Дипломная работа на тему досрочные страховые пенсии

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Диплом Выпускная квалификационная работа.Тема: Правовое регулирование назначения досрочных страховых пенсий по старости.Предмет: Право социального обеспечения.Сделана в апреле 2019 года для Омской Юридической Академии. Тип работы: Диплом. Предмет: Право. Добавлен: 30.03.2020. Год: 2019. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: 76. *

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика пенсионного обеспечения по старости в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации 5
1.1. История становления и развития отечественного правового регулирования пенсионного обеспечения по старости 5
1.2. Понятие страховой пенсии по старости 12
1.3. Дифференциация правового регулирования пенсионного обеспечения по старости в системе обязательного пенсионного страхования 23
Глава 2. Право на досрочные страховые пенсии по старости по законодательству Российской Федерации 30
2.1. Право на досрочные страховые пенсии по старости на льготных условиях 30
2.2. Право на досрочные страховые пенсии по старости в связи с особенностями трудовой деятельности 33
Заключение 38
Список использованных источников и литературы 39

Вопросы пенсионного обеспечения в России становятся в последние годы все более актуальными, поскольку государство, ссылаясь на стремительное старение населения и недостаток денежных средств для полноценной выплаты пенсий в ближайшем будущем, постоянно вносит изменения в нормы действующего законодательства. Одной из наиболее непопулярных мер стало повышение пенсионного возраста.
Вместе с тем право на получение пенсий по старости для граждан Российской Федерации сохраняется. Наряду с данным правом закон допускает возможность досрочного назначения пенсий по старости, что достаточно привлекательно. Однако право на досрочное назначение страховой пенсии по старости может быть реализовано не произвольно, а при наличии определенных условий.
Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение проблем изменения законодательства и отдельных аспектов правоприменения норм о досрочном назначении страховой пенсии по старости необходимо для того, чтобы выявить наиболее сложные аспекты.
Изложенные выше доводы обусловили выбор темы для исследования.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами России права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Предмет исследования – положения законодательства России, определяющего критерии возможности назначения пенсии по старости, а также правоприменительная практика в данной области.
Цель настоящего исследования – проведение исследования законодательства России в динамике и определение проблемных аспектов его применения при реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, для того, чтобы определить направления совершенствования законодательства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
? исследовать историю становления и развития отечественного правового регулирования пенсионного обеспечения по старости;
? дать характеристику понятию пенсии по старости;
? проанализировать существующую дифференциацию правового регулирования пенсионного обеспечения по старости в системе обязательного пенсионного страхования;
? изучить предусмотренное законодательством России право на досрочные страховые пенсии по старости на льготных условиях;
? выявить особенности права на досрочные пенсии по старости в связи с особенностями трудовой деятельности.
Степень изученности вопросов досрочного назначения досрочной страховой пенсии по старости невелика, что обусловлено постоянным изменением законодательства в данной области. В числе ученых, чьи труды были изучены при проведении исследования в связи с написанием настоящей работы можно отметить Н.Н. Тарусину, А.М. Лушникова, М.В. Лушникова.
Работа состоит из введения, основной части, разделенной на две главы, заключения и списка использованных источников.
.
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в г. Риме 04.11.1950 (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) (с изм. от 13.05.2004 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 2. – Ст. 163.
2. Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей: приняты 16.12.1991 Резолюцией 46/91 на 74-ом пленарном заседании 46-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Документ официально опубликован не был // Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс, 2019.
3. Венский международный план действий по проблемам старения: принят в г. Вене 05.08.1982 - 06.08.1982 Всемирной ассамблеей по проблемам старения Документ официально опубликован не был // Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс, 2019.
4. Хартия Европейского Союза об основных правах: принята в г. Страсбурге 12.12.2007. Документ официально опубликован не был // Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс, 2019.
5. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.
7. О занятости населения в Российской Федерации: закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. 11.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1915.
8. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: федеральный закон от 15.11.2001 № 167-ФЗ (ред. от 11.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 51. – Ст. 4832.
9. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (1 часть). – Ст. 4920.
10. О страховых пенсиях: федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 52 (часть I). – Ст. 6965.
11. О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 26.07.2017 № 199-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 31 (часть I). – Ст. 4748.
12. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий: федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 41. – Ст. 6190.
13. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 42. – Ст. 5009.
14. Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах: постановление Совмина СССР от 22.08.1956 № 1173 (ред. от 27.09.1990) (вместе со «Списком № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», «Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах»). Документ официально опубликован не был // Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс, 2019.
15. Об утверждении списка производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет: постановление Совмина СССР от 10.11.1967 № 1021 // Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс, 2019.
16. Об утверждении списка

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Досрочные страховые пенсии: понятие, порядок установления и выплаты

План курсовой работы

1. Общие положения правового регулирования досрочной страховой пенсии.

  • 1.1. История возникновения досрочных пенсий в Российской Федерации.
  • 1.2. Право на досрочное получение страховой пенсии.
  • 1.3. Актуальные проблемы по вопросу назначения досрочных страховых пенсий.

2. Особенности досрочного назначения страховой пенсии.

  • 2.1. Условия при досрочном оформление пенсии по старости, процедура и необходимые документы.
  • 2.2. Реформирование досрочных пенсий.

Список используемой литературы.

Введение

За последние годы интенсивно проходит реформирование правовой системы нашего государства и пенсионная система не осталась в стороне. В связи с изменением законодательства перед гражданами и правоприменительными органами встает вопрос, о том какие правовые нормы подлежат применению в конкретном случае, какими нормативно правовыми актами следует руководствоваться в данной ситуации для принятия законного и обоснованного решения. Большинство населения России не интересуется своими правами, многие не знают, что им положены льготы, например, досрочное пенсионное обеспечение.

Статья 3 ФЗ "О страховых пенсиях" под термином "страховая пенсия" понимает ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.

Право на пенсию гарантировано Конституцией РФ. Российская Федерация ратифицировала указанные международно-правовые акты, приняв на себя обязательства по социальному обеспечению своих граждан на уровне международных стандартов. В пенсионном обеспечении реализованы важнейшие социальные функции государства: справедливость, приоритет прав личности, и другие.

Правовые нормы, регулирующие правила назначения досрочной пенсии по старости, находятся в разных законах, что затрудняет их применение на практике.

Статья 30 ФЗ "О страховых пенсиях" определяет общие условия назначения пенсии досрочно. Основания, дающие право на досрочное назначение пенсии, можно разделить на четыре группы:

Первая – это работники, которые проработали определенный стаж на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда.

Вторая группа связана с трудовой деятельностью в определенных профессиях (педагоги и врачи).

Третья группа – это граждане, которым пенсия досрочно назначается при наличии определенных социальных факторов (мамам, вырастившим ребенка-инвалида, и многодетным мамам).

Четвертое основание назначения пенсии досрочно – работа или проживание в районах Крайнего Севера и на территориях с такими же суровыми климатическими условиями.

Пенсионеры, получающие пенсию досрочно – 36,3 миллиона человек, что составляет треть всех получателей страховой пенсии по старости.

При написании курсовой работы мною были использованы такие нормативно-правовые акты как, ФЗ №400-ФЗ "О страховых пенсиях", ФЗ №424-ФЗ "О накопительной пенсии" и другие, кроме того труды таких специалистов как Чирков С.А, Борисов А.Н, Тресков В.И, Сивакова И.В, Беляков, А.А Рощепко, Н.В, Буданова И.В и другие авторы, а также информация, опубликованная на официальном сайте Пенсионного фонда России.

Целью настоящей работы является рассмотрение общих положений назначения и исчисления досрочных пенсий.

Названная цель обусловила необходимость решения следующих задач работы:

  • 1) Раскрыть общее понятие страховой пенсии по старости.
  • 2) Определить условия и порядок её назначения.
  • 3) Определить лиц, категории граждан, имеющих право на назначение досрочной пенсии.
  • 4) Выявить актуальные проблемы по вопросам назначения досрочной страховой пенсии в России.
  • 5) Определить особенности правового регулирования досрочной страховой пенсии в России.

Предметом исследования является система нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок назначения и выплаты досрочных пенсий, а также учебная и юридическая литература.

Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, возникающие по поводу назначения и выплаты досрочных пенсий.

Широко использовались в процессе написания курсовой работы методы анализа, синтеза, метод сравнения, систематизации, обобщения.

В работе использовались отдельные положения Конституции и соответствующих законов РФ, базовая учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, информация сети Интернет, научные труды в области пенсионного обеспечения и других отраслей знания. Это предопределило комплексный подход к теме исследования. для написания работы послужили законодательные акты РФ.

Введение раскрывает актуальность, определяет цели, задачи, объект, предмет и методы исследования, характеризует нормативную и научную базу, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе рассматривается порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии, виды досрочных страховых пенсий и их особенности назначения, так же связанные с этим актуальные проблемы и пути их решения.

Во второй главе исследуется порядок исчисления трудового стажа, необходимого для определения права гражданина на назначение ему досрочной страховой пенсии, сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются окончательные выводы по рассматриваемой теме, даются предложения по изменению действующего законодательства РФ в области досрочных страховых пенсий.

Содержание

Глава 1 Пенсия: понятие, виды, история становления в России

1.1 Развитие пенсионной системы России

1.2 Понятие, виды и значение пенсий в современной России

1.3 Особенности правового регулирования назначения досрочных страховых пенсий по старости

1.4 Лица, имеющие право на досрочную страховую пенсию по старости

1.5 Актуальные проблемы по вопросу назначения досрочных страховых пенсий

Глава 2 Основания назначения досрочных страховых пенсий в России (на примере УПФР Советского района города Ростова-на-Дону)

2.1 Порядок и сроки оформления досрочных страховых пенсий по старости в УПФР Советского района города Ростова-на-Дону

2.2 Правила подсчета трудового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости

2.3 Судебная практика с участием УПФР Советского района города Ростова-на-Дону по вопросам назначения досрочной страховой пенсии по старости

Приложение № 1 Заявление о назначении пенсии

Приложение № 2 Блок-схема оказания государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Приложение №3 Положение об Отделе администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями, взыскания задолженности и выездных проверок

Выдержки из текста

Тема настоящей дипломной работы - "Досрочные страховые пенсии по старости".

Указанная тема актуальна, так как за последние годы интенсивно проходит реформирование правовой системы нашего государства и пенсионная система не осталась в стороне. В связи с изменением законодательства перед гражданами и правоприменительными органами встает вопрос, о том какие правовые нормы подлежат применению в конкретном случае, какими нормативно правовыми актами следует руководствоваться в данной ситуации для принятия законного и обоснованного решения. Большинство населения России не интересуется своими правами, многие не знают, что им положены льготы, например, досрочное пенсионное обеспечение.

Большой энциклопедический словарь определяет термин "пенсия" (от лат. pensio - платеж) - денежное обеспечение, получаемое гражданами из пенсионных, страховых и иных фондов по окончании работы, при достижении определенного возраста, по инвалидности и в некоторых других случаях.

Статья 3 ФЗ "О страховых пенсиях" под термином "страховая пенсия" понимает ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц. Право на пенсию гарантировано Конституцией РФ, Всеобщей декларацией прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН), Международным Пактом об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН). Российская Федерация ратифицировала указанные международно-правовые акты, приняв на себя обязательства по социальному обеспечению своих граждан на уровне международных стандартов. В пенсионном обеспечении реализованы важнейшие социальные функции государства: справедливость, приоритет прав личности, и другие.

Правовые нормы, регулирующие правила назначения досрочной пенсии по старости, находятся в разных законах, что затрудняет их применение на практике.

Статья 30 ФЗ "О страховых пенсиях" определяет общие условия назначения пенсии досрочно. Основания, дающие право на досрочное назначение пенсии, можно разделить на четыре группы. Первая – это работники, которые проработали определенный стаж на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда. Вторая группа связана с трудовой деятельностью в определенных профессиях (педагоги и врачи). Третья группа – это граждане, которым пенсия досрочно назначается при наличии определенных социальных факторов (мамам, вырастившим ребенка-инвалида, и многодетным мамам). Четвертое основание назначения пенсии досрочно – работа или проживание в районах Крайнего Севера и на территориях с такими же суровыми климатическими условиями.

Пенсионеры, получающие пенсию досрочно - 11,4 миллиона человек, что составляет треть всех получателей страховой пенсии по старости. За истекшие 4 года их доля сокращается в процентном соотношении за счет сокращения рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. Если в 2012 году она составляла 33,1% всех получателей страховой пенсии по старости, то в 2016 году это 32,1%.

При написании дипломной работы мною были использованы такие нормативно-правовые акты как, ФЗ №400-ФЗ "О страховых пенсиях", ФЗ №424-ФЗ "О накопительной пенсии" и другие, кроме того труды таких специалистов как Чирков С.А, Борисов А.Н, Тресков В.И, Сивакова И.В, Беляков, А.А Рощепко Н.В, Буданова И.В, а также информация, опубликованная на официальном сайте Пенсионного фонда России.

Цель данной работы:

Раскрыть общее понятие страховой пенсии по старости, определить условия и порядок её назначения, а также определить лиц, категории граждан, имеющих право на назначение досрочной пенсии по старости, проанализировать историческое становление института пенсий в России, выявить актуальные проблемы по вопросам назначения досрочной страховой пенсии в России, определить особенности правового регулирования досрочной страховой пенсии в России.

Задачи данной работы:

1. рассмотреть историю становления и развития пенсионной системы в России;

2. проанализировать понятие, виды и основания значение пенсий в России на современном этапе;

3. рассмотреть общие положения назначения и исчисления досрочных страховых пенсий по старости;

4. проанализировать актуальные проблемы, возникающие в связи с назначением досрочных страховых пенсий по старости.

Литература

1. Конституция РФ

2. О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ

4. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1

5. О государственном пенсионном обеспечении в РФ: Федеральный закон РФ от 15.12.2001. №166-ФЗ

6. Об обязательном пенсионном страховании в РФ: Федеральный закон РФ от 15.12.2001 г. №167-ФЗ

7. О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение: Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665

8. Об утверждении периодов работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ: Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516

9. О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ: Постановление Правительства РФ от 18.07.2002 №537

10. О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ: Постановление Правительства РФ от 29.10.2002. №781

11. Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению: Приказ Минтруда России от 19.01.2016 N 2014г. (Зарегистрирован в Минюсте России 18.02.2016 N 41131)

12. Обзор судебной практике Верховного суда РФ № 1 2017 утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 февраля 2017 г.

13. Буданова И.В. К вопросу о реформировании законодательства о досрочном пенсионном обеспечении/ Социальное и пенсионное право. - М.: Юрист, 2014, № 1. - С. 7-11

14. Ерошенков С. Изменения в пенсионной системе и социальная стабильность в стране//Человек и труд.-2012. С.50-52

15. Куртин А.В. Некоторые аспекты реформирования пенсионной системы РФ//Трудовое право.-2012 С.40-47 10

16. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Статут, 2012г

17. Ракитская А.В. Программа пенсионной реформы: особенности и тенденции развития//Ученые записки МГСУ.-2012.-№1.-С.47-57

18. Сивакова И.В. Новеллы пенсионной реформы: альтернативные варианты досрочного пенсионного обеспечения старости/ Социальное и пенсионное право/ 2015г. № 1

19. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование М.: Инфра-М, 2013г

20. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы./ СПС КонсультантПлюс/2016г.

21. Чирков С.А. Главное о праве на страховую пенсию и правилах исчисления ее размера с 1 января 2015 года/ СПС КонсультантПлюс/2015г.

О работе

Цена: 4500 рублей . и получите скидку 10%!-->

Дисциплина: « Право и организация социального обеспечения»

Тема: « Дипломная работа на тему: "Досрочные страховые пенсии по старости"»

Тип: «Дипломная работа»

Объем: 55 * страниц

Продажи полностью автоматические. Пароль выдается сразу после завершения процедуры покупки. Для получения пароля на дипломную «Дипломная работа на тему: "Досрочные страховые пенсии по старости"» произведите оплату.
Внимание. В работах могут отсутствовать все или часть приложений.
Работы могут не соответствовать требованиям к оформлению какого-либо конкретного учебного заведения.
Для получения полноценной курсовой или реферата с вашими требованиями сделайте заказ новой работы.

«СИСТЕМА ДОСРОЧНЫХ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ»

1 ПОНЯТИЕ ДОСРОЧНЫХ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ 5

ПО СТАРОСТИ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА, ИХ ФУНКЦИИ И ВИДЫ

1.1 Понятие досрочных страховых пенсий по старости по 5

условиям труда, их функции и виды

1.2 Классификация досрочных страховых пенсий по 5

старости по условиям труда

1.3 Лица, имеющие права на досрочную страховую пенсию 9

2 ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ СТРАХОВОЙ 14

ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ И ИНВАЛИДНОСТИ

2.1 Порядок назначения страховой пенсии по инвалидности 14

2.2 Условия назначения страховой пенсии по старости 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

В настоящее время пенсионная система России переживает серьёзный кризис. В обострении данного кризиса обусловлено досрочным пенсионным обеспечением. Дело в том, что каждая седьмая пенсия в стране предоставляется досрочно (на 5-10 лет).

Особое место получателей трудовых пенсий по старости занимают получателя так называемых досрочных пенсий. Составляет 31,07% численности пенсионеров по старости, 6,3 млн человек или получатели досрочных пенсий заняты на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, 6,59% на работах с тяжелыми условиями труда.

В отличие от системы государственного пенсионного обеспечения, финансируемой из федерального бюджета, для системы обязательного пенсионного страхования чрезмерное утяжеление пенсионных обязательств вследствие раннего назначения пенсий может оказаться губительным, поскольку требует увеличения тарифов для покрытия возрастающих расходов.

По этой причине каждый пенсионер по старости недополучает пятую часть пенсии из-за того, что более 20% средств пенсионного фонда России приходится на финансирование досрочных пенсий, назначаемых за работу в связи с особыми условиями труда, а также в связи с особыми видами профессиональной деятельности. Около 30% работников, пользующихся правом на пенсионные льготы, трудятся в нормальных условиях труда.

С помощью, данной «льготной» пенсионной системы по-прежнему решается вопрос привлечения кадров в производстве вредными условиями. При этом предприятие, имеющее в своей структуре такие производства, никакой финансовой загрузки за предоставление их работникам досрочных пенсий не несёт.

Создаваемая пенсионная система затрагивает интересы всего населения страны: и тех, кто уже получает пенсию (около 38 миллионов человек), и тех, кому она будет назначена в будущем.

Целью работы является комплексное научное исследование вопросов теории и практики досрочного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, и разработка предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной деятельности.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

Сформулировать определение понятия и функции досрочных страховых пенсий по старости;

Выявить условия назначения досрочных страховых пенсий по старости в связи с особыми условиями труда;

Исследовать и выявить особенности определения размеров досрочных пенсий по старости, их назначения, перерасчета и корректировки.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе назначения пенсий до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

1 ПОНЯТИЕ ДОСРОЧНЫХ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ ПО СТАРОСТИ, ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА, ИХ ФУНКЦИИ И ВИДЫ

1.1 Понятие досрочных страховых пенсий по старости по условиям труда, их функции и виды

Пенсия - прежде всего наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, она имеет денежную форму.

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости и инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями нормами установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств; установлено в Федеральном законе № 400-ФЗ от 28 декабря 2013г.

Виды страховых пенсий по старости:

Страховая пенсия по старости;

Страховая пенсия по инвалидности;

Страховая пенсия по случаю потери кормильца;

1.2 Классификация досрочных страховых пенсий по старости, инвалидности и по условиям труда

Пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в нашей стране, получили широкое развитие. Такие пенсии устанавливаются при пониженном на 5 или 10 лет пенсионном возрасте за работу в течении определённого времени в неблагоприятных или опасных для здоровья человека условиях, в том числе и для женщин.

Период подобной трудовой деятельности именуется специальным трудовым стажем. Обычно для назначения пенсии помимо соответствующего специального трудового стажа необходим и определённый общий трудовой стаж.

Досрочные страховые пенсии по старости с особыми условиями труда подразделяются на несколько категорий.
Основания классификации:

по характеру работы

По виду выделяют работы с вредными условиями труда- на горных работах, горячих цехах, с опасными условиями, например, трактористами-машинистами различных отраслей, включая сельское хозяйство, на дорожных, строительных и погрузочных машинах, на железнодорожных перевозках, на флоте.
Список профессий достаточно обширный и подробный, включающий в себя множество тяжёлых и опасных для здоровья видов деятельности.

По субъектам пенсии делятся на назначаемые любым лицам (с условием соблюдения нужных требований) и только женщинам, работавшим трактористами-машинистами на строительных, погрузочно-разгрузочных и дорожных машинах, на интенсивных и тяжёлых видах работ текстильной промышленности.
Полный перечень производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту на льготных условиях, указаны в Списках №1 и №2, которые были утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10.

Списком №1 определены производства и профессии для досрочного назначения пенсии по возрасту лицам, работавшим с вредными и опасными условиями труда, в горячих цехах, на подземных работах.

Списком №2 определены производства и профессии для досрочного назначения пенсии по возрасту лицам, работавшим с тяжёлыми условиями труда. Для определения права на досрочное пенсионное обеспечение допускается суммирование периодов работы, предусмотренных Списком №1, к периодам трудовой деятельности по Списку №2.

Условием возникновения права на досрочную трудовую пенсию в связи с особыми условиями труда установлены статьей 30 ФЗ 400 от 19.12.2016 года.

Статья 30 устанавливает три специальных условия, при выполнении которых застрахованному лицу назначается страховая пенсия по старости.

Для назначения страховые пенсии по старости, помимо соблюдения общих условий, необходимо одновременное выполнение трёх специальных условий:

достижения определённого возраста;

наличие определённой продолжительности страхового стажа;

наличие определённой продолжительности стажа на работах с особыми условиями труда.
Устанавливает возраст, при достижении которого может возникнуть право на страховую пенсию по старости. Само по себе достижение пенсионного возраста ещё не означает возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости. Для этого необходимо соблюдение всей совокупности общих и специальных условий.

В соответствии с (далее по тексту) № 400-ФЗ страховая пенсия по старости может быть назначена мужчинам по достижении возраста 60 лет, а женщинам по достижении возраста 55 лет. Этот возраст называется - «общеустановленный пенсионный возраст». Для категорий застрахованных лиц, предусмотренных в ст.30 Закона, установлен пониженный пенсионный возраст для возникновения права на досрочно назначаемую страховую пенсию по старости.

В случае, если застрахованное лицо хочет выйти на страховую пенсию по старости ранее достижения установленного пенсионного возраста, либо вообще независимо от возраста.

Страховой стаж- учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы или иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Для возникновения права на трудовую пенсию по старости наличия статуса, застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации недостаточно, требуется именно страховой стаж, который для данного вида страховой пенсии является специальным условием её назначения.

Страховой стаж требуется для возникновения права на страховой пенсии по старости.

В страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись, за пределами Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательство Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

К периодам работы относятся периоды выполнения трудовой функции по трудовому договору.

По иной деятельности понимают выполнение работ или оказание услуг, по гражданско-правовым договорам, создание произведений по авторским договорам, занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Необходимым условием для включения названных периодов в страховой стаж, является уплата страховых взносов в бюджет ПФР. При неуплате взносов, они учитываться в страховой стаж не будут.

Периоды работы или иной деятельности за пределами России подлежат зачету в страховой стаж в двух случаях:

- если это предусмотрено законодательством РФ или международными договорами РФ;

- если уплачивались страховые взносы в ПФР добровольном порядке

Порядок и сроки уплаты в ПФР добровольных страховых взносов регулируются ст. 28-29 «Закона об обязательном пенсионном страховании».

В специальный стаж включаются периоды получения пособия по государственному, социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, ежегодно оплачиваемые отпуска. К ним относятся и дополнительные отпуска, предоставляемые работникам: занятым во вредных и опасных производствах, имеющим особый характер работ, с ненормированным рабочим днём, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.

Другие отпуска, в том числе и предоставляемые на законных основаниях, для сдачи вступительных экзаменов в учебные заведения, либо учебные отпуска в период сессии студентам вузов, льготный стаж не засчитывают.

1.3 Лица, имеющие право на досрочную страховую пенсию

Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 20-ти следующим лицам:

Мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет и 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж, соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленной ст. 8 ФЗ, на один год за каждый полный год- мужчинам и женщинам.

Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда, соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов в строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью.

Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они пробовали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей, непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, страховой стаж не менее 25 лет и 20 лет.

Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работах, имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе и старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 лет и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов), комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий, горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

Мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 лет и 20 лет, на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приёму готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.

Мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полётами воздушных судов гражданской авиации, соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет, имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 25 лет и 20 лет.

Лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осуждёнными, в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет, имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность

Читайте также: