Задачами развития пенсионной системы являются

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

21 января 2013 15:15

Управляющий Отделением ПФР по НАО Владимир Афонин выступил на еженедельной планёрке в администрации региона с докладом о Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года.

Владимир Иванович представил основные положения стратегии, познакомил с задачами реформирования пенсионной системы и сроками ее реализации.

Управляющий Пенсионным фондом НАО сообщил, что основными целями пенсионного реформирования являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы, расширение перечня финансовых институтов, а также достижение максимальной сбалансированности пенсионной системы.

Почему нужна очередная реформа пенсионной системы:

После реформы 2001 года, когда пенсионная система России перешла на страховые принципы, и мероприятий 2010 года, когда была проведена валоризация трудовых пенсии и осуществлен переход от ЕСН к прямым страховым взносам в ПФР, в пенсионной системе остался целый пласт нерешенных вопросов:

  • отсутствие достаточных страховых источников для поддержания размера трудовых пенсии на социально приемлемом уровне в долгосрочной перспективе (еслипенсионную систему не реформировать, то средний размер трудовой пенсии к 2030 году упадет до 25% от средней зарплаты, сейчас коэффициент замещения трудовой пенсии по старости - 36,2%)
  • финансовая несбалансированность (снижение численности плательщиков
    страховых взносов и рост количества получателей пенсий - численность
    работающих и пенсионеров сравняется в 2028 году, дефицит бюджета ПФР в
    2030 году будет уже 3 трлн. руб. или 2,3% от ВВП)
  • нарастающие риски, связанные с сохранностью и обесценивание пенсионных
    накоплений, при неразвитых финансовых институтах (если сохранить
    формирование пенсионных накоплений в прежнем виде с существующими
    тенденциями индексации страховой части пенсии и показателями доходности
    от инвестирования пенсионных накоплений, то трудовая пенсия гражданина
    67 года рождения при его выходе на пенсию в 2032 году будет на 13,8% ниже, чем у гражданина 66 года рождения, не имеющего накопительной части пенсии (27941 руб. против 30928 руб.)
  • сохранение института досрочных пенсий в солидарной системе без определения
    финансового источника страхового характера (сегодня каждый третий
    выходящий на пенсию - досрочник, работодатели не несут финансовой
    нагрузки за труд работников в опасных и вредных условиях)

Стратегия определяет направления и задачи по обеспечению развития в России пенсионной системы, которая будет адекватна экономическому развитию страны и при этом соответствовать международным стандартам. Основными целями развития пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы.

Задачи реформирования пенсионной системы:

  • обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости
    утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней
    заработной плате;
  • достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия
    в корпоративных и частных пенсионных системах;
  • обеспечение совокупного минимального дохода пенсионера на уровне не
    ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а также среднего размера
    трудовой пенсии по старости не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов
    пенсионера;
  • поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов
    экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех
    категорий работодателей;
  • обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с
    источниками их финансирования;
  • развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными
    доходами (для средне - и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное
    пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);
  • повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной
    системы.

Стратегия предусматривает реализацию в России трехуровневой модели пенсии, где:

  • 1-й уровень – это трудовая пенсия в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования. Она формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40%.
  • 2-й уровень - корпоративная пенсия, которая формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Этот уровень может сформировать до 15% от утраченного заработка;
  • 3-й уровень - частная пенсия - формируется самим работником. Это может дать еще до 5% утраченного заработка.

Основные принципы формирования пенсионных прав:

  • адекватность пенсионных прав заработной плате / объему страховых взносов;
  • учет продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию;
    • обеспечение минимальных пенсионных гарантий не ниже величины прожиточного
      минимума пенсионера.

Реализация Стратегии Правительством Российской Федерации будет осуществляться поэтапно: первый этап - 2013-15 гг., второй - 2016-20 гг., третий - до 2030 года.

В настоящее время в целях реализации мер, предусмотренных Стратегией, уже приняты Федеральные законы от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» и № 242-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам выплат за счёт средств пенсионных накоплений».

Данными федеральными законами предусматривается:

Установление дополнительных тарифов страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии для отдельных категорий страхователей, в отношении застрахованных лиц, занятых на рабочих местах с особыми условиями труда (списки №1 и 2);

Введение фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых лиц, установление для самозанятых дополнительных преференций по уплате страховых взносов;

Оптимизация для застрахованных лиц с 1 января 2014 года тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы;

Расширение перечня финансовых инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений в целях обеспечения доходности от инвестирования и сохранности средств пенсионных накоплений.

В 2013 году будут подготовлены проекты федеральных законов, направленные на совершенствование порядка формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы (новая пенсионная формула), создание механизма стимулирования граждан, выразивших намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, совершенствование механизмов индексации расчётного пенсионного капитала и размеров трудовых пенсий, и создание механизма по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам, исходя их уровня оплаты труда, по результатам которой соответствующие работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.

На последующих этапах реализации Стратегии (с 2014 по 2017 годы) Правительство РФ осуществит меры по уточнению правового статуса ПФР, совершенствованию системы персонифицированного учёта граждан, предоставлению пенсионных прав, совершенствованию организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов, корректировке дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда.

Основными целями развития пенсионной системы являются:

- гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;

- обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

Задачами развития пенсионной системы являются:

- обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;

- достижение приемлемого уровня пенсии для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;

- обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;

- поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;

- обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансового обеспечения;

- развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне - и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);

- повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Параметры пенсионной системы должны быть связаны с базовыми макроэкономическими и демографическими показателями.

Для достижения указанных целей должна быть осуществлена модернизация основных институтов пенсионной системы. При этом необходимо обеспечить преемственность и сохранить социально-страховой принцип функционирования этой системы, согласно которому трудовая пенсия представляет собой компенсацию части утраченной заработной платы работника в случаях достижения им пенсионного возраста, наступления инвалидности, а также в связи со смертью кормильца (применительно к нетрудоспособным членам семьи умершего работника).

Пенсионная система должна базироваться на 3-уровневой модели:

- первый уровень - трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- второй уровень - корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого соглашения;

- третий уровень - частная пенсия, формируемая работником (физическим лицом).

Раздел III

Направления реализации Стратегии

Основными направлениями реализации Стратегии являются:

- совершенствование тарифно-бюджетной политики;

- реформирование института досрочных пенсий;

- реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы;

- развитие корпоративного пенсионного обеспечения;

- совершенствование формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы;

- совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием;

- развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения.

Совершенствование тарифно-бюджетной политики

Основным принципом тарифно-бюджетной политики является обязательность уплаты страховых взносов, а также установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий работодателей.

В соответствии с законодательством Российской Федерации тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков, уплачивающих страховые взносы за наемных работников, в 2012 - 2015 годах установлен в размере 22 процентов с заработной платы, являющейся базой для начисления страховых взносов, и дополнительно 10 процентов с сумм, превышающих эту базу.

В целях дальнейшего развития пенсионной системы предлагается:

- поддержание тарифа страховых взносов на приемлемом для субъектов экономической деятельности уровне страховой нагрузки;

- повышение уровня облагаемого заработка с учетом темпов роста средней заработной платы в Российской Федерации (мероприятие целесообразно синхронизировать с мероприятиями по параметрическим изменениям пенсионной системы);

- повышение собираемости обязательных платежей и расширение охвата работающих обязательным пенсионным страхованием;

- приведение размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми гражданами, в соответствие с уровнем их пенсионных выплат;

- установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении застрахованных лиц, занятых на работах с особыми условиями труда.

В среднесрочной перспективе предлагается содействовать формированию приемлемых пенсий среднего класса в рамках формирования полноценной системы добровольного пенсионного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения).

Будет изменен механизм преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей, с тем чтобы после окончания срока действия таких преференций (например, в случае принятия решения о государственной поддержке отдельных секторов экономики) предоставлялись меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного пенсионного страхования.

Отдельного внимания требует вопрос совершенствования тарифной политики в отношении самозанятых граждан.

Изменение тарифной политики для самозанятых граждан обусловлено недостатками существующей системы формирования их пенсионных прав. В настоящее время самозанятые граждане не могут сформировать пенсионные права в объеме, соответствующем объему прав граждан, работающих по найму. При этом расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование пенсионных выплат самозанятым гражданам превышают их страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В связи с этим указанные расходы финансируются за счет перераспределения страховых взносов наемных работников и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В отношении самозанятых граждан предлагается ввести порядок уплаты ими страховых взносов в фиксированном размере исходя из двукратного минимального размера оплаты труда.

Это, с одной стороны, позволит улучшить условия формирования пенсионных прав самозанятых граждан, а с другой, - обеспечит поступление дополнительных страховых взносов для текущих пенсионных выплат.

В долгосрочной перспективе указанной категории граждан будет предоставлено право выбора:

- либо уплата страховых взносов в соответствующем фиксированном размере с формированием пенсионных прав на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера;

- либо присоединение к системе формирования пенсионных прав наемных работников при уплате ими соответствующего тарифа страховых взносов.

С 1 января 2019 года на территории Российской Федерации начала действовать пенсионная реформа 2019-2024 годов. Цель нововведений: постепенное повышение уровня пенсионных выплат, чтобы к 2024 году её уровень превысил уровень инфляции. Такое решение вызвало широкий общественный резонанс, прошли массовые митинги по многим городам России, где люди выражали своё недовольство начавшейся реформой. Не все граждане понимают истинную суть изменений пенсионного законодательства. Попробуем разобраться в этом вопросе вместе.

Цель проводимой реформы и её этапы

Приоритетной причиной изменений законодательной базы послужила нехватка денежных средств в Пенсионном фонде. Восполнив возникший дефицит финансовых ресурсов, можно будет производить достойные выплаты пенсий, сопоставимых с размером заработной платы.

Основная цель, достижение которой выделил в своём обращении к Правительству Президент, это планомерное постепенное увеличение уровня гарантированных пенсионных выплат. Самым первым изменением, принятым на обсуждении в Государственной Думе, стал законопроект о возможности увеличения возрастного порога выхода на пенсию: мужское население - 65 лет, женское-60 лет.

Такое увеличение является начальным этапом всей проводимой реформы и остальные её планируемые корректировки довольно внушительны. Несколько из них уже были озвучены и начали частично реализовываться. Это:

  • Реверсирование порядка преждевременного назначения пенсии для определённых категорий работающих граждан льготных специальностей;
  • Редактирование условий индексирования пенсий;
  • Введение такого термина, как «лица предпенсионного возраста» и разработка законопроекта, исключающего дискриминацию людей, попавших в данную возрастную группу;
  • Упразднение части накопительной пенсии и замещение её добровольной накопительной пенсией (гарантированный пенсионный продукт).

Итоговое оформление заключительной редакции проводимой реорганизации в настоящее время ещё не сконструировано, т.к. периодически заносятся дополнения и диверсификации. В этот законопроект внёс существенную поправку и В.В.Путин, итогом которого стало уменьшение возраста выхода на заслуженный отдых женщинам с первоначальных 63 лет до 60. В дальнейшем по настоянию Президента были отредактированы алгоритмы индексирования пенсионных средств для малообеспеченных граждан страны, т.е. им стали производить доплату сверх установленного прожиточного минимума.

Тенденция реверсирования пенсионного возраста представлена следующим образом:

Рекомендации Президента России по смягчению вносимых перемен

В своём заявлении к жителям России в августе 2018 года Владимир Владимирович внёс предложения по ослаблению итоговых преобразований пенсионной реформы 2019-2024 годов:

  • Снизить предполагаемый возраст выхода женщин на заслуженный отдых. Он посоветовал сделать выбор на регламентной возрастной отметке 60 лет, а не 63, как было предложено ранее.
  • Ввести привилегированные пенсии матерям, воспитывающим трёх или четырёх ребятишек. Женщины, воспитывающие трёх детей, могут оформить документы на пенсию в 57 лет, а матери, имеющие четырех детей, соответственно, 56 лет.

Необходимо иметь в виду, что подобные изменения не относятся к женщинам, имеющих пятерых и более детей, т.к. они уже относятся к льготникам, выходящим на пенсию в возрасте 50 лет при условии не менее 15 лет страхового стажа трудовой деятельности. Это регламентируется Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 года. «О страховых пенсиях».

  • Для тех несостоявшихся пенсионеров, которые должны были регистрировать назначение пенсии в 2019-2020 годах по утратившему свою силу закону, дать разрешение на оформление документов на полгода раньше необходимого срока.
  • Предусмотреть вероятность довременного оформления пенсии при продолжительной трудовой деятельности. Женщины, заработавшие страховой стаж не менее 37 лет, а мужчины, заработавшие страховой стаж 42 года, имеют право выйти на пенсию на 2 года ранее прописанного в законе срока (вместо 40 и 45 предложенных ранее).
  • Ввести дополнительные меры, гарантирующие поддержку для граждан предпенсионного возраста( т.е. за 5 лет до предстоящего выхода на пенсию):
  • ответственность (вплоть до уголовной) работодателей за увольнение или отказ в приеме на работу по причине возраста;
  • программы поощрения работодателей на прием и сохранение на работе граждан, попадающих под эту категорию;
  • курсы по повышению квалификации, получению дополнительной специальности, профессиональной переподготовке;
  • увеличение наивысшего размера пособия потерявшим работу гражданам;
  • предоставление двух оплачиваемых дней в течение года для прохождения периодического медицинского осмотра;
  • предоставление всех федеральных льгот (в том числе по уплате имущественных налогов), а также льготы, установленные органами местного самоуправления при достижении женщинами и мужчинами возраста 55/60 лет.

Все названые предложения были представлены на рассмотрение в Государственную Думу в качестве поправок. На заседании в сентябре 2018 года депутаты единодушно приняли все рекомендованные Президентом меры по смягчению реорганизации пенсионного законодательства. В октябре этот закон подписан Президентом.

Льготный выход на пенсию отдельных категорий трудящихся

В 2019 году были вписаны корректировки в Закон № 350-ФЗ от 03.10.2018 года, которые видоизменяют условия для оформления пенсии льготным категориям граждан. Эти перемены касаются медицинских, педагогических категорий, работников творческих профессий. До декабря 2018 года пенсионные назначения перечисленным работникам производились при отработке определенного количества лет в данной профессии. С 2019 года обратиться за назначением пенсии можно по истечении периода отсрочки, который будет увеличиваться ежегодно. Следует заметить, что возрастные данные по профессиональному стажу остались без изменений. Кроме того, закон не дискриминирует и не ограничивает род трудовой деятельности в течение периода отсроченных действий. Человек может продолжить трудовую карьеру на прежнем месте, поменять сферу деятельности или уйти на заслуженный отдых.

Замена накопительных пенсионных начислений с 2020 года

Уже с 2020 года Правительство РФ планирует аннулировать накопительную долю трудовой пенсии, которая утратила свою эффективность, и сменить её добровольной накопительной составляющей пенсии, получившей название «гарантированный пенсионный продукт», которую разработало и предложило Министерство финансов. Он предусматривает непринудительные вспомогательные отчисления граждан, которыми они смогут воспользоваться при выходе на заслуженный отдых.

В общих чертах теория внедрения этого продукта заключается в следующем:

  • Человек добровольно подтверждает своё согласие на отчисление из своего дохода на гарантированный пенсионный продукт. Размер взносов будет варьироваться от 1 до 6% (здесь гражданин сам устанавливает приемлемую для себя ставку).
  • Государство со своей стороны обеспечивает целостность перечисленных средств, а также предоставляет возможность получения налоговых вычетов на сумму перечисленных взносов.
  • В исключительных случаях можно будет вывести свои пенсионные сбережения, не дожидаясь наступления пенсионного возраста (в случае тяжелого заболевания, получения инвалидности и т.п.).

Индексирование пенсии в 2019-2024 годах

По поручению Президента пенсии в России до 2024 года должны индексироваться со скоростью, превышающей индекс роста цен (т.е. инфляцию). По предварительным подсчётам Министерства экономразвития всё проходит именно так, как и было запланировано. В целях борьбы с неофициальными выплатами «серой» заработной платы несколько лет назад введены новые названия оценочного фактора - пенсионный коэффициент переименован в индивидуальный коэффициент (балл), размер которого установили фиксированным, вне зависимости от прогнозного уровня обесценивания. Поэтому очень важно в современных условиях иметь официальную «белую» зарплату, которая позволит при достижении определённого возраста получать достойную пенсию, а не довольствоваться минималкой. При расчёте суммы пенсии учитывается несколько основных параметров: достижение установленного возраста, необходимое количество балов, определенный стаж.

Последние новости и изменения в пенсионной реформе

Пенсионные реорганизационные мероприятия, запланированные на период 2019-2024 годов, не довольствуются только вышеупомянутыми реконструкциями. Структура развития пенсионной системы пополняется и корректируется. Уже в течение 2019 года было выдвинуто огромное количество разнообразных предложений, которые имеют право на существование в рамках осуществляемой реформы.

  • По поручению В. Путина была видоизменена схема индексирования пенсий, к которым может быть начислена социальная доплата до величины прожиточного минимума в регионе проживания пенсионера. Из-за наличия такой доплаты пенсионеры не получали никакой прибавки в результате ежегодных индексаций и фактически продолжали получать «минималку». Теперь эта проблема решена, а пенсии индексируются сверх ПМП.
  • Введена единая методика расчета ПМП — действовать она начнет уже с 1 января 2020 года. Теперь в субъектах страны не смогут необоснованно занижать значения прожиточного минимума — он должен будет расти с таким же темпом, как расчет федеральный.
  • Обсуждается вопрос разморозки индексации пенсий для работающих инвалидов. Оценить целесообразность такого изменения еще весной 2019 года поручил Минтруду глава Правительства Д. Медведев. Однако, никакого решения по этому вопросу еще не приняли.
  • Для негосударственных пенсий будет снижен пенсионный возраст (до 55 лет женщинам и 60 — мужчинам). Соответствующий законопроект уже разработали и планируют принять к концу 2019 года.
  • ПФР предложил изменить порядок выплаты пенсионных накоплений. По действующему законодательству право на единовременную выплату накоплений имеют граждане, у которых рассчитанная накопительная пенсия составляет менее 5% от общей суммы пенсии. ПФР предлагает изменить эту границу и установить ее равной 20% от прожиточного минимума пенсионера.

Положительные и отрицательные стороны проводимой реформы

Действующий до недавнего времени возрастной порог выхода на пенсию был внедрён в первой половине 20 века, поэтому соответствовал действительности того периода. В то время на каждого человека пенсионного возраста приходилось примерно четверо работоспособного возраста. За несколько десятилетий число пенсионеров увеличилось. И теперь на одного пенсионера приходится 2,3 трудоспособных гражданина, а в ближайшее время эта цифра грозит ещё более сократиться. С этим нужно было что-то делать, поэтому возникла необходимость в кардинальном пересмотре действующего законодательства, регламентирующего начисление пенсий. Принятие нововведения вызвало много разногласий даже среди депутатов, было много дискуссий, споров, альтернативных вариантов. Но, в конце концов, политики смогли прийти к согласованности и вынести на обсуждение принятый в последствии законодательный правовой документ.

Споры и разномыслия возникли и среди граждан России. Мнения разделились. Многие высказывались за принятие нового закона, приводили аргументированные доводы в правильности подобного решения. Другая часть возражала и приводила свои аргументы против реформы. И в адрес Президента страны было написано множество жалоб и претензий. И проанализировав все письма и обращения россиян, В.Путин счёл правильным и необходимым лично (пусть и с экранов телевизоров) объяснить людям причины столь противоречивого решения. Он смог доступно и объективно разъяснить причины принятого решения.

И всё-таки, несмотря на то, что такое нововведение вызвало огромный резонанс и негативный отклик со стороны более чем 90% населения, преимущества ее внедрения всё же есть:

  • Уменьшение дефицита пенсионного фонда страны. Как уже было сказано, принятию реформы способствовали демографические факторы. Увеличив пенсионный возраст, тем самым увеличив количество трудоспособного населения, поднимется пенсионный фонд России, который на данный момент находится в убыточном состоянии и пенсии финансируются из федерального бюджета.
  • Повышение уровня пенсий. Глава Счетной палаты гарантирует, что благодаря принятию нового закона, увеличение размера пенсионных выплат будет иметь тенденцию к увеличению порядка 30%.
  • Увеличение объёма средств федерального бюджета. Так как теперь меньше средств будут тратиться на пенсии, то соответственно в федеральной казне будет значительно больше располагаемых средств.

Преимущества касаются в основном государственных интересов, а вот недостатки реформы граждане ощутят на собственном опыте:

  • Проблемы с трудоустройством. Людям, возраст которых на несколько лет не дотягивает до пенсионного, будет тяжело трудоустроится, так как работодатели отдают предпочтение более молодым специалистам. И хотя государство разработало ряд мер против такой дискриминации, но как показывает практика, проблема трудоустройства все же есть. Конечно, работодатель не назовёт настоящую причину отказа в трудоустройстве, потому что это запрещено законом и можно понести за это ответственность.
  • Снижение доходов населения. На данный момент существует множество работающих пенсионеров, которые получают пенсионные выплаты и заработную плату. С введением законопроекта, работающих пенсионеров станет значительно меньше, что уменьшит уровень доходов их семей.

Введение

Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации
(далее - Стратегия) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» с учетом посланий Президента Российской Федерации, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г.
№ 537, Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Необходимость подготовки Стратегии обуславливается макроэкономическими и демографическими вызовами, стоящими перед отечественной системой пенсионного обеспечения (далее - пенсионная система). Целью разработки Стратегии является подготовка предложений по созданию в Российской Федерации пенсионной системы, адекватной современному экономическому развитию Российской Федерации и соответствующей международным стандартам.

Стратегия определяет задачи долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года, социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного обеспечения на отдельных этапах ее реализации.

Стратегия базируется на оценке опыта реализации пенсионных преобразований в Российской Федерации и мировых тенденций развития пенсионных систем.

Раздел I. Основные итоги функционирования пенсионной системы

В Российской Федерации в течение последних 10 лет проводились мероприятия, направленные на совершенствование пенсионной системы, по итогам которых достигнуты следующие результаты:

установление гарантированного минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации;

восстановление утраченных в ходе рыночных реформ пенсионных прав, приобретенных в советское время (валоризация);

создание объективных экономических и правовых предпосылок формирования пенсионных прав будущих пенсионеров для получения трудовой пенсии на уровне международных норм;

повышение среднего размера трудовой пенсии.

Так, средний размер трудовой пенсии по старости в Российской Федерации в 2012 году составил 9706 руб. С 2002 года он увеличился в 6,5 раз в номинальном размере и более чем в 2,8 раза в реальном.

Соотношение трудовой пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера постоянно увеличивалось и составило в 2002 году - 108,4%,
в 2007 году - 110,4% и в 2012 году - 179,8%.

Коэффициент замещения трудовой пенсии по старости в 2002 году составлял 34%, к 2007 г. он снизился до 25% ввиду вызванного объективными причинами отставания темпов индексации трудовой пенсии от темпов роста заработной платы, а к 2012 году увеличился до 36,8% вследствие целевого роста базовой части трудовой пенсии в период 2008 - 2009 годах и проведения в 2010 году валоризации пенсионных прав за советский период.

Таким образом, проводимая пенсионная политика была направлена на обеспечение социально приемлемого материального уровня пенсионеров.

Вместе с тем в рамках пенсионной системы не достигнут требуемый международными стандартами коэффициент замещения с учетом обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Причинами сложившейся ситуации являются внешние по отношению к пенсионной системе макроэкономические и демографические факторы, которые непосредственно проявляются в следующем:

изменении макроэкономических параметров - темпов роста и объемов валового внутреннего продукта, структуры занятости, показателей производительности труда, инфляции и размере заработной платы;

большом объеме скрытой заработной платы;

наличии значительного количества рабочих мест, предусматривающих досрочное пенсионное обеспечение;

увеличении продолжительности жизни;

высоком уровне смертности в трудоспособном возрасте.

Кроме того, в пенсионной системе сохраняются значительные внутренние негативные факторы:

остается нерешенной проблема досрочных пенсий;

не установлен сбалансированный тариф страховых взносов для самозанятых граждан;

действуют тарифы, не позволяющие в рамках сложившейся модели в полном объеме покрывать сформированные застрахованными лицами и гарантированные государством пенсионные обязательства перед гражданами.

Накопительная составляющая пенсионной системы требует существенной модернизации, в том числе в части, касающейся гарантий сохранности средств пенсионных накоплений и сформированных пенсионных прав, создания эффективной системы контроля за инвестированием, а также расширения перечня финансовых институтов и инструментов.

Инерционный сценарий развития пенсионной системы (сохранение существующей модели) в условиях действующего пенсионного законодательства неизбежно приведет к следующим социально-экономическим последствиям:

невозможности поддержания размера пенсий на социально приемлемом уровне и увеличение численности низкодоходных групп среди пенсионеров. Так, повышение уровня жизни пенсионеров затормозится и к 2030 году средний размер трудовой пенсии по старости не достигнет 2,5 прожиточного минимума пенсионера, а коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка будет неуклонно снижаться и составит 24,9%;

недостаточности способов и механизмов формирования приемлемого уровня пенсионных прав для средне - и высокодоходных категорий граждан;

отсутствию у работодателя мотивации к принятию мер, направленных на улучшение условий труда;

трансферт из федерального бюджета в пенсионную систему на период как минимум до 2030 года будет превышать 2% валового внутреннего продукта.

Раздел II. Основные цели и задачи развития пенсионной системы

Основными целями развития пенсионной системы являются:

гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;

обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

Задачами пенсионной системы являются:

обеспечение адекватного коэффициента замещения утраченного заработка при необходимом страховом (трудовом) стаже;

установление размера пенсии на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в стране;

установление приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с установлением единого тарифа страховых взносов для всех категорий работодателей;

формирование гибкой и адаптивной пенсионной системы путем создания постоянно действующего механизма ее балансировки;

формирование трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне - и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение при условии развития этих институтов);

повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы через развитие институтов добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения.

Показатели пенсионной системы должны быть непосредственно увязаны с базовыми макроэкономическими и демографическими тенденциями в стране.

Для достижения этих целей должна быть осуществлена модернизация основных институтов действующей пенсионной системы. При этом необходимо обеспечивать преемственность и сохранить социально-страховой принцип функционирования данной системы, согласно которому трудовая пенсия представляет собой компенсацию заработной платы работника в связи с утратой им трудоспособности в случаях достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности и смерти кормильца (применительно к нетрудоспособным членам семьи умершего работника).

Пенсионное обеспечение в нашей стране является «классическим» направлением социального обеспечения, исторически меняющимся с учетом политических и социально-экономических условий в стране. В ходе формирования пенсионной системы в советский и российский периоды наблюдались как повышение уровня пенсионного обеспечения населения в результате соответствующих реформ (1956, 1990, 2010 гг.), так и стремительное ухудшение качества системы страны в силу, прежде всего, экономической ситуации, а также в связи с принятием ряда законодательных решений, последствия реализации которых приводили в прошлом и неминуемо приведут в будущем к девальвации социальной ценности системы в целом (1993, 2002, 2015 гг.).

«Пенсионное законодательство формирует пенсионную систему страны, предоставляющую защиту от рисков долговременного характера (старость, инвалидность и потеря кормильца), аккумулирующую и распределяющую наибольшие финансовые ресурсы общества и потому являющуюся главной составляющей национальной системы социального обеспечения. Опыт интеграции этих рисков в отдельную систему нашел свое отражение в международном праве социального обеспечения в связи с принятием МОТ в 1964 г. Конвенции №128. Российская пенсионная система следует этому варианту развития, который преобладает в развитых странах»[104], однако на современном этапе она позволяет удовлетворять потребности практически 40 миллионов пенсионеров лишь в самом минимальном объеме и на фоне развивающихся (но не развитых) стран выглядит относительно благополучно.

В то же время пенсионное обеспечение, как наиболее затратное для общества и государства из всех видов соответствующего публичного социального перераспределения, должно решать проблему не только выживаемости пенсионера, но и создания условий для его достойной жизни, гарантирующих человеку сохранение всех основных возможностей социального существования – потреблять услуги культуры, транспорта, туризма, медицины, спортивной и информационной сферы и т.д. и после того, когда основным источником его существования становится не доход, получаемый от трудовой деятельности, а пенсия.

Решение этой глобальной для пенсионной системы проблемы адекватности пенсий прошлому заработку, формирующему уровень жизни человека и его семьи, обеспечения их социально справедливого и экономически обоснованного размера – вот главная задача современной социальной политики России, да и других стран в стареющем мире в целом.

При этом для всех очевидно, что пенсионная система для трудящихся и их семей (подавляющая часть пенсий – это страховые пенсии, то есть определяемые с учетом трудового вклада гражданина) фактически обусловлены состоянием и качеством рынка труда. Иными словами, меры, предпринимаемые государством и социальными партнерами в трудовых и тесно связанных с ними отношениях, – это факторы, влияющие на эффективность пенсионной системы. Тот финансовый «пирог», от которого отрезается «кусок» на оплату труда работников и их будущее пенсионное обеспечение, формируется и на рынке труда. Именно на данном рынке гражданин, реализуя свои способности к труду, участвует в формировании валового внутреннего продукта страны, фондов накоплений на будущее потребление, а работодателю обеспечивает возможность получать прибыль, развивать производственные мощности, тем самым зарабатывая на жизнь себе и своей семье собственным трудом.

Поэтому без гарантированности в России максимальной занятости населения, достойного размера заработной платы всем работающим, борьбы с теневыми выплатами работникам, поступательного роста производительности труда и без многих других мер по укреплению экономического фундамента пенсионной системы, достойной пенсии, к сожалению, население не увидит.

По сравнению со многими странами для российской системы пенсионного обеспечения характерен огромный охват населения данным видом социального обеспечения. Как уже было сказано выше, более 40 миллионов наших сограждан из 144 миллионов являются участниками данных правоотношений. Такая масштабность сферы действия системы обусловливает особую опасность и непредсказуемость последствий непродуманных экспериментов и ошибок в ее правовом регулировании.

В истории формирования национальной пенсионной системы в постсоветский период можно выделить несколько этапов.

Первый этап связан с принятием первого российского пенсионного Закона от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР». Данный Закон с учетом опыта зарубежных стран закреплял национальную пенсионную систему как подлинно страховую, базирующуюся на классических принципах государственного социального страхования. В связи с его принятием впервые в нашей стране был создан Пенсионный фонд как внебюджетный финансовый источник, экономически гарантирующий реализацию Закона. По сравнению со всеми последующими пенсионными законами Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» был наиболее прогрессивным: в нем не было ни одной нормы, которая умаляла бы ранее предоставленные гражданам пенсионные права. В то же время гарантировалось, что в зависимости от продолжительности трудового стажа пенсия по старости устанавливается в диапазоне от 55 до 75 % среднего заработка; минимальный размер пенсии не мог быть ниже минимальной заработной платы; предусматривалась полная индексация пенсий в связи с ростом стоимости жизни; существенно расширялся перечень периодов, признаваемых социально значимыми, которые включались в трудовой стаж; сохранялся прежний низкий пенсионный возраст; предоставлялось право на получение полной пенсии в период работы и др. По мере ухудшения экономической ситуации в России, вновь принимаемые решения девальвировали нормы данного Закона, превратив в итоге российскую пенсионную систему в уравнительную.

Второй этап формирования национальной пенсионной системы был осуществлен с 1 января 2002 г., когда в России была проведена масштабная пенсионная реформа на основе таких федеральных законов как «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 г. и «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. В связи с их принятием Закон «О государственных пенсиях в РФ» был признан утратившим силу.

Основная цель пенсионной реформы состояла в ограничении функционирования распределительной пенсионной системы, базирующейся на принципах обязательного социального страхования и охватывающей всех застрахованных и их семьи. В распределительную пенсионную систему был «вмонтирован» чуждый для нее по своей правовой природе компонент накопительных пенсий (гражданин копит свои пенсионные права, выраженные в сумме поступивших за него на накопление страховых пенсионных взносов, которые изымаются из финансового источника, гарантирующего выплату текущих пенсий по распределительной системе). Механизм получения накопления пенсий в далеком будущем создает угрозу финансовой устойчивости пенсионной системы для тех, кто получает страховые пенсии сегодня. Кроме того, он разрушает один из основополагающих принципов социального страхования – принцип солидарности застрахованных, в силу которого социально-страховые системы пенсионного обеспечения по сути своей являются системами коллективной защиты застрахованных от таких социальных рисков как старость, инвалидность, утрата семьей кормильца. Индивидуализация пенсионных прав путем формирования в социально-страховой системе пенсионных накоплений привносит в эту систему элемент коммерции, который связан с очень высоким риском, обусловленным часто непредсказуемой ситуацией на финансовых рынках. В условиях экономических кризисов практически во всех странах, где функционировали системы пенсионных накоплений, они потерпели крах. В странах с рыночной экономикой такие системы могут создаваться на условиях гражданско-правового, а не социального страхования и функционировать наряду с распределительными системами. Государство не должно нести ответственность за эффективность гражданско-правового страхования, в систему которого гражданин входит на добровольной основе, в отличие от социально-страховой системы, которая является государственно - принудительной.

Кроме того, в страховую пенсионную систему был включен и еще один элемент, не связанный со страховой природой пенсий, - это твердый, фиксированный размер, дополняющий страховую часть пенсии. Первоначально это была самостоятельная базовая часть трудовой пенсии, а с 1 января 2010 г. она трансформировалась в часть самой трудовой пенсии и стала называться – фиксированный базовый размер страховой части пенсии (ФБР). Размер ФБР не зависел ни от стажа, ни от заработка застрахованного лица, в связи с чем по существу выполнял функцию социальной пенсии, которая гарантируется государством каждому нетрудоспособному гражданину как члену общества. Очевидно, что место данной выплате в системе государственного пенсионного обеспечения, поскольку те, кто трудился, обладают равными правами с теми, кто реализует право на социальное обеспечение, включая право на пенсии, как члены общества. В этом случае финансирование указанной выплаты должно гарантироваться средствами федерального бюджета, а не средствами пенсионного фонда, за счет которых следовало бы увеличить собственно страховую часть пенсии, поскольку эти средства, как уже неоднократно говорилось выше, представляют собой часть «отложенной» заработной платы, предназначенной в будущем гарантировать пенсионное обеспечение застрахованного.

Результатом пенсионной реформы 2002 г. стало также сохранение в полном объеме государственной привилегированной системы пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих. Предусмотренная ранее Указом Президента РФ от 16 августа 1995 г., в нарушение Конституции РФ, поскольку государственные пенсии устанавливаются законом (ст.39), данная система теперь была закреплена законодательно. Она предусматривает возможность обеспечения указанных служащих двумя пенсиями – пенсией за выслугу лет и страховой пенсией (по старости или по инвалидности).

В результате реформы 2002 г. пенсионная система России стала состоять с из двух относительно самостоятельных подсистем: системы трудовых пенсий (которые с 1 января 2015 г. трансформировались в страховые пенсии), закрепленной Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», и системы государственных пенсий, закрепленной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «О государственных пенсиях в РФ».

При этом основное (но не единственное) отличие трудовых пенсий от государственных – это источник их финансирования. Если государственные пенсии финансируются исключительно из федерального бюджета, то трудовые пенсии в первую очередь связаны со страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию и финансируются по смешанному, преимущественно страховому принципу, с фактически субсидиарным дополнительным финансированием из федерального бюджета нашей страны.

Разница в регулировании трудовых (страховых) и государственных пенсий также в круге лиц, обеспечиваемых ими. Получателями трудовых (страховых) пенсий являются лица, застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования, и члены их семей (в случае смерти застрахованного лица), а получателями государственных пенсий являются те, кто, как правило, либо заслуживает свою государственную пенсию уникальным видом деятельности (например, военной службой) или особыми заслугами. Государственными пенсиями обеспечиваются также граждане, у которых возникает тот или иной социальный риск, признаваемый государством и обществом в силу объективных причин достаточным для регулярной государственной пенсионной помощи даже без связи с их участием в трудовой деятельности (ребенок-инвалид; ребенок, потерявший кормильца; престарелый, не имеющий трудового стажа, и т.д.). Это так называемые социальные пенсии. Именно социальные пенсии являются наиболее убедительным примером реализации в нашей стране принципа всеобщности социального обеспечения. Очевидно, что ребенок-инвалид не помог обществу (и возможно не поможет никогда) в формировании валового внутреннего продукта страны, но социальное государство обязано обеспечить такого ребенка постоянным источником средств существования. В данном случае не за счет страховых взносов на пенсионное страхование, а за счет общих обезличенных налоговых платежей всех налогоплательщиков страны.

Третий этап формирования пенсионной системы связан с очередной пенсионной реформой (третьей по счету), которая осуществлена в стране с 1 января 2015 года. Основные цели и способы ее реализации отражены в новых Федеральных законах: от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» изменил не только название «трудовой пенсии» на «страховую пенсию», но и установил принципиально новый правовой механизм исчисления размеров страховых пенсий по сравнению с закрепленным ранее в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ».

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 301 ;

Читайте также: