Что такое отношение заработков в целях оценки пенсионных прав

О порядке учета заработной платы
в целях оценки пенсионных прав

Периоды работы, за которые определяется среднемесячный заработок застрахованного лица для конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предусмотрены пунктом 2 статьи 30 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно указанному пункту во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 – 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Возможно ли для конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал учесть заработную плату за 24 месяца с 12.07.1999 по 13.01.2000 и с июля 2000 по декабрь 2001 г., поскольку с января по июнь 2000 года застрахованное лицо состояло на учете в службе занятости, получая пособие по безработице?

Поскольку норма пункта 2 статьи 30 Закона от 17.12.2001 г. закрепляет возможность исчисления среднемесячного заработка за 24 месяца только за конкретный период времени (2000-2001 гг.), среднемесячный заработок за 24 месяца работы с 12.07.1999 по 13.01.2000 и с июля 2000 по декабрь 2001 г. не может быть принят во внимание для конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал. В связи с этим в данном случае необходимо запросить справку о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев подряд.

Возможно ли при определении расчетного размера трудовой пенсии учесть среднемесячный заработок за неполные 2000-2001 гг. (23 месяца), поскольку в указанный период был перерыв между увольнением и новым трудоустройством, т.к. по представленным документам отношение среднемесячного заработка застрахованного лица за 60 месяцев подряд к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации ниже отношения за 2000-2001 гг.

В данном случае, по желанию застрахованного лица, можно определить расчетный размер трудовой пенсии путем деления суммы заработной платы за 23 месяца 2000-2001 гг. (по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета) на 24.

Допускается ли при определении расчетного размера пенсии из заработной платы за 60 месяцев заменять месяцы, когда женщина находилась в отпуске в связи с уходом за ребенком в возрасте трех лет?

При рассмотрении вопроса об исчислении расчетного размера трудовой пенсии по заработной плате за 60 месяцев следует иметь в виду следующее.

В соответствии с пунктом 9 статьи 30 Закона от 17.12.2001 г. продолжает применяться порядок исчисления и подтверждения среднемесячного заработка., который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 01.01.2002 г. То есть, по желанию застрахованного лица, в периодах, за которые определяется его среднемесячный заработок, допускается замена:

· неполных месяцев работы (т.е. месяцев, в которых начало и прекращение работы имело место не с первого числа месяца);

· месяцев, в которых по объективным причинам могло иметь место снижение заработной платы (отпуск в связи с уходом за ребенком до трех лет, нахождение на инвалидности, получение возмещения ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществление ухода за инвалидом 1 группы, ребенком – инвалидом или престарелым, нуждающемся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения).

В случаях, когда нет периода работы и, соответственно, заработной платы за 60 месяцев именно на одном предприятии, но есть другие периоды работы, то заработную плату можно исчислить за 60 месяцев работы подряд по справкам, представленным из разных организаций. При этом пропускать какой - либо период работы из этих 60 месяцев нельзя.

Учитывая изложенное, при определении расчетного размера пенсии из заработной платы за 60 месяцев допускается замена месяцев, когда женщина находилась в отпуске в связи с уходом за ребенком в возрасте трех лет, месяцами непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.

Как учитывается и подтверждается доход от предпринимательской деятельности при оценке пенсионных прав индивидуальным предпринимателям?

По правилам подсчета заработка для исчисления пенсии, действовавшим до 01.01.2002 г., и применяемым при оценке пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 г., в заработок для исчисления пенсии включались все виды выплат (дохода), на которые до 01.01.2001 г. начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а после 01.01.2001 г. – единый социальный налог (взнос).

В качестве заработка для расчета начального пенсионного капитала при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, занимающихся предпринимательской или иной профессиональной деятельностью, принимается доход, подтвержденный налоговым органом при условии полной уплаты начисленных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2001 года - единого социального налога (взноса) в части, поступающей в бюджет ПФР).

К уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами:

взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов;

единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности – свидетельством, выданным территориальными налоговыми органами.

Подтверждение среднемесячного заработка (дохода) индивидуальных предпринимателей для расчета начального пенсионного капитала при оценке пенсионных прав производится за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица согласно Федеральному закону от 01.04.1996 № 27 – ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» на основании вышеперечисленных документов, а после регистрации в качестве застрахованного лица – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Следует иметь ввиду, что при подтверждении уплаты страховых взносов за период до 1 января 2001 г. для целей государственного пенсионного страхования индивидуальными предпринимателями, снятыми с учета в органах МНС необходимо руководствоваться совместным письмом Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации - Единой пенсионной службы по Чувашской Республике и Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 06-14/748 от 21.03.2002, № 14-06/1427 от 15.03.2002, доведенным ранее до Управлений ПФР.

Дополнительно информируем, что порядок подтверждения и учета при оценке пенсионных прав среднемесячного заработка (дохода) индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в связи с введением единого социального налога (взноса), зачисляемого в государственные внебюджетные фонды будет доведен после утверждения соответствующего разъяснения Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

Заработная плата для оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав
Итак, у застрахованных лиц, имеющих пенсионные права, приобретенные до 1 января 2002 года, для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости используется, в том числе, расчетный пенсионный капитал (ПК1), в формуле определения которого применяется показатель средней заработной платы застрахованного лица (ЗР).
Периоды получения заработка, используемые для подсчета пенсии при конвертации пенсионных прав
Среднемесячный заработок застрахованного лица (ЗР) может представляться за следующие периоды работы или службы (кроме срочной военной службы), имевшие место до 1 января 2002 года:
1) за 2000-2001 гг.;
2) за любые 60 месяцев подряд (в состав заработка за 60 месяцев может входить и заработок за период 2000-2001 гг.);
3) у лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года уже была установлена трудовая пенсия, может быть учтен размер среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия.
ü Например, Законом РФ от 3 апреля 1992 года было разрешено в 1993 году (по желанию пенсионера) среднемесячный заработок для назначения или перерасчета пенсии исчислять за 12 последних месяцев работы (службы) перед обращением за пенсией или ее перерасчетом. Этот заработок можно было принимать за работу не ранее чем с 1 января 1992 года по 30 декабря 1993 года включительно. Если пенсионеру на 31.12.2001 пенсия назначалась с применением этого правила, то заработок (ЗР) в формуле конвертации может браться за указанный 12-месячный период.
Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) и при этом могут заменяться другими периодами, непосредственно предшествующими или следующими за ними:
- неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца
- месяцы, в том числе неполные, в которых по объективным причинам могло иметь снижение заработной платы: отпуск в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, нахождение на инвалидности, получение возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществление ухода за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения.
В правоприменительной практике возникают ситуации, когда в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в периоде 2000-2001 гг., составляющем менее 24 месяцев, у застрахованного лица весь период трудовой деятельности приходится только на указанный период. В этом случае подсчет среднемесячного заработка (ЗР) возможен по фактически отработанным месяцам.
Пример. У гражданина трудовая деятельность в течение 16 месяцев приходится только на период 2000-2001 гг. В этом случае, его заработок за указанный период может быть разделен на фактически отработанные месяцы, то есть на 16 месяцев (ЗР 2000-2001 гг. = 16 мес./16 мес.).
Если же у гражданина имеется трудовая деятельность не только в период 2000-2001 гг., но и за другие периоды, исчисление заработка за 2000-2001 гг. осуществляется путем деления имеющегося заработка на 24 месяца (ЗР2000-2001 гг. = 16 мес./24 мес.).
Суммы, включаемые в состав заработка
В соответствии с п. 9 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях (в прежней редакции) при оценке приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав применяется ранее действовавший порядок исчисления и подтверждения заработка застрахованного лица (т.е. установленный Законом РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»). Поэтому при определении выплат, которые включаются в состав заработка для определения величины ЗР, необходимо обратиться к статье 100 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1. В соответствии с ней в заработок включаются:

1. Все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона № 340-1, на которые начислялись страховые пенсионные взносы (работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию).
Вопрос включения в состав заработка отдельных сумм решается с учетом перечней выплат, на которые в соответствии с действовавшим в конкретный период работы гражданина законодательством не начислялись страховые взносы в ПФР[1].
Для того, чтобы понять какие суммы (и в каком объеме) подлежали обложению страховыми пенсионными взносами, а на какие выплаты взносы не начислялись, можно воспользоваться следующими документами:
1) Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ (России), утв. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1. Он действовал вплоть до введения в действие второй части Налогового кодекса РФ 1 января 2001 года.
ü Суммы, выплачиваемые по основным и дополнительным отпускам, указываются в том месяце, на который приходятся соответствующие периоды основных и дополнительных отпусков[2].

Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 сентября 1990 г. № 358/16-28 «Об утверждении Перечня видов заработной платы и других выплат, на которые не начисляются страховые взносы и которые не учитываются при определении среднемесячного заработка для исчисления пенсий и пособий по государственному социальному страхованию»;
Постановления Правительства РФ от 19.02.1996 г. № 153 и от 07.05.1997 г. № 546;
Письмо ПФР от 16 августа 1996 г. № ЮЛ-12-11/5927-ИН «О выплатах профсоюзному активу»;
Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июля 2000 г. № 55 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации».

 В соответствии с разъяснениями Пенсионного фонда РФ, при осуществлении индивидуальными предпринимателями, уплачивавшим единый налог на вмененный доход, выплат наемным работникам до 01.01.2001, исчисление среднемесячного заработка наемных работников осуществляется исходя из сумм выплат, с которых у них удерживались страховые взносы в ПФР в размере 1 процента. [3] (выплаты, начисленные в пользу указанных граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования).
В случае осуществления данной категорией предпринимателей выплат наемным работникам в период с 01.01.2001 по 31.12.2001 включительно, среднемесячный заработок наемных работников определяется исходя из решения предпринимателя, который по своему усмотрению распределил сумму вмененного дохода, с которого уплачен единый налог на вмененный доход, между наемными работниками.

2) с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. включительно - Глава 24 второй части Налогового кодекса РФ (ею был введен единый социальный налог (взнос), частью которого являются и обязательные страховые взносы в ПФР).
Статьей 238 НК РФ определены суммы, не подлежащие налогообложению (и, следовательно, не учитываемые в составе заработка в целях оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав), а статьей 239 - налоговые льготы для различных категорий плательщиков единого социального налога. Вместе данные нормы при решении вопроса о возможности учета определенных сумм в заработке (ЗР) следует применять с учетом позиции Пенсионного фонда, обозначенной им в Письме от 18 апреля 2001 г. № КА-09-18/3295 «Об уплате единого социального налога (взноса)» («. освобождение работодателей от уплаты взносов на государственное социальное страхование относится к порядку уплаты единого социального налога (взноса) и не может нарушить права работников на обязательное социальное страхование. »).

2. Помимо выплат, связанных с выполнением работы, на которые начислялись страховые пенсионные взносы, в заработок для исчисления пенсии (ЗР) включается:
- денежное довольствие военнослужащих и лиц, приравненных к ним в пенсионном обеспечении, выплачиваемое за период прохождения службы, указанной в ст. 90 Закона № 340-1 (служба в составе Вооруженных Сил РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил СНГ, Вооруженных Сил СССР, в органах внутренних дел, внешней разведки, контрразведки, министерствах и ведомствах, в которых законом предусмотрена военная служба, и т.д.);
- пособие по временной нетрудоспособности.

 Суммы, выплачиваемые по временной нетрудоспособности, указываются в том месяце, на который приходятся соответствующие периоды временной нетрудоспособности [4].

Несмотря на то, что Законом № 340-1 предусмотрено, что стипендия, выплачиваемая за период обучения включается в состав заработка, с учетом которого исчисляется пенсия, органы Пенсионного фонда РФ в своей практике исходят из того, что, так как в соответствии с Законом о трудовых пенсиях (п. 4 ст. 30) периоды учебы не включаются в общий трудовой стаж, используемый при оценке приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав, то и стипендия в подсчете заработка работника (ЗР) для конвертации пенсионных прав использоваться не может.
В правоприменительной практике встречается вопрос о возможности учета в составе заработка (ЗР) при оценке пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года пособий по беременности и родам. Правоприменитель в лице Пенсионного фонда РФ дает на этот вопрос отрицательный ответ, что представляется не совсем логичным, учитывая его точку зрения (и обоснование к ней) на вопрос о включении стипендии в состав ЗР (см. предыдущий абзац), а также позицию Конституционного Суда РФ [5]. Дело в том, что 20 марта 1997 г. (даты внесения изменений в Закон № 340-1) пособие по беременности и родам включалось в состав заработка для исчисления пенсии. Закон о трудовых пенсиях (подп. 4 п. 4 ст. 30) предусматривает включение периода нетрудоспособности в связи с беременностью и родами в общий трудовой стаж для подсчета стажевого коэффициента (СК) в формуле конвертации пенсионных прав. Исходя из этого, можно сделать вывод, что, если период, за который считается заработок работника приходился на отрезок времени до 20 марта 1997 года, пособие по беременности и родам может включаться в сумму заработка; если же - после указанной даты, то это пособие в заработке не учитывается и при этом период нахождения в декретном отпуске не исключается и не заменяется другими месяцами.

. Для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года уже была установлена трудовая пенсия по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца, для определения расчетного размера трудовой пенсии по их желанию может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого была исчислена установленная пенсия.
Подтверждение и доказательство заработка
В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденным постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 16/19па, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы о среднемесячном заработке (ЗР) за 2000 - 2001 годы либо за любые 60 месяцев подряд в течение его трудовой деятельности до 1 января 2002 г.
Если время, за которое берется среднемесячный заработок для подсчета пенсии, приходится на период после регистрации работника в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», то заработок подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Если – на период до регистрации - справками, выданными в установленном порядке работодателем либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями.
В предусмотренных законодательством случаях для исчисления пенсии принимаются также:
- справки об оплате по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, с отметкой об уплате страховых взносов;
- расчетные книжки или справки, выданные профсоюзными органами, с участием которых были заключены договоры о работе лиц у отдельных граждан, с указанием заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации, занятых на государственных предприятиях и в организациях бытового обслуживания населения;
- копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.

. Что такое индивидуальный (персонифицированный) учет, когда происходила регистрация в нем работников в качестве застрахованных – см. раздел «Разъяснение гражданам их пенсионных прав. Превентивные меры по устранению нарушений пенсионных прав».

На практике часто встречаются ситуации, когда граждане не могут предоставить каких бы то ни было документов для определения среднемесячного заработка до регистрации в системе государственного пенсионного страхования из-за того, что первичные документы о заработке были утеряны работодателем, не были переданы правопреемникам или на хранение в архивные организации в случае ликвидации работодателя.
Совместным информационным письмом от 27 ноября 2001 г. № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704В Минтруд РФ и ПФР рекомендовали органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, рассматривать каждый случай утраты в государственных и муниципальных органах и организациях в комиссионном порядке с привлечением к нему представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзных органов, органов по труду и территориальных органов Пенсионного фонда РФ.
В случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, пострадавшим лицам необходимо дать соответствующие рекомендации по обращению в суд. В случае невозможности определения причинителя вреда (например, в случаях стихийных бедствий) органами ПФР могут быть приняты документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии: учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Как видно из текста письма Минтруда России и ПФР такой порядок подтверждения заработка может применяться в весьма ограниченных (по организационно-правовой форме работодателя - юридического лица (только государственные и муниципальные органы и организации) и причинам утраты необходимых документов (стихийные бедствия)) случаях. Поэтому в большинстве случаев застрахованным лицам приходится для подтверждения заработка обращаться в судебные инстанции.
В настоящее время возникли трудности в вопросе о возможности подтверждения (в судебном порядке) заработка работника свидетельскими показаниями.
До 1 января 2010 года была выработана единообразная судебная практика, позволявшего прибегать к помощи свидетелей, когда были исчерпаны другие способы доказывания размера заработной платы. Так, в соответствии с позицией Верховного Суда РФ, выраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2005 г.[6], при судебном разбирательстве получение заработной платы в определенном размере (исходя из которого рассчитывается среднемесячный заработок, необходимый для определения, страховой части пенсии при оценке пенсионных прав) в случае утраты первичных бухгалтерских документов[7]может быть подтверждено любыми другими доказательствами, в том числе и свидетельскими показаниями.
1 января 2010 года вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ в Закон о трудовых пенсиях. В частности, п. 3 ст. 30 теперь содержит указание на то, что среднемесячный заработок свидетельскими показаниями не подтверждается. В то же время в Законе о трудовых пенсиях осталась норма (п. 12 ст. 30) о возможности применения порядка подтверждения заработка, который был установлен и действовал до дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, т.е. до 1 января 2002 года.

С одной стороны, возможность подтверждения в суде размера заработной платы работника (ЗР в формуле конвертации пенсионных прав) свидетельскими показаниями в настоящее время следует из нормы п. 12 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях (которая гарантирует соблюдение принципа правовой определенности в пенсионном законодательстве, на которую неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях[8]), а также из аргументации Верховного Суда из ранее вынесенных им постановлений[9].

Основываясь на ранее использовавшихся Верховным Судом РФ доводах, а также на том, что действовавшее до 01.01.2002 г. пенсионное законодательство (Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ») не содержало запрета на использование показаний свидетелей при подтверждении размера заработка, логично было бы предположить, что проблем с установлением размера заработной платы, применяемой для конвертации приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав, на основании свидетельских показаний возникать не должно.

Однако, отвечая на вопрос о возможности использования судами свидетельских показаний при установлении юридического факта в схожих правоотношениях (при установлении характера работы, дающей право на досрочное назначение пенсии) в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2010 года[10], Верховный Суд сослался на запрет, установленный новой редакцией (с 01.01.2010 г.) Закона о трудовых пенсиях. Тот же самый вывод был позднее продублирован Верховным Судом РФ и в Постановлении Пленума от 11 декабря 2012 года № 30.

К сожалению, остается не ясным, давал ли Верховный Суд оценку соотношению нормы о запрете применения показания свидетелей и нормы п. 12 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях, и считает ли Верховный Суд норму о запрете использования показания свидетелей распространяющейся на прошлое время (т.е. до ее вступления в силу 01.01.2010 г.) – для подтверждения заработка до 1 января 2002 года, который используется для конвертации пенсионных прав.

Факт получения заработной платы в определенном размере, если это необходимо для назначения пенсии, может быть подтвержден судом в порядке особого производства (в соответствии со ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ). Однако, в случае возникновения спора о праве на расчет пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка такой спор должен быть разрешен в исковом порядке (в соответствии с требованиями части 3 ст. 263 ГПК РФ, исключающей возможность рассмотрения дела в порядке особого производства в случае возникновения спора о праве).
В суде подтверждать размер заработка работник может любыми, не запрещенными законом способами и без привязки к периоду, когда получение заработка имело место (до или после регистрации работника в системе персучета).
Пример: считаем соотношение заработков (ЗР/ЗП) в формуле конвертации пенсионных прав
Гражданин выбрал вариант использования заработка за 60-месячный период своей трудовой деятельности. В орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, он предоставил справку о заработке (в руб.) за период 01.05.1985 – 30.04.1990 для расчета ЗР:

Пенсионное обеспечение «Северян».

«Применение повышенного отношения заработков при осуществлении оценки пенсионных прав»

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

При оценке пенсионных прав застрахованного лица в соответствии с пунктом 3 (до 01.01.2010 – пункт 2) статьи 30 указанного Федерального закона одной из составляющих расчетного размера трудовой пенсии является отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП), учитываемое в размере не свыше 1,2.

Вместе с тем лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в повышенном размере (не свыше 1,4, 1,7, 1,9) независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с абзацем первым подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно нормам абзаца второго подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

При определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктами 7 - 14 статьи 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 6 - 9 статьи 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ).

Подсчет периодов работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ также определен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее – Правила от 11.07.2002 № 516).

В соответствии с пунктом 2 данных Правил при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном указанными Правилами, суммируются периоды работ, перечисленные в этом пункте.

Согласно пункту 3 Правил от 11.07.2002 № 516 суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 данных Правил, осуществляется путем прибавления к периодам работы, указанной в пункте 11 (работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), периодов работ, указанных в подпунктах 1-10, 16-18.

Право на установление отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в повышенном размере с учетом положений статьи 28.1 настоящего Федерального закона если общий страховой стаж составляет менее 20 лет, отсутствует.

При этом необходимо отметить, что при определении права на назначение трудовой пенсии по старости на основании абзаца третьего подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ работа в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, переводится в работу в районах Крайнего Севера, а затем к ней прибавляется работа по подпункту 10 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона.

При проверке правильности оценки пенсионными органами пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имея при этом в виду следующее:

а) оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с названным Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года;

б) расчетный пенсионный капитал, т.е. учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу указанного Федерального закона, является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии (абзац четвертый статьи 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Расчетный пенсионный капитал в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года определяется по формуле, указанной в пункте 1 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ.

При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 5 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ, начиная с 1 января 2002 года установлен продолжительностью 12 лет (144 месяца) и подлежит ежегодному увеличению на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев) (пункт 1 статьи 32 Федерального закона N 173-ФЗ).

В таком же порядке в силу пункта 2 статьи 32 Федерального закона N 173-ФЗ определяется ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости лицам, указанным в пункте 1 статьи 27 и пункте 1 статьи 28 данного Федерального закона. Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 Федерального закона N 173-ФЗ (для мужчин и женщин соответственно) (абзац третий пункта 5 статьи 30, пункт 2 статьи 32 Федерального закона N 173-ФЗ);

в) отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2 для всех лиц, за исключением лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и лиц, которые проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ);

г) поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 года, исходя из смысла пункта 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться:

лицам, проживавшим на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 года или остались там проживать;

мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию).

При определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП - не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), поскольку в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" финансирование выплаты страховой части трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу пункта 1 статьи 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации;

д) если лица до 1 января 2002 года работали на строительстве объектов, имеющих важное народно-хозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер (устанавливался лишь на определенный период с учетом важного народно-хозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам, т.е. учитывают особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в данных районах. Исходя из изложенного лицам, принимавшим участие в строительстве названных объектов, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) должно учитываться по общему правилу: в размере не свыше 1,2 либо в размерах не свыше 1,4; 1,7; 1,9 (повышенное отношение заработков) при наличии к тому оснований (пункт 2 статьи 28, пункт 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ);

е) в силу пункта 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.

При этом следует иметь в виду, что продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере) и в него включаются лишь те периоды, которые перечислены в названном выше пункте.

Однако указанное правило не препятствует осуществлению оценки пенсионных прав граждан (по их желанию) по состоянию на 1 января 2002 года независимо от того, выработан ими на 1 января 2002 года общий или специальный стаж полностью или частично, исходя из размера пенсии, исчисленного по условиям и нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", что вытекает из пунктов 6 и 9 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, которыми предусмотрена возможность оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (пункт 6), а также предусмотрено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ (пункт 9). При этом необходимо иметь в виду, что если в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма пенсии, исчисленная на основании Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" без учета индивидуального коэффициента пенсионера, то при подсчете трудового стажа подлежат применению не только нормы этого Закона, регулирующие порядок и условия включения в трудовой стаж периодов работы (службы), иных периодов, а также возможность включения ряда периодов в льготном исчислении, но и положения статей 16 и 17, а также статьи 18 данного Закона, которой установлено ограничение максимального размера пенсии тремя (либо тремя с половиной) минимальными размерами пенсии. Исчисленный в таком порядке размер пенсии применяется для последующего определения расчетного пенсионного капитала пенсионера (ПК).

По всем юридическим вопросам обращайтесь к квалифицированным юристам по тел. – 8 (919) 722-05-32

Юридическая помощь www.mashenkof.ru - качественные услуги за разумную цену.

Абонентское обслуживание физических и юридических лиц.

Читайте также: