Эстонский стаж пенсия верховный суд

что делать, если пенсионный при предоставлении документов для начисления пенсии отказывается включать стаж работы и справку о заработной плате в Эстонии (года с 1983-1988г.г.) все документы имеются, выход на пенсию январь 2018г., спасибо.

Ответы юристов ( 4 )


Здравствуйте! В первую очередь необходимо разобраться с причиной отказа. Причина содержится в письменном ответе отделения пенсионного фонда. Далее необходимо искать основания для оспаривания этого отказа в вышестоящий отдел пенсионного фонда или в суд в порядке искового производства.

Уточните пожалуйста причину отказа.

Пока отойду, буду ждать уточнений по поводу отказа, так как в пфр все таки работают обученные специалисты и о договоре между РФ и Эстонией прекрасно знают.


Здравствуйте! Существует Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения Ратифицирован Федеральным закономот 31 января 2012 года N 1-ФЗ ссылка на договор http://docs.cntd.ru/document/9.

Согласно ст.5 данного Договора

При назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.

Поэтому действия ПФР по сути незаконны. Нужно получить письменный отказ и обжаловать в судебном порядке, обязать ПФР включить соответствующий период в стаж учитываемый для начисления Вашей пенсии.

Пока отойду, буду ждать уточнений по поводу отказа, так как в пфр все таки работают обученные специалисты и о договоре между РФ и Эстонией прекрасно знают.

Ах, если бы везде были обученные специалисты, тогда ни юристов, ни судов не нужно было бы, везде бы царила справедливость.

Судебной практики с положительными результатами обжалования отказов ПФР сколько угодно много

Ну не драматизируйте.

Никто и не спорит, что если есть стаж РФ то конечно легче его зачесть. Хотя думаю если бы у человека была возможность без эстонского стажа обойтись, она бы тут нам наверное вопросы не задавала. Возможно не всё так однозначно, как может показаться с первого взгляда, разумеется при обжаловании действий нужно ссылаться на конкретную бумагу — ответ ПФР, но сам факт, что период стажа в ЭССР согласно международного договора должен быть засчитан — есть.


пенсионный при предоставлении документов для начисления пенсии отказывается включать стаж работы

Чем мотивирован данный отказ?

Между РФ и Эстонией заключен Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (Таллин, 14 июля 2011 г.) Российская Федерация ратифицировала настоящий Договор Федеральным законом от 31 января 2012 г. N 1-ФЗ

3. Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон,то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.

кроме того в договоре отмечено, что

1. При назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.

2. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию.

1. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

Из приведенных положений следует, что применить к расчету пенсионный стаж, за указанный Вами период за время осуществления трудовой деятельности в ЭССР возможно лишь в случае, если Вам недостаточно «российского стажа» для назначения пенсии.

Такой позиции придерживается и судебная практика

Постановление Президиума Волгоградского областного суда от 20 января 2016 г. по делу N 4Г-18/2016

14 июля 2011 года между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее Договор от 14. 07.2011 года), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 года N 1-ФЗ и вступивший в силу 1 апреля 2012 года.

Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации — к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике — к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).

Согласно статье 3 указанного Договора, он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющихся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора.

При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающая Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо (пункт 2 статьи 5 Договора).

Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

Таким образом, Международный договор от 14 июля 2011 года в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

Следовательно, в соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации.

06 октября 2011 года между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики заключено Соглашение о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года (далее — Соглашение), согласно которому назначение пенсии осуществляется на основании заявления, заполняемого лицом по форме, используемой в стране его проживания, и других необходимых документов, представляемых им в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, со сроков, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию. Для назначения эстонской пенсии лицу, проживающему в Российской Федерации, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет формуляр об обращении за пенсией (приложение 1), формуляр о пенсионном стаже (приложение 2), при необходимости формуляр о сведениях медицинского обследования (приложение 3) и другие необходимые документы в Департамент социального страхования Эстонской Республики, где принимается соответствующее решение (статья 5).

Судом установлено и видно из материалов дела, что в соответствии с порядком, предусмотренным Соглашением, УПФР в г.Волжском Волгоградской области направило формуляр об обращении за пенсией Г.Н.П. и формуляр о пенсионном стаже истца в Департамент социального страхования Эстонской Республики.

Согласно информации Департамента Социального Страхования Эстонской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N ЕД-495/11-1, изложенной в формуляре о пенсионном стаже Г.Н.П. следует, что продолжительность периода страхового (трудового) стажа на территории Эстонской Республики составляет "… " лет "… " месяцев "… " дней.

Следовательно, у Г.Н.П.. имеется право на пенсионное обеспечение по законодательству Эстонской Республики с учетом продолжительности страхового (трудового) стажа и заработной платы, начисленной за данный период в Эстонской Республике.

При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для возложения на УПФР в г.Волжском Волгоградской области обязанности по включению в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии периодов работы в Эстонской Республике, а также назначить трудовую пенсию по старости на основании пункта 1 статьи Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173 -ФЗ с зачетом среднемесячного заработка (60 месяцев подряд) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, суд в нарушение положений Договора и Соглашения возложил на Российскую Федерацию обязанность выплатить Г.Н.П. денежные средства, полагающиеся к выплате Эстонской Республикой.

Доводы Г.Н.П. о том, что работа на территории Эстонии подлежит зачету в «российский» стаж на общих основаниях, противоречит условиям Договора. Положений о том, что стаж, приобретенный в период до распада СССР, при определении размера пенсии по старости подлежит учету на общих основаниях, без особенностей, установленных Договором, данный международный акт не содержит.

Указанные доводы основаны на ошибочном понимании положений закона и условий Договора, учитывая, что право на «российскую» пенсию по старости у истца возникло без учета пенсионного стажа, приобретенного по законодательству Эстонии (п.2 ст. 5 Договора).

Пункт 3 статьи 5 Договора, устанавливающий суммирование пенсионного стажа, в данном случае не может быть применен, поскольку регулирует вопросы назначения пенсии при недостаточности пенсионного стажа, дающего право на назначение пенсии.

Ссылка Г.Н.П. на п.2 ст. 6 Договора является необоснованной, поскольку указанный пункт касается конвертации пенсионных прав, и не влияет на размер пенсии, а поэтому и оснований для его применения не имеется.

В связи с изложенным, решение Волжского городского суда Волгоградской области от 17 июня 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 25 сентября 2015 года об удовлетворении исковых требований Г.Н.П. к УПФР в г.Волжском Волгоградской области нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции установлены, однако судами первой и апелляционной инстанций неправильно истолкованы подлежащие применению к спорным отношениям нормы материального права, Президиум Волгоградского областного суда находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Г.Н.П. — отказать.

Руководствуясь ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решение Волжского городского суда Волгоградской области от 17 июня 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 25 сентября 2015 года — отменить.

Принять по делу новое решение, которым Г.Н.П. в удовлетворении исковых требований по гражданскому делу по иску Г.Н.П. к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в г. Волжском Волгоградской области о признании незаконным отказа во включении в пенсионный стаж периодов работы, перерасчете размера трудовой пенсии с учетом среднемесячного заработка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — отказать.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 ноября 2014 г. N 33-5653/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Ильичевой Т.В.

судей Переверзиной Е.Б., Рогачевой В.В.

при секретаре И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихвинском районе Ленинградской области на решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 10 сентября 2014 года, которым удовлетворены исковые требования П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихвинском районе Ленинградской области о включении периодов трудовой деятельности в специальный стаж и обязании назначить досрочную трудовую пенсию.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ильичевой Т.В., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихвинском районе Ленинградской области - А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя П. - И.С., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,

П. обратился в Тихвинский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к ответчику об обязании зачесть в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы с по в должности слесаря КИПиА на , с по в должности электромонтера по обслуживанию электрооборудования на .

В обоснование заявленных требований истец указал, что обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173 от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в РФ", однако, Управление Пенсионного фонда в Тихвинском районе Ленинградской области решением от за N отказало в назначении пенсии, указав, что вышеуказанный период работы не вошел в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, поскольку работа осуществлялась на территории Эстонской Республики.

Определением Тихвинского городского суда Ленинградской области от 10 сентября 2014 года прекращено производство по делу по иску П. к УПФР в Тихвинском районе Ленинградской области о включении в стаж работы, дающей право на получение досрочной трудовой пенсии по старости период работы с по в качестве подземного ученика электрослесаря на участке по монтажу, демонтажу и ремонту оборудования и в должности подземного электрослесаря на подземном монтажном участке в шахте " (л.д. 54 - 55).

Истец и его представитель в судебном заседании поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика УПФР по Тихвинскому району Ленинградской области иск не признала, представила письменные возражения по иску (л.д. 9 - 12).

Решением Тихвинского городского суда Ленинградской области от 10 сентября 2014 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе УПФР в Тихвинском районе Ленинградской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указало, что Постановление Конституционного Суда РФ не может быть применено к вопросу пенсионного обеспечения П., поскольку на дату обращения гражданина за назначением пенсии, вопросы исчисления страхового и специального стажа для граждан, осуществлявших свою деятельность на территориях ЭССР (ЭР) и РСФСР (РФ) с 01.04.2012 регулируются Договором между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011, таким образом, судом применены нормы, не подлежащие применению.

Судом дана неправильная оценка документам, поступившим от эстонской стороны. Обстоятельства, указанные судом о выдаче работодателем льготной справки от N, подтверждающей работу истца в условиях радиационной вредности, с выводом о праве на пенсию по эстонскому закону и законодательству РФ, не являются основанием для назначения льготной пенсии в РФ, поскольку это противоречит нормам Договора от 14.07.2011.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

В соответствии со ст. 7, пп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 N 173-ФЗ, досрочная трудовая пенсия по старости может быть назначена мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Закона, на один год за каждый полный год такой работы.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

Разделом XXII "Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами" Списка N 1, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение рабочим, руководителям и специалистам, постоянно и непосредственно занятым на эксплуатационных, ремонтных, наладочных и экспериментальных работах в условиях радиационной вредности. Аналогичные сведения содержатся в Списках, утвержденных Постановлением Правительства Эстонской Республики N 206 от 16.07.1992.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец обратился в УПФР в Тихвинском районе Ленинградской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ (л.д. 31 - 34).

Решением УПФР в Тихвинском районе Ленинградской области N от П. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа (л.д. 5).

Согласно трудовой книжке, П. работал на , расположенном на территории Эстонской ССР в период с по в должности слесаря по КИПиА, в период с по - электромонтером по обслуживанию электрооборудования (л.д. 15 - 22).

В соответствии со справкой N от П. работал в особо вредных условиях в производстве редкоземельных элементов химическим способом в период с по в качестве слесаря по ИП и А цеха 11, с по - в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования цеха N 11, работа в условиях радиационной вредности (л.д. 23 - 24).

Из формуляра уведомления об установлении пенсии следует, что П. не имеет права на получение пенсии на льготных условиях, отсутствует стаж 10 лет на территории Эстонской Республики (л.д. 43 - 44).

Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Удовлетворяя исковые требования П. о включении в специальный стаж спорных периодов работы в ЭССР, признании за истцом права на назначение пенсии досрочно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что отказ ответчика является неправомерным и противоречит действующему законодательству.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 3 указанного Закона право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 10 указанного Закона предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Согласно Договору между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенному 14.07.2011, данный договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 настоящего Договора.

Согласно ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года при назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.

Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию.

Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.

Таким образом, по условиям вышеуказанного международного договора, как в общий, так и в специальный стаж гражданина России могут включаться периоды работы на территории каждого государства - стороны договора. Условий о легализации документов, подтверждающих стаж работы, данный договор не содержит.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Указанное Соглашение Республика Эстония не подписала. Тем не менее, в соответствии с пунктом 2 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18 при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 1 декабря 1991 года. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13.03.1992, после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном статьей 89 Закона РСФСР от 20.11.1990.

Решая вопрос о наличии у граждан, прибывших из государств - республик бывшего СССР, права на трудовую пенсию по старости, в том числе на досрочную трудовую пенсию по старости, необходимо учитывать также рекомендации, содержащиеся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР".

Согласно данным рекомендациям для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

В соответствии с п. 8 Распоряжения правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 N 99р для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15.01.2003 N 88-16).

Из анализа указанных Соглашений и рекомендаций следует, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и специальный стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах у суда имелись основания для включения спорных периодов работы в специальный и общий страховой стаж истца и с учетом того, что на момент обращения истца к ответчику имелась совокупность условий, предусмотренная подпунктом 1 п. 1 ст. 27 от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имелись основания для включения спорных периодов в специальный трудовой стаж.

В связи с изложенным судебная коллегия, считает несостоятельными доводы жалобы ответчика о том, что при включении в специальный стаж истца спорных периодов работы, суд не учел правила Международного договора, заключенного 14.07.2011 между Российской Федерацией и Эстонской Республикой, которым предусмотрено разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенного на территории договаривающихся сторон не только после распада СССР, но и в бытность его существования.

Иное толкование материального права приведет к нарушению пенсионных прав граждан РФ, которые в период осуществления трудовой деятельности на территории РСФСР и Эстонской ССР имели право на льготную пенсию по старости. Указанные лица вправе рассчитывать на гарантированное государством, в тот период времени, пенсионное обеспечение независимо от изменения в последующем законодательства, регулирующего данные правоотношения в каждом из вновь образованных государств.

Пункт 3 статьи 5 указанного Договора не содержит условий разделения ответственности за периоды пенсионного стажа, имеются только ограничения в суммировании стажа в случае совпадения периодов работы по времени их приобретения. Исходя из смысла указанной нормы Договора, периоды работы могут суммироваться и по специальному, и по страховому стажу.

Периоды стажа истца по времени их приобретения не совпадают, следовательно, подлежат суммированию.

При этом судебная коллегия учитывает, что в соответствии с положениями п. 4 ст. 5 Договора в случае, если пенсионный стаж, приобретенный согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон, не дает права на пенсию, то данный стаж засчитывается компетентным учреждением другой Договаривающейся Стороны при условии, что с учетом пенсионного стажа, приобретенного на территории этой другой Договаривающейся Стороны, возникает право на пенсию.

Периоды трудовой деятельности истца до распада СССР в декабре 1991 года (декларация Верховного Совета СССР от 26 декабря 1991 года), когда не существовало самостоятельного Эстонского государства, не могут рассматриваться как периоды деятельности за границей, эти периоды относятся к российскому страховому, а в части - также и к специальному стажу.

Доводы жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к неправильному толкованию норм права и изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, жалоба не содержит.

С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 10 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тихвинском районе Ленинградской области - без удовлетворения.

На эстонскую пенсию в России можно прожить достойно.

Эстония является относительно небольшой страной Прибалтийского побережья, ранее входящей в состав СССР. Теперь она входит в Европейский союз. На сегодняшний день в Эстонии проживает чуть больше 1 млн 324 тыс человек, из которых порядка 415 тысяч являются пенсионерами. Такое количество людей преклонного возраста от общего числа жителей влечет за собой немалую нагрузку на бюджет страны. Как же с этим справляется соседнее государство?

Условия для назначения пенсии

Как во многих странах постсоветского пространства и в европейских государствах, право на пенсионное обеспечение у эстонцев возникает при двух главных условиях:

  • Трудовой стаж гражданина, который должен составлять не менее 15-ти лет.
  • Возраст выхода на пенсию. В Эстонии для мужчин – это 63 года, а для женщин – 62,5-63 года в зависимости от даты рождения. К 2026-ому возрастной порог будет постепенно увеличиваться до тех пор, пока не достигнет 65-летней отметки.

Одной из специфических особенностей пенсионной системы Эстонии является возможность получать преждевременную или отложенную пенсии. Например, если гражданин хочет выйти на заслуженный отдых раньше установленного законом возраста, то он может это сделать за 3 года до его достижения, но при этом он в обязательном порядке должен иметь за плечами 15-летний трудовой стаж и быть готовым к тому, что его будущие пенсионные выплаты будут в некоторой степени сокращены в размере. То есть, если гражданин Эстонии выйдет на пенсию на три года раньше, то он потеряет около 14,4% от общих выплат.

С отложенной пенсией дела обстоят наоборот. Если не оформлять пенсию после наступления требуемого пенсионного возраста, то за каждый последующий месяц к размеру будущих выплат будет начислена надбавка в размере 0,9%.

Как рассчитывается пенсия эстонцев

Пенсионное пособие жителей Эстонии состоит из трех элементов:

  • базовая часть, которая в денежном эквиваленте до весны 2019 года составляла 160 евро, а после – 175 евро (или 12 843 руб);
  • надбавки за стаж работы до конца 1998 года, которые высчитываются индивидуально, то есть чем длиннее период трудовой деятельности, тем выше будет размер пенсионного пособия;
  • выплаты по страховому паю, которые определяются исходя из ряда факторов, в числе которых трудовой стаж, служба в армии, наличие образования, декретных периодов или периодов временной нетрудоспособности, а также общий размер налоговых взносов, выплаченных в бюджет страны до 1999 года.

Более того, в Эстонии существует практика начисления так называемой «пенсии поддержки», на которую имеют право малообеспеченные пенсионеры, не получающие больше никаких пенсионных пособий, кроме «народной пенсии», то есть пенсии по старости. Право на ее получение наступает по истечении 5 лет после назначения пенсионного пособия по возрасту.

Сколько получают эстонские пенсионеры

Как и в России, размер пенсии в Эстонии зависит от стажа и уровня заработной платы, которую получал гражданин за все время трудовой деятельности.

Если эстонец не наработал себе требуемый по действующему законодательству стаж, то размер «народной пенсии» для него составит 189 евро (или 13 870 руб), при наличии 15-летнего стажа он получит приблизительно 291 евро (или 21 358 руб), с 30-тью годами стажа – 390 евро (или 28 624 руб), с сорока – 456 евро (или 33 465 руб). А если гражданин работал в Эстонии на легальной основе в течение 44 лет, то его пенсионное пособие достигнет порядка 483 евро (или 35 447 руб). Но эти цифры приблизительные, потому что на окончательный размер также влияют уровень заработной платы и взносы на накопительную часть пенсии, если они имеются.

В среднем же по стране, по данным Департамента статистики за 2018 год, пенсионное пособие составляло 440 евро (или 32 291 руб). Этот показатель, безусловно, выше, чем российский, однако цены на продукты первой необходимости и жилье в этой прибалтийской стране едва ли можно назвать низкими, да и жизнь там влетает в хорошую копеечку. Вот в России бы на эти средства можно было прожить достойно!


С 16.10.2011г действует соглашение (далее Договор России и Эстонии о пенсионном обеспечении). Как действие этого договора отразилась на жизни членов семей военнослужащих, проходивших службу на территории Эстонской ССР? В отличие от всех остальных граждан России (а также членов семей военнослужащих, которые не выполняли свой воинский долг в ЭстССР), проживающих на территории России, рожденные после 16.10.1956г и имеющие эстонско-советский трудовой стаж лишены возможности использовать свое пенсионное право по российским законам и применение этого договора поставило нас в особую категорию российских пенсионеров – самых нищих.

1) Выход на пенсию за стаж в ЭстССР увеличился до 63 лет, а вступающих в пенсионные отношения с государством в 2017 году – более того, до достижения 65 лет.

2) В трудовой стаж не входят периоды по рождению и уходу за детьми (детей, рожденных в семьях советских военнослужащих) и родителями-инвалидами если это имело место быть на территории ЭстССР.

3) Если трудовой стаж в Эстонии менее 5 лет, то он не засчитывается в Эстонии согласно закона о пенсиях этого государства и не засчитывается в России, так как приобретен на территории Эстонии(?), а значит полностью пропадает.

4) Согласно ст.6 этого договора недействителен стаж, приобретенный на территориях остальных республик СССР. (Не учтена специфика военной службы, частые переезды военнослужащих с семьями на места дислокации воинских частей – эта статья выглядит наиболее абсурдно, хотя эстонская сторона предлагала ее исключить.)

ПФР России , ссылаясь на ст.6 этого договора, при оформлении пенсий игнорирует другие международные договора и соглашения, заключенные РФ с другими государствами, которые имеют такую же юридическую силу и подлежат исполнению обязательств, взятых РФ ( в частности Соглашение от 13.03.1992г со странами СНГ), не засчитывает стаж, приобретенный в других республиках бывшего СССР, что говорит о полной не компетенции подготовивших договор с Эстонией чиновников ( Департамент международного сотрудничества при Минсоцразвитии РФ) и поверхностного изучения вопросов, затронутых в этом договоре, депутатами ГД и членами СФ РФ. Специалисты называют эту статью «новизной» в договорах о пенсионном сотрудничестве.

5) Кто из чиновников, депутатов, членов Совета Федерации РФ, причастных к появлению такого, пока единственного на всем пространстве бывшего СССР, договора может дать нам гарантию того, что к 2019 году Эстония не изменит пенсионное законодательство в свою пользу и наше положение (членов семей оккупантов) еще более усугубится?

6) Ссылаясь на Венскую Конвенцию № 102 о правах трудовых мигрантов и то, что этот договор соответствует мировым стандартам, в своих отписках на наши обращения чиновники не принимают тот факт, что мы никогда не имели статус «трудовой мигрант» в Эстонии, а в мире нет аналога распада такого огромного государства, как СССР.

7) Нас лишили валоризации и конвертации за советско-эстонский стаж при начислении пенсий, а повышение пенсий составляет минимум, т.к.расчитывается с минимального размера и разрыв с социальной и другими пенсиями возрастает.

Таким образом пенсии у абсолютного большинства членов семей военнослужащих выполнявших свой воинский и гражданский долг на территории Эстонской ССР, меньше прожиточного минимума и социальных пенсий в России.

В 1994г выводились российские войска из Эстонии , государство не могло обеспечить нас жильем, а абсолютное большинство из нас не имели возможность трудоустроиться, в связи с этим многие из нас попали под неудачную пенсионную реформу 2001 года.

Ответы госчиновников и депутатов на обращения оскорбительны и унизительны, что породило отчаяние, недоверие и ненависть к власти, в них лишь приводятся цитаты из договора. Несомненно, что парламентские выборы , новогодние каникулы и раздел портфелей комитетов в 2011г не дали время и возможность (а может быть дали?) депутатам оценить всю нелепость этого договора (или лоббирование депутатами антинародного закона?) . Ответы госчиновников и депутатов на обращения оскорбительны и унизительны, что породило отчаяние, недоверие и ненависть к власти.

Господин Комоедов, какие действия предприняли бы вы, если бы с вашей супругой поступили так же? Вам не понятна суть наших претензий к этому договору? (Ваше письмо № 3.14-24/346 от 28.12.2012г.)

Стенограмма пленарного заседания представляет собой образец действительного отношения « властидержащих» к народу – вездесущая ложь из уст и Ю.Воронина, пытающегося с 90-х годов внедрить свои труды на «благо» ПФР, и коммунистов, направлявших наших мужей служить в гарнизоны СССР и Афганистан.

Вопрос экс-президента: «Сколько наших соотечественников ушли из этого мира не увидев в Эстонии пенсии за советский стаж?». Ответный вопрос: «Сколько из нас, изъездивших весь «союз», познавших всю «прелесть» гарнизонной жизни, вернувшихся на Родину с мужьями после распада СССР, не увидят пенсии за советский стаж в Эстонии?» - да и за отобранный депутатами и чиновниками советский стаж других союзных республик СССР. Наши соотечественники, оставшиеся в Эстонии, ради которых принят этот договор о пенсиях, сделали свой выбор – выразили согласие остаться в чужом государстве и тем самым приняли его законы, но видимое их благополучие ложно, выпрошенная пенсия за счет России в 55 лет в Эстонии за российский стаж не оправдала ожидания наших соотечественников , а разменной монетой оказались мы.

Настаиваем (согласно ст.12 п.2 Договора России и Эстонии о пенсионном обеспечении) на внесении изменений в договор путем подписания соответствующих протоколов:

1. «Исключить п.6 в связи с обязательствами РФ о пенсионном обеспечении по заключенным международным договорам и соглашениям с бывшими республиками СССР».

2. «Для членов семей военнослужащих выполнявших свой воинский долг на территории ЭстССР (до 1992г) и Эстонской Республики (1992-1994гг) исчислять размер пенсии по территориально-пропорциональному принципу (по образцу договора с Латвией) или территориальному (по образцу с Литвой).

Кто сможет помочь в решении вопроса о соцгарантиях, данных Государством военнослужащим и членам их семей, направленных для несения воинской службы для обеспечения безопасности государства на территорию ЭстССР и дать нам, гражданам России, проживающим на территории России, возможность использовать свое пенсионное право по Российским законам ? Все международные договора о пенсионном обеспечении между бывшими республиками СССР должны заключаться с использованием закона о статусе военнослужащих . Нельзя поколение, родившееся и трудившееся в СССР, разделить по принципу нахождения на территориях союзных республик- мы жили и работали (кому удалось найти работу в гарнизонах) в одном государстве где была единая государственная граница, единый государственный язык, законы и валюта. И мы, члены семей военнослужащих проходивших военную службу в Эстонии, вернулись на Родину и хотим жить по законам нашего государства.

Читайте также: