Дипломная работа порядок назначения страховых пенсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 08:39, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что пенсионное обеспечение в нашей стране является одним из основных видов социального обеспечения и право на него относится к числу важнейших социальных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации. В то же время с момента реформирования пенсионной системы нарушение данного права носит массовый характер, что вынуждает граждан использовать все способы защиты для его восстановления.
Право на государственную защиту в свою очередь признается самостоятельным правом и может рассматриваться в общей системе гарантий как «гарантия гарантий», поскольку призвано обеспечивать реализацию конституционных прав граждан, включая и право каждого на пенсию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие страховой пенсии и лица которым она назначается……. 5
1.1 Понятие страховой пенсии и ее виды………………………………………
1.2 Категории лиц которым назначается страховая пенсия……………………
Глава 2. Правовое регулирование назначения и индексации страховых
пенсий…………………………………………………………………………….
2.1 Назначение страховых пенсий в соответствии с действующим
Законодательством Российской Федерации…………………………………….
2.2 Индексация страховых пенсий в соответствии с действующим
Законодательством Российской Федерации………………………………….
2.3 Проблемы связанные с реализацией прав граждан на назначение
и индексацию страховых пенсий в Российской Федерации…………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом итог.docx

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Афанасьева Влада Константиновна

Реализация прав граждан на назначение и индексацию

40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

(очная форма обучения)

Бородина Елена Николаевна

Глава 1. Понятие страховой пенсии и лица которым она назначается……. 5

1.1 Понятие страховой пенсии и ее виды………………………………………

1.2 Категории лиц которым назначается страховая пенсия……………………

Глава 2. Правовое регулирование назначения и индексации страховых

2.1 Назначение страховых пенсий в соответствии с действующим

Законодательством Российской Федерации…………………………………….

2.2 Индексация страховых пенсий в соответствии с действующим

Законодательством Российской Федерации………………………………….

2.3 Проблемы связанные с реализацией прав граждан на назначение

и индексацию страховых пенсий в Российской Федерации…………………….

Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что пенсионное обеспечение в нашей стране является одним из основных видов социального обеспечения и право на него относится к числу важнейших социальных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации. В то же время с момента реформирования пенсионной системы нарушение данного права носит массовый характер, что вынуждает граждан использовать все способы защиты для его восстановления.

Право на государственную защиту в свою очередь признается самостоятельным правом и может рассматриваться в общей системе гарантий как «гарантия гарантий», поскольку призвано обеспечивать реализацию конституционных прав граждан, включая и право каждого на пенсию.

Нарушения, допускаемые в процессе реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, обусловлены, прежде всего, сложностью самого пенсионного законодательства, которое с принятием каждого нового акта становится все более недоступным для понимания даже специалистами, не говоря о населении, которое выступает участником пенсионных отношений1.

Целью дипломной работы является оценка функционирования, состояния и реализации политики государства в сфере развития и реализации прав граждан на назначение и индексацию страховых пенсий.

Цель дипломной работы определила постановку и необходимость решения следующих задач:

- дать определение понятиям «страховая пенсия по старости», «страховая пенсия по инвалидности», «страховая пенсия по потере кормильца», «назначение страховых пенсий в соответствии с действующим законодательством», «индексация пенсий», «проблемы связанные с реализацией прав граждан на назначение и индексацию страховых пенсий»;

- рассмотреть порядок назначения и индексации страховых пенсий в соответствии с действующим законодательством РФ;

- выявить особенности политики государства в сфере реализации прав граждан на назначение и индексацию страховых пенсий, проблемы, возникающие в процессе реализации прав граждан на назначение и индексацию страховых пенсий и предложить пути их решения.

Объектом дипломной работы являются общественные отношения, возникающее в процессе реализации прав граждан на назначение и индексацию страховых пенсий в РФ.

Предметом дипломной работы являются нормативно-правовые акты, регламентирующие состояние политики государства в сфере назначения и индексации страховой пенсии, проблемы, возникающие в процессе реализации права граждан на назначение индексацию страховых пенсий.

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Понятие страховой пенсии и лица которым

    1. Понятие страховой пенсии и ее виды

С 1 января 2015 года в России вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Трудовая пенсия трансформируется в страховую пенсию, а накопительная часть, входящая в состав трудовой пенсии, стала самостоятельным видом пенсии — накопительной пенсией.
Порядок финансового обеспечения выплаты страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» №400-ФЗ от 28.12.2103г. страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Права на страховую пенсию учитываются в пенсионных коэффициентах — баллах, исходя из уровня заработной платы лица и уплаченных с неё страховых взносов, а также стажа и возраста выхода на пенсию.

Новое пенсионное законодательство РФ устанавливает следующие виды страховых пенсий:

  1. Пенсия по старости;
  2. Пенсия по инвалидности;
  3. Пенсия по потере кормильца

Страховая пенсия по старости — это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам, достигшим установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж, в целях компенсации им заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой деятельности.2

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются:

для мужчин — 60 лет,

для женщин — 55 лет,

2.Наличие страхового стажа, то есть минимального стажа уплаты страховых взносов, в 2015 г не менее 6 лет. С 6 лет в 2015 году он будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться — по 1 году в год. В 2025 году минимальный общий стаж для получения пенсии по старости достигнет 15 лет.

3.Наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (баллов) не менее 30. С 1 января 2015 года минимальная величина индивидуального пенсионного коэффициента, при котором возникает право на назначение страховой пенсии, установлена в размере 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30 в 2025 году

Отдельные категории граждан, указанные в главе 6 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на досрочное назначение страховой пенсии.

1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины;

2) женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;

3) инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

4) инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности: мужчинам, достигшим возраста 50 лет, женщинам, достигшим возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет;

5) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам, достигшим возраста 45 лет, женщинам, достигшим возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

6) мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера;

7) мужчинам, достигшим возраста 50 лет, женщинам, достигшим возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

2. При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.3

Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле :

СПст = ИПК x СПК,

где СПст — размер страховой пенсии по старости;

ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент — представляет собой сумму годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов за все годы — с 1 января 2015 года и до момента выхода работника на пенсию.

СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

С 2015 г. фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости переименован в фиксированную выплату. Ее размер, применяемый в расчетах пенсии с 1 февраля 2015 года составляет 4383 рубля 59 копеек.

Страховая пенсия по инвалидности. Назначение страховой пенсии по инвалидности производится исходя из группы инвалидности, независимо от наличия у инвалида степени ограничения способности к трудовой деятельности.

Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».4

Условия назначения страховой пенсии по инвалидности:

  1. Признание лица инвалидом I, II или III группы (осуществляет федеральное учреждение медико-социальной экспертизы);
  2. Наличие стажа (хотя бы одного дня).

В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Досрочные страховые пенсии: понятие, порядок установления и выплаты

План курсовой работы

1. Общие положения правового регулирования досрочной страховой пенсии.

  • 1.1. История возникновения досрочных пенсий в Российской Федерации.
  • 1.2. Право на досрочное получение страховой пенсии.
  • 1.3. Актуальные проблемы по вопросу назначения досрочных страховых пенсий.

2. Особенности досрочного назначения страховой пенсии.

  • 2.1. Условия при досрочном оформление пенсии по старости, процедура и необходимые документы.
  • 2.2. Реформирование досрочных пенсий.

Список используемой литературы.

Введение

За последние годы интенсивно проходит реформирование правовой системы нашего государства и пенсионная система не осталась в стороне. В связи с изменением законодательства перед гражданами и правоприменительными органами встает вопрос, о том какие правовые нормы подлежат применению в конкретном случае, какими нормативно правовыми актами следует руководствоваться в данной ситуации для принятия законного и обоснованного решения. Большинство населения России не интересуется своими правами, многие не знают, что им положены льготы, например, досрочное пенсионное обеспечение.

Статья 3 ФЗ "О страховых пенсиях" под термином "страховая пенсия" понимает ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.

Право на пенсию гарантировано Конституцией РФ. Российская Федерация ратифицировала указанные международно-правовые акты, приняв на себя обязательства по социальному обеспечению своих граждан на уровне международных стандартов. В пенсионном обеспечении реализованы важнейшие социальные функции государства: справедливость, приоритет прав личности, и другие.

Правовые нормы, регулирующие правила назначения досрочной пенсии по старости, находятся в разных законах, что затрудняет их применение на практике.

Статья 30 ФЗ "О страховых пенсиях" определяет общие условия назначения пенсии досрочно. Основания, дающие право на досрочное назначение пенсии, можно разделить на четыре группы:

Первая – это работники, которые проработали определенный стаж на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда.

Вторая группа связана с трудовой деятельностью в определенных профессиях (педагоги и врачи).

Третья группа – это граждане, которым пенсия досрочно назначается при наличии определенных социальных факторов (мамам, вырастившим ребенка-инвалида, и многодетным мамам).

Четвертое основание назначения пенсии досрочно – работа или проживание в районах Крайнего Севера и на территориях с такими же суровыми климатическими условиями.

Пенсионеры, получающие пенсию досрочно – 36,3 миллиона человек, что составляет треть всех получателей страховой пенсии по старости.

При написании курсовой работы мною были использованы такие нормативно-правовые акты как, ФЗ №400-ФЗ "О страховых пенсиях", ФЗ №424-ФЗ "О накопительной пенсии" и другие, кроме того труды таких специалистов как Чирков С.А, Борисов А.Н, Тресков В.И, Сивакова И.В, Беляков, А.А Рощепко, Н.В, Буданова И.В и другие авторы, а также информация, опубликованная на официальном сайте Пенсионного фонда России.

Целью настоящей работы является рассмотрение общих положений назначения и исчисления досрочных пенсий.

Названная цель обусловила необходимость решения следующих задач работы:

  • 1) Раскрыть общее понятие страховой пенсии по старости.
  • 2) Определить условия и порядок её назначения.
  • 3) Определить лиц, категории граждан, имеющих право на назначение досрочной пенсии.
  • 4) Выявить актуальные проблемы по вопросам назначения досрочной страховой пенсии в России.
  • 5) Определить особенности правового регулирования досрочной страховой пенсии в России.

Предметом исследования является система нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок назначения и выплаты досрочных пенсий, а также учебная и юридическая литература.

Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, возникающие по поводу назначения и выплаты досрочных пенсий.

Широко использовались в процессе написания курсовой работы методы анализа, синтеза, метод сравнения, систематизации, обобщения.

В работе использовались отдельные положения Конституции и соответствующих законов РФ, базовая учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, информация сети Интернет, научные труды в области пенсионного обеспечения и других отраслей знания. Это предопределило комплексный подход к теме исследования. для написания работы послужили законодательные акты РФ.

Введение раскрывает актуальность, определяет цели, задачи, объект, предмет и методы исследования, характеризует нормативную и научную базу, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе рассматривается порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии, виды досрочных страховых пенсий и их особенности назначения, так же связанные с этим актуальные проблемы и пути их решения.

Во второй главе исследуется порядок исчисления трудового стажа, необходимого для определения права гражданина на назначение ему досрочной страховой пенсии, сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются окончательные выводы по рассматриваемой теме, даются предложения по изменению действующего законодательства РФ в области досрочных страховых пенсий.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5

1.1. Порядок назначения пенсий 5

1.2. Выплата и организация доставки пенсий 36

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 45

2.1. Порядок назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению федеральным государственным гражданским служащим 45

2.2. Особенности назначения и выплаты пенсий за выслугу лет гражданским государственным и муниципальным служащим в Удмуртской Республике 60

2.3. Особенности назначения и выплаты пенсий военнослужащим, лицам, приравненным к ним по условиям пенсионного обеспечения и членам их семей 81

Пенсионное обеспечение рассматривается как одна из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, поскольку затрагивает непосредственно интересы нетрудоспособного населения, составляющего, на сегодняшний день около 27,1% от общего населения России [1] .

На протяжении уже более десяти лет и в настоящее время в нашей стране продолжается процесс формирования двух основных форм осуществления права человека на пенсию: обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения.

Процедура назначения, пересчета, доставки пенсии в России достаточно подробно регламентирована. Проведенная пенсионная реформа призвана обеспечить стабильность пенсионной системы и создать необходимые предпосылки для решения накопившихся проблем пенсионного обеспечения населения, - это в теории. Практическую реализацию правового регулирования и существующие проблемы правоприменения в рассматриваемой сфере проанализируем в настоящей работе.

Объектом исследования являются процедурные правоотношения, связанные с назначением и выплатой пенсий в Российской Федерации.

Предметом изучения являются правовые акты, касающиеся объекта исследования, а также практика правоприменительных органов по реализации положений действующих нормативных актов по поводу назначения, выплаты пенсий.

При написании работы применялись общие методы научного познания и специальные правовые методы исследования.

Проблемам социального обеспечения, по вопросам назначения и выплаты пенсий, посвящены труды: Е.Г. Азаровой, B.C. Андреева, Е.И. Астрахана, М.О. Буяновой, Ю.В. Васильевой, В.П. Галаганова, К.Н. Гусова, M.JI. Захарова, С.И. Кобзевой, М.И. Кучмы, A.M. Лушникова, М.В. Лушниковой, Т.К. Мироновой; Э: F. Тучковой, М. Ю. Федоровой, М.В. Филипповой, В.Ш. Шайхатдинова и др.

Целью исследования является комплексный анализ правового регулирования назначения и выплаты пенсий.

Для достижения указанной цели поставлен и решается ряд задач, определяющих структуру и содержание выпускной квалификационной работы:

- выделить особенности процедуры назначения и выплаты трудовых пенсий;

- раскрыть особенности правового регулирования назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе гражданским государственным служащим и муниципальным служащим Удмуртской Республики.

Теоретической основой послужили также работы видных специалистов в области теории права, международного-права и трудового права, в частности, труды Алебастрова А.А., Брылиной И.В., Кокорева Р.А., Кузнецова А.В., Мачульской Е.Е., Назарова А.С., Ордина О.В., Четыркинпа Е.М. и др.

Нормативную и эмпирическую базу дипломной работы составили: Конституция РФ, законодательство РФ, правовые акты Удмуртской Республики, материалы судебной практики, законодательство СССР.

Структурно работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Порядок назначения пенсий

Социальное обеспечение – одно из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста [2] .

Основной закон Российской Федерации [3] закрепляет гарантированное государством право каждого на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца (ч. 1 ст. 39).

Трудовые пенсии в РФ устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях) [4] . В российской пенсионной системе выделяются три вида трудовых пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Основным законодательным актом, регулирующим другую часть новой пенсионной системы - государственное пенсионное обеспечение, является Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Закон о государственном пенсионном обеспечении) [5] . Данный закон определяет условия и нормы пенсионного обеспечения таких категорий граждан как: федеральные государственные гражданские служащие; лица, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» (категория введена Федеральным законом от 25.11.2006 № 196-ФЗ) и нетрудоспособные лица.

Закон о трудовых пенсиях предусматривает три вида трудовых пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

В связи с этим считаем необходимым восполнить правовой пробел ст.19 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и установить, что назначение трудовой пенсии осуществляется со дня возникновения права на указанную пенсию. По общему порядку, норма должна касаться достижения пенсионного возраста, если говорить о пенсии по старости. При этом в качестве дисциплинирующей меры предлагается применять данную норму только в случае, если соответствующее заявление подано не позднее 12 месяцев с момента возникновения соответствующего права.

Все акцентированные выше правила назначения трудовых пенсий могут применяться и в отношении пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

1.2. Выплата и организация доставки пенсий

Общие правила выплата (включая доставку) пенсии в Российской Федерации регулируются прежде всего Законом о трудовых пенсиях в Российской Федерации [24] , а также Правилами выплаты пенсии в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [25] .

Так, в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о трудовых пенсиях, выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата трудовой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Пенсионеру, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.

Пенсионеру, осужденному к лишению свободы, выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения. Выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства или месту пребывания пенсионера в установленном размере без каких-либо ограничений.

Согласно пункту 5 статьи 18 Закона о трудовых пенсиях доставка трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) производится по желанию пенсионера органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или через организации почтовой связи, кредитные организации и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий, путем:

- вручения сумм трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) в кассе организации, производящей доставку трудовой пенсии;

- вручения сумм трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) на дому;

- зачисления сумм трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) на счет пенсионера в кредитной организации.

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.

2. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ

3. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ

4. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ

5. О государственной гражданской службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ

6. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения: Федеральный закон от 10.01.2003 N 8-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Российская газета. - 14.01.2003. - N 4.

7. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ

8. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ

9. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ

10. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ

11. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ

12. Об основах государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ (утратил силу)

13. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей: Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1

14. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1

15. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1

16. О перечне до лжностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих: Указ Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 утратил силу

17. О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы" и признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17.06.2010 N 759 // Собрание законодательства РФ. - 21.06.2010. - N 25. - ст. 3125. утратил силу этотУказ Президента РФ от 13.01.1996 N 37 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих»

18. О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы: Указ Президента РФ от 31.12.2005 N 1574

19. О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) // Российская газета. - 06.11.2002. - N 212.

20. О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009) // Российская газета. - 06.11.2002. - N 212.

21. О реализации Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 21.01.2002 N 30 (ред. от 25.03.2013) // Собрание законодательства РФ. - 28.01.2002. - N 4. - ст. 328.

22. Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: постановление Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002 (ред. от 28.04.2010) // Российская газета. - 05.06.2002. - N 100.

23. Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.2002 N 3488): Постановление Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 (ред. от 12.03.2010) // Российская газета. - 05.06.2002. - N 100.

24. Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: приказ Минздравсоцразвития России от 12.12.2011 N 1521н // Российская газета. - 30.03.2012. - N 70.

25. Об утверждении разъяснения «О порядке применения пункта 2 статьи 31Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»: Постановление Минтруда РФ от 25.03.2002 N 21 (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 25.03.2002 N 2) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.05.2002 N 3467) // Российская газета. - 29.05.2002. - N 94.

26. Об утверждении Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты: Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 N 44 (ред. от 19.02.2008) // Российская газета. - 20.08.2003. - N 164.

27. Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах установлении трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»: Постановление Минтруда РФ от 17.10.2003 N 70 Федерации (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 17.10.2003 N 4) // Российская газета. - 19.12.2003. - N 255.

28. Об утверждении Правил выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»: Постановление ПФ РФ N 15п, Минтруда РФ N 18 от 16.02.2004 (ред. от 28.04.2010) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.03.2004 N 5621) // Российская газета. - 19.03.2004. - N 56.

29. О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР: Указание Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 N 1-1-У // Российские вести. - 30.05.1996. - N 99.

30. О муниципальной службе в Удмуртской Республике: Закон Удмуртской Республики от 20.03.2008 N 10-РЗ (ред. от 12.10.2012) // Известия Удмуртской Республики. - 11.04.2008. - N 46.

31. О пенсионном обеспечении государственных служащих Удмуртской республики: Закон Удмуртской республики от 15.12.2009 (в ред. от 18.11.2011) N 65-PЗ // Известия Удмуртской Республики. - 18.12.2009. - N 139.

Список литературы

1. Алебастрова А.А. Право заведующего дошкольным образовательным учреждением. М.: Вако, 2011-208 с.

2. Брылина И.В. Пенсионное обеспечение Учебное пособие. 2 изд. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2007. – 168 с.

3. Кокорев Р.А. НПФ - новый участник рынка обязательного пенсионного страхования // Пенсионные фонды и инвестиции, 2004,- №3(15).

4. Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях (постатейный) / В.Г. Белоглазова, В.Г. Белякин, С.Ф. Вельмяйкин и др.; отв. ред. Ю.В. Воронин. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 1088 с.

5. Кузнецов А.В., Ордин О.В., Пенсионная реформа в России, модель общего равновесия. – М.: Изд-во РПЭИ, 2011.

6. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник / Е.Е. Мачульская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 575 с. – Серия: Основы наук.

7. Назаров А.С., Савицкая Т.С. Досрочно назначаемые пенсии по старости педагогическим и медицинским работникам. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2003-126 с.

8. Новое в пенсионном законодательстве Российской Федерации. Изд. Омега-Л, 2006.-208 с.

9. Пенсионная реформа. Первые итоги // Рынок ценных бумаг, 2004. - №6 (261).

10. Четыркин Е.М. Актуарные расчеты в негосударственном пенсионном и медицинском страховании - М.: Дело 2002. - 272 с.

11. Сайт пенсионного фонда РФ - http://www.pfrf.ru/

Список международных договоров, нормативных актов иностранных государств и иных документов

1. О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения: Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 // Бюллетень международных договоров. – 1993. – N 4.

Список судебной практики:

1. Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 20.09.2001 N ГКПИ2001-1409, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействительными пунктов 1 и 4 Указания Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР: Определение Верховного Суда РФ от 13.12.2001 N КАС01-467 // Сборник решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, ВАС РФ по вопросам деятельности ПФ РФ. - 2004.- ч. 2.

Актуальность исследования. В настоящее время мы наблюдаем устойчивую социально-демографическую тенденцию к старению населения. Сейчас рождаемость в развитых странах, включая и Российскую Федерацию, недостаточна даже для того, чтобы поддерживать численность населения на одном уровне. Уменьшилось число детей, которых рождает одна женщина в течение репродуктивного периода. С этими обстоятельствами совпали и известные события девяностых годов, из-за которых рождаемость снизилась настолько, что это явление стало национальной катастрофой. Таким образом, наша страна пришла к превышению уровня смертности над уровнем рождаемости. Печально известный «русский крест» - превышение кривой смертности над кривой рождаемости – в общероссийском масштабе преодолен только в 2013 году. Благодаря значительному улучшению демографической обстановки в стране, в соответствии с отчетом Федеральной службы государственной статистики, в 2013 году имел место естественный прирост населения – 22 913 человек [20]. Проблемами демографического старения, которое является основополагающей тенденцией в развитии современной России, занимаются многие исследователи. Сама проблема старости и ее определения – комплексная. Точки зрения и аспекты ее изучения у разных ученых разные: биологическая точка зрения, физиологическая, психологическая, функциональная, хронологическая, социологическая и др. Также по-разному решаются и проблемы пожилых людей: общественное и социальное положение, роль и место пожилого человека в семье, пенсионное и социальное обеспечение и обслуживание, социальная реабилитация, социальное попечительство и т.д.[16, c. 38] Социологи, психологи, биологи, медики и представители других научных дисциплин пристально следят за положением пожилых людей в современном обществе. Разумеется, люди в возрасте имеют всю полноту социально-экономических и личных прав и свобод, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Однако проблема социальной защищенности стариков в нынешних условиях хотя и не имеет прежней остроты, но все-таки не снята окончательно. Также социально незащищенными являются и некоторые другие категории граждан Российской Федерации – инвалиды, семьи, лишенные кормильцев и т.д. Взрослому, здоровому, работоспособному, ничем не связанному человеку помощь от государства не требуется. Он в состоянии найти себе работу и заработать себе на продукты, одежду, оплату коммунальных услуг и другие нужды. Но так бывает не всегда. В жизни человека случаются такие обстоятельства, когда он не в состоянии зарабатывать. Это может быть старость или инвалидность вследствие какого-либо заболевания или несчастного случая. В таких ситуациях на помощь человеку приходит государство, которое регулярно выплачивает определенные суммы, помогая человеку поддерживать свое существование. Руководство нашей страны считает социальное благополучие граждан одним из необходимых условий поступательного развития общества и государства. Общее благополучие страны складывается из благополучия каждого отдельного ее гражданина, каждой семьи. В процессе жизни каждого человека имеется вероятность самых разнообразных событий, далеко не всегда положительных. Случается и так, что эти события влекут за собой опасность наступления обстоятельств, глубоко негативных по своим последствиям. Может произойти ситуация, которая самым непосредственным образом отразится на состоянии здоровья человека, не позволит ему осуществлять трудовую деятельность. Таким образом он может потерять заработную плату как основной источник средств существования. К числу таких ситуаций относятся следующие обстоятельства: наступление старости, инвалидности, потеря кормильца. Бороться с ними самостоятельно во многих случаях для человека не представляется возможным, так как их вызывают объективные социально-экономические условия, они непосредственно влияют на продуктивную деятельность и практически не зависят от воли и усилий отдельной личности. При наступлении этих обстоятельств людям требуется финансовое обеспечение. Для этих целей в нашем государстве создана специальная система – Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд занимается тем, что собирает страховые взносы и организует выплату пенсий определенным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством. Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что граждане Российской Федерации в настоящее время недостаточно информированы о ходе нововведений в системе пенсионного обеспечения. Это приводит к трудностям понимания обновленной формулы для расчета пенсии, модели самих возможностей назначения пенсии по старости, в том числе досрочной. Произошедшие изменения модели определения объема страховой пенсии, обуславливают объективную сложность донесения до граждан положительных сторон предлагаемых государством пенсионных новшеств. С этим связана необходимость и актуальность тщательного изучения пенсионного законодательства. Причем специалисты в области пенсионного страхования должны не только изучить законодательство, но и уметь в доступной форме объяснить его суть, донести до граждан порядок и условия обеспечения граждан пенсиями в РФ. Соответственно, исследование вопросов пенсионного страхования, назначения и расчета пенсий является в современных условиях актуальным направлением. Цель исследования. Цель выпускной квалификационной работы – провести анализ современного состояния и порядка назначения страховой пенсии в Российской Федерации. Задачи исследования перечислены далее. 1. Изучить теоретические основы пенсионного обеспечения в Российской Федерации: понятия «социальное обеспечение» и «пенсионные правоотношения». Рассмотреть историю возникновения пенсионного обеспечения в России. 2. Рассмотреть виды пенсий на современном этапе и дать их краткую характеристику. 3. Раскрыть особенности назначения и расчета страховой пенсии по старости. 4. Раскрыть особенности назначения и расчета страховой пенсии по инвалидности 5. Раскрыть особенности страховой пенсии по случаю потери кормильца Объект исследования. Объект выпускной квалификационной работы – пенсионное обеспечение в РФ. Предмет исследования. В качестве предмета дипломного исследования выступает страховая пенсия в РФ. Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют научные исследования специалистов по социальному праву и ученых, посвященные проблемам пенсионного обеспечения, материалы общероссийских социально ориентированных и научных конференций, законодательные, нормативные и регулирующие документы, регламентирующие обеспечение пенсиями граждан нашей страны, в частности: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [ 4]; Федеральный закон от 28.12.2013 № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты РФ» [ 5]; Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О специальной оценке условий труда» [ 6]; Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании сумм накопленных в пенсионной системе, установлении и осуществлении оплаты в счет сумм накопленных в пенсионной системе» [ 7]; Письмо ПФР РФ от 28 марта 2014 года № ЛЧ-25-26/3735 «О положениях в части исчисления размеров страховых пенсий» [9]. Методология. Методологическую базу ВКР составили общенаучные методы: аналогии, анализа и синтеза, а также приемов сравнительного, экономико-статистического анализа. Информационная база. Информационной базой ВКР выступают официальные отчеты ПФР РФ, Правительства РФ, выводы и положения, опубликованные в научной литературе и статистических изданиях РФ, данные информационной сети Интернет. Структура исследования. Структура дипломной работы – введение, две главы, заключение и библиографический список.

Итак, в данной дипломной работе было проведено исследование особенностей назначения и выплаты страховой пенсии гражданам Российской Федерации. Пенсия является регулярной денежной выплатой, назначаемой и выплачиваемой тем гражданам, которые имеют на нее право в соответствии с теми или иными обстоятельствами. Право на пенсию носит характер общих социальных возможностей, во многом представляет собой потенциальное состояние (пассивную способность) субъективных прав граждан. Без норм права, закрепляющих право на пенсионное обеспечение, нет и пенсионных правовых отношений. Нормы права по пенсионному обеспечению являются определяющим государственным регулятором важнейшей части экономических распределительных и накопительных отношений по материальному обеспечению лиц, достигших пенсионного возраста, потерявших кормильца, а также инвалидов и т.д. Они нашли закрепление в законодательстве Российской Федерации, в том числе в Конституции. Правовые нормы, регулирующие обеспечение пенсиями, представляют самостоятельный институт права социального обеспечения с присущими только им правовыми признаками и особенностями, которые позволяют отграничить их от других видов социального обеспечения. В большинстве случаев пенсионные правоотношения возникают в связи с наличием у пенсионера определенного страхового стажа. Стаж работы определяется как вся суммарная продолжительность работы работника у нанимателей, в период которой работник подлежал государственному социальному страхованию, а также другие периоды, указанные в законе, которым нормы права придают юридическое значение в сфере социального обеспечения. В него включается и страховой, и специальный (профессиональный) стаж. Однако в реальной жизни возникают и правоотношения по поводу назначения и выплаты гражданам социальных пенсий, которые назначаются тем гражданам, у которых отсутствует право на страховую пенсию. К основным видам пенсий на современном этапе следует отнести: 1) страховые пенсии 2) пенсии по государственному пенсионному обеспечению 3)накопительную пенсию . Первые два вида пенсий в свою очередь трансформируются в: 1) пенсии по старости ( в том числе досрочные), 2)пенсии по инвалидности 3) пенсии по случаю потери кормильца Страховая пенсия назначается согласно Закону РФ N 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» [ 4]. Назначение и выплата страховых пенсий регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». С 2015 года страховая пенсия формируется по индивидуальным пенсионным коэффициентам (баллам), которые начисляет ПФР за каждый год трудовой деятельности гражданина. Количество пенсионных баллов зависит от страховых взносов, которые работодатель платит за своего сотрудника в ПФР по установленным тарифам. Право на назначение и выплату страховой пенсии по старости имеют граждане Российской Федерации – женщины, достигшие 55 лет, и мужчины, достигшие 60 лет, – имеющие минимальный требуемый страховой стаж, а также минимальную сумму индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов). Страховая пенсия по инвалидности - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие инвалидности, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о страховых пенсиях. Право на назначение страховой пенсии по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами 1, 2 или 3 группы. Если у инвалида полностью отсутствует страховой стаж, то ему устанавливают социальную пенсию по инвалидности. Страховая пенсия по случаю потери кормильца – это ежемесячная выплата, назначаемая нетрудоспособным иждивенцам умершего (безвестно отсутствующего) кормильца в качестве частичной компенсации помощи, которая служила для них постоянным и основным источником средств существования. Человек, который по той или иной причине претендует на выплату пенсии, должен подать заявление в Пенсионный фонд. Это заявление подают в территориальном органе ПФР в месте проживания гражданина. Если податель заявления не имеет регистрации по месту жительства, но при этом является гражданином Российской Федерации, то он может подать свое заявление в территориальном органе ПФР в месте его пребывания. Если гражданин России не имеет подтвержденной регистрации ни места жительства, ни места пребывания, то он может подать заявление о назначении пенсии в территориальном органе ПФР в месте, где он фактически проживает. У граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное жительство за пределами РФ и не имеющих подтвержденных регистрацией места жительства и места пребывания на территории РФ, есть право подачи заявления о полагающейся им пенсии непосредственно в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Гражданин может обратиться за выплатой пенсии в любой момент после того, как у него возникает право на пенсию. Время обращения в территориальные органы ПФР не ограничено никакими сроками. Гражданин может подать соответствующее заявление лично и непосредственно, либо может сделать это при помощи законного представителя с соблюдением всех необходимых условий. Если гражданин подает заявление о назначении ему пенсии по старости, то территориальный орган ПФР может принять такое заявление на законных основаниях и до того, как гражданин достигнет пенсионного возраста, но не раньше, чем за один месяц до того момента, когда у него возникнет право на пенсионное обеспечение. Цель работы достигнута, задачи выполнены.

Читайте также: