Беларусь входит ли больничный в пенсионный стаж

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

27 марта 2017 13:59

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дающие право на страховую пенсию по старости.

Гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года. Учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

Гражданам, прибывшим из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики

Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006 года. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992 года, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

Краткое содержание:


Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.

Какие могут быть проблемы?

Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?

Существует соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение)

от 13 марта 1992 года.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 178 от 17.12.2001 г.

В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.

Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.

В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.

В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.

Как же быть с периодами работы после 2002 года?

В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.

В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.

Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.

В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.

Но это еще не все

Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.

Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.

Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.

Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.

Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.

В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.


В Россию каждый год приезжает все больше людей на постоянное место жительства, большинство из которых прибывают из стран СНГ. При выходе на пенсию кроме периода работы в России им может быть засчитан стаж работы и до приезда в Россию. Особые условия созданы для тех, кто приехал в Россию из Белоруссии – в некоторых случаях они получают пенсии сразу от двух стран.

Кто из иностранцев имеет право на российскую пенсию

Согласно российскому законодательству получать пенсию и некоторые другие социальные выплаты могут не только граждане Российской Федерации, но и граждане других стран.

Основное условие, которое нужно соблюдать для получения российской пенсии иностранцами – подтверждение факта постоянного проживания в России. Другими словами, иностранец может получать пенсию, имея вид на жительство в Российской Федерации.

Чтобы оформить страховую пенсию, иностранец должен соответствовать таким требованиям:

  • постоянно проживать в России на основании соответствующих документов (вида на жительство);
  • быть застрахованным в системе пенсионного страхования (это значит, что нужно получить СНИЛС – его выдают обладателям вида на жительство);
  • соответствовать требованиям Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» – то есть, иметь право на пенсию по критерию возраста, наличия стажа и пенсионных баллов.

Важно, что временно проживающий или пребывающий в России иностранец права на пенсию не получает. Другими словами, с разрешением на временное проживание (РВП) получить российскую пенсию нельзя.

Однако иметь статус застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования России временно проживающие иностранцы могут при условии, что они официально работают в России.

Это нужно для того, чтобы иностранец в дальнейшем, если оформит вид на жительство или даже российское гражданство, имел право на страховую пенсию.

Стоит отметить, что если постоянно проживающий в России иностранец (то есть, имеющий вид на жительство) оформит пенсию, он будет ее получать даже, выезжая за пределы России. Но тут важно помнить, что при отсутствии в России определенный период времени вид на жительство может быть аннулирован.

Таким образом, граждане других стран, приехавшие в Россию на постоянное место жительства, при достижении пенсионного возраста получают право на пенсию. Однако исчисление ее размера зависит от того, гражданство какой страны есть у иностранца.

Наиболее лояльные условия для начисления пенсии есть у граждан Белоруссии, а также других стран СНГ (за исключением нескольких стран). Рассмотрим эти условия более подробно.

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Соглашение касается всех пенсионеров и видов пенсий, за исключением назначения пенсий военнослужащим стран-участников соглашения. То есть, получать можно пенсию того вида, который есть в стране проживания.

Общие правила назначения пенсий гражданам стран, которые подписали Соглашение, включают следующие:

  • пенсия оформляется по месту жительства;
  • для назначения пенсий учитывается трудовой стаж, в том числе льготный, заработанный в любой стране из подписавших Соглашение;
  • размер пенсий рассчитывается, исходя из заработка в периоды работы. Если работа приходится на период, когда в стране уже введена национальная валюта, сумма заработка пересчитывается по курсу на момент назначения пенсии.

Эта норма фактически нивелирует заработанные пенсионные права граждан. В большинстве постсоветских стран с 1992 года (подписания Соглашения) были периоды с гиперинфляцией, так что к моменту оформления пенсии заработок сильно обесценился.

  • при переезде в другую страну пенсию человек оформляет уже по новому месту жительства;
  • справки, которые нужны для подтверждения стажа и зарплаты, принимаются без всяких процедур легализации.
  • Таким образом, при переезде в другую страну в пределах СНГ граждане имеют право оформлять пенсию в той стране, где они проживают фактически.

    Что касается лет, за которые учитывается стаж иностранных граждан в России, выделим такие периоды:

    • по 1 декабря 1991 года – стаж засчитывается как советский согласно законодательству РФ;
    • с 1 декабря 1991 по 31 декабря 2001 года – стаж засчитывается с учетом Соглашения и других двусторонних договоров между странами;
    • с 1 января 2002 года – стаж засчитывается только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

    С Молдовой у России действует новое соглашение – с 4 декабря 1995 года. С Грузией соглашение действует с 2002 года. Оба эти соглашения предполагают, что советский стаж учитывается по законам РФ, а стаж после 1991 года – по законам этих стран. Аналогичная ситуация действует и в отношении Литвы с 2001 года.

    На практике это означает, что Пенсионный фонд России признает трудовой стаж в Молдове, Грузии и Литве с 1991 по 2001 годы только если есть подтверждение уплаты взносов в бюджеты этих стран.

    С 1999 года действует соглашение России с Азербайджаном, с 2007 года – с Эстонией, а с 2011 года – с Латвией. Содержание соглашений отличаются в некоторых аспектах, но суть заключается в том, что Россия принимает стаж граждан этих стран как до 1991 года, так и после.

    Особая ситуация – отношения между Белоруссией и Россией в сфере пенсионной системы. В отличие от других стран, для граждан РБ, проживающих в России, предлагается больше прав.

    Назначение пенсий гражданам Белоруссии, проживающим в России

    С 29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Документ определяет порядок выплаты не только пенсий, но и множества других социальных выплат гражданам Белоруссии в России и наоборот.

    Согласно Договору для граждан Белоруссии, проживающих в России, и наоборот, предоставляются на выбор 2 варианта начисления и выплаты пенсии:

      за стаж до 13 марта 1992 года пенсию платит страна, в которой живет пенсионер. За периоды после этой даты – та страна, в которой этот стаж заработан.

    Например, гражданин Белоруссии живет в России. У него есть стаж до 13.03.1992 года, а также 7 лет стажа в Белоруссии и 8 лет – в России. При выборе первого варианта: от России он будет получать часть пенсии за советский период (так как живет в России) и за 8 лет стажа в России. Белоруссия будет ему платить за 7 лет, которые он проработал там.

  • пенсия назначается и выплачивается только по законодательству страны, где проживает пенсионер.
  • Выбрать вариант можно только один раз, пересмотреть свой выбор не получится. При этом, выбрав первый вариант, нельзя будет за один и тот же период получать пенсию от двух стран сразу.

    Важно, что полную пенсию, рассчитанную согласно российскому законодательству, РФ будет платить гражданину Белоруссии только при наличии стажа на территории РФ не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

    Если такого стажа недостает, то рассчитанный размер пенсии делится на 240 или 300 месяцев соответственно и умножается на количество месяцев стажа в России. Другими словами, пенсия устанавливается пропорционально минимальному необходимому стажу.

    Суммарная выплата не может быть меньше минимального размера пенсии. В России это прожиточный минимум пенсионера. Если пенсия (даже от двух стран сразу) будет суммарно меньше минимальной, пенсионеру доплатят до минимального или базового размера (доплатит та страна, где он живет).

    Социальные пенсии выплачиваются только по законам той страны, где живет пенсионер. При выезде за пределы страны выплата прекращается, пока пенсионер не оформит пенсию по новому месту жительства.

    Таким образом, Договор между Россией и Белоруссией позволяет получать гражданам этих государств получать пенсию от двух стран сразу, если они успели поработать и в России, и в Белоруссии. Это позволяет не «терять» заработок на конвертации валют, что случается с гражданами других постсоветских стран.

    Жители обеих стран пользуются такой возможностью. По состоянию на 2017 год в Белоруссии российскую пенсию получали 22,7 тысяч человек, а в России пенсию по белорусским законам получали 1,8 тысячи человек.

    Как учитывается заработок в другой валюте

    Прежде всего, напомним, что заработок и страховые взносы, уплаченные в других странах, могут учитываться только до 1 января 2002 года, когда в России заработал Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Согласно нему с 2002 года на размер пенсии влияют только страховые взносы в Пенсионный фонд России.

    Поэтому взносы, которые перечислялись в Пенсионные фонды стран СНГ после 2002 года, не учитываются при расчете российской пенсии. Расчет пенсионных прав на конец 2001 года по заработку за 2000-2001 годы тоже может проводиться только на основе данных персонифицированного учета на территории России.

    Следовательно, учесть можно только данные о зарплате из справки, содержащей информацию о заработке заявителя за любые 60 месяцев подряд.

    Однако данные о заработке нужно учитывать в российских рублях, тогда как после советского периода зарплату работники получали в национальной валюте страны, где жили. Поэтому принят такой порядок:

    • за периоды до момента введения национальной валюты заработок считается в советских рублях;
    • за периоды после введения национальной валюты сумма конвертируется в российские рубли по официальному курсу на 1 января 2002 года (то есть дату, когда пенсионные права конвертировались в пенсионный капитал). За периоды до 1 января 1998 года (деноминация в России) суммы умножаются в 1000 раз.

    По факту рассчитанные пенсии оказываются низкими – доходы в постсоветских странах (за исключением Прибалтики) были низкими, а курсы валюты – нестабильными. С учетом деноминации рубля рассчитанные пенсии граждан стран СНГ оказываются ниже, чем при работе на аналогичных должностях в России.

    Для чего нужно учитывать страховой стаж работника? Безусловно, в первую очередь, для определения размеров пособий (по временной нетрудоспособности и по беременности и родам).

    Напомним, что согласно ст. 7 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ (последняя редакция):

    «1. Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных организациях непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях выплачивается в следующем размере:1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100 процентов среднего заработка;2) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80 процентов среднего заработка;3) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60 процентов среднего заработка».

    По общему правилу стаж работника (нерезидента), приобретенный в его государстве, не учитывается (не признается) в качестве стажа иностранного работника, работающего в Российской Федерации. Но из указанного правила есть исключения, которые установлены Соглашением от 15.04.1994 «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» (между Россией, Украиной, Белоруссией, Узбекистаном, Казахстаном, Молдавией, Таджикистаном, Туркменистаном, Киргизией, Арменией и Азербайджаном):

    «Статья 4. Каждая из Сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории Стороны выезда порядке их перевод на государственный язык Стороны трудоустройства или русский язык. Трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается Сторонами. При окончательном выезде трудящегося-мигранта из Стороны трудоустройства работодателем (нанимателем) выдается ему справка или иной документ, содержащий сведения о продолжительности работы и заработной плате помесячно.… Статья 10 Трудящиеся-мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением (кроме пенсионного) в соответствии с действующим на территории Стороны трудоустройства законодательством, если иное не предусмотрено специальным соглашением. Их медицинское обслуживание осуществляется за счет работодателя (нанимателя) Стороны трудоустройства на одинаковом уровне с ее гражданами».

    Аналогичные положения содержатся и в «Договоре о Евразийском экономическом союзе», подписанном в г. Астане 29.05.2014 (между Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Армения и Кыргызской Республикой):

    «Статья 98… 3. Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования) , кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства».

    Что касается работников – граждан Республики Беларусь, то в отношении них также действует Договор между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «О сотрудничестве в области социального обеспечения»:

    «Статья 7. Для установления права на пособия по временной нетрудоспособности и материнству, а также определения их размера полностью учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территориях обеих Договаривающихся Сторон , кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения».

    Таким образом, стаж работы работника-белоруса на территории Республики Беларусь (включая стаж на льготных основаниях и по специальности) признается в качестве страхового стажа на территории Российской Федерации. При определении размеров пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством гражданам Республики Беларусь, работающим на территории РФ, засчитывается стаж, заработанный в Республике Беларусь.

    Такие же разъяснения содержатся в письмах Минтруда России (от 05.12.14 № 17-1/10/В-8313 и от 18.11.2015 № 17-3/В-560).

    На официальном сайте Роструда «Онлайнинспекция.рф» специалистами озвучивается аналогичное мнение.

    «…на территории РФ признается стаж работы, приобретенный работником на территории Республики Беларусь…» (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.рф», вопрос № 107845 от 19.03.2019).«…Трудовой стаж указанного работника в организациях на территории Белоруссии признается в Российской Федерации…» (Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.рф», вопрос № 102136 от 11.10.2018).

    Периоды работы работника-белоруса на территории Республики Беларусь включаются в страховой стаж на основании:

    - советской трудовой книжки образца 1974 г., если в неё продолжали вноситься записи о работе;

    - белорусской трудовой книжки (если она велась на белорусском языке, то потребуется перевод на русский язык, заверенный нотариально).

    Стаж работы работника-белоруса на территории Республики Беларусь также может учитываться при приеме на работу в качестве стажа по определенной специальности, профессии (если его наличие является условием работы по должности).

    Определяем периоды, засчитываемые в стаж работы

    Работник, занимающийся подготовкой документов для назначения пенсии, должен определить все периоды, которые входят в стаж работы сотрудника. Такими периодами являются :

    — периоды работы (по трудовым и гражданско-правовым договорам), предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в ФСЗН;

    — периоды, указанные в ч. 2 ст. 51 Закона о пенсионном обеспечении: получение образования на дневном отделении, военная и альтернативная служба, отпуск по уходу за ребенком до трех лет, уход за инвалидом, получение пособия по безработице и пр.

    Внимание!
    Периоды, указанные в ч. 2 ст. 51 Закона о пенсионном обеспечении, учитываются при подсчете стажа, только если они не совпадают с периодами работы и иной деятельности, когда уплачивались взносы в ФСЗН .

    Отметим, что периоды работы (иной деятельности) должны быть подтверждены документально (трудовыми книжками, справками и пр.).

    Готовое решение
    Подробнее о документах, подтверждающих стаж работы (иной деятельности),
    см. готовое решение «Какие документы нужны для назначения пенсии по возрасту».

    На практике возможна ситуация, когда в документах указана неполная информация о периоде работы (иной деятельности). В таком случае необходимо руководствоваться следующими правилами :

    — если в документе указан только год (без точных дат), то за дату принимается 1 июля соответствующего года;

    — если в документе не указано число месяца, то таковым считается 15-е число соответствующего месяца;

    — если в документе об образовании не указаны конкретные даты, то днем начала и окончания обучения считаются 1 сентября и 1 июля соответственно.

    Фиксируем даты начала и окончания каждого периода, включаемого в стаж

    Затем необходимо выписать даты начала и окончания каждого периода, включаемого в стаж. Для дальнейшего расчета дату следует указывать в формате ГГГГ.ММ.ДД,
    где ГГГГ — это год, ММ — месяц, ДД — день. Информацию можно оформить в виде таблицы.

    Пример

    Период, включаемый в стаж Начало периода Окончание периода
    Обучение в дневной форме 1977.09.01 1982.06.29
    Работа по трудовому договору 1982.07.01 1993.09.06
    Работа по гражданско-правовому договору 1998.03.20 1998.09.16
    Работа по трудовому договору 2000.04.03 2018.12.13

    На заметку
    Некоторые периоды работы имеют особенности при подсчете трудового стажа. Например, периоды работы на водном транспорте, в колхозе. Их лучше учитывать отдельно .

    Подсчитываем полный трудовой стаж работника

    Для подсчета необходимо выполнить следующие действия.

    1. Суммируем даты начала и окончания периода.

    Сначала необходимо сложить все даты начала периодов, отдельно — даты окончания периодов. При этом года складываем с годами, месяцы — с месяцами, а дни — с днями.

    Пример

    Даты начала периодов Даты окончания периодов
    1977.09.01
    +
    1982.07.01
    +
    1998.03.20
    +
    2000.04.03
    =
    7957.23.25
    1982.06.29
    +
    1993.09.06
    +
    1998.09.16
    +
    2018.12.13
    =
    7991.36.64

    2. Отнимаем дату окончания от даты начала.

    Затем по такому же принципу от полученной суммы окончания периодов отнимаем сумму начала периодов. То есть от лет отнимаем годы, от месяцев — месяцы,
    от дней — дни.

    Пример

    Полученное значение (34.13.39) означает, что сотрудник имеет трудовой стаж продолжительностью 34 года, 13 месяцев и 39 дней.

    3. Преобразуем полученное значение.

    Полученные данные необходимо преобразовать с учетом следующих правил :

    — каждые 30 дней перевести в полный месяц;

    — каждые 12 месяцев перевести в полный год.

    Пример

    Работник имеет трудовой стаж продолжительностью 34 года, 13 месяцев и 39 дней. Преобразуем его следующим образом:

    34 года 13 месяцев 39 дней
    — 30 дней
    +1 месяц
    =
    34 года 14 месяцев 9 дней
    12 месяцев
    + 1 год
    =
    35 лет 2 месяца 9 дней

    Трудовой стаж работника — 35 лет 2 месяца 9 дней.

    4. Прибавляем дни увольнения.

    Напомним, что день увольнения является последним рабочим днем сотрудника. В связи с этим к полученной продолжительности трудового стажа необходимо добавить по одному дню за каждый случай увольнения работника .

    Пример
    В рассматриваемой нами ситуации работник работал по трудовому договору дважды (остальные периоды — это обучение и работа по гражданско-правовому договору). Соответственно, у работника было два дня увольнения. Данное число необходимо прибавить к трудовому стажу.
    35 лет 2 месяца 9 дней + 2 дня = 35 лет 2 месяца 11 дней.
    Полный трудовой стаж работника — 35 лет 2 месяца 11 дней.

    Внимание!
    Исчисляя стаж работы после 01.06.1998, необходимо учитывать следующее. Если среднемесячный заработок (доход) работника, из которого уплачены взносы в ФСЗН, за календарный год (либо менее календарного года, если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков обязательных взносов либо другие подобные обстоятельства) оказался ниже МЗП, в стаж работы засчитывается период, определяемый с применением поправочного коэффициента.
    Поправочный коэффициент = среднемесячный заработок (доход) / МЗП.
    Поправочный коэффициент представляет собой величину с тремя знаками после запятой (например, 0,869) .


    " src="https://dneprovec.by/images/2016/03/11083_1.jpg" style=" cursor: pointer; " width="280" />
    На вопросы жителей района в ходе прямой телефонной линии ответила начальник Речицкого районного отдела Гомельского областного управления Фонда социальной защиты населения Елена Коломиец.

    – В настоящий момент я безработный. Трудовую книжку потерял. Слышал, что в фонде можно получить какое-то подтверждение, что я работал.

    – Начиная с 1 января 2003 года, в органах Фонда социальной защиты населения происходит накопление информации о периодах работы и выплатах, которые облагаются обязательными страховыми взносами. Обратившись с паспортом в орган фонда, гражданин может получить сведения, содержащиеся на его индивидуальном лицевом счете. Срок формирования выписки – 10 дней.

    – Зарегистрировалась индивидуальным предпринимателем и на два месяца приостановила свою деятельность, написав заявление в налоговую инспекцию. Должна ли я платить взносы в фонд за эти два месяца?

    – Да, безусловно, должны. Начиная с 27 февраля 2014 года, индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать обязательные страховые взносы в фонд независимо от осуществления предпринимательской деятельности и получения дохода.
    И только в случае, если индивидуальный предприниматель подает заявление о прекращении предпринимательской деятельности в регистрирующий орган – Речицкий районный исполнительный комитет – уплата взносов в фонд прекращается со дня подачи заявления.

    – Нахожусь в отпуске по уходу за ребенком до трех лет и оформила договор подряда на один месяц. По основному месту работы удержали за этот месяц 50% детского пособия. Правомерно ли это?

    – Да, пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет назначается и выплачивается в размере 50 процентов от установленного на период действия гражданско-правового договора.

    – Являюсь индивидуальным предпринимателем и работаю по трудовому договору у другого предпринимателя, принята на 0,5 ставки. Мне идет трудовой стаж?

    – Согласно статье 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» при исчислении стажа работы для назначения трудовой пенсии засчитываются периоды деятельности, за которые произведена уплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения.

    При этом если среднемесячный фактический заработок, из которого уплачены взносы за календарный год, оказался ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, указанные периоды засчитываются в стаж не в полном объеме.

    Иными словами, в случае занятости на 0,5 ставки в течение календарного года и заработной плате, установленной в размере 50% от минимальной заработной платы, в стаж работы для исчисления пенсии войдет период менее года.

    В данном случае рекомендуем вам, как индивидуальному предпринимателю, состоящему в трудовых отношениях, подать заявление в орган фонда и доплачивать обязательные страховые взносы для формирования полного стажа за год. Сумма уплаченных взносов за 12 месяцев 2015 года должна быть не менее 8 990 000 рублей, часть из которых уплачивается вашим нанимателем.

    – Уволена с работы по истечении срока контракта 1 февраля 2016 года. С 23 февраля 2016 года мне выдан больничный по беременности и родам. Подлежит ли он оплате и куда мне следует с ним обратиться?

    – Да, вам будет начислено пособие по беременности и родам, так как в вашем случае право на пособие наступило в течение 30 календарных дней после прекращения трудового договора по уважительным причинам.

    Для рассмотрения вопроса о назначении пособия вам следует обратиться в отдел Фонда социальной защиты населения по месту жительства, для оформления документов – в комиссию по назначению пособий Гомельского областного управления Фонда социальной защиты населения.

    Пособие подлежит оплате по месту вашей прежней работы в размере 70 процентов среднедневного заработка.

    – Заканчивается контракт, а я нахожусь на длительном больничном (болею сама). Будет ли он оплачиваться дальше после увольнения и где?

    – Если заболевание наступило до увольнения с работы и продолжается после него, выплата и назначение пособия производится по прежнему месту работы до его окончания.

    Читайте также: