Занятость пенсионеров в марий эл

    Неактуально Мошенническая

Менеджер по выдаче займов

  • КПК "Кредит Доверия" (Ростпенсион)
  • Йошкар-Ола


    Неактуально Мошенническая

Водитель с личным автомобилем на доставку

  • Семья
  • Йошкар-Ола


    Неактуально Мошенническая

Агент по выдаче займов

  • КПК "Кредит Доверия" (Ростпенсион)
  • Волжск


    Неактуально Мошенническая

Агент по выдаче займов

  • КПК "Кредит Доверия" (Ростпенсион)
  • Морки


    Неактуально Мошенническая

Агент по выдаче займов

  • КПК "Кредит Доверия" (Ростпенсион)
  • Юрино


    Неактуально Мошенническая

Агент по выдаче займов

  • КПК "Кредит Доверия" (Ростпенсион)
  • Козьмодемьянск


    Неактуально Мошенническая

Агент по выдаче займов

  • КПК "Кредит Доверия" (Ростпенсион)
  • Мари-Турек


    Неактуально Мошенническая

Агент по выдаче займов

  • КПК "Кредит Доверия" (Ростпенсион)
  • Параньга


    Неактуально Мошенническая

Агент по выдаче займов

  • КПК "Кредит Доверия" (Ростпенсион)
  • Оршанка


    Неактуально Мошенническая

Агент по выдаче займов

  • КПК "Кредит Доверия" (Ростпенсион)
  • Медведево


    Неактуально Мошенническая

Агент по выдаче займов

  • КПК "Кредит Доверия" (Ростпенсион)
  • Новый Торъял


    Неактуально Мошенническая

Агент по выдаче займов

  • КПК "Кредит Доверия" (Ростпенсион)
  • Куженер


    Неактуально Мошенническая

Швея/ученик швеи

  • Клевер Восток
  • Йошкар-Ола


    Неактуально Мошенническая

Агент по выдаче займов

  • КПК "Кредит Доверия" (Ростпенсион)
  • Килемары


    Неактуально Мошенническая

Агент по выдаче займов

  • КПК "Кредит Доверия" (Ростпенсион)
  • Сернур


    Неактуально Мошенническая

Специалист по выдаче займов

  • КПК "Кредит Доверия" (Ростпенсион)
  • Йошкар-Ола


    Неактуально Мошенническая

Кредитный брокер (представитель финансовой компании)

  • КПК "Кредит Доверия" (Ростпенсион)
  • Йошкар-Ола


    Неактуально Мошенническая

Кредитный брокер (представитель финансовой компании)

  • КПК "Кредит Доверия" (Ростпенсион)
  • Новый Торъял


    Неактуально Мошенническая

Агент по выдаче займов

  • КПК "Кредит Доверия" (Ростпенсион)
  • Килемары


    Неактуально Мошенническая

Агент по выдаче займов

  • КПК "Кредит Доверия" (Ростпенсион)
  • Морки


    Неактуально Мошенническая

Агент по выдаче займов

  • КПК "Кредит Доверия" (Ростпенсион)
  • Юрино


    Неактуально Мошенническая

Кредитный брокер (представитель финансовой компании)

  • КПК "Кредит Доверия" (Ростпенсион)
  • Сернур


    Неактуально Мошенническая

Кредитный брокер (представитель финансовой компании)

  • КПК "Кредит Доверия" (Ростпенсион)
  • Куженер


    Неактуально Мошенническая
  • Прямой работодатель
  • Медведево


    Неактуально Мошенническая

Водитель курьер

  • Прямой работодатель
  • Йошкар-Ола


Выбери — как получать новые вакансии

  • E-mail
  • Соцсети
  • Мессенджеры
  • Push-уведомления
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Вопросы и ответы

✉️ Как связаться с работодателем по вакансии пенсионер?

📞 Не могу найти контакты работодателя — где искать?


8 августа 2018 г. в Министерстве внутренней политики развития местного самоуправления и юстиции Республики Марий Эл под руководством заместителя министра В.В.Тарасова состоялась рабочая встреча представителей Марийского регионального отделения политической партии «Коммунисты России» с представителями органов исполнительной власти и ведомств, в которой приняли участие: руководитель Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Марий Эл В.В.Орехов, руководитель Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл А.В.Москвина и руководитель Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл А.П.Сычев, которые разъяснили вопрос о сути планируемых возрастных пенсионных изменений в стране, деятельности Государственной инспекции труда по обеспечению защиты трудовых прав граждан предпенсионного возраста, работе горячей линии и об использовании материалов, имеющихся на сайте инспекции при решении вопросов, связанных с нарушением трудовых прав граждан предпенсионного возраста.

Отвечая на вопросы присутствующих, руководитель Департамента труда и занятости населения республики Алексей Сычев отметил, что необходимость повышения пенсионного возраста объясняется ситуацией с трудовыми ресурсами: число пенсионеров как в стране, как и в республике увеличивается, а доля работающих людей уменьшается. В условиях демографического старения населения это может привести к «разбалансировке пенсионной системы», в связи с чем, повышение трудовой активности пенсионеров и людей пожилого возраста является одной из задач на рынке труда.

Также, были обозначены меры, направленные на повышение занятости граждан предпенсионного и пенсионного возраста в Марий Эл на 2018 - 2020 годы. Эти меры, в целом, укладываются в общегосударственную политику, направленную на улучшение демографической обстановки в нашей стране, работа по которым уже давно ведется в рамках майских указов Президента РФ. Это и вопросы трудоустройства инвалидов, и переобучение женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет на новые профессии и специальности, и предотвращение неформальной (теневой) занятости населения и т.д. Будут предоставлены все возможности для переобучения граждан предпенсионного возраста на самые востребованные специальности. Это необходимо для того, чтобы у людей было понимание, что пенсионеры - важная часть нашего общества. Если они желают работать, то должны продолжать работу. Все эти программы у нас в республике существуют и продолжают работать.

В то же время важно не допустить ухудшения ситуации с трудоустройством молодежи при условии сохранения рабочих мест для граждан предпенсионного и пенсионного возраста.

Далеко не всем пенсионерам удается реализовать свое право на труд. В 2017 г. уровень занятости пенсионеров в республике составил 22,8 %. В 2017 году в органы службы занятости населения из числа граждан предпенсионного возраста обратились более 1,1 тыс. человек, из них были признаны безработными более 0,8 тыс. человек, уровень трудоустройства составил 34,7 %. В 1 полугодии 2018 г. обратились 563 гражданина, из них признаны безработными 446 человек, уровень трудоустройства составил 27,7 %. По состоянию на 1 июля 2018 г. в органах службы занятости населения зарегистрированы 502 гражданина предпенсионного возраста.

Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения на 1 августа 2018 г. в Республике Марий Эл, составила 2 873 человека (3491 чел. - на 01.08.2017 г.). Уровень регистрируемой безработицы составил 0,83 % (0,99 % - на 01.08.2017 г.). Общее количество вакансий – 5 707 единиц (6278 ед. - на 01.08.2017 г.). Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда - 0,6 незанятых граждан в расчете на одну вакансию (0,6 - на 01.08.2017 г.).

В рамках обеспечения соблюдения предусмотренного трудовым законодательством запрета на ограничение трудовых прав и свобод граждан в зависимости от возраста, а также необходимости сохранения рабочих мест, на которых работники старшего поколения проработали многие годы и имеют соответствующие навыки, необходимо организовать адресную работу с работодателями в целях снижения риска увольнения граждан пожилого возраста.

Органами службы занятости населения организуется работа по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан пенсионного возраста, которые готовы приступить к трудовой деятельности. Проводятся специализированные ярмарки вакансий для данной категории граждан. Разработана форма мониторинга организации взаимодействия с работодателями, у которых имеются работники указанных возрастов.

В целях профилактики трудовой дискриминации, а также повышения занятости граждан предпенсионного и пенсионного возраста, Департаментом труда и занятости населения Республики Марий Эл разработан и направлен во все заинтересованные органы проект комплекса мер, направленных на повышение занятости граждан вышеуказанной категории гражданна 2018 - 2024 годы.

В органах службы занятости населения и во всех муниципальных образованиях республики создаются консультационные пункты по вопросам трудоустройства для граждан старшего возраста. Заключено соглашение с ветеранскими организациями.

На встрече сказано, что законопроект об изменениях в пенсионном законодательстве рассмотрен Правительством Российской Федерации 14 июня. Затем документ был внесен в Государственную Думу. После принятия законопроекта в первом чтении власти взяли большую паузу для самой широкой общественной дискуссии на всех уровнях. Срок представления поправок к документу продлен до 24 сентября, каждый может направить свои конкретные предложения.

Участникам встречи было так же рекомендовано направлять информацию о нарушениях трудовых прав граждан предпенсионного возраста в Государственную инспекцию труда в Республике Марий Эл в целях принятия мер реагирования, кроме того все присутствующие получили приглашение в любое удобное время ознакомится с работой службы занятости населения.

Пенсия в республике Марий Эл в 2020 году будет выплачиваться 125 762 пенсионерам, при этом в регионе проживает свыше 200 000 граждан пенсионного возраста. Республика не входит в число областей с особыми условиями проживания, поэтому здесь не действуют повышающие тарифы и коэффициенты.

Общие положения


На 2020 год в республике Марий Эл равно, как и на остальной территории Российской Федерации, действуют такие виды пенсионного обеспечения:

a. страховая назначается при подпадании под критерии по стажу и баллам:

    • после 60 лет женщинам;
    • после 65 лет мужчинам;
    • в ином возрасте при наличии льготных оснований;
    • стаж работы не менее 15 лет (такой показатель будет актуален к 2024 году, в 2020 минимальный стаж 11 лет, в течении 4 лет он повысится на 1 год ежегодно);
    • 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов ( в 2020 году минимальная сумма пенсионных баллов составляет 18,6, ежегодно их необходимое количество будет увеличиваться и к 2024 году достигнет 30)

    • женщинам, отметившим 65-летний юбилей;
    • мужчинам после 70 лет;
    • иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ не менее 15 лет и достигшим указанного возраста;
  • государственная: назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • государственная пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава.

2. По инвалидности:

  • страховая при наличии инвалидности и хотя бы одного дня страхового стажа;
  • социальная при наличии инвалидности и отсутствии страхового стажа;
  • государственная назначается военнослужащим, гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», космонавтам;

3. При утрате кормильца полагается пенсия:

  • страховая назначается при наступлении смерти кормильца, на иждивении которого находился претендент на пенсионное обеспечение. Главное условие — наличие страхового стажа у умершего кормильца (хотя бы одного дня);
  • социальная назначается Детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных организациях, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери;

4. Государственная назначается нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих; граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.

5. Накопительная пенсия выплачивается вместе со страховым, если претендент заключил соответствующий договор с Негосударственным пенсионным фондом. На таковые право имеют лица, родившиеся после 1966 года.

Согласно действующему законодательству, при соблюдении определённых условий можно сократить пенсионный возраст. Сюда относятся:

  • стаж на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;
  • 15-летний стаж в условиях Крайнего Севера;
  • рождение женщиной трех и более детей и воспитание их до достижения ими возраста 8 лет;
  • Один из родителей, занимающийся воспитанием ребёнка-инвалида с детства и воспитавший его до достижения им 8 лет;
  • медработники и преподавательский состав, имеющие стаж 25-30 (в зависимости от места трудоустройства) и 25 лет соответственно.

В настоящее время пенсионные накопления граждан формируются из страховых перечислений, сделанных работодателем. Следовательно, для получения достойной пенсии обязательны к соблюдению 2 условия: наличие трудового и страхового стажа, на основании которых формируется ИПК — пенсионный балл. В случаях, когда совокупный доход неработающего пенсионера ниже установленного в регионе или стране (выбирается большее) прожиточного минимума, установленного для этой группы населения, таким гражданам полагается социальная надбавка от руководства республики.

Важно! Начиная с 2015 года, минимальный трудовой стаж для оформления пенсии ежегодно увеличивается. Следуя этой градации, к 2025 году гражданам потребуется уже 15 лет стажа для получения страховой пенсии.

Средние и минимальные значения выплат


Минимальный размер пенсионного обеспечения формируется отдельно для каждого региона страны. Эта величина регулируется другими минимальными показателями для трудоспособного и нетрудоспособного населения, установленными на государственном и региональном уровне.

Для Йошкар-Олы и республики Марий Эл в 2019 году были актуальны следующие суммы:

  • минимальный размер оплаты труда — 11 280 руб.;
  • прожиточный минимум на душу населения — 9 830 руб.;
  • прожиточный минимум трудоспособных граждан — 10 498 руб.;
  • прожиточный минимум пенсионера — 8 070 руб.;
  • средний размер пенсионных выплат по региону — 13 000 руб.

Социальные надбавки


В случаях, когда совокупный доход неработающего пенсионера не дотягивает до установленного прожиточного минимума, установленного для этой категории населения, пенсионеру выполняют перерасчет и делают прибавку. При определении размера пенсии, во внимание принимаются все источники получаемого дохода и социальные льготы, за исключением выплат, которые носят единовременный характер и мер социальной поддержки, оказываемых в натуральной форме. За назначением доплаты пенсионер должен обратиться лично или через представителя в территориальное отделение ПФР по месту жительства.

Кроме этого, начиная с 2017 года, для определённых категорий пенсионеров предусмотрены такие надбавки:

  • лицам пострадавшим от политических репрессий — 558 руб;
  • работникам тыла — 462 руб;
  • ветеранам войны и труда — до 661 руб.

Помимо этого, за этими гражданами сохраняются нематериальные льготы, подразумевающие бесплатную протезно-ортопедическую помощь зубопротезирование, субсидирование (для некоторых категорий льготников предусмотрена компенсация) расходов по квартплате, бесплатное (для льготных категорий первоочередное) медобслуживание, льготный проезд на муниципальном транспорте.

Важно! Социальные доплаты к пенсии не распространяются на трудоустроенных пенсионеров.

Порядок оформления


Для получения любого вида пенсионного обеспечения пишется заявление в территориальное подразделение ПФР по месту жительства. В стандартный пакет входят следующие документы:

  • паспорт;
  • трудовая книжка или иные документы, подтверждающие стаж работы;
  • документы, подтверждающие право льготного выхода на пенсию;
  • СНИЛС .

В качестве дополнения сотрудники могут требовать такие справки:

  • о материальном положении;
  • нетрудоспособных иждивенцах;
  • инвалидности;
  • полученных государственных наградах и Олимпийских медалях.

Документы рассматриваются в 10-дневный срок.

Важно! Необязательно обращаться за оформлением гособеспечения сразу при наступлении установленного возраста. Можно продолжать работать, получая дополнительные баллы и, соответственно, увеличивая размер будущей пенсии.

Куда обращаться

Адрес Телефон
Ул. Пушкина, д. 7 45-32-23
Ул. Комсомольская, д. 77 56-64-50
Ул. Вознесенская, д. 89 42-88-40
Для справки: график работы — в будние дни с 08:00 до 17:00, в пятницу сокращенный день: до 15:45.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

В связи с эпидемией коронавируса в сентябре 2020 года продлена дополнительная выплата для безработных граждан, имеющих детей до 18 лет, в размере 3000 рублей на каждого такого ребёнка.

Политика государства в отношении занятости населения, в том числе правила расчёта размеров пособия по безработице, регулируется Законом РФ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (31.07.2020) .

Общие правила расчёта пособия по безработице

Сумма пособия по безработице ограничена минимальным и максимальным размером. Она не может быть меньше 1 500 ₽ и больше 12 130 ₽ в месяц.

Пособие выплачивается только гражданам, вставшим на учёт в центр занятости населения (ЦЗН). Такие граждане считаются БЕЗРАБОТНЫМИ.

Точный размер выплаты зависит от нескольких факторов:

  • причины постановки на учёт,
  • даты увольнения,
  • периода работы в течение года до постановки на учёт,
  • причины потери работы,
  • среднего заработка на последнем месте работы.

В обычном порядке (для граждан, потерявших работу) пособие считается в процентах от среднего заработка за последние три месяца по последнему месту работы:

  • первые три месяца после постановки на учёт пособие выплачивается в размере 75% от среднего заработка,
  • в последующие три месяца — 60%.

Далее выплата пособия обычно прекращается.

Ещё раз напомню, что размер пособия ограничен максимальным установленным законом значением - 12 130 ₽.

Даже если гражданин получал на предыдущей работе 100 000 рублей в месяц и по расчётам ему полагается пособие в размере 75% (75 000 рублей), то получит он только 12130 рублей.

Для граждан предпенсионного возраста и детей-сирот предусмотрены дополнительные гарантии (Статьи 34_2, 34_1 Закона РФ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (31.07.2020) ).

Минимальное пособие выплачивается безработным гражданам, которые

  1. впервые ищут работу (ранее не работавшие);
  2. стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  3. прекратили индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке;
  4. были уволены за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  5. были уволены по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и которые состояли в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель (6,5 месяцев);
  6. были направлены органами службы занятости на обучение и которых отчислили за виновные действия;
  7. вышли из членов крестьянского (фермерского) хозяйства;
  8. не предоставили справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы).

Категории граждан, которых нельзя оформить как безработных

  1. лица, проходящие воинскую службу;
  2. студенты очных отделений;
  3. несовершеннолетние дети и пенсионеры по старости;
  4. осужденные граждане и приговоренные к исправительным работам, лишению свободы;
  5. граждане, у которых отсутствуют необходимые документы для постановки на учёт.

Дистанционная постановка на учёт в центре занятости

До конца 2020 года официальную регистрацию в качестве безработного можно оформить через интернет:

Для дистанционной регистрации нужна подтвержденная учётная запись. Заявление в электронной форме будет основанием для постановки на учёт с целью поиска подходящей работы. Если подходящих вакансий не найдется, в течение 11 дней производится постановка на учёт уже в качестве безработного и назначается пособие.

Сведения о занятости, заработке и причине увольнения центр занятости проверит через Пенсионный фонд — туда её передадут работодатели.

Перечисление пособия на любую банковскую карту до 31 декабря 2020 года

До 31 декабря 2020 года пособие по безработице можно будет получать на банковскую карту любой платежной системы. Чтобы получать пособие с 1 января 2021 года, необходимо оформить карту «Мир». Это можно сделать в любом банке, который выпускает такие карты.

Также можно будет получать пособие на банковский счет, не привязанный к каким-либо картам.

Документы для самостоятельного изучения

Бесплатная юридическая консультация

Вы можете получить бесплатную консультацию юриста прямо сейчас!


http://img.gazeta.ru

Йошкар-Ола, 6 сентября. По инициативе Главы Марий Эл Александра Евстифеева в республике для пенсионеров будут введены новые льготы, при этом сохраняется действие прежних льгот.

Россия продолжает обсуждать изменения в пенсионной системе страны. Вначале тема вызвала бурю эмоций. Сейчас, после того, как в дело вмешался сам Владимир Путин и объяснил стране, для чего нужна модернизация системы, страсти поутихли.


http://putin.kremlin.ru/

Тем более что Президент предложил целый ряд инициатив, которые смягчают предлагаемые изменения. И для руководителей Марий Эл эти слова стали руководством к действию.

Итак, напомним, что в России грядет повышение пенсионного возраста для женщин до 60 лет, для мужчин — до 65 лет. Однако Глава Марий Эл Александр Евстифеев выступил за сохранение пенсионных льгот жителям республики, которые достигнут нынешнего, «старого» пенсионного возраста даже после его повышения.


В частности, Глава региона считает, что пенсионерам республики необходимо сохранить такие существующие на сегодня в Марий Эл льготы, как ежемесячные выплаты и доплаты за ЖКХ и проезд в общественном транспорте.

«Республика работает в формате исполнения поручений Президента Российской Федерации. Перед Госсобранием стоит задача активной законотворческой работы, чтобы эти льготы были в Марий Эл сохранены в полном объеме», — подчеркнул Евстифеев.

И буквально вчера судьбу пенсионных льгот в республике решили депутаты Госсобрания Марий Эл на своей сессии. Депутаты с руководителем республики согласились: большинством голосов в Марий Эл был принят закон, гарантирующий социальную поддержку пенсионерам, ветеранам труда.


Так вот, новый закон гарантирует существующие сегодня меры соцподдержки для ветеранов труда (и лиц, к ним приравненным) в старых возрастных рамках: для женщин в 55 лет, для мужчин — 60 лет.

О какой соцподдержке речь? Для ветеранов предусмотрен целый список льгот: ежемесячная выплата в 462 рубля, ежемесячная денежная компенсация в 50% расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, бесплатная медицинская помощь в рамках программы госгарантий и др.

Кроме того, внесена поправка в налоговое законодательство Марий Эл: для данных категорий лиц сохраняется льгота по транспортному налогу — понижающий коэффициент 0,5 к ставке налога по легковым автомобилям до 200 л.с.


http://www.mlyn.by

Теперь что касается новых льгот. Недавно управляющий ПФР в Марий Эл Владимир Орехов на встрече с жителями рассказал, что по предложению Путина вводится право для досрочного выхода на пенсию у тех, кто имеет большой трудовой стаж. Женщины со стажем не менее 37 лет и мужчины со стажем не менее 42 лет смогут выйти на пенсию на два года раньше (но не ранее 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

Сейчас в России обсуждается также возможность ввести льготный режим выхода на пенсию для многодетных матерей. Ибо быть матерью в большой семье — это тоже трудовая (ещё какая!) деятельность.

Кроме того, Президент сказал и о том, что в стране нужно будет ввести 25-процентную надбавку к страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, если у них есть не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Предполагается, что эти деньги начнут выплачивать уже с 1 января.


https://newizv.ru

И ещё: Путин предложил со следующего года вдвое повысить пособие по безработице для лиц предпенсионного возраста, и выступил за сохранение льгот по налогам на землю и недвижимость для граждан с нынешнего возраста выхода на пенсию.

…«Неужели всё так гладко? » — спросите вы. Ну, конечно, нет. Кроме того, что все мы вдруг стали моложе — в том смысле, что пенсия от нас отодвинулась во времени — есть ещё одно «но». Естественные опасения вызывает вопрос трудоустройства.

Причем, эта тема волнует как пожилых людей, которых уже сейчас неохотно принимают на работу директора, так и… молодых, как ни странно. Да, Президент озвучил важную вещь — предложил ввести уголовную ответственность за увольнение (или отказ взять на работу) лиц предпенсионного возраста. Однако на фоне этого заявления всполошилась уже молодежь — а не займут ли тогда все рабочие места ветераны?


http://www.dcsc.org

«Нет! » — успокоил их эксперт. По мнению директора института экономики, управления и финансов МарГУ Татьяны Сарычевой, увеличение пенсионного возраста не приведет к проблемам на рынке труда.

Увы, из-за серьезного спада рождаемости в 90-е на вакантные рабочие места приходит все меньше молодежи. Так, в Марий Эл в этом году из школ вышло чуть более 2 тысяч выпускников, хотя ещё 15-20 лет назад их было в разы больше.

Так что увеличение возраста выхода на пенсию НЕ приведет к дефициту рабочих мест у молодежи. Собственно, этого дефицита нет и сегодня – свободных вакансий на бирже больше, чем официальных безработных.

И ещё: одной из главных задач предлагаемых изменений — рост будущих пенсий, так как сегодняшний их размер не устраивает никого. Логичный вопрос: так когда же пенсии в России начнут расти?


http://www.pravda-tv.ru

Отвечаем: ближайшая индексация пенсий в стране пройдет уже 1 января, размер индексации составит 7,05%. Причем, расти пенсии в стране будут ежегодно: в 2020 году пенсионные выплаты проиндексируют на 6,6% и ещё на 6,3% в 2021 году.

Напомним, Владимир Путин поставил задачу: средняя пенсия неработающим пенсионерам в стране должна расти на тысячу рублей ежегодно. А к 2024 году размер пенсий у неработающих пенсионеров должен вырасти до 20 тыс. рублей.

К слову, сейчас размер социальной пенсии достигает 9.052 рубля. Это так, для сравнения…

Вообще, в Марий Эл сейчас различными видами социальной поддержки пользуется практически каждый ТРЕТИЙ житель республики, включая пожилых граждан. Общая численность льготников на сегодня составляет 247 тыс. человек.

Это я к тому, что Россия продолжает оставаться государством социальным. Что бы кто ни говорил. Лучше послушать то, что говорят факты.

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Читайте также: