До какого возраста может работать работающий пенсионер в украине

Украинцы часто задаются вопросом, а смогли бы чиновники прожить на их пенсии.

В соответствии с Конституцией, на Украине «человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность являются наивысшей социальной ценностью». Это накладывает на правительство определенные обязательства, в том числе обязанность отстаивать интересы и оказывать поддержку социально незащищенным слоям населения, в которые входят прежде всего пенсионеры, малоимущие и малообеспеченные граждане и люди с ограниченными физическими возможностями.

Сказать, что украинцы преклонного возраста живут в тяжелых условиях и нуждаются в дополнительной материальной поддержке со стороны государства и чиновников – это ничего не сказать. Поэтому не хочется сотрясать воздух. Достаточно понимать, что в сравнении с украинскими пенсиями наши соотечественники-пенсионеры живут в относительном достатке, и им хватает хотя бы на самое необходимое.

Необходимый трудовой стаж и возраст для выхода на пенсию на Украине

В 2019 году на Украине начала реализовываться пенсионная реформа, согласно которой меняются условия выхода на пенсию, в частности необходимый для этого трудовой стаж и возраст. Согласно последним изменениям будут применяться следующие требования:

  • на пенсию в 60 лет смогут выйти не все украинцы, а лишь те которые имеют минимальный трудовой стаж не менее полных 26 лет;
  • в 63 года на заслуженный отдых смогут выйти те украинцы, у которых в трудовой книжке общий трудовой стаж будет составлять от 16 до 25 лет;
  • правом выйти на пенсию в 65 лет смогут воспользоваться те, у кого меньше 16-ти лет стажа.

Ежегодно необходимый трудовой стаж будет повышаться на один год до тех пор, пока не достигнет отметки 35-ти лет к 2028-му году. По статистическим данным сейчас абсолютное большинство людей преклонного возраста, достигших необходимого возрастного показателя, могут выполнить и требования относительно минимального трудового стажа, а вот к 2028 году ситуация может кардинально измениться и тех, кто в 60 лет сможет наработать необходимый стаж, останется лишь порядка 55% от общего числа.

Постепенно с 2011 года повышается возрастной порог для женщин, собирающихся на пенсию. Ежегодно он увеличивается на пол года и к 2021 году составит 60 лет, на данный момент представительницам прекрасного пола требуется достижение 59-ти лет.

Какие периоды входят в трудовой стаж пенсионера

Согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» для определения права на оформление пенсии в общий страховой стаж будут учитываться следующие периоды:

  • непосредственно период уплаты страховых взносов, то есть те годы, когда человек официально работал;
  • ведение предпринимательской деятельности с применением упрощенной системы налогообложения;
  • период прохождения военной службы;
  • время обучения в высших учебных заведениях на очной форме на условиях государственного заказа;
  • пребывание в отпуске по уходу за ребенком.

Уровень заработной платы в Украине

Уровень дохода населения Украины, точнее официальной заработной платы, – это третий фактор, влияющий на размер пенсий. Ежемесячно в Пенсионный Фонд украинцы должны отчислять 22% от уровня своей заработной платы, именно от этого показателя во многом будет зависеть будущая пенсия. На Украине широко распространена практика черных зарплат, официально работникам начисляется минимальная заработная плата, а остальные деньги получают в конверте, в обход налогообложения. Вот и получается, что Пенсионный фонд недополучает средства и в будущем пенсионеры получают минимальные выплаты.

На сегодняшний день минимальная заработная плата в братской стране составляет 4 173 грн (или 10 368 руб), а средний ее уровень по данным на 2019 год равен 10 239 грн (или 25 441 руб).

Размер пенсий в Украине в 2019 году

С 1-го июля на Украине, по информации премьер-министра Владимира Гройсмана , повышается показатель прожиточного минимуму для лиц, утративших трудоспособность, то есть минимальная пенсия с 1 июля 2019 года повысилась до 1 654 грн (или 3 781 руб). В текущем году это только первое повышение пенсионного пособия. С 1-го декабря запланировано и второе – до 1 638 грн (или без малого 4 000 руб).

По данным Пенсионного фонда Украины, средняя пенсия на 1 апреля 2019 года составила 2 899 грн (или 6 986 руб). А максимальное пенсионное пособие не может превышать 10-ти прожиточных минимумов, то есть самая большая пенсия в стране – порядка 15 000 грн (или 37 271 руб).

Кроме того, с 1-го июля Кабинет министров Украины повысил и пенсии тем гражданам, которые имеют за плечами большой стаж работы, но при этом на протяжении всего времени у них был зафиксирован низкий уровень заработной платы. Повышение до 2 000 грн (или 4 818 руб) коснется женщин с трудовым стажем более 30 лет и мужчин, у которых трудовой стаж составляет более 35 лет.

Не хочется даже комментировать эти цифры, но стреднестатистическим украинским пенсионерам не позавидуешь, по крайней мере по общепринятым российским меркам.

А что думаете по этому поводу Вы?


Многие люди пенсионного возраста, проживающие в нашей стране, испытывают недостаток средств – далеко не всем из них хватает тех выплат от государства, которые они заработали своим стажем. В связи с этим (хотя тому могут быть и другие причины) немало представителей этой категории населения устраиваются на работу, чтобы иметь дополнительный доход. Пенсия работающим пенсионерам полагается – ее не перестают выплачивать из-за того, что человек трудоустроен. И даже в этом случае не всегда можно назвать завидным его материальное положение, поэтому государство периодически старается помочь этому слою населения финансово, насколько это возможно в условиях экономического состояния страны.

Содержание:

  • Что такое индексация пенсий в Украине?
  • Как и когда повысят выплаты?
  • Откуда деньги на индексацию?
  • Кто может рассчитывать на индексацию пенсий?
  • Кого не касается индексация?
  • Пенсия работающим пенсионерам
  • Индивидуальные перерасчеты пенсий осуществляются пенсионерам
  • Когда подавать документы на перерасчет?
  • На сколько выросли выплаты?
  • Как пересчитывали?
  • Работать официально или нет?
  • Обещанная тысяча

Что такое индексация пенсий в Украине?

Законодательно установлено, что она представляет собой процесс изменения финансовых доходов граждан в сторону увеличения, благодаря которому частично либо в полном объеме удается возместить повышение цен на услуги и товары. Индексация производится на основании увеличения ИПЦ (индекса потребительских цен) хотя бы до 101%. На примере это выглядит так. Если выплаты в марте составляют 1,5 тыс. грн., а ИПЦ в этом же месяце составило 100%, то при повышении последнего в апреле до 103,3% целесообразно произведение индексации в связи с превышением порога до 2,3%.

Как и когда повысят выплаты?

Перерасчет пенсий работающим пенсионерам в 2020 году в Украине был сделан в апреле, что было осуществлено без соответствующего заявления от них. При его произведении учитывался страховой стаж человека, который он имел за весь период, включая февраль 2020 года. В среднем выплаты увеличились на 180 грн. 80 коп., а количество человек, получивших такую прибавку, составило 357,1 тыс.

Что касается минимальных пенсионных выплат по возрасту, то с июля 2020 года они увеличились до 1712 грн. Еще одно их повышение планируется на 1 декабря 2020 года, когда они должны составить 1769 грн.

Помимо этого, планируется увеличить их размеры для лиц, имеющих стаж, превышающий тот, который требуется для начисления выплат:

  • Для мужчин – более 35 лет;
  • Для женщин – более 30 лет.

В данном случае лицам пенсионного возраста будет полагаться надбавка, составляющая 1% от минимальной суммы за каждый год, который человек отработал после выхода на пенсию по возрасту. С 1 июля 2020 года данная сумма составляет 17,12 грн.

Как только ПФУ предупредил о том, что планируется увеличение пенсионных выплат в среднем на 11%, возникло немало разнотолков этой новости. Многие украинцы такой прибавки так и не дождались, и это стало серьезным поводом для возмущения. Представители организации поясняют, что таковая не касается минимальных сумм выплат – она начисляется в зависимости от средней зарплаты, на основании которой формировался размер пенсионных начислений.

Откуда деньги на индексацию?

Представители Офиса президента отвечают на этот вопрос. Они сообщают, что финансы для этого взяты из госбюджета за счет сокращения неэффективных расходов и увеличения его дефицита.

  • Что касается первого пути, индексация пенсии работающим пенсионерам (и другим категориям) будет производиться за счет того, что будут сокращаться неэффективные расходы с последующим перераспределением средств. Коснуться этот процесс может госпредприятий, доходов финансовых госучреждений, уменьшения высоких заработных плат и т. д.;
  • По словам представителей Офиса президента, страна может себе позволить увеличить дефицит бюджета, поскольку он планировался с учетом такового в 2% при том, что такое планирование было ориентировано на экономический рост в 3,5%. Финансирование же его правительство планирует осуществлять прежде всего заимствованием – во Всемирном банке, МВФ, Еврокомиссии.

Кто может рассчитывать на индексацию пенсий?

Количество этих людей немалое. Отдельным решением стала индексация пенсий работающим пенсионерам в 2020 году в Украине, которая была произведена в апреле. В мае этого же года произошло повышение пенсионных выплат для других категорий их получателей:

  • В связи с потерей кормильца;
  • По инвалидности;
  • По возрасту;
  • По выслуге лет.

Согласно статистике, индексироваться будут суммы, получаемые 10,2 млн украинцев. В среднем надбавка составляет 260 грн.

Кого не касается индексация?

Основанием для нее является Закон «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Если же пенсионные выплаты начислены в соответствие с другими законодательно-нормативными документами, осуществлена она не будет.

Таким образом, надбавок не следует ожидать следующим категориям граждан:

  • Тем, кто получает социальные выплаты – лицам, не имеющим страхового стажа, позволяющего претендовать на минимальную пенсию;
  • Государственные служащие;
  • Индексация пенсий работающим пенсионерам в Украине в мае 2020 года произведена не была, поэтому они тоже в этом списке. Напомним, она была осуществлена в апреле 2020 года;
  • Помощники народных депутатов;
  • Научные сотрудники;
  • Люди, которым выплаты были назначены в 2019, 2020 годах;
  • Лица, получающие максимальные суммы выплат, пожизненное содержание либо специальные пенсии.

Не индексируются пенсии в таких случаях:

  • Если они начислены с учетом абз. 1 ч. 1 ст. 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании;
  • Если речь идет о дополнительных пенсионных выплатах, компенсациях, надбавках, прочих доплатах, устанавливаемых в соответствие с прожиточным минимумом.

Пенсия работающим пенсионерам

Правоотношения в области пенсионного страхования регламентируются Законом Украины №1058 от 09.07.2003 г. «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Повышение пенсии работающим пенсионерам производится на основании него же. Так, ч. 4 ст. 42 данного Закона установлено, что, если застрахованный гражданин продолжает работать после выхода на пенсию, последняя пересчитывается с учетом минимум 24 месяцев страхового стажа после ее начисления либо последнего перерасчета. Если у застрахованного лица имеется страховой стаж менее указанного периода, он осуществляется не раньше, чем спустя 2 года после начисления пенсионных выплат либо последнего перерасчета.

Ежегодно Пенсионным фондом производится перерасчет пенсий работающим пенсионерам, Украина – страна, в которой он выполняется без предварительного обращения граждан. Это делается автоматически с 1 апреля для пенсионеров, которые по состоянию на 1 марта текущего года имеют на это право. В ч. 1 ст. 40 обозначенного Закона указано, что делается это на самых выгодных для лица условиях.

Порядок, по которому осуществляется перерасчет суммы пенсий, регулируется Пенсионным фондом и согласовывается с центральным органом исполнительной власти. Что касается расчета страхового стажа, являющегося основанием для перерасчета сумм выплат, он выполняется не раньше дня, который следует за днем, включающимся в период, по который он начислен.

Индивидуальные перерасчеты пенсий осуществляются пенсионерам


Закон предполагает и такую возможность, и для ее использования граждане должны самостоятельно обратиться в соответствующую инстанцию, заявив о своем желании, чтобы сумму выплат пересчитали.

Имеют на нее право такие категории граждан:

  • Пересчитать их могут работающим ныне пенсионерам. Единожды в два года они вправе обратиться в Пенсионный фонд, чтобы пересчитать размер выплат с учетом увеличения отработанного стажа. Ранее людям нужно было самостоятельно обращаться с таким заявлением в соответствующие органы, но с 2018 года ситуация изменилась в лучшую для них сторону. Перерасчет пенсии работающим пенсионерам в Украине по новому Закону выполняется автоматически. Каждый год Пенсионный фонд с 1 апреля производит эту процедуру для всех, кто имеет на нее право, даже если человек не изъявил сам желания на это;
  • Воспользоваться такой возможностью могут граждане, желающие сменить один вид пенсионных выплат на другой. В нашей стране существуют две основных их разновидности – спецпенсии, начисляемые в соответствие со специальными законами, и трудовые пенсии, рассчитываемые на основании стажа. Правительство всячески старается сделать так, чтобы как можно больше людей переходило на второй вариант. С этой целью государство проводит реформы, по возможности повышает суммы, пересчитывает их на максимально выгодных для граждан условиях, тогда как в сфере спецпенсий особых изменений уже давно не происходит. В частности, пенсия работающим пенсионерам в Украине выплачивается без ограничений, тогда как для спецпенсий они остались;
  • Граждане, желающие добавить стаж, который не был исчислен при назначении выплат. Нередки ситуации, когда человек по каким-либо причинам не смог своевременно предоставить документы, подтверждающие, что он в течение определенного времени был трудоустроен на том или ином предприятии. Если у него появилась такая возможность, он вправе это сделать, и тогда соответствующие инстанции должны внести коррективы, пересчитать сумму выплат. Кроме того, Законодательство Украины позволяет докупить стаж. По мнению экспертов, это оптимальный вариант для тех, кому недостает нескольких месяцев такового, чтобы иметь право на начисление пенсионных выплат. Кроме того, неработающим и незастрахованным гражданам разрешено оплачивать сумму в размере 44%, взятых от минимальной зарплаты ежемесячно, чтобы купить страховой стаж. В случае приобретения такового данным способом за прошедшие годы сумма таких взносов остается неизменной;
  • Лица, которые могут претендовать на увеличение пенсионной суммы на основании повышения на работе, получения надбавок и т. д.

Когда подавать документы на перерасчет?

В их список входит заявление, а также дополнительная документация – о размере заработка, стажа и т. д. Говоря о том, как сделать перерасчет пенсии работающему пенсионеру, подавать документы следует в случае, если человек желает, чтобы ему сделали индивидуальный перерасчет, и выполнить это можно в любое время. Но не следует откладывать надолго этот процесс, если вы хотите, чтобы механизм был побыстрее запущен. Связано это с тем, что он производится с 1 числа месяца, если человек обратился с таким заявлением до 15 числа текущего месяца. Если подать заявление по прошествии 15 числа, он будет выполнен с 1 числа следующего месяца.

Учтите, что Пенсионный фонд может потребовать дополнительные документы, которые придется принести позже, и тогда именно дата их подачи будет считаться датой обращения в инстанцию.

Перерасчет пенсии при увольнении работающего пенсионера в Украине является законодательно регулируемой процедурой. Согласно нормам пенсионной реформы, выполняют его после увольнения лица, беря за основу прожиточный минимум, являющийся актуальным на данный момент.

На сколько выросли выплаты?

Во многом это зависит от того, какими они были изначально. Например, средний их размер составляет два минимальных размера, максимальный – порядка пяти средних. Во многих случаях с учетом перерасчета прибавка составляла менее 100 грн. Для таких ситуаций был разработан механизм, согласно которому для достижения хотя бы этой суммы были предусмотрены различные доплаты и надбавки.

Таким образом, повышение пересчитанной пенсии произошло на следующие суммы:

  • 100 грн. – у 45% чел.;
  • 100-400 грн. – у 37,9% чел.;
  • 400-500 грн. – 6,1% чел.;
  • 500-700 грн. – 5,6% чел.;
  • 700-1000 грн. – 3,1% чел.;
  • Свыше 1000 грн. – 2,3% чел.

Как пересчитывали?

В мае 2020 года лица пенсионного возраста стали получать проиндексированные выплаты, но работающих из их числа это не коснулось, а перерасчет последних осуществлялся с использованием коэффициента повышения значения среднего размера заработной платы, составляющего 1,11. Это обозначено в постановлении правительства №251 от 01.04.2020 г. При этом, отмечается, что индексация производится не по отношению ко всей пенсионной сумме. Существует формула выполнения перерасчета пенсии, о которой речь пойдет чуть ниже. Индексируется лишь одна ее составляющая – значение средней заработной платы, из которой выплачиваются страховые взносы.

Используется следующая формула перерасчета пенсии работающим пенсионерам – П = Зс х Кзп х Кс. В ней значения расшифровываются так:

  • П – сумма пенсионных выплат, исчисляемая в грн.;
  • Зс – средний показатель заработной платы в стране, который брался за основу при первоначальном начислении пенсионных выплат;
  • Кзп – это аббревиатура коэффициента заработной платы;
  • Кс – обозначает коэффициент стажа.

Когда производится перерасчет, Зс остается неизменным, сохраняя значение, которое было изначально, когда человеку назначалась пенсия.

На перерасчет пенсии работающим пенсионерам обычно не влияет Кзп, поскольку в нынешних условиях этот показатель, как правило, не увеличивается. В связи с этим его чаще производят с учетом увеличенного Кс.

В свою очередь, он рассчитывается по следующей формуле – Кс = Cr х 0,0135. В ней под Cr подразумевается пенсионный стаж, который обозначается в годах.

Работать официально или нет?

Увеличение рабочего стажа, следовательно, повышение за счет этого пенсионных выплат – основной аргумент в пользу официального трудоустройства. Но ежемесячно из доходов высчитывается 15%, тогда как за каждые 2 года стажа сумма пенсии возрастает примерно на 5%. Кроме того, не исключены отпуска за свой счет, работа по неполному трудовому графику, а это значит, что 2 календарных года не равно 2 годам стажа.

Это и есть главная причина тому, что многие выбирают неофициальное трудоустройство, не обязывающее и без того не богатых (в большинстве своем) пенсионеров производить взносы в государственные фонды. Тем более, что выплата пенсии работающим пенсионерам от этого не отменяется.

Обещанная тысяча

Еще в марте новость о ней облетела страну, когда президент Владимир Зеленский в своем видеообращении анонсировал готовность выплатить по 1 тыс. грн. в качестве надбавке пенсионерам, пенсии которых составляют менее 5 тыс. грн. Глава государства заявил, что правительство намерено начать этот процесс уже с 1 апреля.

Позже сообщалось, что такая единовременная помощь будет зачислена на счета не позже 24 апреля, а выплачена не позднее 25 июня 2020 года. По состоянию на август этого года большинство из тех, кому была обещана 1 тыс. грн., ее получили.

В России также обсуждается вопрос возврата индексации на выплаты работающим пенсионерам. Внесение такого законопроекта в Госдуму, по мнению экспертов, должно помочь в том, чтобы россияне стремились работать легально, а не искали неофициальное трудоустройство.

Пенсия работающим пенсионерам выплачивается в нашей стране своевременно, но ее получатели были бы далеко не против, если бы она регулярно увеличивалась.

После выхода на пенсию многие граждане жалуются по поводу того, что размер компенсаций со стороны государства не очень большой. Поэтому часто встаёт необходимость найти какую-нибудь подработку и новое трудоустройство. Если такое условие выполняется – то государственное обеспечение подлежит перерасчёту. Есть и другие правила, с которыми стоит ознакомиться заранее. Многих волнует пенсия или зарплата работающим пенсионерам в 2021 году в Украине.


О преимуществах и недостатках пенсионной реформы

Внедрение новых положений относительно пенсии началось ещё с 2017-ого года. Это своеобразная основа для будущих изменений. Такие корректировки были необходимы в действующей системе, ведь советские правила уже не соответствовали действительности.

Разумеется, как и у любого другого явления, у этого есть свои недостатки. Самый серьёзный – хоть и не прямое, но повышение возраста выхода на заслуженный отдых. Уже через несколько лет работу надо будет прекращать гораздо позднее, чем раньше. Но эксперты всё равно отмечают, что положительных сторон у изменений больше, чем отрицательных.

Вот лишь некоторые плюсы:

  1. Увеличение пенсионного обеспечения для украинцев.
  2. Выплаты становятся более современными, соответствующими текущему времени.
  3. Пенсионное обеспечение формируется согласно новому механизму.

Были и другие положения, которые касались именно категории работающих пенсионеров. Сейчас отменено большинство ограничений, которые раньше действовали для лиц, относящихся к такой категории. Для таких граждан устанавливали ряд налогов, из-за которых вознаграждение частично уменьшалось.

Многим приходилось даже выбирать, что им получать – пенсионные выплаты, или же вознаграждение за труд. Сейчас ограничения отменены практически полностью. Пенсии в Украине по-новому продолжают выплачиваться гражданам.


Пенсионное обеспечение граждан на 2021 год

Первое изменение в этом направлении связано с минимальными размерами пенсионного обеспечения для всех. Размер таких компенсаций определяется проектом по бюджету на текущий год. Действующее законодательство регулирует процедуру, согласно которой предоставляют средства.

Законодательство говорит о том, что минимальные пенсии не могут быть ниже прожиточного минимума, установленного для всех работоспособных граждан. Поэтому сначала увеличивают соответствующую величину, а потом – другие выплаты, которые от неё зависят. Для этого тоже устанавливают отдельную резолюцию по бюджету.

1615 гривен – стандартный прожиточный минимум для граждан к началу текущего года. В конце года его планируют увеличить до 1728 гривен.

Перерасчёт пенсий в сторону увеличения планируется начать в марте. И продлится эта процедура до конца года. Каждый гражданин будет затронут перерасчётом, с применением специальных формул. В частности, опираются на следующие показатели:

  • Страховой стаж.
  • Величина заработной платы до того, как гражданин вышел на пенсию.
  • Уровень среднего заработка украинцев по стране.

Расчёты будут опираться также на показатели, которые действовали в предыдущие года. Конкретные цифры по пенсионному обеспечению зависят от того, при каких условиях трудился гражданин, как он расторгал договор, если произошло увольнение. Можно точно сказать, что пенсии работающим пенсионерам урезать не будут в 2021 го


Пенсионное обеспечение и индексация

Это ещё один вопрос, который беспокоит всех пенсионеров, не только работающих. Индексацией называют социальные доплаты, основное назначение которых – компенсация такого явления, как инфляция. Явление связано с ростом цен на различные услуги и товары.

Под индексацию попадает вся официальная прибыль гражданина, включая пенсию. Но недостаток бюджета на протяжении некоторого времени раньше не позволял Правительству заняться этим вопросом.

Учитывается не только инфляция, но и среднемесячная заработная плата, другие подобные факторы. Главное – не забывать, что государственные ресурсы во многом до сих пор ограничены. От этого зависят зарплата и пенсия работающим пенсионерам.

На какие льготы могут рассчитывать работающие пенсионеры?

Работающие пенсионеры до сих пор могут рассчитывать на различные бонусы со стороны государства:

  1. Выход на заслуженный отдых раньше сроков.
  2. Дополнительный оплачиваемый отпуск, составляющий по продолжительности две недели.
  3. Увеличенные ежегодные отпуска. В случае инвалидности они могут доходить до 60 дней.
  4. При желании уволиться таких лиц освобождают от обязательной двухнедельной отработки.
  5. Бесплатные курсы, направленные на повышение квалификации.

Этого ещё недостаточно для максимального повышения комфорта жизни, но государство предпринимает дополнительные меры для улучшения текущего положения. Поэтому пенсионерам не придётся выбирать между зарплатой и пенсией в 2021 году в Украине.


Переход на накопительную систему

Одно из положений пенсионной реформы как раз касается накопительной системы. Сейчас у неё есть отличия по сравнению с теми решениями, которые действовали на протяжении предыдущих нескольких лет. Суть в том, что гражданин сам формирует своё пенсионное обеспечение, делая взносы в специальные фонды.

Но начать такое формирование своих накоплений могут только те граждане, которым до выхода на заслуженный отдых осталось менее 10 лет. Остальные категории работающих получают обеспечение согласно старым правилам. Посчитали, что для них в установлении такой системы нет смысла. Деньги мало кому приносили бы пользу, просто проходя по кругу от одного участника системы к другому.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.

Несмотря на достижение пенсионного возраста или выход на “специальную пенсию”, а также учитывая, что у большинства пенсионеров размер пенсии мизерный, многие из них продолжают трудовую деятельность.

Как и для каждой категории работающих граждан, в трудовых правоотношениях работодателей с пенсионерами также есть свои особенности.

И хотя в Украине проводится очередная “пенсионная реформа”, все же с большой долей вероятности можно предположить: что касается трудовых правоотношений с пенсионерами особых изменений ждать вряд ли стоит.

Рассматривая вопрос регулирования трудовых правоотношений с пенсионерами, следует учитывать, что согласно ст. 1 Закона Украины от 05.11.91 г. № 1788-XII “О пенсионном обеспечении” (далее – Закон № 1788) граждане Украины имеют целый ряд оснований на получение пенсии, среди которых пенсия по возрасту, пенсия по инвалидности, пенсия по выслуге лет, а также то, что трудовые правоотношения с пенсионером могут возникнуть не только в случае трудоустройства пенсионера на работу, но и при получении статуса пенсионера трудоустроенным работником.

Рассмотрим более детально, кто же именно имеет право на государственное пенсионное обеспечение и статус пенсионера.

Согласно ст. 12 Закона № 1788 право на пенсию по возрасту имеют мужчины и женщины по достижении ими 60 и 55 лет соответственно. Для мужчин при этом стаж работы должен быть не менее 25 лет, а для женщин – 20 лет.

В то же время в связи с проведением “пенсионной реформы” и новыми правилами определения пенсионного возраста ст. 26 Закона Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” (далее – Закон № 1058) предусмотрено, что пенсия по возрасту назначается после достижения лицом 60 лет и при наличии страхового стажа не менее 15 лет в случае выхода на пенсию по 31 декабря 2017 года.

Начиная с 1 января 2018 года размер страхового стажа ежегодно будет увеличиваться на 1 год, и с 1 января 2028 года он составит 35 лет.

Для женщин по-прежнему возраст, с которого они могут выйти на пенсию, зависит от даты рождения, а также от страхового стажа.

Следует отметить, что данный возрастной ценз предоставления права на пенсию по возрасту хоть и является общим и универсальным, но не исчерпывающим.

Так, ст. 13 Закона № 1788 предусматривает случаи, при которых пенсия по возрасту может быть назначена на льготных условиях. Приоритет отдается работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, а также работникам сельскохозяйственной сферы, преимущественно женщинам. Согласно положениям данной статьи для назначения пенсии по возрасту на льготных условиях работнику достаточно иметь определенный стаж на указанных в этой статье работах. Перечень таких категорий работников утвержден постановлением КМУ от 24.06.2016 г. № 461 “Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях”.

В ст. 14 – 17 Закона № 1788 определены особенности пенсионного обеспечения лиц, занятых на подземных и открытых горных работах, в металлургии, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, инвалидов, участников войны, семей погибших (умерших) военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, многодетных матерей и матерей инвалидов с детства, а также пенсии по возрасту для отдельных категорий граждан.

Согласно ст. 23 Закона № 1788 пенсия по инвалидности назначается в случае наступления инвалидности, которая повлекла за собой полную или частичную утрату здоровья, вследствие трудового увечья, профессионального заболевания, общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства). Такая пенсия назначается независимо от того, когда наступила инвалидность, – в период работы, до трудоустройства на работу или после прекращения работы. Особенности назначения такой пенсии определены в ст. 24 – 36 Закона № 1788.

В соответствии со ст. 51 Закона № 1788 пенсия за выслугу лет устанавливается отдельным категориям граждан, занятым на работах, выполнение которых влечет за собой утрату профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления возраста, который дает право на пенсию по возрасту. Перечень лиц, которые имеют право на пенсию за выслугу лет, установлен ст. 52 Закона № 1788. Среди них работники авиации, железнодорожного транспорта, горной промышленности, морского, речного флота, работники геолого-разведывательных экспедиций, лесозаготовок, некоторые категории артистов, работники образования и здравоохранения, спортсмены. Перечень отдельных категорий работников указанных сфер, которые имеют право на пенсию за выслугу лет, приведен в ст. 54, 55 Закона № 1788.

Статьей 7 Закона № 1788 установлено особое правило при трудоустройстве пенсионеров, которые получают пенсию за выслугу лет. Как отмечалось, такая пенсия устанавливается отдельным категориям граждан, занятым на работах, выполнение которых влечет за собой утрату профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту. Такая пенсия назначается при увольнении с работы, которая дает право на эту пенсию. Поэтому, если пенсионер, получающий пенсию за выслугу лет, решит трудоустраиваться по специальности, которая дает ему право на эту пенсию, ее выплата прекращается. Однако при увольнении такого работника он будет иметь право на возобновление выплаты пенсии по выслуге лет (см. письма Минтруда от 22.02.2001 г. № 02-1015з/20-9, от 06.07.2004 г. № 03-3/6556-030-6, от 10.02.2010 г. № 119/13/84-10).

Обращаем внимание, что с 1 января 2006 г. вступил в силу Закон Украины от 18.11.2004 г. № 2195-IV “О социальной защите детей войны”, согласно ст. 5 которого лица преклонного возраста могут иметь дополнительные льготы, если по состоянию на 2 сентября 1945 г. им было менее 18 лет. Такие лица могут получить статус “детей войны”, и на них будут распространяться следующие дополнительные права:

  • право на преимущественное оставление на работе при сокращении численности или штата;
  • получение очередного отпуска в удобное для работника время;
  • получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до двух недель в год;
  • выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 % средней зарплаты независимо от стажа работы.

Документом, подтверждающим вышеуказанный статус, является пенсионное удостоверение с соответствующим штампом о праве на статус “детей войны”.

Лицами преклонного возраста согласно ст. 10 Закона Украины от 16.12.93 г. № 3721-XII “Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине” (далее – Закон № 3721) признаются мужчины в возрасте 60 лет и женщины в возрасте 55 лет и старше, а также лица, которым до достижения общего пенсионного возраста осталось не более полутора лет.

Особенности приема на работу пенсионеров

При приеме на работу такой категории граждан, как пенсионеры, особых правил действующим законодательством не предусмотрено. Однако сам статус пенсионера означает, что для его подтверждения такой работник должен предъявить свое пенсионное удостоверение. Ксерокопия такого пенсионного удостоверения должна храниться у работодателя в личном деле работника.

Работающие пенсионеры не составляют исключение при уплате единого взноса на обязательное государственное социальное страхование, поэтому они являются плательщиками единого взноса (см. Базу знаний “ЗІР”, подкатегория 301.04.01).

Каких-либо ограничений относительно продолжительности рабочего времени для работающих пенсионеров действующее законодательство не устанавливает. По просьбе таких работников работодатель может установить им режим неполного рабочего времени (подробнее этот вопрос рассмотрен в теме Неполное рабочее время).

Особенности работы пенсионеров-инвалидов рассмотрены в теме Трудовые правоотношения с инвалидами, а порядок налогообложения выплат – в теме Единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

Вопрос о том, в каком порядке оформляются документы при приеме на работу, подробно рассмотрен в теме Порядок заключения трудового договора и приема на работу (см. также письмо от 08.09.2008 г. № 1/8-89/06).

Предоставление отпуска

Следует отметить, что законодательство не предоставляет работающим пенсионерам каких-либо особых льгот, связанных с трудовыми правоотношениями, по сравнению с обычными работниками.

Однако предоставление отпусков такой категории работников имеет определенные особенности.

Так, согласно п. 6 ст. 25 Закона Украины от 15.11.96 г. № 504/96-ВР “Об отпусках” работающим пенсионерам в обязательном порядке (по их желанию) ежегодно предоставляется отпуск без сохранения заработной платыобщей продолжительностью 30 календарных дней (подробнее этот вопрос рассмотрен в теме Отпуска без сохранения заработной платы).

Согласно ст. 5 Закона Украины от 18.11.2004 г. № 2195-IV “О социальной защите детей войны” такой категории пенсионеров ежегодный отпуск предоставляется в удобное для них время.

Магазин бухгалтерських продуктів

Великий асортимент, можливість отримати безкоштовний тестовий доступ, найнижчі ціны

Источник: Аверс-Бухгалтерия – не забудьте оформить подписку на любимое издание!

Читайте также: