Что нового у работников пенсионного фонда

Случалось мне поработать в Пенсионном фонде. Работала в ПФ по Ярославскому району.

В первые три месяца - испытательный срок. Поэтому, моя зарплата состояла только из одного оклада. В месяц я получала строго 12 000 р. Но, не смотря на то, что я была на испытательном сроке - мне перепала "годовая", как там говорят, премия на новый год и кварталка. Поэтому вместо 12 000 я получила около 30 000 р.

Честно говоря, не ожидала. Я думала, что мне еще не положено. Но, видимо начальник управления сжалилась надо мной, и чтобы я не убежала выдала мне премию на праздник.

Сколько получили остальные сотрудники с выслугой 5 и 10 лет, а также руководители отделов - я расскажу ниже. Станет сразу понятно отчего пенсии у наших пенсионеров такие маленькие.

В общем, при поступлении на работу мне обещали, что средняя зарплата у меня будет около 25 т.р. Однако, по прошествии 3-х месяцев зарплата поднялась ровно на 2 тысячи! Я не была в восторге.

Сначала думала, что меня обманули. Но, потом я стала понимать отчего образуется обещанная сумма. Правда 25 000 все-равно не выходило.

Короче: в течение года помимо оклада сотрудники получают множество премий по поводу и без .

Зарплата, а точнее оклад рядового сотрудника с выслугой 5 и более лет составляет 19 000. Если выслуга более 10 лет - то 22 000, у руководителей отделов 35 000. Вроде как средне, ни много ни мало (для г. Ярославль).

Квартальные премии каждого сотрудника составляют примерно 50-60 % от оклада. Тоже нормально.

Теперь самое интересное: ПРЕМИИ. Самая приятная часть для сотрудника ПФР. Начну расписывать по месяцам, начиная с января.

ЯНВАРЬ : никаких премий не положено, ибо закатай губу, ты и так годовую получила.

ФЕВРАЛЬ: перед 23 февраля выплачивается премия к 8 марта и 23 февраля. Она составляет 15 000 каждому сотруднику, не зависимо от выслуги и пола. Неплохая такая премия, да? Особенно для новичков вроде меня с окладом 14 000 р.

МАРТ : нет премий, сидишь на окладе.

АПРЕЛЬ : кварталка. У меня, как у новичка была 8 000 р. У коллеги с опытом 10 лет - около 15 000 р. У руководителей не знаю.

МАЙ : ну как же майские праздники и без премии. Отвалили еще по 10 000 каждому сотруднику.

ИЮНЬ : праздник - день соцработника. Премии зависят от стажа: новички вроде меня получают около 10 000 р. Работники с выслугой - 20 000 и даже 30 000 р.

ИЮЛЬ : кварталка.

АВГУСТ : отдыхаем от премий.

СЕНТЯБРЬ : день финансиста, поэтому премия опять 10 000 всем без исключения.

ОКТЯБРЬ : кварталка.

НОЯБРЬ : день народного единства - сколько премия не знаю , так как не доработала до этого момента и не узнавала сумму у коллег.

ДЕКАБРЬ : вот тут то начинается жара . Премия состоит из трех частей. Во-первых кварталка (выплачивается заранее, так как в январе праздники, бухгалтерия не работает). Во-вторых, всем сотрудникам предоставляется возможность брать путевки в санатории каждый год БЕСПЛАТНО. Если ты не брал путевку - то это возмещается деньгами. А это опять около 10 000 р. И в-третьих, самое вкусное: годовая премия. Новички получают 15-25 т. р. Сотрудники с выслугой 5 лет - 50-60 т.р., сотрудники с выслугой 10 и более - примерно 90-100 т.р. Руководители отделов получают 150 и более. Я боюсь представить сколько получает начальник Управления и его зам . +ОКЛАД.

Эти суммы получают все сотрудники без исключений. Размеры, как мы видим, зависят от выслуги лет.

И это только ТЕ ПРЕМИИ, о которых я знаю ! Которые я сама получала и о которых рассказывали коллеги.

Еще кстати, заметила интересное распоряжение, а точнее устный приказ от начальника управления перед новым годом. Она строго запретила обсуждать премии между сотрудниками . Сказала если не дай бог услышит где-то обсуждение - *погрозила пальцем*.

Если кто-то работал в ПФР и у него было по-другому - очень даже может быть! Так как премии устанавливает само начальство! У нас было так, что сотрудник перевелся из одного управления ПФР города в другое, и его зарплата (премии) стала меньше или больше. Бывают жадные начальники Управления. Кстати я работала как раз таки с жадной. Что же получают в управлениях с НЕжадным начальником?

Вот такие вот цифры. Я уволилась, так как переехала в другой город и не хотела снова начинать с испыт. срока. А так, работа в некоторых отделах не пыльная. После работы не задерживались, в пт короткий день, в предпраздничные дни работали до обеда или до 3. Но, есть отделы, где сотрудники ночуют на работе. Но им и премии гораздо больше.


Пенсионный фонд Российской Федерации – является одним из самых значимых социальных институтов нашей страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

В структуре Пенсионного фонда находится 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 83 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. А в общей системе работает более 130 000 сотрудников.


Что такое Пенсионный Фонд

Базовыми параметрами управления финансами ПФР являются:

  • Целевой собор и аккумуляцию страховых взносов.
  • Финансовые выплаты пенсий.
  • Контроль с участием налоговых органов фонда и тому подобное.

Как и во всех остальных организациях, в пенсионном фонде имеются свои расходы и доходы. Например, от страховых взносов жителей приходят доходы, а также от работодателей. Тут же есть и добровольные взносы. А если брать во внимание расходы организации, то они задействованы в выплате пособий по уходу, выплате государственных пенсий и материально-техническом и финансовом обеспечение деятельности. Страховые платежи являются основным источником формирования доходов.

Чем занимается ПФР

Приведем перечень социально важных функций, которые выполняет ПФР:

  • установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий, пенсии госслужащих;
  • выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации и др.;
  • назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;
  • ведение системы персонифицированного учета прав участников системы обязательного пенсионного страхования;
  • формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений;
  • адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов РФ;
  • реализация Программы государственного софинансирования пенсии;
  • реализация международных соглашений.

Качества для соискателей


Кто подходит лучше всего для работы в пенсионном фонде?

Отзывы сотрудников говорят о том, что обязательны следующие характеристики:

1. Стрессоустойчивость. За этим словом, которым так часто себя характеризуются искатели на любую должность в принципе, скрывается возможность сохранять каменное лицо и вместе с тем приветливое выражение, с кем бы вам ни довелось общаться. Работа в пенсионном фонде предполагает ежедневное общение, не только с коллегами, но чаще всего с потенциальными покупателями услуг. За словом «пенсионер» не случайно скрывается образ ворчливого пожилого человека. Если вы работаете в негосударственном секторе, то приготовьтесь к возражениям, насмешкам в ответ на предложение услуги. Умения не потерять лицо и не расплакаться на грубость – вот что является основным в работе государственного и негосударственного пенсионного фонда.

2. Грамотная речь. Вы можете не иметь высшего образования, но очень важно уметь грамотно и доходчиво объяснить все про качества продукта, особенно это касается сотрудников негосударственных пенсионных фондов. От того, насколько качественно вы сумеете представить товар, зависит ваша зарплата. К пункту про грамотную речь можно отнести убедительность и умение вести переговоры.

3. Постановка карьеры выше личных отношений и семьи. Работа в пенсионном фонде предполагает ненормированный рабочий день, а НПФ платят своим эффективным сотрудникам, которые готовы задержаться на работе допоздна. Если вы планируете покидать офис не позднее 17:00, то такая работа не для вас.

Программа повышения заработной платы сотрудникам Пенсионного Фонда


Как мы знаем, в 2013 году создается программа, в которой говорится о повышении оклада руководителям Пенсионного Фонда России в 3 раза. Что касается повышения оклада сотрудникам, то он был поднят по указу 2014 года. Также сразу была начислена надбавка к основному окладу.

В диапазоне с 2019 по 2020 начался кризис и в результате этого прибавка заработной платы была приостановлена, а оклад перестал расти. Работодатели шли на крайние меры и сокращали персонал.

Позднее власти принимают закон о уменьшении расходов из государственной казны в размере 600 миллиардов рублей. Причиной стали санкции и снижение уровня цен на нефть на мировом рынке.

И все же, сотрудники Пенсионного Фонда все же надеяться на стабилизацию и повышение заработной платы в ближайшем будущем.

Реальные цифры и расчет зарплаты

В прошлом году средний размер заработных плат работников пенсионного фонда увеличился на 15%. Другими словами, доход работников в данной сфере стал значительно выше среднего по всей стране. Но в реальной жизни размер оклада не превышает 27 000 рублей.

На сегодняшний день самая высокооплачиваемая должность во всем Пенсионном Фонде — это начальник отдела по работе с клиентами. Его оплата труда составляет 28 300 рублей. Оплата труда размером в 25 000 предусмотрена на таких должностях, как заместитель начальника отдела, специалист — эксперт экономического отдела, юрист, главный специалист — эксперт и начальник отдела.

Между их окладами имеется небольшая разница, которая не превышает 200 — 300 рублей. В пределах 16 000 рублей получают ведущий специалист — эксперт, инспектор и программист. Заработная плата в 19 000 рублей предусматривается для старшего специалиста и специалиста — эксперта.

Минимальную оплату труда получают специалист и ведущий специалист. На данное время она составляет всего 14 000 рублей. Но останавливаться на таких доходах система не намерена. В ближайших планах Пенсионного Фонда Российской Федерации увеличение содержания для своих работников.

Размер выделенных денежных средств должен составит около 83 миллиардов рублей. Чтобы рассчитать средний доход работника данной сферы деятельности, необходимо сложить сумму доходов за предыдущий и предшествующий года, затем разделить итог на 731 день (календарные дни за оба года).

При подсчетах исключают дни, которые не входят в календарные.

• отпуске по уходу за ребенком;

• освобождении от работы по законодательству Российской Федерации;•

отпуске по беременности и родам.

Вся заработная плата облагается налогами. Это взнос во внебюджетные фонды, налог на доходы физических лиц и оплата взносов на травматизм. Для физических лиц сумма оплаты налога составляет от 13 до 30%. Что касается взносов, то пенсионные взносы составляют 22%, медицинское страхование — 5,1%, социальное страхование — 2,9%, травматизм — от 0,2 до 8,5%.


Плюсы и минусы работы в государственном ПФ

Плюсы:

Прежде всего, так как ПФ такой формы собственности – это государственное предприятие, сотруднику гарантированно полагаются все преимущества от такой работы. Это белая зарплата, 36 дней отдыха в году, нормированный рабочий день. Кроме того, это, безусловно, полезный опыт общения и работы с архивами. Многие респонденты отмечают, что очень четко увидели связь между честными выплатами работодателя и влиянием этих выплат на размер будущей пенсии.

Минусы:

Для многих респондентов нормированный день официально оказывался не совсем нормированным по факту. Но больше всего нареканий вызывала стабильно невысокая заработная плата. Это не являлось причиной ухода с работы, но 80 % бывших сотрудников пенсионного фонда отмечает, что за такой объем работ зарплата могла быть и выше.

Чем еще не понравилась работа в пенсионном фонде респондентам? Отзывы бывших сотрудников также свидетельствует о том, что очень устаёшь от общения. Оно происходит регулярно, всеми возможными видами связи: устно, по телефону, по почте. Если вы интроверт, то работа в пенсионном фонде точно не придётся вам по нраву. Также не всегда удается сделать намеченное в силу специфики документооборота. Например, специалист по взысканию задолженностей отметил, что иногда очень сложно работать с архивом, не всегда удается свести концы с концами.

Что ожидать сотрудникам Пенсионного Фонда в 2020году

В 2020 году Пенсионный Фонд России будет проводить сокращения. Штат сотрудников уменьшится на 12 000 человек, а это около 10% из общего числа. Из этого следует, что оклад одного специалиста увеличится до 63 000 рублей, то есть на 10 000 больше прежней.

Так как формально сотрудники Пенсионного Фонда не являются государственными служащими, то индексацию заработных плат могут и не проводить. Хоть и оплата труда своим сотрудникам должна осуществляться из собственных средств, все же более 40% всех расходов приходится на федеральный бюджет.

По данным агентства, в ближайшие четыре года под сокращения попадут порядка восьми процентов сотрудников, а количество сотрудников снизится со 109 тысяч до 100 тысяч человек. Территориальных органов останется «менее 500» — к концу 2019 года их в России насчитывалось 1,5 тысячи. В пресс-службе ПФР сообщили, что сокращения сотрудников и количества территориальных органов стали возможны благодаря цифровизации работы фонда и запуску сервисов электронных услуг, например, личного кабинета на сайте ПФР.

Ранее сообщалось, что в 2019 году Сбербанк уволил 8,8 тысячи человек. При этом прибыль банка по международным стандартам финансовой отчетности за 2019 год выросла на 38,2 процента, до 748,7 миллиарда рублей. В кредитном учреждении сообщили, что сокращения обусловлены стратегией банка.

Работа в пенсионном фонде: отзывы сотрудников

Резюме

Что представляет собой работа в пенсионном фонде РБ?

Отзывы сотрудников свидетельствуют о том, что, как и любой вид деятельности, такая работа подойдет не всем. Если вы молоды и активны, хотите высокого заработка и умеете красиво представить товар публике, попробуйте работу в негосударственном пенсионном фонде. Человеку семейному и устоявшемуся в традиционных ценностях, возможно, более близка по духу работа в государственном секторе.

Краткое содержание:

  • «Как вы нам дороги»
  • Закрытие ПФР
  • Перспективы
  • Обсуждение


Пока в Государственной думе горячо обсуждались поправки в Конституцию, на сайте РОИ была размещена инициатива № Ф 7762629, выдвинутая на федеральном уровне. Ее авторы предлагают ликвидировать Пенсионный фонд РФ. Услышав эту новость, далеко не все граждане поняли, что именно кроется за данной фразой, и как это может сказаться на действующих и будущих пенсионерах. Сейчас я попробую это объяснить.

«Как вы нам дороги»

Создатели инициативы указывают на то, что обслуживание большого количества отделений ПФР и содержание 122 000 работающих в них человек оплачивается в том числе и из пенсионных накоплений граждан, а средств из других источников недостаточно. Поэтому пенсии граждан теряют в размерах. Также указывается на некомпетентность многих сотрудников Пенсионного фонда, на большое количество нарушений с их стороны и множество установленных фактов коррупции, при работе с обращениями на получение и перерасчет пенсий.

Помимо огромных трат на содержание самого себя, Пенсионному фонду часто припоминают скандалы, связанные с необоснованно большими тратами на командировки и корпоративы, дорогостоящими зданиями и задержанными за взятки высокопоставленными руководителями. Все это сильно диссонирует на фоне постоянных предложений лишить ту или иную группу пенсионеров очередной выплаты и скандала с январской индексацией, после которой некоторые граждане получили прибавку «в один рубль».

Закрытие ПФР

Инициатива предполагает поэтапное закрытие отделений ПФР – по мере того, как их функции будут передаваться расширяющимся для этого отделениям МФЦ. Также предполагается увеличение связанных с пенсионным обеспечением обращений, через портал Госуслуги. Счетами же граждан должны будут заняться банки.

К слову, предложение полной ликвидации Пенсионного фонда, заучит не в первый раз. Уполномоченный при Президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов, год назад уже выдвигал такое предложение, называя ПФР непрозрачной, неэффективной и ненужной организацией. Тогда политик предлагал передать управление пенсиями Федеральному казначейству.

Перспективы

Я считаю, что инициаторы не учли многие важные нюансы. В первую очередь, касающиеся реализации. Расширение отделений МФЦ для полной передачи им функций ПФР потребует дополнительного набора персонала. А куда денутся работники закрытых ПФР? Скорее всего, именно они и займут эти новые места. То есть, будут работать те же самые люди, с теми же самыми навыками, просто поменяется табличка на входе. И на реализацию этого проекта наверняка уйдет немало денег.

Кроме того, передача баз данных новой организации с их переносом на новую систему с большой долей вероятности может привести к потере части информации о пенсионных баллах и стаже граждан. Их восстановление – долгий и мучительный процесс, который, вероятно, ляжет на плечи самих граждан. Но и оставаться в современном своем виде ПФР, скорее всего, долго не сможет.

Для сравнения: в Управлении социального обеспечения США, в два с лишним раза меньше сотрудников, а население в два с половиной раза больше. И они вполне профессионально справляются со своей задачей, несмотря на то что объемы выплат пенсий и пособий почти в 10 раз больше.

Да, менять ситуацию действительно необходимо. Но, по моему мнению, предложенная инициатива этому не поможет. Вместо нее стоило бы начать с приведения в порядок баз данных, работы по устранению возможных сбоев и ошибок в них. Необходимо продумать способы защиты от потери стажа и баллов из-за ошибок на всех этапах. Основные проблемы известны, но эффективной системы их решения нет.

По мере обучения новых специалистов штат уже имеющихся сотрудников следует сокращать до тех пор, пока он не достигнет приемлемых размеров. Один хорошо подготовленный сотрудник, работающий с нормальной системой, может заменить нескольких малоорганизованных, работающих «как принято».

А что по этому поводу думаете вы? Согласны ли вы с автором инициативы или со мной или имеете другую точку зрения? Прошу принять участие в обсуждении публикации, в комментариях под ней. Спасибо за внимание.

Пенсионному фонду предстоят сокращения и реорганизация, вопрос в том, будет ли от них толк





Пенсионный фонд России ждут масштабные сокращения. Об этом рассказала вице-премьер Татьяна Голикова, комментируя назначение экс-министра труда и социальной политики Максима Топилина на пост главы фонда.

По словам Голиковой, сокращения, прежде всего, будут связаны с процессом цифровизации ПФР. Правительство недавно начало анализ информационных систем фонда, чтобы их оптимизировать и сделать получение услуг гражданами более удобным.

«Не все получается, но мы должны это сделать», — отметила вице-премьер. Она не исключила, что изменения затронут территориальные отделения ПФР, хотя не уточнила, сколько именно сотрудников может быть сокращено. Но в результате на структуру Пенсионного фонда «можно будет посмотреть другими глазами».

Нельзя исключать, что под сокращениями из-за цифровизации Голикова подразумевает грядущие чистки, которые готовятся в ПФР. За последний год в фонде произошло немало скандалов. Так, летом 2019 года по подозрению в получении взятки был задержан заместитель председателя правления ПФР Алексей Иванов. По версии следствия, Иванов получил за «совершение действий в пользу компании „Техносерв“ и общее покровительство» взятку в размере не менее 4,4 млн руб. Экс-зам Пенсионного фонда вину признал, дал показания против соучастников и «раскаялся в содеянном».

Еще одно громкое уголовное дело уже в новом году заведено в отношении управляющего отделением ПФ Красноярского края Дениса Майбороды. Правоохранители заподозрили его в получении 10-процентного «отката» за обеспечение победы коммерческой фирмы в аукционе на право заключения госконтракта на покупку нового здания ПФР по максимальной стоимости 130 млн. рублей.

Да и вообще, к Пенсионному фонду накопилось немало вопросов. Например, еще в 2018 году президент Владимир Путин во время ежегодного послания раскритиковал Фонд за «дворцы», в которых находятся его отделения в разных городах РФ. По словам президента, недвижимость ПФР оценивается в 120 миллиардов рублей. Правда, он добавил тогда, что просто продать все эти здания и пустить деньги на выплату пенсий было бы неэффективно, поскольку их «хватит только на 6 дней». Да и в ПФР ответили, что их здания — не дворцы, а «обычные офисы», которые построены по нормативам, и в них идет прием населения.

Некоторые СМИ уже написали о том, что ПФР, возможно, ждет переезд в менее роскошные апартаменты, так что у Топилина появится еще один фронт работ.

Наконец, новому министру предстоит разобраться со сложной внутренней структурой ПФР. Как рассказал «СП» доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков, систему персонального учета внутри ПФР необходимо превратить в единый государственный банк социальной информации, интегрировав ее с базами данных других ведомств.

Однако принципиальный момент в том, что такая единая служба должна финансироваться из государственных средств. Сейчас же есть подозрения, что цифровизация происходит за счет пенсионеров, что недопустимо.

«Не должен застрахованный по старости оплачивать труд работников, занимающихся проблемами, например, начисления и выплаты материнского капитала», — утверждает Гудков.

В общем, поводов для чисток и изменений в Пенсионном фонде более чем достаточно. Вопрос в том, будет ли проводить их идеолог пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста Максим Топилин, и входит ли это в список поставленных ему задач в принципе. Некоторые эксперты считают, что это возможно, например, автор Telegram-канала «Политджойстик», политтехнолог Марат Баширов написал, что при Топилине ПФР может выйти из «роли статиста» и «стать помощником в реализации задач, которые поставил президент».

Однако другие специалисты очень сомневаются в такой оценке. По мнению директора Центра политологических исследований Павла Салина, оптимизация возможна, но задача провести масштабные чистки или вскрыть злоупотребления в ПФР перед Топилиным не стоит. Хотя контроль над Пенсионным фондом и его огромными денежными потоками может быть усилен.

— Что касается процедурной деятельности ПФР, интерес правоохранителей к ней сохраняется. В прошлом году арестовали замглаву Фонда, который как раз отвечал за цифровизацию. Но он не входил в команду Антона Дроздова, а был делегирован со стороны, поэтому к тогдашнему главе ПФР, видимо, критических претензий не возникло. Бенефициарами этих злоупотреблений при цифровизации, видимо, выступала не команда Дроздова, а кто-то еще.

После прихода Максима Топилина в ПФР, вероятнее всего, последуют кадровые перестановки. Просто потому, что сейчас мы видим в правительстве и госструктурах тренд на кадровое усиление за счет выходцев из силовой среды. Возможно, и в Пенсионном фонде произойдет то же самое. На денежные потоки расставляют все больше силовиков, чтобы они тщательно следили за их распределением. Это было и раньше, но сейчас процесс набирает обороты. А ПФР — это очень большие денежные потоки.

Поэтому перестановки возможны, но чистками в полном смысле слова я бы их не назвал. И вряд ли их будут подавать в таком ключе. Процесс будет происходить более спокойно и последовательно. В любом случае, для рядовых граждан от этого ничего не изменится.

«СП»: — Почему?

— Во-первых, потому что на место прежних бенефициаров придут новые. А во-вторых, потому что сам функционал Пенсионного фонда не предусматривает принятия решений, которые могли бы кардинально повлиять на судьбу граждан, даже пенсионеров, в худшую или лучшую сторону. Эти решения принимаются в других кабинетах. Пенсионный фонд — это всего лишь большая касса, куда направляются деньги, а потом оттуда расходуются. Поэтому, по какому бы сценарию изменения ни пошли, если они вообще будут проходить, для россиян ничего не изменится.

«СП»: — То есть речи о том, что ПФР может стать более независимым органом, не идет?

— Конечно. Никто сейчас структуре, которая распоряжается финансами, тем более такими колоссальными, большей независимости предоставлять не будет. Более того, даже ту самостоятельность, которая была у ПФР, скорее всего, немного подрежут.

Хотя структурные изменения возможны. Напомню, что раньше лоббировали идею объединения ПФР с другими небюджетными фондами, но Дроздов ее успешно блокировал. Возможно, сейчас ей попытаются дать второе дыхание. Хотя с учетом того, что руководство ПФР поменялась, а главная цель этого предложения была именно в том, чтобы убрать Дроздова, может быть, в этом уже и нет нужды.

Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец также сомневается в том, что в ПФР грядут изменения. По мнению политолога, власть считает работу Пенсионного фонда вполне эффективной, а раз так, то и принципиальных реформ там не нужно.

— Не думаю, что Топилину будет поставлена задача проводить чистку. Вряд ли стоит ждать серьезных изменений. Дроздов в последние годы вложил много сил, чтобы оптимизировать работу ПФР в том, что касается IT. Он сделал примерно то же самое, что Мишустин сделал в Налоговой службе, по крайней мере, во внутренней структуре.

Конечно, многое нужно сделать в части взаимодействия с населением. Это, прежде всего, облегчение бизнес-процессов и документооборота, связанного с оформлением пенсий. Есть также проблема с людьми, которые приехали из-за границы, и должны подтверждать свой стаж за пределами России.

Так что Топилин будет просто поддерживать работу Пенсионного фонда, решать эти проблемы, что-то оптимизировать, но вряд ли нас ждут чистки. ПФР — достаточно эффективная структура, и для Топилина перемещение в нее — это, скорее, повышение, чем понижение.

«СП»: — В самом деле?

— До этого он курировал Фонд социального страхования и Пенсионный фонд, но, несмотря на это, ПФР общался с правительством напрямую. Министерство труда было для него декоративной надстройкой. А сейчас Топилин получил в свое распоряжение десятки тысяч сотрудников и огромные деньги, которыми распоряжается ПФР. Дроздов же, скорее всего, пал жертвой коррупционных скандалов, и теперь отправился на должность заместителя министра финансов.

| Пенсионная реформа в России, последние новости:

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Читайте также: