Дипломная работа страховая пенсия по старости на общих основаниях

Уважаемые Председатель и члены Государственной Аттестационной комиссии!

Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: Страховая пенсия по старости на общих основаниях.

Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как,

Во-первых, это обусловлено тем, что на данном этапе развития рыночной экономики в нашем государстве, забота о незащищенных слоях населения является неотъемлемым элементом государственной политики. Российская Федерация является «социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Во-вторых, исследования пенсионного обеспечения состоит в том, что правовое регулирование пенсий является мощным образованием в праве социального обеспечения. Большая значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы пенсионеров.

В-третьих, несмотря на экономические преобразования, уровень пенсионного обеспечения по-прежнему остается очень низким потому что пенсионная система в складывающихся демографических и экономических условиях не способна защитить пенсионеров.

Актуальность данной темы исследования в том что около 20% населения России являются пенсионерами по старости. Низкий уровень их пенсии практически вычеркивает данную категорию граждан из числа экономически активного населения, что отрицательно сказывается на экономическую ситуацию в России в целом. Общественные отношения исторически включают в себя механизм взаимопомощи, когда активные члены общества осуществляют поддержку менее активных, которые в силу обстоятельств не могут участвовать в общественном производстве. В современном обществе этот механизм приобрёл новые качества, и теперь социальная поддержка осуществляется в рамках государственных программ по обязательному пенсионному страхованию.

Таким образом, выбранная для написания дипломной работы тема «страховые пенсии по старости» является актуальной.

Исходя из этого обьектом исследования является раскрытие сущности страховой пенсии на общих основаниях.

Предмет исследования состоит в наиболее полном исследовании вопросов, связанных с назначением, расчетов и особенностями страховой пенсии по старости.

Обьектом наблюдения, стал УПФР Октябрьского района, г. Новосибирск.

Целью дипломной работы является более глубокое изучение составляющих социального обеспечения, а точнее одного из видов социального обеспечения, страховой пенсии по старости.

Для достижения поставленной цели в работе предполагается решение следующих задач:

1. Рассмотреть сущность пенсионного обеспечения;

2. Раскрыть особенности страховой пенсии по старости в РФ.

В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: Нормативно-правовые акты (метод первичного анализа), научные публикации в журналах и сети Интернет (метод вторичного анализа).

Также были использованы Историко-юридический, системно-правовой, компаративный анализ, системных анализ изучаемых явлений и результатов.

Последовательность решения задач ВКР обусловила следующие ее структуру: введение, двух глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка.

В первой главе мной исследованы страховые пенсии по старости как важнейшая гарантия социальной поддержки государством престарелых граждан. Изучив законодательную базу и статистические материалы, литературные источники, я анализировала следующие выводы:

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии. Размер выплаты ежегодно индексируется государством.

И на этом я хотела бы подробно рассказать про вторую главу, а именно про организацию работы в управлении пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе города Новосибирска.

На этой основе я пришла к следующим выводам:

• Страховая пенсия по старости в 2016 году будет сформирована на основе общего числа выплат, стажа и баллов, сделанных гражданином до выхода на пенсию. Пенсионная реформа 2016 года устанавливает необходимость наличия достаточного страхового стажа для выхода на пенсию.

В заключении отмечаю, что пенсионная реформа не привела и не приведет как в ближайшей, так и в более отдаленной перспективе к улучшению пенсионного обеспечения подавляющего большинства пенсионеров, она по существу на долгие годы закрепляет нищенский уровень пенсионного обеспечения, созданный в последние годы самой властью. Вместе с тем она легализует особую, привилегированную пенсионную систему для тех, на кого опирается власть.

В целом, пенсионная стратегия 2015-2016 годов скорее благо — в первую очередь для страны и ныне работающих пенсионеров.

Дипломную работу на тему: Страховая пенсия по старости на общих основаниях.

Рассказала студентка группы П-4 по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения Суфтина Олеся Сергеевна.

Не все люди предпенсионного возраста осведомлены о том, что такое страховая пенсия и когда она назначается. Ее назначение конкретному лицу в РФ допускается если:

  • у заявителя есть определенный трудовой стаж;
  • заявитель набрал требуемое число баллов (16,2 на 2019 г. и 30 на 2025 г.);
  • достиг пенсионного возраста.

Что такое страховая пенсия?

Под этим государственным пособиям понимаются страховые выплаты, которые начисляются каждый месяц гражданам РФ, которые подходят под определенные критерии их назначения. Выплаты такого типа призваны компенсировать зарплату и другие виды вознаграждений лицам, которые утратили свою трудоспособности (по возрасту, из-за получения инвалидности, из-за смерти кормильца).

Страховое пособие включает две основные составляющие: страховую и законодательно зафиксированную. Начисления в дальнейшем формируются на основе взносов, которые делаются предприятием, фирмой, муниципальным учреждением, где трудился нынешний пенсионер, в размере 22% от зарплаты. Назначение выплат выполняется на основе уплаченных организацией взносов за своего сотрудника.

Важно! С 2014 г. накопительную часть «заморозили», благодаря чему 22%, перечисляемых работодателем, пошли исключительно в страховую.

Льготная страховая пенсия по старости назначается определенным категориям граждан до того, как они достигнут пенсионного возраста. Для этого назначения требуется, чтобы человек обладал достаточным рабочим стажем в определенной сфере деятельности или имел социальный статус, позволяющий стать пенсионером по старости досрочно. Условия назначения страховой пенсии по старости прописаны в федеральном законодательстве.

Назначение льготной страховой досрочной пенсии по старости осуществляется в отношении следующих лиц:

  • лица, работающие в трудных, серьезных, опасных для здоровья и жизни условиях;
  • лица, работающие в северных регионах страны (в иных районах, профессиональная деятельность и жизнь в которых считается непростой);
  • лица, обладающие определенным социальным статусом.

Досрочное получение страховых выплат не отменяет возможности пенсионеру оставаться на рабочем месте и продолжать профессиональную деятельность.

В чем разница между трудовой и страховой пенсией?

Несколько лет в РФ действует обновленный порядок начисления страховых выплат по старости. Формируются они также по-новому.

  • Страховой стаж. Представлен общей продолжительностью профессиональной деятельности человекa. Регистрацией сроков, количества отработанного времени занимается Пенсионный фонд. Стаж включает в себя периоды, когда происходило начисление и уплата взносов в ПФР.
  • Трудовой стаж. Состоит из временных периодов, когда человек вел профессиональную рабочую деятельность, принимал участие в общественной деятельности до начала 2002 г. Им пользуются граждане, которые трудились до 2002 г.

Важно! Длительность страхового стажа законодатели изменили с 5-ти до 15-ти лет, а понятие «трудовой пенсии» из действующих актов и регламентов попросту убрали.

Разновидности страховых пенсий и условия их назначения

Ежемесячная денежная выплата закреплена в законодательстве. Она выплачивается ряду категорий граждан за счет средств ПФР. В понятие страховой пенсии входит несколько видов таких выплат. Их назначение осуществляется в определенных ситуациях.

Говоря о том, кому положена вторая страховая пенсия, то стоит выделить военнослужащих. Право на такую страховую пенсию имеют работники, состоящие в штате структур Минобороны РФ, МВД, ФСБ и других силовых ведомствах.

По старости

Пенсионные выплаты, начисляемые гражданам, из-за возраста утратившие свою работоспособность. Назначение возможно, если человек достиг нужного возраста, имеет минимальное число баллов, стаж. Это единственные условия получения пенсии по старости в России.

Начисления по старости на общих основаниях выплачиваются всем лицам, выполнившим описанные выше условиях.

По инвалидности

Ее назначение актуально для граждан, имеющих ограничения по работе из-за инвалидности (возраст значения не имеет).

Назначение выплат происходит вне зависимости от:

  • общей длительности стажа;
  • причин возникновения проблем со здоровьем.

Если у человека отсутствует стаж, то компетентные органы назначают выплаты по инвалидности на основании №166-ФЗ от 15.12.01. г. Величина выплат устанавливается в зависимости от категории инвалидности, возраста заявителя и других факторов, которые зачастую определяются региональными законодательными актами.

Важно! Пенсионные денежные средства также выплачиваются детям-инвалидам. Оформление начислений обычно происходит на мать ребенка. Интересно, что размер выплат выше, чем для взрослых людей с ограниченными возможностями.

По потере кормильца

Назначение страховых пенсионных начислений такого типа происходит в отношении близких погибшего кормильца, которые ранее состояли на его иждивении и являются нетрудоспособными на данный момент.

Если говорить о том, кому положена такая пенсия, стоит привести следующие условия, которые необходимо соблюсти для получения пенсионных начислений:

  • ранее состоять на иждивении погибшего кормильца (последний должен быть застрахован к моменту смерти);
  • доход умершего лица должен быть основным и постоянным источником содержания лиц, находящихся на иждивении.

Важно! Иждивение детей умерших родителей не нуждается в доказательстве, если они не достигли совершеннолетия. Совершеннолетние дети обязаны доказать, что находились на иждивении умерших родителей.

Если совершеннолетний потерял кормильца, на иждивении которого находился, он обязан представить в ПФ России документы, которые бы подтвердили, что умерший содержал его (справка об учебе в очной форме в образовательном заведении и т. д.).

Как определяется размер страховой пенсии?

С 2019 г. индексировали страховую часть на 7,05%. В итоге величина обязательной выплаты составила 5334 р. 19 коп.

Минимальный размер пенсионных начислений, которые должен получать каждый пенсионер, законодательно не закреплен, однако он не меньше, чем прожиточный минимум для людей пенсионного возраста (варьируется от одного региона к другому). Оформление документов на выплату страховой пенсии по старости осуществляется в ПФ России, куда нужно сдать пакет документации.

Максимальная пенсия по старости не имеет верхнего возможного порога. Величина пенсионных выплат находится в зависимости от следующих параметров:

  • возраст гражданина, когда он был отправлен на пенсию;
  • трудовой стаж;
  • величина оклада во время работы;
  • количество пенсионных отчислений от работодателя за всё время работы и т. д.

Говоря о том, что такое страховая пенсия для граждан РФ по старости, отдельно нужно сказать о калькуляторе, которым можно воспользоваться на веб-ресурсах Минтруда и ПФР . Посредством этого сервиса застрахованные лица имеют возможность выполнить расчет предполагаемых начислений.

Важно! Основной минус данного сервиса – его неточность (предполагается прогнозирование суммы с учетом различных параметров). Поэтому результаты расчетов и реальные показатели наверняка будут различаться.

Размер страховой части трудовой страховой пенсии по старости, по закону, определяется по следующей формуле:

Чтобы получить примерные значения будущих выплат, рекомендуется воспользоваться специальным калькулятором, который представлен на порталах ПФ России и Минтруда РФ.

Порядок оформления пособия

Министерство Труда РФ в 2019 г. выступило с заявлением, что люди пенсионного возраста, которые официально трудоустроены, не смогут рассчитывать на получение социальных выплат. Все начисления будут автоматически прекращены, начиная с 1-го числа месяца, который следует за тем, в котором человек была трудоустроен. Трудоустроенные пенсионеры не будут при этом лишены возможности получения страховой части.

Если говорить о том, кто имеет право на получение страховой пенсии по старости, стоит опираться на №3401-1 ФЗ, где подробный перечень подобных лиц не приведен. Это означает, что установление такого права на получение пенсионных начислений происходит в отношении всех лиц, которые располагают основаниями для их получения, вне зависимости от социального положения и иных факторов. К этой группе лиц относятся граждане России, иностранцы, лица без гражданства.

Где можно оформить?

По условиям назначения страховой пенсии по старости все лица, которые имеют права на ее получение, располагают возможностью в любой момент после получения права обратиться с заявлением в компетентные органы.

Заполненное заявление и документацию можно сдать:

  • в отделение Пенсионного фонда (в соответствии с регистрацией или фактическим местом жительства);
  • в многофункциональный центр (МФЦ).

Заявление с документами могут сдать: сам пенсионер, доверенный представитель, работодатель. Возможна и онлайн-подача заявки на назначение начислений по старости через сайт ПФ России.

Необходимые документы и заявление

Оформляя заявление на назначение пенсии по труду и по старости необходимо представить в МФЦ или ПФ России следующие документы:

  • удостоверение личности. нова начинает отсчитываться 10 рабочих дней;
  • документация, которая подтвердит рабочие периоды или иной деятельности;
  • бумаги о среднем заработке за 5 лет до 01.01.2002 г;
  • иная документация, которая требуется, чтобы подтвердить дополнительные обстоятельства.

После подачи заявления сотрудники ПФ России обязаны в течение 3-х месяцев дать разъяснения о необходимости предоставления всего необходимого пакета документов.

Сроки обращения и назначения

Чтобы после подачи заявления произошло назначение начислений по старости, требуется, чтобы были соблюдены некоторые условия:

  • достижение пенсионного возраста;
  • страховой стаж. В 2019 г. необходимо 10 лет стажа (его увеличат постепенно до 15-ти лет к 2024 г.);
  • наличие 30-ти коэффициентов (необходимо 16,2 в 2019 г.). Ежегодно этот показатель повышается на 2,4 балла, чтобы достигнуть максимума в 30 баллов к 2025 г.

ПФ России обязан рассмотреть заявление относительно назначения страховой пенсии по старости за 10 суток с момента подачи заявителем документов. Если от заявителя потребуется сдача дополнительной документации, сотрудники ПФР обязаны сразу уведомить его об этом. В этой ситуации, с момента подачи последнего документа, снова начинает отсчитываться 10 рабочих дней.


Курсовая работа — пример

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие и правовое регулирование страховых пенсий по старости 5
1.1. Понятие страховой пенсии по старости 5
1.2.История и современное состояние правового регулирования права на страховую пенсию по старости 9
Глава 2 Понятие и характеристика отдельных условий, определяющих право на страховую пенсию по старости 14
2.1 Порядок установления и выплаты страховой пенсии по старости 14
2.2. Понятие страхового стажа как условия назначения страховой пенсии по старости 18
2.3.Индивидуальный пенсионный коэффициент и его значение в реализации права на страховую пенсию по старости 21
Заключение 24
Литература и нормативный материал 26

Введение

Актуальность темы исследования. Порядок, условия получения и размер пенсий – наиболее актуальная проблема для нашего государства, которая на протяжении последних десятилетий является объектом постоянного реформирования, и предметом обсуждения научным сообществом, экономистами, политиками и гражданами нашего государства. Значимость пенсионного обеспечения для каждого гражданина, определяет повышенное внимание к формированию пенсионной системы в условиях рыночной экономики, а его роль в экономическом и социальном развитии государства, определяет необходимость совершенствования правового регулирования, выбора той системы пенсионного обеспечения, которая бы максимально удовлетворяла социальные права граждан и способствовала бы повышению уровня благосостояния.

Страховая пенсия является основным видом пенсионного обеспечения по старости. Условия ее получения имеют большое значение, так как от них зависит и своевременное получение гражданином причитающихся ему пенсионных выплат, и размер пенсии. Определяя условиях получения страховой пенсии по старости, законодатель не четко определил ряд моментов, что на практике порождает ряд проблем и нарушения пенсионных прав граждан. Таким образом, данная тема имеет практическую и теоретическую значимость, что определяет актуальность избранной темы.

Условиям назначения пенсий, пенсионной системе, уделяли внимание такие авторы как Кисель В.И., Корсаненкова А.Ф., Сетдарова Л.Б. и др.

Отдавая должное проведенным исследованиям, отметим, что многие вопросы как теоретического, так и практического характера остаются не решенными, что и определяет выбор данной темы.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере реализации права граждан на пенсионное обеспечение.

Предмет исследования – нормы действующего законодательства, регулирующие отношения в исследуемой сфере, а также установленные законодательством условия получения страховых пенсий по старости.

Целью работы является анализ правового регулирования условий получения страховой пенсии по старости.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть понятие страховой пенсии по старости

— определить правовые основы выплаты страховой пенсии по старости

— рассмотреть понятие условий выплаты страховой пенсии по старости

— дать теоретико-правовую характеристику условиям выплаты пенсии по старости.

Методологической основой исследования являются две группы методов научного познания: общенаучные (диалектический, исторический, комплексный, структурно-функциональный, формально-логический, системного анализа) и специальные (сравнительно-правовой и метод толкования правовых норм). Применение диалектического и исторического методов позволило проанализировать процесс становления и развития системы пенсионного обеспечения, а также основ ее правового регулирования. С помощью формально-логического метода и метода системного анализа исследовались понятие страховой пенсии, страхового стажа и др.

Список литературы

1. «Конституция Российской Федерации»(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.01.2020)»О страховых пенсиях» // Российская газета, N 6, 15.01.2014 (прил. 1 — 4),
3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 03.10.2018) «О накопительной пенсии» // Российская газета, N 295, 30.12.2013
4. Федеральный закон от 04.06.2011 N 126-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»/ Собрание законодательства РФ, 06.06.2011, N 23, ст. 3266
5. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 27 (ч.I), 04.07.2016, ст.4157

Судебная практика
6. Кассационное определение коллегии по гражданским судам районного суда г. Челябинска №33-7698/2013// Документ официально опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс»
7. Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 16 февраля 2015 г. по делу № 33-651/2015 // Документ официально опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс»

8. Азарова Е. Страховая и накопительная пенсии // Хозяйство и право. — М., 2014, № 6. — С. 40-54
9. Захарова Н.А. Право социального обеспечения: учебное пособие/ Захарова Н.А.— Электрон. Текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2018.— 233 c.
10. Корсаненкова Ю.Б. Значение страхового стажа в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации // Вестник РГГУ. — М.: РГГУ, 2013, № 3 (104). — С. 123-129
11. Павлова Т. М. Анализ изменений государственной системы пенсионного обеспечения в России // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 194-197. — URL https://moluch.ru/archive/183/46974/ (дата обращения: 02.02.2019).
12. Реализация права на страховую пенсию : вопросы теории и практики : диссертация … кандидата юридических наук : 12.00.05 / Бобров Евгений Александрович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. — Москва, 2016. — 191 с.
13. Салин П. Соотношение понятий «институт права» и «институт законодательства» в современной российской правовой доктрине // Юридическая мысль. Научно-практический журнал. — С.-Пб.: Изд-во юрид. ин-та (Санкт-Петербург), 2007, № 6 (44). — С. 107-114
14. Становление пенсионного обеспечения в России в XVI — XVII веках (историко-правовое исследование). Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Применко Ю.В. — Нижний Новгород, 2005. — 30 c.
15. Стольников П.М. Страховой стаж в обязательном пенсионном страховании РФ // Правовое регулирование транспортных услуг и практика применения транспортного законодательства в деятельности ГИБДД: материалы семинара-совещания «Правовое регулирование страховых услуг и практика применения страхового законодательства в деятельности ГИБД. — Орел: ОрЮИ МВД России, 2010. — С. 61-70
16. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.10.2019) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 17.12.2001, N 51, ст. 4831
17. Фильчакова С.Ю. Обязательное социальное страхование и страховой стаж // Проблемы современного права. Сборник материалов научной конференции памяти Рябцовской Н.М. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. — С. 69-76
18. Хмелевская С. А. Философия пенсионного страхования // Социально-политические науки. 2015. №4

Общий объем: 27

Год: 2020


Не нашли то, что искали?

Сообщите нам тему работы, и мы подберём информацию по вашему запросу!

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 07:43, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы трудовых пенсий заключается в том, что социальное обеспечение является одним из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста. Подготовленный Министерством экономического развития и торговли РФ Федеральный закон «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» предполагает установить правовые, организационные и экономические основы для создания и функционирования обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения пенсионной системы в РФ…………6
1.1 Общая характеристика Пенсионной системы РФ…………………. ……. 6
1.2. Индивидуальный ( персонифицированный) учёт в системе пенсионного страхования…………………………………………………………………..…..16
Глава II. Правовой аспект изучения пенсий по старости…….……… ……. 20
2.1. Общие основания назначения пенсий по старости……………………….20
2.2. Назначения, перерасчет, индексация и корректировка трудовых пенсий по старости…………………………………………………………………….…25
Заключение………………………………………………………………….……37
Список использованных источников…………………………………………..38

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая по праву.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»

(ФГБОУ ВПО ВСГУТУ)

Кафедра «Социальные технологии»

по дисциплине «Правовое обеспечение в социальной работе»

тема: «Пенсии по старости»

_________М. С. Бабаринова

студентка 720 группы

__________А. Ц. Цыбикжапова

Глава I. Теоретические основы изучения пенсионной системы в РФ…………6

1.1 Общая характеристика Пенсионной системы РФ…………………. ……. 6

1.2. Индивидуальный ( персонифицированный) учёт в системе пенсионного страхования………………………………………………… ………………..…..16

Глава II. Правовой аспект изучения пенсий по старости…….……… ……. 20

2.1. Общие основания назначения пенсий по старости……………………….20

2.2. Назначения, перерасчет, индексация и корректировка трудовых пенсий по старости………………………………………………………… ………….…25

Список использованных источников…………………………………………..38

Актуальность темы трудовых пенсий заключается в том, что социальное обеспечение является одним из основных направлений развития любого демократического, правового государства. Именно институт социального обеспечения гарантирует гражданину и человеку пенсии и пособия, в том числе, по достижении определенного возраста. Подготовленный Министерством экономического развития и торговли РФ Федеральный закон «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» предполагает установить правовые, организационные и экономические основы для создания и функционирования обязательных профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации. Целью создания обязательных профессиональных пенсионных систем является накопление, сбережение и выплата застрахованным в ней лицам досрочных пенсий в льготный пенсионный период. При этом под льготным пенсионным периодом понимается период с момента возникновения права застрахованного лица на получение выплаты из профессиональной пенсионной системы до достижения им возраста, дающего право на пенсию по старости. Право на выплаты из профессиональной пенсионной системы будут иметь лица, работавшие на рабочих местах с особыми условиями труда, в пользу которых работодателем уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему. Расчеты показывают, что размеры пенсий по старости для участников обязательной профессиональной пенсионной системы, т.е. для работающих на предприятиях с особыми условиями труда, относительно получаемой ими заработной платы в течение трудовой деятельности, будут значительно ниже, чем у работников, не участвующих в обязательной профессиональной пенсионной системе, т.е. работающих в обычных условиях труда. Связано это, прежде всего с меньшей продолжительностью периодов трудовой деятельности застрахованного лица на рабочих местах с особыми условиями труда, в течение которых в его пользу уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.

Степень научной разработанности: Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон Российской Федерации, книги следующих авторов – Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А 1 ., Федорова М.Ю 2 ., Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И 3 ., Захаров М.Л., Тучкова Э.Г 4 ., Савицкая Т.М 5 . и другие. Вышеуказанные источники рассматривают предпосылки реформирования пенсионной системы; виды, составные части и условия назначения трудовых пенсий; проблемы и перспективы пенсионного законодательства. Буянова М.О., например, говорит о постепенном увеличении возраста ухода на пенсию, Мачульская Е.Е. – приводит определённые формулы для расчёта размера трудовых пенсий. Объектом исследования является трудовые пенсии по старости.

Предметом исследования является анализ пенсии по старости.

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ одного из его видов пенсии – пенсии по старости.

Задачами курсовой работы являются:

    1. рассмотреть общую характеристику Пенсионной системы РФ;
    2. изучить индивидуальный учёт в системе обязательного пенсионного страхования;
    3. проанализировать общие основания назначения пенсии по старости;
    4. выявить назначения, перерасчет, индексацию и корректировку трудовых пенсий по старости;

Курсовая работа состоит: из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1.Теоретические основы пенсионной системы в Российской Федераций.

1.1. Общая характеристика Пенсионной системы Российской Федераций.

Пенсионеров в Российской Федерации почти 39 млн. Большинство из них “примерно 95%” получают «страховую» пенсию. Пенсия почти для всех них является основным, а зачастую и единственным источником средств к существованию. Все это предопределяет повышенную значимость пенсионной системы. Ныне пенсионная система России состоит из двух подсистем: страховой и бюджетной. Они подразделяются в зависимости от тех источников, за счет которых выплачиваются пенсии. Первая из них финансируется за счет обособленного страхового пенсионного фонда, в орбите ее действия находятся главным образом наемные работники и некоторые другие категории занятого населения, охваченные обязательным пенсионным страхованием, и их семьи. Вторая финансируется за счет бюджета страны, ею охватываются в основном отдельные категории государственных служащих (кадровые военные и некоторые другие), их семьи, а также те граждане, которые по каким-либо причинам не заработали пенсию своим трудом, службой. Бюджетная пенсионная система слагается, таким образом, как бы из двух неравнозначных частей: одна часть — «возвышается» над всеми, она для тех, кто служит власти, другая часть подсистемы, наоборот, для тех, кто вообще не трудился. Иногда эти две подсистемы переплетаются - к страховой пенсии производится бюджетная доплата 6 . Обновление пенсионного законодательства началось в конце 1990 г., когда в России, находившейся в то время еще в лоне СССР, был принят Закон «О государственных пенсиях в РСФСР». Этим законом вводилась подлинная система пенсионного обеспечения на основе обязательного пенсионного страхования наемных работников .Что побудило тогда Россию приступить к формированию своей пенсионной системы, с собственной независимой финансовой базой, обособленной от государственного бюджета, с российским пенсионным страховым фондом? Причин было несколько. Первая причина состояла в объективной потребности пересмотреть укоренившуюся в обществе идеологию самой природы обязательного пенсионного страхования трудящихся, возродить и, главное, реализовать на практике истинную его сущность. При этом учитывалось, что уже в то время постепенно, хотя и медленно, складывалась многоукладная система экономических отношений, менялось представление властных структур о целях общественного производства и распределении богатства, создаваемого трудом народа, в частности наметилась тенденция к паритетному смягчению военного противостояния двух мировых политических систем и использованию высвобождаемых ресурсов, в прошлом пожираемых гонкой вооружений, в интересах населения страны. Первая основополагающая идея российского пенсионного Закона 1990 г. состояла в том, чтобы в стране укоренилась подлинная система обязательного пенсионного страхования. Суть такой системы, представляющей одно из выдающихся изобретений человечества в эпоху появления наемных работников и развития общества, проста, она практически воплощена во всех развитых странах и вполне приемлема в период становления и развития многоукладных экономических отношений на основе различных форм собственности. Ее принципиальное содержание определяется следующими основными критериями, хотя конкретное их проявление в разных странах может несколько различаться. Экономический критерий обязательного пенсионного страхования,

определяющий его сущность, коренится в производственных отношениях, реальной стоимости рабочей силы (используем привычные и в

принципе верные термины). Вполне очевидно, что стоимость рабочей

силы не может определяться и в развитых странах давно уже не определяется ценой «живого» труда непосредственно в процессе производства. Она включает в себя и другие оплачиваемые периоды, прежде всего пенсионный период жизни человека, когда ему выплачивается заработанная им пенсия. Социальный критерий обязательного пенсионного страхования,

определяющий его сущность, заключается в солидарности всех застрахованных и работодателей, работающих в различных регионах, в

разных отраслях и организациях и, главное, в солидарности поколений, трудоспособных и нетрудоспособных людей. Реализуются эти сущностные критерии через систему соответствующих страховых платежей, которые в обязательном порядке уплачиваются работодателями (независимо от формы собственности) и наемными работниками, независимо от их желания. Другими словами,

эта система принудительная. Принуждение осуществляется государством, в связи с чем в отдельных странах, в том числе и в России, подобная система называется государственной. Обычно страховые взносы уплачиваются примерно в равных долях (в процентах к заработку) или в несколько большем объеме работодателем. Однако надо иметь в виду, что в конечном счете страхование осуществляется за счет самих работников, поскольку доходы работодателя образуются в основном в результате труда застрахованных. В связи с этим распределение платежей между работниками и работодателями не имеет существенного значения 7 . Страховые взносы аккумулируются в централизованном фонде, который обычно именуется фондом обязательного пенсионного страхования (в России - это Пенсионный фонд РФ). Его средства не должны сливаться с государственным бюджетом, они предназначены только на пенсионное обеспечение застрахованных, их семей и ни при каких обстоятельствах не могут изыматься на иные цели. Управление таким фондом осуществляется застрахованными и работодателями (их представителями) под контролем государства. Все условия и нормы уплаты страховых пенсионных взносов, а

также нормы пенсионного обеспечения (уровень пенсий в процентах к заработку, требуемый для получения пенсии стаж, порядок подсчета стажа и заработка, минимальные и предельные размеры пенсии и т. д.) определяются законом. Уровень страхового пенсионного обеспечения в конечном счете определяется, во-первых, тем, сколько лет трудился человек, или, иначе говоря, сколько лет им и его работодателями уплачивались страховые взносы, и, во-вторых, объемом его заработка, на основе которого уплачивались в эти годы страховые взносы. Эти два показателя определяют в основном уровень пенсионного обеспечения конкретного наемного работника и дифференциацию (различия) в размерах пенсий застрахованных, их семей 8 . Уровень пенсионного обеспечения - один из существенных показателей, характеризующих пенсионную систему и ее состояние в каждый период времени

Абсолютный уровень пенсионного обеспечения - это потребительская стоимость пенсии - от минимальной до максимальной. Другими словами, данный показатель определяет, в каком объеме пенсионер может приобретать необходимые ему потребительские товары, и, в частности, услуги, достаточны ли они для того, чтобы обеспечить ему достойный уровень и качество жизни 9 . В российском пенсионном Законе 1990 г. отражены все перечисленные выше критерии — принципы, на которых должна основываться обязательная страховая пенсионная система. На их основе, кстати, во всех развитых странах успешно функционируют и развиваются общенациональные страховые пенсионные системы. Эти критерии являются не изобретением разработчиков закона и законодателей, его принявших, а практической реализацией общепризнанных в мире идей обязательного пенсионного страхования. Вторая причина, побудившая Россию приступить к формированию новой пенсионной системы, состояла в необходимости повысить реальный уровень доходов основной части пенсионеров, живущих, как правило, на пенсию. При этом учитывалось, что за последние годы в СССР существенно снизился как относительный, так и абсолютный уровень пенсионного обеспечения, особенно тех граждан, пенсия которых превышала минимальный размер. Это произошло в связи с ростом номинальной оплаты труда и консервацией в то же время максимального размера пенсии (он не повышался более 30 лет). В результате пенсия стала составлять значительно меньшую часть заработка, чем прежде136. Кроме того, в прошлом пенсии вообще не индексировались ни с учетом роста цен на потребительские товары, ни с учетом роста заработка. Материальный достаток пенсионеров в силу этого хотя и медленно, но неуклонно снижался. Закон 1990 г. затронул и бюджетную систему пенсионного обеспечения. Он, во-первых, существенно повысил уровень пенсионного обеспечения военнослужащих из числа солдат, сержантов и старшин и приравненных к ним категорий граждан, упорядочил их пенсионное обеспечение. Ранее зачастую пенсии граждан, инвалидность которых наступила вследствие военной травмы, оказывались по своему уровню ниже пенсий по инвалидности вследствие общего заболевания и пенсий по старости. Закон устранил эту явную социальную несправедливость. То же касалось и пенсии по случаю потери кормильца, умершего вследствие военной травмы. С введением в действие с 1 февраля 1993 г. Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей»137 завершилось создание достаточно развитой и «возвышенной» системы пенсионного обеспечения всех категорий военнослужащих и приравненных к ним других категорий граждан и их семей.

«Возвышенная», т. е. прежде всего более высокая по своему уровню система пенсионного обеспечения для указанных категорий граждан, условия службы которых специфичны и опасны, и их семей, типична для большинства стран. Особые пенсии для таких граждан были и в СССР. Общие тенденции развития двух российских пенсионных подсистем в последние годы (начиная с 1993 г.) очевидны: они характеризуются, с одной стороны, резким, постоянно нарастающим снижением относительного и абсолютного уровня пенсионного обеспечения практически всех, без какого-либо исключения, пенсионеров, получающих пенсию в соответствии с Законом 1990 г., а с другой — введением значительно более высоких пенсий для сотрудников властных, силовых структур как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эти тенденции явно противоречат тем целям, которые определены в Законе 1990 г., формированию единой системы государственных пенсий в России, обеспечению стабильности достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышению его, дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения с учетом труда и его результатов (см. преамбулу Закона) 10 . Единая пенсионная система государственных пенсий в России не состоялась. Другого вывода сделать, к сожалению, нельзя. В последние годы для многих категорий работников введены особые, привилегированные по своему уровню и условиям государственные пенсии либо весомые доплаты к «обычным» пенсиям138. Все эти «особые» пенсии и доплаты регулярно повышаются пропорционально росту оплаты труда соответствующих продолжающих трудиться чиновников, в отличие от обычных пенсий, размеры которых практически оказались замороженными несмотря на высокую инфляцию и продолжающийся процесс обесценения рубля. Не обеспечена также стабильность реального уровня пенсионного обеспечения, достигнутого до введения в действие Закона 1990 г. Он снизился к началу 2000 г. по сравнению с 1990 г. в несколько раз и продолжает падать. Ныне даже самая высокая обычная пенсия по старости, выплачиваемая за многолетний труд, значительно ниже нищенского прожиточного минимума и практически не может обеспечить выживание тех, кто вынужден жить на пенсию. Следствие этого — многократный рост смертности среди пенсионеров, в частности вследствие суицида, а также стремительный рост у них тяжелых заболеваний, включая психические.

В связи со сдерживанием повышения минимальных размеров пенсий, ограничением их размеров предельной суммой, сопоставимой с заниженным минимумом, неполной индексацией пенсионных сумм и заменой ее компенсационными выплатами общая пенсионная система превращена в уравнительную систему; дифференциация в зависимости от длительности трудовой деятельности и уровня оплаты труда (т. е. трудового вклада), заложенная в Законе 1990 г., практически ликвидирована. Ныне в России установлены нищенские пенсии для большинства граждан, крайне незначительно различающиеся в зависимости от того, как долго, на какой работе и с какой оплатой трудился человек.

Читайте также: