Если человек выходит на пенсию то уровень безработицы

Краткое содержание:


С официальных телеканалов можно услышать пустую декларацию, что предпенсионер может спокойно уйти на досрочную пенсию при отсутствии у него работы. Минтруда поясняет: "Решение о невозможности трудоустройства принимается на основании анализа состояния рынка труда, потребности работодателей в рабочей силе, результатов поиска работы, результатов собеседований с работодателями, отсутствия отказов гражданина от подходящей работы и нарушений им без уважительных причин условий и сроков перерегистрации в качестве безработного. В случае принятия решения о невозможности трудоустройства гражданину выдается предложение о досрочном выходе на пенсию. Если гражданин выразил согласие с этим предложением, он представляет его в территориальное отделение Пенсионного фонда России по месту жительства, которое затем информирует Центр занятости населения о назначении гражданину пенсии". Как все радужно, просто и красиво!

На деле – совсем по-другому

Даже если вы соответствуете все многочисленным критериям, прописанным Пенсионным фондом:

  • Зарегистрированы безработным;
  • Имеете соответствующий стаж;
  • Не уклонялись от поиска работы;
  • Соблюдали все правила, прописанные Центром занятости;
  • Были не замечены, не привлекались, не состояли и так далее…

Все равно находится небольшой подвох – и вы получаете отказ в досрочной пенсии. В частности, в трудовой книжке обязательна должна быть запись об увольнении с последнего места по сокращению штатов или ликвидации организации. И только она является основой и фундаментом вашего торжественного входа в ряды пенсионеров.

Но с такой формулировкой, согласно статистике, уходят с работы всего около 16% мужчин и 18% женщин в возрасте 50+, большинство же, желая избежать прямого конфликта с работодателем, подают заявление об увольнении по собственному желанию, тем самым лишая себя права на досрочную пенсию. Также большое число предпенсионеров вынуждено работать без официального оформления трудовых отношений (по желанию работодателя, которому не хочется платить налоги) – ну, ни с голоду же им умирать, если другой работы нет, а государство забыло об их существовании? Вот и идут пожилые люди на все условия, лишь бы копеечку домой принести.

Во время пандемии все проблемы на рынке труда, связанные с массовой безработицей, только обостряются. Молодые люди с двумя и тремя высшими образованиями уже с трудом могут найти себе место под солнцем, что уж тут говорить о старой гвардии… Да и Минэкономразвития с этим соглашается, видя реальную картину роста безработицы, и корректируют прогнозы по росту уровня безработицы в России в этом году до 5,7% по сравнению прошлогодними 4,6%. Хотя уже реальный показатель безработных – примерно 4,5 млн. человек или 6 процентов трудоспособного населения. Да и восстановление не будет быстрым, считают чиновники. Так куда бедному предпенсионеру податься?

Центы занятости злобствуют или выполняют установку?

Безработные женщины 55 лет и мужчины 60 лет не могут выйти на пенсию из-за отказа центров занятости, причем с разными формулировками: «Не исчерпан весь потенциал поиска работы» - в то же время вообще не предлагают человеку работу по специальности», «Непродолжительная регистрация в статусе безработного» - а что, человек должен годами стоять на бирже и довольствоваться копейками?, «Нехватка средств в бюджете» - а это вообще абсурд и так далее. И предпенсионеры в свои преклонные года начинают осваивать азы сутяжничества:

  • Вникают в законодательные акты;
  • Изучают свои права;
  • Пишут исковые заявления;
  • Идут массово в суды.

Ведь кто-то должен им помочь не умереть с голоду? А те, кто призваны их поддерживать, лишь потчуют отказами и разными формами бюрократической волокитой.

Срочно издавайте Постановление или принимайте закон!

Ситуация требует срочного закона, который позволит безработным предпенсионерам без уловок и странных отказов в даче направления центрами занятости просто выйти на заслуженный отдых. Почему они должны доказывать свое право на достойную жизнь в старости? Тем более пандемия жестко внесла свои коррективы в повседневную жизнь.

В этом отношении подойдет законопроект Руководителя фракции «Партия Роста» (Законодательное Собрание Санкт-Петербурга) Оксаны Дмитриевой, предусматривающий возвращение советского пенсионного возраста на 2020-2021 годы.

Облегчение условий выхода на досрочную пенсию, действительно, может быть эффективной антикризисной мерой. Помимо общего улучшения ситуации на рынке труда, это сулит федеральному бюджету известную экономию. Предпенсионеры, официально зарегистрированные на бирже труда, обходятся казне дороже, чем молодые безработные, а молодежи можно будет предлагать уже больше вакансий. Возвращение советского пенсионного возраста выхода на заслуженный отдых способно ослабить нагрузку на рынок труда. Также государство могло бы сэкономить не только на пособиях безработным предпенсионерам, но и на финансировании программ их переобучения и переквалификации. Ведь так трудно в этом возрасте, который в советские времена, и это было научно доказано, является оптимальным для отдыха людей, заново осваивать новые профессии и вникать в тонкости новой работы.

По мнению доцента кафедры Развитие человеческого капитала РЭУ им Г. В. Плеханова Фариды Мирзабалаевой, этой возможностью в случае углубления кризиса могли бы воспользоваться от 1,5 до 2 млн россиян. Так не дайте им загнуться от безработицы и бюрократических проволочек – примите закон, который вернет им законное право выхода на пенсию в столь тяжелое для всей страны время. Это же ваши граждане, которые жили и трудились в стране – сначала в СССР, сейчас в РФ. Чиновники всех рангов, пришло время начать уважать старость…

Хотелось бы ответить на некоторые актуальные вопросы которые в данный момент волнуют многих безработных граждан и тех кто планирует встать на учет. Хочу отметить, что для каждого региона есть особые указания от местных властей, но общие условия и правила закреплены в законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации" с поправками от 2020 года.

  • С 16.10.2020 Минфином и Минтрудомбыло принято решение о выделении средств из бюджета и выплате повышенных пособий с октября по декабрь для всех безработных граждан которые встали на учет после 1 марта. Начисление за сентябрь обещают выплатить в октябре и т.д.
  • Для тех кто ранее не работал и хочет встать на учет с 1 октября до конца года будет выплачиваться минимальное пособие 4500 плюс районный коэффициент (можно стоять на учете максимум 6 месяцев, из которых 3 месяца будет начисляться пособие). Если вы работали ранее, но уволились с 1 октября вы получаете повышенное пособие в зависимости от вашего среднего заработка - первые три месяца 75% еще три месяца 60% плюс коэффициент .
  • Информацию по зарплате с 1 октября ЦЗН должен самостоятельно запрашивать в ПФР!
  • Всем существующим безработным ЦЗН автоматически продляет учет до момента трудоустройства. Пособие рассчитывается в зависимости от вашего статуса. После 6 месяцев вас не снимут с учета но пособия платить уже не будут.
  • С октября ЦЗН начал активно настаиватьна снятии с учета и поиска работы самостоятельно , или за несколько дней до перерегистрации вам отправляют на почту приглашения на самую разную работу без указания подробной инструкции по вакансиям, если вы пропускаете эти приглашения в течении 3 дней и не являетесь к работодателю вас автоматом могут снять с учета!
  • ИП также могут заново встать на учет в ЦЗН и после 1 октября, но пособие вам назначат минимальное.
  • Всем безработным гражданам признанные как малоимущие выплачивается дополнительноепособие на детей с 3 до 7 лет до конца годав размере половины регионального прожиточного минимума. Об этом говорится в распоряжении Правительства от 11.10.2020

  • 27.10.2020 Путин дал поручение до 1 декабря разработать план мер по выплате пособиядля безработных граждан для ежемесячных выплат на детей от 3 до 7 лет. Если у вас несколько детей то выплаты должны начисляться на каждого ребенка. Тут надо понимать, что выплату получит только один родитель.
  • Начисления пособий (соц. выплат) ЦЗН проводит 1 раз в месяц на 2-3 день после перерегистрации. Вам обязаны начислять пособия с момента подачи заявления! Начислено не значит отправлено в банк. ЦЗН отправляет деньги по какому-то своему алгоритму. Обычно это 7-10 дней от даты начисления. Кстати многие говорят о задержках, такое тоже бывает.
  • Если по какой-то причине вы не видите выплату (деньги) на счете, сообщите об этом в ЦЗН через сайт вашего городского отделения,укажите номер дела и заново отправьте реквизиты.Лично у меня так два раза банк возвращал сумму в ЦЗН, по причине того, что ЦЗН не верно указывал мое отчество в платежном поручении. И такое тоже бывает т.к. в ЦЗН работают люди. Не молчите, ничего не бойтесь, и обязательно говорите о своих правах!
  • Пособия с 1 октября будут начисляться на карту МИР. Это важно! Если у Вас не карта МИР, то деньги будут поступать в банк и обратно возвращаться в ЦЗН! Это официальная информация! Либо можно заказать выплаты почтовым переводом.
  • Перерегистрацию ЦЗН сейчас проводит 1 раз в месяц. Справка о вашем статусе безработного должна приходить после каждой перерегистрации на почтовый адрес.
  • Безработного проверяют по базам ПФР и ИФНС, смотрят есть ли регистрация в качестве самозанятого (имейте в виду, что пособие не начисляется, если вы самозанятый).
  • Если вы предпенсионер и выходите на пенсию в момент регистрации или перерегистрации в ЦЗН, то пособие могут выплачивать до момента получения статуса пенсионера. Попробуйте встать на учет в качестве безработного и через некоторое время пойти в ПФР.
  • Все Постановления на Гаранте

По официальным данным на 12.10.2020 г количество безработных увеличилось до 6,4% по неофициальным их уже перевалило за 12%!

Спасибо, что вы дочитали эту статью. Надеюсь, информация была полезной.


Повышение пенсионного возраста создает определенные риски на рынке труда. Тем не менее статистика свидетельствует о существовании неформального соглашения между работниками и работодателями о пенсионном возрасте как сроке окончания трудовой карьеры. Повышение пенсионного возраста в таком случае будет лишь сдвигать эту границу.

Принятый Государственной Думой в третьем чтении законопроект о повышении пенсионного возраста затронет значительную часть населения. У людей, которых коснется реформа, возникает ряд опасений. Во-первых, сможет ли человек найти работу в старшем возрасте или окажется безработным. Во-вторых, если он и найдет новое рабочее место, не окажется ли оно с минимальной заработной платой и без социальных гарантий, и не выведет ли все это возрастного работника на "периферию" рынка труда.

Реакция рынка труда на повышение пенсионного возраста зависит от множества факторов и поэтому сложно прогнозируема. Чтобы внимательнее рассмотреть положение лиц старших возрастов на рынке труда, можно использовать данные выборочного обследования рабочей силы за 2017 г.

Уже сейчас мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет составляют 9,8% численности рабочей силы. Если же учитывать также 55–59-летних мужчин и 50–54-летних женщин, то такие работники составляют уже 21,1% рабочей силы.

Уровень безработицы среди населения предпенсионного возраста находится ниже уровня безработицы в стране, составлявшего в прошлом году 5,2%, а среди достигших пенсионного возраста он еще ниже – 3,0–4,0%. Связано это в том числе и с более низкой трудовой мобильностью пожилых. Средняя продолжительность поиска работы среди безработных пожилых при этом всего лишь на 1–2 месяца выше, чем у более молодых возрастных групп.

Уровень скрытой безработицы среди российских пенсионеров также невелик. Только 3,1% 60–64-летних мужчин и 5,6% 55–59-летних женщин, не работающих и не находящихся в поиске работы, в принципе хотели бы вернуться на рынок труда. В более старших возрастных группах эти доли еще ниже.

Доля уволенных по инициативе работодателей (в связи с высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией предприятия) наиболее высока среди 50–54-летних и составляет 16,59% у мужчин и 18% у женщин. Среди людей пенсионного возраста увольнение по инициативе работодателя как основную причину незанятости отметили только 3% мужчин и женщин.

Таким образом, уход с рынка труда является для подавляющего числа пенсионеров добровольным решением и не связан с невозможностью продолжать трудиться на своем рабочем месте или найти другую работу. Притом что население старшего возраста сталкивается с определенными сложностями при поиске работы, эти проблемы характерны также для молодежи.

Представляется, что в России сложился неформальный договор между работниками и работодателями о пенсионном возрасте как сроке окончания рабочей карьеры. Основная причина ухода пожилых людей с рынка труда – это не увольнение по инициативе работодателя, а просто "выход на пенсию" (так отвечают 66% 55–59-летних незанятых и 83–88% тех, кто старше 60 лет). Конечно, этот договор действует не во всех отраслях и применим не ко всем профессиям.

Вместе с тем следует отметить, что средняя заработная плата работников старших возрастов значительно ниже, чем у более молодых сотрудников: в 2017 г. работники в возрасте 55–64 лет получали на 21–27% меньше, чем работники в возрасте 30–34 лет (рис. 1). При этом еще в 2005 г. данный разрыв был не таким значительным – 5% для группы 55–59-летних и 11% для 60–64-летних. Такая тенденция заметно отличает ситуацию в России от развитых стран, где работники старшего возраста обычно получают больше, чем представители более молодых поколений.

1. Средняя начисленная заработная плата работников различных возрастных групп относительно средней по стране, %


Представляется, что такие диспропорции связаны в первую очередь с профессионально-отраслевой спецификой занятости молодых и пожилых возрастных групп, каждая из которых заняла особый, практически не пересекающийся ни с каким другим сегмент рынка труда. Возрастных работников можно чаще встретить в образовании и здравоохранении, так как в этих отраслях средний возраст выхода с рынка труда выше, чем во многих других. При этом доля пожилых выше среди неквалифицированных рабочих, занятых в профессиях, не требующих высоких физических нагрузок: сторожей, гардеробщиков, уборщиков. Можно предположить, что такая работа является вынужденной для тех пожилых, кто не может найти более подходящее рабочее место. В то же время молодые работники чаще трудятся в сферах с высоким уровнем заработной платы: ИТ, финансы, экономика и юридическая деятельность.

Выскажем некоторые соображения относительно реакции рынка труда на повышение пенсионного возраста:

  • Благодаря демографической ситуации в предстоящие годы в России будет происходить (и уже происходит) снижение численности трудоспособного населения. В будущем, согласно среднему варианту демографического прогноза Росстата, примерно с 2028 г., этот показатель снова начнет расти. Таким образом, в России сегодня возникло демографическое "окно", во время которого повышение пенсионного возраста будет создавать минимальные риски на рынке труда.
  • В настоящее время наблюдается минимальный за весь постсоветский период уровень безработицы, что усиливает позиции работников на рынке труда. Это снижает риски потери работы, в том числе и для возрастных работников.
  • Около трети занятых в России работают на предприятиях, где основным собственником является государство. Можно предположить, что кадровая политика в этих организациях будет изменена с целью удержания работников до наступления нового пенсионного возраста.

Однако реакция рынка труда на эти процессы будет зависеть прежде всего от состояния экономики. В случае достижения значительных темпов экономического роста рынок труда будет стремиться к расширению, в том числе за счет возрастных работников. Однако при стагнации риски могут оказаться довольно высокими. Тем не менее, если пенсионный возраст действительно является маркером для работников и работодателей как время окончания трудовой карьеры, то пенсионная реформа приведет к сохранению статус-кво без значительного увеличения безработицы в старших возрастах. Представляется, что основные ограничения на продолжение трудовой деятельности в данном случае станут накладываться не работодателями, а будут связаны с возможностями самих представителей старших возрастов продолжать работу.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.


Как повлияет пенсионная реформа на экономику России, на уровень безработицы и на доходы россиян? Предлагаем вашему вниманию исследование экономистов.

Эффект для экономики

Скептики, наоборот, полагают, что возрастет безработица, и проблемы экономики усугубятся, так как благосостояние людей ухудшится.

Экономисты Райффайзенбанка провели собственную оценку эффекта пенсионной реформы на экономический рост и пришли к выводу, что в оптимистичном сценарии прямой эффект реформы для ВВП и доходов населения будет в целом близок к нулю, однако произойдет перераспределение доходов между разными группами населения.

Так, доходы тех, кто сможет найти работу, как минимум, останутся стабильными (или даже возрастут), однако те, кто не сможет найти работу, потеряют в доходах, став безработными.

На практике же возникает ряд сложностей, которые могут сильно ухудшить картину (снижение зарплат, рост безработицы, ухудшение качества жизни и т.п.).

Получайте уведомления о самых важных новостях. Подписывайтесь по ссылке ниже:

Количество пенсионеров

Кстати говоря, общее количество пенсионеров с учетом новых критериев сокращается - в среднем на 500 тыс. чел./год., в то время как при текущей пенсионной системе - растет на 300 тыс. чел./год (в этом и состоит очевидный плюс реформы для госфинансов).


Поиски работы

Это является серьезным риском, возникающим в ходе реформы. Как можно увидеть на правом графике выше, в текущих условиях занятость людей предпенсионного возраста неуклонно снижается, а в год выхода на пенсию естественно резко падает (большинство людей предпочитает прекратить работу и получать пенсию).

Эксперты полагают, что в результате реформы занятость в возрасте после 55/60 лет будет снижаться, постепенно ускоряя темп падения (как это наблюдается сейчас в предпенсионной занятости).

В результате численность занятых будет расти, что, правда, будет сопровождаться и ростом безработицы среди людей старше 55/60 лет, и этот рост будет существенным.


За первые три года реформы из дополнительных 660 тыс. чел./год ежегодно находить работу будет 460 тыс. чел., а становиться безработными или уходить с рынка труда - 200 тыс. чел. (т.е. более 5% от общего числа безработных сейчас: их всего 3,9 млн чел). Потом численность безработных будет расти быстрее числа занятых (трудоспособными начнут считаться все более пожилые люди, которым труднее будет найти работу).

Доходы населения

Эффект на экономический рост окажется положительным, если совокупные доходы населения в реальном выражении в результате реформы будут расти и наоборот. По данным Росстата, работающие пенсионеры сейчас получают зарплату, сопоставимую со средней по всем возрастным категориям (31-32 тыс. руб./мес. против 38,6 тыс. руб./мес.). Возможно, значительная часть работающих пенсионеров получают более высокую зарплату из-за выслуги лет, а те, кто получал низкую зарплату, предпочитает выйти на пенсию.

При этом вряд ли в результате повышения пенсионного возраста такой высокий средний уровень зарплаты сохранится, т.к. с одной стороны, усилится конкуренция в этой возрастной категории, а с другой, те работники, которые хотели бы не работать по достижении пенсионного возраста (например, из-за низкой зарплаты), сейчас не смогут этого сделать.

Для оценки прямого эффекта реформы на доходы эксперты рассмотрели 2 сценария (оптимистичный и пессимистичный). В обоих они заложили нулевой реальный рост зарплат.

Сценарии отличаются предпосылками по уровню зарплат новых участников рынка труда (в группе 55/60+), а также тем, индексируются ли пенсии у работающих пенсионеров. Так, власти обещали индексировать пенсии выше инфляции лишь неработающим пенсионерам, однако с учетом общего сокращения получателей пенсии в результате реформы они могут начать повышать реальный размер пенсий и для работающих пенсионеров.

Оба сценария сравнили с ситуацией, в которой реформа бы не проводилась.

В оптимистичном сценарии вышедшие на рынок труда в результате реформы и нашедшие работу получают такую же зарплату, как работающие сейчас пенсионеры. При этом всем пенсионерам (работающим и неработающим) пенсия индексируется выше инфляции. Такой сценарий, между тем, трудно реализуем и, скорее, является «верхней границей» оценки эффекта.

В пессимистичном сценарии вышедшие на рынок труда могут рассчитывать на зарплату по уровню, близкую к пенсии (для мужчин 20 тыс. руб./мес., для женщин 14 тыс. руб./мес.), и пенсия индексируется выше инфляции только неработающим пенсионерам.


Авторы исследования отмечают, что не учли несколько важных моментов. Во-первых, они просчитывали возможный позитивный/негативный эффект на экономику от госрасходов, на которые с большой долей вероятности и пойдут сэкономленные на пенсиях деньги.

Во-вторых, не учтены в расчетах косвенные эффекты на рынке труда. Так, например, занятость среди более пожилых слоев населения может негативно сказаться на трудоустройстве молодых работников.

Впрочем, в течение первых лет реформы эксперты не видят существенных рисков для этого: количество занятых будет расти умеренными темпами, а потребность в рабочих местах экономики будет достаточной, чтобы их принять. Кроме того, вероятно, что государство усилит контроль за обеспечением занятости людей старше 50 лет, и ситуация с безработицей окажется лучше, чем в представленных здесь сценариях.


Повышение пенсионного возраста создает определенные риски на рынке труда. Тем не менее статистика свидетельствует о существовании неформального соглашения между работниками и работодателями о пенсионном возрасте как сроке окончания трудовой карьеры. Повышение пенсионного возраста в таком случае будет лишь сдвигать эту границу.

Принятый Государственной Думой в третьем чтении законопроект о повышении пенсионного возраста затронет значительную часть населения. У людей, которых коснется реформа, возникает ряд опасений. Во-первых, сможет ли человек найти работу в старшем возрасте или окажется безработным. Во-вторых, если он и найдет новое рабочее место, не окажется ли оно с минимальной заработной платой и без социальных гарантий, и не выведет ли все это возрастного работника на "периферию" рынка труда.

Реакция рынка труда на повышение пенсионного возраста зависит от множества факторов и поэтому сложно прогнозируема. Чтобы внимательнее рассмотреть положение лиц старших возрастов на рынке труда, можно использовать данные выборочного обследования рабочей силы за 2017 г.

Уже сейчас мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет составляют 9,8% численности рабочей силы. Если же учитывать также 55–59-летних мужчин и 50–54-летних женщин, то такие работники составляют уже 21,1% рабочей силы.

Уровень безработицы среди населения предпенсионного возраста находится ниже уровня безработицы в стране, составлявшего в прошлом году 5,2%, а среди достигших пенсионного возраста он еще ниже – 3,0–4,0%. Связано это в том числе и с более низкой трудовой мобильностью пожилых. Средняя продолжительность поиска работы среди безработных пожилых при этом всего лишь на 1–2 месяца выше, чем у более молодых возрастных групп.

Уровень скрытой безработицы среди российских пенсионеров также невелик. Только 3,1% 60–64-летних мужчин и 5,6% 55–59-летних женщин, не работающих и не находящихся в поиске работы, в принципе хотели бы вернуться на рынок труда. В более старших возрастных группах эти доли еще ниже.

Доля уволенных по инициативе работодателей (в связи с высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией предприятия) наиболее высока среди 50–54-летних и составляет 16,59% у мужчин и 18% у женщин. Среди людей пенсионного возраста увольнение по инициативе работодателя как основную причину незанятости отметили только 3% мужчин и женщин.

Таким образом, уход с рынка труда является для подавляющего числа пенсионеров добровольным решением и не связан с невозможностью продолжать трудиться на своем рабочем месте или найти другую работу. Притом что население старшего возраста сталкивается с определенными сложностями при поиске работы, эти проблемы характерны также для молодежи.

Представляется, что в России сложился неформальный договор между работниками и работодателями о пенсионном возрасте как сроке окончания рабочей карьеры. Основная причина ухода пожилых людей с рынка труда – это не увольнение по инициативе работодателя, а просто "выход на пенсию" (так отвечают 66% 55–59-летних незанятых и 83–88% тех, кто старше 60 лет). Конечно, этот договор действует не во всех отраслях и применим не ко всем профессиям.

Вместе с тем следует отметить, что средняя заработная плата работников старших возрастов значительно ниже, чем у более молодых сотрудников: в 2017 г. работники в возрасте 55–64 лет получали на 21–27% меньше, чем работники в возрасте 30–34 лет (рис. 1). При этом еще в 2005 г. данный разрыв был не таким значительным – 5% для группы 55–59-летних и 11% для 60–64-летних. Такая тенденция заметно отличает ситуацию в России от развитых стран, где работники старшего возраста обычно получают больше, чем представители более молодых поколений.

1. Средняя начисленная заработная плата работников различных возрастных групп относительно средней по стране, %


Представляется, что такие диспропорции связаны в первую очередь с профессионально-отраслевой спецификой занятости молодых и пожилых возрастных групп, каждая из которых заняла особый, практически не пересекающийся ни с каким другим сегмент рынка труда. Возрастных работников можно чаще встретить в образовании и здравоохранении, так как в этих отраслях средний возраст выхода с рынка труда выше, чем во многих других. При этом доля пожилых выше среди неквалифицированных рабочих, занятых в профессиях, не требующих высоких физических нагрузок: сторожей, гардеробщиков, уборщиков. Можно предположить, что такая работа является вынужденной для тех пожилых, кто не может найти более подходящее рабочее место. В то же время молодые работники чаще трудятся в сферах с высоким уровнем заработной платы: ИТ, финансы, экономика и юридическая деятельность.

Выскажем некоторые соображения относительно реакции рынка труда на повышение пенсионного возраста:

  • Благодаря демографической ситуации в предстоящие годы в России будет происходить (и уже происходит) снижение численности трудоспособного населения. В будущем, согласно среднему варианту демографического прогноза Росстата, примерно с 2028 г., этот показатель снова начнет расти. Таким образом, в России сегодня возникло демографическое "окно", во время которого повышение пенсионного возраста будет создавать минимальные риски на рынке труда.
  • В настоящее время наблюдается минимальный за весь постсоветский период уровень безработицы, что усиливает позиции работников на рынке труда. Это снижает риски потери работы, в том числе и для возрастных работников.
  • Около трети занятых в России работают на предприятиях, где основным собственником является государство. Можно предположить, что кадровая политика в этих организациях будет изменена с целью удержания работников до наступления нового пенсионного возраста.

Однако реакция рынка труда на эти процессы будет зависеть прежде всего от состояния экономики. В случае достижения значительных темпов экономического роста рынок труда будет стремиться к расширению, в том числе за счет возрастных работников. Однако при стагнации риски могут оказаться довольно высокими. Тем не менее, если пенсионный возраст действительно является маркером для работников и работодателей как время окончания трудовой карьеры, то пенсионная реформа приведет к сохранению статус-кво без значительного увеличения безработицы в старших возрастах. Представляется, что основные ограничения на продолжение трудовой деятельности в данном случае станут накладываться не работодателями, а будут связаны с возможностями самих представителей старших возрастов продолжать работу.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Коронавирус COVID-19 убивает не только людей, но рабочие места в экономике. Результат – резкое увеличение нагрузки на рынок труда. Наиболее пострадавшими в этой ситуации считаются пожилые люди. В кризисы они первыми теряют работу и имеют мало шансов найти новую, когда экономика начинает восстанавливаться. Станет ли решением проблемы возвращение, хотя бы на время, советского возраста выхода на заслуженный отдых – разбирался «Профиль».

Задняя передача

В России с начала года зафиксирован более чем двукратный рост безработицы. Если в январе на биржах труда были зарегистрированы более 700 тысяч человек, то в середине мая их насчитали почти 1,7 млн. И «дно» кризиса еще не достигнуто – глава Минтруда Антон Котяков исходит из того, что к концу июня этот показатель увеличится до 2,5 млн.

Впрочем, статистика службы занятости населения не раскрывает полной картины. На самом деле, ситуация на рынке труда значительно сложнее. По данным Международной организации труда (МОТ ) в нашей стране в настоящее время 5,3 млн безработных, по оценке Конфедерации труда России (КТР) – примерно 8 млн.

В связи с этим государство ищет противоядие. Одной из мер, способной снизить градус социального напряжения, может оказаться снижение возраста выхода на пенсию. В мае стало известно сразу о двух инициативах – депутатской и правительства.

О подготовленном для внесения в Госдуму законопроекте в начале месяца заявила лидер фракции «Партия Роста» в Заксобрании Санкт-Петербурга Оксана Дмитриева . Она считает целесообразным на 2020−2021 годы вернуть советский пенсионный возраст – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

В этом случае, по расчетам автора документа, примерно 2 млн человек в период кризиса выйдут на заслуженный отдых, а не пополнят армию безработных.

Досрочный выход на пенсию имеющих на это право пожилых работников – традиционная мера поддержки экономики в кризис. Это поможет разгрузить службу занятости и сократить расходы на выплаты по безработице. «Даже с точки зрения администрирования, это будет гораздо проще, чем схема кредитования предприятий, чтобы они не прекращали выплачивать зарплаты», – убеждена Оксана Дмитриева .

Предложение дать задний ход пенсионной реформе, стартовавшей в январе 2019 года, первоначально выглядело популистским и нереализуемым. Критически оценил законопроект коллеги глава комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский . Он заявил, изменения в пенсионной системе зашли слишком далеко «с точки зрения всех нормативно-правовых оформлений, документов, методик расчетов, чтобы возвращаться назад».

Но неожиданно выяснилось, что правительство во многом согласно с Оксаной Дмитриевой . В общенациональном плане восстановления экономики, над которым работал коллективный разум чиновников Минэкономразвития , Минфином и Минтруда , предусмотрено временное облегчения процедуры выхода на досрочную пенсию.

Бюрократический квест

По действующему законодательству это право возникает у безработных граждан за два года до наступления пенсионного возраста. Но, как показывает опыт, воспользоваться такой возможностью может ограниченный круг лиц, что подтверждает статистика ПФР . В июле прошлого года ведомство насчитало 10,1 млн предпенсионеров. Из них бирже труда в качестве безработных были зарегистрированы 122,6 тысячи, а досрочные пенсии получали всего 23,5 тысячи.

По словам профессора Финансового университета при правительстве РФ Марины Измайловой , на 2020 год на эти цели заложено 4,4 млрд рублей, на 2021 год – 5,6 млрд рублей, на 2022 год – 6,4 млрд рублей. Не самые большие деньги, учитывая, что бюджет ПФР составляет около 7 трлн рублей.

Подавляющему большинству предпенсионеров опция досрочного выхода на заслуженный отдых не доступна по формальным основаниям. Условия достаточно строгие: нужен страховой стаж – 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин, наличие официального статуса безработного. Кроме того, служба занятости должна подтвердить, что у клиента нет вариантов найти новую работу.

Прохождение бюрократического квеста может затянуться на полтора-два года. Причем для большинства с заранее известным отрицательным результатом. До пандемии коронавируса , столкнувшей российскую экономику в рецессию, «маленькие человеческие трагедии» гораздо в меньшей степени волновали чиновников.

Сейчас подход вроде бы изменился. Для стабилизации ситуации на рынке труда правительство согласно пойти на определенные уступки. В частности, на время отменить «потолок» страхового стажа. Однако едва ли это требование можно считать главным препятствием для досрочного выхода на заслуженный отдых.

Уместно напомнить, что речь идет о людях, которые начали работать в 80-х годах прошлого века. В СССР труд был не только конституционным правом, но и обязанностью. За тунеядство судили и давали реальные тюремные сроки.

Трудовая деятельность для тысяч юношей и девушек начиналась в 14-15 лет – со скамьи ПТУ. Следовательно, в активе у подавляющего большинства сегодняшних предпенсионеров минимум 30-35 лет подтвержденного трудового стажа. И для них принципиально ничего не изменится, если будет реализована инициатива правительства.

Без бумажки ты букашка

Куда сложнее представителям «старой гвардии» соответствовать другим условиям оформления досрочной пенсии. В частности, в трудовой книжке обязательна должна быть запись об увольнении с последнего места по сокращению штатов или ликвидации организации. Она является основанием для официальной регистрации на бирже труда и назначения пособия по безработице.

Однако с «нужной» формулировкой, согласно статистике, уходят с работы всего около 16% мужчин и 18% женщин в возрасте 50+, говорит Марина Измайлова . Большинство же, желая избежать прямого конфликта с работодателем, подают заявление об увольнении по собственному желанию, тем самым лишая себя права на досрочную пенсию.

Вызывает недоумение предлагаемый чиновниками срок действия правительственной «акции» – до конца 2020 года. Действие моратория на банкротство предприятий и организаций ограничено 4 октября. И если эта антикризисная мера не будет пролонгирована, то окажется малополезной.

Эксперты утверждают, что основные проблемы на рынке труда, связанные с массовой безработицей, скорее всего возникнут в четвертом квартале текущего года или в начале 2021-го. Из-за длительных «нерабочих дней с сохранением заработной платы» на грани банкротства окажется треть российский компаний, говорит финансовый директор финтех-маркетплейса VR_Bank Роман Ромашевский .

В сегменте малого и среднего бизнеса потери могут быть особенно серьезные. Согласно данным мониторинга бизнес-омбудсмена Бориса Титова , 53% предпринимателей считают, что переживают кризис или катастрофу. Свыше 62% респондентов вообще не уверены, что компания останется на рынке. Оптимисты в «подавляющем меньшинстве» – их всего 13,4%.

Высокие риски подтверждает и прогноз социально-экономического развития России на 2020 год и период 2021-2023 годов, скорректированный Минэкономразвития , с учетом проблем в экономике из-за пандемии коронавируса . Согласно документу, уровень безработицы в России в этом году вырастет до 5,7% по сравнению прошлогодними 4,6%. Восстановление не будет быстрым. В 2021-м безработица снизится – до 5,4%, в 2022-м составит 4,9%, а в 2023-м – 4,7%.

Предпенсионеры, как всегда, пострадают больше всего и, с учетом дискриминации по возрасту на рынке труда, навряд ли вообще смогут найти новую работу, признает Роман Ромашевский . Времени же для прохождения бюрократических процедур у них фактически не останется. Уже в декабре 2020 года, согласно предложениям правительства, «окно возможностей» для досрочного выхода на заслуженный отдых закроется.

В этом отношении законопроект Оксаны Дмитриевой , предусматривающий возвращение советского пенсионного возраста на 2020-2021 годы, выглядит более продуманным. Однако едва ли он выдержит конкуренцию с правительственным документом, который является составной частью общенационального плана вывода экономики из рецессии.

Облегчение условий выхода на досрочную пенсию, действительно, может быть эффективной антикризисной мерой. Помимо общего улучшения ситуации на рынке труда, это сулит федеральному бюджету известную экономию. Предпенсионеры, официально зарегистрированные на бирже труда, обходятся казне дороже, чем молодые безработные.

По словам эксперта ИКСИ Елены Киселевой , до пандемии им полагалось максимальное пособие в размере 11280 рублей (с региональными доплатами), тогда как остальные могли рассчитывать в лучшем случае на 8000 рублей. И период выплат для предпенсионеров длиннее – 12 месяцев, а не полгода. «В худшем положении по сравнении с ними находятся безработные в возрасте 45-50 лет, которым и до пенсии еще далеко, и для работодателей они уже старые», – подчеркнула Елена Киселева .

Возвращение советского пенсионного возраста выхода на заслуженный отдых способно ослабить нагрузку на рынок труда. По мнению доцента кафедры Развитие человеческого капитала РЭУ им Г. В. Плеханова Фариды Мирзабалаевой , этой возможностью в случае углубления кризиса могли бы воспользоваться от 1,5 до 2 млн россиян.

Конечно, о восстановлении баланса спроса и предложения на рынке труда говорить не приходится, однако службы занятости населения смогли бы предложить больше вакансий молодым соискателям. Ну а государство могло бы сэкономить не только на пособиях безработным предпенсионерам, но и на финансировании программ переобучения и переквалификации.

Сейчас затраты на эти цели достигают 5 млрд рублей в год. Курсы проходят до 120 тысяч человек, причем гарантий на последующее трудоустройство у них нет. Соответственно, чтобы обучить новой профессии 2 млн пожилых людей, потерявших работу из-за коронавируса , потребуется не менее 100 млрд рублей. Кажется, что проще эти деньги сразу направить на досрочные пенсии.

С начала года были введены поправки в законодательстве РФ. Так, граждане предпенсионного возраста могут претендовать на пособие по безработице (ПБР). Пенсионный возраст повышают. Работодатель не особо охотно трудоустраивает людей, которым скоро уходить на пенсию. Поэтому государство позволяет им получить дополнительные выплаты из бюджета в качестве социальной поддержки. Поскольку не все владеют информацией в полном объеме, давайте во всем подробно разберемся.

Кто такие предпенсионеры?


Раньше предпенсионерами назывались лица, которым оставалось до выхода на пенсию 2 года и менее. Сейчас же это понятие пересмотрено. Если своими словами, то по-новому предпенсионный возраст – это когда вам до заслуженного отдыха остается 5 лет и меньше. Это всё отражено в законодательстве (абз. 6 п. 2 ст. 5 Закона «О занятости…» от 19.04.1992 № 1032-1).

В дальнейшем пенсионный возраст будет расти с каждым годом, пока не достигнет возрастной отметки у женщин в 60 лет и у мужчин в 65 лет. В 2020 году предпенсионный возраст наступает у женщин в 51 год и у мужчин в 55 лет. Если есть право на досрочную пенсию, предпенсионером можно стать раньше.

С 2019 года Пенсионный фонд начал выдавать сведения о гражданах, относящихся к категории предпенсионного возраста. Фонд может отправить сведения в любой форме: почта, личный кабинет застрахованного лица или другим способом. Заказать справку через интернет можно прямо на сайте ПФР (раздел «Пенсии»), понадобится регистрация на Госуслугах. О получении пособия по безработице через интернет-портал Госуслуги узнайте тут.

Также каждый работодатель теперь обязан подавать отчеты в ПФР о таких работниках.

Как долго данная категория граждан может получать ПБР?


Практика показывает, что работодатели не хотят принимать на работу людей пожилого возраста, так как они скоро могут уйти на пенсию и придется искать нового работника (платят ли пособие по безработице пенсионерам?). В 2019 году государству пришлось принять меры дополнительной социальной поддержки такой категории лиц. Встав на учет в центре занятости, они могут получать финансовую помощь в виде пособия по безработице.

Но это однозначно хорошая социальная поддержка в перерывах между поисками работы. Причем сроки выплаты пособия людям перед пенсией выше, чем для всех остальных граждан: 12 месяцев в течение полутора лет, а при большом стаже — 24 месяца в течение 3-х лет.

При этом обычные граждане могут получать пособие максимум 6 месяцев в течение года, а некоторые и вовсе только три месяца. Чтобы получать пособие 2 года, надо иметь страховой стаж как минимум 20 лет у женщин и 25 лет у мужчин (входит ли пособие по безработице в страховой стаж?).

Какой минимальный размер и как рассчитывается сумма?

С 2019 года граждане, относящиеся к категории лиц предпенсионного возраста, получают пособие по особым правилам, льготным.


Сумма, подлежащая выплате предпенсионнику, зависит от периода работы на последнем месте. Если продолжительность более 6 месяцев, то пособие рассчитывается в процентах, исходя из оплаты труда за последние 3 месяца. Для граждан предпенсионного возраста берется в расчет 75% от средней величины оплаты труда на протяжении первых трех месяцев. Затем уже 60% в течение последующих четырех месяцев. После оплачивается только 45% от среднего заработка.

  • Максимальная сумма выплат безработным гражданам предпенсионного периода составляет 12 130 рублей.
  • Минимальный уровень выплаты в течение всего периода будет составлять 1 500 рублей, это если на последнем месте работы проработать менее 6 месяцев.

Эти размеры пособий по безработице ежегодно пересматриваются Правительством РФ, но не всегда происходит их увеличение. Максимальная и минимальная сумма пособия по безработице увеличивается на районные коэффициенты, если они установлены в местности, где проживает предпенсионер.

Рассмотрим расчет пособия на примере.

Мужчина, родившийся 2 мая 1960 г., уволился с работы в феврале 2020 года. За последние 3 месяца оплата труда составила 18 000 рублей. Сразу же после ухода с работы он обратился в центр занятости. Трудовой стаж составил 30 лет.

Мужчина находится в предпенсионном периоде, и в ноябре по достижении им 60,5 лет он сможет выйти на пенсию. До этого можно будет претендовать на выплаты по безработице согласно законодательству РФ.

Период, в течение которого мужчина будет получать пособие, составляет:

12 месяцев + (30-25) * 2 недели = 12 месяцев 10 недель, то есть 14 месяцев 10 дней.

  • 30 – величина максимального стажа;
  • 25 – величина минимального стажа для мужчины;
  • 2 недели – увеличение стажа за переработку сверх минимального стажа.

Какое по размеру выплачивается пособие:


Первые 3 месяца (март, апрель, май) после увольнения выплаты он мог бы получить: 18 000 * 75% = 13 500 рублей.

Но согласно законодательству существует максимальный предел по выплате – 12 130 рублей. Выше этой суммы мужчина получить будет не вправе. Поэтому на протяжении 3 месяцев он будет получать по 12 130 рублей.

Следующие 4 месяца (июнь, июль, август): 18 000 * 60% = 10 800 рублей.

Затем на протяжении 7 месяцев 10 дней: 18 000 * 45% = 8 100 рублей.

В ноябре мужчина может оформить пенсию, и тогда данные выплаты прекратятся.

У предпенсионеров, уволенных при ликвидации фирмы или по сокращению штата, есть право оформить пенсию досрочно через центр занятости. Два условия: центр занятости не смог найти подходящую работу, до пенсии не больше 2 лет (ст. 32 Закона «О занятости…» от 19.04.1992 № 1032-1).

Больше информации о том, как рассчитывается пособие по безработице, узнайте в отдельном материале.

Как оформить — порядок действий

Порядок получения выплат безработным предпенсионером схож с порядком для любого безработного. Суть одна, различаются только льготы. Давайте рассмотрим порядок действий:


  1. Обращаемся в центр занятости с целью постановки на учет в качестве соискателя работы (как встать на учет на бирже труда?). Если обратиться в течение 12 месяцев после увольнения, пособие будет повышенным, до 12 130 рублей, если позже — только 1500 рублей.
  2. При себе надо иметь пакет документов:
    • паспорт;
    • трудовая книжка;
    • справка о доходах за последние 3 месяца с последнего места работы;
    • документ об образовании, обучении, повышении квалификации;
    • карта реабилитации в случае инвалидности и вашей нетрудоспособности.
  3. Центр занятости начинает заниматься подбором возможных вакансий. В случае, если в течение 11 дней вы не нашли работу, то вас признают безработным. И именно с этого момента начинается начисление пособия по безработице.
  4. Дополнительно могут понадобиться:
    • СНИЛС;
    • ИНН;
    • реквизиты расчетного счета в банке для перечисления денежных средств.
  5. Далее посещаем центр занятости 1—2 раза в месяц для перерегистрации и получения новых вакансий.
  6. Вас также могут направить на курсы по переобучению, на протяжении всего обучения выплачивается стипендия.

Больше нюансов о том, где и как можно оформить пособие по безработице, какие необходимы документы и каков порядок назначения выплат, читайте в отдельной статье.

Сроки и правила оплаты


Как только вы пришли в центр занятости, заявили о себе, встали на учет, вам сразу же с этого периода производится назначение пособия.

В случае увольнения в результате сокращения или ликвидации предприятия денежные средства от ЦЗН начнут поступать после того, как истек срок сохранения за работником среднего уровня оплаты труда, который составляет три месяца со дня увольнения (ст. 178 ТК РФ) и шесть — при увольнении на Крайнем Севере (ст. 318 ТК РФ).

Новшества, указанные выше, про повышенный размер пособия для предпенсионеров, будут актуальны для той группы лиц, которых признали безработными в 2019 году или признают в последующие годы. Если гражданин получил статус безработного до 1 января 2019 года, то начисление пособий происходит согласно правилам, которые действовали раньше. Это указано в п. 1 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ.

Приостановка

Все основания для приостановки и полного прекращения выплат пособия по безработице перечислены в ст. 35 Закона «О занятости…» от 19.04.1992 № 1032-1. Приостановка возможна в случае не очень грубых нарушений, на срок до 1 месяца. Однако период выплаты пособия не прерывается, то есть фактически вы получите меньше денег, чем могли бы.


Рассмотрим некоторые возможные причины приостановки выплаты пособия по безработице:

  • отказ от двух предложений по работе от ЦЗН;
  • посещение ЦЗН в состоянии опьянения;
  • отчисление с обучения по направлению ЦЗН за виновные действия или самовольное прекращение обучения;
  • нарушение сроков перерегистрации в ЦЗН без уважительной на то причины.

Подробнее о причинах и правилах приостановки или прекращения выплат пособия по безработице читайте тут.

Таким образом, с 2019 года граждане имеют возможность получить дополнительные меры финансовой поддержки от государства. Так как найти работу предпенсионерам не просто, сроки выплаты пособия по безработице для них увеличены. Не работая год и более, можно получать денежные средства от центра занятости. Максимальная сумма выплат ограничена 11 280 рублями, если только вы не проживаете в местности с повышенным коэффициентом для социальных выплат.

Читайте также: