Дополнительное пенсионное страхование сотрудников организацией


  1. Дополнительный страховой взнос на накопительную пенсию (далее – ДСВ) – индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом № 56-ФЗ.

В соответствии с законодательством работник может уплачивать ДСВ на накопительную пенсию самостоятельно либо доверить их уплату своему работодателю, путем удержания из зарплаты. Для этого работник представляет в бухгалтерию работодателя заявление, в котором указывает размер ДСВ в твердой денежной сумме или в процентах от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, который нужно у него удерживать ежемесячно из зарплаты. Указанные заявления хранятся в бухгалтерии. Если работник желает прекратить выплату или изменить размер уплачиваемой им суммы ДСВ, он вновь представляет в бухгалтерию заявление. Работодатель, получивший заявление от работника об уплате ДСВ, осуществляет исчисление, удержание и перечисление ДСВ, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи такого заявления. Также с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи работником заявления о прекращении либо возобновлении уплаты ДСВ, работодатель соответственно прекращает либо возобновляет исчисление, удержание и перечисление ДСВ.

  1. Взнос работодателя – это средства работодателя, уплачиваемые им в пользу застрахованного лица на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом № 56-ФЗ.

Взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованных лиц, включаются в состав средств пенсионных накоплений застрахованных лиц и отражаются на специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, точно также как и ДСВ, которые самостоятельно уплачивают застрахованные лица,( в том числе участники Программы государственного софинансирования) и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, а также результаты от их инвестирования.

Работодатель может принять решение отчислять дополнительные взносы из своих средств в пользу работников, уплачивающих ДСВ (взносы работодателя), тем самым повышая уровень будущего пенсионного обеспечения работников. Такое решение работодатель оформляет отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор.

В случае прекращения трудовых правоотношений и (или) правоотношений по соответствующим гражданско-правовым договорам с застрахованным лицом уплата взносов работодателя в пользу данного работника прекращается со дня прекращения указанных правоотношений.

ВАЖНО! Взносы работодателя, включенные в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц, в пользу которых уплачены такие взносы, не участвуют в Программе государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений (не софинансируются государством)!

Сегодня взносы работодателя, направленные на увеличение пенсионного капитала своих работников, для многих предприятий и компаний стали частью соцпакета, и служат дополнительной мотивацией.

Вместе с тем уплата взносов работодателя в пользу работников и самому работодателю дает ряд дополнительных преимуществ:

    он освобождается от уплаты страховых взносов в размере уплаченного им взноса, но не более 12 000 рублей в год на одного работника;

суммы взносов работодателя включаются в состав расходов работодателя на оплату труда, учитываемых при налогообложении прибыли.

ВАЖНО! Работодатели должны перечислять в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации отдельными платежами и оформлять отдельные платежные поручения в отношении:

    взносов работодателя (уплачиваемых из средств работодателя) в пользу застрахованных лиц, уплачивающих ДСВ, при этом необходимо указывать код бюджетной классификации 392 1 02 02041 06 1200 160;

ДСВ (согласно представленному работником в бухгалтерию работодателя заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты ДСВ), при этом необходимо указывать код бюджетной классификации 392 1 02 02041 06 1100 160.

Информация в реквизитах платежных поручений заполняется в соответствии с Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

Узнать реквизиты и сформировать квитанцию на уплату страховых взносов можно на нашем электронном сервисе.

Уровень финансового благосостояния отечественных пенсионеров оставляет желать лучшего. В том числе именно поэтому государство законодательно предусмотрело дополнительные инструменты накопления гражданами их будущего ежемесячного дохода.

Одним из них и стало добровольное страхование в системе пенсионного обеспечения РФ. Рассмотрим, что же это такое, чем оно отличается от страхования, являющегося обязанностью граждан и их работодателей, и каким образом реализуется на практике.

Бесплатно по России

Что такое добровольное пенсионное страхование

Понятие добровольного пенсионного страхования не раскрывается действующим законодательством. Лишь в некоторых нормативных документах (например, Налоговом кодексе) фигурирует термин негосударственное пенсионное обеспечение (далее также НПО), что на практике является синонимичным понятием.

Простыми словами, под ним понимается вступление в добровольные договорные отношения с негосударственным пенсионным фондом по формированию дополнительной к государственной пенсии. После заключения такого договора у гражданина или его работодателя появляется обязанность в течение определенного периода времени вносить платежи в размере, установленным договором.

Все перечисленные в добровольном порядке средств в дальнейшем будут формировать дополнительную пенсию. Также указанные финансы могут быть перемещены из одной управляющей организации в другую либо получены гражданином или его наследниками.


Кроме НПФ программы добровольного пенсионного страхования предлагаются и страховыми компаниями. В этом случае заключается договор страхования, а застрахованное лицо или страхователь вносит периодические платежи в счет будущей пенсии.

Разница между добровольным и обязательным

Основные различия двух этих видов страхования заложены в самом их наименовании. Обязательное подразумевает обязанность гражданина или его работодателя осуществлять взносы в ПФР на будущее государственное пособие пожилого гражданина. Решение о добровольном страховании принимается самим лицом или его работодателем, государство оставляет возможность использования данного инструмента на усмотрение самих этих лиц.

В рамках НПО лицо, вступающее в договорные отношения с фондом, имеет возможность по своему усмотрению определить:

  • размер платежей;
  • длительность их перечисления;
  • периодичность внесения;
  • схему формирования (правила наследования, период начала выплат и т.п.).

Правила НПО устанавливаются управляющими компаниями самостоятельно, но должны подчиняться Типовым страховым правилам, утвержденным Центробанком. Указанные правила НПФ регистрируются в Банке России, а при внесении в них изменений регистрации подлежат и они.

Роль государства в формировании НПО заключается в установлении общих законодательных норм и регулировании деятельности НПФ. Непосредственного участия в формировании негосударственных пенсий власти не принимают, поскольку оно является лишь дополнительным к обязательному страхованию.

Цели и функции добровольного страхования

Основная цель добровольного пенсионного страхования заключается в формировании дополнительного дохода после прекращения гражданином трудовой деятельности в силу возраста. НПО позволяет иметь дополнительный источник ежемесячного дохода наряду с государственным обеспечением. Также этот инструмент позволяет обеспечить гражданину более достойное финансовое состояние в старости.

В качестве одной из функций НПО также можно привести инвестирование средств, т.е. их вложение с целью получения прибыли. Так, некоторые программы НПО подразумевают не только возможность перевода накопленных таким образом средств в другие фонды, но и получение их в дальнейшее личное распоряжение. При грамотном выборе фонда у его вкладчиков имеется возможность накопить определенную сумму, а также приумножить ее в случае финансово грамотной деятельности НПФ.

Рассматриваемый вид страхования также позволяет реализовать возможность граждан, которые трудятся на вредных или опасных работах, выйти на пенсию ранее установленного законом срока. Досрочное НПО позволяет гражданам получать гарантированный ежемесячный доход до наступления права на выплаты со стороны государства, прекратив при этом свою трудовую деятельность.

Еще одна функция – предоставление дополнительных социальных гарантий работникам со стороны работодателя. Так, коллективным договором между организацией и ее сотрудниками может быть предусмотрена обязанность работодателя дополнительно застраховать сотрудников в рамках НПО. Таким образом, работодатель может заинтересовать граждан во вступлении с ним в трудовые отношения, а работник – получить дополнительные гарантии.

Субъекты добровольного страхования

В рамках договора НПО в отношения вступает несколько категорий лиц, т.е. субъектов этих правоотношений:

  1. Негосударственный пенсионный фонд – организация, которая оказывает рассматриваемую услугу, принимая взносы, инвестируя их в различные проекты и сферы, и выплачивая негосударственные пенсии действующим пенсионерам или иным лицам, имеющим на это право в соответствии с условиями договора.
  2. Вкладчики – лица, осуществляющие внесением регулярных платежей в счет формирования НПО. В качестве этих лиц могут выступать сами граждане, а также их работодатели. Категория последнего не имеет значения, в этом качестве могут выступать как организации, так и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Эти лица всегда выступают второй стороной договора НПО.
  3. Участники – те граждане, в интересах которых осуществляются взносы в рамках НПО, т.е. по сути, будущие получатели выплат негосударственной пенсии. В случае внесения взносов гражданином от своего имени и в своих интересах, он одновременно будет являться и участником и вкладчиком.

В качестве самостоятельных субъектов правоотношений по НПО могут выступать управляющие компании, осуществляющие непосредственное инвестирование накапливаемых средств.


Тонкости договора о ДС

Содержание договора рассматриваемого вида ДС устанавливается каждым фондом самостоятельно с учетом норм законодательства. С формой такого документа предварительно до его заключения или визита в офис компании всегда можно ознакомиться на официальном сайте того или иного НПФ.

При этом типовая форма этого документа в ближайшем будущем планируется утвердить Указанием Центробанка, в настоящее время рассматривается и обсуждается его проект.

Итак, на что стоит обратить особое внимание в договоре о ДС:

  1. Выбранная пенсионная схема. Каждый НПФ предлагает различные схемы формирования и выплаты негосударственной пенсии в части порядка внесения взносов, получения сумм накопления участником или его правопреемником, времени назначения НПО. В самом тексте договора, как правило, лишь указывается номер такой схемы, расшифровка же ее приведена в Правилах конкретного фонда.
  2. Основания возникновения права на получение ежемесячных выплат в рамках НПО.
  3. Правила внесения взносов (их размер, периодичность, протяженность времени внесения).
  4. Период действия договора.

Рассматриваемый договор касается очень важной сферы, поэтому подлежит тщательному изучению целиком. Это касается не только озвученных моментов, но и всех остальных разделов, будь то права и обязанности сторон, их ответственность, тонкости правопреемства и др.

Программы ДС у НПФ

Каждый НПФ помимо обязательного страхования предлагает программы НПО. Причем принимать участие в такой программе можно также по различным схемам, утверждаемым внутренними правилами фонда. В каждом из них перечень различен. ГАЗФОНД, например, предлагает 7 возможных схем участия, в НПФ «Транснефть» таковых схем уже 10.

В каждом случае они подлежат индивидуальному изучению в зависимости от конкретной ситуации, целях вкладчиков и участников.

Различия этих схем заключается в следующих критериях:

  • длительность осуществления пенсионных выплат;
  • время наступления права участника на получение ежемесячного дохода в рамках НПО;
  • уровень участия в программе работодателя и сотрудника;
  • размеры взносов, длительность и периодичность их внесения.

Полный перечень программ и схем конкретного фонда должен быть приведен в его пенсионных правилах, утверждаемых Советом директоров. Любому гражданину должен быть предоставлен свободный доступ для ознакомления с ними.

В заключение отметим, что добровольное страхование в рамках НПО позволяет гражданам самостоятельно сформировать дополнительный источник дохода в пожилом возрасте. ДС служит не только увеличению будущего дохода пенсионера, но может рассматриваться как инвестиция или дополнительная гарантия работнику со стороны работодателя. При заключении договора необходимо ответственно выбрать схему формирования и выплаты НПО.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:


Система корпоративного пенсионного обеспечения зародилась в постсоветской России в начале 1990-х годов (Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1077 "О негосударственных пенсионных фондах"). Подавляющее большинство крупных НПФ России начинали свою деятельность именно как корпоративные пенсионные фонды, созданные на предприятиях нефтегазового сектора, энергетики, транспорта. Первоначально они обеспечивали пенсионные накопления сугубо для своих работников. Однако с течением времени первопроходцы на формирующемся рынке негосударственного пенсионного обеспечения окрепли и стали открытыми НПФ. Иными словами, пройдя определенный набор процедур, они получили право привлекать накопительную часть пенсии граждан, не работающих в компаниях – учредителях фондов.

Западные страны имеют более богатый опыт организации системы корпоративного пенсионного обеспечения. Граждане США, Великобритании, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Японии и Австралии, с одной стороны, имеют высокий уровень дохода, а с другой – размер их государственной пенсии относительно невелик. Основной доход после выхода на заслуженный отдых у жителей этих стран формируется за счет корпоративных пенсий и частных накоплений.

Законодательство многих западных государств обязывает работодателей внедрять систему корпоративного пенсионного обеспечения. По данным отчета Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Pensions at a Glance 2011: Retirement-income Systems in OECD and G20 Countries за 2011 год, большинство стран-членов этой международной организации включают в состав пенсионной системы форму корпоративных пенсий. В Швейцарии, Финляндии, Норвегии и Исландии профессиональными пенсиями обеспечиваются 70–80% трудоспособного населения.

Корпоративные пенсии в странах ОЭСР зачастую выстраиваются через отраслевые или общенациональные коллективные договоры: работодатели устанавливают схемы страхования (своеобразные правила игры), к которым присоединяются работники различных отраслей. Однако не все секторы экономики охвачены такими схемами.

На Западе существует также практика добровольных корпоративных пенсий, в рамках которой работник и работодатель договариваются об открытии пенсионного счета для работника и оговаривают сумму взносов, время действия счета и прочие условия корпоративного пенсионного страхования.

Перспективы корпоративных пенсий в России

Наша страна также заинтересована в развитии корпоративного пенсионного обеспечения. Очередной виток пенсионной реформы свидетельствует о том, что назрела необходимость менять подходы к формированию пенсионного обеспечения граждан. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации предполагает, что к 2020 году будет сформирована трехуровневая модель пенсионной системы, включающая следующие элементы:

  • частная пенсия – формируется гражданином путем взносов в НПФ, страховую компанию или кредитную организацию (коэффициент замещения зарплаты этим видом пенсии должен составлять 5%);
  • корпоративная пенсия – формируется за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых на основании индивидуального трудового и/или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения (планируемый коэффициент замещения – 15%);
  • государственная пенсия – формируется за счет страховых взносов работодателей и работников, как в солидарную, так и в обязательную накопительную составляющую (должна обеспечивать коэффициент замещения не менее 40%).

Условия формирования корпоративной пенсии работодатель отражает в коллективном договоре либо локальном акте компании, а также в заключаемом с работником трудовом договоре (ст. 41, 57 ТК РФ).

Корпоративные пенсии: выгодно всем

Корпоративные пенсии несут в себе много плюсов не только для работников, которые завершили свою трудовую деятельность и получили прибавку к государственной пенсии, но и для работодателей. Так, корпоративное пенсионное обеспечение позволяет компаниям уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на всю сумму дополнительных пенсионных взносов, но не более чем на 12% от годового фонда оплаты труда (ст. 255 НК РФ). Кроме того, система корпоративных пенсий способствует ротации кадров – ведь сотрудники пенсионного возраста без опаски уходят на заслуженный отдых, зная о том, что им обеспечен достойный уровень пенсии. Тем самым освобождаются рабочие места для молодых и деятельных коллег, повышается лояльность и мотивированность персонала.

Не стоит забывать и о том, что наличие у организации системы корпоративного пенсионного обеспечения служит дополнительным конкурентным преимуществом, что позволяет привлекать наиболее ценных сотрудников с рынка труда. Особое значение корпоративное пенсионное страхование имеет для тех организаций, которые заинтересованы в привлечении западных инвестиций и стремятся выйти на международные рынки, провести процедуру IPO (то есть стать публичными компаниями, чьи акции котируются на биржах). Для осуществления этих задач необходимо повышение внутренней прозрачности и эффективности компании, а также позиционирование себя как социально ответственного работодателя.

Наличие системы корпоративного пенсионного обеспечения может быть также интересно компаниям с вредными условиями труда. Ожидается, что в 2015 году будет утверждена Концепция развития досрочного негосударственного пенсионного обеспечения 1 , которую разработала рабочая группа при Минтруде России с участием представителей Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов, общероссийских отраслевых объединений работодателей и крупнейших НПФ. Согласно этой Концепции работодатели не будут платить дополнительные тарифы "за вредность" в ПФР, а смогут направить сэкономленные средства на корпоративное пенсионное обеспечение.

Работодатель может самостоятельно выбрать одну из трех существующих сегодня корпоративных пенсионных схем (все они допустимы на основании положений Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"):

  • солидарная – корпоративная пенсия формируется исключительно за счет работодателя – пенсионные взносы аккумулируются на солидарном счете и облагаются налогом на прибыль. Данная схема предусматривает открытие вкладчику (предприятию) солидарного пенсионного счета. Взносы на него могут вноситься единовременно, ежемесячно, ежеквартально, один раз в полгода или один раз в год. Средства могут зачисляться в пользу одного или нескольких работников предприятия. При этом предприятие самостоятельно устанавливает следующие параметры: при солидарном счете – продолжительность и сроки выплат, при выделении из солидарного счета именного пенсионного счета – сумму пенсионных накоплений участника (работника);
  • индивидуальная – формирование корпоративной пенсии происходит также исключительно за счет работодателя, но солидарный счет не открывается, пенсионные взносы учитываются на индивидуальном счете работника и не облагаются налогом на прибыль;
  • паритетная – предусматривает долевое участие работника и работодателя в формировании корпоративной пенсии. Учет пенсионных взносов работодателя и работника ведется раздельно.

Среди этих программ корпоративного пенсионного обеспечения следует особо выделить паритетную схему, поскольку именно она может способствовать формированию в сознании работников потребности самостоятельно копить на пенсию. Учитывая некоторые результаты пенсионной реформы (в частности, повышение необходимого стажа для назначения трудовой пенсии с пяти лет до 15, прекращение программы государственного софинансирования пенсии и прочее), необходимость корпоративных программ очевидна.

Для работника корпоративное пенсионное обеспечение – это шанс на достойную жизнь в старости при минимуме вложений (или вообще без таковых в случае использования работодателем солидарной или индивидуальной схемы), а также возможность завещать свои пенсионные накопления по наследству (постановление Правительства РФ от 3 ноября 2007 г. № 741 "Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета").

Пять шагов к формированию системы корпоративной пенсии

Для организации системы корпоративного пенсионного обеспечения необходимо выполнить ряд действий.

Выбрать НПФ–партнера. Компании, принявшей решение о формировании системы корпоративных пенсий, следует привлечь партнера – НПФ. НПФ разработает индивидуальную, то есть максимально подходящую именно для данной компании корпоративную пенсионную программу или сразу несколько корпоративных пенсионных программ для разных групп работников.

Разработать совместно с НПФ критерии допуска работников к участию в корпоративных пенсионных программах. Такими критериями могут стать стаж работы в компании (например, не меньше трех лет), успешное прохождение испытательного срока, достижение определенного возраста и т. д.

Определить вестинг, то есть период времени, по истечении которого сотрудник может перевести свои корпоративные пенсионные накопления с солидарного счета на свой индивидуальный. При увольнении сотрудника из компании до истечения срока вестинга пенсионные взносы работодателя в пользу этого сотрудника остаются на солидарном счете компании. При увольнении сотрудника после истечения срока вестинга пенсионные взносы уже находятся на индивидуальном пенсионном счете в полном распоряжении сотрудника.

Определить основные условия корпоративной пенсионной программы. Перед тем как приступить к разработке корпоративной пенсионной программы, работодателю необходимо решить следующие вопросы:

  • нужны ли различные подпрограммы для разных категорий работников;
  • каким будет размер дополнительной пенсии и размер взносов по каждой программе, если их несколько;
  • какими будут условия получения корпоративной пенсии.

Для оптимизации затрат на внедрение корпоративного пенсионного обеспечения и разработки наиболее эффективной для предприятия системы необходимо учитывать следующие факторы:

  • численность работников. Если штат предприятия насчитывает несколько десятков тысяч человек, корпоративная пенсионная программа, скорее всего, будет существенно отличаться от программы предприятия с численностью до тысячи человек. В первом случае под действие программы могут попадать не все работники, во втором случае, скорее всего, разумнее будет включить в систему всех сотрудников;
  • возрастная структура работников. Если коллектив преимущественно молодой, есть смысл ввести ограничение на участие в корпоративной пенсионной программе в виде возрастного ценза – установить, что для участия в программе сотрудник должен достичь возраста, например, 30–40 лет;
  • отраслевые и региональные особенности. В регионах с тяжелыми климатическими условиями (Крайний Север и приравненные к нему местности) люди выходят на пенсию досрочно. Данный критерий необходимо учитывать для того, чтобы обеспечить достойной корпоративной пенсией ценных работников, имеющих право на досрочную пенсию;
  • уровень доходов населения в отрасли и регионе. Размер будущей корпоративной пенсии должен стремиться к максимально высокому коэффициенту замещения средней зарплаты по отрасли и учитывать при этом средний уровень зарплаты в регионе.

Разработать корпоративную пенсионную программу или программы, оптимальные для организации. Эта работа осуществляется совместно с НПФ и заключается в выборе схемы корпоративного пенсионного обеспечения (солидарная, индивидуальная, паритетная), подготовке локальных актов, регулирующих условия и порядок выплаты негосударственных пенсий, а также интеграции корпоративного пенсионного обеспечения в социальный пакет и систему оплаты труда.

Правильно разработать программу корпоративного пенсионного обеспечения и провести ее предварительный аудит может сделать только НПФ, давно работающий на рынке и прошедший путь от корпоративного (внутреннего, разработанного сугубо для своих работников) пенсионного фонда к открытому негосударственному пенсионному фонду.

На правах рекламы


Оксана Власьева, директор департамента по работе с корпоративными клиентами ОАО "НПФ электроэнергетики":

"Корпоративное пенсионное обеспечение – не только элемент социальной ответственности бизнеса, но и инструмент современного работодателя для мотивации и удержания персонала, дающий предприятию дополнительное конкурентное преимущество на рынке труда. На текущий момент специалистами нашего Фонда разработано порядка десяти пенсионных программ, которые можно по-разному комбинировать в зависимости от конкретных задач, стоящих перед компанией, – как для управления кадровым ресурсом предприятий, так и для оптимизации расходов. Реализация подобных программ позволяет руководству компаний успешно контролировать ротацию кадров, привлекать лучших специалистов на рынке, а также удерживать и мотивировать ключевых сотрудников. Но самое главное – это, конечно, социальная поддержка работников. Благодаря дополнительной пенсии работник вполне может обеспечить себе привычный уровень дохода на заслуженном отдыхе, что особенно важно в условиях новой пенсионной реформы ".


Александр Прокопенко, вице-президент НПФ "Европейский пенсионный фонд" (ЗАО):

"Для государства развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) – одна из приоритетных задач в сфере пенсионного страхования. Она закреплена в Стратегии развития пенсионной системы РФ до 2030 года. Сегодня есть ряд успешных проектов по внедрению корпоративных программ НПО. Но не все предприятия – в особенности средний и малый бизнес – знают о тех преимуществах, которые такие программы могут принести. Это лояльность сотрудников, эффективная система управления персоналом, которая гарантирует стабильность в будущем. И к тому же – налоговые льготы. Нужна популяризация корпоративных систем, распространение успешного опыта по всем регионам страны ".

Понятие и цели дополнительного пенсионного страхования

Пенсионная реформа, проведенная в 2001г., не привела к существенному повышению пенсий и улучшению благосостояния пенсионеров. Средний уровень трудовых пенсий ненамного превышает величину прожиточного минимума в целом по России. Индексация не соответствует уровню инфляции. По расчетам специалистов, существует устойчивая тенденция к дальнейшему снижению уровня трудовых пенсий.

В целях стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан государство создает механизм уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и обеспечивает поддержку формирования пенсионных накоплений. Основа правового регулирования дополнительного пенсионного страхования заложена Федеральным законом от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Государственная поддержка заключается в уплате дополнительных взносов на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния, образованного в составе федерального бюджета. Взносы перечисляются в бюджет ПФР в пользу застрахованного лица, вносящего в добровольном порядке дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Работодатель также может платить добровольные взносы на счет застрахованного лица.

Реализация права на дополнительное пенсионное страхование

Реализовать право на НЧ трудовой пенсии с учетом дополнительных взносов можно будет с 1 января 2009 года.

Дополнительное пенсионное страхование осуществляется на основании заявления застрахованного лица, которое может подаваться в территориальный орган ПФР лично гражданином по месту жительства или через работодателя.

Заявление также может быть подано иным способом, при этом установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются в соответствии с п.4 ст.32 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

В заявлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, страховой номер индивидуального лицевого счета, место жительства. Форма заявления и инструкция по его заполнению утверждены ПФР.

Работодатель обязан в течение трех рабочих дней передать полученные заявления в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователя. Если среднесписочная численность работников превышает 100 человек, то работодатели представляют полученные заявления в территориальный орган ПФР в электронной форме, который должен рассмотреть их не позднее 10 рабочих дней и известить гражданина о принятом решении.

При отсутствии у гражданина индивидуального лицевого счета одновременно с подачей заявления представляются сведения, необходимые для регистрации в качестве застрахованного лица. Персональные данные застрахованных лиц, связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, являются государственным информационным ресурсом, а ПФР выполняет функции его оператора.

Финансирование дополнительных пенсионных накоплений

Застрахованный гражданин самостоятельно определяет размер дополнительного страхового взноса на НЧ трудовой пенсии. В заявлении об уплате дополнительных взносов, подаваемом работодателю, должен быть указан их размер в твердой сумме или в процентах. Застрахованный гражданин имеет право в любое время изменить их размер.

В случае увольнения работника или прекращения гражданско-правового договора о выполнении работ или оказания услуг перечисление взносов прекращается автоматически.

Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии включаются в состав пенсионных накоплений застрахованного лица.

При самостоятельной уплате дополнительных страховых взносов застрахованное лицо не позднее 20 дней со дня окончания квартала должно представлять в территориальный орган ПФР копии платежных документов с отметками кредитной организации.

Исчисление дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии производится работодателем ежемесячно отдельно в отношении каждого застрахованного лица. Изменение размеров взносов, прекращение либо возобновление их уплаты производится по заявлению застрахованного лица с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Работодатель имеет право производить уплату взносов на НЧ трудовой пенсии сверх дополнительных взносов работника. Соответствующее положение может включаться в коллективный или трудовой договор. Размер взносов работодателя рассчитывается ежемесячно в отношении каждого работника, в пользу которого они уплачиваются.

Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии и взносы работодателя перечисляются в бюджет ПФР в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом от 15.12.2007 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии и взносы работодателя зачисляются на отдельные банковские счета ПФР.

Одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии работодатель формирует реестр застрахованных лиц (работников), в котором должны содержаться следующие сведения:

  • общая сумма перечисляемых средств, в том числе дополнительные страховые взносы работника и работодателя;
  • номер платежного поручения и дата его исполнения;
  • фамилия, имя, отчество и страховой номер ИЛС работника;
  • сумма дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии работника;
  • сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу работника.

Указанные сведения должны быть заверены кредитной организацией, через которую осуществлялось перечисление дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии.

Реестры застрахованных лиц представляются работодателем в территориальный орган ПФР не позднее 20 дней со дня окончания квартала, в течение которого производились перечисления. Форма реестра и порядок его представления утверждены ПФР.

Работодатель обязан информировать работника о произведенных в его пользу перечислениях.

Поступившие в ПФР суммы страховых взносов до их отражения в специальной части ИЛС застрахованного лица инвестируются в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Суммы страховых взносов, отраженные в специальной части ИЛС, передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам для инвестирования не позднее трех месяцев со дня получения территориальным органом ПФР реестров застрахованных лиц либо копий платежных документов за истекший квартал.

Застрахованные лица вправе выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию) либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд в соответствии с Федеральными законами от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Мужчины 1953-1966 года рождения и женщины 1957-1966 года рождения, в пользу которых страховые взносы на НЧ трудовой пенсии уплачивались с 2002 по 2004 год, также имеют право выбрать инвестиционного портфеля (управляющей компании) либо перевести средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

ПФР производит перевод средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд или управляющей компании не позднее трех месяцев со дня получения заявления застрахованного лица.

Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений

Право на получение государственной поддержки формирования пенсионных накоплений имеют застрахованные лица, вступившие в правоотношения по уплате дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии в период с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года.

Право на получение государственной поддержки приобретают застрахованные лица, которые уплатили в предыдущем календарном году дополнительные страховые взносы на НЧ трудовой пенсии в сумме не менее 2000 руб.

Размер взноса на софинансирование пенсионных накоплений определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может превышать 12000 руб. в год. Если застрахованное лицо достигло пенсионного возраста, но не обратилось за назначением ни одной из частей трудовой пенсии, то размер государственной поддержки определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов, внесенной застрахованным лицом за истекший календарный год и увеличенной в четыре раза, но не может превышать 48000 руб. в год.

Размер взноса на софинансирование пенсионных накоплений рассчитывается ПФР в отношении каждого застрахованного лица на основании данных индивидуального персонифицированного учета. Взносы на софинансирование включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц.

До 20 апреля года, следующего за годом уплаты дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии, ПФР направляет заявку о переводе из федерального бюджета необходимой суммы. Указанный перевод должен быть произведен в течение 10 дней со дня получения заявки.

Средства федерального бюджета, поступившие в бюджет ПФР, передаются управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам не позднее 15 мая года их получения.

Государственная поддержка осуществляется в течение 10 лет с года, следующего за годом начала уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на НЧ трудовой пенсии.

Система пенсионного обеспечения, реализуемая на негосударственном уровне, еще недостаточно развита в нашей стране. Об этом свидетельствует тот факт, что лишь 15% всех организаций подключены к программам страхования, основанным на корпоративном соглашении. В данной статье рассматривается понятие корпоративная пенсия — что это и каковы особенности ее получения и формирования на коллективном уровне.

Корпоративная пенсия представляет собой особую разновидность стандартного пенсионного обеспечения, основная база которого формируется на основании коллективных отчислений. Денежные средства выплачиваются при реализации официальных трудовых соглашений организации.

Система корпоративного пенсионного обеспечения, основанная на негосударственном уровне, впервые была основана на локальных предприятиях различного сектора. Подобные организации сформировали индивидуальные пенсионные накопления только для собственных сотрудников. Активно используя корпоративные пенсионные программы широкого уровня предприятия в скором времени преобразовались в систему доступных и открытых НПФ.

Как происходит оформление?

Стандартное оформление корпоративной пенсии происходит следующим образом:

· сотруднику организации, подключившей корпоративное соглашение, необходимо предоставить подписной лист, который заполняется по определённой форме;

· в бухгалтерию предприятия необходимо предоставить заранее оформленное заявление на перечисление средств;

· дополнительно потребуется написать заявление в установленной форме для осуществления налоговых вычетов.

Преимущества и недостатки оформления корпоративной пенсии

Установленные корпоративные программы имеют достаточно весомые плюсы как для сотрудников, так и для самих работодателей. Подобная система пенсионного страхования позволяет значительно снизить налоговые отчисления на общую прибыль предприятия, а также дополнительные расходы.

Корпоративная пенсия для сотрудников и ее правильное формирование позволяет снизить налоговые расходы предприятий на 12%. Также подобная программа позволяет решить многие кадровые вопросы, привлекая на предприятия высококвалифицированных сотрудников.

Реализованная система страхования способствует значительному укреплению статуса компании, а также предоставляет возможность создавать работникам дополнительные источники финансирования.

Минусы

Для реализации пенсионной реформы в России осуществляются постоянные нововведения — всё это существенно снижает планомерное развитие негосударственных пенсионных фондов предприятии.

Перевод денежных средств в общую систему фонда осуществляется за счёт накоплений вкладчиков. Данная программа предполагает определенную долю нестабильности, поскольку НПФ предварительно не могут получить сведения, насколько прибыльным будет текущий год.

Многие сотрудники не имеют понятия о корпоративной пенсии — что это такое и каковы возможности данной программы. Корпоративная система может различаться в индивидуальной компании и будет полностью зависеть от общего объёма отчислений.

Варианты корпоративной программы

Классификация стандартных пенсионных программ, основанных на использовании корпоративной системы, происходит по следующим критериям:

· По непосредственному источнику финансирования выделяют корпоративные или паритетные взносы. Организация осуществляет переводы на общий счёт НПФ из заранее выделенных корпоративных средств. Также взносы могут формироваться непосредственно из "фонда" финансовых отчислений, которые производятся сотрудниками самостоятельно.

· Пенсионная программа на предприятии может формироваться в зависимости от продолжительности платежей — от общей длительности начислений будут зависеть такие параметры как размеры платежей, договорные обязательства с предприятием и так далее.

· По способам ведения основных счетов выделяют солидарные и индивидуальные программы. Солидарная система ведения счетов предполагает внесение денежных средств на общий пенсионный счёт. При этом данная система реализуется без распределения по отдельным категориям сотрудников. Индивидуальная программа предполагает зачисление средств на личные счета каждого работника.

Далеко не на всех предприятиях действует четко установленная система корпоративного пенсионного страхования. Поэтому вопрос о том, что такое корпоративная пенсия для многих сотрудников пока неизвестен. На данный момент стандартная схема формирования корпоративного пенсионного страхования используется на крупных предприятиях, деятельность которых связана с электроэнергетикой, нефтегазовой и транспортной промышленностью. Также данная программа эффективно реализуется в некоторых банковских учреждениях.

Читайте также: