Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля года








Сейчас в России действует 20 международных соглашений или договоров о выплате пенсий за рубежом, говорится на сайте Пенсионного фонда России (ПФР). Они заключены с 24 странами.

Действительными остаются несколько соглашений, которые были подписаны еще СССР. Они касаются сотрудничества в области социального обеспечения, в том числе выплаты пенсий, с Чехословацкой Республикой (подписано 2 декабря 1959 года, утратило силу в отношении Чешской Республики), Румынской Народной Республикой (24 декабря 1960 г.), Венгерской Народной Республикой (20 декабря 1962 г.) и Монгольской Народной Республикой (6 апреля 1981 года).

Остальные международные соглашения и договоры были подписаны уже Россией. Часть из них основана на принципе территориальности, часть — на принципе пропорциональности.

Какие соглашения основаны на принципе территориальности и что это значит для пенсионера?

Принцип территориальности означает, что пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого проживает гражданин. Расчет делается по нормам его национального законодательства. При этом учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории и страны проживания и страны, гражданином которой является человек.

Если пенсионер-россиянин переезжает на территорию страны, с которой есть подобный международный договор (и наоборот), но при этом по законодательству данного государства ему не положена пенсия, выплаты продолжит делать Россия, пока он не приобретет право на пенсию на новом месте жительства.


Подобные соглашения действуют с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной («Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения», 13 марта 1992 г.), а также Молдавией (10 февраля 1995 г.), Грузией (16 мая 1997 г.), Литвой (29 июня 1999 г.). Отдельное соглашение с Казахстаном, подписанное 27 апреля 1996 года, гарантирует пенсионные права жителям города Байконура.

Какие договоры и соглашения основаны на принципе пропорциональности?

Принцип пропорциональности означает, что расходы на выплату пенсии распределяются между двумя странами: каждая делает выплаты только за стаж, выработанный на ее территории. Такие международные договоры действуют с Испанией (11 апреля 1994 г.), Болгарией (27 февраля 2009 г.), Эстонией (14 июля 2011 г.), Израилем (6 июня 2016 г.), Республикой Сербия (19 декабря 2017 г.).

Договоры с Белоруссией (24 января 2006 г.) и Латвией (18 декабря 2007 г.) тоже основаны на принципе пропорциональности, но отличаются тем, что за стаж, приобретенный во время их нахождения в составе СССР, пенсию назначает государство-преемник союзной республики, на территории которой проживал пенсионер. Подобное условие содержит договор с Чехией (8 декабря 2011 г.): стаж не менее 1 года, приобретенный до 31 декабря 2008 года, учитывается по законодательству страны, на территории которой в это время постоянно проживал пенсионер.

Кроме того, 15 января 1993 года Россия подписала с Украиной временное соглашение о пенсионных правах граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно документу, эти люди имеют право на досрочную пенсию по старости независимо от места их постоянного проживания на территории обоих государств. В целом система пенсионного обеспечения таких граждан основана на принципе пропорциональности.

Какие еще международные договоры о выплате пенсий подписала Россия?

По двум международным соглашениям пенсионное обеспечение осуществляется особым образом. Соглашения с Республикой Абхазия (14 апреля 2014 г.) и Южной Осетией (25 ноября 2016 г.) касаются пенсионного обеспечения россиян, постоянно проживающих в этих странах. Пенсия им назначается и выплачивается в соответствии с российским законодательством. При этом данным гражданам положена доплата к пенсии до среднего уровня в Северо-Кавказском федеральном округе. Однако за стаж, выработанный на территории Республики Абхазия или в Южной Осетии после 1 января 2002 года, выплаты делают эти страны в соответствии с их законодательством.


Как выплачиваю пенсии в странах, с которыми нет пенсионного соглашения?

Если пенсионер проживает на территории страны, с которой РФ не имеет соглашения или договора, ее выплачивает ПФР в соответствии с российским законодательством. Россиянам, проживающим за границей, положены страховые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за исключением социальных), доплаты к пенсиям летчикам, шахтерам, ядерщикам, за особые заслуги, ежемесячные выплаты ветеранам ВОВ.

Чтобы назначить пенсию за границей или восстановить ее (если человек успел выйти на нее в России), нужно подать заявление в ПФР лично или через законного представителя. Деньги будут перечисляться на карточку пенсионера либо выдаваться его доверенному лицу.

Пенсионеры, которые живут за границей и получают пенсию по российскому законодательству, должны ежегодно подтверждать факт нахождения в живых. Для этого они могут обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, а также в любое отделение ПФР на территории России.

14 июля в Таллинне был подписан Договор между РФ и ЭР о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее Договор). Во второй части анализа, представляемой юристом Центра информации по правам человека Мстиславом Русаковым, определено, какие пенсионные права вытекают из этого нового соглашения и когда и каким образом будет возможно их реализовать.

Договор состоит из 15 статей и 4 глав.

Первая глава «Общие положения» (ст. 1-4) дает определение используемым в Договоре понятиям (ст. 1), устанавливает предмет договора (ст. 2), определяет субъектный состав (ст. 3) и равенство прав субъектов (ст. 4).

Вторая глава «Пенсии» (ст. 5-7) устанавливает принципы пенсионного обеспечения (ст. 5), определяет, в каком случаем применяется законодательство той или иной стороны договора (ст. 6), что происходит с пенсионным стажем третьих государств (ст. 7).

Третья глава «Сотрудничество Сторон» определяет порядок применения Договора (ст. 8), защиту данных (ст. 9), порядок подачи заявлений о назначении или пересчете пенсий (ст. 10), порядок медицинского освидетельствования для назначения пенсии по инвалидности (ст. 11).

Четвертая глава «Заключительные положения» устанавливает порядок решения разногласий и изменения Договора (ст. 12), переходные положения (ст. 13), порядок вступления Договора в силу (ст. 14) и прекращения договора (ст. 15).

Ст. 2 Договора определяет следующую сферу его применения:

Настоящий Договор распространяется на отношения, относящиеся:

  1. в Российской Федерации к:
    трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;
    социальным пенсиям;
  2. в Эстонской Республике – к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию.
Это означает, что Договор не распространяется на пенсии за выслугу лет, т.е. пенсий военных пенсионеров (в т. ч. пенсии по потере кормильца для вдов), полицейских, тюремных чиновников, летчиков-испытателей и т. п.

Согласно ст. 3 Договора, он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие пенсионного законодательства каждой из Договаривающихся Сторон.

Таким образом, для того, чтобы быть субъектом Договора, необходимо, во-первых, иметь российское, либо эстонское гражданство, либо быть апатридом; во-вторых, нужно иметь трудовой стаж на территории Эстонии и трудовой стаж, признаваемый таковым на территории России. Например, отработать какое-то время в России и какое-то время в Эстонии и достигнуть пенсионного возраста.

Ст. 4 Договора уточняет, что он применяется ко всем гражданам России, гражданам Эстонии и лицам без гражданства независимо от их места проживания. Т.е. новый Договор, в отличие от ныне действующего Соглашения (в толковании Государственного суда Эстонии), будет распространяться и на граждан Эстонии, проживающих на территории Эстонии.

При этом в пояснительной записке к эстонскому закону о ратификации Договора Эстонская Сторона утверждает, что на переговорах предлагала расширить субъектный состав Договора также и на граждан третьих государств, но Российская Сторона отказалась.

Принципы и основы пенсионного обеспечения

Если ныне действующее Эстонско-Российское пенсионное соглашение базируется на территориальном принципе пенсионного обеспечения (выплата пенсии только страной проживания с взаимным учетом стажа), то новый Договор исходит из субсидиарного принципа (каждое государство платит за свой стаж). С учетом разницы в размере российской и эстонской пенсии вряд можно считать благом, если за стаж работы на территории РСФСР будет платить Россия вместо Эстонии.

Ч. 2 ст. 5 Договора устанавливает, что если у лица достаточный стаж для назначения пенсии одной из Сторон Договора, то она ему назначается на основании законодательства этой Стороны и без учета стажа другой Стороны Договора и независимо от места его проживания. При этом в Эстонии минимальный стаж для назначения пенсии - 15 лет на территории Эстонии. В России же – 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

Предположим, что у живущего в Эстонии пенсионера есть 30-летний российский стаж и 10 летний стаж на территории Эстонии. В этом случае на основании вышеприведенной ч. 2 ст. 5 Договора ему назначается российская пенсия. Но что при этом происходит с его 10-летним эстонским стажем?

Ч. 3 ст. 5 Договора предусматривает, что если право на пенсию возникает только в результате суммирования стажей обоих государств, то и в этом случае назначается пенсия. Так, если приведенный в нашем примере 10-летний эстонский стаж добавить к 30-летнему российскому, то получается 40 лет, что вполне достаточно для назначения эстонской пенсии. Но эстонская пенсия ему будет назначена не за 40 лет, а за 10 (российская пенсия на основании ч. 2 ст. 5 Договора – за 30 лет).

Другой пример. Если женщина пенсионного возраста имеет 10-летний стаж на территории Эстонии и 10-летний стаж на территории России, то при суммировании стажей она получает право как на российскую, так и на эстонскую пенсии. В этом случае каждое государство платит пенсию за свой стаж. И это можно выделить как общий принцип настоящего Договора.

Единственное ограничение, установленное ч. 3 ст. 5 Договора, – это исключение совпадений стажа. Например, если житель Нарвы работал одновременно и в Нарве и Ивангороде, то год за два ему не пойдет и ему будет учтен календарный стаж либо одним, либо другим государством.

В соответствии с ч. 4 ст. 5 Договора, стаж продолжительностью менее одного года прибавляется к стажу другой стороны Договора и в этом случае пенсионер получает пенсию только от одного государства. Но его стаж в любом случае не пропадает.

Ч. 5 ст. 5 Договора налагает ограничение на одновременное получение пенсий разного вида от двух государств. Так Лицу, получающему пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности) от одной Договаривающейся Стороны, не назначается пенсия по случаю потери кормильца на основании законодательства другой Договаривающейся Стороны.

Ч. 7 ст. 5 Договора уточняет, что переезд из Эстонии в Россию и наоборот не влияет на выплату пенсий, за исключением народной (социальной) пенсии. Т. е. если лицо, не имея необходимого стажа, получало народную пенсию от Эстонии, то при переезде в Россию право на народную пенсию им утрачивается. Но появляется право на социальную пенсию от России.

Ч. 1 ст. 6 освобождает Стороны Договора от обязательств учитывать при назначении пенсии стаж союзных республик. В настоящий момент в соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона о государственном пенсионном страховании Эстонии стаж на территории бывшего СССР до 1 января 1991 года засчитываются в стаж, дающий право на пенсию, в случае, если лицо имеет не менее 15 лет пенсионного стажа, приобретенного в Эстонии, и никаким иным государством не выплачивается пенсия за указанный стаж. Т.е. Эстония учитывает стаж СССР при наличии 2 условий – 15-летнего стажа на территории Эстонии и если ни одно государство за этот стаж не платит. Россия учитывает стаж СССР как свой без каких бы то ни было условий (ст. 30 ЗТП).

Со вступлением же Договора в силу возникает странная ситуация. Например, живущий в Эстонии пенсионер имеет один год российского стажа, 15 лет эстонского и 25 лет казахского. Так как у него есть и российский, и эстонский стаж, то он субъект Договора и пенсия ему назначается, исходя из его положений. В итоге ему Эстония платит за 15 лет, Россия за один год, казахский же стаж, видимо, полностью пропадает. Впрочем, необходимо дождаться правоприменительной практики. Причем, если бы его не угораздило иметь российский стаж, а у него был бы только эстонский и казахский, то он тогда уже не субъект Договора и в любом случае имеет право на полноценную эстонскую пенсию с учетом всего казахского стажа.

Как подобные вопросы будут решаться в России, также не понятно, ведь помимо Договора с Эстонией Россия еще является страной-участницей Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., по которому она обязана учитывать стаж союзных республик при начислении пенсии. Таким образом, возникает правовая коллизия, когда два правовых акта одинаковой юридической силы противоречат друг другу.

Ст. 7 Договора устанавливает, что если даже при суммировании стажей обоих государств не получается необходимый для назначения пенсии минимум, то в этом случае можно также учесть стаж третьих стран, с которыми у обоих сторон есть соответствующие договоры. Какие это именно государства, сейчас выясняется. Но уже можно сказать, что страны СНГ из этого списка выпадают, так как с ними у России пенсионное соглашение, основанное на территориальном принципе, а не субсидиарном. Остаются только Балтийские республики.

Согласно ст. 8 Договора для уточнения нюансов, связанных с его применением, между министерствами будет заключено отдельное соглашение, в котором будут урегулированы все вопросы.

Ст. 10 Договора предусматривает, что заявления о назначении и пересчете пенсий можно будет подавать по месту жительства. Т.е. если у живущего в Эстонии человека возникает право на российскую пенсию, то он обращается за ее назначением не в Российский Пенсионный фонд, а в местный эстонский Пенсионный департамент. Это, безусловно, упрощает процедуру оформления пенсии и это можно назвать одним из преимуществ Договора.

Ст. 11 Договора налагает ограничение на конвертацию инвалидности (потери трудоспособности). Точнее, даже исключает ее. Для установления российской инвалидности необходимо пройти соответствующее освидетельствование в России. Но при этом Россия будет акцептировать эстонские медицинские справки.

Переходные положения и вступление в силу

Ст. 13 Договора «Переходные положения» является ключевой.

Во-первых, она признает недействительными ныне действующее пенсионное соглашение, что вполне естественно.

Во-вторых, она признает недействительным положение Соглашения о военных пенсионерах, которым налагается ограничение на получение российскими военными пенсионерами эстонской гражданской пенсии. И вот это и есть главное, если не единственное достижение нового Договора. Эти люди, старые и больные, получают сейчас пенсии, которые по данным Социального отдела при посольстве Российской Федерации на 15-20% ниже, чем средняя эстонская гражданская пенсия.

В-третьих, пенсии, назначенные до вступления в силу Договора, могут быть пересмотрены только по желанию пенсионера и только если они изменятся в сторону увеличения. Это, пожалуй, второе по важности положение Договора, так оно, по крайней мере, позволяет сохранить в прежнем виде эстонские пенсии с учетом советского и российского стажа тем пенсионерам, кто успел выйти на пенсию до вступления Договора в силу.

В-четвертых, тем, кому назначена пенсия на основании ныне действующего Соглашения при переезде в Россию (или Эстонию), пенсия будет пересмотрена без согласия пенсионера.

В-пятых, пенсии на основании этого Договора назначаются со дня подачи заявления. Пересчет же пенсий осуществляется в первый день следующего месяца после подачи заявления.

Вступление в силу, изменение и прекращение Договора

Ст. 14 Договора устанавливает, что он вступает в силу на 30-й день с даты обмена ратификационными грамотами.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Договора, изменения в него производятся путем подписания Договаривающимися Сторонами соответствующих протоколов.

Прекращение договора осуществляется путём подачи письменного уведомления об этом по дипломатическим каналам. Действие Договора при этом прекращается по истечении 6 месяцев с даты получения такого уведомления (ч. 1 ст. 14). При этом важно, что в случае прекращения действия настоящего Договора выплата пенсий, назначенных в соответствии с его положениями, продолжается.

Общие выводы и рекомендации

Исходя из вышеизложенного, можно смело заявить, что к очевидным плюсам нового Договора относятся:

  1. Российские военные пенсионеры получат на равных основаниях с пенсионерами других стран возможность получать две пенсии - российскую военную пенсию от России за военный стаж и эстонскую гражданскую пенсию за гражданский стаж.
  2. Пенсионные права, реализованные до вступления Договора в силу, будут сохранены.
  3. Служба в Советской Армии для гражданских пенсионеров будет учтена при начислении гражданской российской пенсии.
При этом очевидные минусы Договора:

  1. При назначении пенсий по Договору не будет учитываться стаж союзных республик (кроме РСФСР и ЭССР).
  2. Лица, которые выйдут на пенсию после вступления Договора в силу, будут получать пенсию за российский стаж от России и он будет исключён из эстонского пенсионного стажа. Можно предположить, что в денежном выражении это им будет не выгодно.
  3. Исключается получение пенсий разного вида, как, например, пенсии по потере кормильца от России и пенсия по старости от Эстонии.
  4. При переезде в Россию пенсионеры будут терять свои права, реализованные в рамках ныне действующего Соглашения.
В качестве общей рекомендации пенсионерам (настоящим и будущим) можно посоветовать реализовать свои пенсионные права, как например, право на российскую пенсию для российских граждан, до вступления Договора в силу. В этом случае они сохранятся и после вступления Договора в силу. Российскую пенсию российские граждане смогут оформлять уже с 17 октября этого года (если к тому времени не вступит в силу Договор). Но при этом надо иметь в виду, что одновременное получение пенсий от Эстонии и России (после окончания ныне действующего Соглашения и до вступления в силу нового Договора) чревато тем, что эстонские пенсионные департаменты могут вычесть из стажа эстонской пенсии советский стаж до 1 января 1991 года, если узнают, что за него платит Россия, и истребовать незаконно полученные деньги в период одновременного получения эстонской и российской пенсии.

На «горячую линию», (8 495.987 09 19), Главного управления Пенсионного фонда №5 , обслуживающего жителей, проживающих на территории САО г. Москвы и подмосковных городов Химки и Долгопрудный, в последнее время поступает много вопросов о праве на пенсию бывших граждан СНГ, живущих в России. На этот непростой вопрос отвечает начальник ГУ ПФР №5 Александр Акименко.



Он сообщил, что механизм пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, подробно прописан в соответствующих международных договорах:

- Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/sng.doc ;

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/moldova.doc ;

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/gruzia.doc ;

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/litva.doc ;

- Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/belarus.doc ;

- Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/latviya.doc ;

- Договор между Российской Федерации и Эстонской Республикой в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/dogrosest.pdf.



При этом он особо отметил, что для применения международных соглашений необходимым условием для назначения пенсии на территории РФ является постоянное проживание на территории России, которое подтверждается:

- паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе с отметкой о регистрации по месту жительства

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

- паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства; свидетельством о регистрации по месту пребывания;

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

- видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе и с отметкой о регистрации по месту жительства

Александр Акименко, также разъяснил и какие периоды работы или иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дают право на страховую пенсию по старости.

- Страховой стаж засчитывается, прежде всего, гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, -говорит Александр Акименко.- Учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Он также пояснил права граждан прибывшим из разных стран СНГ, при этом, трудовой стаж, заработанный в той или иной стране имеет свою специфику. Так, к примеру, гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Гражданам, прибывшим из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

07.2011 ущемляет мои права при начислении мне пенсии по возрасту. Мне 55 года. С 1976 по 1992 год я работала в Эстонской ССР. С 1992 по настоящее время я работаю в России. Для начисления пенсии мой стаж работы в ЭССР не учитывается, согласно этого договора Мною получен ответ из ПФ РФ: 07.2011 (далее – Договор) основан на пропорциональном принципе и распространяется на трудовые пенсии по старости, по инвалидности по случаю потери кормильца, социальные пенсии. При назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. При этом под «пенсионным стажем» в Российской Федерации понимается период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертации пенсионных прав по законодательству Российской Федерации. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР (до 1.01.1991 года), кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии. В связи с тем, что период Вашего пенсионного стажа до 1991 года приобретен на территории бывшего СССР, он не может быть учтен при определении права на пенсию по законодательству Российской Федерации, но может быть учтен в пенсионный стаж при определении права на пенсию в соответствии с законодательством Эстонской Республики. Я считаю, что этот договор нарушает мои конституционные права. Хочу обратиться в КС РФ.Спасибо за ответ. Буду ждать.



Если предприятие перечисляет за Вас страховые взносы в Пенсионный фонд - то входит.

Обратитесь в свое управление Пенсионного фонда, имея при себе паспорт и страховое свидетельство, и сможете получить выписку из индивидуального лицевого счета, в которой Вы увидите, перечисляют за вас или нет.


13 мая мне исполнилось 60 лет. Страховой стаж для начисления пенсии в пенсионном фонде мне насчитали по 31 декабря 2001 года - 36 лет. В период с 13 октября 2006 года по 10 мая 2008 года я состоял на учёте в службе занятости и получал пособие по безработице. За этот период от суммы пособия никаких страховых отчислений в пенсионный фонд на мой лицевой счёт не производилось.

В Федеральном Законе о трудовых пенсиях № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. в ред. ФЗ с 2002 по 2008 год (статья 11. п.1; 4)) сказано, что период получения пособия по безработице должен засчитываться в страховой стаж. То же самое отмечается и в Постановлении Правительства от 08.08.2003 № 475. Никаких временных ограничений в Законе не указано.

Инспектор в пенсионном фонде отказалась включить этот период в мой страховой стаж для начисления пенсии.

Права ли она? Или всё же мой страховой стаж для начисления пенсии должен составлять не 36, а - 37 лет?

С уважением Владимир Кириллович Шмелёв, 17 мая 2008 год,

г.Екатеринбург, тел 268-52-02, эл. адрес Kiev@planet-a.ru

P.S. Думаю, что вопрос для юриста не должен составлять труда, однако ответа не получил, хотя задавал 2 раза.


Владимир! Даю ответ на вопрос, который вы задавали два раза. Получите письменный отказ из ПФ и обжалуйте его в суд, Вам суд ответит на вопрос:"Права ли она "?,При этом этот ответ будет иметь юридические значение, в отличие от просто ответа виртуального юриста. Удачи.


Нашему сотруднику 56 лет. льготный стаж 10 лет,6 месяцев. В каком возрасти ему можно обратиться в ПФ для начисления пенсии?


Зависит от основания досрочной пенсии. Смотрите ст. 27, 28 закона о трудовых пенсиях.


Из 5 лет стажа для начисления пенсии хотят убрать года отпуск по уходу за ребенком. Имеют ли в пенсионном такое право?


Татьяна. Нет это не законно. А в какой период времени были эти отпуска? Получив отказ - можете его обжаловать.


Для начисления пенсии ПФ взял три года стажа. Правомерно ли? Тем более не те года, которые выбрала я.


ПФ берет года, указанные Вами в заявлении. При этом Вы можете указать либо два года - с 01.01.2000 г. по 31.12.2001 г., либо любые пять лет подряд до января 2002 г.


Я мужчина 1965 года рождения. Какой стаж нужен для начисления пенсии по достижению пенсионного возраста?


Еще год назад мужчинам нужно было 25 лет страхового стажа.

Статья 13. Порядок исчисления страхового стажа

1. Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

2. В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.

3. При исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

4. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.

5. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами из числа космонавтов, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в страховой стаж не включаются периоды работы (службы) и (или) иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Федеральным законом, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

6. При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

7. Лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторам произведений, получавшим в соответствующем календарном году выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, если общая сумма уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений, полученных по указанным договорам, в течение данного календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в страховой стаж засчитывается период, равный полному календарному году (с 1 января по 31 декабря), в котором уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам. В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года за указанных лиц составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, в страховой стаж засчитывается период (в месяцах) продолжительностью, исчисленной пропорционально уплаченным страховым взносам, но не менее одного календарного месяца (30 дней). Период, засчитываемый в страховой стаж в связи с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам, при наличии в соответствующем календарном году периодов работы и (или) иной деятельности, иных периодов учитывается таким образом, чтобы страховой стаж за соответствующий календарный год не превышал одного года (12 месяцев).

8. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Ст. 13, Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О страховых пенсиях"

Подписание в Санкт-Петербурге на декабрьском саммите ЕАЭС Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза означает, что после его ратификации трудящиеся будут иметь возможность получать заработанные на территории государств — членов ЕАЭС пенсии независимо от того, какое из этих государств изберут для проживания в пенсионный период.


Принцип пропорциональности

Теперь, как поясняется в официальном сообщении ЕЭК, трудящиеся смогут получать пенсию не только за периоды работы у себя на родине, но и за периоды работы в других государствах ЕАЭС. При этом перечень документов для назначения и выплаты пенсии будет отдельно регулироваться в каждом государстве — члене ЕАЭС национальным законодательством. «Соглашением определены виды пенсий, на которые оно будет распространяться, а также виды пенсий, которые будут экспортироваться. До сих пор из-за различий в пенсионных системах стран Евразийского экономического союза пенсионные права трудовых мигрантов формировались не во всех странах. Там же, где такая практика существовала, трудящиеся при возвращении на родину не могли их реализовать», — резюмируется в сообщении.

Подписанное Соглашение предполагает, что трудящийся (член семьи) имеет право обратиться за назначением и выплатой пенсии в компетентный орган государства проживания и (или) в компетентный орган государства трудоустройства: «Дата подачи заявления и других документов в целях пенсионного обеспечения в компетентный орган одного государства-члена считается датой их подачи в компетентный орган другого государства-члена», — отмечается в Соглашении.

Как пояснило Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь в своем комментарии по поводу произошедшего события, «каждое государство — участник Соглашения будет назначать и выплачивать пенсию за стаж на его территории, сформированный после вступления в силу Соглашения. Для определения права на пенсию предусматривается возможность суммирования стажа за периоды трудовой деятельности на территории ЕАЭС. Выплата назначенной пенсии будет осуществляться по выбору трудящегося: в государстве проживания либо государстве, назначившем пенсию».

В настоящее время идут согласование порядка взаимодействия между компетентными органами государств-членов ЕАЭС по применению норм Соглашения и утверждение документов (формуляров), которыми будут обмениваться эти органы. Соглашение основано на принципе пропорциональности. Это означает, что, как отмечается в майском 2018 года комментарии Минтруда Беларуси, государства принимают на себя ответственность по финансированию будущих пенсий трудящимся-мигрантам за периоды работы на своей территории, как если бы эти граждане проживали в стране трудоустройства. Причем в период работы взносы уплачиваются в пенсионный фонд государства трудоустройства.

«Евразийский» стаж

Далее в комментарии поясняется, что при возвращении мигрантов на родину расходы на пенсии за «зарубежный» стаж остаются за странами, в которых велась трудовая деятельность (с уплатой пенсионных взносов), и не возлагаются на страну проживания пенсионера. В то же время трудящимся предоставляется право на получение пенсионных выплат от каждого из государств, на экономику которых они работали. То есть после ратификации Соглашения Республика Беларусь будет платить пенсии за периоды работы на своей территории.

Кроме того, уточняется, что пенсии за стаж работы в государствах — членах ЕАЭС будут выплачиваться из пенсионных фондов этих государств. При этом каждой страной — участницей Договора ЕАЭС будут обеспечены учет трудового стажа на своей территории и выплата заработанной части пенсии (в размере, предусмотренном национальным законодательством государства, где проходила работа).

Данный механизм апробирован двенадцатилетней практикой совместного пенсионирования согласно Договору между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения, который вступил в силу 29 марта 2007 года. Как в Союзном государстве, так и в ЕАЭС легальная миграция способствует формированию общего рынка труда, является драйвером интеграции.

Соглашение «состыковало» пенсионные законодательства всех пяти государств —членов ЕАЭС. Так, в Республике Беларусь оно распространяется на трудовые пенсии: по возрасту; за выслугу лет (кроме пенсий военнослужащих, приравненных к ним лиц, членов их семей и государственных служащих); по инвалидности; по случаю потери кормильца. А, к примеру, в Казахстане — на пенсионные выплаты из единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) за счет сформированных пенсионных взносов, и, кроме того, касается правоотношений по уплате пенсионных взносов в ЕНПФ и на пенсионные выплаты из ЕНПФ при достижении пенсионного возраста, установлении инвалидности 1-й, 2-й групп бессрочно, единовременные выплаты наследникам.

Определены по Соглашению пенсионные взносы в Республике Армения — это налоги и (или) иные взносы, дающие право на пенсию; в Республике Беларусь — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; в Республике Казахстан — пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд; в Кыргызской Республике — страховые взносы в Пенсионный фонд и Государственный накопительный пенсионный фонд; в Российской Федерации — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.


Равенство территорий

Исходя из статьи 4 Соглашения, равенство территории и экспорт пенсии предполагают, что «пенсии выплачиваются компетентными органами, в том числе в случае проживания трудящегося (члена семьи) на территории другого государства-члена. Трудящийся (член семьи) имеет право на получение пенсии на территории государства проживания либо государства-члена, назначившего пенсию».

В этой статье также указано, что размеры пенсий не могут быть уменьшены, их выплата не может быть приостановлена или прекращена на основании местожительства трудящегося (члена семьи) на территории другого государства-члена, если иное не установлено Соглашением. Исключение могут составлять лишь выплаты (доплаты), которые в соответствии с законодательством государства-члена устанавливаются с учетом местожительства трудящегося (члена семьи) на территории этого государства-члена.

В формулировке 6-й статьи Соглашения, пожалуй, наиболее лаконично отражается его основная направленность: «Назначение и выплата пенсии в соответствии с законодательством одного государства-члена не влияют на право трудящегося (члена семьи) на одновременное назначение и выплату пенсии этого и (или) другого вида согласно законодательству другого государства-члена».

Как это должно быть реализовано, на примере Казахстана поясняется в комментарии АО «ЕНПФ»: «Если гражданин Российской Федерации, Армении, Кыргызстана, Беларуси после вступления в силу Соглашения будет работать в Казахстане по трудовому или гражданско-правовому договору, то он будет участвовать в накопительной пенсионной системе путем ежемесячного перечисления пенсионных взносов в ЕНПФ в порядке и на условиях, которые установлены национальным пенсионным законодательством Республики Казахстан. При этом право на их получение возникнет по достижении пенсионного возраста по законодательству Республики Казахстан или при установлении инвалидности 1-й, 2-й групп бессрочно, также по законодательству Республики Казахстан».

С другой стороны, если гражданин Казахстана приобретет стаж работы на территории страны — члена ЕАЭС после вступления в силу Соглашения, то при возникновении права на пенсию по условиям пенсионного законодательства страны трудоустройства государство, в котором трудился мигрант, назначит пенсию за отработанный трудовой стаж именно в этой стране, отмечается в комментарии.

Немаловажное уточнение содержится в статье 7: «Право на пенсию, за исключением накопительной пенсии, а также трудовых (страховых) пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, в соответствии с Соглашением возникает при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы, приобретенного на территории государства-члена, согласно законодательству которого трудящийся (член семьи) претендует на назначение пенсии».

Подписанное Соглашение — еще один шаг к обеспечению свободы перемещения трудовых ресурсов, являющейся одной из основополагающих в евразийском интеграционном объединении.

Николай ЛЕВЧУК, кандидат политических наук

Читайте также: