 7 статьи 431 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России;

- производит уплату страховых взносов по ВНиМ в ФНС России на новый КБК, открытый ФНС России с 1 января 2017 года;

- подает заявление в ФНС России на возврат переплаты страховых взносов (деньгами);

- проводит сверку расчетов с ФНС России по начисленным и уплаченным страховым взносам по обязательствам возникшим с 01.01.2017;

- обжалует решения, вынесенные ФНС России по результатам камеральной (выездной) проверки по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017,

- подает в ФСС РФ заявление, в том числе в межотчётный период, на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения;

- обжалует в ФСС РФ решение, вынесенное по результатам камеральной (выездной) проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

- проводит камеральные проверки расходов по ВНиМ:

1) по заявлению страхователя на возмещение средств на выплату страхового обеспечения;

2) на основании сведений из расчета по страховым взносам, полученным из ФНС России;

- проводит внеплановые выездные проверки страхователей, в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;

- проводит совместно с ФНС РФ плановые выездные проверки страхователей, в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;

- рассматривает жалобы страхователей на акты проверок правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС РФ;

Обращаем внимание!

Взыскание недоимки по страховым взносам по ВНиМ образовавшейся с 01.01.2017 по результатам камеральных и выездных проверок в связи с непринятием к зачету расходов будет проводить ФНС России.

ФСС РФ направляет в ФНС России в рамках межведомственного взаимодействия:

- информацию о подтверждении заявленных страхователем расходов (заявление страхователя);

- решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения за текущие периоды (по субъектам Российской Федерации в которых не реализован механизм прямых выплат);

- осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, с 1 января 2017 года, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно проводит камеральные проверки единого расчета по страховым взносам по форме, утвержденной ФНС России и осуществляет выездные проверки плательщиков страховых взносов по правоотношениям возникшим с 01.01.2017, совместно с ФСС РФ;

- учитывает обязательства плательщика страховых взносов по ВНиМ с 1 января 2017 года;

- проводит сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по ВНиМ по исполненным обязательствам с 01.01.2017;

- выносит решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов по правоотношениям возникшим с 01.01.2017;

- рассматривает жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа.

ФНС России направляет в ФСС РФ в рамках межведомственного взаимодействия:

- информацию из расчета по страховым взносам в части начислений страховых взносов по ВНИМ (взносы, расходы страхователя, необлагаемые суммы, пониженные тарифы);

- решения (выписки из решений) о привлечении (об отказе в привлечении) плательщиков страховых взносов к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов;

- информацию о списанных суммах недоимки, пеней и штрафных санкций по страховым взносам, по основаниям, возникшим после 01.01.2017.

Автор: С. Валова

В целях реализации Указа Президента РФ от 15.01.2016 № 13 приняты Федеральные законы от 03.07.2016 № 243-ФЗ и от 03.07.2016 № 250-ФЗ, в соответствии с которыми полномочия по администрированию страховых взносов передаются с 01.01.2017 налоговым органам. В статье рассмотрим порядок взаимодействия страхователя, ФСС и ФНС в переходный период.

Общие положения о начислении и уплате страховых взносов

Налоговый кодекс дополнен новыми положениями, устанавливающими нормативно-правовое регулирование правил исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе в ФСС по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), а также осуществления функций по администрированию налоговыми органами указанных платежей.

В Налоговой кодекс введена новая глава 34 «Страховые взносы», в которой установлены:

  • объект и база по страховым взносам;
  • суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами;
  • тарифы, в том числе пониженные;
  • единая форма и сроки представления отчетности;
  • порядок и сроки уплаты страховых взносов.

Кроме того, предусмотрена возможность зачета расходов, произведенных плательщиками страховых взносов, на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию в соответствии с законодательством РФ в счет уплаты страховых взносов (п. 2 ст. 431 НК РФ). Следует обратить внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона № 243-ФЗ действие п. 2 ст. 431 НК РФ ограничено до 31 декабря 2018 года включительно.

Таким образом, в регионах РФ, не перешедших на «прямые выплаты» страхового обеспечения по ВНиМ, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется до 31.12.2018 включительно.

Функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов с 01.01.2017 передаются налоговому органу. Поэтому контроль за правильностью и своевременностью уплаты страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов будут осуществляться в соответствии с порядком, установленным НК РФ.

При этом за ФСС сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ.

Проверки расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, заявленных страхователем в расчете по страховым взносам, представленном в налоговый орган, будет осуществлять территориальный орган ФСС в порядке, установленном Федеральным законом № 125-ФЗ[1], на основании сведений, поступивших из налогового органа в ФСС.

Межведомственный обмен информацией между ФСС и налоговым органом, в том числе в части заявленных страхователем доходов, расходов, результатов контрольной работы, будет осуществляться в соответствии с Порядком № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П[2].

Таким образом, с 1 января 2017 года налоговые органы будут являться администратором страховых взносов, в том числе по ВНиМ в части доходов. Администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС.

Взаимодействия страхователя с ФСС и ФНС до 01.01.2017

В связи с тем, что страхователи переходят на уплату страховых взносов в соответствии с новым порядком, ФСС выпустил Информационное письмо «Взаимодействие страхователя с ФСС РФ и ФНС РФ по правоотношениям, возникшим до 31 декабря и с 1 января 2017 года», в котором разъяснил порядок действий страхователя в переходный период.

В силу приведенных указаний страхователи (бюджетные учреждения) должны:

  • представить в ФСС расчеты по страховым взносам (по форме 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненные, за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года;
  • подать в ФСС заявление о возврате переплаты страховых взносов, перечисленных и поступивших в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ, за период до 31.12.2016;
  • подать в ФСС заявление о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения;
  • при необходимости провести с ФСС сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и получить акт сверки расчетов по исполненным обязательствам до 31.12.2016;
  • уплатить страховые взносы в ФСС до 31.12.2016 по действующему коду бюджетной классификации (КБК) 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата взносов производится в 2016 году.

Дополнительно в письме отмечено, что с 01.01.2017 страховые взносы будут уплачиваться в ФНС, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическое перечисление денежных средств будет осуществляться в 2017 году.

Полагаем, аналогичные действия (в части сверки расчетов и уплаты необходимых платежей и представления отчетности) следует выполнить в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Иными словами, отчетность по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год нужно представлять в порядке, действующем до 1 января 2017 года.

Напомним, что сроки подачи отчетности в ПФР и ФСС установлены п. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ[3]. Они зависят от способа представления отчета.

Способ представления отчета

Форма отчетности

Срок представления отчета за 2016 год

На бумажном носителе

Расчет по форме 4-ФСС

Не позднее 20.01.2017

В электронной форме

Не позднее 25.01.2017

На бумажном носителе

Расчет по форме РСВ-1 ПФР

Не позднее 15.02.2017

В электронной форме

Не позднее 22.02.2017

Направлять отчетность в электронном виде с электронно-цифровой подписью обязаны страхователи, численность сотрудников которых превышает 25 человек.

До 01.01.2017 ФСС осуществляет свои контрольные функции:

1) контролирует счисление и уплату страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017 посредством проведения камеральной проверки представленной отчетности по итогам 2016 года и выездных проверок. При этом при проведении контрольных процедур действует порядок, который был установлен Федеральным законом № 212-ФЗ;

2) проводит камеральные и выездные проверки правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения в соответствии с ч. 1 ст. 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ[4] в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года.

По итогам проведения контрольных мероприятий ФСС направляет страхователю решения по результатам камеральной (выездной) проверки, а также рассматривает жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС.

Взыскание недоимки по страховым взносам по ВНиМ, образовавшейся по состоянию на 01.01.2017, а также по результатам камеральных и выездных проверок будет проводить ФНС.

Также ФСС будет направлять в ФНС в рамках межведомственного взаимодействия:

  • решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения за периоды до 01.01.2017;
  • решения о доначислении по результатам камеральной проверки уточненных расчетов, представленных в территориальные органы фонда за период до 01.01.2017;
  • решения (выписки из решений) о привлечении (об отказе в привлечении) плательщиков страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах по результатам рассмотрения материалов выездной проверки за периоды до 01.01.2017;
  • решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) суммах страховых взносов.

Взаимодействие страхователя с ФСС и ФНС с 01.01.2017

Действия страхователя с 01.01.2017 определяются положениями гл. 34 НК РФ, которая вступает в силу с указанной даты.

В соответствии со ст. 431 НК РФ в течение года по итогам каждого календарного месяца страхователи исчисляют и уплачивают страховые взносы. Как и ранее, сумма страховых взносов за календарный месяц подлежит уплате не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ). Она перечисляется в рублях и копейках (п. 5 ст. 431 НК РФ). При этом в платежном поручении на перечисление указывается новый КБК, открытый ФНС с 1 января 2017 года.

В связи с тем, что уплата страховых взносов с 01.01.2017 будет осуществляться в ФНС, заявление на возврат переплаты следует подавать в налоговые органы.

В силу п. 7 ст. 431 НК РФ страхователи будут обязаны представлять расчеты по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в ФНС:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения обособленных подразделений организации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Отметим, что отчетность по страховым взносам будет подаваться по новым формам, которые заменят действующие в настоящее время расчеты по страховым взносам РСВ-1 и 4-ФСС. Форма, форматы и порядок представления расчетов по страховым взносам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В Письме ФНС РФ от 19.07.2016 № БС-4-11/12929@ «Об отчетности по страховым взносам» специалисты налогового ведомства разъяснили, что в новой отчетной форме оптимизирован состав показателей, идентифицирующих работника и работодателя, и сокращены лишние и дублирующие показатели.

В соответствии с подготовленным проектом расчет по страховым взносам включает:

  • титульный лист;
  • лист «Сведения о физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем»;
  • раздел 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов»;
  • приложение 1 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование» к разд. 1;
  • приложение 2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование» к разд. 1;
  • приложение 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации» к разд. 1;
  • приложение 4 «Расшифровка выплат, произведенных за счет средств, финансируемых из федерального бюджета» к разд. 1;
  • ряд приложений, необходимых для применения пониженных тарифов страховых взносов;
  • раздел 2 «Сводные данные об обязательствах плательщиков страховых взносов глав крестьянских (фермерских) хозяйств»;
  • приложение 1 «Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за главу и членов крестьянского (фермерского) хозяйства» к разд. 2;
  • раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах».

Помимо расчета по страховым взносам, представляемого в налоговую инспекцию, страхователи, производящие выплату персоналу, работающему по трудовым договорам, должны будут подавать:

1) отчетность в ПФР в виде:

  • ежемесячных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М. Срок представления сведений – не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (в настоящее время – не позднее 10-го числа) (пп. «г» п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ);
  • отчета о стаже каждого работника, на вознаграждение которому начисляются страховые взносы (ежегодный отчет, который надо будет сдавать не позднее 1 марта года, следующего за отчетным) (пп. «в» п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ);

2) отчетность в ФСС в виде расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на травматизм, а также по расходам на выплату страхового обеспечения. В настоящее время ФСС подготовил проект новой отчетной формы, представляемой плательщиками страховых взносов на травматизм. Она практически дублирует разд. II действующей формы 4-ФСС, утвержденной Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 № 59. На основании ст. 24 Федерального закона № 125-ФЗ отчетность представляется на бумажном носителе – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. В форме электронного документа – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Напомним, что с 01.01.2017 ФНС:

  • осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды в порядке, установленном НК РФ. Проводит камеральные проверки единого расчета по страховым взносам по форме, утвержденной ФНС, и осуществляет выездные проверки плательщиков страховых взносов по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017, совместно с ФСС;
  • учитывает обязательства плательщика страховых взносов по ВНиМ с 1 января 2017 года;
  • проводит сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по ВНиМ по исполненным обязательствам с 01.01.2017;
  • выносит решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017;
  • рассматривает жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа.

ФНС направляет в ФСС в рамках межведомственного взаимодействия:

  • информацию из расчета по страховым взносам в части начислений страховых взносов по ВНиМ (взносы, расходы страхователя, необлагаемые суммы, пониженные тарифы);
  • решения (выписки из решений) о привлечении (об отказе в привлечении) плательщиков страховых взносов к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов;
  • информацию о списанных суммах недоимки, пеней и штрафных санкций по страховым взносам по основаниям, возникшим после 01.01.2017.

ФСС с 1 января 2017 проводит:

1) камеральные проверки расходов на взносы по ВНиМ:

  • по заявлению страхователя на возмещение средств на выплату страхового обеспечения;
  • на основании сведений из расчета по страховым взносам, полученным из ФНС;

2) проводит внеплановые выездные проверки страхователей в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;

3) проводит совместно с ФНС плановые выездные проверки страхователей в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;

Кроме того, фонд рассматривает жалобы страхователей по актам проверок расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС.

Кратко сформулируем основные выводы.

1. Начиная с 1 января 2017 года налоговые органы будут являться администратором страховых взносов, в том числе по ВНиМ в части доходов. Администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС. Как администратор доходов ФСН будет осуществлять контроль над правильностью начисления и уплаты страховых взносов в соответствии с порядком, установленным НК РФ.

2. До 1 января 2017 года страхователи должны произвести сверку расчетов с ПФР, ФСС по начисленным и уплаченным страховым взносам. В случае необходимости –подать заявление о возврате переплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ за период до 31.12.2016.

3. В наступившем 2017 году страхователи обязаны представить отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2016 год в ПФР и ФСС в порядке и сроки, установленные Федеральным законом № 212-ФЗ. Начиная с I квартала 2017 года отчетность по страховым взносам представляется в ФНС.

[1] Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

[2] Порядок взаимодействия отделений Фонда социального страхования РФ с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам РФ, утв. руководителями ФНС РФ и ФСС РФ 22.07.2016 № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П.

[3] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

[4] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

22 июля 2016 г. N ММВ-23-1/11@

22 июля 2016 г. N 02-11-10/06-3098П

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛЕНИЙ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УПРАВЛЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ

СЛУЖБЫ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Порядок взаимодействия отделений Фонда социального страхования Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации (далее - Порядок) разработан в целях реализации положений Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

2. Обмен информацией между отделениями Федерального фонда социального страхования по субъектам Российской Федерации (далее - Отделения Фонда) и управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации (далее - Управления ФНС России) непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется на региональном уровне.

Для Межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам обмен информацией осуществляется через Управления ФНС России по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика.

3. Передаваемая в соответствии с Порядком информация направляется в электронной форме по каналам связи с применением криптографических средств защиты информации (СКЗИ) с соблюдением требований информационной безопасности в электронном виде и заверяется электронной подписью ЭП.

В случае невозможности осуществления межведомственного информационного взаимодействия в электронной форме в связи с неработоспособностью каналов связи допускается направление информации на магнитных носителях с сопроводительным письмом в бумажном виде по совместному решению Отделения Фонда и Управления ФНС России.

4. Информация формируется в соответствии с приведенным реквизитным составом и по согласованным форматам.

5. Взаимодействие между Отделениями Фонда и Управлениями ФНС России осуществляется в два этапа:

- единоразовая выгрузка информации из Отделений Фонда в ФНС России;

- обмен информацией между Отделениями Фонда и Управлениями ФНС России на регулярной основе.

5.1. Единоразовая выгрузка:

Отделения Фонда представляют в Управления ФНС России следующую информацию:

Сальдо расчетов по взносу, пени и штрафам по состоянию на 01.01.2017, детализированное на сумму непогашенной дебиторской или кредиторской задолженности, образовавшейся по расчетам за 9 мес. (расчетам (уточненным расчетам) за иные периоды), с учетом платежей, поступивших в 4 кв.

- Сумма взноса (переплата (+), недоимка (-))

- Сумма пени (переплата (+), недоимка (-))

- Сумма процентов (переплата (+), недоимка (-))

- Сумма штрафов (переплата (+), недоимка (-))

- Детализация суммы взноса на недоимку и уплату 4 кв.

- сумма платежей 4 кв.

Справки о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов в Фонд социального страхования

Требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам и их частичное погашение

- Наименование плательщика, указанное в требовании

- ИНН плательщика, указанный в требовании

- КПП плательщика, указанный в требовании

- Дата вручения плательщику

- Частичное погашение сумм недоимки (пени, штрафа)

Взыскание недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках

- Решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках

- Идентификатор требования об уплате

- Инкассовое поручение по решению о взыскании

- Номер расчетного счета

- Частичное погашение сумм недоимки (пени, штрафа) к решению о взыскании

Взыскание недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя

- Постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя)

- Постановление о возбуждении исполнительного производства

- Частичное погашение сумм недоимки (пени, штрафа) к постановлению о взыскании

- Постановление об окончании исполнительного производства актом о невозможности взыскания

Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, а также организаций, имеющих лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации

- Заявление о взыскании страховых взносов, пени и штрафов за счет имущества физического лица, организации

- Дата документа о КБК

- Дата направления в Федеральную службу судебных приставов

- Код подразделения Федеральной службы судебных приставов

- Дата направления в органы Федерального казначейства

- Наименование территориального органа Федерального казначейства

- Постановление о возбуждении исполнительного производства

- Постановление об окончании исполнительного производства актом о невозможности взыскания

Информация о платежах, списанных со счетов плательщиков в банках, но не поступивших в бюджет Фонда дата платежного поручения

- N платежного поручения

- сведения о банке (статус банка)

- документ, подтверждающий статус банка

- дата документа, подтверждающего статус банка

- N документа, подтверждающего статус банка

- дата открытия расчетного счета

- N расчетного счета

- источник поступления средств на расчетный счет

- дата принятия платежного поручения банком к исполнению

- дата списания средств с расчетного счета/поступления наличных денежных средств

- Исполнено платежных поручений налогоплательщиков в рамках конкурсного производства банка

- Дата платежного поручения

- N платежного поручения

- Сумма, поступившая в рамках конкурсного производства банка

- Исполнено платежных поручений налогоплательщиков в рамках мирового соглашения банка с Кредиторами

- Дата платежного поручения

- N платежного поручения

- Сумма, поступившая по мировому соглашению

- Остаток сумм, не перечисленных банком

- Сумма, не перечисленная ликвидированной кредитной организацией в бюджетную систему Российской Федерации и списанная

- Решения судов в отношении сумм зависших платежей

- Дата решения суда

- Содержание решения суда

Информация о предоставленных отсрочках и рассрочках

- Сведения о документе, удостоверяющем личность

- Номер решения об изменении сроков уплаты

- Дата решения об изменении сроков уплаты

- Уполномоченный орган, принявший решение об изменении срока уплаты налога

- Форма изменения сроков уплаты

- Основание изменения срока уплаты

- Измененная по срокам уплаты задолженность

- Дата начала изменения сроков уплаты

- Дата окончания изменения сроков уплаты

- Процент за пользование бюджетными средствами

- Процент за пользование бюджетными средствами

- Уплачено по графику

- Процент за пользование бюджетными средствами

- Номер погашающего документа

- Дата погашающего документа

- Вид погашающего документа

Информация о невозможных ко взысканию суммах недоимки, пеней и штрафных санкций по страховым взносам, в связи с истечением срока исковой давности, образовавшихся по состоянию на 01.01.2017

- Сведения о документе, удостоверяющем личность

Начисленные (уменьшенные) суммы по расчетам, представленным в территориальные органы ФСС за 2016 год

- Дата представления расчета плательщиком

- Сумма взноса к начислению/уменьшению

Решения о доначислении по результатам камеральной проверки расчетов, представленных в территориальные органы ФСС за 2016 год

- Дата представления расчета плательщиком

- Сумма взноса к начислению/уменьшению

В течение 3-х дней с даты вступления Решения в силу

Сумма пени (к уменьшению/доначислению), пересчитанная по состоянию на 01.01.2017 в связи с представлением уточненных (годовых) расчетов

- Дата представления расчета плательщиком

- Сумма пени к начислению (уменьшению) за период до 01.01.2017

5.2. Регулярный обмен информацией:

Отделения Фонда представляют в Управления ФНС России следующую информацию:

Начисленные (уменьшенные) суммы по уточненным расчетам, представленным в территориальные органы ФСС за периоды до 01.01.2017

- Дата представления расчета плательщиком

- Сумма взноса к начислению/уменьшению

в месячный срок после поступления декларации

Решения о доначислении по результатам камеральной проверки уточненных расчетов, представленных в территориальные органы ФСС за периоды до 01.01.2017

- Дата представления расчета плательщиком

- Сумма взноса к начислению/уменьшению

В течение 3-х дней с даты вступления Решения в силу

Решения (выписки из решений) о привлечении (об отказе в привлечении) плательщиков страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по результатам рассмотрения материалов выездной (повторной выездной) проверок за периоды до 01.01.2017

- Дата представления расчета плательщиком

- Сумма взноса к начислению/уменьшению

В течение 5-ти рабочих дней с даты вступления Решения в силу

Решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения как за периоды до 01.01.2017 так и за текущие периоды (по субъектам РФ в которых не реализован механизм прямых выплат)

В течение 3-х дней с даты вступления Решения в силу

Информация об отмене (изменении) решений вышестоящим органом Фонда или судом.

- Номер отменяемого Решения

- Дата отменяемого Решения

В течение 3-х дней с даты вступления Решения в силу

Подтверждение заявленных расходов (заявление страхователя)

В течение 3-х дней с даты вступления подтверждения в силу

Информация о фактическом перечислении денежных средств страхователю (платежное поручение с приложением Выписки УФК)

- Информация выгружается по форматам, установленным Федеральным казначейством

На следующий день с даты фактического перечисления средств

Решения территориальных органов ФСС о возврате (зачете) излишне уплаченных (излишне взысканных) страховых взносов за периоды до 01.01.2017

В целях реализации Указа Президента РФ от 15.01.2016 № 13 приняты Федеральные законы от 03.07.2016 № 243-ФЗ и от 03.07.2016 № 250-ФЗ, в соответствии с которыми полномочия по администрированию страховых взносов передаются с 01.01.2017 налоговым органам. В статье рассмотрим порядок взаимодействия страхователя, ФСС и ФНС в переходный период.

Общие положения о начислении и уплате страховых взносов

В Налоговой кодекс введена новая глава 34 «Страховые взносы», в которой установлены:

  • объект и база по страховым взносам;
  • суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами;
  • тарифы, в том числе пониженные;
  • единая форма и сроки представления отчетности;
  • порядок и сроки уплаты страховых взносов.
Кроме того, предусмотрена возможность зачета расходов, произведенных плательщиками страховых взносов, на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию в соответствии с законодательством РФ в счет уплаты страховых взносов (п. 2 ст. 431 НК РФ). Следует обратить внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона № 243-ФЗ действие п. 2 ст. 431 НК РФ ограничено до 31 декабря 2018 года включительно.

Таким образом, в регионах РФ, не перешедших на «прямые выплаты» страхового обеспечения по ВНиМ, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется до 31.12.2018 включительно.

Функции по контролю, обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов с 01.01.2017 передаются налоговому органу. Поэтому контроль за правильностью и своевременностью уплаты страховых взносов, обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов будут осуществляться в соответствии с порядком, установленным НК РФ.

При этом за ФСС сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ.

Проверки расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, заявленных страхователем в расчете по страховым взносам, представленном в налоговый орган, будет осуществлять территориальный орган ФСС в порядке, установленном Федеральным законом № 125-ФЗ [1] , на основании сведений, поступивших из налогового органа в ФСС.

Межведомственный обмен информацией между ФСС и налоговым органом, в том числе в части заявленных страхователем доходов, расходов, результатов контрольной работы, будет осуществляться в соответствии с Порядком № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П [2] .

Таким образом, с 1 января 2017 года налоговые органы будут являться администратором страховых взносов, в том числе по ВНиМ в части доходов. Администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС.

Взаимодействия страхователя с ФСС и ФНС до 01.01.2017

В силу приведенных указаний страхователи (бюджетные учреждения) должны:

  • представить в ФСС расчеты по страховым взносам (по форме 4-ФСС) за 2016 год, в том числе уточненные, за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года;
  • подать в ФСС заявление о возврате переплаты страховых взносов, перечисленных и поступивших в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ, за период до 31.12.2016;
  • подать в ФСС заявление о возмещении расходов на выплату страхового обеспечения;
  • при необходимости провести с ФСС сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и получить акт сверки расчетов по исполненным обязательствам до 31.12.2016;
  • уплатить страховые взносы в ФСС до 31.12.2016 по действующему коду бюджетной классификации (КБК) 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата взносов производится в 2016 году.
Дополнительно в письме отмечено, что с 01.01.2017 страховые взносы будут уплачиваться в ФНС, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическое перечисление денежных средств будет осуществляться в 2017 году.

Полагаем, аналогичные действия (в части сверки расчетов и уплаты необходимых платежей и представления отчетности) следует выполнить в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Иными словами, отчетность по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год нужно представлять в порядке, действующем до 1 января 2017 года.

Напомним, что сроки подачи отчетности в ПФР и ФСС установлены п. 9 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ [3] . Они зависят от способа представления отчета.

Срок представления отчета за 2016 год

  1. контролирует счисление и уплату страховых взносов за периоды, истекшие до 01.01.2017 посредством проведения камеральной проверки представленной отчетности по итогам 2016 года и выездных проверок. При этом при проведении контрольных процедур действует порядок, который был установлен Федеральным законом № 212-ФЗ;
  2. проводит камеральные и выездные проверки правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения в соответствии с ч. 1 ст. 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ[4] в порядке, действовавшем до 1 января 2017 года.
По итогам проведения контрольных мероприятий ФСС направляет страхователю решения по результатам камеральной (выездной) проверки, а также рассматривает жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС.

Обратите внимание

Взыскание недоимки по страховым взносам по ВНиМ, образовавшейся по состоянию на 01.01.2017, а также по результатам камеральных и выездных проверок будет проводить ФНС.

Также ФСС будет направлять в ФНС в рамках межведомственного взаимодействия:

  • решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения за периоды до 01.01.2017;
  • решения о доначислении по результатам камеральной проверки уточненных расчетов, представленных в территориальные органы фонда за период до 01.01.2017;
  • решения (выписки из решений) о привлечении (об отказе в привлечении) плательщиков страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах по результатам рассмотрения материалов выездной проверки за периоды до 01.01.2017;
  • решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) суммах страховых взносов.

Взаимодействие страхователя с ФСС и ФНС с 01.01.2017

В соответствии со ст. 431 НК РФ в течение года по итогам каждого календарного месяца страхователи исчисляют и уплачивают страховые взносы. Как и ранее, сумма страховых взносов за календарный месяц подлежит уплате не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК РФ). Она перечисляется в рублях и копейках (п. 5 ст. 431 НК РФ). При этом в платежном поручении на перечисление указывается новый КБК, открытый ФНС с 1 января 2017 года.

В связи с тем, что уплата страховых взносов с 01.01.2017 будет осуществляться в ФНС, заявление на возврат переплаты следует подавать в налоговые органы.

В силу п. 7 ст. 431 НК РФ страхователи будут обязаны представлять расчеты по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в ФНС:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения обособленных подразделений организации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Отметим, что отчетность по страховым взносам будет подаваться по новым формам, которые заменят действующие в настоящее время расчеты по страховым взносам РСВ-1 и 4-ФСС. Форма, форматы и порядок представления расчетов по страховым взносам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В Письме ФНС РФ от 19.07.2016 № БС-4-11/12929@ «Об отчетности по страховым взносам» специалисты налогового ведомства разъяснили, что в новой отчетной форме оптимизирован состав показателей, идентифицирующих работника и работодателя, и сокращены лишние и дублирующие показатели.

В соответствии с подготовленным проектом расчет по страховым взносам включает:

  • титульный лист;
  • лист «Сведения о физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем»;
  • раздел 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов»;
  • приложение 1 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование» к разд. 1;
  • приложение 2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование» к разд. 1;
  • приложение 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации» к разд. 1;
  • приложение 4 «Расшифровка выплат, произведенных за счет средств, финансируемых из федерального бюджета» к разд. 1;
  • ряд приложений, необходимых для применения пониженных тарифов страховых взносов;
  • раздел 2 «Сводные данные об обязательствах плательщиков страховых взносов глав крестьянских (фермерских) хозяйств»;
  • приложение 1 «Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за главу и членов крестьянского (фермерского) хозяйства» к разд. 2;
  • раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах».
Помимо расчета по страховым взносам, представляемого в налоговую инспекцию, страхователи, производящие выплату персоналу, работающему по трудовым договорам, должны будут подавать:

1) отчетность в ПФР в виде:

  • ежемесячных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М. Срок представления сведений – не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (в настоящее время – не позднее 10-го числа) (пп. «г» п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ);
  • отчета о стаже каждого работника, на вознаграждение которому начисляются страховые взносы (ежегодный отчет, который надо будет сдавать не позднее 1 марта года, следующего за отчетным) (пп. «в» п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ);
2) отчетность в ФСС в виде расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на травматизм, а также по расходам на выплату страхового обеспечения. В настоящее время ФСС подготовил проект новой отчетной формы, представляемой плательщиками страховых взносов на травматизм. Она практически дублирует разд. II действующей формы 4-ФСС, утвержденной Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 № 59. На основании ст. 24 Федерального закона № 125-ФЗ отчетность представляется на бумажном носителе – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. В форме электронного документа – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Напомним, что с 01.01.2017 ФНС:

  • осуществляет контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды в порядке, установленном НК РФ. Проводит камеральные проверки единого расчета по страховым взносам по форме, утвержденной ФНС, и осуществляет выездные проверки плательщиков страховых взносов по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017, совместно с ФСС;
  • учитывает обязательства плательщика страховых взносов по ВНиМ с 1 января 2017 года;
  • проводит сверку расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по ВНиМ по исполненным обязательствам с 01.01.2017;
  • выносит решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов по правоотношениям, возникшим с 01.01.2017;
  • рассматривает жалобы страхователей на акты проверок, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа.
ФНС направляет в ФСС в рамках межведомственного взаимодействия:

  • информацию из расчета по страховым взносам в части начислений страховых взносов по ВНиМ (взносы, расходы страхователя, необлагаемые суммы, пониженные тарифы);
  • решения (выписки из решений) о привлечении (об отказе в привлечении) плательщиков страховых взносов к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов камеральной, выездной (повторной выездной) налоговых проверок плательщиков страховых взносов;
  • информацию о списанных суммах недоимки, пеней и штрафных санкций по страховым взносам по основаниям, возникшим после 01.01.2017.
ФСС с 1 января 2017 проводит:

1) камеральные проверки расходов на взносы по ВНиМ:

  • по заявлению страхователя на возмещение средств на выплату страхового обеспечения;
  • на основании сведений из расчета по страховым взносам, полученным из ФНС;
2) проводит внеплановые выездные проверки страхователей в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;

3) проводит совместно с ФНС плановые выездные проверки страхователей в части правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения;

Кроме того, фонд рассматривает жалобы страхователей по актам проверок расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения, жалобы на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ФСС.

Кратко сформулируем основные выводы.

  1. Начиная с 1 января 2017 года налоговые органы будут являться администратором страховых взносов, в том числе по ВНиМ в части доходов. Администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС. Как администратор доходов ФСН будет осуществлять контроль над правильностью начисления и уплаты страховых взносов в соответствии с порядком, установленным НК РФ.
  2. До 1 января 2017 года страхователи должны произвести сверку расчетов с ПФР, ФСС по начисленным и уплаченным страховым взносам. В случае необходимости –подать заявление о возврате переплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ за период до 31.12.2016.
  3. В наступившем 2017 году страхователи обязаны представить отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2016 год в ПФР и ФСС в порядке и сроки, установленные Федеральным законом № 212-ФЗ. Начиная с I квартала 2017 года отчетность по страховым взносам представляется в ФНС.
[1] Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

[2] Порядок взаимодействия отделений Фонда социального страхования РФ с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам РФ, утв. руководителями ФНС РФ и ФСС РФ 22.07.2016 № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П.

[3] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

[4] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Читайте также: