Что такое пенсионный фонд курсовая работа

Главная > Курсовая работа >Финансы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Иркутский государственный технический университет

Факультет бизнеса и управления

По дисциплине: Финансы

На тему: Пенсионный фонд РФ

Выполнил: студ. гр. МЭ-07-5

Проверил: Нефедьева Л.В.

Пенсионный Фонд РФ: его становление и задачи деятельности………………..5

История возникновения и развития ПФ РФ………………………………………7

Структура, руководство и управление ПФ РФ………………………..…………11

Формирование и направления использования средств ПФ РФ…………………14

Численность и структура застрахованных, легализация трудовых доходов…..18

Перспективы развития Пенсионного фонда РФ. Негосударственные пенсионные фонды…………………………………………………………………21

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того, они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Крупнейшим из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Он представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.

Пенсионное обеспечение — базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку обычно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25—30% населения) любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население.

Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего пенсионного возраста обеспечена Конституцией России, где сказано: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты», а также: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также учитывая ее сложность, обусловленную особенностями накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система России, играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в финансово-бюджетной системе страны, оказывая самое серьезное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах.

Наряду с низким уровнем изученности отечественной системы пенсионного обеспечения следует отметить низкую степень изученности экономических основ пенсионного обязательного страхования в зарубежных странах с различным социально-экономическими и демографическими особенностями.

Для систематического изложения основных принципов реформирования пенсионной системы России первоначально были определены объекты реформирования (основные понятия, виды и формы пенсионного обеспечения в нашей стране, обоснованы базовые принципы государственного пенсионного страхования, сравнивались с передовой зарубежной практикой и т.п.), сформулированы актуальные проблемы, препятствующие стабильному развитию пенсионной системы. На современном этапе пенсионная система нашей страны представлена деятельностью внебюджетного государственного Пенсионного фонда, негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями.

Цель данной работы: анализ основного направления деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, его значение в развитии пенсионной системы России на современном этапе.

Пенсионный Фонд РФ: его становление и задачи деятельности.

В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Однако данный Фонд начал действовать с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде от 27 декабря 1991г. Пенсионный фонд Российской Федерации – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В основные задачи ПФ РФ входят:

- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей ) физических и юридических лиц;

- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

- межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

ПФР осуществляет следующие основные функции:

учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;

назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. По состоянию на февраль 2010 года в Программу вступили свыше 2 200 000 россиян.

История возникновения и развития Пенсионного фонда Российской Федерации.

Масштабность и глубина радикально-рыночных преобразований в экономике потребовали применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. При этом предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства — стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

Глава 1. Эволюция Пенсионного фонда Российской Федерации………6

1.1 История становления пенсионного обеспечения в России…………6

1.2 Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации……………..10

Глава 2. Пенсионный фонд РФ на современном этапе развития……..14

2.1 Организационно-правовые основы деятельности фонда………….14

2.2 Цели и задачи фонда…………………………………………………19

2.3 Порядок формирования доходов бюджета Пенсионного фонда РФ..22

2.4 Направления и порядок использования средств фонда……….…..28

2.5 Анализ доходов и расходов бюджета фонда………………………31

Список информационных источников ………………………………… 37

Российская Федерация как государство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентира социальное государство, стремясь максимально исходя из существующих возможностей защищать права своих граждан, устанавливает в правовых отношениях такой порядок, который предусматривает социальное обеспечение тех категорий граждан, которые признаны нуждающимися в таковой. В этом проявляются социальные функции государства.

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

К задачам общественного страхования относятся: создание денежных фондов, из которых возмещаются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных лиц или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального достатка неработающих и работающих членов общества.

Согласно Бюджетному Кодексу РФ обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:

• обязательного медицинского страхования;

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее важных социальных институтов России.

Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. В системе персонифицированного учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей. Фонд реализовывает ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в составе пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.

Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально–экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования.

Объектом исследований является пенсионный фонд Российской Федерации.

Целью данной работы является рассмотрение Пенсионного фонда Российской Федерации как составной части системы социальных внебюджетных фондов.

В соответствии с темой курсовой работы ставятся следующие задачи:

1. изучить функции, цели и задачи Пенсионного фонда РФ,

2. проанализировать источники формирования денежных средств,

3. рассмотреть порядок формирования и использования доходов бюджета Пенсионного фонда РФ,

4. охарактеризовать взаимоотношения между Пенсионным фондом и плательщиками единого социального налога,

5. представить проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда.

В качестве теоретической базы дипломной работы были использованы работы ведущих специалистов в области пенсионного обеспечения, а также широкий ряд нормативных актов Российского пенсионного законодательства.

Кроме того, были внимательно изучены и переработаны публикации периодической печати, в том числе в специализированных изданиях, посвящённые данной теме.

В работе применены следующие методы исследования: сбор и анализ эмпирических фактов, методы анализа и синтеза, метод индукции и дедукции, системный подход к объекту исследования.

Глава 1. Эволюция Пенсионного фонда Российской Федерации

1.1 История становления пенсионного обеспечения в России

Возникновение пенсионного обеспечения в России относится к первой половине восемнадцатого века.

В допетровские времена в России существовал институт кормления. Это означало, что служилым людям преклонных лет, больным или увечным выделялись земельные наделы, вотчины с крепостными крестьянами. Все это позволяло им спокойно жить в старости. В случае смерти кормильца государство заботилось и о его семье. То есть обеспечение служилых людей полностью зависело от царской милости, хотя и учитывались особые заслуги человека, и недостаточный размер средств к существованию, оставленных семье.

Впервые подобное обеспечение служилых людей было узаконено Петром I в Морском уставе в 1720 году. По указу царя увечных, но способных к службе морских чинов, прикрепляли к магазинам, определяли в гарнизоны или на штатскую службу. Увечных, и не способных к какой-либо службе, пожизненно помещали в госпитали либо выдавали единовременно годовое жалованье и паспорт. Назначалась часть от жалованья и вдовам, детям в случае смерти отца.

В 1820 году начали подготовку первого Пенсионного устава, принятого только в 1827 году. В этой связи, министр финансов граф Гурьев высказывал мысль, что пенсия должна быть не милостью, а вознаграждением правительства тем служащим и их семействам, которые приобрели на нее право беспорочной службой. Размер пенсии предлагалось устанавливать в зависимости от числа лет службы по средней величине жалованья за последние три года. Для покрытия расходов на пенсионные выплаты делались специальные вычеты из жалованья, но основная часть расходов покрывалась за счет средств казны.

До принятия Пенсионного устава своеобразие использования средств казны заключалось в том, что эти средства не формировались за счет специального налога и не выделялись ежегодной бюджетной росписью, а образовывались особые пенсионные капиталы. Так, для обеспечения пенсий таможенных чинов, а затем и служащих департамента внешней торговли, на образование пенсионного капитала ежегодно направлялось сначала 20%, а затем 10% от конфискаций и 1% таможенных доходов. За счет средств, формируемых подобным образом, производились выплаты пенсий различным чинам. Для упорядочения расходов все пенсионные капиталы и иные поступающие доходы были соединены в государственном казначействе. Однако по прошествии нескольких лет расходы на пенсионные выплаты выросли выше всякого ожидания. Это вызвало обеспокоенность правительства. Было принято решение пересмотреть Пенсионный устав.

С 1828 года по 1868 число пенсионеров и сумма пенсий увеличились в 6 раз. Средний же размер пенсионных выдач за этот период остался практически неизменным. Если в 1828 году пенсия составляла 41% получаемого служащим жалования, то в 1867 году - 29%. Стремительно росло число пенсионеров: в 1828 году один пенсионер приходился на 4,5 служащих, в 1843 - на 2,5 служащих, а в 1868 году - на одного служащего!

Значительное увеличение расходов на пенсии отчасти было вызвано существованием 30 отдельных пенсионных положений, по которым выплачивались льготные пенсии.

Уже к началу 1870-х годов стало очевидным, что обеспечение выходящих на пенсию россиян является трудноразрешимым вопросом. Россия расходовала на пенсии менее 4% своих доходов, тогда как общее число расходов на пенсии в иностранных государствах в среднем доходило до 6%.

То есть средства на пенсионные выплаты по-прежнему оставались скромными. А потому был предложен единственно возможный выход: служащие должны обеспечивать свою будущность, в том числе и личными сбережениями, а государство возьмет под свою полную опеку только тех, кто по причине болезни и иных несчастных случаев не могли заботиться о себе самостоятельно. Первыми эту идею поддержали участники эмеритальных касс.

В дореволюционной России эмеритурой назывались специальные пенсии за выслугу уволенным в отставку, а также пособия из эмеритальной кассы, выдаваемые вдовам и сиротам. Эти пенсии являлись подмогой к пенсиям, выплачиваемым по Пенсионному уставу и специальным пенсионным положениям. За счет безвозмездно и бессрочно переданных государством кассе средств образовывался эмеритальный капитал, который сначала помещался в государственные ценные бумаги, а затем и в ипотечные бумаги. Проценты, получаемые от такого размещения, и обязательные отчисления из жалования государственных служащих использовались на текущие выплаты пенсий.

Государственное пенсионное обеспечение для трудящихся в России было установлено после Октябрьской революции 1917 года. С первых лет Советской власти за счет государства назначались пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. С 1928 года для рабочих отдельных отраслей промышленности были введены пенсии по старости, которые затем были распространены на всех рабочих, а к 1937 году - на служащих.

Система пенсионного обеспечения в СССР начала активно формироваться в 30-60-е годы. Основу ее составил принятый 14 июля 1956 года Верховным Советом закон "О государственных пенсиях". Этот документ до сих пор определяет возраст выхода на пенсию для мужчин - 60 лет, для женщин - 55. Минимальный трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту, соответственно составлял 25 и 20 лет. Закон 1956 года значительно повысил уровень пенсионного обеспечения и расширил круг лиц, имеющих право на пенсию: рабочие, служащие, граждане, на которых распространяется государственное социальное страхование; военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы; граждане, ставшие инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей или в связи с выполнением долга гражданина СССР по спасанию человеческой жизни, по охране социалистической собственности или социалистического правопорядка. Членам семей вышеперечисленных граждан назначаются пенсии по случаю потери кормильца.

С принятием 15 июля 1964 года закона "О пенсиях и пособиях членам колхозов" сложилась единая система пенсионного обеспечения, охватывающая практически всех трудящихся и членов их семей.

Таким образом, можно сказать, что первыми пенсионерами в России были военнослужащие, а государственное пенсионное обеспечение для трудящихся было установлено в 1917 году. Далее в 90-е годы в Российской Федерации сформировалось пенсионное обеспечение на основе множества правовых актов, в частности, на основе закона "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20 ноября 1990 года.

1.2 Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.

Изначально основной функцией Пенсионного фонда России был сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако ещё в 1992 году в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб (ЕПС), осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации". Он рекомендовал органам региональной власти заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.

В 1997 году вступил в силу федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования" № 27-ФЗ. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель. В системе Пенсионного фонда был создан Информационный центр персонифицированного учёта для обеспечения оперативного взаимодействия со всеми территориальными отделениями ПФР и для ведения базы данных персонифицированного учёта центрального уровня.

В дальнейшем система страховых взносов была закреплена Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в соответствии с которым определен новый статус ПФР, как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" еще больше расширил функции ПФР и внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, размер трудовой пенсии теперь состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть - за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляет Пенсионный фонд через управляющие компании, выбранные гражданами, или негосударственные пенсионные фонды.

Дополнительно к основной деятельности, с 2000 года Пенсионным фондом финансируются социальные программы в регионах РФ. В 2008 году на эти цели ПФР выделил 1 млрд. рублей, в 2009 – 1,2 млрд. рублей.

С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.

С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.

В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий, т.е. переоценку расчетного пенсионного капитала.

Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.


Тема: Пенсионный фонд Российской Федерации

Тип: Курсовая работа | Размер: 1.70M | Скачано: 162 | Добавлен 07.02.12 в 12:05 | Рейтинг: +5 | Еще Курсовые работы

Содержание

Введение 3

Глава 1. Пенсионный фонд РФ, его цели задачи и система организации

1.1. Сущность, цель и задачи Пенсионного фонда РФ 5

1.2. Структура Пенсионного фонда РФ и этапы его развития 7

1.3. Этапы развития и становления Пенсионного фонда РФ 10

1.4. Пенсионный фонд Российской Федерации в сфере международного сотрудничества 13

Глава 2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ

2.1. Доходы Пенсионного фонда Российской Федерации 17

2,2. Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации 22

2.3. Анализ динамики и структуры доходов и расходов Пенсионного фонда РФ 26

2.4. Бюджет Пенсионного фонда РФ на 2010 - 2012 г.г 32

Глава 3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ

3.1. Валоризация и социальная доплата до уровня прожиточного минимума пенсионера 37

3.2. Совершенствование пенсионной системы РФ 39

3.3. Перспективные проблемы долгосрочной стратегии развития пенсионной системы РФ 43

Заключение 47

Список использованной литературы 49

Введение

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

К задачам общественного страхования относятся: создание денежных фондов, из которых возмещаются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального достатка неработающих и работающих членов общества.

Учитывая значение социального страхования, его воздействие на общественные процессы, во многих странах государство организовывает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной сосредоточения ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение социальной защиты населения страны.

В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:

  • обязательного медицинского страхования;
  • социального страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее важных социальных институтов России.

Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. Пенсионный фонд, в свою очередь, имеет огромное влияние на экономику страны, поскольку главной целью его является обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения и накопления средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Предметом исследований является пенсионный фонд Российской Федерации, а так же его структура, состояние и перспективы развития, пенсионная реформа и ее результаты.

Целью данной работы является изучение проблемы финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.

Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
  • рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
  • провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.
  • определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
  • показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
  • оценить значение персонифицированного учета в новой системе пенсионного страхования граждан.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
  2. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
  3. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»
  4. Федеральный Закон от 25 ноября 2008 г. № 214-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»
  5. Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации»
  6. Постановление Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»
  7. Финансы: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. – М.: Финансы и Статистика, 2004. – 504 с
  8. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 486 с.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

В большинстве субъектов РФ назначение и выплата пенсий производятся органами социальной защиты населения, которые средства ПФР доводят до пенсионеров через отделения федеральной почтовой связи или путем перевода на счета пенсионеров, открытых в основном в филиалах Сбербанка РФ . В семи субъектах РФ в порядке эксперимента организована единая пенсионная служба, где и назначение и выплата пенсий… Читать ещё >

  • Выдержка
  • Литература
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Пенсионный фонд РФ ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Внебюджетный фонд РФ
    • 1. 1. Государственные внебюджетные фонды и их особенности
    • 1. 2. Социально экономическая сущность ПФР и особенности его развития
  • Глава 2. Формирование и расходование средств ПФР
    • 2. 1. Формирование
    • 2. 2. Расходование
  • Глава 3. Российская специфика регулирования деятельности ПФ
    • 3. 1. Пенсионная реформа в РФ
    • 3. 2. Анализ бюджета ПФ РФ
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Государственные внебюджетные фонды являются составной частью фи-нансовой системы РФ. Кроме того, они представляют собой одну из форм пе-рераспределения и использования национального дохода государства по ини-циативе и в интересах органов государственной власти на определенные соци-альные и экономические цели.

Специфика внебюджетных социальных фондов четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Внебюджетные фонды, существующие и функционирующие на данный момент в российской финансовой системе, имеют на неё огромное влияние. Так, финансовые средства, которыми располагают государственные внебюд-жетные фонды, вполне сопоставимы по размеру с федеральным бюджетом. Бюджетный Кодекс Российской Федерации включает в число государственных внебюджетных фондов Российской Федерации: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федераль-ный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные Фонды обязательного медицинского страхования.

В данной работе из всех внебюджетных фондов рассмотрен будет только Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пенсионный фонд РФ это крупнейший из внебюджетных социальных фондов, на его долю приходится 75% от всех внебюджетных средств. Он пред-ставляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.

Пенсионный фонд имеет огромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчисле-ниями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

2.2. Расходование средств ПФР

Средства ПФР находятся в государственной собственности, так как государство несет полную ответственность за своевременную выплату пенсий, по-собий, компенсаций.

Поступающие в бюджет Пенсионного фонда РФ средства направляются на финансирование :

выплат в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

перевод средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;

доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;

финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов).

Финансирование выплаты следующих видов пенсий должно возмещаться ПФР средствами из федерального бюджета ;

пособия женщинам из числа военнослужащих, уволенных в связи с беременностью или рождением ребенка;

пособия на детей военнослужащих срочной службы;

пособия на детей в возрасте от полутора до шести лет;

пособия на детей одиноким матерям;

пособия на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита челове-ка;

компенсационные выплаты в соответствии с Законом РФ «О социаль-ной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катаст-рофы на Чернобыльской АЭС;

компенсационные выплаты пенсионерам в соответствии с Указом

Президента Российской Федерации «О компенсационных выплатах пен-сионерам».

В большинстве субъектов РФ назначение и выплата пенсий производятся органами социальной защиты населения, которые средства ПФР доводят до пенсионеров через отделения федеральной почтовой связи или путем перевода на счета пенсионеров, открытых в основном в филиалах Сбербанка РФ . В семи субъектах РФ в порядке эксперимента организована единая пенсионная служба, где и назначение и выплата пенсий проводятся отделениями Пенсионного фон-да.

Таким образом. Пенсионный фонд Российской Федерации представляет собой принципиально новый внебюджетный механизм целевого формирования средств и финансирования выплаты государственных пенсий и пособий,

Однако, как показала практика, работа Пенсионного фонда требует дальнейшего совершенствования. С его созданием возникли определенные проти-воречия между организационной структурой пенсионных служб органов соци-альной защиты населения и существующими формами финансового обеспече-ния выплаты пенсий и т. д.

Глава 3. Российская специфика регулирования деятельности ПФ

3.1. Пенсионная реформа в РФ

Ни для кого не секрет, что демографическая ситуация в России прогрес-сирует. О причинах сверх смертности населения ведутся дискуссии давно как на высшем уровне политической власти страны, так и на школьных уроках гео-графии. Но стоит задуматься и о последствиях подобного темпа снижения чис-ленности страны. Люди, для которых сейчас слово «пенсия» ассоциируется ис-ключительно с пожилым населением, в первую очередь могут почувствовать последствия демографической динамики. Согласно статистике, соотношение пенсионного населения к трудоспособному стремительно снижается, что, без-условно, приведет к невозможности обеспечения государством достойной пен-сией будущих пенсионеров. Пенсионный фонд не будет обладать достаточны-ми пенсионными накоплениями из-за отсутствия необходимого количества ра-ботающих граждан .

Данные тенденции побуждают Правительство РФ к принятию ряда мер по изменению демографической ситуации в стране. Первый шаг пенсионная реформа, которая началась 1 января 2002 г .

В период существования Российской Федерации тема пенсионного обес-печения в стране поднималась не раз. Первая пенсионная реформа в РФ была осуществлена в 1990 г. В это время было принято ряд законодательных доку-ментов, регламентирующих минимальный размер пенсии, порядок исчисление ставки пенсионного обеспечения исходя из стажа работы и уровня заработной платы, а также ряд других вопросов, обеспечивающих пенсионные выплаты гражданам РФ [29, "https://referat.bookap.info"].

Следующий этап реформирования пенсионной системы наблюдался в се-редине 90-х годов. Пенсионная реформа этого времени заключалась в измене-нии налогообложения работающих граждан РФ и как следствие увеличение пенсионных отчислений в Пенсионный Фонд. Таким образом, Государство пы-талось увеличить минимальный размер пенсии и общий размер пенсионных выплат.

Кроме того, в середине 90-х годов стали появляться Негосударственные Пенсионные Фонды, услугами которых могли воспользоваться граждане только по собственной инициативе.

И, наконец, следующая пенсионная реформа, это реформа 2002 г. Именно этой реформе посвящен данный раздел. В нем Вы можете детально познако-миться со всеми этапами реформирования, узнать сущность пенсионной ре-формы, ее основные цели и задачи.

C вступлением в силу с 2002 года федеральных законов «О трудовых пен-сиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» в стране запущен механизм пенсионной ре-формы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ .

Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распреде-лительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каж-дым гражданином.

Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансо-вой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополни-тельных доходов в социальную систему.

Читайте также: