Заявление на реструктуризацию долга по пенсионному фонду

Библиографическая ссылка на статью:
Ракова С.С. Реструктуризация как способ уменьшения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3777 (дата обращения: 18.10.2020).

Как известно, задолженность любого хозяйствующего субъекта (организации либо индивидуального предпринимателя) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС) включает в себя образовавшуюся по завершению каждой отчетной кампании недоимку, а также суммы начисленных на нее пеней и штрафов.

Так, по итогам 2012 года в целом по Российской Федерации величина собственно недоимки по страхо­вым взносам на обязательное пенсионное страхование составляла 1,4% от общей суммы начислен­ных хозяйствующими субъектами страховых взносов. При этом ее увеличение в абсолютном выражении по сравнению с предыдущим 2011-м годом составило 23844 млн. руб. (табл. 1) [1].

Таблица 1 – Размер недоимки по страховым взносам в ПФР и фонды ОМС (по состоянию на 31.12.2011 г. и на 31.12.2012 г.)

Государственный внебюджетный фонд

В абсолют.

выражении, млн. руб.,

по состоянию

на 31.12.2011 г.

Удельный вес в сумме начисленных страховых взносов,

В абсолют.

выражении, млн. руб.,

по состоянию на 31.12.2012 г.

Удельный вес в сумме начисленных страховых взносов,

Источник: составлено автором по данным годового отчета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/archiveinf2012/24810.html.

В современной экономической периодической литературе [2, С. 64; 3, с. 45; 4, С. 5] под реструктуризацией задолженности в государственные внебюджетные фонды, как правило, понимается отсрочка либо рассрочка по уплате задолженности по страховым взносам, включая начисленные на нее пени и штрафы.

При этом в действующих законодательных актах в сфере отечественного пенсионного страхования вообще не содержится никаких положений, касающихся возможности проведения реструктуризации задолженности по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР), возникшей после 1 января 2010 года. Лишь в Федеральном законе № 212-ФЗ [5] говорится о возможности списания безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам, а в дополняющих его методических указаниях ПФР – детально раскрывается порядок осуществления такого рода списания.

В то же время, существует постановление Правительства РФ от 03.03.2012 № 176 «Об утверждении Правил проведения реструктуризации задолженности, образовавшейся до 1 января 2001 года у государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений по состоянию на 1 января 2010 года, по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность».

Также Правительством РФ принято еще одно постановление от 03.03.2012 № 177 «Об утверждении Правил проведения реструктуризации задолженности, образовавшейся у государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений по состоянию на 1 января 2010 г., по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также пеням и штрафам, начисленным на указанную задолженность».

При этом необходимо отметить, что и в том и в другом нормативном документе речь идет лишь о реструктуризации задолженности, возникшей у государственных и муниципальных учреждений перед государственными внебюджетными фондами по страховым взносам с 01.01.1991 г. по 31.12.2000 г., а также перед федеральным бюджетом, Фондом социального страхования РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования – по ЕСН за временной интервал с 01.01.2001 г. по 31.12.2009 г.

Таким образом, реструктуризация задолженности хозяйствующих субъектов по страховым взносам на ОПС на современном этапе развития российской системы пенсионного страхования не носит массового характера и поэтому не дает значительного положительного эффекта. А, между тем, как отмечалось в таблице 1, задолженность по данному виду платежей с каждым годом неуклонно увеличивается.

На наш взгляд, в современных экономических условиях реструктуризация задолженности хозяйствующих субъектов по страховым взносам на ОПС в Пенсионный фонд Российской Федерации представляется достаточно актуальной и целесообразной. И в дальнейшем может стать одним из направлений совершенствования взаимоотношений хозяйствующих субъектов с соответствующими территориальными органами ПФР.

При этом суть непосредственно реструктуризации задолженности по страховым взносам заключается в том, что плательщикам будут предоставляться новые, отличные от действовавших до момента ее внедрения условия и сроки погашения задолженности по страховым взносам – с возможностью в некоторых случаях значительного списания (сокращения) части долга.

Уточним, какого вида платежи, на наш взгляд, могут подпасть под возможную реструктуризацию:

  • недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, числящаяся за хозяйствующим субъектом по данным учета территориальных органов ПФР за период с 1 января 2010 года и до момента непосредственного проведения реструктуризации;
  • задолженность по пеням и штрафам, образовавшаяся у конкретного хозяйствующего субъекта на дату вынесения решения о реструктуризации.

При этом в качестве возможной формы реструктуризации задолженности по страховым взносам на ОПС для каждого хозяйствующего субъекта может выступать именно пролонгация сроков выплаты задолженности в форме ее рассрочки , т. е. ее разделения на несколько частей, которые в последующем буду подлежать постепенному погашению в предстоящем периоде по графику, согласованному обеими сторонами.

Таким образом, у хозяйствующих субъектов появляется возможность при соблюдении определенных территориальными органами ПФР условий производить равномерное погашение задолженности по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда РФ в течение календарного года, следующего за годом предоставления права на реструктуризацию.

Соответственно, к каждому плательщику страховых взносов, получившему право на реструктуризацию задолженности, со стороны взаимодействующих с ним территориальных органов ПФР приостанавливается применение мер принудительного взыскания в виде направления инкассовых поручений в учреждения обслуживающих коммерческих банков. Также в отношение таких плательщиков не возбуждаются и исполнительные производства.

Предполагается, что право на реструктуризацию задолженности в Пенсионный фонд РФ хозяйствующие субъекты могут приобретать только один раз по итогам каждого календарного года. Организации и индивидуальные предприниматели, воспользовавшиеся этим правом, не смогут по завершению очередного календарного года подать заявление на проведение новой реструктуризации, пока не погасят реструктуризированную задолженность в полном объеме.

Если у хозяйствующего субъекта отсутствует недоимка по страховым взносам на ОПС, но есть задолженность по пеням и штрафам, он также вправе реструктуризировать такую задолженность в общем порядке.

Возможные основные этапы процесса реструктуризации задолженности хозяйствующих субъектов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование со стороны Пенсионного фонда Российской Федерации детально раскрываются в таблице 2.

Таблица 2 – Этапы процесса реструктуризации задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование

Этап

Содержание этапа реструктуризации

Анализ территориальным органом ПФР величины задолженности

Тип документа: Заявление

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 6,1 кб

Бланк документа

Условия предоставления права на реструктуризацию задолженности по страховым взносам, установленные п. 3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 No. 699, выполнены.

Наименование организации приводится в строгом соответствии с учредительными документами.

Написание адреса производится в строгом соответствии с указанным порядком: почтовый индекс; наименование государства; наименование региона (республика в составе государства, край, область, автономные образования); наименование района; наименование населенного пункта (город, поселок и др.); наименование части населенного пункта (улица, проспект, переулок и др.); номер дома; корпус или строение; номер квартиры.

  • Заявление: образцы (Полный перечень документов)
  • Поиск по фразе «Заявление» по всему сайту
  • «Заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды».doc
  • Заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам в государственные социальные внебюджетные фонды
  • Заявление о предоставлении лицензии
  • Заявление о предоставлении в собственность земельного участка, на котором размещен незавершенный строительством объект
  • Заявление о предоставлении бесплатного эфирного времени (бесплатной печатной площади) в телерадиокомпании (газете)
  • Заявление о предоставлении платного эфирного времени (платной печатной площади) в телерадиокомпании (газете)
  • Заявление о предоставлении лицензии на вид деятельности на железнодорожном транспорте
  • Заявление о предоставлении отсрочки уплаты госпошлины
  • Заявление о предоставлении социального налогового вычета в связи с расходами на образование (пример)
  • Заявление о предоставлении компенсации части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа Электросталь Московской области
  • Заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам
  • Скачано документов

Занесено в базу

Внесены исправления в

  • Договоры
  • Все документы
  • Агентский договор
  • Договор аренды
  • Договор аренды жилого помещения
  • Договор аренды нежилого помещения
  • Договор аренды транспортного средства
  • Договор аренды имущества
  • Договор аренды земельного участка
  • Договор аренды предприятия
  • Договор банковского вклада
  • Договор банковского счёта
  • Договор банковской гарантии
  • Брачный договор
  • Договор безвозмездного пользования
  • Договор дарения
  • Договор задатка
  • Договор займа
  • Договор залога
  • Защита авторских прав
  • Защита прав собственности
  • Договор доверительного управления
  • Договор комиссии
  • Договор кредита
  • Договор купли-продажи
  • Договор купли-продажи транспортного средства
  • Договор купли-продажи имущества
  • Договор купли-продажи недвижимости
  • Договор купли-продажи земельного участка
  • Договор купли-продажи валюты и ценных бумаг
  • Договор лизинга
  • Договор мены
  • Договор на оказание услуг
  • Договор перевозки
  • Договор подряда
  • Договор бытового подряда
  • Договор строительного подряда
  • Договор поручения
  • Договор поручительства
  • Договор поставки
  • Договор бытового проката
  • Договор пожизненной ренты
  • Договор о совместной деятельности
  • Договор страхования
  • Трудовой договор
  • Договор уступки права требования
  • Учредительные договоры
  • Договор франчайзинга
  • Договор хранения
  • Акт
  • Анкета
  • Ведомость
  • Выписка
  • График
  • Данные
  • Декларация
  • Доверенность
  • Договор
  • Жалоба
  • Журнал
  • Задание
  • Заключение
  • Записка
  • Запрос
  • Заявка
  • Заявление
  • Исковое
  • Извещение
  • Инструкция
  • Информация
  • Карта
  • Карточка
  • Книга
  • Контракт
  • Опись
  • Отчет
  • Паспорт
  • Перечень
  • Письмо
  • План
  • Показатели
  • Положение
  • Постановление
  • Предложение
  • Представление
  • Претензия
  • Приказ
  • Протокол
  • Разное
  • Разрешение
  • Расписка
  • Распоряжение
  • Расчет
  • Реестр
  • Резюме
  • Решение
  • Сведения
  • Свидетельство
  • Сертификат
  • Смета
  • Соглашение
  • Сообщение
  • Список
  • Справка
  • Таблица
  • Требования
  • Уведомление
  • Удостоверение
  • Устав
  • Характеристика
  • Ходатайство
  • Типовые договоры
  • Образцы документов
  • Политика конфиденциальности
  • Обратная связь

У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!

юрист проекта "Финансовое оздоровление и реформирование неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций",

При банкротстве предприятий чаще всего удается погасить лишь задолженность по заработной плате и частично по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Остальные долги по различным причинам оказываются непогашенными. Избежать многих негативных последствий банкротства позволяет такой компромиссный механизм решения проблемы задолженности, как реструктуризация.

Банкротство - не самый лучший способ выхода сельскохозяйственных организаций из кризиса, так как приводит либо к смене собственника, либо к дроблению организации, либо к продаже частями ее имущества.

Избежать негативных последствий банкротства позволяет такой компромиссный механизм решения проблемы задолженности как реструктуризация, то есть процедура погашения просроченной задолженности на условиях, приемлемых как для должника, так и для кредитора.

Реструктуризация позволяет вести на предприятии нормальную производственную деятельность; повысить платежную дисциплину; обеспечить кредитору возврат долга; приостановить в отношении предприятия начисление пени и действие иных санкций за просроченный срок погашения долга; снять аресты с имущества и счетов предприятия, избежать иных санкций, налагаемых судебными приставами-исполнителями; прекратить исполнительное производство или смягчить порядок его осуществления.

Соглашение о реструктуризации может заключить не каждое предприятие-должник, а лишь то, которое способно расплатиться с долгами в установленный срок. Условия реструктуризации, как правило, диктует кредитор, и они не всегда оказываются приемлемыми для должника. В случае возбуждения исполнительного производства график погашения задолженности, определенный соглашением о реструктуризации, подлежит утверждению в арбитражном суде.

Реструктуризация предполагает рассрочку или отсрочку , а также списание всего или части долга.

При рассрочке стороны договариваются о поэтапном погашении задолженности в соответствии с графиком в течение срока действия соглашения о реструктуризации.

Рассрочка недоступна для предприятий-должников, которые не располагают достаточным количеством средств, чтобы начать погашение задолженности с момента заключения соглашения с кредитором.

Отсрочка предполагает предоставление кредитором должнику права начать погашение долга по истечении определенного времени, установленного в соответствии с соглашением . Отсрочка позволяет отодвинуть дату погашения задолженности на более поздний срок, удобный сторонам. Она привлекательна для предприятий, не имеющих реальных источников погашения задолженности на текущий момент, но рассчитывающих на их обретение в будущем. Отсрочка обязывает должника погасить весь долг сразу, что может болезненно отразиться на производственной деятельности и привести к возникновению новых неплатежей по обязательствам перед другими кредиторами.

На практике часто можно встретить сочетание отсрочки с рассрочкой платежа. Должнику назначается более поздний срок начала поэтапного погашения задолженности (в соответствии с графиком реструктуризации).

Списание всего или части долга (например, пени) предполагает отказ кредитора от своих требований по всему долгу или по части долга в пользу должника. Прощая весь долг или его часть, кредитор освобождает должника от необходимости выводить активы из производства с целью погашения задолженности. Однако списание всего или части долга снижает платежную дисциплину предприятия и является процедурой, обременительной для кредиторов.

Процедура реструктуризации задолженности включает три основных этапа:

II - заключения соглашения о реструктуризации,

III - исполнения соглашения о реструктуризации.

На первом этапе стороны определяют возможность и необходимость проведения реструктуризации задолженности.

Администрацией района в целях упорядочения работы по реструктуризации задолженности может быть создана межведомственная комиссия по работе с кредиторами. Комиссия должна заниматься определением мероприятий по проведению процедуры реструктуризации задолженности и координировать их осуществление. В состав комиссии обязательно следует включить представителей налоговой инспекции, государственных внебюджетных фондов, энергосбытовых организаций, жилищно-коммунальных служб, руководителя и специалистов хозяйства-должника. Статус районной межведомственной комиссии по работе с кредиторами целесообразно определить в специальном положении, утверждаемом постановлением или распоряжением главы администрации района.

До заседания комиссии хозяйство-должник определяет сумму задолженности в целом и каждому кредитору в отдельности. Данные о задолженности содержатся в бухгалтерском балансе и выписке банка из расчетного счета организации (картотека-штафель № 2), где отражается задолженность каждому кредитору. В ряде случаев данные бухгалтерского баланса могут быть необъективными, поскольку некоторые хозяйства не отражают в нем пени и иные штрафные санкции. Тогда сведения о задолженности следует получить из договоров, на основании которых появилась задолженность, выписок банка из расчетного счета организации и других документов.

Главный бухгалтер хозяйства составляет акт сверки данных о задолженности организации с документами бухгалтерии кредитора. В акте отражается общая сумма задолженности организации, размер ее основного долга, пени, штрафы, НДС. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами.

Определив сумму долга, кредитор и должник могут сделать выводы о возможности и необходимости реструктуризации. Мнения обеих сторон обсуждаются на заседании комиссии, итогом которого является принятие решения о проведении или непроведении реструктуризации.

Целью второго этапа является юридическое оформление решения сторон о реструктуризации задолженности, для этого стороны ведут переговоры, определяют вид реструктуризации, разрабатывают и утверждают соглашение.

На третьем этапе происходит исполнение сторонами соглашения о реструктуризации и мирового соглашения.

Неисполнение должником обязательств по погашению долга в соответствии с графиком приводит к прекращению действия соглашения о реструктуризации, возобновлению начисления пени за просрочку долга.

Если кредитор не выполняет свои обязательства по соглашению о реструктуризации, а именно: продолжает начислять на сумму задолженности пени, требует возврата долга, по которому достигнута договоренность о списании и тому подобное, должник имеет право выполнять только обязательства, предусмотренные соглашением. Что касается всех остальных требований кредиторов, то они являются незаконными.

Реструктуризация задолженности перед Пенсионным фондом

Правовой основой реструктуризации задолженности перед Пенсионным фондом России являются следующие нормативные акты: Указ Президента РФ от 29 января 2000 г. № 116 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом РФ", постановления правления ПФР от 30 сентября 1999 г. № 123-з "О внесении дополнений в Постановление правления ПФР от 21 апреля 1999 г. № 41 "О порядке рассмотрения обращений организаций по вопросам предоставления рассрочек погашения недоимки в 1999 году" и от 23 февраля 2000 г. № 20 "О порядке списания пеней в соответствии с Указом Президента РФ от 29 января 2000 г. "О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом РФ".

Реструктуризация задолженности перед Пенсионным фондом предполагает в основном рассрочку. При Пенсионном фонде создана комиссия, которая осуществляет реструктуризацию задолженности только тех организаций, сумма долга которых составляет пять и более миллионов рублей. В иных случаях соглашение о рассрочке оформляется комиссиями региональных отделений Пенсионного фонда.

При заключении соглашения о реструктуризации должник подает на имя руководителя Пенсионного фонда или его отделения заявление в произвольной форме с просьбой о реструктуризации задолженности. К заявлению прилагаются бухгалтерские балансы организации за текущий год с приложениями 2 ("Отчет о прибылях и убытках"), 4 ("Отчет о движении денежных средств"), 5 ("Приложение к бухгалтерскому балансу (годовому)", график погашения задолженности, заполненная форма плана нормализации расчетов организации с Пенсионным фондом, письмо от организации с обязательствами погашения текущих платежей и рассроченной задолженности .

В ряде случаев Пенсионный фонд может потребовать предоставления поручительства третьего лица в виде договора поручительства или иного документа, в силу которого поручитель обязуется перед кредитором исполнить обязательство должника в полном объеме. Поручителем может выступить администрация района.

Комиссия при Пенсионном фонде рассматривает все представленные организацией документы в течение одного месяца, после чего принимает решение о предоставлении или непредоставлении рассрочки.

В случае положительного решения комиссии с хозяйством-должником заключается соглашение о рассрочке сроком на 1 год. Рассрочка предоставляется для всего или части долга (с учетом погашенной задолженности на дату рассрочки), образовавшегося у хозяйства на начало года, в котором осуществлялись процедуры по реструктуризации задолженности. К соглашению прилагается график погашения задолженности, в котором стороны вправе предусмотреть любой порядок выполнения просроченного обязательства.

В отдельных случаях, когда финансовое состояние организации-должника особенно неблагоприятно, по решению комиссии с ним сначала может быть заключено соглашение, предусматривающее "испытательный" срок (до трех месяцев). В течение оговоренного срока должник обязуется осуществлять только текущие (ежемесячные) платежи. Пенсионный фонд "замораживает" процесс бесспорного взыскания просроченной задолженности на этот период. В случае добросовестного исполнения должником своих обязательств в течение "испытательного" срока заключается соглашение о рассрочке просроченного долга сроком на 1 год.

Чтобы заключить соглашение на "испытательный" срок, организация-должник подает заявление в произвольной форме на имя руководителя или управляющего отделением Пенсионного фонда. К заявлению прилагаются: бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату, финансовый план организации, гарантийное письмо поручителя, справка о размере фонда оплаты труда за 2 последних месяца с указанием сумм взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд.

Реструктуризация задолженности перед организациями энергосбыта и жилищно-коммунальными службами

Порядок реструктуризации задолженности перед организациями энергосбыта и жилищно-коммунальными службами определяется правилами, принятыми в этих организациях или устанавливается соглашением сторон.

РАО "ЕЭС России" издает приказы, регулирующие процесс реструктуризации задолженности. В частности, правлением РАО ЕЭС был утвержден приказ от 30 июня 2000 г. № 358 "О совершенствовании работы энергосбыта на потребительском рынке и повышении сборов денежных средств в период подготовки к осенне-зимнему периоду 2000-2001гг.". Этим документом введены жесткие условия рассрочки долгов. Так, с 1 сентября 2000 г. всем энергосбытовым предприятиям предоставляется право реструктурировать долги в срок, не превышающий 9 месяцев с момента заключения соглашения о реструктуризации.

Предприятиям, сумма задолженности которых превышает один миллион рублей, предоставить рассрочку могут только энергосбытовые организации субъекта РФ. В других случаях вопросы реструктуризации решаются отделениями (филиалами) энергосбытовых организаций субъекта РФ.

Сельскохозяйственная организация-должник подает заявление в произвольной форме на имя руководителя энергосбытовой организации с просьбой о предоставлении рассрочки долга. К заявлению прилагаются акт сверки данных о задолженности организации с документами бухгалтерии кредитора и заполненный бланк соглашения о рассрочке (в трех экземплярах).

Если соглашение о рассрочке подлежит утверждению в вышестоящей организации, руководитель отделения энергосбытовой организации согласовывает с должником только условия и график погашения задолженности. Соглашение с соответствующей отметкой (штампом) руководителя отделения энергосбытовой организации направляется в энергосбытовую организацию субъекта РФ для утверждения.

Порядок проведения реструктуризации задолженности перед жилищно-коммунальными службами устанавливают, как правило, сами стороны в соответствии с постановлением, распоряжением или другим нормативным документом, принятым государственным или муниципальным органом власти и обязательным для исполнения.

Реструктуризация задолженности в процессе исполнительного производства

В реструктуризации задолженности в процессе исполнительного производства помимо сторон участвуют также арбитражный суд и служба судебных приставов-исполнителей. По решению суда, выдавшего исполнительный лист, погашение долга организацией должно быть немедленным.

При наличии у предприятия-должника одного или нескольких исполнительных листов, предъявленных к исполнению, реструктуризация задолженности позволяет должнику и кредитору найти компромиссное решение без ареста имущества, счетов, возбуждения дела о банкротстве и других санкций в отношении организации - должника.

На подготовительном этапе реструктуризации задолженности стороны определяют целесообразность реструктуризации задолженности, подготавливают условия для ее проведения, принимают меры по отсрочке исполнительного производства (на период реструктуризации).

Сумма задолженности уже установлена решением арбитражного суда и постановлением судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Акт сверки долга не требуется, если реструктурируется только задолженность по исполнительному листу.

Организация-должник анализирует причины возникновения общей задолженности, динамику ее роста, возможность погашения долга собственными средствами и принимает решение о реструктуризации задолженности, которое согласовывается с решением кредитора.

Одновременно проводится работа по отсрочке исполнительного производства. Согласно ст. 19 ФЗ "Об исполнительном производстве" от 21июля 1997 г. № 119-ФЗ, по заявлению должника, поданному в службу судебных приставов-исполнителей, или по решению судебного пристава-исполнителя исполнительное производство может быть отложено на 10 дней, а по заявлению кредитора - на любой срок.

В связи с тем, что для проведения реструктуризации задолженности десяти дней, как правило, недостаточно, должнику целесообразно провести переговоры с кредиторами об инициировании с их стороны отсрочки исполнительных действий. Согласие кредиторов на эту процедуру бывает получено в основном после того, как должник подает заявление в арбитражный суд с просьбой рассрочить исполнение по исполнительному листу.

Иногда исполнительное производство может быть прекращено путем отказа кредитора от взыскания долга и отзыва исполнительного листа в соответствии со ст. 23, п. 1, ст. 26, 27 ФЗ "Об исполнительном производстве". Утверждение графика погашения задолженности в суде в данном случае не требуется.

Руководители сторон на этапе заключения соглашения подписывают соглашение о рассрочке или отсрочке исполнения обязательств, а в случае заключения мирового соглашения - о прощении части долга. К соглашению о реструктуризации прилагается постановление о возбуждении исполнительного производства.

Кредиторы могут потребовать реструктуризации всей задолженности хозяйства-должника. Тогда в графике указывается порядок исполнения обязательств по исполнительному листу и погашения долга, не взыскиваемого в процессе исполнительного производства.

График погашения задолженности утверждается в суде в соответствии со ст. 18 ФЗ "Об исполнительном производстве" и ст. 205 Арбитражно-процессуального кодекса РФ. Еще на подготовительной стадии в арбитражный суд субъекта РФ, на территории которого находятся стороны, должно быть подано заявление о рассрочке исполнения по исполнительному листу.

Суд извещением в письменной форме уведомляет должника и кредитора о дате, времени и месте рассмотрения дела. В извещении перечисляются документы, которые каждая из сторон должна представить суду. Кредиторы, как правило, представляют отзыв на заявление о рассрочке исполнения по исполнительному листу, а должник - бухгалтерский баланс и график погашения задолженности, который утверждается в суде и является приложением к подписанному сторонами соглашению о реструктуризации.

Решение арбитражного суда о рассрочке исполнения по исполнительному листу является обязательным для судебного пристава-исполнителя. Порядок погашения задолженности по исполнительному листу чаще всего устанавливается в соответствии с графиком. На основании решения арбитражного суда слагаются аресты с имущества, отменяются запреты на его отчуждение и т. д.

Таким образом, этап заключения соглашения о реструктуризации задолженности завершается утверждением в арбитражном суде графика погашения долга либо отзывом кредитором исполнительного листа.

На этапе исполнения соглашения о реструктуризации кредитором и судебным приставом-исполнителем осуществляется контроль над выполнением обязательств должника по срокам погашения текущих платежей и рассроченного долга. В случае нарушения графика погашения долгов кредитор может сообщить об этом службе судебных приставов-исполнителей либо предъявить отозванный ранее исполнительный лист к исполнению, если срок предъявления не истек. Таким образом, судебный пристав вправе вновь начать осуществление исполнительных процедур в отношении организации-должника.

Если должник нарушает условия мирового соглашения, кредитор может обратиться в арбитражный суд, утвердивший это соглашение, с заявлением о выдаче документа на принудительное исполнение обязательств по мировому соглашению и взыскать задолженность через службу судебных приставов-исполнителей.

При соблюдении должником графика погашения задолженности процедура реструктуризации считается завершенной.

Сложившаяся на сегодняшний день экономическая ситуация подталкивает коммерческие организации к постоянному поиску законных способов оптимизации налогообложения. Одним из таких способов является изменение срока уплаты налогов в бюджет.

В соответствии с пп.4 п.2 ст.1 НК РФ, Налоговый кодекс устанавливает не только систему налогов и сборов, но и права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

Основные права налогоплательщиков и плательщиков сборов закреплены в 21 статье 1 части НК РФ. Например, пп.4 п.1 ст.21 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики имеют право на получение отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в порядке и на условиях, установленных положениями НК РФ. Согласно положениям п.1 ст.57 НК РФ, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога или сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.

Общие условия изменения сроков уплаты:

  • налогов,
  • сборов,
  • пени,
  • штрафов,
причитающихся к уплате в бюджет, регламентированы положениями ст.61 НК РФ.

В соответствии с п.2 ст.61 НК РФ, срок уплаты налога или сбора может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части, с начислением процентов на сумму задолженности.

Порядок и условия предоставления:

  • отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора установлены положениями статей 64 и 64.1 НК РФ.
  • инвестиционного налогового кредита регламентирует статья 67 НК РФ.
В нашей статье мы поговорим об основаниях изменения установленного срока уплаты налога или сбора, предусмотренных действующим законодательством, а так же о некоторых особенностях предоставления налогоплательщикам отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита.

В каких случаях компания может претендовать на отсрочку или рассрочку

  • изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных НК РФ.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам (п.3 ст.64 НК РФ).

Отсрочка отличается от рассрочки сроком погашения задолженности. При отсрочке задолженность погашается единовременно, а при рассрочке – постепенно.

На какой срок можно получить отсрочку или рассрочку?

ФНС РФ может предоставить отсрочку или рассрочку на срок:

  • не превышающий один год,
соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок:

  • более одного года, но не превышающий три года,
может быть предоставлена по решению Правительства РФ.

В случае, предусмотренном статьей 64.1 НК РФ, отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов на срок:

  • не превышающий пять лет,
может быть предоставлена по решению Минфина РФ.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка.

В соответствии с п.2 ст.64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены налогоплательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • Причинение этому лицу ущерба в результате:
  • стихийного бедствия,
  • технологической катастрофы,
  • иных обстоятельств непреодолимой силы.
  • Неполное либо несвоевременное финансирование компании из бюджета или задержка оплаты выполненного этой компанией государственного заказа, если такое недофинансирование привело к недостаточности денежных средств, необходимых для уплаты налогов.
  • Угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) компании в случае единовременной уплаты ею налога.
Согласно п.2 ст.3, п.2 ст.6 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», компания отвечает внешними признаками банкротства, если она неспособна погасить свои обязательства:

  • требования кредиторов по денежным обязательствам,
  • по уплате обязательных платежей,
сумма которых составляет не менее 100 000 руб., в течение более, чем трех месяцев.

  • Сезонный характер производства, реализации товаров, работ или услуг компании.
Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 №382 «О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения».

  • При наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных:
  • таможенным законодательством Таможенного союза,
  • законодательством РФ о таможенном деле.
Согласно ст.83 Таможенного кодекса Таможенного союза, основания, условия и порядок изменения сроков уплаты таможенных пошлин определяются Соглашением об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин.

В соответствии со ст.4 данного Соглашения, решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин принимается по письменному заявлению плательщика:

  • В Республике Беларусь, в Республике Казахстан - таможенным органом, которому подается таможенная декларация.
  • В РФ - Федеральной таможенной службой либо определяемым ею таможенным органом.
В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин необходимо указать:

  • сведения о плательщике;
  • наименование товаров;
  • реквизиты внешнеторгового договора (международного договора);
  • основания для предоставления отсрочки или рассрочки;
  • сумму таможенных пошлин, в отношении которой запрашивается отсрочка или рассрочка;
  • срок, на который запрашивается отсрочка или рассрочка;
  • график поэтапной уплаты сумм таможенных пошлин, в отношении которых запрашивается рассрочка;
  • информацию об отсутствии обстоятельств, указанных в статье 8 настоящего Соглашения, при наличии которых отсрочка или рассрочка не предоставляются.
Согласно ст.134 Федерального закона от 27.11.2010г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», отсрочка или рассрочка предоставляется плательщику таможенных пошлин при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержки этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
  • если товары, ввозимые на территорию РФ, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;
  • осуществления лицом поставок по международному договору РФ;
  • если товары, ввозимые на территорию РФ, являются товарами, включенными в утвержденный Правительством РФ перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налогов*.
*УтвержденПостановлением Правительства РФ от 06.02.2012г. №101.

Обратите внимание:Если основанием для предоставления рассрочки или отсрочки стали:

  • Угроза банкротства компании,
  • Сезонный характер производства,
то на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки (п.4 ст.64 НК РФ).

Документы, необходимые для получения отсрочки или рассрочки

*Форма заявления утверждена Приказом ФНС от 28.09.2010г. №ММВ-7-8/469@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами».

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:

1) справка ФНС по месту учета компании о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

2) справка ФНС по месту учета компании, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;

3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам компании в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах компании в банках;

5) перечень контрагентов - дебиторов компании с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

6) обязательство компании, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

7) документы, подтверждающие наличие оснований, позволяющих компании получить рассрочку или отсрочку.

В каких случаях компания претендовать на отсрочку или рассрочку не может

1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза;

Порядок производства по делам о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях установлен положениями ст.101.4 НК РФ. Глава 16 НК РФ описывает виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство;

4) в течение трех лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, органом, указанным в статье 63 НК РФ, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога и (или) сбора.

При наличии вышеуказанных обстоятельств, решение об изменении срока уплаты налога или сбора не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.

Инвестиционный налоговый кредит

От рассрочки и отсрочки инвестиционный налоговый кредит отличается и основаниями предоставления и сроками, на которые он предоставляется и представляет собой не только отсрочку уплаты налогов, но и одну из форм бюджетного кредитования.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам.

Он предоставляется на срок от одного года до пяти лет, а в случае, если организация включена в реестр резидентов зоны территориального развития*, на срок до десяти лет.

*В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2011г. №392-ФЗ «О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, уменьшает платежи по налогу, а потом постепенно выплачивает сумму кредита и проценты по нему.

Такое уменьшение производится в каждом отчетном периоде до тех пор, пока неуплаченная сумма налога - накопленная сумма кредита, не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.

Если организацией заключено более одного договора, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров.

При этом, увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении накопленной суммой кредита размера, предусмотренного этим договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% соответствующих налоговых платежей, начисленных к уплате.

При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период.

Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, установленные для отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Данные требования применяются, если иное не предусмотрено договором об инвестиционном налоговом кредите, заключенным в случае, если организация включена в реестр резидентов зоны территориального развития.

Порядок и условия предоставления налогового кредита

  • Проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного:
  • на создание рабочих мест для инвалидов,
  • защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами,
  • повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг.
  • Осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе:
  • создание новых или совершенствование применяемых технологий,
  • создание новых видов сырья или материалов.
  • Выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
  • Выполнение организацией государственного оборонного заказа.
  • Осуществление инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе:
  • многоквартирных домов,
  • объектов, относящихся к возобновляемым источникам энергии,
  • объектов, относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов,
  • иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.07.2011г. №562.
  • Включение этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с законом №392-ФЗ.
В соответствии с п.7 ст.67 НК РФ, законами субъектов РФ по налогу на прибыль организаций (в части суммы такого налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ) и по региональным налогам, могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Такие основания и условия устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по местным налогам.

Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

В указанном заявлении организация принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

Обратите внимание:В случае если такой кредит предоставлен компании, включенной в реестр резидентов зоны территориального развития, на сумму задолженности проценты не начисляются (п.6 ст.67 НК РФ).

Читайте также: