Досрочное назначение пенсии медицинским работникам коммерческие организации

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

18 июня 2019 08:56

В это воскресенье свой профессиональный праздник отметили медицинские работники.

В ЗАТО Северск проживает более 37,6 тысяч пенсионеров. Сегодня в ЗАТО Северск получателями пенсий в связи с лечебной и иной деятельностью в учреждениях здравоохранения по охране здоровья населения являются более 540 человек.

В соответствии с Федеральным законом № 350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России с 2019 года началось постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.

Но для работников, которым пенсия назначается не по достижении пенсионного возраста, а после приобретения необходимой выслуги лет (специального стажа), сохраняется право досрочного выхода на пенсию. К таким работникам относятся педагоги, врачи, артисты балета, цирковые гимнасты, оперные певцы и некоторые другие. Минимально необходимый спецстаж для назначения пенсии при этом не увеличивается и в зависимости от конкретной профессии, как и раньше, составляет от 25 до 30 лет и наличие установленного размера ИПК, величина которого в 2019 году должна быть не ниже 16,2 (ст. ст. 30 - 32, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Медицинским работникам независимо от возраста может быть назначена досрочная пенсия при выработке необходимого страхового стажа в сфере здравоохранения. Если такие работники имеют требуемые стаж работы во вредных или тяжелых условиях труда и страховой стаж, пенсия им назначается по достижении определенного возраста, но ранее общеустановленного.

Условия назначения медицинским работникам досрочной пенсии.

Для назначения медицинским работникам досрочной пенсии продолжительность их лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения должна составлять (п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ):

- не менее 25 лет - в сельской местности и поселках городского типа или

- не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.

Вместе с тем с 1 января 2019 года досрочная пенсия медицинским работникам может быть назначена не ранее чем через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019 году 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 году 60 месяцев. Однако, если такие лица приобретут стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии, в переходный период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, пенсия им может быть назначена на полгода раньше. Возраст медицинского работника для назначения пенсии значения не имеет (ч. 1.1 ст. 30, Приложение 7 Федерального закона № 400-ФЗ; ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 350-ФЗ).

Например, врач, стаж которого в первой половине 2019 года достигнет 25 лет (30 лет), сможет выйти на пенсию через шесть месяцев, то есть уже во второй половине 2019 года. Если необходимый стаж будет выработан в 2021 году, право на пенсию возникнет через три года, то есть не ранее 2024 года.

Для выхода на пенсию сельским медицинским работникам требуется 25 лет выслуги в учреждениях здравоохранения независимо от возраста и пола. Если сельский врач выработает необходимый стаж в сентябре 2021 года, пенсия ему будет назначена в соответствии с общеустановленным переходным периодом по повышению пенсионного возраста - через 3 года, в сентябре 2024 года.

В стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, наравне с периодами работы в медицинских учреждениях включаются:

  1. периоды времени, в течение которых производилась выплата пособий по временной нетрудоспособности;
  2. периоды ежегодных оплачиваемых отпусков;
  3. периоды отпусков по беременности и родам.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Включается ли в специальный стаж для досрочного назначения пенсии медицинским работникам период работы врачей и медицинских сестер в ООО (имеющем медицинскую лицензию), а не в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Периоды работы в медицинских организациях, имеющих иную организационно-правовую форму, нежели учреждения (например, ООО), включаются в специальный стаж для досрочного назначения пенсии медицинским работникам. Однако велика вероятность, что этот вопрос работникам придется решать в судебном порядке.

Обоснование вывода:
Пенсионное обеспечение граждан в РФ осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ). Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставлено п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости (далее - Списки), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее - Правила). В части, не урегулированной этими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение указанной пенсии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516. Списки являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат (определение Тверского областного суда от 02.08.2011 N 33-3104, определение Рязанского областного суда от 06.10.2010 N 33-1728).
Действующее законодательство не предусматривает различий в пенсионном обеспечении лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных, муниципальных и иной формы собственности учреждениях, организациях. В Законе N 400-ФЗ и Списках не содержится указания на форму собственности учреждений (организаций), осуществляющих медицинскую деятельность. Более того, требование осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях было прямо исключено из пенсионного законодательства еще Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ.
Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством РФ. Закон распространяется на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяется к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях данного закона к медицинским организациям приравниваются и индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
В Номенклатуре должностей медицинских работников (приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.11.2012 N 1183н) нет разделения на должности в государственных и муниципальных заведениях и на должности в учреждениях частной формы собственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ по смыслу Конституции РФ форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и прочим, само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий (п. 3.3 постановления от 03.06.2004 N 11-П).
Таким образом, понятием "учреждение здравоохранения" в Законе N 323-ФЗ охватывается в том числе субъект частной системы здравоохранения независимо от его организационно-правовой формы (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 N 04АП-2534/13).
Помимо этого, в частной клинике, как и в учреждении здравоохранения, работают медицинские работники, требования к образованию и квалификации которых, а также их ответственность аналогичны статусу медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Медицинские работники как учреждений здравоохранения, так и ООО при оказании медицинских услуг в равной степени подвержены неблагоприятному воздействию различных факторов, а также повышенным психофизическим нагрузкам, поскольку медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с едиными Порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории России всеми медицинскими организациями (ст. 37 Закона N 323-ФЗ)*(1).
На этом основании мы полагаем, что периоды работы в медицинских организациях, имеющих иную организационно-правовую форму, нежели учреждения (в том числе, ООО), включаются в специальный стаж для досрочного назначения пенсии медицинским работникам.
В то же время территориальные органы ПФР на практике по-своему трактуют законодательство и считают, что установлена единственная организационно-правовая форма организаций, работа в которых дает право на досрочную пенсию, - учреждение. Работа в организациях здравоохранения, имеющих иную организационно-правовую форму (например ООО), в специальный стаж засчитана быть не может.
Поэтому вопрос о включении периода работы в ООО в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, скорее всего, придется решать в судебном порядке.
Соответственно, наличие или отсутствие права на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья должно рассматриваться в каждом конкретном случае с установлением тождественности должностей, учреждений здравоохранения, характера выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на указанную пенсию (смотрите также определение Конституционного суда РФ от 04.03.2004 N 81-О).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дроздова Анжелика

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

26 декабря 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также судебную практику: определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 18.03.2013 по делу N 33-2321; апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 10.04.2012 по делу N 33-4266/2012; апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 8 апреля 2013 г. по делу N 33-1240/2013.


© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Люди, работающие в определенных сферах, вправе выйти на пенсию досрочно. Сюда относятся лица, условия труда которых признаны вредными. Работа медиков считается именно такой из-за большого числа стрессовых ситуаций и повышенных трудозатратах.

Виды пенсии для медиков

Бесплатно по России

Медицинские работники получают трудовую пенсию, как и большая часть граждан российской Федерации. При этом стаж работы играет здесь более важную роль. Не каждый сотрудник медицинской организации имеет право на досрочный выход на пенсию. Для этого нужно занимать определенную врачебную должность. Также медикам предоставляется пенсия по выслуге лет (при условии наработки установленного законодательно стажа).

Пенсия по выслуге лет для медицинских работников


Медработник вправе начать получать пенсионные выплаты по выслуге лет, если наработал стаж минимум 30 лет (для врачей, работающих в городе), 25 лет (для врачей, работающих в области).

Всего в РФ используется несколько вариантов учета стажа:

  1. Стандартный (12 календарных месяцев равны году стажа).
  2. Для медработников, выполнявших собственные обязанности в городе или селе (12 календарных месяцев равны 15 месяцам стажа).
  3. Для определенных групп медработников (12 календарных месяцев равны 18 месяцам стажа).

Если выполняются несколько условий, льготы суммируются. Например, для реаниматолога льготная надбавка будет равняться 21 месяцу.

В каких случаях можно выйти на льготную пенсию

Медработник может рассчитывать на начисление льготной пенсии, если работал в селе. В таком случае каждый год работы будет давать 15 месяцев стажа. Кроме того, досрочно уйти на пенсию могут медики, занимающие установленные законодательно должности (1 год работы дает 1.5 года стажа):

  • врач-хирург;
  • медицинская сестра, участвовавшая в хирургических операциях;
  • врач-патологоанатом;
  • акушер-гинеколог;
  • медицинская сестра, при выполненных собственных рабочих обязанностей делавшая гнойные перевязки, работавшая в травматологическом/ожоговом отделении или туберкулезном диспансере;
  • анестезиолог;
  • реаниматолог;
  • судмедэксперт.

Как рассчитать льготную пенсию


Прежде всего, требуется определить стаж. Нужно помнить, что для определенных групп медицинских работников 12 месяцев работы дают 1.5 года стажа.

Кроме того, зарплата приравнивается к установленному коэффициенту.

Для подсчета пенсионных выплат за выслугу лет необходимо ознакомиться с приведенным далее примером:

  1. Например, медик проработал подряд 20 лет в больнице. Он работал в хирургическом отделении на должности врача, потому его стаж равняется произведению 20 и 1.5, то есть 30. Следовательно, гражданин может начать получать пенсионные выплаты за выслугу лет.
  2. При подсчете трудового пенсионного обеспечения учитывается фиксированная выплата (4823 рубля) и показатель пенсионного балла (78).
  3. Всего гражданин накопил 70 баллов. Следовательно, его пенсия по выслуге лет будет равняться произведению 70 и 78, суммированному с 4823, то есть 10283 рублям.

В зависимости от субъекта РФ, в котором был трудоустроен человек, ему может быть назначена льготная доплата, соответствующая региональному коэффициенту.

Оформление досрочной пенсии

Для медработников алгоритм назначения пенсий неотличим от порядка оформления пенсионного обеспечения для всех остальных. Гражданину требуется последовательно выполнить следующие действия:

  1. Сбор комплекта бумаг для оформления пенсионного обеспечения.
  2. Написание ходатайства.
  3. Обращение в ПФР.
  4. Ожидание решения.

Подать заявление о назначении льготного пенсионного обеспечения возможно посредством:

  • личного посещения учреждения Пенсионного фонда по адресу проживания;
  • визита в МФЦ;
  • обращения в кадровый отдел организации-нанимателя.

Кроме того, россиянин вправе использовать виртуальный портал государственных услуг, где можно составить заявление и отправить документы.

Базовый комплект документов включает в себя:

  • общегражданский паспорт;
  • СНИЛС;
  • трудовую книжку.

Также медику понадобится подготовить выписки, подтверждающие, что он отработал столько-то лет на определенной должности. В некоторых ситуациях работники ПФР требуют такие бумаги:

  • выписка о средней зарплате;
  • подтверждение того, что заявитель был трудоустроен в области;
  • документ, подтверждающий адрес проживания либо нахождение в течение определенного периода за рубежом;
  • документ, подтверждающий изменение фамилии (брачное свидетельство);
  • документ, подтверждающий неработоспособность;
  • справка, которая подтверждает наличие лиц на иждивении.


Днем оформления льготной пенсии считается дата, когда россиянин подал заявление.

Если для назначения пенсионных выплат и подсчета платежей сотрудникам ПФР не хватает информации, понадобится сделать запрос документов с последнего места работы.

После получения комплекта бумаг сотрудники ПФР начинают рассматривать заявление. Данная процедура длится максимум месяц. Если сотрудники ПФР обнаружат неточности, они оповестят гражданина посредством звонка на телефонный номер либо при помощи письма.

Медработники, которые работают в частных клиниках, могут получать льготную пенсию, если наниматель регулярно перечисляет в Пенсионный фонд деньги. Частная клиника должна быть зарегистрирована в качестве юрлица. Для этого гражданину нужно принести в Пенсионный фонд Устав предприятия либо документы о государственной регистрации (если юридическое лицо было зарегистрировано позже 1994 г.).

Реформа 2019 в России — последние новости для медработников

Пенсионная реформа 2019 года касается и медработников. Для них новый законопроект номер 350 от 3 октября 2018 года вводит период отсрочки для назначения льготного пенсионного обеспечения по выслуге лет. Длительность данного периода станет каждый год повышаться. Финальные нормативы установят в 2023 году, они будут равняться 60 месяцам. Это значит, что те врачи, которые наработают нужный льготный стаж в 2023 году и позже, выйдут на пенсию лишь спустя 60 месяцев, то есть в 2028 году.

Норматив введенной отсрочки станет повышаться по определенному алгоритму. С 2019 года данный показатель станет повышаться на 12 месяцев ежегодно, пока не дойдет до 5 лет в 2023 году. В 2019 и 2020 годах возможно будет оформить пенсионные выплаты на полгода раньше установленных сроков.

Новый законопроект, который был принят 03.10.2018, не предусматривает условий по типу деятельности медработников в период отсрочки. Следовательно, на протяжении установленных 6-60 месяцев гражданин может как продолжить работу, так и уволиться.

Вопрос расчета пенсионных выплат актуален для каждого россиянина, в том числе медиков. Для установления всех особенностей назначения пенсий требуется изучить российское законодательство. Здесь же была приведена важнейшая информация, связанная с назначением выплат медработникам.

Еще больше информации, как коснулась медиков реформа, смотрите в видео:

Краткое содержание:

Льготная пенсия по выслуге лет медикам с 1 января 2020 года по измененным правилам выхода

Сегодня я расскажу вам об условиях выхода на льготную пенсию медицинских работников в 2020 г. с учетом изменений в законодательстве.

С 1 января 2020 года аналогично с общеустановленным пенсионным возрастом будут скорректированы правила выхода на пенсию и для медицинских работников, имеющих право на досрочное назначение пенсии при получении необходимого стажа профессиональной деятельности.

Повышение пенсионного возраста в России затронуло не только те категории работающих, которые могут уйти на заслуженный отдых при достижении определенного возраста, но и льготников, получающих право на пенсию по выслуге лет. Медицинские работники ввиду сложности своей профессии входят в льготный перечень лиц, имеющих право на досрочное получение пенсионного пособия.

Изменения пенсионного законодательства в 2020 году продолжатся также и для некоторых получателей досрочной пенсии в связи с льготными основаниями.

  • • С 1 января 2020 года для них аналогично с общеустановленным пенсионным возрастом будут скорректированы правила выхода на пенсию.
  • • Такие корректировки затронут и медицинских работников, имеющих право на досрочное назначение пенсии при получении необходимого стажа профессиональной деятельности.

Условия выхода на досрочную пенсию для медработников в 2020 году

Рассчитывать на досрочный отдых могут не все медицинские работники. Список льготников утвержден Постановлением №781 от 29 октября 2002 года. Выйти на пенсию по льготным условиям могут те медицинские сотрудники, которые соответствуют сразу двум показателям:

  • • Их профессия значится в Перечне Постановления №781.
  • • Медучреждение подходит под установленные Перечнем нормы.

Попадание в Перечень позволяет выйти на заслуженный отдых по выслуге лет. После проведения пенсионной реформы условия оформления пособия изменились и зависят не только от количества отработанных лет. По законодательству для заслуженного отдыха медработник должен иметь следующие показатели:

  • • Отработать достаточное количество лет. В соответствии с Федеральным Законом №400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. для работников сельских и поселковых медучреждений устанавливается планка в 25 отработанных по профессии лет, для остальных в 30 лет. Подсчет стажа для некоторых категорий производится по-разному, например, один год учитывается как полтора.
  • • Накопить достаточное количество ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент). Для льготников в 2018 г. он был установлен на уровне 13,8 балла, в 2019 стал уже 16,2. Ежегодно будет производиться поэтапное повышение ИПК на 2,4 балла, пока он не достигнет максимального показателя в 30 баллов.
  • • Выработать установленную отсрочку.

Нововведения не отменяют выслугу лет, но уравновешивают ее со стандартными сроками выхода на пенсию. Указанные меры позволят сохранить существующую разницу между льготниками и гражданами, не относящимися к данным категориям.

Понятие отсрочки по выслуге лет

Отсрочка – это установленный период времени, который увеличивает время необходимой работы льготников.

В соответствии с установленными законодательными нормами к 2023 году величина отсрочки достигнет необходимого максимального показателя – 5 лет.

  • • При этом увеличение величины отсрочки будет происходить поэтапно: ежегодно срок досрочного назначения будет переноситься на 1 год (кроме первых двух лет — 2019 и 2020 гг.), пока не будет установлено окончательное значение в 5 лет (в 2023 г.).
  • Это увеличит размер установленной на сегодня выслуги:
  • • для медработников сельских организаций и учреждений, расположенных в поселках городского типа, с 25 до 30 лет;
  • • для остальных категорий льготников с 30 до 35 лет.

Разработана следующая система повышения периода отсрочки, представленная в таблице:

Срок выхода на льготную пенсию в соответствии с установленной по закону выслугой лет Величина отсрочки Фактическое время наступления заслуженного отдыха

01.01.2019 – 30.06.2019 + 6 месяцев 01.07.2019 – 31.12.2019

01.07.2019 – 31.12.2019 + 6 месяцев 01.01.2020 – 30.06.2020

01.01.2020 – 30.06.2020 + 18 месяцев 01.07.2021 – 31.12.2021

01.07.2020 – 31.12.2020 01.01.2022 – 30.06.2022

01.01.2021 – 31.12.2021 + 3 года 01.01.2024 – 31.12.2024

01.01.2022 – 31.12.2022 + 4 года 01.01.2026 – 31.12.2026

01.01.2023 – 31.12.2023 + 5 лет 01.01.2028 – 31.12.2028

  • • Таким образом, с 01.01.2019 г. выйти на досрочную страховую пенсию медработником после получения необходимого стажа можно будет только через установленное законом количество лет: от 0,5 до 4 лет в период с 2019 по 2022 года и через 5 лет, начиная с 2023 года.
  • • Также для этих категорий работников сохраняется возможность выхода на пенсию по новым общеустановленным значениям пенсионного возраста — при достижении 60 или 65 лет.
  • Итак, в связи с переходным периодом:
  • • в 2020 году выйти на пенсию смогут медработники, выработавшие стаж во втором полугодии 2019 года.

Оформлять пенсию они будут в течение первой половины 2020 г. — через полгода после выработки спец. Стажа.

До окончания установленной отсрочки оформление и получение пенсионного пособия невозможно.

  • • Но в данном положении есть и плюсы.
  • • Закон не обязует льготников отрабатывать отсроченное время.
  • • Фактически медработник может перейти в другую сферу или вовсе не работать после положенной выслуги лет, а ожидать окончания отсроченного времени.

Расчет льготного стажа

Льготный стаж рассчитывается в зависимости от того, в какой период осуществлялась трудовая деятельность, и к какой группе льготников относится медик.

Однако есть ряд условий, которые меняют правила расчета льготного стажа:

  • • Медикам, работающим в сельской местности или в поселках городского типа, за каждые 12 месяцев насчитывается 1,3 года.
  • • Специалистам, которые включены в Перечень профессий, подлежащих особому учету выслуги лет, вместо одного отработанного года начисляют 1,5.
  • • Для медучреждений РФ, находящихся за рубежом, стаж рассчитывается 1:1.

Расчетные 12 месяцев исчисляются, если медик отработал за указанный период положенную норму времени. До 1 ноября 1999 г. этот показатель не влиял на льготу. Поэтому работавшие не на полную ставку также могли пользоваться особыми условиями, но впоследствии такой обобщенный подход упразднили. На данный момент учету подлежат лишь те отрезки времени, которые были выработаны по установленным нормам.

Для медработников, которые имеют смешанный стаж, расчет производится по каждой отдельной записи в трудовой книжке. Выйти на пенсию досрочно они смогут только в том случае, если в общей сумме наберут необходимый льготный стаж. При совмещении нескольких профессий время работы по каждой из них суммируется и учитывается, если норма времени выработана.

Какие профессии позволяют считать год за полтора

Постановлением №781 утвержден Перечень медицинских должностей, отработанное время которых считается по максимальному коэффициенту. Перечисленные в нем профессии получают за каждые отработанные 12 месяцев 18 месяцев льготного стажа.

В Перечень входят:

  • • Хирурги любых направлений и профилей.
  • • Медсестры, помогающие в операционных, работающие в гнойной хирургии, а также ожоговых, травматологических, онкологических, микрохирургических, отоларингологических, ортопедических отделений.
  • • Акушерки.
  • • Анестезиологи.
  • • Реаниматологи.
  • • Медсестры-анестезисты.
  • • Палатные медсестры в анестезиологии, реанимации, интенсивной терапии.
  • • Судмедэксперты.
  • • Медперсонал среднего уровня, проводящий вскрытия и судебно-медицинские исследования.
  • • Патологоанатомы и иные медработники патолого-анатомических отделений.
  • • Указанные профессии должны быть прописаны в трудовой книжке в том же виде, что и в Перечне.
  • • Только при этом условии стаж учитывается по льготному коэффициенту.

Спорные вопросы при определении необходимого стажа медицинского работника

Часто возникают спорные моменты при исчислении льготного стажа, т.к. списки менялись сообразно требованиям времени и государства. Следовательно, периодам стажа соответствуют законы разных лет.

Стаж бывает льготный, где 12 месяцев зачтется за 1 год и 6 месяцев – этот стаж учитывается, если врач или младшие медицинские работники занимали должность, работали в учреждении, которое есть в соответствующем перечне.

Преимущество имеют сельские врачи, фельдшеры. Требования к стажу для такого специалиста меньше – 25 лет против 30 лет «городского» стажа.

В отличие от стажа, отсрочка не ограничивается работой в сфере медицины, однако, далеко не все медработники захотят менять деятельность.

Что нужно для оформления льготной пенсии

Чтобы уйти на заслуженный отдых и получать льготные компенсационные пенсионные выплаты, медицинскому сотруднику потребуется собрать необходимые документы и предоставить их в пенсионное отделение по месту жительства. Главное подтверждение – справка о наличии необходимого количества медицинского стажа. Уточнить его наличие можно в кадровом подразделении медицинского учреждения.

Общий перечень требуемых документов может определяться отделением пенсионного фонда и завесить от индивидуальных особенностей определения компенсационных выплат конкретному работнику. В любом случае потребуются оригиналы и копии (правильным образом заверенные) следующих документов:

  • • гражданский паспорт;
  • • оригинальная трудовая книжка (ее копия, заверенная медицинским учреждением. Может потребоваться записью, что гражданин продолжает трудиться);
  • • общегосударственное страховое свидетельство (СНИЛС);
  • • справка, подтверждающая наличие необходимого количества медицинского стажа, заверенная подписью и печатью уполномоченного представителя работодателя;
  • • личное заявление о назначении досрочной льготной пенсии.

Подача документов осуществляется лично. Если же гражданин по каким-либо причинам не имеет возможности подать документа самостоятельно, можно направить их ценным письмом с описью. В этом случае копии документов должны нотариально удостоверяться.

Среди дополнительных документов, что могут требоваться сотрудниками пенсионного фонда, выделяются такие группы справок:

  • 1. об уровне среднего дохода гражданина на момент приобретения права досрочного выхода на пенсию;
  • 2. подтверждение наличия инвалидности (длительной нетрудоспособности);
  • 3. документ, на основании которого произведено изменение фамилии;
  • 4. справка с места фактической регистрации и проживания.

При подаче документов на оформление пенсии государственные пошлины не платятся. По закону рассмотрение заявления о назначении пенсии и всех приложений к нему должно осуществляться в десятидневный срок с даты их регистрации. По итогам рассмотрения гражданин информируется письменно. Чтобы гарантировано быть уверенным в положительном исходе рассмотрения, целесообразно заблаговременно записаться на консультацию к специалистам пенсионного фонда с тем, чтобы проверить имеющиеся в вас документы перед их официальной подачей.

Трудовые отношения медицинских работников характеризуются рядом особенностей, которые обусловлены спецификой медицинской деятельности. В связи с этим к квалификации и навыкам медработников государство предъявляет повышенные требования. Сам труд таких работников сопряжен с неблагоприятным воздействием различного рода как физиологических, так и психологических факторов.

Именно этими причинами вызвана особая забота государства в отношении медицинских работников, которая, в частности, выражается в возможности досрочного выхода на пенсию по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Для этого необходимо отработать либо 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, либо 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только городах, независимо от возраста (подп.11 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173--ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации » ((далее – Закон № 173--ФЗ).

Однако в действующей в настоящее время редакции подп.20 п.1 ст.27 Закона № 173--ФЗ указанное право медицинских работников на досрочную пенсию ограничено их работой только в учреждениях здравоохранения 1 .

На практике такое условие приводит к тому, что Пенсионный фонд России не засчитывает в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, периоды работы медицинских работников в коммерческих организациях.

Напомним, изначально норма Закона № 173--ФЗ, устанавливавшая право на досрочную пенсию медицинских работников, связывала такое право с работой в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Подобная дифференциация в праве на досрочную пенсию по старости привела к множеству судебных исков к Пенсионному фонду России, истцами в которых выступали медицинские работники, имевшие стаж работы в негосударственных и в немуниципальных учреждениях здравоохранения, которым было отказано в досрочном назначении пенсии по старости.

В итоге свою позицию по рассматриваемой проблеме высказал Конституционный Суд РФ в постановлении от 03.06.2004 № 11—П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28,пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации » в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан»

(далее – Постановление № 11--П) .Различия в условиях приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которые устанавливаются исключительно по такому критерию, как форма собственности (т.е.зависят от того, являются учреждения, в которых осуществлялась эта деятельность, государственными, муниципальными или нет).Таким образом, Конституционный Суд РФ признал необоснованными с точки зрения вытекающего из Конституции РФ требования равноправия применительно к правам, гарантированным ее статьей 39.

Таким образом, Конституционный Суд РФ подтвердил, что сама по себе форма собственности не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения досрочных трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Эти положения основываются на правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной ранее в определении от 06.12.2001 № 310--О по запросу законодательного собрания Тверской области. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество — государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и прочим,– само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

Аналогичная позиция отражена в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии»: финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с Законом № 173--ФЗ, производится на общих основаниях согласно п.3 ст.9 и п.2 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167--ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации », при этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей — учреждений здравоохранения – в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.

Особо примечательными являются разъяснения территориальных отделений Пенсионного фонда России о порядке применения Постановления № 11--П. Так, отделение по г.Москве и Московской области в письме от 21.12.2004 № 06//33516 указало: законодательно установлена единственная организационно-правовая форма организаций, работа в которых дает право на досрочную пенсию,– учреждение. Работа в организациях здравоохранения, имеющих иную организационно-правовую форму (например, ЗАО, ОАО ,автономная некоммерческая организация и т.д.), в специальный стаж засчитана быть не может.

Таким образом, форма собственности для назначения досрочной пенсии не имеет значения, но важна организационно-правовая форма медицинской организации. Причем в специальный стаж могут быть засчитаны периоды работы в структурных подразделениях медицинских организаций, не являющихся государственными или муниципальными. Такие выводы вытекают из Постановления № 11--П.

C 01.01.2009 законодатель скорректировал норму Закона № 173--ФЗ, устанавливающую право на досрочную пенсию медицинским работникам, исключив из ее формулировки слова «государственных и муниципальных »,оставив при этом «учреждения здравоохранения».

В целом для медицинских работников коммерческих организаций такие изменения стали положительными, поскольку начиная с 2009 года в суде можно было добиться решения, засчитывающего в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, периоды работы в частных клиниках 2 .

Однако Конституционный Суд РФ, отстаивая в Постановлении № 11--П защиту от всех форм дискриминации в сфере пенсионного обеспечения, оставил для Пенсионного фонда «лазейку »:измененная с 01.01.2009 и действующая в настоящее время редакция подп.20 п.1 ст.27 Закона №173-ФЗ позволяет засчитывать в специальный стаж работу только в учреждениях здравоохранения.

Начиная с 2010 года суды стали однозначно поддерживать сторону Пенсионного фонда России и не засчитывать в специальный стаж работу медицинских работников в коммерческих организациях здравоохранения 3 .

В своих решениях суды ссылаются на определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2010 № 520--О-О (далее – Определение № 520--О-О),которым было отказано в принятии к рассмотрению жалобы заявительницы, оспаривающей нормы Закона № 173--ФЗ, как не позволяющие засчитывать лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы в организациях, не относящихся к учреждениям здравоохранения, в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по старости в связи с указанной деятельностью. По мнению заявительницы, нормы Закона № 173--ФЗ неправомерно ограничивают ее конституционное право на социальное обеспечение и не согласуются с предписаниями ч.1 и 2 ст.19 и ст.55 Конституции РФ.

Анализ Определения № 520--О-О позволяет прийти к выводу, что Конституционный Суд РФ занял достаточно формальную позицию и отказал в принятии к рассмотрению жалобы из-за того, что заявительница фактически противопоставила акционерное общество, в котором работала медицинской сестрой, учреждениям здравоохранения. При этом, обосновывая свое решение, Конституционный Суд РФ ссылается на два условия, с которыми законодатель связывает право на досрочную пенсию:«учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений».

Вместе с тем Конституционный Суд РФ не дал оценки тому обстоятельству, что особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений схожи с особенностями функционирования субъектов частной системы здравоохранения независимо от организационно-правовой формы.

Логичным было бы увязать и доказать тождественность функционирования частных клиник и учреждений здравоохранения на основании того, что медицинская деятельность, которую оказывает юридическое лицо независимо от своей организационной формы, одинаково подлежит лицензированию, а следовательно, и лицензионные требования одинаковы для всех юридических лиц, осуществляющих медицинскую деятельность.

Помимо прочего, независимо от того, в частной клинике или в учреждении здравоохранения работают медицинские работники, требования к их образованию и квалификации, а также степень их ответственности идентичны. Так же, как и в учреждениях здравоохранения, в субъектах частной системы здравоохранения медицинские работники подвержены неблагоприятному воздействию различного рода факторов, повышенным психофизиологическим нагрузкам, обусловленным спецификой и характером труда, поскольку медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с правилами, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323—ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Таким образом, подводя итоги, мы видим, что в Конституционный Суд Российской Федерации необходимо подавать жалобу, не противопоставляя частные клиники учреждениям здравоохранения, а наоборот, настаивая на том, что понятие «учреждение здравоохранения » должно охватывать и субъекта частной системы здравоохранения независимо от его организационно-правовой формы. Решение этого вопроса в судах иным образом порождает неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приводит к несоразмерному ограничению конституционного права медицинских работников коммерческих организаций на социальное обеспечение и тем самым нарушает предписания ч.1 и 2 ст.19,ч.1 и 2 ст.39,ч.2 и 3 ст.55 Конституции РФ.

1 См,напр.: решение Химкинского городского суда Московской области от 19.09.2011 по делу № 33--24437/2011.

2 Изменения внесены Федеральным законом от 30.12.2008 № 319--ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”».

3 См,напр.: решение Химкинского городского суда Московской области от 19.09.2011 по делу № 33--24437/2011.

Читайте также: