Запрос в пенсионный фонд от финансового управляющего

Владимир
1650

0

Содержание:

  • Какую информацию запрашивает финансовый управляющий?
  • Регион
  • Цель запросов
  • Виды запросов и предмет запрашиваемой информации

После объявления резолютивной части судебного акта о введении процедуры в деле о банкротстве физического лица финансовый управляющий приступает к работе по направлению запросов в государственные органы, юридическим лицам, муниципальным образованиям, банки, МФО, физическим лицам.

Какую информацию запрашивает финансовый управляющий?

Количество и объем запрашиваемых сведений финансовый управляющий определяет самостоятельно (основываясь на известных сведениях о должнике). Финансовый управляющий вправе запросить практически любую информацию от банального права должника на транспортные средства до информации о покупке билетов в РЖД, но только в отношении информации, которая так или иначе затрагивает права и обязанности самого должника (включая совместную собственность, нажитую в браке).

Рассмотрим примерный перечень запросов на примере следующей ситуации - процедура возбуждена по заявлению должника, задолженность состоит из 2 кредитов и одного займа у физического лица, должник является учредителем ООО (которая не осуществляет деятельность), должник состоит в браке, имущество не имеет, сделки за последние 10 лет не совершались.

Необходимо понимать, что в ходе самой процедуры кредитные учреждения направляют (руководствуясь ст. 213.24 Закона о банкротстве) в адрес финансового управляющего сведения о наличии счетов должника в кредитном учреждении. На основе полученных сведений финансовый управляющий запрашивает выписку по счетам.

Регион

Управляющий вправе запросить информацию в любом регионе, но как правило запрашиваемая информация ограничивается регионом проживания, регистрации и прилагающимися регионами. Например, при регистрации и проживании должника в городе Санкт-Петербурге управляющий запросит информацию по данному городу и Ленинградской области. Осуществлять рассылку писем во все субъекты РФ - недобросовестно растрачивать конкурсную массу должника.

Цель запросов

Финансовому управляющему для составления заключения о наличии признаков преднамеренного банкротства, заключения о наличии признаков фиктивного банкротства, составления финансового анализа, заключения на предмет оспаривания сделок необходимо собрать всю информацию о причинах возникновения задолженности и активах должника, совершенных сделках. Кредиторам должника подобная информация поможет составить картину о добросовестности должника.

Виды запросов и предмет запрашиваемой информации

Рассмотрим на вышеописанном примере (должник зарегистрирован в городе Санкт-Петербурге). Информация запрашивается с даты возникновения признаков неплатежеспособности, а о совместно нажитом имуществе с даты регистрации брака.

  • УГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области - запрашивается информация о транспортных средствах и прицепов к ним, сведения о совершенных сделках.
  • Управление Ленинградской области по государственному техническому надзору и контролю - сведения о тракторах, самоходных машинах, иной технике, зарегистрированной за должником, сведения о совершенных сделках.
  • Государственная техническая инспекция Санкт-Петербурга - аналогично п.2.
  • Районный отдел Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, информация о местожительства, копия паспорта, копия заграничного паспорта, о наличии вида на жительство и двойного гражданства.
  • Межрайонная инспекция ФНС России, сведения о наличии зарегистрированных за должником объектах налогообложения, о доходах (Декларации для ПФР по форме КНД, Справки по форме 2-НДФЛ, о налоговых агентах), сведения об открытых в кредитных организациях счетах, о наличие задолженности по налогам и обязательным платежам, о наличии переплат или ошибочно уплаченных взносов и налогов.
  • Межрайонная ИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу - сведения об участии в качестве учредителя или генерального директора/директора (прекращённые и действующие) в юридических лицах с указанием размера доли(ей), сведения о наличии статуса индивидуального предпринимателя и/или статуса главы крестьянского хозяйства (прекращённые и действующие).
  • Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (РО ФСФР в СЗФО) (191023 г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д.15), сведения о зарегистрированных правах (действующие и прекращенные) на ценные бумаги, о заявках на регистрацию прав на ценные бумаги.
  • ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по г. Санкт-Петербург» - сведения о катерах и иных маломерных судах, сведения о совершенных сделках.
  • ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ленинградской области» - аналогично п.8.
  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности - сведения об объектах интеллектуальной собственности, о поступивших заявках на регистрацию объектов ИС и находящихся на рассмотрении; сведения об объектах интеллектуальной собственности, в отношении которых прекращена регистрация / действие патентов / правовая охрана товарных знаков, с указанием оснований прекращения; сведения о договорах, об отчуждении исключительного права на объекты ИС должника; иные известные сведения о должнике, о правах аффинированных лиц, о контрагентах и об обязательствах должника.
  • Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга - сведения о наличии арендуемого государственного имущества и государственных земельных участков; сведения о прекращении права аренды государственного имущества и государственных земельных участков, сведения о любых иных договорах (контрактах) с должником.
  • Районный отдел лицензионно-разрешительной работы управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, информация о зарегистрированном об огнестрельном, охотничьем, спортивном и ином оружие; сведения о наличии арестов, залогов, иных обременений огнестрельного, охотничьего, спортивного и иного оружия.
  • Судебный участок и районный суд, информация о судебных приказах, уголовных и гражданских делах, связанных с должником по дату получения запроса (уголовные дела за весь период жизни должника); информация о наличии судебных решениях о расторжении брака, разделе совместно нажитого имущества, взыскании алиментов и иных правоотношений, регулируемых семейным законодательством, связанных с должником (за весь период жизни должника).
  • Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - сведения о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях, начисленных застрахованному лицу (должнику); сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета; сведения об льготных основаниях назначения пенсии, а также основаниях назначения пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет в отношении должника и размер соответствующих выплат; информацию о всех местах получения периодического дохода или периодических выплатах должнику, в том числе и пенсионных выплатах по старости, а также пенсионных выплатах за инвалидность; сведения о накопительной части пенсии должника; информация о страхователе, производящем выплаты и иные вознаграждения в пользу должника; о застрахованных лицах, в отношении которых должник является страхователем; сведения о переплатах и сумме переплаты в отношении налогов и обязательных платежей (в отношение должника).
  • Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге - Сведения о наличии арендуемого на территории города Санкт-Петербурга и Ленинградской области должником государственного имущества и государственных земельных участков; сведения о наличии арендуемого на остальной части Российской Федерации должником государственного имущества и государственных земельных участков; сведения о прекращении права аренды государственного имущества и государственных земельных участков.
  • В Федеральное бюджетное учреждение Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей - сведения и документы о судах, зарегистрированных за должником и снятых с учета должником; копии документов, предоставленных для совершения регистрационных действий, в том числе договоров и иных документов, удостоверяющих право собственности на суда; копии документов, предоставленных для снятия судов с учета; сведения о наличии арестов, залогов и иных обременений зарегистрированных за должником судов; иные сведения о должнике, о лицах, аффинированных с должником, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника.
  • Управления Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу - районный отдел, приостановить или окончить исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям; сообщить информацию о всех возбуждённых и оконченных производствах в отношение должника; предоставить список арестованного имущества, представить заверенные копии постановлений о наложении ареста; сообщить сведения о возбужденных исполнительных производствах по которым должник проходит в качестве взыскателя; сообщить сведения об имущественных правах должника выявленном в результате проведения мероприятий в рамках исполнительных производств, по которым должник проходит в качестве взыскателя (арест имущества у других должников).
  • Санкт-Петербургское региональное отделение фонда социального страхования РФ, сведения и документы о наличии (отсутствии) граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью работников; сведения о наличии (отсутствии) у должника задолженности перед ФСС РФ; сведения о наличии (отсутствии) у должника переплат по налогам и обязательным платежам (взносы, гос пошлины и пр.) ФСС РФ.
  • Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу - сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с ними.
  • Запрос должнику.
  • Запрос супруге должника.
  • Нотариальная палата Санкт-Петербурга - запрос в нотариальную палату об открытии наследственного дела должника.
  • Кредитное учреждение, сведения о движении денежных средств и выписки по расчетным/лицевым (открытым/закрытым) счетам на имя супруг и должниказа период с 06.12.2014 г. по дату получения запроса г.с расшифровкой контрагентов; - сведения о состоянии счетов в отношении супруги должника и об остатках денежных средств на их для дальнейшего использования;- Сведения о заключенных кредитных договорах, с приложением копий договоров, анкет, графика платежей, закладных, договоров поручительств, дополнительные соглашения, сведения о судебных актах;- Сведения о выданных банковских картах
  • Федеральная агентство воздушного транспорта - сведения о правах должника на воздушные суда и совершенные сделки с ними.
  • При наличии у должника доли в юридических лицах, финансовый управляющий запрашивает всю необходимую информацию по юридическому лицу, аналогично по супруге.

Суд тоже по своей инициативе вправе запрашивать информацию о должнике, например, по делу А56-79545/2018 судья запросила информацию о должнике и супруге.

  • Статьи
    • Законодательство в области банковской сферы
    • Автокредиты
    • Банковская деятельность
    • Банкротство юрлиц
    • Валюта
    • Виды кредитов
    • Вклады
    • Кредитные должники
    • Залоговое имущество
    • Интернет-банкинг
    • Ипотечные кредиты
    • Кредитные карты
    • Коллекторы
    • Кредитная история
    • Микрозаймы и микрокредиты
    • Мошенничество в сфере кредитования
    • Платежные системы
    • Судебные приставы
    • Страхование
    • Судебная система
    • Антиколлекторы
    • Общие вопросы кредитования
    • Банкротство физлиц
      • Стоимость банкротства
      • Финансовый арбитражный управляющий
      • Практика банкротства в регионах
      • Имущество и финансы банкротов
        • Аукционы по банкротству (несостоятельности)
        • Банкротство и долги по коммунальным услугам (ЖКХ)
        • О выплате и доставке пенсии гражданам признанными банкротами
        • Что будет с квартирами должников при банкротстве?
        • Возможна ли потеря единственной квартиры из-за долгов?
      • Этапы и процедура банкротства
      • Интересные факты о банкротстве
      • Мнения экспертов о законе
  • Видео

  • Внедрение к российскому праву института банкротства граждан на первый взгляд не связано с установлением, выплатой пенсий. Это мнение ошибочно. Финансовый управляющий (ФУ), определяемый арбитражным судом, вправе распоряжаться финансами гражданина. Многие интересуются, может ли отниматься пенсия при банкротстве? Ответим на вопрос далее.

    Вправе ли забирать всю пенсию в счет долга?

    Более частыми стали случаи, когда финансовые управляющие обращаются к территориальным органам ПФР. Они, ссылаясь на положения, требуют суммы, назначенные , на свои реквизиты. Сделать выплату суммы, полагающейся , могут просить и на счет обанкротившегося, если он не отмечен в материале выплатного дела, как счет для начисления пособия.

    С вопросом, могут ли забирать пенсию при банкротстве, обращаются к специалистам и сами граждане. Чтобы раскрыть особенности описанного вопроса, нужно ознакомиться с нижеуказанными обстоятельствами:

    • Правила по предоставлению пособия определяют исключительно в пенсионных законах. Когда нормы о пенсионном обеспечении указываются в других актах, они не могут противоречить положениям, изложенным в законах.
    • Выплата, доставка конкретных сумм относится к функциям территориальных органов Пенсионного Фонда РФ. Их соблюдение — это гарантия получения гражданами причитающихся финансов «на руки».
    • Пенсионер сам выбирает организацию, доставляющую деньги.

    Других правил, касающихся выплаты, доставки денежных сумм по требованию ФУ в пенсионном законодательстве нет.

    Признание пенсионера банкротом стало выгодной процедурой. Эта категория населения неспособна скрыть свои доходы. Поэтому при взятии кредита, они обязаны гасить его, соответственно договору. Непредвиденные обстоятельства могут нарушить планы пенсионеров, привести к росту кредита. Чтобы не лишиться единственного дохода (помощь от государства), люди пенсионного возраста проходят процесс банкротства пенсионеров.

    Везет не всем пенсионерам, обращающимся к суду. Если у них нет 10 — 20 тыс. руб. (обязательная сумма для рассмотрения дела), имущества под реализацию, суд отказывает в ведении процесса по банкротству. Им приходится отдавать 50% пенсии довольно долго.

    Алгоритм действий ФУ

    Получая от ФУ запросы, территориальные органы ПФР обязуются довести к их сведению данные, касающиея организации, выполняющей доставку пенсий должнику. Они должны выдать реквизиты счета кредитной организации. Гражданин должен за один день (позже запрещено), следующий за днем принятия решения о банкротстве, предоставить ФУ имеющиеся банковские карты.

    Здесь речь идет о том, что полностью лишится дохода на конкретный период. ФУ выдает должнику, согласно указанию арбитражного суда, деньги. Сумма должна быть в ровне с прожиточным минимумом или больше. Когда пенсия задолжавшего равна минимуму, должник вправе самостоятельно получать пенсионную выплату полностью в отделении почты.

    Учитывая всю вышеизложенную информацию, скажем, порядок выплат, доставки социальной выплаты, установленный пенсионным законодательством, не создает помехи финансовому управляющему при выполнении его задач. Банкротство пенсионера не лишает его права на гарантированное социальное обеспечение.

    Если вас заинтересовала тема признания пенсионера банкротом, свяжитесь с нами. Юристы компании «Финэкспертъ 24» заслужили звание лидеров сферы банкротства физ. лиц России. Благодаря длительной практике в решении подобных вопросов, мы решим ваш вопрос положительно!


    Большое количество дел о банкротстве физических лиц прекращается из-за того, что СРО (саморегулируемая организация) не предоставляет кандидатуру финансового управляющего. Почему так происходит?! Ответ однозначный: за 25 тысяч рублей работать финансовому управляющему экономически не целесообразно.

    Вознаграждение финансового управляющего


    До 14 июля 2016 года размер вознаграждения финансового управляющего за одну процедуру в деле о банкротстве физического лица составлял 10 тысяч рублей, а теперь составляет 25 тысяч рублей.

    Именно отказ финансовых управляющих браться за физ.лиц подтолкнул законодателей повысить размер вознаграждения финансового управляющего. Но несмотря на это повышение, большинство "типичных банкротов" не интересны финансовому управляющему. Под "типичным" мы имеем в виду человека, у которого нет какого-либо ликвидного имущества: вторая квартира, дорогостоящий автомобиль и прочее имущество на сумму не менее одного миллиона рублей. И "типичных банкротов" в нашей стране большинство. В статье "Финансовый управляющий в деле о банкротстве физического лица" мы отвечали на этот вопрос, проводя параллель с банкротством юридических лиц. Арбитражному управляющему проще и выгоднее взять одно юридическое лицо, чем 20 дел по физическим лицам. А если и берутся за банкротство физических лиц, и понимают, что у должника нет ни дорогостоящего имущества, ни автомобиля, либо в деле появляются какие-либо сложности, они просто могут выйти из процедуры банкротства – у них есть на это право. И если Вы не предоставите суду ещё одного управляющего, то суд прекратит Ваше дело о банкротстве, а Вы останетесь банкротом, но с долгами.

    У потенциальных банкротов может возникнуть вопрос: а не набивают ли себе цену финансовые управляющие, работы-то вроде немного! Либо: «А может мне стать финансовым управляющим?! Меня устраивает работать за 25 тысяч рублей за 6 месяцев. Наберу 50 дел и я уже миллионер».

    Фронт работы финансового управляющего за 25 тыс.

    Давайте разберемся, что нужно для того, чтобы стать финансовым управляющим, и каков будет объем работы в деле о банкротстве физических лиц.


    Требования к финансовому управляющему:

    Финансовый (арбитражный) управляющий должен иметь высшее образование, не обязательно юридическое или экономическое. Он должен пройти дополнительное обучение по программе подготовки арбитражных управляющих. Подобные курсы в учебных заведениях платные, и стоимость обучения составляет порядка 50 тысяч рублей. По окончании обучения потенциальный управляющий сдает экзамен комиссии, в число членов которой входят представители Росреестра – надзорного органа за деятельностью финансовых управляющих и СРО. Кроме того нужно пройти стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего сроком 24 месяца.

    Арбитражный управляющий не может иметь судимость за умышленное преступление и не должен быть дисквалифицирован как арбитражный управляющий или руководитель организации. Дело в том, что правовой статус арбитражного управляющего в делах о банкротстве юридических лиц – это непосредственный руководитель организации на время процедуры банкротства. Как Вы знаете, после завершения дела о банкротстве физического лица, гражданин не вправе занимать руководящие должности в течение 3-х лет. Соответственно, по логике вещей, и арбитражным управляющим в течение 3-х лет гражданин-банкрот стать не сможет. СРО в настоящее время бесплатно не стажируют, средняя цена стажировки составляет порядка 15 тысяч рублей. Кроме того, для вступления в СРО необходимо будет оплатить ряд взносов, в том числе в компенсационный фонд (не менее 200 тысяч рублей) и застраховать свою ответственность. Итого траты на подготовку финансового (арбитражного) управляющего составляют порядка 300 тысяч рублей и занимают во времени не менее 2-х лет.

    Ежеквартально, ежегодно финансовые управляющие оплачивают членские взносы в СРО, размер которых зависит от многих факторов, установленных решениями СРО. Ежегодно арбитражный управляющий делает обязательные отчисления в пенсионный фонд в размере около 30 тысяч рублей как лицо, занимающееся частной практикой. Кроме того, финансовый управляющий должен иметь электронно-цифровую подпись, лицензии на соответствующее криптографическое программное обеспечение (стоимость — 6–7 тысяч рублей в год). У "правильного" финансового управляющего должно иметься программное обеспечение бюро кредитных историй для отправки сообщений о введении/завершении каждой из процедур в деле о банкротстве физического лица. В России порядка 20 БКИ, у каждого БКИ свое программное обеспечение, которое стоит денег и настройка требует привлечения дополнительных специалистов.

    Что делает управляющий при банкротстве физических лиц?

    Перейдем непосредственно к процессу банкротства физического лица. В СРО пришел запрос из Арбитражного суда о предоставлении кандидатуры финансового управляющего, и кто-то вдруг изъявил желание отработать за 25 тысяч рублей всю процедуру. Что предстоит проделать за эту сумму? Во-первых, давайте сразу скажем, что те самые заветные 25 тысяч рублей финансовый управляющий получит лишь по завершении конкретной процедуры в деле о банкротстве, а пока придется поработать в долг. Приведем дальнейший краткий алгоритм работы финансового управляющего по упрощенной схеме (при процедуре реализации имущества) в деле о банкротстве физического лица.

    1. Разместить публикацию в газете «Коммерсантъ» о признании должника банкротом и введении процедуры реализации имущества. Стоимость публикации составляет порядка 10 тысяч рублей. Хорошо если должник сразу найдет эту сумму, а если нет – финансовый управляющий будет кредитовать банкрота с надеждой на то, что траты в итоге компенсируются.
    2. Разместить аналогичную публикации в Едином Федеральном Реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ): http://bankrot.fedresurs.ru. Обращаем внимание, что сроки для публикаций каждого события в деле о банкротстве разные, но в среднем составляют порядка 3 дней. Если финансовый управляющий не уложится в установленные сроки, то Росреестр незамедлительно инициирует процедуру привлечения его к административной ответственности. Штрафы за нарушения немалые! Арбитражный суд на первый раз может оштрафовать на 25–50 тысяч рублей, за повторное нарушение финансовому управляющему грозит дисквалификация на срок до 3-х лет. Таким образом, профессия арбитражного управляющего очень ответственная и риски высоки.
    3. Запросить в Центральном каталоге кредитных историй информацию о том, в каких бюро кредитных историй у банкрота имеется кредитная история. Далее в каждое БКИ (их обычно 3–4) необходимо отправить информацию о введении в отношении гражданина процедуры банкротства.
    4. Необходимо оценить финансовое положение банкрота:

    Это основные, но далеко не все моменты в работе финансового управляющего, которые мы привели, чтобы показать приблизительный порядок действий и обязанности финансового управляющего в деле о банкротстве. К каждому из них финансовый управляющий должен подходить с максимальной ответственностью и подкреплять его документально, т.к. в противном случае может быть привлечен к административной ответственности, что будет для него большим убытком: штраф до 50 тысяч рублей, либо дисквалификация сроком до 3-х лет (в денежном выражении это огромные убытки). И если все прошло гладко, то по завершении дела о банкротстве физического лица финансовый управляющий получит те самые 25 тысяч рублей, с которых он заплатит подоходный налог 13% — 3 250 рублей, сделает членские взносы в СРО, осуществит иные обязательные отчисления (страховка, ежегодные отчисления в пенсионный фонд - около 30 тысяч рублей, электронно-цифровая подпись, лицензии на специализированное программное обеспечение, канцтовары, электроэнергия, транспортные расходы). На руки останется 10–15 тысяч рублей. Как Вы думаете, реально проделать такой фронт юридической работы за эту сумму? Мы думаем, что ответ очевиден!

    Другое дело если у банкрота под реализацию попадет ипотечная квартира, дорогой автомобиль и иное имущество на приличную сумму. Тогда финансовый управляющий получит помимо "фиксы" (фиксированной оплаты) еще и 7% от реализованного имущества. Если имущества продастся больше чем на миллион, то финансовый управляющий получит дополнительно более 70 тысяч рублей. Такие клиенты уже интересны финансовым управляющим. У нас есть ряд очень привлекательных предложений для владельцев ипотечной недвижимости, которые не в состоянии оплачивать в срок ипотеку и имеют одновременно и другие кредиты. У них банк в ближайшее время может "забрать" квартиру или дом.

    Юридическая помощь при банкротстве физических лиц

    Если Вы доверяете процедуру банкротства компании "Долгам.НЕТ", эти проблемы Вас не коснутся! Ваши судебные заседания не будут откладываться из-за того, что СРО не предоставила финансового управляющего, и процедура банкротства не встанет на полпути. В нашей команде есть собственные финансовые управляющие, готовые взяться за Ваше дело и довести его до конца. Позвоните нам, и мы обсудим все детали процедуры банкротства: 8-800-333-89-13.

    ПОЗВОНИТЬ

    НАПИСАТЬ

    • Блог
      • Рубрикатор
    • Банкротство физических лиц
      • Цена банкротства физлица
      • Процедура и результат
      • Как сделать самому?
    • Торги
      • Скоро в продаже
    • Команда
      • Профессионалы
      • Ищем партнеров
      • Рекомендации
    • Контакты
      • Задать вопрос
      • Контакты

    Обратная связь

    Спасибо!

    Ваше сообщение было успешно отправлено

    Банкротство пенсионера. Как получить пенсию?

    Сохранить к себе и прочитать позже

    Статистические данные говорят об увеличении доли людей в возрасте 60 и более лет в большинстве государств. Ряд экспертов полагает, что к 2050 году количество людей старше 60 лет превысит 2,1 млрд. человек, что примерно вдвое больше, чем в настоящее время, и втрое - чем двадцать лет назад.

    Пенсионеры все активнее участвуют в экономике, в том числе - совершают сделки, берут кредиты. Кроме того, ряд профессий позволяет набрать необходимый для пенсии стаж уже к возрасту 42-45 лет.


    Поговорим сегодня о том, можно ли обратить взыскание на пенсию, а также о том, что происходит с пенсией при банкротстве пенсионера.

    Чтобы понять особенности пенсионного обеспечения при банкротстве, сначала посмотрим, как человек получает пенсию до банкротства.

    Пенсионер может выбрать способ получения пенсии: наличными денежными средствами или переводом на его банковскую карту.

    • Получение пенсии наличными денежными средствами. Пенсионер сам вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации).Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо.
    • Получение пенсии путем зачисления на банковскую карту. Пенсионер сам выбирает кредитную организацию, на счет в которой он будет получать пенсионные выплаты от ПФР. Для этого он открывает в выбранном банке счет и предоставляет его реквизиты в ПФР с заявлением о выборе доставочной организации. ПФР всегда перечисляет пенсию на счет пенсионера в том банке, который указал пенсионер в своем заявлении.

    Что происходит, если пенсионер, например, перестал погашать кредит, а банк, в свою очередь, получил исполнительный лист и желает осуществить принудительное взыскание долга и штрафных санкций с пенсионера?

    Обращение взыскания на часть пенсии

    Согласно ст. 9 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме ста тысяч рублей, может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.

    Согласно ст. 99 ФЗ "Об исполнительном производстве" при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

    Таким образом, если пенсионер выбрал способ получения пенсии наличными денежными средствами, ему будет выдаваться часть пенсии, которую Пенсионный фонд не удержал в счет исполнения долга. Удержать же возможно до половины (что обычно и происходит, именно половина удерживается в рамках исполнительного производства). Если же пенсионер получает пенсию на банковскую карту, то перечисление будет, опять же, за вычетом половины пенсии, удержанной по исполнительному листу.

    Что делать с полученными наличными денежными средствами при банкротстве?

    Как мы уже знаем из предыдущих заметок блога, в банкротстве физических лиц есть два принципиально разных варианта:

    • реструктуризация долгов;
    • реализация имущества.

    В случае, если пенсионер проходит стадию реструктуризации.

    Согласно п. 5.1 ст. 213.11 Закона о банкротстве, гражданин вправе открыть специальный банковский счет и распоряжаться денежными средствами, размещенными на нем, без согласия финансового управляющего. Сумма совершенных гражданином операций по распоряжению денежными средствами, размещенными на специальном банковском счете, не может превышать пятьдесят тысяч рублей в месяц. По ходатайству гражданина арбитражный суд вправе увеличить максимальный размер денежных средств, размещенных на специальном банковском счете должника, которыми гражданин вправе ежемесячно распоряжаться.

    Согласно ст. 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий вправе: получать информацию о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления.

    В случае, если пенсионер находится в стадии реализации имущества с целью списания долгов.

    Если пенсионер находится в процедуре банкротства и получает пенсию на банковский счет, финансовый управляющий снимает ежемесячно прожиточный минимум (прочитать статью "Что такое прожиточный минимум?"), а остальная сумма, превышающая прожиточный минимум, остается на счете и распределяется между кредиторами.

    Если пенсионер получает пенсию наличными денежными средствами, то после введения процедуры банкротства ПФР обязан приостаносить выдачу пенсии наличными деньгами, в связи с чем финансовому управляющему нужно незамедлительно обратиться в ПФР с реквизитами для перечисления пенсии на основной счет должника. Однако, на практике не всегда ПФР получает информацию сразу, и бывает, что один-два раза пенсия выдается по-старому, наличными деньгами непосредственно пенсионеру.

    Подобная работа с ПФР крайне важна, чтобы избежать ситуации, когда пенсионер продолжает получать пенсию в размере большем, чем установленный прожиточный минимум и расходует эти деньги. Такими действиями причиняется ущерб кредиторам, что впоследствии повлечет отказ суда от освобождения от долгов.

    Важно: если Вы пенсионер и прибегли к процедуре банкротства, стоит сразу сообщить финансовому управляющему способ получения пенсии, её размер и обсудить способы получения денег ежемесячно.

    Если Вам выдали в ПФР пенсию, не поленитесь и позвоните своему финансовому управляющему. Не тратьте ее, если Вы хотите, чтобы ваши долги были списаны, до получения консультации финансового управляющего .

    Вопрос: Организация признана банкротом, в отношении ее открыто конкурсное производство. Произошла смена конкурсного управляющего. Новый конкурсный управляющий обратился в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - фонд) за получением данных персонифицированного учета по работникам организации с момента признания ее банкротом. Фонд отказал конкурсному управляющему в предоставлении указанной информации, сославшись в своем решении на то, что она носит конфиденциальный характер. Конкурсный управляющий указывает, что у него нет другого способа получить запрашиваемые данные (предыдущий конкурсный управляющий их не передал). Правомерен ли в представленном случае отказ фонда в предоставлении конкурсному управляющему информации по указанному основанию?

    Ответ: Считаем, что отказ фонда в представлении новому конкурсному управляющему данных персонифицированного учета по работникам организации с момента признания ее банкротом является неправомерным в ситуации, когда предыдущий конкурсный управляющий эти данные не передал. Конкурсный управляющий исполняет обязанности руководителя организации и, соответственно, имеет право на получение запрашиваемых сведений о работниках. Законодательством о банкротстве предусмотрено предоставление государственными органами запрошенной конкурсным управляющим информации.

    Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом N 127-ФЗ.
    Согласно ст. 20.3 Закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления. Физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
    В соответствии с положениями п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страховщик имеет право осуществлять обмен информацией с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, ведение документации в целях выполнения функций, возложенных на страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, на бумажном носителе, в электронной форме. Порядок формирования, использования, хранения, приема и передачи документов в электронной форме устанавливается с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) и Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
    Согласно п. 2 ст. 13 Закона N 167-ФЗ страховщик обязан осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда; вести государственный банк данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о всех категориях застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования; бесплатно консультировать застрахованных лиц и страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании; осуществлять функции оператора персональных данных в целях реализации полномочий, возложенных на страховщика законодательством Российской Федерации.
    В представленном случае отделение фонда отказало организации в предоставлении указанной информации, сославшись в своем отказе на то, что она носит конфиденциальный характер.
    Пункт 3 ч. 3 ст. 6 Закона N 149-ФЗ гласит, что обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании.
    Пункт 2 ст. 3 Закона N 152-ФЗ гласит, что оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
    Таким образом, считаем, что в представленном случае фонд выступает в качестве оператора персональных данных.
    Часть 1 ст. 5 Закона N 152-ФЗ гласит, что обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.
    Пунктом 3 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ установлено, что обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Законом N 152-ФЗ. Обработка персональных данных допускается в случаях, когда такая обработка необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
    В Постановлении ФАС Поволжского округа от 19.03.2013 N А65-17722/2012 суд в отношении аналогичной ситуации указывает следующее: судебными инстанциями установлено, что иной возможности получить запрашиваемые сведения у конкурсного управляющего не имеется. Запрошенные сведения необходимы конкурсному управляющему обществом для надлежащего проведения процедуры конкурсного производства, сдачи отчетности по работникам должника, уплаты предусмотренных отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации. При изложенных выше обстоятельствах, учитывая наличие у учреждения сведений обо всех отчислениях на работников общества, право арбитражного управляющего на получение информации на основании запроса, отсутствие законодательного запрета на предоставление испрашиваемой информации Пенсионным фондом страхователю, каковым является общество, судебные инстанции пришли к выводу, что у учреждения отсутствовали правовые основания для отказа конкурсному управляющему в предоставлении запрошенных сведений. Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалованных судебных актов. Указание на отсутствие законодательной обязанности по предоставлению сведений иным лицам, кроме застрахованного лица, не лишает конкурсного управляющего прав на истребование необходимой информации. Кроме того, как обоснованно указали судебные инстанции, законодательством о банкротстве предусмотрено предоставление государственными органами запрошенной конкурсным управляющим информации. Ссылки учреждения на конфиденциальность информации также не свидетельствуют о неправомерности судебных актов. Конкурсным управляющим обществом у учреждения запрошена информация, предоставленная ранее самим обществом, что свидетельствует об отсутствии факта нарушения конфиденциальности имеющейся у учреждения информации. Ссылаясь при этом на необходимость защиты информации, учреждение не учитывает, что конкурсный управляющий в силу закона исполняет обязанности руководителя общества.
    Таким образом, учитывая изложенное, принимая во внимание представленную судебную практику, считаем, что в указанной ситуации отказ фонда в представлении новому конкурсному управляющему запрашиваемой информации является неправомерным. Конкурсный управляющий исполняет обязанности руководителя организации и, соответственно, имеет право на получение запрашиваемых сведений о работниках. Законодательством о банкротстве предусмотрено предоставление государственными органами запрошенной конкурсным управляющим информации.

    А.А.Филонов
    Центр методологии бухгалтерского учета
    и налогообложения
    14.04.2014

    Читайте также: