Что будет с работниками пенсионного фонда украины


Впервые с начала пенсионной реформы 2017 года дефицит Пенсионного фонда начал сокращаться.

Власти, не выдержав давления директора "Укрпочты" Игоря Смелянского, даже готовы поднять зарплаты почтальонам, которые по селам разносят пенсии. Такие выводы можно сделать из анализа бюджета Пенсионного фонда. Эксперты прогнозируют, что средняя пенсия в этом году вырастет. Однако жить пенсионеры станут хуже.

Доходы выросли

Постановление Кабинета министров, утвержденное на заседании правительства в пятницу, 24 января, определяет бюджет Пенсионного фонда в 448,61 млрд грн. Это значительно больше, чем было заложено в бюджете прошлого года (398 млрд). Собственные же доходы ПФУ планируются в 301,78 млрд грн. Дефицит традиционно погашается за счет дотаций из государственного бюджета, которые Кабмин оценивает в 146,83 млрд грн.

На первый взгляд, эти цифры являются сенсационными. Для сравнения - в 2019 году дефицит бюджета ПФУ погашался дотациями из госбюджета в сумме 183,3 млрд грн, то есть налицо существенное сокращение пенсионной "дыры" на 30 млрд грн.



Однако при углубленном анализе выясняется, что существенно вырастают и доходы Пенсионного фонда на сумму 25,74 млрд грн за счет новой бюджетной статьи – "оплата ЕСВ по некоторым категориям застрахованных лиц". Эксперты указывают, что в документе часть госдотаций зачем-то переместили в "собственные доходы" ПФУ, в которые, как правило, дотации госбюджета не включались.

"В собственные доходы ПФУ включены почти 26 млрд грн по статье, которой не было в прошлом году. У меня большое подозрение, что просто эти 26 млрд грн перенесены из дотаций госбюджета в собственные доходы ПФУ", - прокомментировал UBR.ua экономический эксперт Юрий Гаврилечко.

Новая статья "собственных доходов" отсылает к чч.13 и 14 ст. 8 закона о ЕСВ и подразумевает перечисления в Пенсионный фонд от предприятий, где работают инвалиды (УТОГ, УТОС), которые сами сидят на дотациях из госбюджета. Эксперты объясняют, что фактически эта статья "доходов" является госдотацией.

"Ситуация курьезная – у нас предприятия, где работают инвалиды, получают из госбюджета финансовую поддержку, которая тратятся не только на налоги, но также и на зарплаты, хозяйственные нужды. Но при этом их не освободили от уплаты ЕСВ, вот эти оплаты и приходят в Пенсионный фонд как "собственные доходы", - поясняет президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

Подтверждает такой вывод и заявление премьер-министра Алексея Гончарука, который назвал общую сумму ассигнований из госбюджета на пенсии в 172,57 млрд грн, которая по факту получается как раз путем прибавления суммы новой статьи к остальным "собственным доходам" ПФУ.

Впрочем, даже и без этих манипуляций с доходами-расходами налицо сокращение пенсионной дыры примерно на 10 млрд грн, которое закладывается в бюджете на 2020 год. Эксперты это объясняют ростом средней зарплаты в стране. Если в январе 2019 года она составляла 9,2 тыс. грн, то в ноябре - уже 10,7 тыс. грн. Поэтому возрастают и поступления единого соцвзноса, который привязян к зарплатам, а значит растут и доходы ПФУ.

"По сравнению с прошлым годом будет меньше дотаций и субвенций Пенсионному фонду. Так как, с одной стороны, стало меньше пенсионеров, с другой, - повысились заработные платы. Суммарно поддержка государством Пенсионного фонда снизилась, а собственные доходы ПФУ выросли на 12,9% за счет ЕСВ", - уточняет Юрий Гаврилечко.

Почтальонам поднимут зарплаты

Административные расходы на поддержание аппарата самого Пенсионного фонда остаются на уровне 2019 года – 5,35 млрд грн. Это несколько странно, так как уже состоялось повышение минимальной зарплаты, из чего следует, что работникам Пенсионного фонда либо зарплату подымать не собираются, либо все-таки поднимут, но сократят персонал. Зато существенно вырастают выплаты на оплату труда курьеров по доставке пенсий в сельской местности.

"Наполовину выросла сумма расходов на услуги по доставке пенсионных выплат. Было чуть менее 1,2 млрд грн – стало 1,8 млрд грн. Отдельной строкой проходит еще одна статья расходов на доставку пенсий на сумму 565 млн грн", - констатирует Юрий Гаврилечко.

Это увеличение расходов эксперты связывают с той борьбой, который развернул директор "Укрпочты" Игорь Смелянский за права почтальонов, которые разносят пенсионерам в глубинке пенсии на дом.

"Смелянский все время подымал вопрос, что рост расходов на почтальонов, которые разносят пенсии по селам, значительно меньше, чем рост средней пенсии. При этом ведь почтальон рискует значительно больше, доставляя пенсию по назначению. Смелянский сравнивал расходы на "Укрпочту" с расходами на "Ощадбанк", указывая, что при этом работники банка по селам пенсии не носят, люди за ней идут в банк", - рассказывает экономический эксперт Тарас Козак.

Средняя пенсия растет

Увеличение бюджета Пенсионного фонда на 12% говорит и о повышении средней пенсии на те же 12%. Однако эксперты обращают внимание, что рост пенсий сильно отстает от роста зарплат. Хотя на данный момент еще нет данных по декабрю, а значит нельзя сравнить рост средней зарплаты за год, темпы роста можно высчитать примерно.

Согласно данным Госстата, средняя зарплата в ноябре 2019 года составила 10 340 грн, а в ноябре 2018 года – 8 711 грн. Средняя зарплата за год поднялась на 20%. Такая разница в макроэкономических показателях говорит о том, что пенсионеры в этом году в среднем будут жить хуже.

"Впервые со времен реформы 2017 года бюджетные расходы на Пенсионного фонда уменьшились. Для меня это неожиданно. Я полагал, что индексация будет больше и, соответственно, дотации госбюджета в Пенсионный фонд не уменьшатся. С другой стороны, средняя зарплата растет значительно быстрее, чем средние пенсии. То есть у того человека, который оставит работу и уходит на пенсию, потери выше. Такой важный вывод из этого бюджета", - резюмирует Тарас Козак.


В Украине растут требования к стажу для того, чтобы выйти на пенсию вовремя

С 2021-го вырастут требования и перестанут назначать материальную помощь

Через несколько лет половина украинцев будет работать до 63-65 лет


В Украине с 2021-го перестанут назначать "социальные пенсии". Те украинцы, которые не смогут выполнить требования по стажу, вынуждены будут работать дольше. И таких с каждым годом будет все больше и больше.

О том, как изменятся пенсионные правила через месяц и кого это коснетсячитайте в материале OBOZREVATEL.

В Украине со следующего года нужно будет иметь как минимум 28 лет стажа для того, чтобы выйти на заслуженный отдых вовремя. Всем остальным придется работать до 63-х (есть от 18 до 28 лет стажа), или 65-ти (есть от 15 до 18 лет).

Но если раньше и без официальной пенсии можно было получить выплату, с 1 января 2021-го ее отменят. Дело в том, что до конца 2020-го всем, кто не имел достаточно стажа, государство платило материальную помощь до момента, пока они не достигнут нужного возраста. К примеру, если вы выходите на пенсию в этом году, у вас есть 24 года стажа, но вам нужно 27, полную пенсию вам не назначат.

В таком случае можно выйти на пенсию в 63 года, но до 63 получать материальную выплату. Ее размер: разница между фактическим доходом и минимальной пенсией. Если не было никакого дохода, то можно было получать минимальную пенсию.

Но такие правила действуют только 31 декабря 2021-го. "Новые выплаты не будут назначать, а тем, кому она уже назначена, она будет выплачиваться до 63 или 65 лет", – рассказывает OBOZREVATEL старший научный сотрудник Института демографии и социальных исследования Лидия Ткаченко. Ученая вместе со своими коллегами профессионально изучает пенсионную систему Украины.

Кстати, еще несколько месяцев назад советник министра соцполитики Николай Шамбир озвучил новость о том, что в Украине перестанут назначать социальную пенсию. Потом в комментарии OBOZREVATEL эту информацию опроверг. Мол, ее и так не назначают с 2005-го.

"Мною такие слова не были сказаны. Сейчас понятие "социальной пенсии" изживает себя. Нельзя сказать, что ее нет, но с 2005-го она не назначается. А те, кому ее уже назначили, доживают свое время", – рассказал советник министра.

И это правда. Выплата, которую сейчас назначают тем, кто не имеет нужного стажа, не называется социальной пенсией. Но по факту ее являются: ее платят тем, кто достиг нетрудоспособного возраста, но не заработал на полноценную выплату.

И что делать, если не хватает стажа?

Во-первых, самый важный шаг – заранее посчитать свой стаж. Если вам кажется, что до пенсии еще много лет и вообще ее "могут отменить пока мне будет 60", это не значит, что не нужно думать о своей пенсии.

Требования по стажу растут ежегодно, пока в 2027-м не составят 35 лет. Так, если 60 лет вам исполнится в 2027-м или позже, нужно к этому моменту уже иметь максимальный стаж, если в 2026-и – 34 года и так далее. Посчитайте, сколько лет вам осталось до пенсии, сколько стажа примерно вы сможете заработать, и посмотрите на таблице ниже – хватит ли вам для того, чтобы выйти на пенсию вовремя.


Важно работать официально. И, судя по статистике, количество украинцев, которые не смогут вовремя выйти на пенсию, будет расти. Всего за год, с июля прошлого года по июль 2020-го, количество сотрудников, которые платят взнос в Пенсионный фонд, сократилось на 565 тыс. человек. И демографическая ситуация здесь ни при чем. Коронавирус, кризис, увеличение количества физлиц-предпринимателей и смягчение штрафов.


Но есть и демографические проблемы. Согласно данным ООН (цифры озвучены в пояснительной записке к законопроекту о запуске накопительной пенсионной системы):

Украина входит в топ-15 стран мира с самыми быстрыми темпами сокращения населения. Причем в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить почти исключительно за счет населения трудоспособного возраста.

При условии сохранения текущих показателей рождаемости, смертности и миграции ООН прогнозирует уменьшение численности населения Украины к 2050-му на 28%, а доля лиц в возрасте 60 лет и старше возрастет до 32%.

Населения сократится на 18%, а уровень старения возрастет до 34%. Соотношение между численностью населения пенсионного и трудоспособного возраста возрастет почти вдвое.

"Мы делали расчеты еще в 2017-м. Понятно, что это моделирование, у нас получалось, что при требовании по стажу в 30-32 года, ситуация изменится", – рассказывают в Институте демографии и социсследований.

И чем вы моложе, тем сложнее получить стаж. Вот почему: с 2004-го в стаж не считают декрет, образование. Учитываются только те года, когда вы платили взносы в Пенсионный фонд.

Что можно получить вместо пенсии?

Если на пенсию не заработали и купить стаж не можете (об этом позже), то можно оформить выплату как малоимущий. Она оформляется по примеру субсидии: если не делали покупку на сумму от 50 тысяч, если нет дополнительного дохода, если нет членов семьи, которые могут помогать и т.д.

"Многие отказываются от такой выплаты, так как нужно заполнять декларацию, доказывать, что нет дополнительных источников дохода. И это не пенсия. Это выплаты для малообеспеченных", – отмечает Ткаченко.

Второй вариант – докупить стаж. Если вам уже 60, то стоимость стажа будет считаться по формуле: 22% от минимальной зарплаты умножить на два. Сейчас это 2 640 грн за каждый месяц. Если вам нет 60-ти, стаж можно покупать постепенно, тогда его стоимость будет в два раза ниже.

По данным ПФУ, средний стаж 60-летнего украинца – 32 года. Большинство пока еще выполняют требования и выходят на заслуженный отдых вовремя. Но уже через несколько лет ситуация обострится и в результате 45% украинцев в возрасте 60 лет будут работать дополнительно 3-5 лет. Если вы рассчитываете выйти на пенсию вовремя, нужно уже сейчас позаботиться о своем стаже.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.

Пенсионный фонд уже много лет находится в банкротном состоянии, из года в год сводя концы с концами лишь с помощью дотаций из Госбюджета. Но такое "счастье" не может длиться вечно. Премьер Шмыгаль пригрозил, что через 15 лет пенсии украинцам будет нечем платить. 112.ua разбирался, что будет, если казны Пенсионного фонда не хватит на всех, и могут ли пенсионеров оставить без денег.



Ирина Шостак


Ирина Шостак

Пенсионный фонд уже много лет находится в банкротном состоянии, из года в год сводя концы с концами лишь с помощью дотаций из Госбюджета. Но такое "счастье" не может длиться вечно. Премьер Шмыгаль пригрозил, что через 15 лет пенсии украинцам будет нечем платить. 112.ua разбирался, что будет, если казны Пенсионного фонда не хватит на всех, и могут ли пенсионеров оставить без денег.

Продуктовая корзина украинского пенсионера не может похвастаться изобилием продуктов. Не приходится "шиковать" и на плановые ежегодные проиндексированные "полтинники". Но что если и этого не будет? Да, вы не ослышались: Оказывается, украинские пенсионеры могут вообще остаться без государственной поддержки.

Мизерные пенсии станут еще меньше?

По крайней мере, именно об этом не так давно во время своего выступления перед студентами Львовской политехники заявил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, объясняя, что уже через 15 лет в связи со старением нации (уменьшение количества работоспособного населения) у государства просто не хватит ресурсов для подобных выплат.

"Нация стареет. Есть проблема с человеческим капиталом… Украина как часть старой Европы не воссоздает свое население… Это обычная математика и экономическая демография", — заявил он.

Дальше – больше. Не менее пессимистическими прогнозами "порадовали" и в Минсоцполитики, заявив, а точнее, предупредив украинцев, что без господдержки Пенсионный фонд сможет обеспечивать пенсии только в размере 1850 грн (почти что минимальная выплата). Об этом в эфире "UA: Українське радіо" заявила министр социальной политики Украины Марина Лазебная.

И что мы имеем? Пенсионеры потихоньку будут отказывать себе в еде, постепенно выкладывая из корзинки все больше продуктов, пока в один прекрасный момент казна не опустеет настолько, что останется лишь буханка хлеба?

Стоп. Пенсионный фонд действительно хронически дефицитный и уже много лет находится в банкротном состоянии. К примеру, в 2020 году из госбюджета будет выделено 202 млрд грн на покрытие дефицита Пенсионного фонда. В связи с этим заявление главы Минсоцполитики полностью обосновано в отличие от прогнозов главы Кабмина, ведь именно правительство несет ответственность за то, чтобы не допустить пенсионного дефолта.

В чем состоит проблема? В Украине действует солидарная пенсионная система: пенсия выплачивается пенсионерам за счет ежемесячных налогов, которые платят сегодня работающие.

То есть будущий пенсионер всю свою жизнь работает и платит налоги, с этих налогов платят пенсию действующим пенсионерам, а в будущем он сам выходит на пенсию и ему начисляют выплаты по формуле, где заработная плата умножается на коэффициент страхового стажа.

Поскольку сегодня в Украине примерно 11,5 млн пенсионеров и 11 млн легально работающих – официально трудоустроены и платят ЕСВ (18,5% от зарплаты), на одного украинского пенсионера приходится менее одного работающего.

Таким образом, с помощью нехитрых расчетов можно прийти к выводу, что сегодня каждый официально работающий платит в среднем 1850 грн в Пенсионный фонд ежемесячно – те самые 1850 грн, о которых предупреждали в Минсоцполитики.

"В этом году средняя зарплата, на основании которой мы делаем расчеты, составляет 9200 грн, а в следующем будет 10 120 грн. А взнос в ПФУ – 18,5% от зарплаты. И если взять условно, то от средней зарплаты в 10 тыс. грн 18,5% составит 1850 грн", – отмечала Марина Лазебная.

Все остальные недостающие средства на более высокие выплаты ПФУ получает в виде дотаций из госбюджета. Для иллюстрации: из 11,5 млн пенсионеров около 5 млн получают на руки меньше 2 тыс. грн пенсии. То есть они практически попадают в тот максимум, который очертили в Минсоцполитики. Но есть еще 6,5 млн пенсионеров, которые получают более 2 тысяч. Да и средняя пенсия в стране сейчас составляет 3166,53 грн. Если не будет трансфертов из госбюджета, платить эти суммы будет нечем, а значит 6,5 млн человек, если верить Минсоцу, находятся под угрозой уменьшения пенсий? Реально ли это?

Почему не стоит паниковать? Первое, что нужно сказать: охрана, отмена сушить сухари. Ведь каждый из украинцев имеет конституционное право на свои социальные выплаты (ст. 46 Конституция Украины).

"Если в ПФУ не будет хватать денег, государство обязано выплачивать эти деньги с помощью прямого бюджетного трансфера на покрытие дефицита. Иначе нужно объявлять о банкротстве самой страны", — объясняет в комментарии 112.ua экономист Алексей Кущ.

Более того, говоря о подобных проблемах, глава правительства должен понимать, что их решение целиком и полностью в его руках: от вывода теневого бизнеса на свет до планирования стабильной экономической стратегии, в которой подобные дефициты исключены.

"Когда премьер-министр начинает говорить, что через 15 лет у нас количество пенсионеров и работающих будет таково, что государство не сможет выплачивать пенсии, он забывает одно: именно он, премьер-министр, отвечает за вывод теневого бизнеса на свет", — объясняет ситуацию экономический эксперт Олег Пендзин.

Речь идет о том, что на сегодня в Украине примерно 20 млн трудоспособного населения, из них только 11 млн работают легально. По словам эксперта, Кабмин имеет все полномочия, чтобы создать соответствующую законодательную инициативу, которая выведет экономику из тени.

Да, выдыхаем, оставить своих граждан без социальных выплат государство не может. Но и в таком виде пенсионную систему оставлять нельзя, иначе она реально будет висеть дамокловым мечом над госбюджетом.

Так, рассматривается вопрос о введении еще одного вида пенсионного обеспечения – обязательных накопительных пенсионных отчислений. Обсуждается вариант, при котором за счет уменьшения налога на доходы физлиц в накопительную систему будут отчисляться 2% самим работником; еще 2% за счет ЕСВ будет отчислять работодатель.

Так что рано или поздно, но Украина сдвинется с мертвой точки и к 2035 году точно изменит вектор политики пенсионных выплат.

Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег. 1 января 2021 года заканчивается переходный период пенсионной реформы, при котором лицам, не имеющим нужного объема стажа, выплачивалась так называемая социальная пенсия. Со следующего года все эти выплаты отменяются. При этом в Украине сейчас социальные пенсии получают порядка 75,3 тыс. человек, передает «Страна.UA».

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию – в 63 года, если 15-17 лет – в 65 лет.

Согласно постановлению КМУ от 27.12.2017№1098, до 1 января 2021 года установили переходный период. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или позже (если стаж был меньше).

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1 712 грн в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1 769 грн).

«Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается 1000 грн в месяц, то пенсия – 712 грн. Если дохода вообще нет, человек получает 1 712 грн. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет, ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет, начинают платить ту пенсию, которую человек заработал», – поясняет руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

Но с начала 2021 года схема меняется – человек будет получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

«То есть, если человек с 15-ю годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то 5 лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления», — пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

«В теории можно докупить стаж – 22 тыс. грн за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не 10. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия», – считает Пендзин.

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – оно прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

«Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин.

Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь. Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу. Но сумма такой помощи будет мизерной.

«Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 грн в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить», – отмечает Шубин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически «отменяя» пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей. Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

«Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан», – считает Кущ.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!


Идеологи «еврореформ» объявили о предстоящей ликвидации Пенсионного фонда. Все украинцы преклонного возраста будут подвергнуты социальной и политической люстрации

В новогодние дни украинская пресса, подконтрольная Игорю Коломойскому, активно раскручивает своего нового VIP-эксперта Анатолия Амелина. Это 38-летний бизнесмен родом из Донецка, начал свой бизнес в инвестиционной компании «хозяина Донбасса» Рината Ахметова. Вовремя продал прежнего босса и переметнулся к «днепропетровским», уточняет интернет-издание «Свободная Пресса».

Сейчас член Национальной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку А.Амелин рассуждает о том, как его новой команде видится будущее Украины. Естественно, самостийная держава «лидирует среди европейцев по индексу счастья»:

- Мы справимся с текущими трудностями, хоть и путем неимоверных усилий. Но главное - Украина стала сильной страной, в которой живут счастливые люди.

Остается понять, каким шляхом эти люди доберутся до сладкого завтрашнего дня. Свои порталы для рассуждений пана Амелина одновременно предоставили десятки киевских СМИ. Такой себе рождественский подарок громадянам, уже готовым получить свой кусочек счастья. Иначе зачем скакали на майданах?

Перечислим обнародованные тезисы ближайших перспектив. Украина становится «крупнейшим мировым супермаркетом экологических продуктов», «основной производственной площадкой и крупнейшим поставщиком энергии Европы», «крупнейшим европейским R&D-центром», «крупнейшим транспортным хабом и новым центром европейского образования»…

Еще десяток лет назад они всерьез называли себя арийским народом и прародиной слонов. Сегодня дают экспертный прогноз о том, что «Украина - образец Новой Европы. Культура, ценности и принципы, исповедуемые Украиной, активно распространяются по Европе». И почему-то не смешно.

«2015 год стал для страны переломным, - пишет Анатолий Амелин. - Гражданское общество, бизнес-сообщество и новые силы в парламенте смогли объединиться и принять нужные законы для поведения реформ. Избранный со второго раза Кабмин был сформирован из числа экспертов, профессионалов, имевших огромный опыт в бизнесе, причём не все они имели украинское гражданство. Украинцы осознали, что для развития нужно выйти за рамки и начали приглашать для управления страной лучших мировых экспертов». Что же придумали эти лучшие? За счет кого обеспечат майданный перелом? На ведущем третьем месте в списке грядущих перемен личный эксперт карателей Коломойского называет т.н. «Реформу социального обеспечения»:

- Война и тяжелая ситуация в экономике позволят Украине провести быструю социальную реформу. Пенсионный фонд будет ликвидирован. Пройдет проверка всех людей преклонного возраста, нуждающихся в социальной защите. Им будет определена социальная помощь - вместо пенсий, которые государство себе не может позволить. А молодежь и люди среднего возраста станут сами задумываться о своей старости, через частные накопительные пенсионные фонды, банковские и страховые накопительные программы.

Итак, на Украине грядет тотальная ликвидация системы пенсионных гарантий. Держава отказывается от выплаты пенсий. Вообще! Удобное оправдание – экономические трудности из-за войны с Россией.

Уничтожение Пенсионного фонда – только начало. Действительно, зачем платить старикам, которые и голосуют не так, и про «клятые Советы» помнят? Недаром глава укроМИДа, порошенковский любимец пан Климкин объявил о необходимости экстренной и полной десоветизации Украины. Поставленную задачу не выполнить, если не ликвидировать прямых носителей советского прошлого.

Есть медицинское заключение, что как минимум 20 % пенсионеров погибнет сразу, не выдержав психологического и физического давления «комиссий по проверке». Особые группы национал-свидомых патриотов будут определять, достоин ли тот или другой пожилой украинец социальной помощи, которую могут дать вместо пенсии. А могут и не дать, если посчитают, что «старый колорад» не достоин украинской милости…

Де-факто, миллионы людей преклонного возраста будут подвергнуты социальной и политической люстрации. Все это кажется какой-то дикой фантасмагорией. Первобытная жестокость, счастье неандертальцев, сбрасывающих со скалы ненужных стариков. Образец «новой Европы», от которой отчетливо тянет гарью крематория.

Перспективные планы тотального уничтожения пенсионеров всерьез подкрепляются уже реализованными мерами правительства Украины. Например, все жители ДНР и ЛНР, отказавшиеся покинуть неподконтрольные Киеву территории, официально объявлены «террористами». Они не могут рассчитывать на получение любых пенсионных выплат и иных социальных пособий.

«Украина не финансирует террористов», – заявили в Министерстве социальной политики. Это касается жителей непокорного Донбасса. Однако для других тоже приготовлены ошеломительные подарки. Например, в 2015 году введен общий 15-процентный налог на пенсию, превышающую 180 долларов. Лимит выбран неспроста. Именно с такой суммы начинаются пенсии шахтеров, работников химической промышленности и металлургов «горячего стажа».

Также в новом году украинских стариков заставят платить новые повышенные налоги с любых, даже самых скромных депозитов. Подобным образом обкрадываются последние сбережения «на черный день». Речь идет о простом народе, самостийная элита давно перевела свои банковские вклады за кордон.

15-процентный налог с пенсий придется отдать уже в январе. Иначе фискальные службы добьются для неплательщиков полного прекращения пенсионных отчислений. Механизм – практически каждая украинская пенсия проходит через карточку «Приватбанка». Для многих это означает голод и почти гарантированную гибель. Илья Сергеев

Матеріал публікується мовою оригіналу.

Данная статья призвана ответить на наиболее актуальные вопросы оформления, назначения и выплаты пенсий в Украине. Информация об оформлении и назначении пенсии, порядке обращения и представления документов в Пенсионный фонд, приведенная ниже, является достоверной и соответствует последним нововведениям пенсионного законодательства.

Современное пенсионное обеспечение Украины имеет трехуровневую систему, которая строится на принципах страхования и состоит из:

  • солидарной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования
  • накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования
  • системы негосударственного пенсионного обеспечения

На данный момент большинство украинцев получают пенсионные выплаты по солидарной системе, т.е. из средств Пенсионного фонда. Второй уровень пенсионного обеспечения – государственная накопительная система – еще не введена в действие, ее внедрение запланировано на 2020-2021 год. Негосударственное пенсионное страхование (НПС) в Украине пока слабо развито, но в последнее время все больше украинцев проявляют интерес к негосударственным пенсионным фондам (НПФ). По этим причинам данная статья будет посвящена назначению государственных пенсий.

На какие виды пенсий могут рассчитывать украинцы?

Согласно законодательству Украины, в частности Закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» основными видами государственных пенсионных выплат являются:

  • пенсия по возрасту
  • пенсия по инвалидности
  • пенсия по потере кормильца

Кроме того, часть пенсий в Украине назначается на основании отдельных законодательных актов:

  • пенсии за выслугу лет
  • социальные пенсии
  • льготные пенсии
  • пенсии военных
  • пенсии чернобыльцам
  • и другие виды специальных пенсий

При решении вопроса о назначении каждого из вышеприведенных видов пенсии могут возникать свои специфические особенности (нюансы). В большинстве случаев эти нюансы (как и нарушения со стороны органов ПФ) возникают при обращениях за оформлением досрочных (льготных) пенсий. Но есть положения (правила), которые следует знать и соблюдать при обращении за любым видом пенсии. Они касаются соблюдения общей процедуры подачи документов для назначения денежных выплат. Именно об этих положениях и пойдет далее речь в этой статье.

Подробно порядок обращения за назначением пенсии (процедура, перечень документов, которые необходимо подавать для оформления пенсии, момент, с которого она должна назначаться, срок принятия решения о назначении пенсии) установлен «Порядком подачи и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее — «Порядок оформления»).

Как оформить пенсию в Украине в 2020 году?

За назначением пенсии лицо вправе обратиться в любое время после возникновения права на пенсию, но не ранее 1 месяца до дня достижения пенсионного возраста. Этот вопрос урегулирован частью 2 статьи 44 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и абзацем 1 пункта 4 «Порядка оформления». Причем под пенсионным возрастом надо понимать, как общий, так и льготный пенсионный возраст.

Если человек не работает, то обращаться за оформлением пенсии необходимо непосредственно в орган Пенсионного фонда по месту своего жительства или регистрации (абзац 1 п. 1 «Порядка оформления»). Если человек работает, то он может подать документы на пенсию в территориальный орган Фонда как самостоятельно, так и через уполномоченное должностное лицо предприятия, учреждения, организации, на котором он трудится. Как правило, этим занимается ответственный работник отдела кадров данного предприятия.

При этом, в случае обращения на предприятие сотрудник-пенсионер должен подать только заявление о назначении пенсии, а все другие необходимые документы должностное лицо учреждения оформляет самостоятельно и направляет их в ПФ не позднее 10 дней с момента получения от работника указанного заявления. Также важно знать, что сотрудника не позднее 1 месяца до дня достижения им пенсионного возраста должностное лицо предприятия обязано письменно уведомить о возникновении права на пенсию, в т.ч. льготную (п. 34 «Порядка оформления»).

Таким образом, при ненадлежащем информировании работника-пенсионера со стороны должностных лиц организации о наступлении у него права на пенсию, приведших к несвоевременной подаче документов, сотрудник (пенсионер) вправе требовать от предприятия возмещения сумм пенсии, которые ему не уплатил Пенсионный фонд вследствие позднего обращения за ее назначением.

Какой срок оформления пенсии?

По общему правилу, пенсия назначается со дня обращения лица за ее оформлением. Исключения составляют те случаи, когда пенсия назначается с более раннего срока:

  • пенсия по возрасту назначается со дня, следующего за днем достижения пенсионного возраста, если обращение состоялось не позднее 3 месяцев со дня достижения возраста
  • пенсия по инвалидности назначается со дня установления инвалидности, если обращение производилось не позднее 3 месяцев со дня установления инвалидности
  • пенсия в связи с потерей кормильца назначается со дня, следующего за днем смерти кормильца, если обращение поступило в течение 12 месяцев со дня смерти

В случае подачи документов по почте днем обращения за назначением пенсии считается дата, указанная на почтовом штемпеле. В тех случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, ПФ письменно информирует заявителя о перечне необходимых (дополнительных) документов и сроках их подачи.

В соответствии с требованиями пункта 11 ч. 2 ст. 64 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» органы Фонда обязаны письменно уведомить будущих пенсионеров о возникновении у них права на назначение пенсии, порядке ее оформления и выплаты. Причем эта обязанность касается как работающих, так и неработающих граждан.

В случае обращения лица за назначением пенсии в более поздние сроки, чем указано выше, выплаты за прошедший период ему возмещаются лишь при наличии доказательств несвоевременного уведомления органами ПФУ о наступлении права на пенсию. Если Фонд не сообщил (несвоевременно сообщил) о получении права на пенсию, она должна быть назначена лицу со дня возникновения права на эту пенсию независимо от даты фактического обращения.

На практике органы Пенсионного фонда почти никогда не присылают гражданам указанных письменных сообщений. Судебная практика в вопросе восстановления пенсионных сроков также довольно неоднозначна и в большинстве случаев не на стороне пенсионеров. В связи с этим, чтобы не потерять ни одной суммы своей пенсии, надо своевременно обращаться за ее оформлением и не пропускать вышеприведенные сроки обращения.

Какие документы нужны для оформления пенсии в 2020 году?

В соответствии с п. 2.1 Порядка подачи и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» для назначения пенсии по возрасту подается соответствующее заявление, к которому прилагаются:

  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность (место проживания и возраст)
  • идентификационный код (при его отсутствии по религиозным убеждениям — копия страницы паспорта с соответствующей отметкой)
  • документы о трудовом стаже (трудовая книжка, диплом об обучении, военный билет, справки, свидетельства о рождении детей, трудовые договора и т.д.)
  • справка о заработной плате лица за период страхового стажа до 01.07.2000 года, а начиная с 1 июля 2000 — индивидуальные сведения о застрахованном лице предоставляются отделом персонифицированного учета
  • документы, подтверждающие особый статус лица (удостоверение участника боевых действий, удостоверение участника — ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС, справка МСЭК о признании лица инвалидом и т. д.)

Документы, необходимые для назначения пенсии, могут подаваться как в оригинале, так и в виде копий, заверенных нотариально или удостоверенных администрацией предприятия, подающего документы пенсионера или органом, который назначает пенсию (п. 30 «Порядка оформления»).

Исключительно в виде оригиналов подаются документы о стаже, возрасте и заработной плате. Если подтверждением страхового стажа является трудовая книжка, подается ее копия, заверенная администрацией предприятия, учреждения, организации по месту последней работы или органом Пенсионного фонда. При этом, требование сотрудников ПФУ оставления у них (даже временно) оригинала трудовой книжки является незаконным.

Какой срок рассмотрения заявления о назначении пенсии?

Порядок рассмотрения заявлений о назначении пенсий предусматривает принятие письменного решения Фонда о назначении пенсии или об отказе в ее предоставлении. Оставление заявлений без рассмотрения не допускается. Срок принятия решения о назначении пенсии составляет 10 дней со дня поступления заявления вместе с необходимыми документами (ч. 5 ст. 45 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»).

Если при обращении за оформлением пенсии к заявлению изначально не были приложены все необходимые документы, принятие решения производится не позднее 10 дней со дня поступления в орган Пенсионного фонда последнего документа, необходимого для назначения выплат. На донесение нужных документов пенсионеру дается 3 месяца. В случае, если за отведенный срок бумаги так и не были предоставлены, решение выносится не позднее 10 дней со дня истечения трехмесячного срока для предоставления документов.

Информирование граждан о принятом ПФУ решении о назначении или об отказе в назначении пенсии производится в письменном виде в 10-дневный срок с момента вынесения решения. Постановление выдается пенсионеру лично в руки или направляется по почте.

Начисление и выплата (получение) первой пенсии производится не позднее одного месяца со дня принятия решения о назначении гражданину пенсии.

Какой порядок и срок выплаты пенсий?

Выплата пенсий в Украине производится предприятиями почтовой связи и банковскими учреждениями. При этом решение о выборе того или иного способа получения пенсии принимается пенсионером самостоятельно. Про избранный вариант получения пенсионных выплат органы ПФУ должны быть проинформированы личным заявлением пенсионера.

Механизм уплаты пенсий регламентирован Инструкцией о выплате и доставке пенсий, социальных пособий национальным оператором почтовой связи, а также Порядком выплаты пенсий и денежной помощи через текущие счета в банках. Согласно этим нормативным актам, выплата пенсии почтовыми отделениями производится согласно графиков доставки в период с 4 по 25 число каждого месяца, а перечисление денежных средств банкам — в рамках выплатного периода по датам уплаты пенсии.

Изменение способа выплаты пенсии производится по письменному заявлению получателя.

Можно ли получить пенсию по доверенности?

В соответствии с ч. 2 ст. 47 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», пенсия может выплачиваться по доверенности, порядок оформления и срок действия которой определяются законом. Выплата пенсии по доверенности осуществляется в течение всего периода действия доверенности при условии возобновления пенсионером заявления о выплате пенсии по доверенности через каждые 12 месяцев действия такой доверенности.

При оформлении доверенности на получение пенсии на срок свыше 1 года, пенсионные выплаты по ней будут производиться на протяжении всего периода действия доверенности. Однако, стоит сразу уточнить, что пенсионеру в конце каждого года (в течение срока действия доверенности) необходимо заново подавать заявление в орган ПФ о продолжении выплаты пенсии по доверенности. Без такого заявления выплата пенсии не допускается.

Какой размер минимальной и максимальной пенсии в Украине в 2020 году?

Согласно статье 27 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», размер пенсии в солидарной системе зависит от:

  • продолжительности страхового стажа
  • величины заработка, с которого уплачены страховые взносы

Минимальный размер пенсии по возрасту при наличии у мужчин 35 лет, а у женщин 30 лет страхового стажа устанавливается в размере прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц.

Максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат) не может превышать 10 ПМ, установленных для лиц, утративших трудоспособность. Исключением являются доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц за особые заслуги перед Родиной.

Суммы минимальной пенсии на 2019-2020 год установлены Законом «О Государственном бюджете».


В какой срок и каким образом можно обжаловать решения Пенсионного фонда при назначении пенсии?

Если орган Пенсионного фонда принял решение об отказе в назначении пенсии или длительное время не выносит никакого решения по заявлению о назначении пенсии, или совершает другие действия (бездействие), которые нарушают права человека, обратившегося за оформлением пенсии, то эти решения, действия или бездействия пенсионер может обжаловать:

  • путем подачи письменной жалобы в вышестоящий орган Пенсионного фонда — в месячный срок с момента ознакомления лица с решением, с которым оно не согласна, но не позднее одного года с момента вынесения этого решения (ст. 17 Закона «Об обращениях граждан»)
  • путем подачи в суд административного искового заявления — в срок не позднее 6 месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 122 Кодекса административного судопроизводства Украины). Если пенсионер воспользовался досудебным порядком разрешения спора, то на обращение в админсуд есть три месяца со дня вручения решения по результатам рассмотрения жалобы вышестоящим органом ПФ.

Читайте также: