Чем больше люди работают тем меньше будет их пенсия

и Страховка Редакция и эксперты Реклама Контакты Главная » Россия » Работа в России »
Зарплата и пенсия работающего пенсионера 28.04.2020 К сожалению, размер пенсии не всегда позволяет обеспечить себе нормальное проживание. Поэтому многие продолжают работать или трудоустраиваются на новые места. Не лишатся ли они своей пенсии? пенсионное удостоверение Содержание материала 1 Работающие пенсионеры кто они?

2 Индексация пенсий: как изменятся выплаты?
3 Будут ли получать пенсию работающие пенсионеры?
4 Как начисляется и выплачивается пенсия?
4.1 Особенности перерасчетов
5 Особенности индексации: сколько будут получать работающие пенсионеры
6 Существуют ли налоги на пенсии?
7 Денежные потери: чего лишатся работающие пенсионеры в 2020 году
8 Возможна ли отмена пенсий работающим пенсионерам?
9 Будут ли выплачиваться дополнительные пенсии к Новому году?
10 Отличия пенсионных выплат и льгот
11 Можно ли увеличить размер пенсии?
12 Что ждет пенсионеров в будущем?

Работающие пенсионеры кто они?
Так называют тех, кто после выхода на заслуженный отдых остается на своем рабочем месте или ищет другую, посильную для своего возраста работу. Что заставляет людей работать и дальше?
Причины у всех разные, но чаще всего — недостаточный размер пенсионных выплат. Вот поэтому, чтобы улучшить свое финансовое положение, многие из пожилых людей, которым позволяет это делать здоровье, устраиваются на работу.

Трудоустройство может быть: Официальным. Неофициальным. В этом случае работающих пенсионеров не зачисляют на занимаемые должности. Неофициальное трудоустройство выгодно пенсионеру и работодателю, государство же остается в проигрыше: ему не отчисляются налоги с зарплаты работающего пенсионера. Вернуться к оглавлению

Индексация пенсий: как изменятся выплаты? Работающим пенсионерам 2020 год принес не слишком приятные новости: им будут начислять пенсии по новому закону. Это значит, что их страховая пенсия не увеличится (не учитываются прошедшие повышения). Если пенсионер решит уволиться, уже в следующем месяце ему начислят проиндексированную пенсию.
Индексирование пенсии осуществится на процент, который был введен за то время, пока они работали, будучи официально пенсионерами. Процесс перерасчета не быстрый (на это понадобится около трех месяцев), поэтому доплата пенсионерам будет выплачена и за время ожидания.

На заметку: заявление об увольнении пенсионеры могут не относить в пенсионный фонд сами. Всю нужную информацию предоставит работодатель.

Индексация пенсий в России Как будут проиндексированы пенсии в России с 2020 года Вернуться к оглавлению Будут ли получать пенсию работающие пенсионеры?

Сегодня в стране свыше 7 млн граждан пенсионного возраста, которые продолжают трудиться. Всех, кто подходит к пенсионному рубежу, интересует вопрос: будет ли им выплачиваться пенсия, если они будут продолжать работать и дальше? Не так давно каждый знал, что по достижении определенного возраста он будет получать пенсионное обеспечение. Но после того как прошла реформа по заморозке пенсий, многие волнуются, не лишат ли их пенсионного обеспечения?

Распространенные мифы о пенсии Правительство РФ готовит законопроект, который предлагает отменить пенсии работающим пенсионерам. Коснется нововведение не всех, а только тех, кто за календарный год имел доход, превышающий 1,2 млн рублей. Изначально называлась другая цифра, 1 млн рублей, но потом она была изменена.

Данное ограничение — временное. Причина — сложное экономическое положение, выплаты зарплат «в конвертах», сокращение трудовых мест. Вернуться к оглавлению

Как начисляется и выплачивается пенсия? На начисление пенсионных выплат влияют такие показатели: Трудовой стаж. Страховые баллы. Надбавки. Наличие знаков отличия. Обычно в среднем пенсия составляет 15 000 рублей. Пенсию выплачивают или через банк, или доставляют через почту (для сельских пенсионеров). Если пенсионеры по достижении 60 лет (женщины) или 65 (мужчины) продолжают работать, им начисляют пенсии без учета страховых баллов.

Из-за этого не происходит прироста пенсионного обеспечения. В итоге пенсионеры, которые не работали, достигнув пенсионного возраста через 10 лет, будут иметь пенсию в два раза больше, чем те, кто продолжал трудиться.

О возрасте выхода и размере пенсии в странах СНГ можете подробнее узнать из статьи на нашем сайте. Вернуться к оглавлению Особенности перерасчетов

Согласно закону об индексировании работающим пенсионерам не будут производиться выплаты. Чтобы уравновесить ситуацию, правительство решило произвести перерасчет для граждан, трудоустроившихся по закону. Происходить перерасчет будет так: Произведется учет налоговых выплат из зарплат. Для этого будут запрошены у работодателей информационные данные об объеме вычетов, которые осуществляются ежемесячно.
Речь идет о 13-процентных отчислениях государству, которые вычитают из заработанных денег еще до их выдачи пенсионеру. Если предоставленные сведения будут неправильными, перерасчет будет также неверно произведен.

Сумма выплат напрямую влияет на начисление баллов: чем она выше, тем больший балл надбавки будет иметь пенсионер после нового расчета. Для максимальной надбавки к пенсии нужно получить три балла, что составит добавку к пенсии максимум 245 рублей. Конечно, сумма не впечатляет.

Вывод напрашивается следующий: работающим пенсионерам в 2020 году перерасчет проводят не для улучшения их финансового состояния. Скорее всего, пытаются провести систематизацию системы баллов. Кроме того, таким образом государство сможет получать информационные данные о налоговых вычетах.

Особенности индексации: сколько будут получать работающие пенсионеры Проект закона, в котором говорилось об индексировании пенсионных выплат пенсионерам, продолжающим трудиться, одобрен в Госдуме не был. Причина отклонения — тяжелое экономическое состояние страны.

Чтобы поправить положение, страховые пенсии граждан данной категории будут подвержены корректировке. Но коснется это только трудоустроенных официально людей, за которых работодатели выплачивали налоги. Как и в прошлом году, пенсию повысят на три балла. Соответственно сумма повышения равняется 270 рублям. Хотя это немного, добавку получат далеко не все пенсионеры, а только те, кто зарабатывает мало.

Все вопросы по этой теме будут решаться индивидуально. Так как долго это продолжаться не может, правительство заявило, что в начале следующего года перерасчет для пенсионеров, продолжающих работать, планируется вернуть.

Существуют ли налоги на пенсии? Не так давно украинское правительство ввело налог на пенсию, если ее размер в три раза превышает минимальный оклад. После этого российские пенсионеры забеспокоились: не придется ли и им платить подоходный налог? Нет, такого закона российское правительство принимать не будет, поэтому пенсионные выплаты (и накопительные, и страховые), как и раньше, освобождены от налогообложения.

При этом налог не будет взиматься и с тех накопительных пенсий, которые находятся не в государственных пенсионных фондах. Но это касается обязательной страховой пенсии. Если отчисления совершаются работодателем, который заключил договор о пенсионном обеспечении с НДФЛ, тогда с него будет вычитаться подоходный налог. Может выплачивать налог и сам пенсионер. Для этого ему нужно самостоятельно заключить договор с НПС в отношении членов своей семьи.

Денежные потери: чего лишатся работающие пенсионеры в 2020 году

С 2020 года планировалось проведение индексации пенсий каждый квартал. Первое индексирование провели 1 января, следующее — в апреле. Если не последует никаких изменений, только на протяжении текущего года пенсии могут возрасти минимум на 10 %. Размер средней пенсии на текущий момент — 15 000 рублей, благодаря индексации размер выплат увеличится до 18 000.

Так как для работающих пенсионеров индексация не запланирована, их пенсионные выплаты не будут меняться. Соответственно, ежемесячно они будут терять от одной до двух тысяч рублей. На первый взгляд, сумма незначительная, но за год показатель будет существенным — от 12 000 до 24 000 рублей. Вернуться к оглавлению

Возможна ли отмена пенсий работающим пенсионерам? Это главный вопрос, который волнует тех, кто уже вышел на заслуженный отдых, но по-прежнему продолжает работать. Пока что никакого решения данного вопроса правительством не предвидится. В Госдуме было выдвинуто несколько идей: Не платить всем, кто работает, пенсии. Пенсионерам, которые не работают, увеличить выплаты.

Заморозить часть страховых выплат, а бонусные начисления выплачивать. Благодаря этим действиям, по мнению специалистов, можно будет сэкономить немало бюджетных средств, которые можно будет пустить на увеличение содержания по старости. Все предложения были рассмотрены комиссией и заложены в проект закона, поданный в 2015 году в Госдуму. Главная идея законопроекта — перестать выплачивать пенсионное обеспечение тем, кто имеет большие доходы, размер которых превышает 1,2 миллиона рублей.

Депутаты не поддержали данный проект.

Будут ли выплачиваться дополнительные пенсии к Новому году? В январе 2017 года пенсионеры получили «13 пенсию». Правительство назвало выплату подарком к новогодним праздникам. На самом деле эти деньги являются компенсацией пенсионных выплат, которые не были индексированы в предыдущем году.

Многие из работающих пенсионеров интересуются, выплатят ли дополнительные пенсии и в текущем году? Вопрос о выплате «13 пенсии» пенсионерам всех категорий решался Государственной думой, но большинство не поддержало данный проект. Соответственно, дополнительные выплаты за 2020 год не будут производиться.

Из-за отмены индексации пенсий граждан, которые работают, они будут получать меньше, чем их неработающие ровесники: разницу в 5–6 % сложно назвать прибавкой. Но со временем эта разница заметно увеличится. Например, в 2017 году перестали выплачивать прибавки работающим пенсионерам, а неработающие граждане их получили и стали получать пенсии на 4 % больше.

В текущем году будет снова проводиться индексирование пенсионных выплат. Планируемый размер индексации — около 4 %. Соответственно, пенсия возрастет на 600–1000 рублей. Казалось бы, разница не очень большая (разве что для государства, учитывая количество работающих пенсионеров), но при существующих ценах на лекарства может оказаться существенной.

Но, если работающий пенсионер получает достойную зарплату, те же 1000 рублей не скажутся на его платежеспособности отрицательно.

Еще одно различие пенсионного обеспечения работающих и неработающих граждан — не связанный с инфляцией перерасчет.

Количество пенсионных баллов для возникновения права на страховую пенсию Необходимое количество пенсионных баллов для возникновения права на страховую пенсию Что касается льгот, неработающие пенсионеры освобождены от отчислений в налоговую инспекцию за транспорт, землю, имущество (один некоммерческий объект)

. Частью их с учетом налоговых льгот региона проживания могут пользоваться и работающие пенсионеры. Вернуться к оглавлению Можно ли увеличить размер пенсии? Большинство людей предпенсионного возраста получают минимальные зарплаты, поэтому им «светит» небольшая пенсия.

Но существует несколько вариантов, позволяющих изменить ситуацию. Сделать это можно следующим образом: Заработать дополнительный стаж. Продолжить работать еще некоторое время, отказавшись от получения пенсии. Предоставить дополнительные справки о заработках. Выйти на пенсию позже. Использовать накопительное страхование. Использовать пенсионный вклад. Воспользоваться страховым депозитом.

Что ждет пенсионеров в будущем? Как заявил министр финансов, неработающим пенсионерам пенсия будет постоянно увеличиваться. В данный момент реализуется программа, позволяющая значительно повысить уровень пенсий. Согласно этой программе к 2030 году люди пенсионного возраста, а также дети, потерявшие кормильцев, инвалиды будут получать пенсию, превышающую прожиточный минимум в три–пять раз.
Работающим пенсионерам пока никто ничего не обещает. Из-за закона об отмене индексирования их пенсионные выплаты остаются неизменными. Следовательно, вопросы об увеличении пенсионного обеспечения остаются пока открытыми. Возможно, ситуацию изменит перерасчет, который обещают произвести и работающим пенсионерам.
Источник:

23 тысячи рублей – такой, по расчету специалистов, будет пенсия у мужчин в случае, если они закончат работать на пять лет позже пенсионного возраста. Разработчики рассказали о том, как будет работать и к каким результатам приведет новая формула расчета пенсий, разработанная по заказу правительства.

Новая пенсионная формула была разработана экспертами Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) по заказу правительства. Концепция новой пенсионной формулы внесена в правительство пять дней назад.

«Если на пенсию пойти не в 60 лет, а в 65, речь идет о мужчинах, то пенсия вырастет до 85% к тому, какой она могла бы быть»

По новой формуле пенсия будет состоять из трех компонентов: базовая, страховая и накопительная. Главные нововведения касаются страховой части.

Базовая часть

На базовую часть пенсии могут рассчитывать все граждане РФ, которые достигли пенсионного возраста и не работают. Однако трудовой страж увеличивается: теперь, чтобы получить базовую часть пенсии, надо проработать не пять лет, как раньше, а как минимум 15 лет. «Но это немного, большинство граждан работают больше», – говорит завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Гайдара Владимир Назаров.

Новшество состоит в том, что финансирование этой выплаты полностью ляжет на госбюджет.

Страховая часть

Но чтобы иметь право на получение страховой части пенсии, разработчики формулы предлагают ввести два обязательных условия: минимальный страховой стаж должен быть не менее 15 лет, а взносы в пенсионную систему должны осуществляться на уровне не ниже чем с двукратного МРОТ за год за вычетом взноса на накопительную пенсию, пояснил Горлин.

Получается, чтобы иметь право на страховую часть пенсии, надо, чтобы работодатель отчислял страховые взносы с одного работника как минимум в 27,5 тыс. рублей в год. МРОТ с 1 января 2013 года составляет 5204 рубля, а страховой взнос платится в размере 22% от зарплаты. Соответственно, чтобы претендовать на страховую часть пенсии, достаточно иметь официальную зарплату как минимум 10 410 рублей в месяц или 124 920 рублей в год.

Основным новаторством обсуждаемой пенсионной формулы является то, что страховая часть будет измеряться не в абсолютных цифрах, а в пенсионных коэффициентах (исходя из уровня заработной платы, стажа и возраста выхода на пенсию).

«Предусматриваются стимулы более позднего выхода на пенсию – позднее общеустановленного возраста, когда пенсия будет значительно возрастать. Расчеты показывают, что если на пенсию пойти не в 60 лет, а в 65, речь идет о мужчинах, то пенсия вырастет до 85% к тому, какой она могла бы быть», – сказал Горлин.

В целом, по его словам, средний размер станет зависимым от стажа.

«Если мы говорим про среднюю пенсию, то по расчетам, которые получены нашими специалистами, если сегодня, в условиях 2013 года, средняя пенсия – это 10,4 тыс. рублей, то в условиях 2015 года – это порядка 12–13 тыс. При условии, если в расчет идет стаж 35 лет, то при выходе на пенсию в общеустановленном возрасте пенсия будет 16–16,5 тыс. рублей. Если же выйти, как я говорил, на пять лет позже, то она уже будет порядка 23 тыс. рублей», – добавил он.

Накопительная часть


Накопительная часть пенсии формируется за счет уплаты работодателем в Пенсионный фонд страховых пенсий и составляет 6% от фонда уплаты труда гражданина, но не более 512 тыс. рублей в год.

При этом россияне по выбору имеют право перевести свои пенсионные накопления (эти 6% от страховых взносов) в управляющую компанию или негосударственные пенсионные фонды, которые инвестируют накопления на фондовом рынке. По идее, за счет более агрессивного инвестирования пенсионных накоплений гражданин мог лучше позаботиться о своем будущем.

Однако с 2014 года решено сократить отчисления работодателей на накопительную часть пенсии с нынешних 6% до 2% от зарплаты. При этом гражданам дано время в течение 2013 года определиться, «войти» в накопительную систему или нет, остаться в ней или нет.

Последствия

Однако большого числа желающих продолжить работать после достижения пенсионного возраста, по его мнению, не будет.

«Мне кажется, что вначале выходить на пенсию позже не будут. Вначале люди не будут понимать реформу и стимулов. Потом программа станет более популярной, как только они увидят, что государство их не обманывает, что действительно можешь выйти на пенсию позже и получить существенно больше», – говорит Владимир Назаров из Института Гайдара.

«Кроме того, сейчас в формуле заложены, на наш взгляд, маленькие коэффициенты стимулирования. Даже если их увеличить, по нашей оценке, лишь порядка 20% граждан согласятся принять участие в этой программе», – добавляет эксперт.

«В нынешних предложениях коэффициенты стимулирования более позднего выхода на пенсию, на наш взгляд, недостаточные. Мы тестировали наших граждан на двукратное увеличение пенсии за пять лет работы сверх установленного пенсионного возраста. Сейчас по базовой пенсии заложен коэффициент 1,36, а по страховой части – 1,45. Для наших граждан это маловато. Двукратное увеличение базовой части пенсии идет только за 10 лет работы сверх пенсионного возраста, а страховой части – только после восьми лет работы», – рассказывает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Проблема дефицита

По его словам, в отличие от других стран, которые вынуждены повышать пенсионный возраст, Россия отличается низким охватом застрахованных: страховые взносы платит меньшая часть, потому что большая часть зарплаты находится в «серой» зоне.

В свою очередь Валерий Рязанский отметил, что разработчикам новой формулы расчета пенсий было поставлено такое условие: не рассматривать возможность повышения пенсионного возраста как минимум до 2030 года. По его словам, возможно, что этот вопрос не будет подниматься и до 2050 года.

Введением новой формулы пенсии проблема дефицита Пенсионного фонда решается несколькими способами. «Во-первых, существенная прибавка (за счет более позднего выхода на пенсию – прим. ВЗГЛЯД) будет обеспечена за счет более медленной индексации пенсий всем оставшимся, тем, кто не будет дольше работать, а выйдет на пенсию вовремя», – объясняет Владимир Назаров. «Индексация, конечно, будет не ниже инфляции, но выше рост будет таким, чтобы сбалансировать пенсионную систему», – добавляет он.

«Во-вторых, сбалансированность пенсионной системы обеспечивается за счет вывода базовой части пенсии в федеральный бюджет и индексации ее в рамках инфляции. За счет вывода базовой части пенсии в бюджет расходы Пенсионного фонда существенно сокращаются, он становится сбалансированным», – говорит Назаров.

Наличие длительного рабочего стажа не гарантирует, что размер ежемесячного пенсионного пособия будет большим. Основная причина – при назначении и расчете пенсии учитывается сумма перечисленных страховых взносов на счет гражданина в Пенсионном фонде (ПФР).

Какой стаж необходим для начисления пенсии

Исходя из критериев, которые берутся за основу, выделяют несколько видов стажа:

  • Государственный – время нахождения гражданина на государственной службе.
  • Трудовой – период занятости на предприятиях, в организациях всех форм собственности. Сюда также относится работа индивидуальным предпринимателем и самозанятость (нотариусы, репетиторы).
  • Специальный – рабочая деятельность по профессии или специальности с особыми условиями труда (тяжелая, вредная, опасная работа). Такой стаж дает человеку возможность выйти на отдых досрочно.

  • Общий. Сюда относится вся продолжительность рабочей деятельности вне зависимости от наличия периодов в статусе неработающего.
  • Непрерывный – стаж, на протяжении которого человек работал без перерывов или длительность этих периодов не превышала установленные законом нормы.

При расчете пенсии учитывается не трудовой, а страховой стаж заявителя – период официальной работы, на протяжении которого наниматель уплачивал страховые взносы из заработка будущего пенсионера. Для назначения страховой пенсии по возрасту в 2019 году нужно иметь не менее 10 лет страхового стажа. Ежегодно этот показатель увеличивается на 1 год, пока к 2024 году не достигнет финального значения – 15 лет.


Как зависит пенсия от стажа работы

Размер пенсии зависит напрямую от вида назначенного обеспечения. Самая большая – это страховая по старости. Самая маленькая – социальная. Причина в том, что сумма соцпенсия имеет фиксированное значение, устанавливаемое ежегодно. При ее назначении не засчитывается страховой или рабочий стаж. Главное – проживание на территории РФ.

Пенсия по выслуге лет начисляется муниципальным и госслужащим. Ее размер зависит, насколько большим было довольствие, поскольку исчисляется сумма обеспечения, исходя из получаемой зарплаты. За каждый дополнительный год свыше положенной выслуги доплачивают по 3% от довольствия служащего.

  • Индейка тушеная с овощами
  • Сирийский хомяк
  • Клотримазол крем

Прибавка к пенсии

В последнее время на просторах интернета циркулируют слухи, что пенсионеры с большим стажем могут получить дополнительные пенсионные баллы. Даже приводятся конкретные цифры:

  • 1 балл – женщинам за 30 лет и мужчинам за 35 лет;
  • 5 баллов – женщинам за 35 лет и мужчинам за 40 лет.

Данная информация является ложной и об этом не один раз говорили представители ПФР. Большой стаж работы при определенных случаях позволяет получить надбавку к пенсии. Такая возможность предусмотрена лишь в некоторых регионах, где гражданам присваивается звание Ветеран труда. Сумма надбавки для каждого субъекта определяется региональными нормативно-правовыми актами.


Вне зависимости от рабочего стажа пенсионное обеспечение неработающих пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума, установленного по региону проживания пожилого человека. Если начисленное обеспечение не достигает определенного по субъекту значения, получателю полагается доплата.

Гражданин может претендовать на перерасчет пенсии за большой стаж при наличии неучтенных периодов трудовой деятельности. Для этого необходимо предоставить уполномоченному сотруднику ПФР бумаги, по которым можно определить продолжительность стажа и величину получаемого вознаграждения (выписки из приказов, трудовые договоры, архивные справки).

  • Какую компенсацию можно получить при ДТП
  • 5 признаков коронавируса из Уханя
  • Кораксан - инструкция по применению

Дополнительные ПБ можно получить по причине включения в общий стаж нестраховых периодов. Сюда относится время, когда человек не мог трудиться или был безработным по объективным причинам:

  • служба в армии солдатом-срочником;
  • уход за новорожденным до исполнения ему полутора лет;
  • участие в общественных работах;
  • нахождение на больничном;
  • уход за престарелым или инвалидом 1 группы;
  • нахождение в статусе безработного, зарегистрированного в Службе занятости.

Важно: учеба вне зависимости от статуса и типа образовательного заведения не входит ни в трудовой, ни страховой стаж! Не засчитывается в качестве рабочих периодов и обучение с отрывом от производства, отпуск за свой счет, декретный за ребенком от полутора до 3 лет.

Доплата к пенсии полагается и при других обстоятельствах:

  • наличие необходимого стажа работы или выслуги в сложных климатических условиях;
  • достижение возраста 80-лет;
  • наличие 25-летнего стажа в агропромышленном комплексе при постоянном проживании в сельской местности;
  • отложенный выход на пенсию – за каждый полный год применяется стимулирующий коэффициент;
  • проживание в северных регионах – выплаты будут больше за счет применения районного коэффициента;
  • наличие оформленной накопительной пенсии – сумма надбавки зависит, насколько большая сумма сбережений.

Для увеличения суммы выплат застрахованному лицу необходимо обратиться в ПФР по месту жительства и подать заявление по установленной форме. К нему нужно приложить паспорт, СНИЛС и документы, подтверждающие право на перерасчет пенсионных выплат в большую сторону. Обращение будет рассмотрено на протяжении 10 дней, после чего заявитель получит ответ.

Льготы по досрочному выходу на пенсию

С января 2019 года в России стартует очередная пенсионная реформа. Она определяет новый возраст выхода на пенсию, который будет поэтапно повышен с 55 до 60 лет у женщин и с 60 до 65 лет у мужчин. Вместе с тем, будущих пенсионеров ожидают некоторые нововведения:

  • Женщины с 3 детьми смогут выходить на пенсию раньше на 3 года, с 4 – на 4 года, с 5 и более – на пять лет.
  • Вырастет возрастной предел для занятых в районах Крайнего Севера и на приравненных территориях. Мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет.
  • Не изменится продолжительность специального стажа для всех категорий льготников.
  • Бюджетники смогут выходить на пенсию при наличии льготного стажа от 15 до 30 лет в зависимости от профессии, но право на получение пенсионных выплат будет смещено на 5 лет вперед.

Почему при большом стаже может быть маленькая пенсия

Причины маленькой пенсии при большом рабочем стаже следующие:

  • Низкооплачиваемая работа. Количество ПБ рассчитывается по специальной формуле, исходя из суммы страховых взносов. Чем выше зарплата, тем больше ПБ будет начислено.
  • Отсутствие подтверждающих документов за время работы до 2002 года. Не вся информация о трудоустройстве гражданина и суммах отчислений имеется в ПФР. Причина – централизованный персонифицированный учет стали вести только с 2002 года. Пересчет ПБ за советское время вплоть до 2002 года происходит по специальной формуле с учетом пенсионного капитала и стажевого коэффициента. Размер последнего зависит от зарплаты человека в то время.
  • Неофициальное трудоустройство и неперечисление взносов нанимателем за сотрудников. Страховые взносы уплачиваются работодателем за сотрудника только при официальном трудоустройстве. Это означает, что если человек трудится без договора, а в его трудовой книжке отсутствует запись, ему не начисляется ни трудовой стаж, ни индивидуальный пенсионный коэффициент. Как следствие – пенсия будет маленькой, поскольку за него никто не платит взносы в ПФР.

Видео

цитата:
Началось очередное реформирование пенсионного механизма — в четвертый раз за 25 лет, и нет гарантий, что в последний. Объяснение понятно: сложные экономико-социальные системы невозможно реформировать в пределах самой системы. Следует воздействовать и на сопряженные с нею зоны и условия. Прежде всего это касается заработной платы. При низких заработных платах невозможно иметь достаточные пенсии.

Судя по происходящему, поиск ориентира реформы — фундаментального вопроса политики государства — свелся к выбору: либо финансы, либо права граждан. Но любому мыслящему гражданину понятно, что проблема сбалансированности действующей системы в том, что страховой тариф не покрывает объективной потребности в источниках финансирования: по расчетам, он должен составлять не 22%, а 34% от фонда заработной платы. Но раз на повышение страхового тарифа наложен мораторий, то для улучшения дел остается повышать оплату труда. Между тем перспективы пенсионной системы, как ни странно, обсуждаются вне зависимости от перспектив оплаты труда. Похоже, реформа проводится не в пользу нынешних работников, но и не в пользу пенсионеров, о чем свидетельствует новая формула исчисления пенсии.

Министерство труда считает, что новая формула «обеспечит приемлемый уровень пенсий». В действительности коэффициент замещения пенсией заработной платы, которым определяется уровень жизни пенсионера, снизится после реформы с 35 до 19%.
Предлагаемый формулой переход на коэффициенты технологически сложен, недоступен для индивидуальной проверки и несовместим с главным — правами пенсионеров. И если сейчас человек знает хотя бы свой пенсионный капитал, реально измеряемый в рублях, то используемый в формуле абстрактный показатель — коэффициент — напоминает систему трудодней в СССР (наполняемость трудодня, как известно, любая). А где механизм, который ограничивает аппетиты финансистов, всегда заинтересованных в экономии на социальных расходах? По нашему мнению, основой формулы должна быть личная заработная плата, и только потом — корректирующие коэффициенты (отчисления, стаж, дети и проч.). Кстати, из 28 предлагаемых коэффициентов расчета рядовой работник может реально проверить только свой заработок.

Переход на абстрактные коэффициенты при отказе от конкретных рублей позволяет правительству регулировать размеры пенсии в зависимости от наполняемости Пенсионного фонда. Представим себе снижение роста ВВП, направление расходов бюджета на иные цели (оборона и проч.) — и пенсия, на которую рассчитывал человек, будет назначена в меньших размерах. Исходя из подобных изменений нетрудно представить себе градус социального недовольства, особенно среди тех 2,5 млн человек, которые ежегодно выходят на пенсию.

Проектируемая модель крайне неустойчива: у каждого человека пенсия зависит не столько от его личных усилий, сколько от заработанных всеми коэффициентов. Если вырастет общий стаж занятости, то снизится цена коэффициента, ибо рост стажа не связан с увеличением отчислений в Пенсионный фонд. Все решается изменением цены коэффициентов, в чем открыто признаются сами авторы идеи. В результате власть не будет особо задумываться о качестве пенсионного обеспечения. Качество пенсионного обеспечения автоматически корректируется в зависимости от того, есть деньги в ПФР или нет. Таким образом, истинный смысл формулы — в финансовом регулировании ситуации. В этом же и результат реформы. Причем же здесь права пенсионеров?

Особенно потрясает решение, касающееся работающих пенсионеров: им предлагается не пересчитывать пенсию, хотя это нарушает законы социального страхования, ибо работодатель платит за любого работника, молодого и пожилого. Есть также предложение отнять базовую пенсию у тех, кто зарабатывает более 2,5 прожиточного минимума, что по современным меркам составляет 14 000 руб. И так делают, несмотря на то что одна из задач реформы — стимулировать продолжение работы. Чем плох труд пенсионеров? Он, видимо, нужен, если в пенсионном возрасте у нас работает 12 млн человек.

Получается противоречие между одними работающими и другими, что вряд ли полезно для экономики. Причем предлагаемые изменения ведут к прямому снижению дохода у миллионов людей. А со снижением дохода, возможно, уменьшится и желание трудиться, в том числе по востребованным профессиям: медики, учителя, воспитатели, ИТР, квалифицированные рабочие. В отрицательную зону добавим еще и тех, кто потеряет надежду на лучшую пенсию, ибо их зарплата ниже средней, а это 70% всех работников. Понятен масштаб социального разочарования, который станет результатом предлагаемой реформы.

Удивляет и то, что по столь масштабному мероприятию, касающемуся всех и каждого, не проводится пилотный проект непосредственно на территориях, в отделениях ПФР. В ходе пилотного проекта каждый инспектор и его клиенты задали бы вопросы, которых, наверное, было бы море.

Нельзя не согласиться с мнением многих, которое состоит в том, что намеченные изменения не решают проблемы стимулирования труда: новая формула предполагает, что чем больше люди работают, тем меньше стоит балл и тем меньше пенсия. Не достигается и простота исчисления: структурообразующих факторов по-прежнему много. Права людей не становятся более защищенными: пенсии у большинства не выйдут на стандарт МОТ — 40% от средней зарплаты. Зато выигрывает Минфин, получающий свободу рук в бюджетной политике, когда размер пенсии определяется наполняемостью Пенсионного фонда. Минфин уже намечает получить многомиллиардную экономию на ограничении индексации пенсий и отмене ранее намеченного стимулирования стажа. Весьма соблазнительно сэкономить на фонде, масштаб которого в формате государственного регулирования соответствует объему всех бюджетных ассигнований на социальную сферу. Мы поддерживаем идею об использовании проверенной многолетней практикой формулы исчисления пенсии, не столь определяемой состоянием пенсионных финансов, тем более что в других странах такой безусловной зависимости в абсолютном значении нет.

Если нужна реформа, то она предполагает действительно принципиальные вещи. Финансовую нагрузку можно разделить между двумя участниками страхования, подняв на соответствующую долю тарифа оплату труда работника. В этом варианте необходимо будет ввести вместо государственной особую форму собственности на страховые средства — частно-общественную. Рационально иметь не единую для всех отраслей и групп профессий общую систему пенсий, а дифференцированную по интересам и возможностям: отдельно для малого бизнеса, отдельно для людей свободных профессий и т. д.

Стоит отменить всеобщее пенсионное обеспечение: для трудоспособных, которые не платили взносы, использовать не социальную пенсию, а социальное пособие по бедности, если в пожилом возрасте бедность выявится при проверке доходов, имущественного и семейного положения. Шире применять алиментные отношения для пожилых, не получающих от своих успешных взрослых детей материальной поддержки. Все это позволит укрепить Пенсионный фонд без этой крайне нерациональной ломки пенсионной системы, намечаемой ныне.

Началось очередное реформирование пенсионного механизма — в четвертый раз за 25 лет, и нет гарантий, что в последний.

Объяснение понятно: сложные экономико-социальные системы невозможно реформировать в пределах самой системы. Следует воздействовать и на сопряженные с нею зоны и условия. Прежде всего это касается заработной платы.

При низких заработных платах невозможно иметь достаточные пенсии.

Судя по происходящему, поиск ориентира реформы — фундаментального вопроса политики государства — свелся к выбору: либо финансы, либо права граждан. Но любому мыслящему гражданину понятно, что проблема сбалансированности действующей системы в том, что страховой тариф не покрывает объективной потребности в источниках финансирования: по расчетам, он должен составлять не 22%, а 34% от фонда заработной платы. Но раз на повышение страхового тарифа наложен мораторий, то для улучшения дел остается повышать оплату труда. Между тем перспективы пенсионной системы, как ни странно, обсуждаются вне зависимости от перспектив оплаты труда.

Похоже, реформа проводится не в пользу нынешних работников, но и не в пользу пенсионеров, о чем свидетельствует новая формула исчисления пенсии.

Министерство труда считает, что новая формула «обеспечит приемлемый уровень пенсий». В действительности коэффициент замещения пенсией заработной платы, которым определяется уровень жизни пенсионера, снизится после реформы с 35 до 19%.

Предлагаемый формулой переход на коэффициенты технологически сложен, недоступен для индивидуальной проверки и несовместим с главным — правами пенсионеров.

И если сейчас человек знает хотя бы свой пенсионный капитал, реально измеряемый в рублях, то используемый в формуле абстрактный показатель — коэффициент — напоминает систему трудодней в СССР (наполняемость трудодня, как известно, любая). А где механизм, который ограничивает аппетиты финансистов, всегда заинтересованных в экономии на социальных расходах? По нашему мнению, основой формулы должна быть личная заработная плата, и только потом — корректирующие коэффициенты (отчисления, стаж, дети и проч.). Кстати, из 28 предлагаемых коэффициентов расчета рядовой работник может реально проверить только свой заработок.

Переход на абстрактные коэффициенты при отказе от конкретных рублей позволяет правительству регулировать размеры пенсии в зависимости от наполняемости Пенсионного фонда. Представим себе снижение роста ВВП, направление расходов бюджета на иные цели (оборона и проч.) — и пенсия, на которую рассчитывал человек, будет назначена в меньших размерах. Исходя из подобных изменений нетрудно представить себе градус социального недовольства, особенно среди тех 2,5 млн человек, которые ежегодно выходят на пенсию.

Проектируемая модель крайне неустойчива: у каждого человека пенсия зависит не столько от его личных усилий, сколько от заработанных всеми коэффициентов.

Если вырастет общий стаж занятости, то снизится цена коэффициента, ибо рост стажа не связан с увеличением отчислений в Пенсионный фонд. Все решается изменением цены коэффициентов, в чем открыто признаются сами авторы идеи.

В результате власть не будет особо задумываться о качестве пенсионного обеспечения. Качество пенсионного обеспечения автоматически корректируется в зависимости от того, есть деньги в ПФР или нет. Таким образом, истинный смысл формулы — в финансовом регулировании ситуации. В этом же и результат реформы. Причем же здесь права пенсионеров?

Особенно потрясает решение, касающееся работающих пенсионеров: им предлагается не пересчитывать пенсию, хотя это нарушает законы социального страхования, ибо работодатель платит за любого работника, молодого и пожилого. Есть также предложение отнять базовую пенсию у тех, кто зарабатывает более 2,5 прожиточного минимума, что по современным меркам составляет 14 000 руб. И так делают, несмотря на то что одна из задач реформы — стимулировать продолжение работы. Чем плох труд пенсионеров? Он, видимо, нужен, если в пенсионном возрасте у нас работает 12 млн человек.

Получается противоречие между одними работающими и другими, что вряд ли полезно для экономики. Причем предлагаемые изменения ведут к прямому снижению дохода у миллионов людей. А со снижением дохода, возможно, уменьшится и желание трудиться, в том числе по востребованным профессиям: медики, учителя, воспитатели, ИТР, квалифицированные рабочие. В отрицательную зону добавим еще и тех, кто потеряет надежду на лучшую пенсию, ибо их зарплата ниже средней, а это 70% всех работников. Понятен масштаб социального разочарования, который станет результатом предлагаемой реформы.

Удивляет и то, что по столь масштабному мероприятию, касающемуся всех и каждого, не проводится пилотный проект непосредственно на территориях, в отделениях ПФР. В ходе пилотного проекта каждый инспектор и его клиенты задали бы вопросы, которых, наверное, было бы море.

Нельзя не согласиться с мнением многих, которое состоит в том, что намеченные изменения не решают проблемы стимулирования труда: новая формула предполагает, что чем больше люди работают, тем меньше стоит балл и тем меньше пенсия.

Не достигается и простота исчисления: структурообразующих факторов по-прежнему много.

Права людей не становятся более защищенными: пенсии у большинства не выйдут на стандарт МОТ — 40% от средней зарплаты.

Зато выигрывает Минфин, получающий свободу рук в бюджетной политике, когда размер пенсии определяется наполняемостью Пенсионного фонда. Минфин уже намечает получить многомиллиардную экономию на ограничении индексации пенсий и отмене ранее намеченного стимулирования стажа. Весьма соблазнительно сэкономить на фонде, масштаб которого в формате государственного регулирования соответствует объему всех бюджетных ассигнований на социальную сферу. Мы поддерживаем идею об использовании проверенной многолетней практикой формулы исчисления пенсии, не столь определяемой состоянием пенсионных финансов, тем более что в других странах такой безусловной зависимости в абсолютном значении нет.

Если нужна реформа, то она предполагает действительно принципиальные вещи. Финансовую нагрузку можно разделить между двумя участниками страхования, подняв на соответствующую долю тарифа оплату труда работника. В этом варианте необходимо будет ввести вместо государственной особую форму собственности на страховые средства — частно-общественную. Рационально иметь не единую для всех отраслей и групп профессий общую систему пенсий, а дифференцированную по интересам и возможностям: отдельно для малого бизнеса, отдельно для людей свободных профессий и т. д.

Стоит отменить всеобщее пенсионное обеспечение: для трудоспособных, которые не платили взносы, использовать не социальную пенсию, а социальное пособие по бедности, если в пожилом возрасте бедность выявится при проверке доходов, имущественного и семейного положения. Шире применять алиментные отношения для пожилых, не получающих от своих успешных взрослых детей материальной поддержки. Все это позволит укрепить Пенсионный фонд без этой крайне нерациональной ломки пенсионной системы, намечаемой ныне.

Автор — главный научный сотрудник Института экономики РАН профессор Российской академии государственной службы при президенте РФ Людмила Ржаницына

Читайте также: