Что будет с работающими пенсионерами в беларуси последние новости

Примерно каждый четвертый пенсионер в Беларуси продолжает работать. При этом работающие пенсионеры могут получать и пенсию, и зарплату одновременно, а могут временно отказаться от пенсии в обмен на прибавку в будущем. FINANCE.TUT.BY разбирался в том, сколько и как получают работающие пенсионеры.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Пенсии на общих основаниях: за пять лет работы без пенсии ее можно увеличить в 1,8 раза

В этом году на пенсию на общих основаниях мужчины выходят в 61,5 года, женщины — в 56,5 лет. Если пенсионер решает продолжить работать, у него есть две опции. Первая — это получать одновременно и пенсию, и зарплату.

— Пенсии, назначенные на общих основаниях, в период работы выплачиваются с ограничением индивидуального коэффициента заработка 1,3, — говорят в Минтруда. — Важно учитывать, что работая с получением пенсии, после оставления работы нельзя будет пересчитать стаж.

Иными словами, если ваш пенсионный коэффициент составляет 1,5, то, пока вы работаете, пенсию будут начислять по коэффициенту 1,3.

Вторая опция — это отказаться от получения пенсии в период работы и в дальнейшем получать больше.

— В этом случае пенсия увеличивается за счет дополнительного стажа и за счет так называемой премии. Так, отказавшись от ее получения в период работы, за первый год такой работы пенсия увеличится на 6% заработка, из которого исчисляется пенсия, за второй — на 8%, за третий — на 10% и т. д. Отработав 5 лет без получения пенсии, можно увеличить ее размер 1,5−1,8 раза, — объясняют в Минтруда.

Вредные условия: пенсию по возрасту будут платить, даже если продолжить работать на том же месте

За работу с особыми условиями труда на пенсию по возрасту можно выйти на 5−10 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. Если такой пенсионер продолжит работать после назначения пенсии, то платить пенсию ему все равно будут. Причем неважно, где именно он работает — во вредных условиях или нет.

— Единственное ограничение — это индивидуальный коэффициент заработка. Если он выше чем 1,3, значит, пенсия будет ограничена этим коэффициентом, — комментируют в Минтруда. — При этом нужно отметить, что с 1 января 2009 года в республике действует система профессионального пенсионного страхования. Накопление пенсионных прав в этой системе осуществляется за счет специальных взносов работодателей. Порядок пенсионирования в этой системе отличается. Важно помнить, что работник, выработавший более половины требуемого льготного стажа после 1 января 2009 года, уже не сможет получать досрочную пенсию в период «вредной» работы. Исключение установлено только для лиц, у которых больше половины льготного стажа на работах по спискам № 1 и № 2 было выработано до 1 января 2009 г.

Педагоги и медики: либо ранняя пенсия, либо работа на прежнем месте

Пенсия за выслугу лет также назначается тем, кто занимался отдельными видами профессиональной деятельности: отдельным категориям медицинских и педагогических работников, артистам, спортсменам, работникам авиации.

— Пенсия за выслугу лет будет выплачиваться им при условии, что они не работают в должностях, дающих право на эту пенсию, — рассказывают в Минтруда.

Иными словами, если фельдшеру выездной бригады станции скорой помощи была назначена пенсия за выслугу лет, но он хочет продолжать работать в этой же должности, то выплачивать пенсию за выслугу лет ему не будут. Или же он может перейти на другую, не вредную работу и получать и зарплату, и пенсию.

— В этом случае также будет действовать ограничение в выплате пенсии с учетом индивидуального коэффициента заработка 1,3. То есть если индивидуальный коэффициент заработка пенсионера составляет, например, 1,8, то в период работы он будет получать пенсию по коэффициенту 1,3, — добавляют в Минтруда.

Силовики: если работать по другой специальности, ограничивающих коэффициентов для пенсии не будет

Силовикам (к ним относятся в том числе военнослужащие-контрактники, спасатели, милиция) пенсия назначается не по линии Минтруда, а по линии соответствующего ведомства — Минобороны, МЧС, МВД. Продолжать «работать по специальности» военный может еще пять лет (если у него есть ученая степень, то этот срок может быть продлен еще на пять лет), но в этом случае получать одновременно пенсию и зарплату будет нельзя. Плюс для этого нужно будет пройти медкомиссию, которая определит степень годности к военной службе по медицинским показаниям.

Зато после выхода на пенсию силовики могут без ограничений устраиваться на другую работу. Пенсию им при этом будут платить в полном размере, ограничивающих коэффициентов нет. Правда, временно отказаться от получения пенсии и за это потом получить дополнительный повышающий коэффициент силовики тоже не могут.

Госслужащие: на пенсию можно выйти на пять лет раньше, но получать половину пенсии

Госслужащим могут назначить пенсию за выслугу лет на пять лет раньше общеустановленного. Главное условие — проработать на госслужбе не менее 20 лет (в том числе не менее двух лет на государственных должностях после 1 марта 1994 года). Выплата пенсии будет зависеть от того, продолжит ли этот человек работать.

— Такая пенсия не выплачивается в период занятия предпринимательской деятельностью или работы по трудовому договору, причем неважно где — на госслужбе или в другой организации. Если госслужащий не работает и не занимается предпринимательской деятельностью, но еще не достиг общеустановленного пенсионного возраста (в нынешнем году это 56,5 года для женщин и 61,5 года для мужчин), то он будет получать 50% пенсии, — рассказали в Минтруда.

Нужно ли выходить на работу, если контракт закончился в выходной день, а наниматель не уведомил о продолжении трудовых отношений?


Особенности трудового законодательства, которые касаются работающих пенсионеров, разбираем с правовым инспектором труда Могилевской областной организации профсоюза работников торговли, потребительской кооперации и предпринимательства Юлией Богачевой.

– Планирую взять на работу пенсионера. Слышал, что в таком случае необходимо известить госорганы. Какие именно?
Сергей, Дрибинский район

– Согласно ст. 93 Закона «О пенсионном обеспечении» при приеме на работу пенсионера (в том числе при заключении гражданско-правовых договоров) работодатель обязан в 5-дневный срок известить об этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. К слову, суммы пенсий, излишне выплаченные в связи с невыполнением работодателем указанного требования, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, взыскивает с работодателей в бесспорном порядке.

– Срок действия моего контракта истекает в выходной день (в субботу). Я бы хотел уволиться, но наниматель не уведомил меня заранее о том, будет ли продлевать трудовые отношения. Как мне быть? Обязан ли я выйти на работу в понедельник?
Павел, Хотимский район

– В Трудовом кодексе (ч.2 ст.35 ТК) предусмотрено такое основание увольнения, как «истечение срока действия срочного трудового договора, кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения». Контракт является разновидностью срочного трудового договора, следовательно, если после выходных вы не выйдите на работу, то контракт прекратится по указанному выше основанию (истечение срока). Но если вы продолжите работать и наниматель не потребует прекратить трудовые отношения, то контракт преобразуется в трудовой договор, заключенный на неопределенный срок (ст. 39 ТК). При этом наниматель обязан будет письменно оформить такие трудовые правоотношения.

– Через неделю я достигну пенсионного возраста и хотела бы досрочно расторгнуть контракт, чтобы уйти на пенсию. Однако наниматель не подписывает заявление об увольнении, ссылаясь на то, что я не предупредила его письменно за месяц. Его действия правомерны?
Валентина, Горецкий район

– Согласно ч. 1 ст. 41 ТК срочный трудовой договор подлежит расторжению досрочно по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, поступления на военную службу по контракту или по другим уважительным причинам, препятствующим выполнению работы по трудовому договору, а также в случае нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора. К другим уважительным причинам могут относиться, например, состояние здоровья, выход на пенсию, изменение места жительства. При расторжении трудового договора по указанной статье не предусмотрен срок предварительного письменного уведомления нанимателя. То есть уволить должны по этому основанию в срок, указанный работником в заявлении.

– Я на пенсии, но продолжаю работать. Скоро заканчивается контракт, и руководство уведомило, что не планирует продлевать со мной трудовые отношения. Замечаний по работе или противопоказаний по здоровью у меня нет. Имеет ли право наниматель не продлить контракт?
Нина, Кличевский район

– Особенности продления контракта с работником, достигшим пенсионного возраста, в законодательстве не предусмотрены. Здесь действует общий порядок. Согласно ст. 261-3 ТК продление контракта в пределах 5-летнего срока его действия осуществляется по соглашению сторон на срок не менее одного года, а с работником, не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, – до истечения максимального срока действия контракта. На меньший срок контракт продлевают с письменного согласия работника. При этом коллективный договор организации может содержать иные гарантии по продлению контракта.

– Хотела устроиться на работу, но мне отказали – мол, я уже на пенсии по возрасту. Однако никаких противопоказаний по состоянию здоровья к этой работе у меня нет. Законно ли мне отказано?
Зинаида, Костюковичский район

– В соответствии со ст. 14 ТК дискриминация, то есть ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального и социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника, запрещена.

Не считаются дискриминацией любые различия, исключения, предпочтения и ограничения:

  • основанные на свойственных данной работе требованиях;
  • обусловленные необходимостью особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды, лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС).

Вы вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением, если считаете, что подверглись дискриминации в сфере трудовых отношений.


— Татьяна Викторовна, насколько знаю, в первую очередь новшества касаются многодетных матерей. Что указ изменит в их пенсиях?

— Первое новшество в пенсионной системе касается матерей, родивших четверых и более детей, которые не работали в связи с уходом за малолетними детьми. Периоды декретного отпуска будут засчитываться в общий стаж работы в пределах 12 лет, а не 9, как сейчас. Норма указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2021 года. Пенсии будут перерассчитывать с учетом данной нормы с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке. Для этого нужно будет подать заявление и документы, подтверждающие рождение четверых и более детей и воспитание их до трехлетнего возраста в орган по труду, занятости и социальной защите.

— А страховой стаж не изменится?

— Для мам, родивших четверых детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, он уменьшается. Трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста будет назначаться при наличии общего стажа не менее 20 лет, в том числе не менее 10 лет — с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Сейчас такие мамы получали трудовую пенсию на общих основаниях. Например, в текущем году трудовую пенсию назначали при наличии страхового стажа не менее 17 лет и 6 месяцев.

— Кого еще коснутся изменения при начислении пенсий?

— Расширяется круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца и условия, при которых она назначается. При осуществлении ухода за детьми умершего кормильца, не достигшими трех лет, она назначается:

- лицам, которым по месту работы предоставлен отпуск по уходу за ребенком умершего кормильца, до достижения им возраста 3 лет (при условии, что они не выполняют работу по гражданско-правовому договору, не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности);

- лицам, которые являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности, но приостановили соответствующую деятельность на период осуществления ухода за ребенком умершего кормильца до достижения им трехлетнего возраста;

- бывшему супругу (бывшей супруге) умершего кормильца при условии невступления в новый брак.

— Предусмотрены ли какие-то новшества для людей с инвалидностью?

— Да, есть они и для этой категории граждан. Если человек являлся инвалидом I и II групп не менее 10 лет до достижения общеустановленного пенсионного возраста, то страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях, будет снижаться на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности. А когда время пребывания на инвалидности I и II групп составляет не менее 21 года, трудовая пенсия будет назначаться при наличии страхового стажа не менее 5 лет. Одновременно для указанной категории лиц снижено требование к общему стажу: для женщин — с 20 до 15 лет, для мужчин — с 25 до 20 лет.

Также на 5 лет снижен общий стаж инвалидам с детства I и II групп для назначения досрочной пенсии по возрасту по статье 22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

Социальная пенсия лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, матерям и (или) отцам детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имевших третью и (или) четвертую степень утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами с детства I группы, если родитель (родители) осуществлял уход за ними не менее 20 лет, назначается в размере 130 процентов бюджета прожиточного минимума пенсионера.

— Как быть, если все же страхового стажа для назначения пенсии не хватает?

— Будет назначена трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже. Сюда подпадают мужчины, достигшие возраста 65 лет и женщины — 60 лет при наличии не менее 10 лет страхового стажа. Пенсия будет назначаться в размере 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера. За каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия будет дополнительно увеличиваться на 3% указанной величины, но не более чем до 100 процентов этой величины.

К сведению, в 2021 году для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях в полном размере потребуется наличие страхового стажа не менее 18 лет.

— Куда обращаться за перерасчетом пенсий?

— Напомню, трудовые пенсии, назначенные до 1 января 2021 г., будут перерассчитываться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер обратился за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке. Всех, кого коснулся Указ, и кто имеет право на перерасчет пенсии согласно ему, просим обращаться в отдел пенсий и пособий (кабинет № 4, телефон 6-59-01) управления по труду занятости и социальной защите Волковысского райисполкома по адресу: ул. Жолудева, д. 24. В первую очередь, обращаем внимание на это женщин, осуществлявших уход за детьми до 3 лет более 9 лет в общей сложности, женщин, родивших четверых и более детей и воспитавших их до 8-летнего возраста, родителей детей-инвалидов.


Действующая в стране система пенсионного обеспечения «себя изжила». Это сказал не кто-нибудь из либеральных экономистов или представителей международных структур, это слова Александра Лукашенко на недавнем съезде Федерации профсоюзов Беларуси. Президент пообещал, что в будущем при выплате пенсий не будет уравниловки. Только ли в этом кроется ее системная проблема?

Лучшее – друг хорошего

По словам Главы государства, уже в этом году (после президентских выборов) власти займутся этим вопросом, чтобы «человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать – на пенсии будет лучше».

При этом Александр Лукашенко считает, что решить проблемы в пенсионном обеспечении будет несложно:

«Мы еще посоветуемся с теми, кто внедрял накопительные и прочие виды пенсий, которые не прошли, не состоялись: заигрались в рынок и т.д. С учетом их опыта и тех систем, которые есть в мире, мы создадим в Беларуси лучшую систему пенсионного обеспечения».

Сегодня в нашей стране проживает более 2,5 млн пенсионеров, за 10 лет их стало больше на 63 тыс. человек, а количество занятых за это время снизилось на 370 тыс.

Если учесть, что, по данным Белстата, в 2019 году в экономике было занято чуть более 4,3 млн человек, то на одного пенсионера приходится меньше двух работающих, точнее – 1,7.

При этом, конечно, стоит учитывать, что более 25% пенсионеров продолжают трудиться. И если от общего количества занятых вычесть эти почти 640 тыс., то соотношение выйдет и вовсе один к полутора.

Учитывая, что пенсионная система в Беларуси не является накопительной, а финансируется из текущих отчислений занятых, попросту говоря, трое работающих человек обеспечивают выплату пенсии двоим пенсионерам.

Внебюджетный бюджет

Как это отражается на системе социальной защиты населения? Выплата пенсий является одним из основных направлений расходования средств Государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. Согласно свежим данным, в бюджет ФСЗН в 2019 году поступило 15,9 млрд руб., из которых 14,4 млрд составили обязательные страховые взносы. Из этих средств почти 80% было направлено на выплату пенсий.

Бюджет фонда исполнен с профицитом в сумме 100,6 млн руб. за счет поступлений от профессионального пенсионного страхования, которое положено работникам при особо вредных и тяжелых условиях труда.

Однако стоит отметить, что ФСЗН за год получил субвенцию из республиканского бюджета на выплату трудовых пенсий и пособий – 104 млн руб. Это без учета пенсий госслужащим и военным, а также социальных пенсий, которые согласно законодательству субсидируются из госбюджета и занимают менее 8% в общей сумме пенсий.

Причем если изучить статистику фонда за первые три квартала прошлого года, можно сделать вывод, что бюджетные поступления понадобились ближе к его концу.

Поэтому о профицитности можно говорить лишь формально, по факту есть небольшой дефицит. Но эти поступления предусмотрены законом о бюджете, поэтому официально никакого дефицита быть не может.

Фонд, к сожалению, не приводит точных данных, какая часть субвенции пошла на выплату пособий, а какая – на пенсии. Исходя из имеющейся информации, субсидируется менее 1% пенсионных выплат.

Вроде бы немного, но сама необходимость таких перечислений говорит о разбалансировке действующей пенсионной системы. Учитывая сокращение количества населения и его старение, диспропорция только усугубится.

Если в 2018 году такие субвенции не понадобились, то согласно Закону о бюджете в 2020 году на выплату пенсий и пособий, финансирование мероприятий по обеспечению занятости и детского санаторно-курортного лечения субвенция в ФСЗН (без учета пенсий военных и госслужащих, а также социальных пенсий) составит около 950 млн руб.

Подробной разбивки этой суммы в законе нет. Но ее рост в целом показателен. Если по факту в 2019 году на эти цели пошло суммарно около 255 млн руб., то теперь планируется в 3,7 раза больше. И вряд ли кратно увеличатся траты на содействие трудоустройству или детский отдых.

Эта сумма, кстати, почти полностью (на 95%) формирует дефицит бюджета, который в этом году запланирован. Учитывая же низкий старт, с которым экономика вошла в начало 2020-го, неопределенность по поставкам энергоносителей, не стоит исключать бюджетных корректировок и увеличения дефицита.

Что имеем на сегодня

В январе средний размер назначенных пенсий составил 431,3 руб., что в 2,4 раза превысило официальный бюджет прожиточного минимума для этой категории населения и достигло 38,6% средней зарплаты. Пенсия по возрасту в среднем составляет 446 руб. По информации Белстата, реальный размер пенсий (с учетом инфляции) снизился на 0,9% к предыдущему месяцу, хотя за последние 12 месяцев вырос на 8,1%.

С февраля минимальная трудовая пенсия – 245,12 руб., это 65% от минимальной зарплаты.

Таких цифр, возможно, не было бы без стартовавшего с 2017 года постепенного повышения пенсионного возраста за 5 лет. В текущем году на заслуженный отдых выходят 57-летние женщины и 62-летние мужчины, через 2 года пенсионный возраст составит 58 и 63 года соответственно.

Сейчас пенсия положена тем, кто имеет 17,5 лет страхового стажа, однако требуемый стаж будет постепенно расти и с 2025 года составит 20 лет. Кто не отработал – может целиком или частично рассчитывать на социальную пенсию.

В марте 2016 г. Александр Лукашенко поблагодарил граждан за то, что они отнеслись к повышению пенсионного возраста с пониманием и «согласились, что эту проблему надо решать сегодня». Затем был подписан Указ от 11.04.2016 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».

И хотя многие попали в пенсионную ловушку, повышение возраста выхода на пенсию в Беларуси действительно не стало политическим фактором. Но на сегодня, очевидно, потенциал принятого решения исчерпан.

Появится ли в Беларуси механизм накопительных пенсий или реформирование ограничится тем, чтобы, взяв у одних, добавить другим?

В любом случае продолжение прак­тики субсидирования пенсионного фонда из госбюджета не сможет продолжаться долго. А новое повышение пенсионного возраста без реальных системных изменений только отсрочит разрешение проблемы.

Хотя и сократит количество работающих пенсионеров. И пенсионеров вообще.

Глас народа / Vox populi

Исследовательский центр ИПМ презентовал итоги проведенного недавно опроса общественного мнения, посвященного системе социальной защиты в Беларуси, в т.ч. пенсионному обеспечению.

Оказалось, только около половины опрошенных знают, что пенсии в стране выплачиваются из отчислений сегодняшних работников. Остальные полагают, что это делается за счет прежних накопительных отчислений, по смешанной системе или вовсе затруднились с ответом. Правильный процент отчислений от зарплаты в ФСЗН (35%) указали лишь 13% респондентов, абсолютное большинство не дали никакого ответа.

91% опрошенных считают, что существующая пенсия не способна обеспечить им безбедную старость. О тревоге или страхе в связи с размером будущей пенсии заявил 31%, вообще не думают об этом 54%.

По мнению 72% участников опроса, пенсии в стране низкие, 70% считают это следствием неэффективности государства и общего экономического положения. Демографические факторы не оцениваются как важные.

Среди изменений пенсионной системы, которые могут пойти на пользу, 52% назвали расширение страхового стажа с включением в него периодов службы в армии и ухода за нуждающимися, 35% высказались за пропорциональную привязку пенсии к размеру зарплаты и отчислений в ФСЗН, 31% – за устранение различий между обычными пенсиями и условиями выплат силовикам и военным. 59% участников опроса поддерживают развитие добровольного пенсионного страхования и введение обязательных накопительных пенсий в дополнение к существующим.

42% опрошенных рассказали, что они планируют выработать нужный для выхода на пенсию стаж, 13% считают, что отработать его не успеют. Столько же заявили, что стаж у них уже выбран, а 4,5% уверены, что уже попали в пенсионную ловушку.

Отвечая на вопрос о различиях в размере пенсий, связанных со стажем и размером зарплаты, почти треть опрошенных считают, что «и те, кто работал много, и те, кто работал мало, получают примерно одинаково».

Абсолютное большинство респондентов (62%) считают, что размер пенсии должен зависеть от общего трудового, а не страхового стажа.

71% участников сообщили о том, что при достижении пенсионного возраста планируют жить исключительно на пенсию, 43% хотят продолжать работать, 28% тратить сбережения и доходы от приусадебного участка.

Рассуждая о накоплениях на период пожилого возраста и старости, 57% опрошенных сказали, что им «не хватает на обычные расходы, поэтому откладывать не получается», 18% никогда не задумывались о такой необходимости.

74% заявили, что готовы откладывать на пенсию, если у них будет стабильный и высокий заработок, 30% – если появятся государственные гарантии по таким накоплениям, 27% – если в любой момент можно будет воспользоваться пенсионным вкладом, 25% делали бы это при стабильной банковской системе.

Автор публикации: Алексей АЛЕКСАНДРОВ


Как выплачивается пенсия работающим пенсионерам? Всегда ли можно на нее рассчитывать?

В период работы либо занятия предпринимательской деятельностью не выплачиваются доплаты к пенсиям пенсионерам, достигшим 75 (80) лет, предусмотренные Указом Президента Республики Беларусь, и ежемесячные доплаты, установленные отдельным категориям неработающих получателей в соответствии с решением Минского городского Совета депутатов «Об установлении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», а также ежемесячные доплаты к пенсиям лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста и имеющим ученую степень доктора наук и ученое звание профессора.

Ч. 1 ст. 83 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» установлено, что пенсии выплачиваются без учета получаемого пенсионером заработка (дохода). Но при этом часть пенсии, исчисленная с учетом заработка свыше 130 % средней заработной платы в республике (что соответствует индивидуальному коэффициенту заработка 1,30000), в период работы либо период, в течение которого пенсионер являлся индивидуальным предпринимателем (за исключением занятости непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях), не выплачивается. Выплата в полном размере будет производиться со дня, следующего за днем увольнения пенсионера или исключения его из единого регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Если же пенсия исчислена с учетом индивидуального коэффициента заработка менее или равного 1,30000, то она выплачивается в период работы (в том числе при занятости на работе на условиях неполного рабочего времени, по гражданско-правовому договору) или в период, когда пенсионер является индивидуальным предпринимателем, в полном размере.

Не выплачиваются в период работы пенсии по возрасту, назначенные досрочно в соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» до достижения общеустановленного пенсионного возраста или приобретения права на пенсию по другим основаниям.

В период работы по трудовому договору (контракту) или занятия предпринимательской деятельностью приостанавливается выплата пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».

Также не выплачиваются пенсии за выслугу лет в период работы, дающей право на эту пенсию, отдельным категориям работников авиации и летно-испытательного состава, отдельным категориям медицинских и педагогических работников, артистам, спортсменам.


Кто уведомляет органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, о приеме пенсионера на работу и его увольнении?

При приеме на работу пенсионера (в том числе при заключении гражданско-правовых договоров) работодатель обязан в пятидневный срок известить об этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с невыполнением работодателем указанного требования, взыскиваются в пользу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в бесспорном порядке с работодателей.

Пенсионер также обязан извещать орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты. При этом следует обратить внимание, что на работодателя возложена обязанность об извещении только о приеме на работу пенсионера, а документы об увольнении гражданин самостоятельно предоставляет в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Впрочем, организация тоже вправе направить эти сведения в адрес управления социальной защиты.

Какие выплаты положены по достижении 75 и 80 лет?

Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2012 года № 35 доплаты к пенсиям установлены постоянно проживающим в Республике Беларусь неработающим получателям пенсий в органах по труду, занятости и социальной защите, достигшим 75 и 80 лет.

К неработающим получателям пенсий в данном случае относятся лица, получающие пенсии, но при этом не являющиеся индивидуальными предпринимателями и не осуществляющие трудовую деятельность на основании трудовых, гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, либо на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.

Доплаты устанавливаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем достижения 75 или 80 лет. Лицам, достигшим 75 лет, устанавливается доплата в размере 75 % минимального размера пенсии по возрасту. Тем, кому исполнилось 80 лет, — 100 % минимального размера пенсии по возрасту.

Например, Иванов Н. П., родившийся 5 июля 1945 года, достиг 75 лет 5 июля 2020-го. С 1 августа 2020-го ему будет выплачиваться доплата в размере 75 % минимального размера пенсии по возрасту, составляющей на этот момент 64,03 рубля — это будет 48,02 рубля.


Многие пенсионеры ошибочно считают, что по достижении 80 лет к доплате в размере 75 % добавляется доплата в размере 100 % минимального размера пенсии по возрасту. Это не так, доплаты не суммируются, просто по достижении 80 лет размер выплаты увеличивается с 75 до 100 % минимального размера пенсии по возрасту.

Например, Петров Н. П., родившийся 5 июля 1940 года, достиг 80 лет 5 июля 2020-го. С 1 августа 2020-го ему будет выплачиваться доплата в размере не 48,02 рубля, а 64,03 рубля, то есть 100 % минимального размера пенсии по возрасту. Таким образом, она будет увеличена на 17,75 рубля.

Стоит учитывать, что в период работы или предпринимательской деятельности данные доплаты к пенсии не выплачиваются. Тем не менее пенсионерам, достигшим 80 лет (независимо от того, работают они или нет) на основании норм Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» устанавливается надбавка на уход в размере 50 % минимальной пенсии по возрасту (на сегодня это 32,02 рубля), которая выплачивается с первого числа месяца, следующего за месяцем достижения пенсионером 80 лет.

Инвалидам I группы к пенсии устанавливается надбавка на уход в размере 100 % минимального размера пенсии по возрасту, в связи с чем по достижении ими 80 лет к пенсии не будет установлена надбавка на уход в размере 50 % минимальной пенсии по возрасту как лицу, достигшему 80 лет. Это связано с тем, что при наличии права на надбавку на уход по различным основаниям она начисляется по одному (наиболее выгодному) основанию.

К слову, права на надбавку получателям пенсий, достигшим 75 и 80 лет, не имеют лица, находящиеся в местах лишения свободы либо на государственном обеспечении и проживающие в государственных стационарных организациях социального обслуживания.


Пенсионер о социальных услугах: «Помогать пожилым могут только душевные люди»

Система господдержки для пенсионеров каждый год изменяется в соответствии с требованиями времени. Это касается не только размера пенсий и льготной политики, но и качества социальных услуг. Еще 22 года назад Михаил Криваль управлял соцсферой на Случчине, а уже сегодня сам является потребителем госуслуг для пенсионеров. Корреспондент МЛЫН.BY узнала у мужчины, как раньше работал отдел социальной защиты, и как изменилась господдержка для пожилых белорусов в наше время.

Соцработник — желанный гость

Социальный работник Слуцкого территориального центра соцобслуживания населения Лариса Федорова вот уже 16 лет желанный гость в домах многих пенсионеров. Перед тем, как отправиться к своему подопечному Михаилу Кривалю, забегает в продуктовый магазин. Продовольственная корзина традиционная: молоко, хлеб, масло. И, конечно, что-нибудь сладкое к чаю.

— Михаил Сергеевич без чаепития из дома не выпускает, — улыбается Лариса Федорова. — Много помощи ему от нас не надо. В основном просит доставить домой продукты. Ведь сейчас эпидемиологическая ситуация непростая, да и возраст у человека почтенный, тяжело с сумками по магазинам бегать.


В назначенное время дверь квартиры Михаила Криваля открывается практически сразу.

— Даже не спрашиваю, кто там, потому что знаю: пришла целительница моей души, — с улыбкой встречает на пороге Михаил Сергеевич.

Своего соцработника пожилой мужчина ласково называет Ларисочкой. Чуть погодя с гордостью добавляет: Лариса Михайловна.

— Я ж сам Михаил, так что она мне, как дочь, — поясняет пенсионер.


Михаилу Кривалю скоро исполнится 83 года. Человек активный: и стихи пишет, и последними международными новостями поделится. Помощь принимает немного со стеснением. Но что уж поделаешь, без поддержки пожилому человеку трудно справляться со всеми домашними делами. 10 лет назад умерла супруга Михаила Сергеевича, а не так давно не стало и старшего сына. Так что услуги соцработника пришлись как раз кстати.

— Обратился в территориальный центр. Там сразу приняли мою просьбу, быстро все организовали. Большой помощи не прошу. Убрать, приготовить помогает невестка. Да и сам я за чистотой слежу, не позволяю накапливаться хламу в квартире. Главное, что соцработники продукты мне купят да словом-другим перемолвятся, — признается Михаил Криваль. — Иногда нам, пожилым людям, не столько физическая помощь нужна, сколько душевное общение. Пришел соцработник, улыбнулся, проявил уважением к тебе и к твоим болячкам — так у стариков и настроение поднимается, и давление нормализуется.

«Работая с людьми, самому нужно оставаться человеком»

Пока соцработник Лариса Федорова разливает чай по кружкам, Михаил Криваль рассказывает о своем прошлом:

— Родом я из сельской местности, из деревни Бокшицы, что в 5 километрах от Слуцка. Рос в обычной семье, о какой-то высокой профессии не мечтал. Одного хотел: стать уважаемым человеком.


Так и вышло. Со своей внешностью высокий, статный Михаил Криваль мог стать кинозвездой, но предпочел всю жизнь помогать людям. Трудился мужчина и механиком в автоколонне, и корреспондентом на местном радио, занимал разные должности в райкоме партии, был председателем районного комитета народного контроля и заместителем председателя райисполкома по проблемам экологии и ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Последнее место работы — заведующий отделом социальной защиты Слуцкого райисполкома.

— Пенсионным обеспечением и надомным обслуживанием случчан мы занимались. Как только вступил в должность, первым делом объехал всех обслуживаемых в городе и на селе. Узнал, какие пенсии они получают, довольны ли соцуслугами, которые им оказывают на дому. И очень удивился: не было ни одной жалобы, только слова благодарности. Уже тогда я проникся большим уважением к социальным работникам. Понял, что на такую работу пойдет только душевный человек, который умеет сочувствовать, у которого есть желанием помочь. Черствые люди здесь не задержатся надолго, — отмечает Михаил Криваль.

Случчанин уверен: в работе с людьми самое важное — самому всегда оставаться человеком. И никогда не отмахиваться даже от мелких проблем.

— Несмотря на то, что занимал достаточно высокие должности, я никогда не был карьеристом, не лез вперед по головам. Просто старался честно и правильно выполнять свой долг. И, конечно, с уважением относиться к людям. Потому что мнение о всей районной власти зачастую у людей формируется по действиям всего одного чиновника. Вот пришел человек на прием с проблемой, которая не в твоей компетенции. Проще всего от него отмахнуться. Но так нельзя. Если не можешь помочь, посоветуй что-то дельное, перенаправь к тому, кто разберется, — отмечает Михаил Сергеевич. — Иногда и предпринимать что-то глобальное не нужно. Просто необходимо разъяснить, что да как. Вот помню, работали в одном из хозяйств 2 доярки. Вышли на пенсию, у одной пособие оказалось чуть выше. Та, которой платили меньше, пришла жаловаться мне на несправедливость. Начал разбираться. Оказалось, что у ее коллеги было больше поголовье, выше надои. Соответственно, и пенсия вышла немного больше. Показал документы, по-человечески объяснил. И человек уже ушел от меня с пониманием дела, а не с неприятным осадком.


«Прочувствовал эту кухню изнутри»

На заслуженном отдыхе Михаил Криваль уже 22 года. Так что из работника сферы соцзащиты он оказался получателем социальных услуг.

— Раньше думал, что знаю всю кухню изнутри. Ан нет! Только сейчас в полной мере прочувствовал, что такое социальная защита для пенсионеров, — признается Михаил Сергеевич. — Когда-то опирался на знание законов, а сегодня все воспринимаю душой. Вот пришла ко мне моя Лариса Михайловна, улыбнулась, слово доброе сказала — ну разве такое документами предусмотришь?

С тех пор, как Михаил Криваль ушел на пенсию, система господдержки для пожилых белорусов сильно изменилась, стала разнообразнее. Случчанин убежден, что для пенсионеров сейчас делается немало.

— Социальные услуги обширные, льготы… Да и про пенсионные выплаты плохого не скажешь. Конечно, всегда хочется большего. Но ведь надо учитывать не только собственные желания, но и возможности государства. Хорошо, что про пожилых людей не забывают, есть повышения пенсий, пусть и не самые большие, но регулярные. Вот, например, с 1 декабря нам добавили 5%. Считаю, что нужно не только уметь требовать, но и быть благодарными, — рассказывает Михаил Криваль.

Фонд соцзащиты населения столкнулся с большими проблемами. Уже скоро может потребоваться новое повышение пенсионного возраста.

В мае на пенсионном учете в Беларуси состояли 2,515 млн человек. Средний размер назначенных пенсий составил всего 433,3 BYN. По сравнению со средней зарплатой средняя пенсия достигла лишь 35,3%.

Напомним, на 2020 год правительство ставит задачу, чтобы довести соотношение пенсий и зарплат к 40%. Аналогичные задачи были и в предыдущие годы, но всякий раз мешало это сделать: то бурный рост зарплат, то затяжной кризис.

Почему в Беларуси такие низкие пенсии и что с ними будет дальше?

Начнем с азов. В Беларуси до сих пор работает солидарная система выплаты пенсий. Это значит, что пенсии нынешним пенсионерам выплачиваются из текущих зарплат работников. Чем больше работников и чем меньше пенсионеров, тем выше размер пенсий.

Солидарная система хорошо работает в молодых обществах с высокой рождаемостью. Сейчас к таким обществам относятся бедные страны Африки и Азии. Там практически каждое поколение оказывается больше предыдущего, что позволяет не тревожиться насчет выплат пенсионерам.

В Европе дела обстоят не так: здесь рождаемость давно ниже уровня естественного воспроизводства поколений (меньше 2,15 детей на женщину), а продолжительность жизни растет. Поэтому соотношение пенсионеров и работников постепенно меняется в пользу первых.

Европейцы выработали ответ — накопительную (страховую) пенсионную систему. В этой системе каждый человек копит на свою пенсию самостоятельно, а не надеется, что его пенсию выплатят за счет зарплат более молодых.

Так как Беларусь сохраняет солидарную систему, власти вынужденно идут на непопулярные меры — повышение пенсионного возраста. Этот процесс начался в 2017 году и завершится к . В результате пенсионный возраст для мужчин достигнет 63 года (было 60 лет), для женщин — 58 лет (было 55).

Также до 2025 года будет возрастать минимальный страховой стаж, который нужен для оформления пенсии по возрасту. Этот стаж достигнет отметки 20 лет.

Достаточно ли этих мер со стороны государства?

Абсолютное большинство пенсий в стране выплачивается из бюджета Фонда социальной защиты населения (ФСЗН). Исключение составляют силовики, которые не делают взносов в ФСЗН.

На выплату пенсий идут отчисления из фонда оплаты труда. Обычно это 34% от нанимателя и 1% от работника. За работника эти взносы в обоих случаях перечисляет работодатель, но по факту взносы существенно уменьшают возможную зарплату.

Упрощенный пример: фонд оплаты труда равен 1 000 BYN, в ФСЗН идет 35% от этой величины — 350 BYN. Значит начисленная зарплата составит 650 BYN. Потом из этой зарплаты вычитают подоходный налог (13%) и получается зарплата на руки в размере 565,5 BYN. Таким образом, из 1 000 BYN государство забирает 434,5 BYN.

В 2020 году взносы из оплаты труда наемных работников запланированы в объеме 14,977 млрд BYN. Это 87,1% всех доходов бюджета ФСЗН на текущий год.

Но одновременно плановые расходы ФСЗН в составляют 16,965 млрд BYN. Выходит, что разницу надо из покрывать. Этим источником уже несколько лет служит республиканский бюджет.

Несмотря на увеличение пенсионного возраста, в предусмотрены рекордные отчисления из республиканского бюджета в бюджет ФСЗН — 1,963 млрд BYN.

Между тем, кризиса и республиканский бюджет, и бюджет ФСЗН исполняются с большим скрипом. В мае доходы республиканского бюджета сократились на 40,1%.

Доходы бюджета ФСЗН в мае увеличились на 2,1%, а расходы — на 5,4%. Впервые за долгое время доходы ФСЗН снизились в реальном выражении (с учетом инфляции).

В случае с республиканским бюджетом падение объясняется недостачей экспортных пошлин и НДС на фоне кризиса в мировой и белорусской экономике. Бюджет ФСЗН страдает от сжатия фондов оплаты труда: предприятия переходят на неполную занятость, а то и вовсе увольняют работников — в итоге падают отчисления на пенсии.

Каков главный вывод из всего написанного?

Если власти будут держаться за солидарную пенсионную систему и не развивать накопительную, то с каждым годом пенсии будут все больше терять относительно зарплат. Чтобы удерживать баланс, в ближайшее время власти с высокой вероятностью объявят о новом повышении пенсионного возраста.

Некоторый задел для повышения имеется. Основные получатели пенсий в Беларуси — это женщины. Поэтому в «мягком» варианте им могут повысить пенсионный возраст до мужского (63 года). В «жестком» варианте возраст выхода на пенсию повысится для обоих полов (например, до 65 лет). Оправдание этому уже есть: в Евросоюзе пенсионный возраст давно выше (65–67 лет).

Конечно, белорусам не перестанут платить пенсии. Но пока в стране работает только солидарная система, размер этих пенсий будет деградировать. Жить на такие деньги можно лишь жестко ограничивая себя в любых тратах.

Читайте также: