Зарубежные системы государственного пенсионного обеспечения

Пенсии и пенсионное обеспечение за рубежом

Уровни пенсионных систем различных стран мира

Современные модели пенсионного обеспечения в процессе «эволюции», как правило, включают в себя комбинацию двух структур с точки зрения финансирования. Это распределительная структура (система), где текущие расходы на выплаты пенсий финансируются за счет текущих, зачастую налоговых, поступлений, а выплаты осуществляются из бюджета или внебюджетных фондов, и накопительная — на счете участника в специализированном фонде формируется капитал в виде отчислений от зарплаты, данный капитал инвестируется, а накопленная сумма с инвестиционным доходом выплачивается в виде пенсии.

За рубежом используются различные модели пенсионных систем, которые включают в себя разнообразные институты социальной защиты — государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и др. Пенсионная система большинства стран состоит из трех уровней (таблица 1)

Таблица 1 — Уровни пенсионной системы различных стран мира

Страна Первый уровень Второй уровень Третий уровень
Китай обязательное пенсионное страхование государственное пенсионное обеспечение сельское пенсионное страхование
Франция основной пенсионный режим обязательное дополнительное пенсионное обеспечение добровольные пенсионные накопления
Россия обязательное пенсионное страхование государственное пенсионное обеспечение негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение
Великобритания государственная пенсия базовая государственная пенсия негосударственная пенсионная система профессиональные пенсионные фонды
Эстония государственное пенсионное обеспечение обязательный пенсионный фонд дополнительный пенсионный фонд
Швеция общая государственная (базовая) пенсия пенсия за выслугу лет собственные пенсионные сбережения

Пенсионная система и пенсии в Китае

Пенсионная система Китая почти не отличается от российской. Каждый человек, делавший взносы на протяжении трудовой жизни, имеет право на гарантированные государством выплаты в старости. Даже стаж, необходимый для ее получения, такой же как и в России – 15 лет. Пенсия гражданина Китая состоит из двух частей – накопительной и базовой. Базовую выплачивает государство, а на накопительную идут страховые сборы с зарплаты. В итоге средняя пенсия в Китае в 2018 году достигла 2500 юаней в месяц (около 25 тысяч рублей). До 1997 года, в Китае не было такого понятия как пенсия. Согласно местным традициям, уход за престарелыми гражданами должен осуществляться их детьми, а бездетные китайцы вынуждены были веками влачить полунищенское существование, если конечно не успевали отложить какие-то крупные сбережения на старость. Здесь и заключается ответ на вопрос, почему жителей Китая настолько много – многодетность была тысячелетиями залогом банального физического выживания пожилого человека. По ввиду активно проводимой ранее Китаем политики «одна семья—один ребёнок» в стране начала лавинообразно нарастать проблема «нищих стариков», когда просто один отпрыск не мог, даже при всё желании, обеспечить достойную жизнь и себе и родителям.

В этих условиях госсоветом КНР было принято решение о введении пенсионного обеспечения граждан. После многочисленных дебатов и массовых выступлений, нынешняя пенсионная система КНР выглядит следующим образом: Мужчины перестают заниматься активной трудовой деятельностью в возрасте 60 лет. Женщины — к 50, или 55 годам в зависимости от типа занятости. Пенсионные накопление складываются от 20% отчисления работодателем, и 8% налогам работником в «Единый всекитайский фонд пенсионного обеспечения», который, в отличие к примеру, от российского, никаких долгов за собой не имеет. Китайцы любят свою страну, но в деле пенсионного обеспечения полагаются не только на нее, но и на себя. Копить на образование и на пенсию – там это часть менталитета.

Пенсионная система и пенсии в Японии

Япония занимает первое место в мире по количеству пенсионеров, так как уровень жизни и медицины очень высокий. В Японии нет четко фиксированного пенсионного возраста. Граждане в Японии могут уйти на пенсию и в 60 лет. Однако выплаты по пенсии будут достигать всего лишь 70%. После 65 лет, гражданин может получать пенсию в полном объеме. Если пожилой человек продолжит работать после выхода на пенсию, то его прибавка к пенсии составит 8.4%. К 70 годам процент прибавки достигнет 42%. Японская пенсионная система находится на стадии доработки. Как и все в стране, она сильно страдает от старения населения и ни кто не знает, что будет в будущем, когда население сократится еще больше. При этом правительство в настоящее время заявляется, что пенсионные выплаты гарантированы всем до тех пор, пока они вносят свой вклад в систему. Правительство также обещает, что пенсионные пособия не упадут ниже 50% от средней заработной платы.

Пенсионная система и пенсии в США

В США очень низкий социальный налог. Он составляет 6% для работника и 6,2% для работодателя, против 30% которые составляют страховые взносы в России. Это объясняется тем, что наравне с государственными фондами функционируют частные пенсионные системы. Каждый гражданин США может рассчитывать сразу на три вида пенсии. Государственные, частные и корпоративные, последние идут от предприятия, на которое работал человек, если конечно такие условия были прописаны в договоре. Также у граждан США принято делать инвестиции, для того чтобы на пенсии крепко стоять на ногах, получая процент от вкладов. В США официальный пенсионный возраст – один из самых высоких в мире, а уровень продолжительности жизни в стране, согласно последним данным, составляет для мужчин 76 лет, а для женщин – 81 год. Большинство американцев планируют пенсионные накопления с помощью финансовых консультантов. Это целая арифметика, при которой учитывается планируемый возраст выхода на пенсию, ежегодный доход и стаж. В реалиях данного времени считается, что пенсионная система США является одной из совершенных в мире. Представляется, что это обусловлено функционированием как государственных, так и частных пенсионных фондов. Модель пенсионной системы США базируется на личном пенсионном страховании граждан, т.е. значительная часть пенсионных выплат обеспечивается за счет добровольных накопительных систем. Выплаты пенсионерам финансируются за счет специального налога, выплачиваемого в равных долях работниками и работодателями. Для всех участников государственной программы пенсионного страхования налог взимается с предельной суммы заработков – максимальной налоговой базы. Сумма заработной платы, превышающая потолок налоговой базы, налогом не облагается. Пенсионные выплаты начисляются, исходя из индивидуальных показателей: трудового стажа, выплаченных взносов, наличия у застрахованного лица на иждивении жен (мужей), достигших пенсионного возраста, или в любом возрасте, если они воспитывают детей до 18 лет или детей-инвалидов. Правоведами отмечается, что в США обеспечивается непрерывность процесса накопления. Преимущество состоит в том числе, и в свободном распоряжении накопленными средствами. Так, человеку предоставляется право после выхода на пенсию оставить неизрасходованные суммы своим наследникам. Особенностью пенсионной системы США является установление пенсионного возраста (67 лет) независимо от пола. Однако, стоит отметить, что выйти на пенсию можно и раньше, при этом выплаты сократятся. Также, если гражданин выходит на пенсию позже (в возрасте 70 лет), его ежемесячные выплаты увеличиваются на 24%.

Пенсионная система и пенсии в Англии

В Великобритании существует определенный порог, при котором работник получает льготы. Если его доход меньше 105 фунтов (8900 рублей) в неделю, он автоматически освобождается от пенсионных выплат. Но при этом этот срок все равно засчитывается, как квалификационный для начисления пенсии. Если доход составляет до 800 фунтов, то вы платите всего лишь 12%. Ставка является прогрессивной, чем больше человек зарабатывает, тем больше платит.

Таким образом, в отличии от ряда зарубежных стран, пенсионная система России отличается довольно низким уровнем пенсионных выплат, при этом пенсионный возраст выхода на пенсии в нашей стране, а также уровень налоговых ставок существенно не отличается от других стран, а иногда даже их превышает.

За рубежом используются различные модели пенсионных систем, включающие в себя разнообразные институты социальной защиты — государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и др. Как правило, построенные по "накопительной" или "распределительной" схеме модели в чистом виде встречаются редко. В основном, используются комбинированные модели, отличия которых заключаются в доминировании одного из институтов.

Великобритания

Пенсионная система Великобритании является одной из старейших в мире (существует с 1908 года) и наиболее сложных по организации, регулированию и набору возможностей. Британские пенсионеры могут получать как базовую пенсию от государства, так и трудовую пенсию из национальной страховой системы, зависящую от заработка и стажа.

Базовую государственную пенсию получают мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет, ее размер зависит от стажа. Ее уровень ограничен и индексируется государством в соответствии с инфляцией. Государство гарантирует ее в размере 20% средней зарплаты работника. Трудовая пенсия тоже формируется за счет взносов работника, но уже пополам с работодателем. Она напрямую зависит от размера выплат и составляет чуть более 20% от дохода.

Кроме того, здесь существует множество способов накопления частных пенсий — от корпоративных программ на предприятиях до развитой системы добровольных пенсионных накоплений в НПФ.

Германия

Пенсионная система Германии основана на принципе солидарности поколений — работающие оплачивают содержание нынешних пенсионеров в госфонд, потом из него же получают свою пенсию. Чем больше взносов они платят сейчас, тем больше пенсионных прав получат потом.

Средний взнос немецкого гражданина в пенсионный фонд составляет около 20% от ежемесячной заработной платы, при этом половину оплачивает работодатель. Во время службы гражданина в армии или декретного отпуска у женщин взносы платит государство. Сама пенсионная формула рассчитывается с учетом индивидуальных коэффициентов, накопленных за всю трудовую жизнь. Они зависят от возраста выхода на пенсию (в Германии — 67 лет), стажа, размера зарплаты и вида самой пенсии. В дополнение к государственной существует производственная пенсия от предприятий, многие работающие участвуют в негосударственных пенсионных фондах и имеют личный пенсионный план.

Франция

Пенсионная система Франции является распределительной, то есть выплаты пенсионерам производятся из доходов, формируемых за счет взносов активного населения. В среднем, пенсионер получает пенсии из трех касс, а в случае многопрофильной карьеры их число может превысить пять. Управление режимами осуществляется на паритетных началах "социальными партнерами", то есть представителями профсоюзов или ассоциаций как работников, так и работодателей, под контролем государства. Участие в базовом и дополнительном страховании является обязательным, пенсионные взносы распределены между наемным работником и работодателем.

Для лиц свободных профессий, ремесленников и мелких предпринимателей ежемесячные выплаты в пенсионный фонд предусмотрены в размере 16,35%.

Большинство наемных работников платят столько же, но половину за них отчисляет работодатель. Пенсия во Франции составляет 50% от средней зарплаты, рассчитываемой за последние 11 трудовых лет. Но существует такое понятие, как минимальная и максимальная государственная пенсия. На сегодня минимальная пенсия — около 6 тысяч евро в год, максимальная в два раза больше.

Минимальный возраст для выхода на пенсию составляет 60 лет. Если француз проработал 41 год, то он будет получать полную пенсию. Если трудовой стаж меньше — размер пенсии уменьшается на 1,25% за недостающий квартал стажа или количества лет, недостающих до 65. Если гражданин выходит на заслуженный отдых в 65 лет, то он будет получать свое пособие полностью вне зависимости от того, когда начал трудиться.

В 2013 году французское правительство представило проект очередной пенсионной реформы. Этот шаг поможет справиться с дефицитом пенсионной системы, который в 2011 году составил 14 миллиардов евро, а к 2020 году может достичь 20 миллиардов евро.

Швеция

Пенсия в Швеции состоит из трех частей — условно-накопительной, накопительной и гарантированной (обязательный минимум). Первая формируется из взносов работников, составляющих 16% от заработной платы. Эти деньги переводятся в обязательства, которые индексируются в зависимости от демографической и экономической ситуации. Накопительная часть тоже зависит от заработной платы работника, но это уже реальные деньги на его счету, которые можно инвестировать через НПФ и УК. Инвестиционная деятельность в Швеции в значительной степени ограничена государством. Один человек может получать несколько пенсий сразу, коэффициент замещения прежней зарплаты здесь близок к 70%.

Финляндия

В Финляндии основную роль играет распределительная система. Распределительный элемент делится на базовую и страховую часть. Базовая часть гарантирует минимальный размер национальной (государственной) пенсии. Страховая часть трудовой пенсии децентрализована и формируется за счет взносов в одну из выбранных схем в страховой компании или пенсионном фонде. Схемы бывают отраслевые, отдельных предприятий, социальных групп. Схемы являются частично-фондируемыми.

Норвегия

Пенсия в Норвегии состоит из минимума, который государство платит каждому гражданину, и прибавок в зависимости от стажа и зарплаты. Кроме того, в стране существует Пенсионный фонд, куда вложены нефтяные сверхдоходы. Государство инвестирует эти деньги в недвижимость и фондовый рынок по всему миру.

Возраст выхода на пенсию в скандинавских странах — 65-67 лет для мужчин и женщин, но сейчас правительства думают о том, чтобы увеличить его до 70 лет.

В США функционируют как государственные, так и частные пенсионные системы. Благодаря этому американцы могут обеспечить себе не одну, а три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия личного пенсионного счета. В распределительной (государственной) системе пенсионеры получают деньги ныне работающих и уплачивающих взносы в соответствующие пенсионные фонды граждан.

Крупнейшая государственная пенсионная система США — Общая федеральная программа, охватывающая почти всех занятых в частном секторе экономики, построена по распределительному принципу. Программа действует в соответствии с законом о социальном страховании 1935 года и обеспечивает минимальную пенсию. К накопительным системам относятся как государственные, так и частные пенсионные программы. Государственные накопительные программы предназначены для обеспечения граждан, работающих на правительство и местные органы. Работники, занятые в частном секторе экономики, имеют возможность участвовать в дополнительных государственных пенсионных системах, организуемых по месту работы. Программа с установленными выплатами формируется за счет отчислений с работодателей, а сами работники в подобном финансировании участия не принимают. Пенсионные программы с установленными взносами обычно финансируются предпринимателями и наемными работниками в равных долях. При этом каждый участник имеет свой персональный счет в пенсионном фонде и располагает правом выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Он сам несет ответственность за результаты и до определенной степени сам определяет величину последующих пенсионных выплат. Участником частной пенсионной программы может стать любой работник компании. Право на пенсию можно заработать, имея стаж в данной компании около 5-10 лет.

Каждый американец также может открыть и свой личный пенсионный счет в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах, страховых компаниях.

Размеры ежегодных взносов на личные пенсионные счета ограничены верхним пределом в 2 тысячи долларов. Средства со счета нельзя снять до достижения возраста 59 с половиной лет, а после достижения 79 с половиной лет счет закрывается в обязательном порядке. За все время накопления средств на счете эти средства не подлежат налогообложению, однако в момент их снятия и закрытия счета из накопленной суммы вычитается подоходный налог.

Полный пенсионный возраст в США составляет 65 лет для лиц, родившихся до 1938 года. В связи с увеличением продолжительности жизни в закон о социальном обеспечении были внесены изменения о ступенчатом переходе на возрастной порог в 67 лет.

Модель пенсионной системы США функционирует в некоторых странах Латинской Америки, а также в Португалии.

Эквадор

40 % пенсионных выплат в Эквадоре обеспечивает государство в лице Института социального обеспечения (IESS). В настоящее время, в Эквадоре существует четыре варианта выхода на заслуженный отдых для тех, кто рассчитывает на получение ежемесячной пенсии: без ограничения возраста (480 месячных выплат в социальный фонд или более 40 лет работы), 60 лет (360 месячных выплат или более 30 лет работы), 65 лет (180 месячных выплат или более 15 лет работы), 70 лет (120 месячных выплат или более 10 лет работы).

Пенсионный возраст Эквадора, по состоянию на май 2013 года, составил 60 лет.

Пенсионный фонд IESS основан на системе распределения. В настоящее время 170 тысяч служащих ежемесячно отчисляют взносы в дополнительные пенсионные фонды. Большинство их принадлежит государственному сектору (прокуратура, судопроизводство, фонд компании Petroecuador, муниципальные фонды и др). Существуют и частные пенсионные фонды, такие, как фонд компании Ecuacobre FV или фонд Епископского католического университета Эквадора.

В Эквадоре действует масштабная дисконтная программа для лиц старше 65 лет. Пенсионерам сокращены налоги, предоставляется скидки около 50% на государственные и частные перевозки в пределах страны (включая Галапагосские острова), на билеты на культурные и спортивные мероприятия, на оплату электроэнергии и воды (ниже определенного уровня использования).

Чилийская пенсионная система считается одной из новаторских пенсионных систем в мире, опыт которой использовался различными странами, в том числе и Россией. Исходя из схемы этой модели, ответственность за формирование пенсионных накоплений переносится на работающих граждан. У каждого из них существует свой пенсионный счет, ежемесячно пополняющийся взносами в размере 10% от заработной платы. В дальнейшем перечисленные средства капитализируются частной управляющей компанией по выбору гражданина. Пенсионный возраст в Чили наступает в 60 лет у женщин и в 65 у мужчин.

Япония

В модели пенсионного обеспечения доминирует финансируемое из бюджета государственное социальное обеспечение. Пенсионная система Японии имеет два основных уровня. Первый уровень — это базовые пенсии, на которые имеют право все жители страны независимо от уровня доходов, национальности и рода деятельности. Базовые пенсии разделяются на пенсию по старости (при условии достижения 65 лет и наличия страхового стажа), инвалидности и потери кормильца. Второй уровень — государственные и профессиональные пенсии, которые получают наемные работники дополнительно к базовой.

Пенсионный возраст в Японии составляет 65 лет. При продолжении трудовой деятельности размер пенсии увеличивается ежегодно.

Китай

Изначально пенсии в Китае получали только чиновники и работники госкомпаний, но по мере рыночных реформ система охватила городских жителей, работающих в частном секторе. В 2007 году на пенсионные выплаты могли рассчитывать только 30% китайцев (остальных по традиции кормили дети). В 2009 году власти КНР форсировали введение пенсий и для жителей сельской местности. По состоянию на октябрь 2012 года, пенсионная система охватывает 55% населения. Системы начисления отличаются в Китае в зависимости от того, живет ли человек в городе или сельской местности, а также от того, работает ли он на государство или на частную компанию. Государственная пенсия составляет 20% от средней заработной платы по региону проживания. Пенсия в сельской местности — 10% от среднемесячного дохода китайских крестьян. В частном секторе сотрудники направляют в пенсионные фонды 8% от зарплаты, еще 3% добавляет работодатель, а индексация ограничена уровнем роста цен.

Мужчины выходят на пенсию в 60 лет, женщины, работающие в административной сфере, — в 55 лет, а женщины, занимающиеся физическим трудом, — в 50 лет. Необходимый трудовой стаж для получения пенсии составляет 15 лет.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Ниже приводится выборочный обзор пенсионных систем нескольких западноевропейских стран и стран СНГ. Выбор именно этих стран был продиктован желанием рассмотреть наиболее оригинальные, но, в то же время, эффективные и устойчивые пенсионные системы; вместе с тем мы хотели продемонстрировать тенденции развития пенсионных систем в странах, сопоставимых с Россией по уровню жизни.

В 1999 году в Швеции была введена новая пенсионная система, согласно которой пенсия состоит из трех частей: условно-накопительной, накопительной и гарантированной [1].

Эта часть является распределительной [2] (PAYG, т. е. Pay as You Go). Ее размер прямо зависит от заработной платы работника, и формируется она из взносов, составляющих 16% заработной платы. Из этих взносов складываются условные накопления, т. е. накапливаются не живые деньги, а обязательства. Условные накопления индексируются с учетом темпов роста заработной платы и демографической ситуации в стране. Размер пенсии определяется на основании условных накоплений и ожидаемой продолжительности жизни. Формулы индексации накоплений и определения назначаемой пенсии делают систему условно-накопительной пенсии саморегулирующейся, приспосабливающейся к изменениям демографической и макроэкономической ситуации в стране. Возраст, после которого разрешена выплата этой пенсии, 61 год, но ее можно оформлять и позже.

Ее размер, как и величина условно-накопительной пенсии, зависит от заработной платы работника, отчисляющего 2,5% заработной платы на индивидуальный пенсионный счет. Отличие от предыдущего компонента заключается в том, что на счетах размещаются реальные деньги, которыми управляют пенсионные фонды, инвестируя их с использованием рыночных механизмов. Работник имеет возможность выбрать частный пенсионный фонд или даже несколько фондов, где он размещает свои накопления. На инвестиционную деятельность фондов в Швеции наложены значительные ограничения. За пенсионными фондами следит министерство финансов страны, которое проводит ежегодную финансовую проверку и затем отчитывается о работе фондов перед национальным парламентом. Стоит отметить, что в Швеции сейчас имеется более 500 пенсионных фондов, и это серьезно осложняет выбор, перед которым стоит работник.

Выплата накопительной пенсии также может начинаться после того, как работнику исполнится 61 год.

Выплачивается тем гражданам, которые получают слишком маленькую условно-накопительную и накопительную пенсию или вовсе их не получают. Гарантированная пенсия финансируется из государственного бюджета и начинает выплачиваться по достижении 65 лет. В полном размере она устанавливается тем людям, которые прожили в стране 40 лет после того, как достигли 25-летнего возраста. За каждый недостающий год размер гарантированной пенсии уменьшается на 1/40.

В среднем коэффициент замещения, обеспечиваемый обязательными пенсионными схемами, составляет 68,2% [3].

Добровольное пенсионное обеспечение

Широкое распространение в Швеции получили добровольные профессиональные пенсионные системы, регулируемые коллективным договором между работником и работодателем. Они охватывают около 90% работников и обеспечивают дополнительную пенсию, составляющую в среднем 10% «последней заработной платы» [4].

Все большую популярность приобретают также индивидуальные добровольные накопительные пенсионные схемы.

Система государственного пенсионного обеспечения Великобритании — одна из старейших в мире. Первые государственные пенсии здесь начали выплачиваться в 1908 году, когда был принят Закон о пенсии по возрасту.

Современная пенсионная система в Великобритании, как и во многих других развитых странах, многоуровневая. Причем по международным меркам она чрезвычайно сложна, даже в рамках обязательного пенсионного обеспечения предлагается широкий выбор вариантов.

Его основным элементом является базовая государственная пенсия (Basic State Pension, BSP). Ее получают мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет [5], выплачивавшие необходимое число лет страховые взносы. Если доход работника выше установленной величины, он выплачивает эти взносы и таким образом зара батывает специальный страховой стаж. В зависимости от этого стажа и определяется размер базовой пенсии. Базовая пенсия не может быть выше определенного уровня. Долгое время размер базовой государственной пенсии индексировался в соответствии с ростом цен, что привело к уменьшению ее доли в совокупных пенсионных выплатах.

В рамках базового уровня возможно также получение пенсионного пособия, или минимального гарантированного дохода (Minimum Income Guarantee, MIG), который финансируется из общих налогов. Пособие назначается на основании проверки доходов пенсионера. Если размер получаемых государственных, частных пенсий и размер сбережений ниже определенной величины, то дополнительно назначается пособие в установленном размере.

Это пособие может выплачиваться начиная с 60-летнего возраста. С 2003 года минимальный гарантированный доход трансформируется в пенсионный кредит (Pension Credit, PC). Главной отличительной особенностью пенсионного кредита является то, что выплаты такого пособия начинаются с 65-летнего возраста.

Второй обязательный уровень

Также является распределительным и финансируется за счет взносов работника. В отличие от пенсии, выплачиваемой на базовом уровне, здесь существует прямая связь между размером пенсии и размером уплачиваемых взносов.

По умолчанию (при отсутствии выраженных предпочтений) второй уровень обеспечивается государственной пенсионной программой, предусматривающей выплаты, пропорциональные заработкам. Работник, не желающий участвовать в государственной пенсионной программе, может выйти из нее, однако в этом случае он обязан участвовать в какой-либо схеме дополнительного пенсионного обеспечения.

Государственная пенсионная программа (State Earnings Related Pension Scheme, SERPS) была создана для того, чтобы обеспечить пенсию, привязанную к заработку, тем, кто не участвовал в профессиональных пенсионных системах. Начиная с 2002 года эта пенсионная программа постепенно заменяется программой «вторая государственная пенсия» (State Second Pension, S2P), которая должна обеспечить достойный уровень пенсий для лиц с малым доходом и инвалидов.

Практика показывает, что молодые люди и граждане с высоким доходом охотней переходят из государственной пенсионной системы в дополнительную, тогда как граждане с малым доходом преимущественно остаются в государственной пенсионной программе.

В среднем коэффициент замещения, обеспечиваемый обязательными пенсионными схемами, составляет 47,6%.

Дополнительное пенсионное обеспечение

В Великобритании существует множество различных способов накопления частных пенсий. Наибольшее распространение получили профессиональные пенсионные системы. Работники заключают коллективный договор с работодателем, на основании которого он отчисляет взносы на пенсионное обеспечение и формирует пенсионные выплаты. Большинство профессиональных пенсий используют механизм установленных выплат, т. е. размер выплат соответствует определенной доле последней заработной платы. Но также используются схемы с установленным размером взносов — в них уровень пособий становится известным только при фактическом оформлении пенсии и зависит от размера взносов, инвестиционного дохода, возраста выхода на пенсию и т. д.

Гражданин может также копить пенсию с помощью системы персональных пенсий, действующей на основе индивидуальных пенсионных сберегательных счетов с установленным размером взносов.

Немаловажную роль в системе пенсионного обеспечения Великобритании играют страховые компании, предоставляющие множество услуг по дополнительному пенсионному обеспечению населения, начиная от личного страхования служащих и заканчивая пенсионным обеспечением по профессиональным схемам.

Дополнительное пенсионное обеспечение существенно дифференцирует пенсии: суммарный коэффициент замещения по обязательной и добровольной схемам для самых богатых пенсионеров («верхние» 5%) составляет 87%, а для самых бедных («нижние» 5%) — лишь 21%.

Пенсионная система Франции включает в себя большое количество различных пенсионных схем, зависящих от профессиональной группы работника. Наиболее значимы две схемы: «общая», охватывающая наемных работников частного сектора, и «специальная», предназначенная для работников государственного сектора. Управление схемами осуществляется на паритетных началах «социальными партнерами», т. е. представителями профсоюзов или ассоциаций работников, с одной стороны, и работодателей, с другой (под контролем государства).

В последнее десятилетие был осуществлен ряд законодательных изменений и в обязательной, и в дополнительной (добровольной) системе пенсионного обеспечения. В 1993 году была проведена реформа «общей» схемы. Реформа 2003 года затронула рабочих государственного и частного секторов, а в 1993, 1994 и в 2003 годах внесены изменения в добровольные схемы для работников частного сектора.

Современная пенсионная система Франции состоит из трех уровней.

Это схема, основанная на распределительном принципе (PAYG) и финансируемая за счет взносов работника и работодателя. Она рассчитывается как на основе формул с установленными выплатами, так и на основе формул с установленными взносами. Предусмотрен также минимальный уровень пенсий для пенсионеров старше 65 лет с низким уровнем доходов. Такие пенсии финансируются из общих налогов. В настоящее время минимальные пенсии получают 8,1% граждан старше 65 лет.

Для наемных работников частного сектора пенсия первого уровня состоит из двух частей: базовой и дополнительной. Базовая пенсия рассчитывается как часть средней заработной платы за лучшие годы трудовой деятельности. В рамках «общей» схемы базовая часть дополняется обязательными дополнительными схемами: Association des Regimes de Retraite Complementaire, ARRCO (в основном, для неквалифицированного персонала) и Association Generale des Institutions de Retraite des Cadres, AGIRC (для управленческого звена и квалифицированных кадров). Дополнительная часть функционирует на основе принципа PAYG и является схемой с установленными взносами.

Для работников, занятых в государственном секторе, в рамках первого уровня назначается только базовая пенсия, исчисляемая на основе последней заработной платы с учетом количества лет уплаты взносов. Хотя для работников го сударственного сектора не предусмотрена обязательная дополнительная пенсия, базовая часть у них выше, чем та, что предоставляется «общей» схемой для наемных работников частного сектора.

Взносы, складывающиеся в базовую часть первого уровня, составляют для работников 6,55% заработной платы (+0,1% заработной платы, превышающей «потолок социального страхования», ПСС), а для работодателя — 8,2% заработной платы работника (+1,6% заработной платы, превышающей ПСС).

Чтобы получить полную пенсию в рамках «общей» схемы, необходимо достичь пенсионного возраста 60 лет и подтвердить выплату страховых отчислений в течение 40 лет. Новые правила, установленные в 2003 году, увеличили этот период до 41 года, начиная с 2008 года, и до 41,9 года, начиная с 2020 года. В других схемах могут быть другие правила выхода на пенсию.

В среднем коэффициент замещения, обеспечиваемый обязательными пенсионными схемами, составляет 68,8%.

Это профессиональные добровольные схемы (Plan Partenarial D’Epargne Salariale Volontaire pour la Retraite, PPESVR), которые могут основываться на принципе PAYG или быть полностью накопительными (в зависимости от профессиональной группы работника).

Это индивидуальные добровольные пенсионные планы (Plan D’Epargne Individuelle pour la Retraite, PEIR). В 2000 году около 46% домохозяйств Франции участвовали хотя бы в одной частной пенсионной программе.

Казахстан — одна из самых передовых стран СНГ в области реформирования пенсионного обеспечения. Именно Казахстан первым ввел обязательную накопительную пенсионную систему. В настоящее время пенсионная система в этой стране является многоуровневой и представляет собой сочетание распределительной и накопительной систем.

Пенсионеры получают пенсию, состоящую из двух частей: распределительной, рассчитанной на основе правил старой системы, и накопительной, которая рассчитывается на основе накоплений, созданных начиная с 1998 года. Предполагается, что после 2019 года размер распределительной части пенсии начнет постепенно снижаться, а к 2039–2044 годам произойдет полный переход к накопительной системе.

В Казахстане ежегодно утверждается минимальная пенсия. Если сумма распределительной и накопительной частей меньше установленного минимума, то пенсионер получает минимальную пенсию. В 2004 году она составила $43 (5 800 тенге).

Распределительная пенсионная система

Правом на получение пенсии обладают женщины старше 58 лет при наличии 20-летнего трудового стажа и мужчины старше 63 лет при наличии 25-летнего стажа. Допускается возможность выхода на пенсию для мужчин и женщин в 55 лет, если размер пенсионных накоплений является достаточным для получения минимальной пенсии.

Размер пенсии составляет от 60 до 75% среднемесячного дохода и зависит от стажа. Среднемесячный доход исчисляется за любые три года работы подряд начиная с 1995 года. При этом на максимальный размер этого дохода есть ограничения. В распределительной системе пенсии финансируются из федерального бюджета, аккумулирующего специальный социальный налог и другие поступления.

Постепенно в рамках распределительной системы будет вводиться базовая пенсия. В 2006 году пенсионерам независимо от стажа работы, заработка и размера пенсии ежемесячно будут выплачивать базовую пенсию в размере 20% прожиточного минимума. В дальнейшем эту сумму доведут до 75%.

Накопительная пенсионная система

Финансируется из обязательных пенсионных взносов в размере 10% дохода работника. В Казахстане действует трехуровневая система защиты пенсионных накоплений:

1) государственная гарантия сохранности обязательных пенсионных взносов в накопительных пенсионных фондах, размер гарантии — фактически внесенные обязательные пенсионные взносы с учетом уровня инфляции на момент приобретения права на пенсионные выплаты;

2) гарантия пенсионных фондов и организаций, осуществляющих управление пенсионными активами;

3) права вкладчиков защищены предоставленной им возможностью самостоятельно осуществлять страхование своих накоплений и создавать системы коллективного страхования пенсионных активов.

В республике введена новая система пенсионных выплат: получатель, достигший пенсионного возраста, может по своему выбору получать пенсию либо в пенсионном фонде, либо в страховой компании.

Число участников накопительной пенсионной системы по данным на 2004 год — 6,44 миллиона человек, т. е. 82% экономически активного населения страны.

Профессиональное пенсионное обеспечение

Для работников, занятых на производствах с особо опасными условиями труда (более 33 производств и около двух тысяч профессий и должностей), введено дополнительное добровольное пенсионное обеспечение. Пенсионные взносы выплачиваются работодателем, при этом работодатель получает налоговые льготы.

С января 2004 года на Украине действует принятый в 2003 году основополагающий закон об обязательном пенсионном страховании. В настоящее время продолжается реформирование пенсионной системы Украины: распределительная система постепенно трансформируется в трехуровневую систему.

Представляет собой систему обязательного пенсионного страхования, основанную на принципе солидарности. Финансирование пенсий производится за счет средств Пенсионного фонда, который формируется из страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование и других средств.

Тарифы страховых взносов в 2005 году составляют 32% для работодателей и от 1 до 5% для работника в зависимости от его заработной платы. Новым пенсионным законодательством полностью ликвидированы льготы по уплате пенсионных взносов и установлены равные обязательства для всех работодателей и работников.

Право на пенсию получают женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет с необходимым страховым стажем не менее пяти лет. При этом отсрочка выхода на пенсию позволяет увеличить пенсию от 3% за один год отсрочки до 85% за 10 лет отсрочки.

Формула расчета устанавливает прямую взаимосвязь между пенсионными выплатами и заработной платой, ставкой страховых взносов, страховым стажем. При этом максимальный размер пенсии по возрасту не ограничен. Минимальный размер пенсии в полном объеме назначается при наличии страхового стажа 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин в размере 20% средней заработной платы по стране. При наличии меньшего стажа минимальная пенсия рассчитывается пропорционально страховому стажу исходя из полного размера минимальной пенсии.

Планируется перевести льготные пенсии и пенсии за выслугу лет на финансирование негосударственными профессиональными и корпоративными пенсионными фондами. В настоящее время в рамках распределительной системы уже началось частичное возмещение предприятиями расходов на выплату льготных пенсий Пенсионному фонду Украины.

Первый уровень пенсионной системы позволяет получить коэффициент замещения, составляющий 35–40%.

Это накопительная система обязательного государственного пенсионного страхования; в настоящее время она еще не действует. Страховые взносы в Накопительный фонд уплачиваются застрахованными лицами, которым на день введения накопительной системы не исполнилось: мужчинам — 40, женщинам — 35 лет. Застрахованные лица — мужчины в возрасте от 40 до 50 лет и женщины в возрасте от 35 до 45 лет — могут добровольно принять решение о перечислении взносов в Накопительный фонд. Мужчины старше 50 лет и женщины старше 45 лет не имеют права платить такие взносы.

Предполагается, что при планируемом тарифе отчислений 7% второй уровень позволит получить коэффициент замещения, составляющий 10–25%.

Это негосударственная накопительная система, основанная на принципе добровольного участия и внедренная с января 2004 года. Негосударственное пенсионное обеспечение может осуществляться пенсионными фондами, страховыми организациями (путем заключения договоров страхования пожизненной пенсии, страхования риска наступления инвалидности или смерти участника), банковскими учреждениями (путем заключения договоров об открытии пенсионных депозитных счетов для накопления сбережений).


[1] Принципы, положенные в основу шведской пенсионной системы, использовались при разработке пенсионных систем в других странах, включая Россию.

[2] Пенсия называется распределительной, если нынешним пенсионерам она выплачивается из взносов нынешних плательщиков, т. е. происходит перераспределение от поколения к поколению.

[3] Коэффициент замещения равен отношению среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы.

[4] Правила расчета последней заработной платы в разных пенсионных схемах различны: она может равняться средней заработной плате за год, три, пять лет и т. п.

[5] В период с 2010 по 2020 год запланировано повышение пенсионного возраста женщин до 65 лет.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алябьева Т.С.

В статье рассмотрены уровни пенсионной системы зарубежных стран. Рассмотрены особенности выхода на пенсию в зарубежных странах. Рассмотрены основные современные проблемы пенсионных систем.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алябьева Т.С.

Текст научной работы на тему «Особенного пенсионного обеспечения зарубежных стран»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

максимального лимита суммы доходов в 350000 руб. Начиная с месяца превышения указанной величины, стандартный вычет не учитывается. Это правило актуально и при получении родителем двойной льготы в отношении налогооблагаемых по ставке в 13 % доходов.

Новое по НДФЛ в 2017 году ожидает РФ относительно социальных вычетов, предоставляемых организацией своим работникам при обучении. При оплате повышения квалификации личными средствами физлицо вправе написать по месту трудоустройства заявление о получении вычета. Предельная сумма ограничена 120000 рублей в расчетный период - год. Законодательное нововведение регламентирует стат. 219 НК, а именно подп. 6 п. 1. Не включаются при расчете суммы благотворительных вычетов, а также на дорогостоящее лечение и обучение детей.

Подоходный налог в 2017 году: какие изменения произойдут при введении прогрессивных ставок [1,

• Полное освобождение от уплаты НДФЛ получат те граждане, годовой заработок которых не превышает 180000 рублей, что составляет 15000 рублей ежемесячно.

• Граждане с совокупной величиной ежегодного дохода свыше 180000 рублей, но не более 2400000 рублей, будут уплачивать НДФЛ по действующей в 2016 г. ставке в 13 %. Размер ежемесячного дохода при этом составляет 15000-200000 рублей.

• Граждане с совокупным размером ежегодного дохода свыше 2400000 рублей, но не более 100000000 рублей, будут уплачивать НДФЛ по ставке в 30 %.

• Граждане с совокупным размером ежегодного дохода более 100000000 рублей будут уплачивать НДФЛ по ставке в 70 %.

Таблица прогрессивных ставок на 2017 г.:

Величина дохода (совокупно в год), в рублях Ставка, в %

180000-2400000 13 % с доходов свыше 180000

2400001-100000000 288600 фиксировано + 30 % с доходов свыше 2400000

Свыше 100000000 29568600 фиксировано + 70 % с доходов свыше 100000000

Формировать и сдавать отчетность по НДФЛ в следующем году необходимо по старым правилам. Состав отчетов зависит от статуса бизнеса. Юридические лица обязаны представлять справки формы 2-НДФЛ и отчетность формы 6-НДФЛ. Предприниматели на ОСНО (общая система налогообложения) декларационно информируют о доходах путем сдачи 3-НДФЛ и 4-НДФЛ.

Список использованной литературы: 1. Муртазина Е.М. Перспектива введения прогрессивной ставки НДФЛ в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 (31). С. 26.

© Алиев Н А., Тхамокова С.М., 2017

студент ЮЗГУ, г. Курск, РФ

ОСОБЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

В статье рассмотрены уровни пенсионной системы зарубежных стран. Рассмотрены особенности выхода на пенсию в зарубежных странах. Рассмотрены основные современные проблемы пенсионных систем.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Пенсионная система, обязательные страховые взносы, добровольное пенсионное обеспечение, пенсионный возраст

Современная пенсионная система представляет собой сложный организм, который объединяет экономические и правовые институты, предназначенные для удовлетворения интересов различных слоев общества.

Пенсионная система - это совокупность правовых, экономических, организационных институтов и норм, создаваемых государством и предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий [1, с.67].

За рубежом используются различные модели пенсионных систем, которые включают в себя разнообразные институты социальной защиты — государственное социальное обеспечение, обязательное социальное страхование, личное пенсионное страхование и др. Пенсионная система большинства стран состоит из трех уровней (табл.1)

Уровни пенсионной системы

Страна Первый уровень Второй уровень Третий уровень

Китай обязательное пенсионное страхование государственное пенсионное обеспечение сельское пенсионное страхование

Франция основной пенсионный режим обязательное дополнительное пенсионное обеспечение добровольные пенсионные накопления

Россия обязательное пенсионное страхование государственное пенсионное обеспечение негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение

Великобритания государственная пенсия базовая государственная пенсия негосударственная пенсионная система-профессиональные пенсионные фонды

Эстония государственное пенсионное обеспечение обязательный пенсионный фонд дополнительный пенсионный фонд

Швеция общая государственная (базовая) пенсия пенсия за выслугу лет собственные пенсионные сбережения

На сегодняшний день обязательные страховые взносы составляют основу пенсионной системы многих стран мира[2, с.135]. При этом выплата обязательных взносов в большинстве стран распределена между работодателями и работниками (рис. 2).

Италия Великобритания Швеция Япония Чили Словения Канада Израиль Греция Россия

Размер обязательных пенсионных взносов

Рисунок 2 - Размер обязательных пенсионных взносов

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Правом на получение государственной пенсии считается достижение определенного возраста, который установлен в данном государстве. Но в некоторых случаях возможно уйти на пенсию раньше, либо продолжать работать по достижении пенсионного возраста.

Например, несмотря на то, что пенсионный возраст в Германии составляет 67 лет и для женщин, и для мужчин, уходить на пенсию можно и раньше. Для этого необходимо выплатить сумму, оговоренную в пенсионном законодательстве, из своих пенсионных накоплений (0,3 % за каждый недоработанный месяц).

Во Франции каждый француз, независимо от пола, имеет право выйти на пенсию в 60 лет. Однако полный размер пенсии он сможет получать при наличии трудового стажа 40 лет. Независимо от трудового стажа граждане Франции получат полную пенсию в 65 лет. Если после выхода на пенсию человек продолжает работать, то ему полагается надбавка в размере 3% за каждый проработанный год.

Право на получение государственной пенсии получают граждане США с 13-летним трудовым стажем. Пенсионный возраст американцев составляет 65 лет для женщин и 67 лет для мужчин. Однако если выйти на пенсию раньше, размер получаемой пенсии будет на 25 % меньше от нее.

Пенсионный возраст в Китае составляет 50-55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Право на получение государственной пенсии имеют государственные служащие, имеющие трудовой стаж не менее 15 лет.

Пенсионный возраст в Японии 65 лет. Выйти на пенсию можно и раньше, но при этом ежемесячное пенсионное обеспечение сокращается на 25 %. После достижения 65-летнего возраста размер пенсии ежегодно увеличивается на 5 %.

Демографическая ситуация в большинстве развитых стран в настоящее время характеризуется следующей особенностью: замедляется рост численности трудоспособного населения, или она даже сокращается. При этом присутствует тенденция к резкому увеличению численности населения в возрасте старше 60, и даже 80 лет, что неизбежно приводит к потенциальному росту числа недееспособных членов общества и инвалидов, т.е. к росту числа пенсионеров.

Главная проблема заключается в том, что "стареющие" государства западного мира могут оказаться не в состоянии выплачивать своим пожилым гражданам пенсии и обеспечивать их необходимой медицинской и социальной помощью. Экономический рост в этих государствах идет недостаточно быстро. Стала заметна тенденция сокращения в этих странах числа работающих и, соответственно, числа потребителей. В ближайшем будущем этот процесс может набирать силу. Жители развитых стран мира стали жить дольше, поэтому дольше находятся на пенсии[3, с.168]. И если старики не захотят работать до 70 лет, а бизнесмены не начнут удерживать их на работе, экономический рост замедлится примерно на треть.

Все эти факторы в совокупности уже привели к серьезному увеличению пенсионной нагрузки на государственные бюджеты и поставили перед правительствами стран мира вопрос об уменьшении доли распределительной пенсионной системы и увеличении доли накопительной пенсионной системы. Однако, как показывает опыт разных стран, реформирование пенсионной системы часто приводит к социальному недовольству, что связано либо с увеличением пенсионного возраста, либо с отказом от льготных пенсий, либо с увеличением взносов в пенсионные фонды.

В решении финансовых проблем пенсионных систем, как показывает общемировой опыт, может пойти по двум направлениям:

1) по пути сохранения, но в несколько реформированном виде государственной распределительной пенсионной системы и одновременного стимулирования развития дополнительных добровольных частных пенсионных программ;

2) введения новой многоступенчатой распределительно-накопительной пенсионной системы, финансируемой из различных источников[4, с.226].

Таким образом, развитие пенсионных систем зарубежных стран связано со многими сферами жизни общества: развитием экономики, социальной сферы, страховой культурой населения, финансовых институтов, особенностями демографической ситуации. Разработка и реализация мер по совершенствованию пенсионных систем должны основываться на изучении международного опыта, использовании научно обоснованных подходов к оценке перспектив развития обязательного и добровольного пенсионного

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. А. Иванов - Развитие страховых принципов пенсионной системы Российской Федерации //Финансы и Кредит. 2011. № 3. С. 66-71.

2. Ткачева Т.Ю., Афанасьева Л.В. и др. / Экономическая безопасность в бюджетно-налоговой сфере экономики / монография / 2016г. / 315 стр.

3. Приходченко О.С. / Программное бюджетирование как механизм управления бюджетными расходами региона / Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита. 2016г. / С. 167-170

4. Приходченко О.С. / Налоговые органы в системе обеспечения финансовой безопасности региона / Приоритеты системной модернизации России и ее регионов. 2014г. / С. 224-227

© Алябьева Т.С., 2017

Амбарцумян Карен Аркадьевич

студент КубГУ г. Краснодар, РФ E-mail: karen24037@mail.ru Лымарева Ольга Александровна к.э.н., доцент кафедры ЭП, Р и КМ КубГУ E-mail: olga.lymarewa@yandex.ru г. Краснодар, РФ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Обзор публикации посвящен теоретическим вопросам, связанным с определением понятия «организационная культура предприятия» и анализом его содержания. При этом данная категория исследуется в условиях реальной жизни - анализируются пути совершенствования системы общих ценностей, правил и норм поведения, принимаемых членами современных отечественных предприятий. Также в статье описывается влияние оргкультуры на формирование конкурентных преимуществ компании.

Ключевые слова Конкурентоспособность предприятия, организационная культура, организационная структура, развитие, рост.

В современном мире все большими темпами создаются и развиваются экономические отношения между субъектами всех уровней экономической системы (глобального, макро- и микроуровня). Поддержание стабильности и расширение своих позиций на рынке в нынешних условиях острого влияния политических факторов на экономические отношения, являются наиболее актуальными проблемами для любой организации, в том числе и для предприятий России. Учитывая данные факторы и специфику условий хозяйствования, сложившихся в РФ, следует отметить особо важную роль повышения конкурентоспособности российских компаний и организационной культуры их сотрудников.

Новый этап социально - экономического развития России обусловлен пересмотром ряда устаревших подходов к оценке роли организационной культуры не просто как «статусного» инструмента управления персоналом и позиционирования компании на рынке, а как необходимого условия эффективного развития самой системы управления предприятием, ориентированной, прежде всего, на формирование конкурентных

Читайте также: